Определение накладных расходов в строительстве

Добавить в «Нужное»

Обновление: 3 июля 2019 г.

Накладные расходы — это дополнительные затраты организации, не относящиеся напрямую к основному производству. Расскажем о них подробнее на примере накладных расходов в строительстве.

Накладные затраты в строительстве связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1).

Для формирования общего состава затрат организации составляют локальные сметы, представляющие собой расчёт предстоящих расходов на ведение определенного вида работ. Стоимость строительных работ, определяемая сметами, включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1).

Прямые затраты в смете

Прямые затраты в смете – это расходы, напрямую связанные с выполнением работ. Они могут быть прямо включены в их стоимость. К ним относят (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1):

  • материальные затраты, включающие стоимость материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря;
  • технические расходы, включающие стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • трудовые затраты – расходы на оплату труда рабочих.

Накладные расходы в смете

Накладные расходы в смете – это затраты, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1). Накладные затраты включаются в стоимость работ (продукции, услуг) косвенно, то есть пропорционально стоимости материалов, сумме заработной платы или величине прямых затрат.

Накладные расходы в смете включают в себя, в частности, аренду и содержание помещений, заработную плату административно-управленческого персонала, затраты на рекламу, оплату информационных, консультационных, юридических услуг, затраты на услуги связи (телефон, интернет) и прочие затраты.

Процент накладных расходов от прямых затрат

Процент накладных расходов от прямых затрат — это величина, которая позволяет на стадии планирования определить расчетным путем размер накладных расходов в смете и конечную стоимость реализации продукции (работ, услуг). Для того чтобы определить, какую часть от прямых затрат составляют накладные расходы, применяется коэффициент накладных расходов (Кн), который рассчитывается по следующей формуле:

Кн = (Сумма накладных расходов / Сумма прямых расходов) * 100%

Ну, во-первых, теперь это единый документ, определяющей величину сметных расходов для всех регионов Российской Федерации (на территории РФ, в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Северу). Проценты по видам строительно-монтажных, пусконаладочных и ремонтных работ в новой Методике будут отражены сразу в три столбца.

Во-вторых, в новой Методике нет Укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства. При составлении первичной сметной документации (локальных смет и сметных расчетов) они просто не нужны, а Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются по объектам-аналогам сразу с учетом накладных расходов и сметной прибыли.

В-третьих, процент накладных расходов стал ниже, чем в действующих МДС ровно на 0,85, что подразумевает, что расчеты будут производиться сразу в текущем уровне цен, то есть ресурсным методом, а не базисно-индексным. Следовательно, при переходе на ресурсный метод расчета сметной стоимости Письмо Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС «О применении понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве», утратит силу.

Нормативы накладных расходов, предусмотренные новой Методикой, выражены в процентах от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат, как и ранее, то есть от суммы основной заработной платы и заработной платы машинистов.

А теперь, хочется разобраться, какие же затраты в сметной документации учтены в составе накладных расходов, а какие можно учесть дополнительно, как временные здания и сооружения и «Прочие работы и затраты» в Сводном сметном расчете.

Накладные расходы, как часть себестоимости строительства (ремонта, реконструкции), представляют собой совокупность затрат, связанных с

  1. созданием общих условий производства,
  2. его обслуживанием,
  3. организацией и управлением.

Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые затраты организаций, осуществляющих строительство (ремонт, реконструкцию), на покрытие:

  1. административно-хозяйственных расходов;
  2. расходов на обслуживание работников;
  3. организацию работ на строительных площадках;
  4. прочих накладных расходов, относящихся на себестоимость строительства.

Если упростить описания Методики, то:

1) к Административно-хозяйственным расходам относятся расходы на содержание и перемещение всего движимого, недвижимого, одушевлённого и неодушевлённого имущества офиса строительной организации.

Тут следует отметить, что все перемещения рабочих до мастера (исключая прораба и начальника участка – они относятся к ИТР, а следовательно, к административно-хозяйственному персоналу), такие как: доставка на объект, командировки, вахтовый метод и т.п., рассчитываются отдельно и входят в главу ССР «Прочие работы и затраты».

2) Расходы на обслуживание работников строительства включают:

  1. подготовку и переподготовку кадров;
  2. страховые взносы от заработной платы рабочих и машинистов. То есть если проводить анализ прямых затрат, то основная заработная плата и зарплата машинистов, учтенная в сметной стоимости, включает только налог на доходы физических лиц, а социальные отчисления учтены в нормах накладных расходов.
  3. обеспечене санитарно-гигиенических и бытовых условий на объекте;
  4. расходы на охрану труда и технику безопасности.

3) Расходы на организацию работ на строительных площадках требуют особого рассмотрения.

К ним относятся:

  1. инструменты и инвентари, список которых после ввода новой редакции ГЭСН-2001 (2017 года) значительно расширился. Если ранее механизированный инструмент (например, такой, как плоскорез, газовая горелка для наплавляемых кровель и т.п.) был учтен в прямых затратах, как эксплуатация машин и механизмов, то теперь он оттуда исключен и отнесен на накладные расходы, как «малоценка»;
  2. расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств. Тут следует отметить, что это именно приспособления, такие как настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски и т.п. Например, при разработке грунта с креплением откосов в составе работ есть крепление и разборка полок, а в материальных ресурсах сами полки не учтены, они-то и являются «не титулом». А что относится к титульным временным зданиям и сооружениям, надо искать не в этой Методике, а в Методике на Временные здания и сооружения, проект -которой будет рассмотрен в следующей статье или в ГСН-81-05-01-2001 и ГСНр-81-05-02-2001, действующих до ввода её в действие, то есть на сегодняшний день;
  3. ремонт и перемещение оборудования, входящих в состав основных фондов. Тут также надо уточнить, что перебазировка крупной строительной техники, список которой можно найти в методике 999/пр, на объект и обратно рассчитывается отдельно – в машино-часах, если она идет «самоходом» или по транспортной схеме, и учитывается в главе ССР «Прочие работы и затраты»;
  4. содержание пожарной и сторожевой охраны, кроме усиленной военизированной. Это тоже «Прочие работы и затраты»;
  5. рационализаторства, геодезия и проектирование – имеется в виду премии, разбивка осей и составление ППР, все остальное рассчитывается как Проектно-изыскательские работы и включается в ССР в последнюю соответствующую главу;
  6. строительный контроль подрядчика – контроль заказчика учитывается в процентах в ССР, проект новой методики тоже опубликован. Производственные лаборатории имеются в виду только осуществляющие контроль подрядчика (например, кубики бетона и т.п.) – лаборатории, выполняющие пусконаладочные работы учитываются непосредственно в локальных сметах на ПНР, как эксплуатация машин и механизмов в машино-часах (искать их и следует в ценниках на машины и механизмы);
  7. благоустройство и содержание строительных площадок;
  8. подготовка объектов строительства к сдаче;
  9. перебазирование линейных строительных организаций и их структурных подразделений в пределах стройки (за исключением расходов по перемещению строительных машин и механизмов, учтенных в стоимости машино-часа, а также расходов по перебазированию строительных организаций и их структурных подразделений на другие стройки). Про перебазировку крупной техники упоминалось выше.

4) Прочие накладные расходы:

  1. нематериальные активы;
  2. кредиты;
  3. реклама.

Далее в Методике приведен список расходов, не входящих в процент, но относящихся к накладным.

К неприятным фактам можно отнести тот, что в новой Методике нет справочной информации, такой как Постатейной структуры накладных расходов по элементам затрат и Среднеотраслевой структуры накладных расходов по статьям затрат. Полезная была информация для планирования бюджета и анализа затрат структурных подразделений организации. Но ввиду того, что состав накладных расходов «пополнился» механизированным инструментом, то существующие в действующих МДС данные становятся некорректными для применения при расчетах и анализе.

При определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов, а также объектов производственного назначения.

Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту объектов производственного назначения принимаются в размерах, установленных для строительных и специальных строительных работ.

Любовь Якушина, сметчик-аналитик, г. Москва

ГАРАЩЕНКО О.В., генеральный директор ECCON GROUP

КЛЕМ-МУСАТОВА И.К., к.э.н., главный экономист ECCON GROUP

КАШИНА И.Г., директор ООО «АФ «Эксклюзив Консалтинг»

Очередным «камнем преткновения» на пути реформирования нормативно-методической базы сметного ценообразования стало согласование проекта «Методики определения величины накладных расходов в строительстве».

В рамках налаженного диалога между Минстроем России и профессиональным строительным сообществом продолжается активный процесс урегулирования разногласий и противоречий, возникающих при реформировании нормативно-методической базы сметного ценообразования в строительстве.

06.09.2018 г. состоялось открытое пленарное совещание Рабочей группы при Минстрое России по методологии сметного ценообразования, на котором присутствовали представители самого министерства, Главгосэкспертизы России, НИИ МГСУ и более 40 крупнейших строительных компаний России.

Помимо актуализации и согласования вопросов внесения изменений в проекты методик сметного ценообразования на материальные и трудовые ресурсы острую дискуссию вновь вызвала тема, связанная с нормативами накладных расходов в проекте новой «Методики определения величины накладных расходов в строительстве» (далее – Методика).

В ходе рассмотрения направленного Минстроем еще весной 2018 г. в адрес Рабочей группы проекта Методики была выполнена предварительная оценка нормативов накладных расходов, которая показала, что их уровень в 2-3 раза ниже аналогичных показателей, сложившихся в российских строительных компаниях. По мнению последних, введение этих нормативов повлечет недофинансирование строящихся объектов и, как следствие, убыточность строительной деятельности.

Для обоснования позиции профессионального сообщества Рабочая группа, при активной помощи ФДА «Росавтодор», организовала сбор фактических данных путем опроса строительных компаний с применением специально разработанных для этой цели анкет. В анкетировании приняли участие более полусотни крупнейших предприятий сферы инфраструктурного строительства, объем выручки которых составил почти 400 млрд.руб., в связи с чем появилась возможность сделать представительное сопоставление сложившегося на строительном рынке уровня накладных расходов с вводимыми нормативами.

Такое сопоставление на открытом совещании 06.09.2018 г. было поручено организовать руководителю Рабочей группы, генеральному директору ECCON GROUP Ольге Гаращенко. Проведенный специалистами ECCON GROUP при участии зам. генерального директора по экономике АО «Мостострой-11» Натальи Бреус и начальника сметного управления ПАО «Мостотрест» Евгения Мишина анализ позволил сделать следующие выводы:

Нормативы накладных расходов в Методике значительно занижены, в т.ч. за счет:

  • необоснованного завышения фонда оплаты труда (ФОТ) в прямых затратах, на 1 руб. которого вычислены нормативы;
  • необоснованного занижения накладных расходов, принятых для расчета нормативов.

Согласно п.1.5 Методики нормативы накладных расходов (НР) выражены в процентах от фонда оплаты труда строительных рабочих и машинистов в составе сметных прямых затрат (ФОТ в ПЗ):

Нормативный и среднеотраслевой %НР составил:

на территории РФ (кроме Крайнего Севера) в районах Крайнего Севера
Среднее значение % НР 74 78
Доверительный интервал 72 – 76 77 – 80

Проверочные расчеты показали, что при формировании нормативов НР доля ФОТ в ПЗ принята в размере 77% общих затрат на оплату труда, хотя по данным Росстата доля ФОТ рабочих в целом составляет 59%, а по данным строительных компаний доля ФОТ строительных рабочих и машинистов – 48%.

Таким образом, знаменатель расчетной формулы завышен более чем в полтора раза. Как следствие, занижены НР в числителе формулы и величина общеотраслевого норматива, которая по показателю ФОТ не сопоставима с базой, от которой должны рассчитываться накладные расходы в смете – оплатой труда строительных рабочих и машинистов.

Кроме того, в числитель расчетной формулы норматива НР не вошли затраты, предусмотренные самой Методикой:

  • расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт занимаемых АУП зданий, служебного автотранспорта, административно-хозяйственные расходы,
  • расходы по обслуживанию работников строительства,
  • значительная часть расходов на организацию работ на строительных площадках.

Завышение знаменателя и занижение числителя в формуле расчета накладных расходов привело к искажению показателя НР.

Предлагаемые Методикой нормативы накладных расходов как минимум вдвое ниже среднеотраслевых показателей, отражающих соотношение накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих, а также уровня нормативов в действующем МДС 81-33.20041.

Снижение нормативов в Методике по сравнению с уровнем, закрепленном в МДС 81-33.2004 и сложившимся в отрасли процентом накладных расходов, не обосновано, особенно с учетом значительного уменьшения доли оплаты труда рабочих и повышения доли оплаты труда ИТР вследствие научно-технического прогресса.

1 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утв. Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 №6

В соответствии с п.1.6 Методики предлагаемая в ней нормативная величина накладных расходов «отражает среднеотраслевые затраты организаций, осуществляющих строительство, на покрытие административно-хозяйственных расходов, расходов на обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и других…». Для проверки адекватности представленных в Методике нормативов среднеотраслевым показателям выполнен расчет соотношения накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих с использованием данных Росстата, результаты которого приведены в таблице 1.

Согласно данным Росстата о заработной плате разных категорий персонала доля оплаты труда рабочих в общей сумме затрат на оплату труда по строительной отрасли составляет в среднем 59%. Такая доля свойственна не только строительству, но и другим ведущим отраслям российской экономики. Например, в целом по обследованным видам деятельности она равна 38%, по добыче полезных ископаемых – 59%, по обрабатывающим производствам – 58%.

Таблица 1 (тыс. руб. без учета НДС)

Затраты на оплату труда из них: Страховые взносы в ПФ, ФСС, ФОМС Прочие затраты в т.ч. арендная плата Итого НР (4+5+6‑7) Процент НР (8/3)
рабочих прочего персонала
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Строительство 407 296 240 305 166 991 112 742 156 101 58 517 377 317 157%

* По данным формы 5-З за 9 мес. 2016 г. и 1 кв. 2017 г. и статистического бюллетеня Росстата «О заработной плате работников организаций по категориям персонала и профессиональным группам работников за октябрь 2017 г.»

Расчеты показали, что среднеотраслевое соотношение накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих составило 157%, что вдвое выше, чем нормативы накладных расходов в Методике.

Уровень среднеотраслевого процента накладных расходов отражает происходящие изменения в строительном секторе, связанные, как и во всей экономике России, с развитием новых технологий, активной механизацией, автоматизацией, интеллектуализацией производства. Эти процессы ведут к росту его эффективности, о чем свидетельствует, например, повышательная динамика среднемесячной выработки на одного работника в строительстве. Вытеснение ручного труда привело к существенному изменению структуры персонала в сторону снижения доли рабочих и повышения доли инженерно-технических работников.

В нормативах 2004 года доля оплаты труда рабочих составляла около 70%. При пересчете этих нормативов с учетом снижения доли оплаты труда рабочих с 70% до 60% их уровень возрастает на 30% и более (таблица 2). Например, средневзвешенный норматив в 127% для 66 компаний-участников анкетирования при его корректировке на структурные изменения достигает 162%.

Оценочные расчеты показывают, что наблюдаемое повышение процента накладных расходов является объективным обстоятельством, связанным с изменением структуры трудящихся вследствие научно-технического прогресса.

Таблица 2. Оценка процента НР при современной структуре оплаты труда

Сложившийся в строительных компаниях уровень нормируемых накладных расходов в целом соответствует тому, который предусмотрен действующим МДС 81-33-2004 с корректировкой на изменение отраслевой структуры оплаты труда. Однако имеется ряд затрат, возникновение которых связано с введением новых правил бюджетного финансирования госзаказа и которые не учтены Методикой.

Факторный анализ данных, предоставленных строительными компаниями, подтвердил выводы о том, что среднеотраслевой процент накладных расходов находится на уровне приблизительно 160-170%. Структура среднего процента накладных расходов, рассчитанная по данным строительных компаний, составила:

Административно-хозяйственные расходы 120
Расходы на обслуживание работников строительства 49
Расходы на организацию работ на строительных площадках 24
Прочие накладные расходы 38
Итого 231
Из них НР для выполнения СМР собственными силами 215
Отклонение процента НР от среднего нормативного уровня в 127% 88
в т.ч. за счет следующих факторов:
Величины не нормируемых НР 53
Изменения структуры оплаты труда (доли ФОТ рабочих) 35

Итого нормируемая часть процента НР = 215 – (53+35) = 127%

Доля оплаты труда основных рабочих в строительных компаниях составила около 48%, а соответствующий ей средний процент накладных расходов – 215%, из которых на ненормируемую часть приходится 53%, на нормируемую часть – 162%. За вычетом фактора корректировки на изменение среднерыночной структуры оплаты труда средний фактический процент НР составляет 127% (162-35), что соответствуют среднему уровню установленных МДС 81-33.2004 нормативов по компаниям-участникам опроса.

При анализе структуры процента НР выявлены и другие факторы, требующие внимательного изучения. Например, существенные внутриструктурные отклонения по отдельным статьям, таким как расходы по проектированию производства работ, платежи по кредитам банков, а также исключение из состава нормируемых накладных расходов ряда связанных со строительством статей.

Значительный рост расходов по обслуживанию банковских кредитов вызван ужесточением порядка бюджетного финансирования, который вынуждает строительные предприятия прибегать к кредитованию текущей деятельности.

Большой проблемой является новая для подрядных организаций статья затрат, связанная с услугами по предоставлению безотзывной банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта. Эти затраты объективно возникают из условий бюджетного финансирования, однако ни одной методикой не предусмотрено их покрытие за счет сметной стоимости строительства.

Требует дополнительного изучения принятый Методикой способ расчета накладных расходов, исходя из величины сметных затрат на оплату труда. Анализ фактических данных выявил слабую зависимость накладных расходов от ФОТ основных рабочих.

По факту имеет место высокий разброс %НР и слабая зависимость НР от ФОТ:

Как видно из данных участников опроса:

  • ФОТ и % НР изменяются не пропорционально;
  • с уменьшением выручки доля НР в ней растет быстрее, чем доля ФОТ;
  • имеется зависимость темпа изменения доли ФОТ и доли НР в выручке от масштаба компании.

В век тотальной механизации, автоматизации, компьютеризации производства из него вытесняется тяжелый человеческий труд. Доля интеллектуального труда возрастает.

Ориентация при формировании накладных расходов только на оплату труда основных рабочих не соответствует логике научно-технического прогресса и не мотивирует строительный бизнес на использование его результатов.

В связи с вышесказанным Рабочая группа считает необходимым:

  • Привести нормативы накладных расходов к уровню, отвечающему современным рыночным реалиям. Накладные расходы – тоже ресурс, без которого невозможны ни организация строительного процесса, ни управление им. И этот ресурс, как и другие, имеет рыночную стоимость.
  • Рассмотреть целесообразность дифференциации базы для определения накладных расходов: те из них, которые не зависят от ФОТ основных рабочих, должны рассчитываться, исходя из иных параметров сметы.

Полученные выводы доложены на заседании Рабочей группы по ценообразованию при Минстрое России, состоявшемся 07.11.2018 г. на площадке Главгосэкспертизы России, в котором приняли участие заместитель Министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков, ключевые чиновники Минстроя и Главгосэкспертизы России, руководитель Рабочей группы, генеральный директор ECCON GROUP Ольга Гаращенко, помощник депутата Госдумы РФ Андрей Бобровских, представитель института Генплана Москвы Сергей Головин, представители Минтранса России и крупнейших строительных компаний – ДСК «Автобан», «Стройгазмонтаж», «Мостотрест», концерн «Титан-2», «Мостострой-11».

Участники заседания приняли решение о необходимости проработки авторами Методики всех сделанных Рабочей группой выводов и замечаний, а также включении в состав НР затрат на получение банковских гарантий и процентов по банковским кредитам. Замминистра строительства Д. Волков поручил сделать перечень аналогичных обременений с целью подготовки предложений в правительство России для оптимизации расходов строительных компаний.

Кроме того, для доработки Методик определения сметных затрат решено по каждой из них организовать рабочие группы и пригласить в них всех заинтересованных лиц. Как заверил Д. Волков, ни одна Методика не будет утверждена без согласования с профессиональным сообществом. Инициативу по продолжению такой работы проявил генеральный директор Института Генплана Москвы, председатель комитета по ценообразованию Российского Союза строителей Сергей Головин.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх