Организация закупок

Локальные нормативные акты, регулирующие закупки, необходимы любому заказчику. Количество и объём таких документов зависит от статуса конкретной компании, но их систему и принципы написания необходимо понимать каждому, кто хочет выстроить на предприятии современную и эффективную систему закупок.

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center.

Базовый принцип прост: заказчик регулирует те вопросы, которые для него ещё не урегулированы законом. При этом важно понимать, что такое регулирование не есть исполнение каприза или прихоти регулятора, а прежде всего упорядочение собственных бизнес-процессов для экономии денег и времени при проведении закупок.

Все заказчики должны понимать правила эффективного и в то же время легального составления документов, позволяющих учесть специфику своей деятельности и использовать наиболее эффективные закупочные инструменты. Поставщики со своей стороны имеют шанс расширить свой рынок сбыта в том случае, если знают что и как читать в этих документах, иными словами умеют находить и анализировать их. Не говоря уже о том, что почти любая компания в реальной жизни выступает и заказчиком, и поставщиком.

Регулирование закупочной деятельности в России является многоуровневым. Нормативные правовые акты, устанавливающие правила проведения закупок, определяются статусом заказчика – в укрупнённом рассмотрении заказчиков можно разделить на коммерческих, квазигосударственных (иначе называемых госкомпаниями в широком смысле этого слова) и государственных. При этом каждая конкретная закупка регулируется ещё и закупочной документацией, которую разрабатывает сам заказчик.

Если закупочная документация обладает максимальной степенью локализации и конкретизации, то максимальной степенью обобщения отличаются законы, венчающие пирамиду системы нормативного регулирования закупок. В России не может проводиться закупок без закона — любая из них на территории страны регулируется законодательством Российской Федерации, и прежде всего Гражданским кодексом. Для отдельных категорий заказчиков в дополнение к общим гражданско-правовым нормам установлены требования специальных законов: Закона № 44-ФЗ для госзаказчиков и Закона № 223-ФЗ для госкомпаний.

У большинства заказчиков документация должна соответствовать не только законодательству, но и корпоративному закупочному стандарту, который таким образом занимает в этой иерархии срединное положение между законодательством и собственно документацией о закупках. Для субъектов Закона № 223-ФЗ – квазигосударственных заказчиков – корпоративный закупочный стандарт, который в их случае именуется положением о закупках, является обязательным.

Для полноценной и слаженной работы структурных подразделений любого относительно крупного заказчика помимо закупочной документации и закупочного стандарта необходимы внутренние регламентирующие документы, определяющие порядок проведения закупочной работы. Это может быть регламент согласования заявок на проведение закупки, регламент работы отдела закупок, положение о деятельности закупочной комиссии и т.п. В большинстве случаев разработка таких документов законодательством прямо не предписана, однако и не запрещена, а работу заказчика эти документы значительно облегчают.

При регулировании своей закупочной деятельности заказчику необходимо обратить внимание по крайней мере на следующие вопросы:

Наибольшую творческую активность и внимание заказчику необходимо проявить при составлении документов, посвящённых вопросам, которые он сам регулирует. При этом особенно важно соблюсти легальность составленных локальных актов – иными словами, исключить их противоречие с вышестоящими документами и, прежде всего, с федеральным законодательством.

В обобщённом виде иерархию нормативных правовых и локальных актов, посвящённых закупкам, можно представить в следующем виде:

  1. Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции».
  2. Закон № 223-ФЗ и Закон № 44-ФЗ.
  3. Федеральные подзаконные нормативные акты.
  4. Региональные нормативные правовые акты.
  5. Корпоративный закупочный стандарт.
  6. Корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы.
  7. План закупок.
  8. Извещение о закупках.
  9. Закупочная документация, в том числе техническое задание и проект контракта.
  10. Итоговой протокол закупки.

Все причисленные выше документы являются юридически значимыми, т.е. влияющими на установление правоотношений между заказчиком и поставщиком либо прямо определяющими содержание этих правоотношений. Независимо от уровня документа его содержание подчиняется общим правилам юридической техники и логики нормативного регулирования. Разумеется, и тем, и другим можно пренебрегать, но такое пренебрежение повышает риск неопределённости норм и их произвольного толкования. Неопределённость норм, в свою очередь, создаёт условия для злоупотреблений как со стороны заказчика, так и со стороны поставщиков. Оспоримость закупок и разбирательства по поводу их проведения в этом случае неизбежны.

Для минимизации таких рисков на стадии разработки документа важно помнить по крайней мере базовые правила юридической техники:

  1. Иерархичность. Нормативный акт нижестоящего уровня не должен противоречить акту вышестоящего уровня. Акт нижестоящего уровня содержит специальные нормы по отношению к акту вышестоящего уровня, развивает и конкретизирует его положения.
  2. Структурированность. Документ должен быть разбит на тематические пункты и подпункты. Пункты объединяются в разделы. Каждый структурный элемент документы должен содержать нормы, объединённые одной темой. Структурные элементы документа нумеруются, причём каждый уровень имеет свою нумерацию, позволяющую однозначно идентифицировать каждую норму (например, «подпункт «а» пункта 2.1 второго раздела»).
  3. Лаконичность. Для формулировки нормы необходимо использовать настолько простые и лаконичные термины и фразы, насколько это возможно без ущерба для ясности.
  4. Ясность. Каждая норма должна иметь очевидное значение, и это значение должно быть одно и только одно. Двусмысленность нормы не допускается.
  5. Единообразие. Каждый термин, используемый в документе, имеет одно и только одно значение. Каждое понятие в документе обозначается одним и только одним термином.

По всем юридическим вопросам, связанным с проведением и участием в закупках, вы можете обратиться к специалистам по сопровождению торгов.

Структура и редакции 223-ФЗ

223 ФЗ — это закон о закупках товаров, работ, услуг. Он был принят в 2011 году. Существенные нововведения вносились в 2018 и 2019 году, а последняя редакция 2020 года с изменениями была принята 24 апреля 2020 года.

Сегодня 223-й закон насчитывает 20 статей, они рамочно регулируют сферу закупок предприятий с госучастием. Если 44-ФЗ определяет четкие границы, то федеральный закон 223 о закупках дает намного больше свободы.

Он предусматривает не только аукционы, другие виды тендеров на конкурсной основе, но и такие как торги, как консолидированный отбор, комплексная закупка. Способ закупки, правила отбора поставщиков и другие существенные условия заказчик определяет сам в положении и документации о закупке.

В таком изобилии информации начинающему поставщику несложно запутаться, но научиться работать по этому нормативно-правовому акту непременно стоит, и ниже мы расскажем, почему.

Краткое содержание закона

Статья 1. Цели регулирования 223-ФЗ, на кого распространяется

Статья 2. Правовая основа закупок по 223-ФЗ, положения о закупках

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

  • Статья 3.1. Закупки для реализации инвестиционных проектов с государственной поддержкой
  • Статья 3.1-1. Закупки госкорпорациями, компаниями, обществами, с долей государства более 50% (включая дочерние)
  • Статья 3.1-2. Закупки для создания произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства
  • Статья 3.1-3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектных, изыскательских работ
  • Статья 3.2. Как осуществляется конкурентные закупки
  • Статья 3.3. Закупки в электронной форме. Функционирование электронных площадок
  • Статья 3.4. Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП)
  • Статья 3.5. Закрытые конкурентные закупки
  • Статья 3.6. Закупка у единственного поставщика

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

  • Статья 4.1. Реестр договоров

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

  • Статья 5.1. Оценка и мониторинг планов закупок у малого и среднего бизнеса

Статья 6. Контроль за соблюдением 223-ФЗ

  • Статья 6.1. Ведомственный контроль

Статья 7. Ответственность за нарушение 223-ФЗ

Статья 8. Порядок вступления в силу 223-ФЗ

Скачать pdf-версию закона 223-ФЗ с изменениями 2020 и комментариями.

Перспективы рынка закупок по 223-ФЗ

Статистика за 2019 год:

  • по 223-ФЗ работают свыше 96 000 организаций с государственным участием;
  • из них реально осуществляют закупки порядка 28%, что в любом случае внушительная цифра;
  • средняя начальная цена договора 12,5 млн. рублей, конкуренция – 1,6 заявки на 1 лот (это отдельная проблема);
  • в год по 223-ФЗ заключено более 1,5 млн. договоров, в 22% из которых затем меняются существенные условия;
  • по данным ежемесячной отчетности в 2019 году общая сумма договоров по 223-ФЗ составила 21 трлн. рублей:
  • объем закупок у малого и среднего бизнеса за 1 полугодие 2019 года – 1,5 трлн. руб, средняя цена договора – 7,8 млн. руб, номенклатура расширилась до 371 тыс. позиций (SKU).

Насколько перспективна здесь работа для поставщика — каждый подрядчик решает самостоятельно. Но однозначно стоит попробовать свои силы, а для этого нужно разобраться, как устроены закупки по 233-ФЗ.

Почему понадобился отдельный закон

223-ФЗ о закупках принят для того, чтобы установить правила закупок для государственных компаний. Особенность работы компаний с долей государства в том, что они не работают полностью на бюджетных средствах, как государственные учреждения, выполняющие социальные функции.

Госкомпании – это коммерческие организации, имеющие выручку от продажи своих товаров, работ и услуг, формирующую доходную часть. Также у них есть расходная часть, которая идет на заработную плату, аренду, закупки товаров, работ и услуг. Вот эти закупки и проводятся по определенным правилам, установленным ФЗ о закупках 223.

223-ФЗ определяет основные цели регулирования:

  1. Удовлетворение потребностей заказчиков в товарах, работах и услугах
  2. Эффективное использование денежных средств
  3. Расширение возможностей для участия для юридических и физических лиц в закупках и его стимулирование
  4. Развитие добросовестной конкуренции
  5. Обеспечение гласности и прозрачности закупок
  6. Предотвращение коррупции и других злоупотреблений

На практике этих целей достигнуть пока не удается. Конкуренция ограничивается большим количеством закупок у единственного поставщика, называемая «прочие способы закупки”, экономии пока не наблюдается.

Счетная палата уже неоднократно обращала внимание на такие нарушения, как необоснованное ценообразование и авансирование, вывод закупок из-под действия 223-ФЗ, бесконтрольное привлечение соисполнителей. Это противоречит самой сути закупок по 223-ФЗ и приводит к закручиванию гаек.

Преимущества 223-ФЗ

  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Какие заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ

  1. Государственные корпорации, такие как
    • Агенство страхования вкладов (АСВ)
    • Внешэкономбанк (ВЭБ)
    • Роснано
    • Росатом
    • Ростех
    • Роскосмос
  2. Государственные компании, такие как
    • Роснефть
    • Транснефть
    • Сбербанк
    • ВТБ
    • РусГидро
    • Холдинг МРСК
    • Ростелеком
    • Алроса
    • Аэрофлот
  3. Субъекты естественных монополий
    • Газпром
    • РЖД
    • Почта России
  4. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах
    • Электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение
    • Водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод,
    • Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов
  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП, МУП)
  6. Автономные учреждения, а также хозяйственные общества с долей государства более 50%
  7. Дочерние хозяйственные общества с долей юридических лиц (п. 1-6) более 50% («дочки” госкомпаний)
  8. Дочерние хозяйственные общества с совокупной долей дочерних юридических лиц п. 7 более 50% («внучки” госкомпаний)
  9. Бюджетные учреждения, как исключение из 44-ФЗ, в случае получения ими грантов, выполнения госконтрактов или собственных доходов

Кто может участвовать

Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  1. Любое юридическое лицо, независимо от:
    • Организационно-правовой формы
    • Формы собственности
    • Места нахождения
    • Места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо
  3. Индивидуальный предприниматель
  4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

Что необходимо для участия в закупках

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

Закупочная документация по 233-ФЗ

Документы состоят из четырех обязательных составляющих:

  1. План закупок по 223-ФЗ
  2. Положение о закупках
  3. Извещение
  4. Закупочная документация.

Планы закупок

Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по .

С планом все достаточно понятно: в нем указывают, что конкретно и в каком количестве планируют закупать, а вот то что содержат оставшиеся три предположить сложно. Рассмотрим, о чем вкратце остальные документы.

Положение о закупках

Поскольку 223-ФЗ о закупках детально не регламентирует закупочную деятельность заказчиков, то они обязаны определить такой порядок самостоятельно.

По 223-ФЗ положение о закупках — это документ, описывающий, как будут вестись торги, поэтому в нем важно указать:

  • вид торгов;
  • как будут проводиться торги, сроки;
  • требования к подрядчикам и результатам их деятельности;
  • нужные для участия документы;
  • как будут отбираться заявки;
  • стоимость или формулу ее расчета;
  • порядок подписания договора и оплаты по нему;
  • ответственность участников;
  • указание о том, что исполнитель не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • способы урегулирования споров.

После подготовки положение публикуется в ЕИС, его предварительно утверждает орган управления компанией: руководитель, совет директоров, собрание учредителей и т.п.

Если в положение вносились изменения — его следует утвердить заново и разместить в ЕИС.

Заказчик обязан разместить положение о закупках в течение 15 дней с момента утверждения. Скачать образец положения о закупках.

Положение о закупках заказчика является самым главным документом для поставщика по 223-ФЗ.

Да, заказчиков десятки тысяч, но если некоторые из них вам интересны – рекомендуем внимательно изучить их положения, в какой форме они проводят закупки, за какие сроки объявляют, какие требования устанавливают.

Типовое положение о закупках

ГУПы, МУПы, бюджетные и автономные организации используют типовое положение.

Оно отличается наличием трех неизменных частей:

  • описание порядка, по которому будут проводиться процедуры;
  • сроки подписания контрактов;
  • способ проведения торгов и подробные условия.

Извещение

В нем предприятие-заказчик должен указать:

  • как будет проводиться закупка (способ);
  • подробные данные о заказчике, включая контакты, адрес сайта;
  • предмет договора с подробными требованиями к характеристикам, количеству и иным существенным условиям;
  • место, куда нужно поставить продукцию или выполнить работы;
  • начальную максимальную цену;
  • срок, в течение которого поставщики могут подавать заявки;
  • срок публикации закупочной документации;
  • порядок, по которому будет определяться победитель;
  • иные сведения — всё, что посчитает нужным и важным госзаказчик.

Документация о закупке

В ней подробно расшифровываются и детализируются данные из извещения и положения. В документации снова описываются характеристики, количество единиц предмета закупки, но уже с подробными требованиями к безопасности, упаковке, отгрузке.

Заказчику необходимо указать, что должно содержаться в заявке и как ее оформлять, как участники должны указывать информацию о себе и своих товарах или услугах, как будут оцениваться и сопоставляться заявки.

Также в документации описывается:

  • порядок и возможные способы оплаты товаров, либо услуг поставщика;
  • порядок оплаты сопутствующих расходов: на страхование, доставку, таможенную пошлину, налоги и др.;
  • правила субподряда;
  • порядок предоставления разъяснений;
  • все даты, включая сроки подведения результатов и изучения предложений.

Если исполнитель не согласен с действиями или бездействием заказчика, ЭТП, уполномоченной комиссии, усматривает в них нарушение норм 223-ФЗ и/или своих прав — он вправе обжаловать их, обратившись в суд или в антимонопольную службу.

Где искать закупки

Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).

Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

Эффективно работать с закупками по 223-ФЗ позволяет система Тендерплан.

Какие закупки можно проводить 223-ФЗ

Конкурентной является закупка, проводящаяся при соблюдении трех пунктов одновременно:

  1. Госзаказчик публикует, либо отправляет документацию: в ЕИС с открытым доступом для всех или направляет приглашения минимум двум потенциальным кандидатам в закрытую закупку;
  2. Подробно описан предмет торгов, указаны его подробные характеристики, которые для заказчика являются существенными;
  3. Обеспечена конкуренция.

Если закупка противоречит одному или нескольким пунктам из этого перечня — она является неконкурентной.

Виды конкурентных торгов:

  1. Конкурс — популярный вид торгов, в них побеждает поставщик, подавший заявку с самыми выгодными условиями;
  2. Аукцион — самый распространенный вид торгов, в них побеждает поставщик, сделавший самую низкую ставку путем снижения НМЦД на шаг аукциона;
  3. Запрос предложений — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший условия, наиболее подходящие под потребности заказчика. Запрос цен в электронной форме по 223-ФЗ — это и есть запрос ценовых предложений;
  4. Запрос котировок — тендер, в котором побеждает поставщик, предложивший самую низкую стоимость.

Этот перечень не исчерпывающий. Заказчики вправе определить другие формы в положении о закупках. Конкурентные виды тендеров могут быть открытыми и закрытыми и проводиться в электронном виде, на бумаге, состоять из одного или нескольких этапов.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

Извещение о проведении открытого конкурса по 223-ФЗ должно быть размещено за 20 дней до окончания подачи заявок. Такой срок представляется вполне достаточным для подготовке заявки. Однако, ниже мы отметим, что часто конкурсы переводят в иные виды закупок, у которых могут быть крайне короткие сроки для подачи заявок.

Выигравшим открытый конкурс по 223-ФЗ признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, в соответствии с критериями оценки.

Электронный аукцион по 223-ФЗ

Извещение о проведении электронного аукциона по 223-ФЗ также размещается на портале закупок.

Выигравшим аукцион признается участник, который предложил самую низкую цену договора или самую высокую цену за право заключить договор, в случае, если цена в ходе аукциона была снижена до нуля и пошла вверх по отрицательной шкале.

Аукционы в электронной форме по 223-ФЗ проводятся на десятках электронных торговых площадок. Для участия в них нужно получить ЭЦП для торгов и пройти аккредитацию. В первую очередь необходима аккредитация на Сбербанк-АСТ.

Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

  • Конкурентные переговоры
  • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

Механизм проведения закупки

Итак, заказчик разместил положение, подготовил извещение и документацию.

Теперь пришло время действовать поставщикам и подавать заявки в течение указанного в документах срока. Заявку можно отозвать или отредактировать до истечения срока подачи.

Любой из потенциальных подрядчиков может направить запрос с просьбой разъяснить те или иные пункты этих документов. Он должен сделать это на протяжении 3-х дней и опубликовать в ЕИС, не называя запрашивавшего поставщика. Если меньше, чем через 3 дня заканчивается время, отведенное на подачу заявок, то на запрос можно не отвечать.

Чтобы выбрать победителя, заказчику понадобится создать комиссию по закупке.

Комиссия по закупке

Еще одна особенность 223-ФЗ — необходимость формирования специальной комиссии, что это? Рассмотрим подробнее.

Перед проведением торгов заказчик должен создать комиссию, которая должна состоять минимум из 5 членов, желательно, чтобы специалисты были компетентны по вопросам предмета закупки.

Она выполняет следующие функции:

  • готовит извещение и документацию для закупки;
  • проверяет, соответствуют ли заявки указанным требованиям;
  • предоставляет разъяснения (отвечает на запросы участников);
  • оценивает заявки или привлекает для этого экспертов при необходимости;
  • объявляет переторжку или уторговывание;
  • ведет переговоры с потенциальными исполнителями;
  • определяет победителя;
  • отменяет торги.

Подведение итогов

В результате проведения тендера готовится протокол, его публикуют в ЕИС, он должен содержать:

  • дату составления;
  • общее число отправленных заявок, день и время регистрации каждой из них;
  • номер заявки по приоритету для заказчика. Первое место получает заявка, содержащая самые привлекательные условия. А если несколько заявок содержат одинаковые условия — они располагаются по времени подачи, приоритет отдается первой поданной заявке из одинаковых;
  • результаты рассмотрения (если это предусматривает документация): число неподошедших заявок, причины отклонения, решение комиссии, причины, если торги не состоялись.

Победителей может быть несколько! Заказчик вправе выбрать не одного подрядчика, а несколько и подписать с ними соглашения.

Все документы закупки: протоколы, разъяснения, уточнения хранятся у заказчика не меньше 3-х лет.

Заключение договора по 223-ФЗ

Подписывать договор по результатам закупки можно не раньше, чем через 10 рабочих дней после ее проведения (срок, отведенный на обжалование результатов процедур) и не позже 20 рабочих дней со дня публикации в системе итогового протокола.

После обжалования подписывать договор можно на протяжении 5 дней после принятия решения о рассмотрении жалобы.

Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

С 1 января 2017 вступило в силу Постановление Правительства №925, о приоритете товаров, работ и услуг российского происхождения.

10 июля 2019 года в постановление были внесены изменения, установившие приоритет российской радиоэлектронной продукции в размере 30%.

Памятка: сводная таблица сроков по 223-ФЗ

Документ Сроки
Положение Публикуется на протяжении 15 дней со дня утверждения
Изменения в положении На протяжении 15 дней со дня утверждения
Извещение, документация
(по общему правилу)
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок
При участи представителей МСП:
· конкурсы, аукционы
За 7 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД меньше или равна 30 млн. рублей
За 15 дней до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД больше 30 млн. рублей
· предложения За 5 дней до его проведения, если НМЦД не больше 15 млн. рублей
· котировки За 4 дня до конца отведенного времени для направления заявок, если НМЦД не больше 7 млн. рублей
Изменения в извещения и документацию На протяжении 3-х дней с принятия изменений
Разъяснения 3 дня с момента получения запроса
Итоговый протокол и другие протоколы 3 дня
Договор Подписывается на протяжении 10-20 дней после публикации итогового протокола, размещается в ЕИС на протяжении 3-х дней
Договор по результатам обжалования 5 дней

Особенности закупок с представителями МСП

Тендер с участием представителей МСП проводится исключительно в электронном виде.

Этапы конкурса:

  1. На протяжении срока, отведенного для подачи заявок, потенциальные поставщики могут обсуждать с заказчиком требования к предмету закупки, условия выполнения договора;
  2. Заказчик рассматривает все заявки, они должны соответствовать требованиям и содержать необходимые сведения, предусмотренные документацией;
  3. Проводится отбор кандидатов. Если какие-то пункты заявки не подходит под требования — она отклоняется.

В извещении прописываются сроки отдельных этапов. По итогам каждого из них составляется протокол, а в результате последнего публикуется итоговый протокол.

Когда в извещение вносятся изменения, заявки поставщиков не отклоняются, комиссия предлагает им отправить окончательные (дополнительные) предложения.

На любом этапе после публикации промежуточного протокола каждый потенциальный исполнитель может отказаться от продолжения участия в торгах. Это выражается в непредоставлении им уточняющего (окончательного) предложения.

Электронный аукцион с представителями СМП проводится по следующим правилам:

  • поставщик делает ставку, снижая цену на «шаг»: от 0,5 до 5% НМЦД;
  • делать равное или большее предложение последней ставки нельзя, как и недопустимо ставить цену, равную нулю;
  • нельзя снижать цену от своего же последнего предложения.

Чтобы участвовать в такой закупке, как запрос котировок, МСП нужно подать предложение с ценой, согласие поставщика на предоставление предмета договора и другие документы, которые предусматривает извещение.

Особенность запроса предложений с участием представителей МСП состоит в том, что он может предусматривать этап предварительного отбора, который проходит по таким правилам:

  • извещение четко устанавливает сроки каждого этапа;
  • требования едины для всех поставщиков и устанавливаются закупочными документами;
  • заявки подаются вместе с документами, которые подтверждают соответствие поставщика заявленным заказчиком требованиям;
  • если заявка им не соответствует — ее отклонят.

Где и как проходят торги

Торги с участием представителей МСП проводятся на восьми официальных ЭТП. Субъект должен иметь аккредитацию, иначе подать заявку не получится.

Заявка на любой конкурс, аукцион — это документ, состоящий из двух частей. При запросе котировок достаточно заполнить одну часть. Также к каждой заявке составляется ценовое предложение. Первая часть полностью посвящена предмету закупки. Вторая — самому поставщику. Они подаются в определенной очередности.

Если не соблюдать эти правила — заявка будет отклонена. Ценовое предложение указывает стоимость. Если это предусматривает закупка — могут подаваться дополнительные ценовые предложения, на их подачу отводится 3 часа.

Обеспечение вносится по общим правилам (перевод на спецсчет или банковская гарантия). Поэтому у представителя МСП должен быть предварительно открыт спецсчет.

Сумма, достаточная для обеспечения исполнения договора, блокируются на протяжении месяца после истечения срока для подачи заявки. Оператор ЭТП отправляет банку сведения о том, какую сумму необходимо заблокировать на спецсчете поставщика, банк обязан отреагировать на протяжении часа, если на нем достаточно средств.

Если поставщик не выполнил все пункты договора, либо выполнил их ненадлежащим образом — заблокированные деньги переводятся заказчику.

Как проходит закупка с представителями МСП

Торги поводятся по таким этапам:

  1. ЭТП отправляет заказчику первую часть заявки и окончательного предложения от каждого поставщика на протяжении следующего дня после того, как закончилось время, отведенное на прием заявок;
  2. Направляется вторая часть на протяжении времени, установленного извещением;
  3. Заказчик изучает первую часть и отправляет ЭТП протокол, он публикуется в ЕИС на протяжении часа;
  4. На протяжении одного часа оператор отправляет заказчику протокол сопоставления цен;
  5. На протяжении 1 дня комиссия нумерует заявки, формирует и публикует итоговый протокол. На первом месте будет поставщик, который предложил самую низкую стоимость и предложил максимально выгодные условия, если несколько исполнителей предложили одинаковую стоимость, победит среди них тот, кто подал заявку первым;
  6. Средствами ЭТП заключается договор, составленный на основе извещения и закупочной документации. Он подписывается ЭЦП. Если у исполнителя есть претензии по пунктам соглашения — он отправляет второй стороне протокол разногласий. В нем поставщик может указать, какие пункты договора нарушают требования извещения или документации. Заказчик исправляет несогласованные пункты, либо отказывает исполнителю с обоснованием причин.

После завершения сделки оператор ЭТП будет хранить все документы по закупке не меньше 3-х лет.

Выводы

Как видно, закупки по 223-ФЗ — непростая процедура для начинающих поставщиков. Закон регламентирует множество требований и процедур.

Мы постарались рассказать максимально кратко суть, основные моменты закона 223-ФЗ, для чайников, пусть не в схемах, но в таблицах.

Чтобы быстрее начать заключать прибыльные договоры, рекомендуем пройти обучение или обратиться за квалифицированной помощью к опытным и компетентным специалистам.

А если вы уверены в своих силах — желаем успехов и прибыльных сделок!

3.1 Технология закупки и поставки товаров в коммерческое предприятие

Закупка товаров- составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия, включающая в себя:

• изучение и прогнозирование покупательского спроса;

• выявление и изучение источников поступления и поставщиков
товаров;

• организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров,
включая разработку и заключение договоров поставки;

• организацию учета и контроля за ходом выполнения договорных
обязательств.

В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между участниками, представляющими предприятия торговли, производителей и обслуживающие сферу обращения субъекты. С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнерами. Закупочная деятельность взаимообусловлена, она осуществляется в соответствии с целями торгового предприятия.

Закупочная деятельность торговых организаций должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы

торговые организации вели систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.

Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.

При продвижении товаров к потребителям используются транзитная и складская формы. Транзитная форма представляет собой прямую доставку товаров от производителя непосредственно в розничную торговую сеть. Складская форма обусловлена наличием складов в оптово — посреднической сфере, обеспечивающих концентрацию товаров и устойчивое снабжение торговых предприятий.

Выбор той или иной формы товародвижения требует учета конкретных условий и зависит от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от торгового предприятия (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.

Движение товаров осуществляется по каналам распределения. Под каналами распределения понимаются посредники, с помощью которых происходит перепродажа товаров при их движении к местам потребления. Распределение товаров является существенной стороной рынка. Каналы распределения характеризуются числом посредников, занятых доведением товаров до потребителя. По этому признаку они подразделяются на: одноуровневые (один посредник — розничное звено); двухуровневые (два посредника — оптовое и розничное звенья); трехуровневые (три посредника -крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено). Выбор варианта каналов распределения зависит от величины товарных потоков и минимума приведенных затрат.

Существует две формы доставки товаров:

1. централизованная;

2. децентрализованная (самовывоз).

При централизованной перевозке организуется стабильное поступление заказанных товаров к месту назначения. В ней принимают участие поставщики, автотранспортные предприятия и товарополучатели. Поставщик заказывает автомобильные средства и представляет товар к перевозке, автотранспортное предприятие подает к установленному времени транспорт и перевозит груз, товарополучатель обеспечивает его надлежащий прием. Централизованная форма транспортного обеспечения считается наиболее эффективной при доставке товаров.

Преимущества централизованной доставки:

механизация погрузочно-разгрузочных работ; сокращение времени простоя автомашин;

возможность оптимального построения маршрута;

эффективно используется специализированный транспорт;

широкое применение находит тара-оборудование.

Децентрализованная перевозка товаров автомашинами, как правило, используется в малых и средних торговых предприятиях, торговых структурах мелкооптовых и розничных рынков.

Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.

3.2 Принципы закупки и поставки товаров, их организация

Правильно организованная закупочная работа способствует удовлетворению потребительского спроса, позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Достичь этого можно выполнением ряда операций.

Принятие коммерческих решений по закупкам невозможно без изучения и прогнозирования покупательского спроса.

Объем и структура спроса населения меняются под воздействием ряда факторов: социально — экономических (уровень денежных доходов населения, уровень цен и т. д.), демографических (численность и состав населения, размер и состав семей и т. д.), природно-климатических, исторических, национальных и т. д. Поэтому изучение спроса требует комплексного подхода, позволяющего получить полную информацию о необходимых потребителю товарах и ценах, которые они готовы за них платить.

Полученные данные являются основой для определения потребности в товарах и уточнения их ассортимента.

Следующий этап работы по закупке товаров связан с выявлением источников их поступления и выбором поставщиков. Источниками закупок являются:

• промышленные и сельскохозяйственные предприятия, местная
промышленность, индивидуальные производства;

оптово — посреднические структуры; оптовые и оптово — розничные склады;

• поставки от зарубежных фирм и компаний.

Источники товарного обеспечения определяются, исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей торгового предприятия. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков можно использовать следующие критерии:

• характер деятельности и возможности поставщика;

• конкретное положение поставщика на рынке закупок товаров;

• процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;

• вероятность обеспечения необходимой номенклатуры и объема продукции;

• условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;

• адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;

• условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;

• предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие.

К важнейшим элементам закупочной работы относится установление хозяйственных связей с поставщиками товаров. Под хозяйственными связями понимают складывающиеся между покупателями поставщиками товаров экономические, организационные, коммерческие финансовые, правовые и другие отношения. Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменным операциям при купле — продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны на закупаемую продукцию.

Коммерческим документом, представляющим договорные соглашения купли — продажи товара является контракт. Из самого названия документа следует, что одна сторона осуществляет закупку, а другая — продажу. В контракте указывается содержание договорных условий, порядок исполнения взаимных соглашений и ответственность сторон, а также предусматриваются следующие основные обязательства:

• наименование и объем подлежащего поставке товаров;

• качество, комплектность, упаковка и маркировка товара;

• цена и форма расчетов;

сроки выполнения поставок и порядок сдачи — приема товара;

• базисные условия поставки;

• гарантийная защита и санкции;

• юридические адреса сторон и дата заключения контракта.

Одним из существенных условий контракта является исходная цена, устанавливаемая на закупаемую продукцию. Обычно ориентируются на два вида цены: твердая и подвижная, или скользящая. Твердая цена применяется в сделках с короткими сроками поставки товаров. Она указывается в контракте и не подлежит изменениям при расчете. Скользящая цена — это цена, исчисленная в период исполнения сделки в результате принятия в расчет переменных рыночных величин при пересмотре договорной цены в стороны повышения или понижения. Ее использование предусматривается при сделках с длительными сроками поставок товаров.

Базисные или специальные условия определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара от продавца к покупателю. При исполнении контракта возникшие споры между сторонами по поводу

договорных соглашений решаются в порядке, предусмотренном законодатель ством.

Порядок расчетов за поставляемую продукцию осуществляется безналично через банк путем перечисления денег со счета покупателя на счет поставщика.

Разновидностью договора купли — продажи является договор поставки, согласно которому поставщик — продавец обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности.

Заключению договора поставки предшествуют переговоры о предстоящей сделке и согласование основных условий. В преддоговорный период обычно составляется проект договора, в котором учитывается договоренность, достигнутая сторонами.

Переговоры могут вестись путем переписки (почтовой, телеграфной, телетайпной), личных встреч и по телефону. Переписка используется при заключении сделок на основе принятия предложения одной из сторон заключить договор или выполнить заказ. Личные переговоры ведутся при заключении договоров поставки с поставщиками на оптовых ярмарках и выставках — продажах. Переговоры по телефону осуществляются при заключении сделок на товары повседневного спроса, хорошо известные покупателю. В этом случае по телефону согласовываются лишь цена, количество товара и срок поставки. Впоследствии стороны оформляют свою договоренность письменно.

Согласно ст. 432 ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

По ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора поставки возможны по соглашению сторон. Односторонний же отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ст. 523 ГК РФ).

Основными коммерческими условиями договора поставки являются: периоды, графики и порядок поставки, а также приемки и расчетов за поставленные товары. Периоды поставки товаров определяются сроками поставки отдельных партий в течение срока действия договора. График устанавливается декадный, суточный, часовой и т. п. Порядок поставки включает их отгрузку (передачу) поставщиком либо покупателю, являющемуся стороной договора поставки, либо лицу, указанному в договоре и отгрузочной разнарядке, в качестве получателя.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.

Принятие товаров покупателем сопровождается действиями в соответствии с договором поставки, требованиями, указанными в стандартах и

другой нормативно — технической документации, инструкциями о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству. Покупатель обязан в установленный срок проверить количество и качество принятых товаров и письменно уведомить поставщика о выявленных несоответствиях и недостатках товаров.

3.3 Документальное оформление и учет

Каждая хозяйственная операция, в том числе поступление товаров, должна быть оформлена документально. Любой документ должен иметь следующие основные реквизиты:

— наименование документа (форма);

— код фирмы;

— дата составления;

— содержание хозяйственной операции;

— измерители (в количественном и стоимостном выражении);

— наименование должностных лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи и их расшифровка.

Также могут быть включены дополнительные реквизиты. Документы составляются в момент совершения операции, а если это невозможно, то непосредственно после окончания операции.

Для получения товаров и тары от поставщиков представителю предприятия (экспедитору) выдается доверенность (форма № 2).

Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименованием ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности необходима подпись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска предприятия. По доверенности представитель предприятия может получить товар непосредственно от поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов.

Основными документами, на основании которых поступают товары, являются счета-фактуры, товарно-транспортная накладная и торгово-закупочные акты. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета-фактуры. Счета-фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок.

Счета-фактуры составляются предприятием-поставщиком на имя предприятия-покупателя в двух экземплярах, первый из которых не позднее десяти дней с момента отгрузки товаров или предоплаты (аванса) предоставляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение)

сумм по налогу на добавленную стоимость. Второй экземпляр счета-фактуры (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж. В счете-фактуре должны быть указаны:

— порядковый номер счета-фактуры;

— наименование и регистрационный номер поставщика товаров;

— наименование получателя товаров;

— стоимость (цена) товаров;

— сумма НДС;

— дата предоставления счета-фактуры.

В счете-фактуре не допускаются подчистки и помарки. Исправления заверяют подписью руководителя и печатью предприятия-поставщика с указанием даты исправления.

Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся раздельно в журнале учета счетов-фактур в течение полных пяти лет с даты их получения. Они должны быть подшиты и пронумерованы.

Покупатели товаров ведут журнал учета полученных от поставщиков счетов-фактур и книгу покупок. Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур в целях определения сумм налога на добавленную стоимость. Счета-фактуры, предъявляемые поставщиками, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретенных товаров. Книга покупок должна быть прошнурована, ее страницы пронумеровывают и скрепляют печатью. Контроль над правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным лицом.

Книга покупок хранится у покупателя в течение полных пяти лет с даты последней записи.

Успешное осуществление коммерческой деятельности во многом зависит от своевременного исполнения сторонами договора. Поэтому важной частью коммерческой работы является организация повседневного контроля исполнения договоров и хода поставки товаров. Это позволяет обеспечить своевременное и бесперебойное поступление товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и в предусмотренном количестве.

Исполнение договора поставки товаров контролируется по общему объему, развернутому ассортименту, срокам поставки, качеству и комплектности поставляемых товаров, соблюдению транспортных условий, расчетной дисциплины. Отслеживаются также вопросы организации оборота тары и средств пакетирования, выполнения условий отгрузки, порядка согласования цены. Контролируют наличие и правильное оформление сопроводительных документов.

Исполнение договоров поставки сопровождаются подготовкой и оформлением большого количества документов. Так, обслуживание продвижения товаров осуществляют различные звенья: производственные, транспортные, посреднические и торговые предприятия.

В спецификации, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, указывается в развернутом виде ассортимент товаров, подлежащих поставке, их количество, цена, сумма и сроки поставки. В соответствии со спецификацией должна осуществляться отгрузка товаров.

Очень важную роль играют документы, удостоверяющие качество товаров. Стороны, заключая договор, должны определить вид документа, которым будет удостоверяться качество товара. При поставке товаров, подлежащих обязательной сертификации, должны обязательно быть в наличии сертификаты соответствия, являющиеся определенной гарантией доброкачественности товаров, их безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья.

В левом верхнем углу сертификата соответствия наносится Знак соответствия на продукцию, которая прошла сертификацию и имеет стабильное качество. Сертификат должен иметь регистрационный номер. Под номером указывается срок действия сертификата. Далее следует название органа по сертификации с указанием адреса и номера телефона, а также его регистрационные номера по государственному реестру. Затем указываются наименование, тип, вид, марка, технические условия или другой нормативный документ, по которому выпускают товар, а также информация о том, что это «серийный выпуск», «партия» или «единичное изделие» (в последних двух случаях проставляется номер и размер партии или номер самого изделия). Обязателен номер товарно-транспортной накладной, договора, контракта или документа о качестве продукции. В тех случаях, когда партия товаров достаточно велика и в отведенном на бланке сертификата месте нельзя уместить наименование всех товаров, к нему дается приложение — перечень продукции, на которую распространяется его действие. В сертификате указывается также информация о производителе или продавце (полное наименование, юридический адрес и т.д.), перечисляются нормативные документы, на соответствие которым проводились испытания, предшествующие выдаче сертификата, документы, которые были учтены органом по сертификации при выдаче сертификата (протоколы испытаний, ветеринарные свидетельства, гигиенические заключения и т.д.). все подписи на сертификате удостоверяются печатью органа сертификации установленного образца. После этого декларируется, что «Сертификат имеет юридическую силу на всей территории РФ».

Учет исполнения договоров поставки может осуществляться с помощью специальных карточек или журналов. В них на основании сопроводительных документов фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров, и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Полученная информация о ходе выполнения договоров поставки позволяет получателю товаров принять своевременные меры воздействия на поставщика, в том числе, и предъявить претензию.

Более прогрессивным и оперативным является автоматизированный учет выполнения договоров поставки товаров с помощью компьютерной техники,

при этом представляется возможность контролировать выполнение договоров поставки в более детализированном виде, обрабатывать большие объемы коммерческой информации и оперативно использовать ее в коммерческой деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ

Многие начинающие участвовать в электронных торгах путаются в понятиях — что такое закупки по 223-ФЗ, что такое закупки по 44-ФЗ, чем они отключаются от коммерческих закупок? Давайте прежде всего разберемся, что такое закупочная деятельность. Закупка — это процесс приобретения товаров, работ и услуг, состоящий из выявления потребности в товаре, работе или услуге, поиска и выбора поставщика, заключения и исполнения договора о поставке товара (выполнения работ, оказания услуг).

Закупочная деятельность — процесс, целью которого является получение товаров, работ, услуг определенного качества в необходимом количестве в требуемое время и по минимальной цене.

Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого — с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации.

Законодательное регулирование закупочной деятельности необходимо в первую очередь для того, чтобы упорядочить эту деятельность, установить единые и прозрачные правила её проведения и условия для открытой конкуренции за право заключить договор с заказчиком.

Всё это в совокупности должно обеспечивать минимизацию риска злоупотреблений при проведении закупок и повышать их эффективность.

В обобщённом виде иерархию нормативных правовых и локальных актов, посвящённых закупкам, можно представить в следующем виде:

  • Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции».
  • Закон № 223-ФЗ и Закон № 44-ФЗ.
  • Федеральные подзаконные нормативные акты.
  • Региональные нормативные правовые акты.
  • Корпоративный закупочный стандарт.
  • Корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы.
  • План закупок.
  • Извещение о закупках.
  • Закупочная документация, в том числе техническое задание и проект контракта.
  • Итоговой протокол закупки.

Все причисленные выше документы являются юридически значимыми, то есть влияющими на установление правоотношений между заказчиком и поставщиком либо прямо определяющими содержание этих правоотношений.

В России закупочная деятельность разных организаций регулируется законодательством не одинаково. Это обусловлено различными уровнями рисков при проведении закупок разными категориями заказчиков. Наиболее детально урегулированы закупки государственных и муниципальных заказчиков: строгость требований законодательства о госзакупках обусловлена, во-первых, тем, что эти закупки призваны обеспечивать оказание гражданам государственных и муниципальных услуг на высоком уровне, а во-вторых, тем, что эти закупки финансируются за счёт бюджетных средств.

Расходование бюджетных средств имеет следствием то, что без жёстких и детализированных требований, контроля и неотвратимости наказания для нарушителя риск злоупотреблений существенно повышается. Если государственные и муниципальные закупки проводятся ненадлежащим образом, не приходится надеяться на предоставление государственных и муниципальных услуг надлежащего качества. Таким образом, негативные последствия от злоупотреблений при проведении госзакупок для государства выше, чем от нарушений при проведении коммерческих закупок.

Для закупок естественных монополий, госкомпаний, организаций коммунального хозяйства и иных субъектов Закона №223-ФЗ законодательством предусмотрены определённые рамки, устанавливающие пределы усмотрения компании в организации собственной закупочной деятельности, поскольку, с одной стороны, эти компании не расходуют бюджетные средства и имеют внутреннюю экономическую мотивацию к рациональному использованию собственных средств, но, с другой стороны, эффективность их закупок влияет в том числе на уровень тарифов, а следовательно имеет социальную значимость.

Иными словами, если субъект Закона №223-ФЗ провёл закупку неэффективно или потратил на неё лишние деньги, то это может ударить по кошельку конечного потребителя, хотя связь между этими закупками и качеством оказания услуг не столь непосредственная, как в ситуации с госзаказом. Наконец, для коммерческих организаций гражданским и антимонопольным законодательством установлены обязательные, но вместе с тем общие требования, поскольку у таких компаний, рискующих при осуществлении своей хозяйственной деятельности собственными деньгами, существует наибольший внутренний стимул к эффективному расходованию этих средств при проведении закупок. Социальный эффект от деятельности большинства коммерческих организаций не такой значительный, чтобы устанавливать жёсткие законодательные требования к их закупкам.

Общие гражданско-правовые и антимонопольные требования, установленные в гл. 28 ГК РФ и ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» обязательны для всех. При этом субъектами Закона № 223-ФЗ, а также государственными и муниципальными заказчиками эти требования применяются с учётом особенностей, установленных отраслевым законодательством, а также с учётом дополнительных требований, установленных этим законодательством.

Заказчик может проводить в электронной форме закупки всеми способами — в том числе с помощью электронного конкурса, электронного аукциона, электронного запроса предложений, электронного запроса цен, электронных конкурентных переговоров и т.п.

Постановлением Правительства РФ № 616 утверждён перечень продукции, которую заказчик обязан закупать только в электронной форме. При этом, даже закупая продукцию из этого перечня, заказчик вправе использовать любой электронный способ размещения заказа, а не только аукцион. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 исключительно в электронной форме закупаются:

  • Природная вода и лед.
  • Целлюлоза, бумага, картон и изделия из них.
  • Полиграфическая и печатная продукция.
  • Канцелярские принадлежности.
  • Оргтехника.
  • Аппаратура радио, телевидения и связи.
  • Фото- и киноаппаратура.
  • Медицинская аппаратура.
  • Средства измерения.
  • Часы.
  • Автомобили, их детали и принадлежности.
  • Транспортные средства.
  • Услуги по торговле, ТО и ремонту автомобилей.
  • Услуги по ремонту оргтехники для офисов.
  • Услуги по уборке зданий.

Закупка товаров, работ и услуг, включённых в этот перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке содержит сведения, составляющие государаственную тайну;
  • если Правительством РФ принято решение проводить данную закупку в закрытом режиме;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке самой регулируемой организации. При этом регулируемая организация имеет право закупать в электронной форме и продукцию, не входящую в перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх