Оплата труда в бюджетных учреждениях

Мухин С.Р., эксперт журнала

Журнал «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2020

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению система оплата труда 2020 работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (далее – Единые рекомендации). В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Зарплата не меньше МРОТ.

При установлении система оплата труда 2020 год АУ следует учитывать обязательные нормы в части регулирования трудовых отношений, касающиеся оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Единых рекомендаций).

В частности, в силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Таким образом, при определении размера заработной платы с 01.01.2020 должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.

С 01.01.2020 МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц (Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ).

Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом (п. 7 Единых рекомендаций):

  • правовых позиций КС РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 № 38-П, от 28.06.2018 № 26-П, от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П;

  • перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым система оплата труда 2020.

Ниже в таблице приведены доплаты, входящие в состав заработной платы работника, но не подлежащие включению в МРОТ согласно разъяснениям КС РФ.

Выплата

Минимальный размер оплаты труда (12 130 руб.)

Районный коэффициент

При сравнении заработной платы с МРОТ в сумме зарплаты не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление КС РФ № 38-П)

Процентная надбавка

Доплата за совмещение

Дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) оплачивается отдельно: размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). Она не предполагает включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ (Постановление КС РФ № 40-П)

Доплата за сверхурочную работу

Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы (Постановление КС РФ № 17-П)

Кроме того, следует обратить внимание на пп. «а» п. 7 Единых рекомендаций. В нем отмечается, что в 2020 году не должно быть допущено снижение установленных указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 показателей рекомендации по оплата труда отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений, а также должно быть обеспечено достижение национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204.

Далее отметим основные значимые положения Единых рекомендаций, на которые следует обратить внимание в 2020 году при установлении систем оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и ветеринарии.

Оплата труда в учреждениях образования.

Особенности формирования оплаты труда работникам учреждений образования изложены в п. 36 Единых рекомендаций. В нем обращено внимание, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии необходимо перераспределять средства, предназначенные для оплаты труда в организациях, таким образом, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников использовалось не менее 70 % фонда рекомендации по оплата труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям.

Необходимо определять предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 %. На оплату труда педагогических работников направлять 60 % от средств, идущих на заработную плату сотрудников организации.

Рекомендуется обеспечивать формирование систем оплата труда работников учреждения, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера, с учетом положений Письма Минобрнауки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02 и Приказа Минобрнауки РФ от 13.12.2018 № 73н.

Оплата труда в учреждениях здравоохранения.

Среди особенностей установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения, приведенных в п. 37 Единых рекомендаций, можно выделить следующие:

  1. Не допускать в 2020 году снижения установленных Указом Президента РФ № 597 показателей оплаты труда медицинских работников.

  2. Повышение заработной платы работникам учреждений здравоохранения осуществлять за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.

  3. В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда активизировать работу по совершенствованию оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55 %.

  4. При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников пре­дусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

  5. При установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат.

  6. Повышение оплата труда работников учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производить по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.

  1. Оплату труда медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента РФ № 204, осуществлять за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.

  2. Устанавливать предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40 %), одновременно утверждая перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу учреждений.

Оплата труда в учреждениях культуры.

При формировании оплаты труда в учреждениях культуры нужно руководствоваться п. 38 Единых рекомендаций, в котором даны такие указания.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры следует продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50 % заработной платы.

Для повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений нужно устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей эффективности деятельности.

Руководители государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).

Оплата труда в учреждениях спорта.

В пункте 39 Единых рекомендаций приведены особенности установления системы оплаты труда в учреждениях спорта.

Повышение заработной платы тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, в условиях нормальной продолжительности рабочего времени осуществляется с учетом уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.

Повышение оплаты труда производится за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли оплату труда рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для ее выплаты в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера.

Для обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта оформляются по трудовому договору, основанному на принципах «эффективного контракта».

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Параолимпийских, Сурдолимпийских играх.

Рекомендуется формировать в годовом фонде оплаты труда учреждения средства на стимулирующие выплаты работникам в сфере физической культуры и спорта:

  • за результативное участие в подготовке спортсмена высокого класса;

  • за переход спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ;

  • за интенсивность и высокие результаты работы и достижения.

При бригадном методе работы установление заработной платы рекомендуется осуществлять по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы.

Оплата труда в ветеринарных учреждениях.

В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не содержалось, поэтому данный раздел является новым.

При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест следует активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70 %.

При установлении выплат стимулирующего характера нужно предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками. Также обращено внимание на установление специальных стимулирующих выплат за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Такая выплата может быть установлена:

  • главным ветеринарным врачам;

  • ведущим ветеринарным врачам;

  • ветеринарным врачам;

  • ветеринарным врачам первой категории;

  • ветеринарным врачам второй категории;

  • ветеринарным врачам – эпизоотологам;

  • ветеринарным врачам – бактериологам;

  • ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам.

Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов). Повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии рекомендовано за счет всех источников финансирования.

Формирование штатных расписаний государственных учреждений ветеринарии осуществляется с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.

Заработная плата руководителей.

Положения по установлению заработной платы руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам приведены в п. 21 – 24 Единых рекомендаций.

Следует обратить внимание, что в качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

  • показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2020 году по сравнению с 2019 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;

  • выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.

В соответствии с п. 27 Единых рекомендаций информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2020. Правила публикации этой информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2020 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

  2. При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, МРОТ, который с 01.01.2020 составляет 12 130 руб.

  3. В Единых рекомендациях приведены особенности формирования оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, ветеринарии.

Решение от 24.12.2019 (протокол № 11).

Информация о том, как будет проходить традиционная осенняя индексация у тех, кому платит государство, начала просачиваться с середины лета. До этого из-за пандемии и связанных с ней экономических и финансовых потерь, не было понятно, а состоится ли она вообще. Быстрее всего определились с размером повышения. Хотя при формировании бюджета закладывались 3,8%, официальная статистика по инфляции за 2019 год оказалась более оптимистичной — 3%. А больше, чем на величину инфляции у нас никогда ничего не индексируют — это уже традиция.

Сначала стало известно, что оклады повысят военнослужащим и силовикам — сотрудникам МВД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардии, СК и Генпрокуратуры. А также тем, кто работает в околосиловых ведомствах — фельдъегерям и таможенникам.

Следом к перечню добавились федеральные чиновники — сотрудники министерств и ведомств и примкнувшие к ним дипработники. Но в России есть не только обычные госслужащие, но и «лица, замещающие государственные должности». Это представители политической элиты — президент, члены правительства, депутаты, сенаторы и тд. (Полный список насчитывает более 40 позиций, включая чрезвычайных и полномочных послов и аудиторов Счётной палаты)

В конце лета Владимир Путин подписал указ о повышении некоторым из них денежного вознаграждения в 1,03 раза или на те же 3%. В частности, индексация затронет доходы вице-премьеров, федеральных министров, глав силовых ведомств, уполномоченного по правам человека, председателя ЦИК, а также самого Путина и Мишустина.

Отдельно ВВП распорядился увеличить зарплаты главы Следственного комитета, Генерального прокурора и заместителя главы Совбеза Дмитрия Медведева, должность которого не значилась в предыдущих «зарплатных» документах.

Наконец, 7 сентября распоряжение об индексации зарплат части бюджетников подписал Михаил Мишустин — оно затрагивает сотрудников федеральных казённых, бюджетных и автономных учреждений. Например, у Минздрава таких больше 150 — это известные клиники, научные институты (в том числе ставший известным в связи с коронавирусом центр эпидемиологи им.Гамалеи) медвузы и санатории.

Во многих ФБГУ в силу их специализации работают медики и педагоги, но массовой индексации зарплат учителей, врачей и обычных бюджетников в этом году не будет. Педагогам обещаны премии за классное руководство — по 5 тыс руб ежемесячно. А медики, лечащие пациентов с коронавирусом, пока получают президентские и региональные выплаты. В ближайшее время правительство собирается кардинально изменить подходы к формированию доходов бюджетников, поскольку надежды на их рост по «майскому указу» не оправдались. Планируется, что базовые оклады врачей, учителей и соцработников будут рассчитываться по единой методике, утверждённой кабмином для каждой сферы деятельности (сейчас регулированием занимаются местные власти), а их доля в зарплате составит не менее 50-70%.

Что касается россиян, не занятых в госсекторе, то их в этом году ожидает более скромный рост доходов, чем гарантирован чиновникам. По прогнозам ЦБ, реальная заработанная плата в среднем по стране в 2020 году вырастет на 1,5%-2,5%. Тогда как инфляция, считает регулятор, вырвется за пределы тех значений, которые ожидают в Кремле (ранее Путин говорил о 4%), и вплотную приблизится к 5%.

Понятно, что это официальные цифры, в действительности из-за галопирующего доллара подорожание будет более заметным. При этом средние доходы россиян пока заметно отстают от доходов высокопоставленных госслужащих, которым гарантировали 3% индексацию. Тот же глава СК РФ Александр Бастрыкин указал в декларации за 2019 год 12,4 млн руб (более 1 млн руб в месяц), а генпрокурор Игорь Краснов 4,9 млн.руб (408 тыс руб в месяц). Дмитрий Медведев в прошлом году заработал 11 млн руб.

По данным Росстата, зарплату больше 100 тыс.руб в месяц получают только 7% работающих россиян, а свыше 250 тыс.руб — всего 0,8%

Состоялось совещание представителей федеральных ведомств и профсоюзов, на котором секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак рассказал о разработанных партией предложениях, которые направлены на защиту сотрудников бюджетных учреждений. Поправки касаются реформирования системы оплаты труда бюджетников.

Ограничение вынужденных переработок

Одним из предложений стало увеличение доли оклада в зарплате бюджетников и повышение соотношения базовой и стимулирующей части заплаты с 30% до 70%.

По словам Андрея Турчака, проведенный мониторинг показывает, что во многих регионах должностные оклады учителей и врачей даже ниже размера МРОТ, а их доля в общем объеме оплаты труда где-то не достигает и 30%. «Чтобы добиться выполнения майского указа, руководители на местах занимаются откровенными манипуляциями со ставками часов работы. Тех же учителей буквально «насильно» заставляют работать на 1,5-2 ставки, брать дополнительное классное руководство, вести факультативы. Медицинским работникам «навешивают» дополнительные дежурства», — рассказал он.

Поэтому, по мнению представителей партии, нужно создать систему, которая обеспечит выполнение показателей майских указов по зарплатам бюджетников из расчета одной ставки. Таким образом, будут ограничены вынужденные переработки.

Также, в «Единой России» предложили установить предельный уровень соотношения размеров среднемесячной заработной платы. Этот коэффициент будет касаться, с одной стороны, руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров бюджетных организаций и остальных работников, с другой. «Будет справедливым ввести какой-то внятный, прозрачный коэффициент соотношения этих зарплат», — считает Андрей Турчак.

Законопроект, для которого «Единая Россия» разработала свои предложения, был внесен в Госдуму Правительством. После принятия поправок кабинет министров сможет утверждать требования к системам оплаты труда бюджетникам.

В Минтруде считают, что принятие этих поправок позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной отрасли в разных регионах. Также будет повышена прозрачность применяемых систем оплаты труда и появится возможность принимать при необходимости на федеральном уровне быстрые решения по оплате труда работников социальной сферы, но при этом сохранит достаточную гибкость регулирования на региональном и муниципальном уровнях.

По словам руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Сергея Неверова, законопроект проходит обсуждение в регионах, после чего будет доработан. При этом также будут учтены замечания экспертного сообщества.

«Главная задача сегодняшней встречи в рамках открытого диалога между представителями федеральных ведомств, объединений работников — прийти к единому знаменателю и выработать подход к решению данной проблемы, который позволил бы максимально учесть интересы работников бюджетной сферы», — отметил он.

Г. И. Демидов

Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2016

Какие разъяснения по вопросам о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты представил Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198?

Минфин в Письме от 22.11.2015 № 02-10-07/68198 рассмотрел вопрос о системе оплаты труда работников бюджетных учреждений и контроле за правильностью начисления зарплаты. О том, какие разъяснения привели специалисты финансового ведомства, вы узнаете из данной статьи.

О системе оплаты труда работников бюджетных учреждений

Свои разъяснения Минфин начал с того, что привел определение понятия бюджетного учреждения. Согласно положениям ч. 1, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления соответственно в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

К сведению

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде соответствующей субсидии.

Затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, как непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, так и тех, которые не принимают непосредственного участия в ее оказании, включаются в состав нормативных затрат, входящих в расчет субсидии и утверждаемых органом-учредителем.

Что касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в соответствии со ст. 144 ТК РФ они устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ или правовых актов органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений определяются с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

От редакции

В Письме № 02-10-07/68198 Минфин сослался на Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол 11. Однако в 2016 году действуют Единые рекомендации, утвержденные 25.12.2015, протокол 12. Они включают в себя:

  • перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
  • системы оплаты труда в государственных (в том числе федеральных) и муниципальных учреждениях;
  • порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, системы оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений;
  • особенности формирования систем оплаты труда работников сфер образования и здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления наряду с применением принципов формирования систем оплаты труда, а также норм труда (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, следует использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений (п. 33 Единых рекомендаций).

Согласно п. 12 Единых рекомендаций учреждением должно быть принято положение об оплате труда работников данного учреждения.

В положении об оплате труда работников учреждения предусматриваются конкретные фиксированные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

Кроме того, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо установленную норму труда, предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником.

Обратите внимание

Некорректным является использование на уровне учреждений таких терминов, как рекомендуемые минимальные размеры и минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Кроме конкретного размера оклада в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником преду­сматриваются размеры выплат:

  • компенсационного характера, которые не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, соглашениями и коллективными договорами;
  • стимулирующего характера, которые устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы.

Напомним, что при заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать:

  • примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

Согласно п. 16 Единых рекомендаций в федеральных государственных учреждениях при разработке показателей и критериев эффективности работы следует учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказами Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421, Минтруда РФ от 01.07.2013 № 287 и Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920, предусмотренные в письмах Минобразования РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02, Минкультуры РФ от 05.08.2014 № 166-01-39/04-НМ, а также необходимость достижения установленных в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значений целевых показателей развития соответствующих отраслей на 2016 год.

Рекомендации по установлению систем оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров приведены в разд. IV Единых рекомендаций.

Правилами п. 25 Единых рекомендаций предусмотрено, что условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему), оформляемом в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельное соотношение средней заработной платы руководителей и работников учреждения (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) рекомендуется определять в кратности от 1 до 8.

К сведению

Частью 2 ст. 9 ТК РФ предусмотрено, что коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, они не подлежат применению.

О контроле за правильностью начисления зарплаты

Кто осуществляет контроль за правильностью начисления заработной платы работникам бюджетной сферы? Согласно п. 5.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, и в порядке, предусмотренном местной администрацией муниципального образования, соответственно.

Кроме того, в силу пп. 5.1.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (далее – Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения).

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, в субъектах РФ государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда.

К сведению

Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Учитывая изложенное, при возникновении вопросов, связанных с порядком начисления заработной платы, необходимо обращаться (подавать жалобу) по компетенции к учредителю бюджетного учреждения и (или) в государственную инспекцию труда области в установленном порядке.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Отдельные указания по разработке систем оплаты труда для учреждений государственного сектора содержатся в Единых рекомендациях, утверждаемых трехсторонней комиссией. В статье рассмотрим положения данного документа и за­острим внимание на его основных положениях.

Заработная плата и МРОТ.

С 01.01.2019 в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 481‑ФЗ был увеличен МРОТ. Его величина
составляет 11 280 руб. (ранее он был равен 11 163 руб.).

Исходя из ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Как отмечается в п. 5 Единых рекомендаций при соблюдении данной нормы в учреждениях следует учитывать выводы, содержащиеся в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38‑П. Районный коэффициент и процентную надбавку необходимо применять к заработной плате, которая должна быть не менее МРОТ.

При этом в Единых рекомендациях обращено внимание на региональный МРОТ. Он может устанавливаться в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате, но не может быть ниже МРОТ, закрепленного в федеральном
законе.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда. Об этом еще ранее напомнил Минтруд (см. Письмо от 09.08.2018 № 14‑1/10/
В-6061 «Об установлении минимального размера оплаты труда в 2019 году»).

Районный коэффициент и процентная надбавка.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. В нормативном правовом акте субъекта РФ может быть закреплен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Однако, как уже было отмечено выше, порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях обеспечивается с учетом выводов, изложенных в Постановлении КС РФ № 38‑П.

Названное постановление необходимо учитывать в случае заключения органами государственной власти субъектов РФ, региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте РФ (п. 5 Единых рекомендаций).

Оплата труда в выходной (праздничный) день.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда (например, в выходные и праздничные дни), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ).

Так, в соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

1) сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

2) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

3) работникам, получающим оклад (должностной оклад):

  • в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;
  • в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, трудившегося в выходной день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Как отмечается в пп. «ж» п. 7 Единых рекомендаций, при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день работодателю следует руководствоваться ст. 153 ТК РФ и Постановлением КС РФ от 28.06.2018 № 26‑П. В данном постановлении суд отметил, что при исчислении размера оплаты работы в выходной день и нерабочий праздничный день необходимо учитывать не только тарифные ставки (оклады), но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные для работников учреждения системой оплаты труда.

Заработная плата руководителей и их заместителей.

Как следует из п. 21 – 24 Единых рекомендаций, заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, как и любых работников, состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

  • показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2019 году по сравнению с 2018 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;
  • выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.

Предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников должны соблюдаться учреждениями всех уровней бюджета и всех типов с 01.01.2017.

В настоящее время предельные уровни соотношений среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений устанавливаются их учредителями в кратности от 1 до 8 (п. 9 Положения № 583).

В пункте 27 Единых рекомендаций обращено внимание, что
информация о рассчитанной за 2018 год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений должна быть размещена на официальных сайтах их учредителей в Интернете не позднее 15.05.2019.

В пункте 36 Единых рекомендаций раскрыты особенности оплаты труда педагогических работников в учреждениях образования. В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на обеспечение окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должна учитываться часть фонда оплаты труда, направляемая на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений) с педагогическими работниками надо обеспечивать включение в них условий, связанных, в частности, с уточнением правил применения повышающих коэффициентов за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям.

Повышающие коэффициенты следует применять путем умножения размера заработной платы, исчисленного за фактический объем учебной нагрузки и (или) фактический объем педагогической работы из размеров ставок заработной платы, предусмотренных по каждому квалификационному уровню ПКГ, на величину повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах).

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию рекомендовано определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах). Впоследствии названные коэффициенты суммируются и применяются путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Основные направления, касающиеся оплаты труда в учреждениях здравоохранения, названы в п. 37 Единых рекомендаций. Особое внимание следует обратить на порядок установления стимулирующих выплат медицинским работникам, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период и новорожденным, а также участвующим в проведении профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни. Выплаты должны быть предусмотрены положением об оплате труда работников учреждения. Размер выплат устанавливается в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с утвержденными показателями и критериями.

Оплату труда медицинским работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, надо осуществлять в повышенном размере только по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях необходимо учитывать особенности ее проведения, закрепленные в нормативных правовых актах. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.

При оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников следует руководствоваться совместными разъяснениями Минтруда РФ № 15‑1/10/В-7756, Минздрава РФ № 16‑6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ № 01‑А/475 от 09.10.2018.

Основные положения по формированию системы оплаты труда в учреждениях культуры приведены в п. 38 Единых рекомендаций. Из данного пункта следует, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры необходимо продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам направлялось не менее 50 – 55 % заработной платы.

В целях повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений культуры надо устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

В качестве дополнительной методической помощи на основе утвержденных типовых отраслевых норм труда следует использовать интерактивный электронный сервис «Конструктор штатных расписаний учреждений культуры», размещенный в Интернете по адресу shtat.mkrf.ru.

Особенности оплаты труда в учреждениях спорта приведены в п. 39 Единых рекомендаций. Особое внимание уделено оплате труда тренеров в спортивных организациях. В частности, отмечается, что уровень номинальной заработной платы в 2019 году в среднем должен быть не ниже уровня, достигнутого в 2018 году (определяется на основе данных Росстата).

Повышение оплаты труда должно осуществляться за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Тренерам и иным специалистам рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты по результатам прохождения независимой оценки квалификации и получения соответствующего свидетельства. К ставкам заработной платы, окладам (должностным окладам) тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта рекомендуется применять повышающие коэффициенты и (или) повышения за наличие квалификационной категории.

К окладам (должностным окладам) спортсменов следует применять повышающие коэффициенты за наличие спортивных званий и разрядов, виды выплат стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда спортсменов) за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Государственным и муниципальным учреждениям физической культуры и спорта рекомендовано устанавливать работникам, реализующим экспериментальные и инновационные проекты в сфере физической культуры и спорта, стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу).

Тренер, ранее участвовавший не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях, имеет право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов.

При бригадном методе работы заработную плату рекомендуется выплачивать по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста. При этом должны быть учтены объем, сложность и специфика работы.

В целях обеспечения качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) трудовые отношения с работниками учреждений физической культуры и спорта должны быть оформлены трудовым договором, основанным на принципах эффективного контракта.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2019 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

2. При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ (в частности, МРОТ, который с 01.01.2019 составляет 11 280 руб.).

3. Порядок применения районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в указанных местностях должен обеспечиваться с учетом выводов, изложенных в Постановлении КС РФ № 38‑П.

4. При оплате работы в выходной (праздничный) день необходимо учитывать не только тарифные ставки (оклады), но и прочие компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда учреждения (Постановление КС РФ № 26‑П).

5. Заработная плата руководителей государственных (муниципальных) учреждений должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель. Информация о заработной плате руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров должна быть размещена в Интернете не позднее 15.05.2019.

6. При установлении заработной платы работникам необходимо учитывать указания, приведенные в Единых рекомендациях:

При заключении трудовых договоров с работниками следует использовать:

  • примерную форму трудового договора, приведенную в приложении 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190‑р;
  • рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н.

При корректировке окладов, стимулирующих и компенсационных выплат следует также помнить, что трудовой договор с работником (дополнительное соглашение к трудовому договору) должен содержать условия оплаты труда: фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленные работнику за исполнение трудовых (должностных) обязанностей в календарном месяце либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) в зависимости от сложности выполняемых работ.

Кроме того, подлежат обязательному раскрытию в трудовом договоре размеры и условия выплат стимулирующего и компенсационного характера (п. 35 Единых рекомендаций).

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2019 год

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх