Осуществление перевозок пассажиров без лицензии

Сегодня на рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения.

Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 и ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта без лицензии, распространив действие этой статьи и на случаи осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта без разрешения.

Напомним, ч. 1 упомянутой статьи устанавливает в виде санкции за указанное правонарушение наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – в размере 50 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – в размере 100 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – в размере 400 тыс. руб.

Такое административное наказание, по мнению разработчиков законопроекта, будет стимулировать нелегальных перевозчиков легковым такси к получению разрешения на осуществление соответствующей деятельности и к выполнению установленных для нее требований.

Кроме того, в соответствии с пояснительной запиской к документу, сдерживающим фактором осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения будет являться и санкция ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ, которая предусматривает, что повторное совершение указанного административного правонарушения влечет как наложение административного штрафа, так и конфискацию транспортного средства.

Нормы, регламентирующие получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, содержатся в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ст. 9 закона такое разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ на срок не менее пяти лет и действует только на территории данного субъекта.

Стоит отметить, что в действующей редакции ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ закреплено, что перевозка пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. руб.

Помимо этого, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если они обязательны. За такое правонарушение, согласно статье, граждан ждет штраф в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Однако, по мнению авторов законопроекта, такие санкции для физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа легковым такси без специального разрешения, незначительны, а используемое в качестве такси транспортное средство не признается орудием производства и не подлежит конфискации.

Необходимость внесения рассматриваемых изменений их разработчики объясняют тем, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси на незаконном основании без специального разрешения, без проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а также без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств создает угрозу для жизни пассажиров.

С полным текстом законопроекта № 447293-6 «О внесении изменений в статью 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Согласно требованиям российского федерального законодательства, пассажирские перевозки могут выполнять только частные или юридические лица, получившие соответствующую лицензию. Такие меры направлены на повышение качества обслуживания пассажиров, на обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств и предотвращение ДТП. Если выполняется перевозка пассажиров без лицензии, данное нарушение наказывается штрафом и даже конфискацией авто.

Кто проверяет водителя на наличие лицензии?

Любая организация – и частная, и государственная – для выполнения пассажирских перевозок должна располагать лицензией на данный вид деятельности. Что касается простых граждан, то они могут получить лицензию только на выполнение перевозок на легковом автомобиле – такси. Каждая организация-заявитель перед получением лицензии проходит проверку – ее выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Если не соблюдаются установленные законом требования, в выдаче лицензии могут отказать.

Если лицензия успешно получена, у юридического лица возникают новые обязательства:

Лицензирование такси

  1. Прохождение регулярных проверок, подтверждающих возможность продолжать деятельность в сфере пассажирских перевозок.
  2. Выполнение всех обязательных требований по организации и выполнению перевозок, для любого транспорта (лицензии выдаются не только на автомобильные, но и на водные, железнодорожные перевозки).

Как было указано выше, проверками деятельности занимается уполномоченная Федеральная служба. Контроль перевозчиков может быть плановым и внеплановым. Первый проводится каждые два года (но не чаще), второй – при обнаружении серьезных нарушений. Как правило, внеплановые проверки проводятся оперативно – уже в течение нескольких дней после выявления нарушения. Дополнительный контроль осуществляют другие государственные структуры – Госавтоинспекция, таможня и т.д.

В зависимости от серьезности и обстоятельств обнаруженного нарушения, компания-перевозчик может понести административную ответственность в виде штрафа. Также возможен отзыв лицензии, после чего выполнение пассажирских перевозок станет для компании невозможным.

Как избежать ответственности за пассажирские перевозки без лицензии?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо разобраться, что по закону считается пассажирскими перевозками. Существует три фактора, указывающих на необходимость получения лицензии:

Водный транспорт

  • В автобусе или микроавтобусе перевозится более 8 человек. Естественно, что транспортное средство должно быть рассчитано на такое количество пассажиров.
  • Транспортное средство используется в коммерческих целях. Если цели использования – личные или организационные (например, предприятие организует сотрудникам служебный транспорт до места работы), лицензия не требуется.
  • Перевозки выполняются по определенному маршруту (кроме случаев, когда речь идет о заказных услугах).

Для железнодорожного, водного или авиационного транспорта лицензия обязательна во всех случаях. Если уполномоченные службы обнаружили нарушение, а деятельность перевозчика не относится ни к одному из указанных выше пунктов, избежать ответственности не удастся.

Наказанию в виде штрафа могут быть подвергнуты водитель, организация, а также лица, ответственные за перевозку. Если будет обнаружено повторное нарушение, наказание не ограничится штрафом – по закону государство имеет право конфисковать транспортное средство.

Штрафы за пассажирские перевозки без лицензии

Штрафные санкции за нарушение законодательства о пассажирских перевозках достаточно высокие. Для частного или должностного лица (допустившего перевозку) – 50 тысяч рублей, для индивидуального предпринимателя – 100 тысяч, для организации – 400 тысяч. Данные штрафы распространяются в том числе и на водителей такси.

Перевозка без лицензии

Повторное нарушение может привести к временным ограничениям на деятельность транспортной организации, а также к конфискации предмета правонарушения – транспортного средства. Единственная возможность избежать наказания – в судебном порядке доказать, что нарушения не было, так как выполнявшиеся пассажирские перевозки по закону возможны без лицензирования.

Дополнительные штрафные санкции применяются к компаниям такси и к частным лицам, осуществляющим пассажирские перевозки на легковом авто. Штраф может быть применен в следующих случаях:

  1. В салоне нет информации о правилах работы перевозчика, о тарифах на транспортные услуги.
  2. Пассажиру не предоставляется документ (чек), подтверждающий оплату услуги.
  3. На автомобиле нет обозначения «такси».

Как и в других случаях, наказание несет не только водитель, но и транспортная компания, а также должностные лица.

Заказные перевозки пассажиров

Для выполнения заказных пассажирских перевозок необходимо соответствующее документальное оформление данного вида деятельности. Основанием является договор фрахтования – он оформляется либо как заказ-наряд, либо письменно в свободной форме. Суть фрахтования в том, что сам автомобиль остается во владении собственника, тогда как фрахтователь получает только вместимость транспортного средства. Эта вместимость может использоваться как для транспортировки грузов, так и для перевозки пассажиров.

В договоре указывается список лиц, которые будут перевозиться по заказу. Если такого списка нет (то есть, выполняется перевозка неопределенного круга лиц), не разрешается взимание платы с пассажиров. На транспортом средстве обязательно размещаются таблички с надписью «Заказной».

Заказные перевозки

Несмотря на то, что лицензия при заказных пассажирских перевозках не нужна, в некоторых случаях могут быть применены штрафные санкции:

  • Отсутствие договора, заключенного в письменной форме (то есть, если он вообще не был оформлен указанным способом).
  • У водителя нет договора при себе.
  • Взимание платы с пассажиров, если это не предусмотрено договором.
  • Допуск пассажиров, которые не указывались в списке.
  • Допуск пассажиров, у которых нет необходимых для поездки документов.

Заказные перевозки – один из немногих вариантов пассажирских перевозок, не требующий оформления лицензии. Главное – строго соблюдать все установленные законом правила для такой категории услуг.

Получение лицензии на пассажирские перевозки

Чтобы получить лицензию, необходимо обратиться в Ространснадзор – это ведомство, ответственное за лицензирование транспортной деятельности. Предварительно следует оплатить государственную пошлину и подготовить заявление, в соответствии с установленной формой. Необходимо отметить, что для частных лиц и организаций форма заявления различается. Заявка рассматривается в срок, не превышающий 45 дней.

Для получения лицензии организация должна соответствовать ряду установленных законом требований – медицинский осмотр водителей, наличие подходящих для пассажирских перевозок транспортных средств, наличие допусков ТС к дорожному движению.

Если требования по организации и выполнению пассажирских перевозок соблюдаются, лицензия будет действовать неограниченно долго. В ряде случаев может потребоваться переоформление:

  • изменился тип транспортной деятельности
  • организация сменила юридический адрес, поменяла название
  • изменилась организационная форма компании

Наличие лицензии и строгое выполнение правил пассажирских перевозок – гарантия того, что водитель, организация или ответственные лица не будут привлечены к административной ответственности. Учитывая высокие штрафы за перевозки без лицензии, намного дешевле будет подготовиться к лицензированию и пройти его.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх