ОСАГО проводки

Из чего складывается страховая премия и что это такое?

Сумма, которую вы платите за оформление своего договора, это та сумма, которую лицо, оформляющее данный договор, обязано оплатить СК в соответствии с условиями, на которых происходит заключение сделки, и зависит от ряда факторов.

Оплату денежных средств страховой компании вы можете произвести как единовременным платежом, так и частично производить оплату в течение действия данной сделки.
Оплата этой суммы страховщику входит в обязанности лица которое заключает сделку с СК.

В том случае, если человек, оформивший сделку по страхованию автомобиля, не оплачивает страховой взнос, компания может произвести расторжение данной сделки в одностороннем порядке.
Размер суммы рассчитывается страховой компанией и вы вправе как согласиться на данную сумму, так и отказаться от нее.

Как производится расчёт суммы?

Сумма взноса, которую оплачивает страхователь, состоит из:

  1. Нетто-премии.
  2. Нагрузки.

Нетто-премия – это та сумма, которую СК удерживает, для того чтобы в последующем покрыть убытки которые несет потерпевший в случае ДТП.

Надбавка или же нагрузка по страховой премии, рассчитывается исходя из тех издержек, которые несет СК.

Страховой взнос, уплачиваемый страхователем, включает в себя так же все риски СК, именно поэтому при расчете данной суммы эти коэффициенты закладываются в нагрузку.

Размер суммы страхового взноса отличается и зависит также от региона, в котором зарегистрирован автомобиль.

Например, в Москве этот коэффициент будет выше, нежели в Башкирии.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на коэффициенты, условия договора остаются неизменными.

Помимо того, что СК рассматривает все обстоятельство страхового дела страхователя, компания также производит оценку ситуации на рынке данных услуг. Размер суммы, которую страхователь должен оплатить СК рассчитывается исходя из различных коэффициентов и самого базового тарифа.

Законодательством предусмотрены факторы из которых складывается данная сумма:

  1. Регион в котором используется авто.
  2. Наличие у страхователя каких-либо льгот.
  3. Технические характеристики авто которое страхуют.
  4. Срок эксплуатации данного транспорта.
  5. Количество водителей, которые вписаны в договор и т.д.

Следует учитывать, что законодательством определяются лишь рамки тарифной сетки ОСАГО, которая является одной из составляющих страхового взноса. Закон дает право страховщикам определять самостоятельно конечный размер страхового взноса, но при этом СК не должны выходить за рамки максимальной суммы.

Минимальный размер

В 2014 году был принят закон, который увеличил базовую ставку по автогражданке. Обусловлено это было тем, что тарифы действующие ранее сделали автострахование не выгодным для СК. В 2015 году базовую ставку повысили и на сегодняшний день базовые тарифы выше предыдущих на 40%.

После повышения базового тарифа, это направление в страховании вновь стало рентабельным. Однако повышение базовой ставки, это лишь одно из изменений в ОСАГО которое произошло с 2015 года. Кроме поднятия базовой ставки был введен еще и так называемый валютный коридор.

ВАЖНО! На сегодняшний день базовый коэффициент уже не имеет единой фиксированной суммы.

Сейчас данный продукт страхования имеет как максимальную так и минимальную базовую ставку. Данные изменения вводились с расчетом на то, что компании начнут конкурировать в борьбе за свою клиентуру. Конкурирование будет происходить за счет ценовой политики устанавливаемой в рамках валютного коридора.

Базовые ставки для разных ТС

Ниже будут приведены базовые тарифные ставки для различных ТС:

Транспортные средства минимальная ставка в рублях
Мототранспорт 867
Легковые авто для юр. лиц 2573
Легковые авто для физ.лиц 3432
Такси 5138
Грузовой транспорт с максимальной массой меньше 16 тонн 3509
более 16 тонн 5248
Авто для перевозки пассажиров до 16 мест 2808
Более 16 мест 3509
Троллейбусы 2808
Трамвай 1751
Трактора и другая строительная техника 1124

Способы оплаты

Вы сами можете выбрать удобный для вас способ оплаты данного страхового продукта:

  1. С помощью банковской карты.
  2. Наличными.
  3. В терминале.
  4. При помощи электронных кошельков.

Штрафы при ДТП с просроченным полисом

Самым неприятным инцидентом для вас будет попадание в ДТП с просроченным полисом ОСАГО. В независимости от того были ли вы виновником ДТП или нет, вас ожидает штраф в размере 800 рублей за просроченный полис.

В том случае, если виновником аварии являетесь вы, то вам придется возмещать ущерб нанесенный потерпевшему из своего кармана. Также тот факт, что у вас отсутствует действующий полис страхования будет зафиксирован в протоколе. Пострадавший в данном ДТП произведет оценку ущерба у независимого эксперта.

СПРАВКА! На мероприятие по проведению такой экспертизы пострадавший будет обязан вас пригласить. Для этого ему нужно будет отправить вам телеграмму.

Так как факт отправки телеграммы будет зафиксирован, вы не сможете оспорить результаты оценки в судебном порядке. Намного проще в этой ситуации решить данный вопрос в до судебном порядке.

Потребуйте от потерпевшего расписку о получении с вас возмещения и о том, что он не будет в дальнейшем иметь претензий.

Даже если ДТП произошло не по вашей вине, штрафа вам избежать не удастся, но в данном случае ущерб вам возместит СК виновника.

Возврат при расторжении договора ОСАГО

Данная процедура регламентируется правилами ОСАГО. Расторжение договора допускается раньше установленного срока. Страхователь имеет право произвести расторжение сделки в любой момент и не обязан объяснять страховщику причины расторжения сделки.

Без объяснения причин вы не получите назад сумму неиспользованной страховой премии.

Для того чтобы произвести возврат данной суммы, следует предоставить страховой документы, которые объясняют причину(ы) расторжения сделки.

Данные причины должны быть весомыми, наиболее часто встречающиеся причины расторжения данного договора прописаны в законе.

Невозможно будет вернуть денежные средства выплаченные страховщику за оформление данной сделки в следующих случаях:

  • Если расторжение сделки происходит по инициативе страховой компании.

    По закону страховая может в одностороннем порядке произвести расторжение данной сделки, если страхователь не оплатил всю или часть суммы страхового взноса. В том случае, если страхователь предоставил ложные данные и это привело к уменьшению страхового взноса.

  • Лицо которое оформляло сделку с СК хочет произвести расторжение сделки из-за отъезда, т.к. в течении этого времени пользоваться авто никто не будет.

    Но не стоит рассчитывать, что страховая пойдет вам на уступки, скорее всего положительного решения вы не получите.

  • В случае банкротства данной организации, вернуть свои средства вы также не сможете. Юридическое лицо в данной ситуации признается неплатежеспособным, как следствие денежных средств на выплату всех обязательств у компании просто нет.

Но есть все-таки случаи, при которых вернуть неиспользованную страховую премию вы сможете. Все зависит от того, посчитает ли страховая вашу причину уважительной или же нет. Например, при продаже авто вернуть неиспользованную сумму страховой премии можно (подробнее об этом читайте ). Также это возможно в случае если авто было утрачено.

Советуем вам приобретать данный страховой продукт лишь у проверенных страховщиков и в страховых компаниях, которые уже успели зарекомендовать себя на данном рынке услуг.

В противном же случае вы рискуете приобрести фальшивку и тогда выплат в случае ДТП вы не получите (как отличить поддельный полис от настоящего?). Или же вы может нарваться на фирмы однодневки, которые потом просто закроются признав себя банкротами.

Страховое возмещение — денежная компенсация, выплачиваемая страхователю или выгодоприобретателю при наступлении страхового случая из страхового фонда для покрытия ущерба в страховании имущества и/или в гражданской ответственности. Страховое возмещение проводится также в натуральной форме, т.е. не деньгами, а товарами, услугами или выполненными работами. Например, в страховании автомобилей страховое возмещение может быть произведено ремонтом автомобиля после аварии или заменой деталей. Данные работы выполняются в автомастерской, услуги которой оплачивает страховщик в качестве компенсации ущерба.

Сумма страхового возмещения не может превышать страховой суммы.

Основанием для выплаты страхового возмещения может служить заключение аджастера или аварийного комиссара по факту и обстоятельствам страхового случая.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:3 648 464 2 053
  • ✪ Мошенническая схема банков. Страховое возмещение после отзыва лицензии
  • ✪ Натуральное возмещение по ОСАГО Кому это больше всего выгодно и как правильно отремонтировать авто
  • ✪ Курс лекций «Cтрахование». Лекция 2: В чем суть страхования?

Субтитры

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 5 мая 2020 г. — Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

См. предыдущую редакцию

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле абзаца первого пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 17-П

1. Инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.

Указанная компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.

Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации.

Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, а также из размеров страховых премий, исчисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

См. Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 677

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей, а также с указанием объема произведенных расходов. В случае необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению компенсации в размере 50 процентов от уплаченной страховой премии по договору обязательного страхования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, установленной настоящей статьей.

Юридическая консультация > Административное право > ДТП, ГИБДД, ПДД > Страховые споры > Что такое страховая премия ОСАГО, как её получить и что для этого необходимо

Всем автовладельцам известно, что обязательным требованием для эксплуатации транспортных средств является получение специального страхового полиса – ОСАГО. Данная услуга не предоставляется по решению государства – за его оформлением нужно обращаться в страховые компании.

Несмотря на это законом закреплены единые условия расчёта и возврата выплаты за страховку. Расскажем далее, что такое страховая премия ОСАГО, как она формируется, зачем её выплачивать и когда можно направить заявку на возврат уплаченных денежных средств.

Что такое страховая премия по договору ОСАГО

Получая обязательную страховку на авто (ОСАГО), приобретатель обязан оплатить её, внеся определённую сумму согласно договору страхования. Данные денежные средства после передачи компании, предоставляющей услугу, от хозяина страхуемого автотранспорта считаются т.н. страховой премией. По факту это просто оплата услуги, приобретённого полиса (согл. ФЗ № 286).

У неё есть ряд особенностей, которые необходимо знать любому автовладельцу:

  • Это обязательный ежегодный платёж.
  • Деньги вносятся всеми автовладельцами, страхующими свою ответственность.
  • Средства будут находиться на счету страховой компании, если полис был использован в период страхования.
  • Возврат уплаченных за страховку денег производится не полностью, а частично, и только если оформляется досрочное расторжение договора.

Такая форма взаимоотношений между клиентом и страховой компанией регламентирована в ст. 954 ГК.

Виды

Если страховая премия является оплатой услуги, то само страхование авто производится для разных целей. Есть несколько форма данного взноса:

  • Постоянный – сумма выплаты не изменяется в течение всего срока действия ОСАГО.
  • Раздельный – в один период страхователь платит фиксированную часть средств, а в оставшееся время размер выплаты может изменяться.

Фиксированную часть выплаты именуют «нетто-премией», а все гарантированные надбавки, предусмотренные в договоре – брутто-премией.

Деньги могут быть уплачены за разные сроки, закреплённые в договоре:

  1. За текущий период (помесячно и т.п.).
  2. За год.
  3. За полный срок страхования (если он превышает 1 год).

Способы уплаты

Оплата ОСАГО осуществляется обязательно. Деньги за страховку можно перечислить:

  • Одной выплатой – непосредственно при подписании соглашения.
  • Несколькими переводами – помесячно, в определённые периоды, установленные в соглашении

Допустив просрочку в оплате ОСАГО, страховщик сохраняет за собой право разорвать соглашение по собственной инициативе. Размер выплаты будет рассчитан специалистами страховой компании, и отражён в бланке полиса.

Расчет суммы

Рассчитывается данная сумма каждый страховщиком самостоятельно, а при калькуляции ориентируются на установленные тарифы. Они содержат несколько элементов.

Во-первых, базовые ставки, зафиксированные в Постановление Правительства РФ № 839-2005. Они являются общепринятыми, т.е. их размер обязателен для всех компаний, предоставляющих полисы.

Сами ставки различаются только в зависимости от категории и вида страхуемого имущества. Так, страхование мотоцикла обойдётся дешевле в сравнении с покупкой полиса на легковое авто. Ещё выше тариф для всех ТС, что принадлежат и эксплуатируются юрлицами, пользующимися службами такси.

Во-вторых, коэффициенты, отражающие шанс возникновения страхового случая при эксплуатации авто. Территориальные коэффициенты рассчитываются на основании статистических данных о числе ДТП в регионе за прошедший календарный год.

Больше всего на сумму премии влияет т.н. коэффициент «бонус-малус» (КБМ), дающий 50%-ю скидку для тех владельцев, застрахованные автомобили которых не попадали в ДТП и больше 9 лет. Это поощрительная мера для тех, кто соблюдает безопасную езду, была введена с 2018 года. Плюс, увеличивается премия уже до 100%, если застрахованный гражданин часто попадал в аварии.

Последние и самые сложно рассчитываемые параметры, влияющие на сумму премии – это место:

  • Регистрации ТС.
  • Эксплуатации автомобилей.

В крупных городах множитель равен 2. Это связано с повышенным риском попадания в ДТП. В небольших же населённых пунктах, где риски аварии менее высоки, он меньше. Следовательно, жителям небольших городов и сельхоз местности полис на авто обойдётся дешевле, а гражданам, проживающим в мегаполисах – дороже.

При расчёте стоимости полиса следует ориентироваться именно на вышеуказанные понятия. Однако базовая цена за страховку на 2018 год – 3 432 рублей за год. Но это без учёта поправочных коэффициентов, коих большое количество:

  • Территориальный.
  • Возраст и стаж самого автовладельца.
  • Бонус-малус.
  • Мощность двигателя авто.
  • Сезонность.
  • Срок действия полиса.
  • Ограничения, налагаемые на хозяина ТС.

Именно на них умножается установленная базовая ставка. Коэффициенты могут расти или уменьшаться в зависимости от региона, но сама формула расчёта от этого не меняется.

Страховщики смотрят на количество аварий страхователей со следующей точки зрения:

  • Если клиент участвовал в ДТП в последнее время, то риски возникновения страховой ситуации выше. Соответственно, стоимость полиса растёт.
  • Лица же, отмеченные безаварийной ездой, поощряются скидкой. Так, за каждый год вождения без аварии даётся 5%-я скидка от стоимости полиса.

Возраст хозяина ТС и его водительский стаж тоже являются т.н. «факторами риска». Неопытные автовладельцы попадают в аварии чаще, чем опытные водители. Поэтому цена за полис повышается.

То же касается мощности двигателя – чем она выше, тем больше стоимость страховки. Так, если мотор насчитывает более 150 л.с., то ценник за полис будет выше базовой ставки. Хозяевам «слабых» авто (двигатель которых меньше 150 л.с.) предоставляют ТС 40%-ю скидку от суммы базовой ставки ОСАГО.

Скидка положена и тем, кто не использует автомобиль регулярно, поскольку риск ДТП в данном случае также снижается. Если застрахованное лицо пользуется ТС не постоянно, страховка может быть оформлена только на период использования авто (в месяцах).

В самом договоре страхования прописывается количество лиц, которые могут быть допущены к управлению транспортным средством. По факту же даже после подписания за руль могут сесть любые лица, вот только если в аварию попадут граждане, не указанные в полисе, в выплате будет отказано. Можно указать неограниченное количество водителей, вследствие чего цена за ОСАГО вырастет.

Важно! Лицам с ограниченными возможностями и детям предоставляется скидка на оплату ОСАГО в размере 50 % от величины страховой премии. Сами же региональные власти вправе расширят список льготников.

Как получить выплату (возврат)

Возврат производится при наступлении страховой ситуации, а именно при возникновении аварии и необходимости в восстановлении последствий ДТП. Размер выплаты может достигать до:

  • 500 000 рублей – если нанесли ущерб жизни или здоровью страхователя.
  • 400 000 рублей – при повреждении автомобиля.

Все страховые случаи перечислены в ФЗ № 40.

Также премию могут вернуть застрахованному лицу при наступлении следующих случаев:

  1. Автомобиль, на который была оформлена страховка, продали. Раз у него новый владелец, то именно он должен оформить новую страховку. Прошлый полис свою силу утрачивает.
  2. ТС получило в результате ДТП такой ущерб, который не позволяет восстановить авто. Сюда относят и иные причины, при которых проводится утилизации машины.
  3. Страхователь умер.

Решив расторгнуть страховой договор, сделать это нужно на 2-й день после получения полиса и наступления указанных причин. В таком случае возврат средств будет частичным. С уплаченной ранее суммы 23% премии будет потрачено на прочие расходы, не касающиеся ОСАГО. Поэтому эту часть вернуть нельзя в любом случае.

Порядок возврата страховой премии таков:

  1. В страховую подаётся заявление с документами.
  2. В течение 10 дней оно рассматривается. При необходимости срок могут продлить до 1 месяца.
  3. Компания выносит ответ и производит выплату (одним переводом).

Необходимые документы

В страховую, которая выдала полис, подаётся достаточно объёмный пакет свидетельств, а именно:

  • Заявление от клиента компании.
  • Его паспорт (с копией всех страниц удостоверения).
  • Сам полис ОСАГО.
  • ПТС.
  • Водительские права.
  • Справка из ГИБДД, подтверждающая участие в ДТП (её бланк закреплён в Приказе МВД № 185). Плюс извещение о ДТП, протокол и постановление из ГИБДД.
  • Свидетельство о праве владения ТС.
  • Чек, подтверждающий оплату штрафа.
  • В случае отказа участников ДТП от аварии, подаётся определение.
  • Если в аварию попал несовершеннолетний, потребуется письменное согласие органов опеки.

Все бумаги могут быть поданы доверенными лицами. Указываются и реквизиты, необходимые для возврата средств. Их вписывают отдельно, если они не были записаны в самой заявке.

В самом заявлении указываются следующие сведения:

  • О компании-страховщике.
  • О самом клиенте и страхуемом имуществе (в случае с ТС указывается № автотранспорта, год его выпуска и дату последнего пройденного техосмотра).
  • Обо всех людях, которые по договору могут эксплуатировать застрахованное авто.
  • О форме полученных повреждений, с подробным описанием всего ущерба (указываются согласно данным медэспертизы).
  • Причины аварии (кто виноват, при каких обстоятельствах произошёл страховой случай и пр.).

К дополнительным свидетельствам, требуемым страховщиком, относят, например, квитанцию об оплате эвакуатора, экспертизы (если она была проведена, подают и документ с её результатами) и иных расходов, понесённых владельцем после ДТП.

Особые случаи

Ниже даны советы о том, как действовать в самых распространённых ситуациях, возникающих у тех, кто желает получить выплату:

Неуплата страховой премии

Хотя получение полиса ОСАГО является обязательным условием для эксплуатации автомобиля, а договор страхования может быть заключён с любой компанией любым гражданином, страховщик не вправе отказывать в оформлении соглашения. Например, если желающий имеет малолитражную машину, и сумма выплаты будет значительно ниже. Такие действия считаются незаконными, и отстоять свою правоту пострадавший может в Роспотребнадзоре или суде.

Если не оплачен первый взнос

При неоплате первого платежа следует оповестить страховщика о причинах такого нарушения. Если будет указана уважительная причина, может быть предоставлена отсрочка в выплате. В противном случае страховщик вправе расторгнуть договор.

Неуплата последующих взносов

Если просрочка допущена в последующих выплатах, то клиента могут обязать уже выплачивать не только указанную сумму за пропущенные периоды, то и проценты, накопившиеся в результате неоплаты. Сам автовладелец будет получать извещение о необходимости оплаты.

Возврат при расторжении договора

Возврат при расторжении договора (например при продаже автомобиля) производится за фактический период использования услуг страховщика, т.е. с даты подачи заявления в страховую компанию. Поэтому, чтобы не потерять деньги, нужно направлять обращение непосредственно после наступления указанных обстоятельств.

Так, если авто будет продано, а заявку направят спустя месяц, то за пропущенный период с момента утраты прав на машину и до подачи обращения деньги возвращены не будут.

Квитанция о возврате премии предоставляется самим страховщиком. Если он отказывает вернуть предоставленную ранее сумму, её можно взыскать принудительно, обратившись в суд.

Итак, страховая премия – это выплата, производимая автовладельцем для получения полиса ОСАГО, часть из которой можно позднее вернуть. Если базовая часть является фиксированной, то все надбавочные коэффициенты рассчитываются на основании издержек, которая несёт или рискует понести страховая компания. Учитывают и сами характеристики авто, текущее состояние рынка автострахования и региональные параметры – частоту ДТП и пр. Теперь, зная все необходимые параметры и порядок получения премии, вы сможете без проблем рассчитать положенную сумму и оформить процедуру правильно.

Смотрите видео о возврате страховой премии ОСАГО:

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для покупки полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. (Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 33 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Страховые компании самостоятельно выбирают наиболее приемлемый для них размер тарифа в установленном диапазоне для каждого вида транспортных средств, после чего обязаны опубликовать его на своем официальном сайте в течение трех дней со дня утверждения (п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования). Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемым в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 3432 руб., максимальный – 4118 руб. Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (4118 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту прописки (или временной регистрации) собственника автомобиля. Для Москвы этот коэффициент составляет 2, для Санкт-Петербурга – 1,8. Максимальный коэффициент (2,1) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,6) – для Симферополя, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 13-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50%.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – КВС составит в этом случае 1,8.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 1 (табл. 1).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 4 Приложения 2 к Указанию)

Возраст и стаж водителя транспортного средства

Коэффициент

До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно

1,8

Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно

1,7

До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет

1,6

Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет

1

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,8.

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если водитель желает получить полис ОСАГО «без ограничений», то есть с возможностью допуска к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,8 (п. 3 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельства о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п. 5 Приложения № 2 к Указанию)

Мощность двигателя (лошадиных сил)

Коэффициент

До 50 включительно

0,6

Свыше 50 до 70 включительно

1

Свыше 70 до 100 включительно

1,1

Свыше 100 до 120 включительно

1,2

Свыше 120 до 150 включительно

1,4

Свыше 150

1,6

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства. В нашем примере водитель использует автомобиль постоянно, то есть более 10 месяцев в году. Следовательно, КС составит 1 (п. 7 Приложения № 2 к Указанию).

КН – факультативный коэффициент. Специального названия ему Указание не дает. Этот коэффициент равен 1,5, а применяется он, когда водитель:

  • сообщил страховщику ложные сведения, которые уменьшили страховую премию (например, в паспорте транспортного средства и в доступных источниках отсутствовали сведения о мощности двигателя автомобиля, и его владелец на словах занизил количество лошадиных сил);
  • умышленно содействовал наступлению страхового случая (например, спровоцировал аварию) или увеличению связанных с ним убытков (к примеру, пытался отремонтировать за счет ОСАГО старые, существовавшие до ДТП поломки);
  • заведомо исказил обстоятельства ДТП (например, фактически на момент аварии автомобилем управлял водитель, не занесенный в страховку, а владелец машины утверждает, что за рулем был именно он);
  • допустил определенные нарушения, в результате которых страховщик получил право взыскать с него сумму выплаченного страхового возмещения (был нетрезв на момент ДТП, умышленно причинил вред жизни или здоровью пострадавших в аварии, скрылся с места ДТП, не был указан в полисе и т. д.) (п. 1 ст. 14 закона об ОСАГО).

Водитель из нашего примера является добросовестным, поэтому КН использоваться не будет.

Таким образом, размер страховой премии составит:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх