Оперативная обстановка

Под оперативной (пожарной) обстановкой в городе (регионе) будем понимать сложившийся в нем в тот или иной период (момент) времени комплекс условий, способствующих или препятствующих возникновению, развитию и ликвидации пожаров (и иных деструктивных ситуаций, в ликвидации последствий которых должна принимать участие пожарная охрана) и определяющих возможные масштабы их социально-экономических последствий.

В течение последних десятилетий концепция понятия оперативной обстановки с пожарами, вопросы ее анализа и моделирования подробно изучались с позиций системного подхода. Сущность этой концепции заключается в следующем. Пожарную охрану можно рассматривать как сложную динамическую систему, призванную выполнять вполне определенные функции, связанные с предупреждением и тушением пожаров, а также с проведением аварийно-спасательных работ. Для выполнения этих функций пожарная охрана располагает соответствующими материальными и трудовыми ресурсами (силами и средствами).

Пожарная охрана функционирует в некоторой окружающей ее среде, где возникают те или иные пожароопасные ситуации. Ликвидируя эти ситуации, пожарная охрана вступает во взаимодействие с соответствующими элементами окружающей среды. Оно может быть более или менее успешным в зависимости от ряда факторов как случайного, так и неслучайного характера (управляемых или неуправляемых). Отсюда, в частности, следует принципиальная возможность оценки эффективности функционирования пожарной охраны, т.е. степени ее приспособленности к выполнению поставленных перед нею задач.

Предложенная концепция позволяет выделить основные элементы понятия оперативной обстановки, определить факторы, относящиеся к каждому элементу, наметить параметры, характеризующие оперативную обстановку в целом и ее элементы, а также найти пути их количественной оценки (математического описания).

Так, основными элементами понятия оперативной обстановки в городе являются:

возможности гарнизона пожарной охраны города (характеристики системы);

уровень пожарной опасности города (характеристики среды);

динамика оперативного реагирования гарнизона пожарной охраны на пожароопасные ситуации (взаимодействие системы и среды).

Основные факторы, относящиеся к каждому элементу, перечислены на схеме (рис. 4.1).

Понятие оперативной обстановки является, таким образом, сложным и многогранным, зависящим от большого числа различных по характеру факторов. Все эти многочисленные факторы оказывают влияние на общую оценку оперативной обстановки в городе, уровня его пожарной опасности и на разработку планов мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы противопожарной защиты города и обеспечению его пожарной безопасности.

При этом вся совокупность факторов находит достаточно объективное отражение в нескольких весьма емких по содержанию параметрах, поддающихся количественной оценке и позволяющих найти количественные закономерности оперативной деятельности пожарной охраны.

Такими параметрами являются: 1) частота боевых выездов подразделений пожарной охраны; 2) продолжительность выездов; 3) число оперативных отделений, выезжающих по вызову. Эти параметры являются основными.

Оперативная обстановка — методология оценки деятельности

К ним можно добавить много других, например число пожарных рукавов, использованных при тушении пожара, расходы различных огнетушащих средств и т.д.

Очевидно, что чем больше значение каждого перечисленного параметра, тем напряженнее оперативная обстановка в городе, и наоборот. Заметим, что на значения вышеуказанных параметров непосредственное влияние оказывает большинство факторов, составляющих элементы оперативной обстановки. Например, на частоту выездов подразделений на пожары и загорания среди прочих факторов значительное влияние может оказывать уровень пожарно-профилактической работы в городе. Кстати говоря, в перечень параметров оперативной обстановки вполне уместно включить, например, число пожарно-технических обследований объектов народного хозяйства, проведенных за определенных промежуток времени, и выявленные при этом нарушения требований пожарной безопасности.

Важно подчеркнуть, что совокупность параметров оперативной обстановки позволяет достаточно полно и точно оценить объем боевой и профилактической работы, которую приходится выполнять подразделениям пожарной охраны и органам госпожнадзора. Чем чаще приходится, например, выезжать оперативным подразделениям по вызову, чем дольше и большими силами ликвидируются возникшие пожары, загорания, аварии и т.п., тем сложнее оперативная обстановка, тем больший объем работы выполняет пожарная служба. Эти объективные показатели необходимо учитывать при обосновании штатной численности и технической оснащенности пожарной охраны.

Заметим также, что изучение и анализ элементов, факторов и параметров оперативной обстановки помогают определить конкретные пути воздействия на нее с помощью разрядки и уменьшения степени ее напряженности, значений пожарных рисков. Например, изучение структуры потока выездов пожарных подразделений (в жилые дома, на промышленные предприятия, по ложным вызовам и пр.) и вызвавших их причин может указать направление усиления профилактической работы, что позволит снизить общее число вызовов, уменьшить число пожаров и загораний, повысить пожарную безопасность города или населенного пункта. Повышение уровня боеспособности подразделений гарнизона пожарной охраны, более качественная разработка оперативных планов пожаротушения могут уменьшить продолжительность процесса тушения пожаров, снизить ущерб от них. Большие значения времени следования первой пожарной помощи к месту вызова могут привести к изменению дислокации подразделений, границ районов обслуживания, обоснованному увеличению числа пожарных частей (депо) и отдельных пожарных постов и т.д.

Все это означает, в сущности, научно обоснованное совершенствование организации и управления пожарной охраной. Кроме того, результаты исследований оперативной обстановки, ее параметров интересны не только сами по себе. Они дают те исходные закономерности, на основе которых можно конструировать математические модели процесса функционирования пожарной охраны, причем параметры оперативной обстановки для этих моделей являются входными параметрами. Такие модели (если они правильно описывают реальность) позволяют разработать научно обоснованные нормативы и сформулировать рекомендации по совершенствованию организации оперативно-тактической деятельности пожарной охраны городов и населенных пунктов.

Для отыскания закономерностей процесса функционирования пожарной охраны необходимо располагать достоверной исходной информацией об этом процессе. Информационной базой здесь могут служить прежде всего официальные документы пожарной охраны городов, населенных пунктов и объектов народного хозяйства (например, диспетчерские журналы выездов пожарных подразделений). К сожалению, далеко не всегда удается получить из этих документов достаточно полную и надежную информацию, поэтому в ряде случаев приходится проводить специальные наблюдения и эксперименты для сбора необходимой информации.

Полученную информацию следует обработать с помощью соответствующих научных методов. В данном случае наиболее подходящими являются методы математической статистики. Заметим, что очень важно не только найти значения интересующих нас величин (параметров), но и выяснить характер их изменения во времени, их динамику, так как это позволит строить достаточно надежные прогнозы изменения оперативной обстановки и соответствующего развития пожарной охраны. О таких методах обработки информации говорилось в гл. 2 учебника. Рассмотрим теперь математические модели оперативной обстановки, опирающиеся на методы теории вероятностей, изложенные в гл. 3 настоящего учебника.

   
 

Рис. 4.1. Понятие оперативной обстановки

Предыдущая статья:Проверка статистических гипотез Следующая статья:В городе

В тоже время  условия внешней среды оказывают  влияние и на состояние системы  органов внутренних дел. Это влияние  может быть опосредованным через  преступность и непосредственным: например, большой разброс населенных пунктов  на территории района, как правило, влечет за собой деконцентрацию сил  органа внутренних дел.

Иногда  в печатных СМИ, в документах практики можно встретить отождествление понятий «внешняя среда» и «криминогенная обстановка». Это неверно. Действительно, среда функционирования в разной степени насыщена криминогенными факторами, которые выступают причинами или катализаторами (провокаторами) преступного поведения граждан: безработица, пьянство, наркомания, маргинальность, бедность, детская беспризорность, мрак на улицах, в подъездах домов и многое другое. Но наряду с этим внешняя среда включает в свой состав и нейтральные к преступности обстоятельства (например, административно — территориальное устройство), а также явно антикриминогенные факторы, например, порядок в общежитиях, экономическое благополучие значительной части населения, надлежащий контроль за миграционными процессами и т.д.

Говоря  о правонарушительстве, следует отметить тот факт, что для организации функционирования отделов внутренних дел преступность и иные правонарушения, их состояние, структура, характер и динамика имеет определяющее значение. Органы внутренних дел, осуществляя борьбу с преступностью, воздействуют на нее и в той или иной мере изменяют ее характеристики. Поэтому правонарушения необходимо рассматривать не только как внешнее условие или объект внешней среды, но и как основной объект воздействия, объект приложения усилий со стороны ОВД с целью обеспечения правопорядка. Поэтому в логической структуре оперативной обстановки преступность выделяется в самостоятельный элемент.

Третий  блок оперативной обстановки представлен ресурсным обеспечением органов внутренних дел. На сегодня это наиболее слабо разработанный элемент, а поэтому фактически не участвующий в анализе и оценке общей оперативной обстановки. А ведь ресурсы — это наши силы и средства, т.е. именно то, что имеет система МВД России для решения своих государственных задач.

Возможностей  всегда не хватает, тем не менее, при равных ресурсах однотипные аппараты работают по-разному. Нередки случаи, когда при очень скудных запасах удается получать больший результат и наоборот. В последние годы, например, финансовые и технические возможности милиции возросли, но раскрываемость ухудшилась, показатели следствия и дознания, безопасность на дорогах и другие параметры снизились. Причем у разных коллективов по-разному.

Следовательно, необходимо тщательно изучать этот важный компонент внутренних условий  функционирования органов внутренних дел.

Четвертый блок — деятельность органов внутренних дел и ее результаты. Это — динамичная часть системы ОВД. Это — силы (люди) и средства (все остальное) — в действии. Нас интересует и сама работа и ее результаты. Это различные обстоятельства. Характер, содержание, интенсивность работы не всегда соответствуют желаемым итогам. Известный постулат «оценка по конечным результатам» небесспорен и небезупречен. Практические органы хорошо знают, что нередко очень качественная и напряженная работа не дает высокого результата по многим объективным, независящим от коллектива сотрудников обстоятельствам.

Поэтому анализ этой составляющей оперативной  обстановки требует особо вдумчивого и научно обоснованного подхода.

2. Понятие общего анализа оперативной обстановки

Из теории управления известно, что анализ рассматривается  как одна из важнейших функций  социального управления. При этом подчеркивается, что аналитическая  деятельность существует не сама по себе, она не является самоцелью. Анализ в  управленческом процессе выполняет  служебную роль, имея конкретную цель – обеспечить принятие руководителем  единственно верного и максимально  эффективного управленческого решения.

Прежде  необходимо четко определиться с  используемыми понятиями: анализ, оценка, общий анализ.

Как известно алгоритм информационно-аналитической  работы представлен четырьмя этапами: информационным, собственно аналитическим, прогнозным и итоговым. На первом этапе  идет работа с информацией, включая  и ее статистический анализ, в ходе которой мы получаем ответ на вопрос – «Что произошло в регионе (городе, районе)?» Имеется в виду оперативная  обстановка во всей своей совокупности. Второй этап – аналитический –  отвечает на вопрос – «Почему это  произошло?» Именно на этом этапе  мы выясняем причины, условия, обстоятельства, обусловившие конкретное состояние  преступности на обслуживаемой территории, результаты работы ОВД. Третий этап — прогнозный – помогает аналитикам заглянуть  в будущее оперативной обстановки. Эти три этапа и составляют собственно анализ обстановки. Мы все  о ней узнали: что случилось, почему и что может быть в перспективе. Теперь полученное знание должно перейти  в итоговые выводы и обобщенную оценку, как отдельных элементов оперативной обстановки, так и всей ситуации в целом.

Например, делая выводы из анализа состояния внешней среды функционирования отдела внутренних дел конкретного района (города), мы можем сказать следующим образом: «Итак, анализ и прогноз всей совокупности факторов внешней среды позволяет сделать следующие выводы: социально-экономическая ситуация района (города) за анализируемый период времени существенных изменений не претерпела: экономика продолжает переживать период стагнации, ВВП не возрастает, кредитно-финансовая система, находясь под определенным влиянием криминальных структур, работает неэффективно.

Понятие и характеристика оперативной обстановки и ее компоненты

Социальная дифференциация населения усиливается, жизненный уровень населения падает, стоимость продовольственной корзины возрастает, инфляция выходит за планируемые пределы. В неимущих слоях населения растет агрессивность, социальная напряженность, возникают экстремистские и другие асоциальные настроения. Прогноз дальнейшего развития социально-экономической и демографической сферы региона неутешителен. Все это дает основание оценить состояние внешней среды как неблагоприятное, насыщенное криминогенными факторами, влияние которых на развитие криминальной ситуации будет возрастать, вызывая ее осложнения, одновременно затрудняя деятельность отдела внутренних дел».

В таком  же плане формулируются выводы и  оценки по остальным компонентам  оперативной обстановки. Затем необходимо перейти к итоговой оценке: «Таким образом, оперативная обстановка в  целом в районе (городе) за анализируемый  период времени значительно осложнилась (осталась напряженной, стабилизировалась, стала более благоприятной и  т.д.). Особенно это проявляется во внешней среде функционирования, состоянии преступности и результатах  деятельности ОВД по основным направлениям работы».

После этого  следует сформулировать предложения  по оздоровлению оперативной обстановки (или стабилизации, или закреплению  позитивных тенденций).

В этом и  состоит смысл анализа и оценки. Анализ (от греческого analysis – разложение) понимается как синоним научного исследования вообще. Анализ без оценки и выводов – это незавершенный процесс информационно-аналитической работы как функции управления, оценка без анализа вообще немыслима, ибо она не имеет своего содержания.

Если  анализ несет в себе в большей  степени объективное начало т.к. отражает реально сложившуюся ситуацию, то оценка – в значительной мере имеет субъективное происхождение, поскольку окрашена в личное восприятие индивида. Разные люди на основании  одних и тех же аналитических  материалов могут дать различные  оценки. Поэтому стоит задача –  максимально насытить оценку объективным  началом и минимизировать субъективизм.

Анализ  и оценка оперативной обстановки в реальной повседневной деятельности органов внутренних дел протекают  в двух формах: общий анализ (и  оценка) оперативной обстановки и  частный анализ.

Под общим  анализом понимается одновременное  исследование оперативной обстановки в целом, в единстве всех составляющих ее элементов.

Вместе  с тем следует сказать, что  понятие «общий анализ» в научную  литературу системы МВД пришел сравнительно недавно, в середине 90-х годов. До этого, а в нормативных документах МВД России, МВД, УВД, ОВД и в настоящее время используется другой традиционный термин – «Комплексный анализ оперативной обстановки», подразумевая под этим именно анализ всех компонентов оперативной обстановки.

Такой терминологический  подход представляется неверным. Комплексность  есть всеобщее требование к любым  анализам, обязательный принцип аналитической  работы. Какое бы исследование ни проводилось  в системе МВД (как и в любой  социальной системе), оно обязательно  должно носить комплексный, системный  характер, иначе будет неполным, не всесторонним, ущербным. Поэтому, называя  какой-либо вид анализа «комплексным», мы противопоставляем ему другой вид анализа – не комплексный. А таким, как уже сказано, анализ быть не должен.

Поэтому был предложен философский подход к понятийному аппарату. Именно в  философии рассматриваются категории  «общее» и «частное».

Таким образом, общий анализ оперативной обстановки на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, представляет комплекс организационных, методических процедурных и технологических действий по отбору, сбору, обработке, изучению и оценке специально отобранной информации, характеризующей все компоненты оперативной обстановки в их диалектическом единстве и взаимосвязи, осуществляемых по определенным правилам и в соответствующей последовательности с целью выявления и прогнозирования существенных тенденций и отклонений, причин их возникновения и своевременного осуществления управленческих воздействий на систему органов и подразделений внутренних дел13.

Как видно  из определения, основное назначение общего анализа оперативной обстановки в ОВД состоит в комплексном, всестороннем уяснении реальной ситуации, сложившейся во всей совокупности факторов, составляющих оперативную обстановку, в определении на этой основе узловых проблем и приоритетных направлениях деятельности органов и подразделений внутренних дел. Общий анализ обеспечивает решение целого ряда других управленческих задач:

— повышение  осведомленности руководителей  о состоянии внешней среды,  правопорядка, самой системы органов  и подразделений внутренних дел  в настоящем и будущем;

— обеспечение  на основе прогнозирования упреждающего  характера управления органами  внутренних дел;

— выбор  главных направлений комплексного  воздействия и концентрации основных  усилий на решение приоритетных  задач;

— ориентация  личного состава ОВД на конкретные  действия в зависимости от  степени его участия в решении  выявленных проблем и возникающих  задач;

— придание  динамизма управленческим воздействиям  аппаратов ОВД на систему подчиненных структур путем разработки и принятия единственно верных решений.

Наиболее  характерными признаками общего анализа  оперативной обстановки является то, что, во-первых, изучению и оценке одновременно подвергается вся совокупность компонентов  оперативной обстановки, во-вторых, он ориентирован на целостную, системную  оценку деятельности органов внутренних дел; в-третьих, ему присуща цикличность (привязка к определенным периодам); в-четвертых, его проведение предполагает использование значительного объема информации, как о внешних, так  и внутренних условиях функционирования органов и подразделений системы  МВД.

Иначе говоря, общий анализ оперативной обстановки обеспечивает изучение совокупности факторов, характеризующих оперативную обстановку в целом.

Целостный взгляд на оперативную обстановку предполагает изучение связей и зависимостей между  различными элементами и блоками  компонентов. Например, связи и зависимости  между видами преступлений, с одной  стороны, и направлениями деятельности служб и подразделений в предотвращении и раскрытии этих преступлений, с  другой; связи и зависимости между  состоянием правопорядка и факторами  внешней среды (населением, экономикой, инфраструктурой); связи и зависимости  между имеющимися ресурсами и  результатами деятельности; связи и  зависимости между результатами оперативно-служебной деятельности и уровнем организаторской, управленческой работы и т.д.

Глубокий  общий анализ оперативной обстановки на уровне аппаратов МВД, УВД проводится как правило по завершению отчетных периодов работы. Что же касается горрайлинорганов, то такой анализ осуществляется фактически ежедневно, еженедельно, т.е. постоянно, но только в несколько упрощенной форме. В практической деятельности ГРОВД потребность в таком анализе может возникнуть в связи с резким осложнением оперативной обстановки или подготовкой к проведению крупномасштабных и ответственных мероприятий. Наиболее полное и развернутое общее представление о состоянии оперативной обстановки дает ее поквартальный анализ и конечно годовой, потому что такая периодичность позволяет оценить происходящие изменения во взаимосвязи всех ее компонентов и не только по сравнению с прошлым периодом, но и в динамике за ряд лет.

Вышеизложенное позволяет нам выделить и назвать четыре основных вида общего анализа оперативной обстановки по критерию периодичности:

— за длительный  период (более года: 3, 5, 10 лет и  т.д.)

— за отчетный  период (квартал, полугодие, девять  месяцев, год)

— текущий  анализ (за месяц, неделю, сутки)

— внеочередной (моментный) анализ.

Анализ  за длительный период (более года) имеет  цель выявить проявляющиеся во времени  тенденции развития преступности, социально-экономических  и политико-идеологических факторов, а также самой системы органов  внутренних дел. Этот вид анализа  не характерен для горрайорганов, особенно небольших или обслуживающих  территорию с невысоким уровнем  преступности. Однако он осуществляется, например, при разработке комплексного плана социально-экономического развития города, района или комплексной целевой  программы, при вступлении в должность  нового руководителя отдела, в случае получения конкретного задания  на такой анализ.

Страницы:← предыдущая123следующая →

Анализ оперативной обстановки

Понятие «оперативная обстановка» представляет собой совокупность значимых для организации деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции.

Наиболее значимыми элементами оперативной обстановки влияющими на организацию патрульно-постовой службы являются:

– географические, социально-экономические особенности региона (города, района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних и иностранных граждан и лиц без гражданства, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, расположение объектов особой важности, жизнеобеспечения, разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел;

– плотность пассажиропотока на объектах метрополитена, железнодорожного, воздушного и водного транспорта с учетом сезонности (времени года);

– количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах с учетом времени года, суток и метеорологических условий;

– расстановка нарядов ППСП и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке, система установленных технических средств (видеонаблюдения и «гражданин-полиция») на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

– результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.

Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:

– статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

– ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников;

– оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений полиции;

– доклады патрульно-постовых нарядов (ППН); сообщения соседних органов внутренних дел, учреждений по исполнению наказаний воинских частей внутренних войск, материалы других правоохранительных органов;

– сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан; сообщения печати, радио, телевидения.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1042 | Нарушение авторского права страницы

Понятие оперативной обстановки, ее значение и основные элементы

Как было сказано выше, под оперативной обстановкой понимается прежде всего совокупность обстоятельств и условий, оказывающих влияние па оперативный процесс. Однако это определение является не совсем полным, так как не учитывает такие существенно важные фак­торы, как место и время осуществления этого процесса. Не существует обстановки вообще, не связанной с конкретным пространственным и временным расположением. Можно говорить об обстановке в мире, регионе, стране, населенном пункте, на конкретной линии работы, объекте, участке и так далее, причем делать это только применительно к вполне определенному времени.

Оперативная обстановка не является чем-то застывшим, стабиль­ным. Она постоянно находится в динамичном развитии, изменении. Зависимость от времени — наиболее характерная ее черта. Поэтому можно говорить об оперативной обстановке только на определенный момент времени.

Так дежурная часть МВД КР осуществляет слежение за состояние преступности на территории республики в течении суток, далее – за 10 дней, один месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и за весь год. Другими такими чертами является отражение соотношения сил субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности (противодействующих сторон), а также условий,в которых происходит это противодействие.

С учетом этих уточнений можно дать следующее определение опе­ративной обстановки в ОРД:

Оперативная обстановка это совокупность факторов, обстоятельств и условий складывающихся в определенное время на конкретном участке (объекте, территории) оперативно-розыскной деятельности и оказывающих влияние на оперативно-розыскной процесс.

Оперативная обстановка

Всестороннее изучение и знание оперативной обстановки необходимы для разработки грамотных, профессионально продуманных оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих решать стоящие задачи и обеспечивающих требуемый уровень конспирации и безопасно­сти как для лиц, участвующих в ОРД, так и для подразделений орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Факторы, условия, обстоятельства, определяющие оперативную обстановку, могут быть самыми различными. Они зависят от направле­ний оперативно-розыскной деятельности (разведывательного, контрразведывательного, уголовно-сыскного, административно-сыскного), особенностей страны или региона, решаемых задач и так далее.

В теории и практике оперативно-розыскной деятельности наиболее часто применяется вариант содержания оперативной обстановки, со­стоящий из следующих трех основных элементов: 1) объект познава­тельно-преобразовательной деятельности; 2) силы и средства орга­нов осуществляющих ОРД, и других взаимодействующих с ними со­ответствующих органов, подразделений, организаций; 3) среда, в которой осуществляется деятельность.

Первый элемент. Объекты оперативно-розыскной деятельности, это такие объекты, как: организации и отдельные лица, осуществляющие раз­личного рода противоправную деятельность против охраняемых зако­ном интересов, лица, являющиеся носителями оперативно-розыскной информации или имеющие устойчивый доступ к ней; информация, имеющая значение в оперативно-розыскном отно­шении, представляющие разведывательный интерес государственные ведомства, организации, предприятия, фирмы; лица по своему должностному, общественному и другому положению располагающие ры­чагами воздействия на объекты ОРД, принятие ими решений; лица, документы, предметы, находящиеся в розыске; лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к работам по эксплуатации объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

Второй элемент структуры оперативной обстановки образуют силы и средства органов, осуществляющих ОРД, и других взаимодейст­вующих с ними соответствующих органов, подразделений, организа­ций. При этом рассматриваются не вообще возможно существующие силы и средства, а реально имеющиеся, которые могут быть задействованы в конкретных оперативно-розыскных мероприятиях и операциях.

Иными словами уровень боевой, служебной, оперативной подготовки правоохранительных органов на территории района, города, области, республики.

Основными составляющими третьего элемента оперативной обстановки «среда» для ОРД будут являться: экономические, политические, межнациональные и другие отношения, характеризующие взаимодействие отдельных социальных слоев и групп в стране, регионе, населенном пункте, районе; криминологическая ситуация; географические условия; транспортная и дорожная сеть, пассажирские потоки; наличие иностранных фирм, организаций и совместных предприятий, характер их деятельности; демографические, национальные, социальные и психологические особенности населения; плановые и строительно-архитектурные особенности населенных пунктов, наличие культурных, спортивных, зрелищных учреждений и т.п. Сюда же будут относиться действующие административно-полицейский и контрразведывательный режимы, другие предупредительные меры, возможные объекты противоправных устремлений.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3874;

Понятие оперативной обстановки, ее значение и основные элементы

Как было сказано выше, под оперативной обстановкой понимается прежде всего совокупность обстоятельств и условий, оказывающих влияние па оперативный процесс. Однако это определение является не совсем полным, так как не учитывает такие существенно важные фак­торы, как место и время осуществления этого процесса. Не существует обстановки вообще, не связанной с конкретным пространственным и временным расположением. Можно говорить об обстановке в мире, регионе, стране, населенном пункте, на конкретной линии работы, объекте, участке и так далее, причем делать это только применительно к вполне определенному времени.

Оперативная обстановка не является чем-то застывшим, стабиль­ным. Она постоянно находится в динамичном развитии, изменении. Зависимость от времени — наиболее характерная ее черта.

СБОР И ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ НА ПОЖАРЕ

Поэтому можно говорить об оперативной обстановке только на определенный момент времени.

Так дежурная часть МВД КР осуществляет слежение за состояние преступности на территории республики в течении суток, далее – за 10 дней, один месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и за весь год. Другими такими чертами является отражение соотношения сил субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности (противодействующих сторон), а также условий,в которых происходит это противодействие.

С учетом этих уточнений можно дать следующее определение опе­ративной обстановки в ОРД:

Оперативная обстановка это совокупность факторов, обстоятельств и условий складывающихся в определенное время на конкретном участке (объекте, территории) оперативно-розыскной деятельности и оказывающих влияние на оперативно-розыскной процесс.

Всестороннее изучение и знание оперативной обстановки необходимы для разработки грамотных, профессионально продуманных оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих решать стоящие задачи и обеспечивающих требуемый уровень конспирации и безопасно­сти как для лиц, участвующих в ОРД, так и для подразделений орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Факторы, условия, обстоятельства, определяющие оперативную обстановку, могут быть самыми различными. Они зависят от направле­ний оперативно-розыскной деятельности (разведывательного, контрразведывательного, уголовно-сыскного, административно-сыскного), особенностей страны или региона, решаемых задач и так далее.

В теории и практике оперативно-розыскной деятельности наиболее часто применяется вариант содержания оперативной обстановки, со­стоящий из следующих трех основных элементов: 1) объект познава­тельно-преобразовательной деятельности; 2) силы и средства орга­нов осуществляющих ОРД, и других взаимодействующих с ними со­ответствующих органов, подразделений, организаций; 3) среда, в которой осуществляется деятельность.

Первый элемент. Объекты оперативно-розыскной деятельности, это такие объекты, как: организации и отдельные лица, осуществляющие раз­личного рода противоправную деятельность против охраняемых зако­ном интересов, лица, являющиеся носителями оперативно-розыскной информации или имеющие устойчивый доступ к ней; информация, имеющая значение в оперативно-розыскном отно­шении, представляющие разведывательный интерес государственные ведомства, организации, предприятия, фирмы; лица по своему должностному, общественному и другому положению располагающие ры­чагами воздействия на объекты ОРД, принятие ими решений; лица, документы, предметы, находящиеся в розыске; лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к работам по эксплуатации объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

Второй элемент структуры оперативной обстановки образуют силы и средства органов, осуществляющих ОРД, и других взаимодейст­вующих с ними соответствующих органов, подразделений, организа­ций.

При этом рассматриваются не вообще возможно существующие силы и средства, а реально имеющиеся, которые могут быть задействованы в конкретных оперативно-розыскных мероприятиях и операциях.

Иными словами уровень боевой, служебной, оперативной подготовки правоохранительных органов на территории района, города, области, республики.

Основными составляющими третьего элемента оперативной обстановки «среда» для ОРД будут являться: экономические, политические, межнациональные и другие отношения, характеризующие взаимодействие отдельных социальных слоев и групп в стране, регионе, населенном пункте, районе; криминологическая ситуация; географические условия; транспортная и дорожная сеть, пассажирские потоки; наличие иностранных фирм, организаций и совместных предприятий, характер их деятельности; демографические, национальные, социальные и психологические особенности населения; плановые и строительно-архитектурные особенности населенных пунктов, наличие культурных, спортивных, зрелищных учреждений и т.п. Сюда же будут относиться действующие административно-полицейский и контрразведывательный режимы, другие предупредительные меры, возможные объекты противоправных устремлений.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3875;

Понятие оперативной обстановки, ее значение и основные элементы

Основные термины и определения

Безводный участок – участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 литров в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 метров.

Гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Караул – личный состав подразделения пожарной охраны, осуществляющий караульную службу в течение дежурства с использованием пожарной и аварийно-спасательной техники этого подразделения.

Дежурство – период непрерывного несения службы личным составом караула или дежурной смены, включая участие их в тушении пожара.

Действия по тушению пожара – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения задачи по тушению пожара.

Зона горения – часть пространства, в котором происходит подготовка горючих веществ и материалов к горению (подогрев, испарение, разложение) и их горение в объеме диффузионного факела пламени.

Зона задымления – часть пространства, примыкающего к зоне горения, заполненная дымовыми газами с концентрациями вредных веществ, создающих угрозу для жизни и здоровья людей или затрудняющих действия пожарных подразделений.

Зона теплового воздействия – часть пространства, примыкающая к зоне горения, в котором действие тепловых потоков приводит к заметному изменению материалов и конструкций, создаются условия для воспламенения горючих веществ и материалов и их подготовки к горению, а также делает невозможным пребывание людей без специальной тепловой защиты.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение, и устранены условия для его повторного возникновения.

Линейная скорость распространения горения – физическая величина, характеризующая поступательное движение фронта пламени по поверхности горючего материала в данном направлении в единицу времени.

Локализация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям или животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Номер (ранг) пожара (условный признак сложности пожара) – условное цифровое значение, содержащее в себе установленное планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ) обязательное требование о количестве основных и специальных пожарных автомобилей из числа находящихся в расчёте, привлекаемых для тушения пожара (в зависимости от значимости объекта и обстановки на пожаре). Устанавливается при первом сообщении о пожаре или по распоряжению руководителя тушения пожара.

Огнетушащие вещества – вещества, обладающие физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу.

Оперативная обстановка – совокупность обстоятельств и условий в районе выезда подразделения (гарнизона), влияющих на определение задач и характер их выполнения.

Оперативно-тактические особенности района выезда – совокупность условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению, развитию и тушению пожара, а также определить его возможные масштабы и последствия.

Оперативный штаб на пожаре – временно сформированный руководителем тушения пожара орган для управления силами и средствами на пожаре.

Основная задача при тушении пожаров – спасание людей в случае угрозы их жизни и здоровью, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями сил и средств, привлеченных к его тушению.

Основная позиция – место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение основных действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.

Основные действия – организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи.

Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара.

Оценка обстановки на пожаре – вывод, сформированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

Периметр пожара – общая длина внешней границы площади пожара.

Планы и карточки тушения пожаров – документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров.

Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость.

Площадь тушения пожара – часть площади пожара, на которую в данный момент подается огнетушащее вещество.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарное вооружение – комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная техника – технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарный расчет (отделение) – первичное тактическое подразделение пожарной охраны на пожарном (пожарно-спасательном) автомобиле, способное самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно–спасательных работ.

Порядок привлечения сил и средств – совокупность организационно-правовых и технических мероприятий по обеспечению сосредоточения на месте пожара необходимых и достаточных для успешного тушения сил и средств пожарной охраны.

Развертывание –  приведение сил и средств в состояние готовности для немедленного выполнения задач на пожаре.

Развитие пожара – увеличение зоны горения и/или вероятности воздействия опасных факторов пожара.

Район выезда – территория, обслуживаемая подразделением пожарной охраны, аварийно–спасательным формированием, в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Расписание выезда – оперативный документ, устанавливающий привлечение сил и средств пожарной охраны к тушению пожаров в городском округе.

Решающее направление – направление основных действий пожарной охраны, на котором использование сил и средств, в данный момент времени, обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – органы управления и подразделения, личный состав, пожарная и специальная техника, средства связи, огнетушащие вещества, аварийно-спасательное оборудование и иные технические средства, находящиеся на вооружении подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Степень огнестойкости зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков – классификационная характеристика зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений, строений и отсеков.

Тактические возможности пожарных подразделений – способность подразделения выполнить максимальный объем аварийно-спасательных работ по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за определенное время.

Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара.

Участок тушения пожара – часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании 5 и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара.

Фронт пожара – часть периметра пожара, в направлении которой происходит распространение горения.

Фланг пожара – левая и правая части периметра пожара, где горение распространяется перпендикулярно фронту пожара.

Центр управления силами – подразделения федеральной противопожарной службы, выполняющие задачи по непосредственному руководству и координации действий силами реагирования в субъектах Российской Федерации при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также обеспечению оперативной деятельности территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх