Отказ налоговой в регистрации ООО

Причины имеют двойственную направленность, это законодательные и наработанные практикой со стороны сотрудников ИФНС.

При подачи документов в налоговый орган о регистрации (в т.ч. внесение изменений) ооо или ип статистика отказов составляет 7-9%.

Наибольшее количество отказов связано с неуказанием или ошибкой в ИНН физических лиц, с ошибками в указании кодов видов экономической деятельности, номеров офисов, документы оформляются с использованием несоответствующих шрифтов, используется двухсторонняя печать, … вообщем в нашей статье о ключевые проблемы регистрации ООО в 2018 году.

Содержание

Практические причины отказа отказа в регистрации (практика)

Причины отказа в регистрации обществ с ограниченной ответственностью ФНС №46 с учетом сложившийся судебной практики по оспариванию отказов.

Основные ошибки

Ошибки кода

При заполнении показателя код вида деятельности по ОКВЭД указывается менее 4-х цифровых знаков. Что такое ОКВЭД.

Ошибки ОКВЭД

При заполнении показателя код вида деятельности по ОКВЭД используется классификатор отличный от ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).

Не тот заявитель

При выходе из состава участников ООО заявителем выступает участник, выходящий из общества (неуполномоченное лицо).

Что такое ООО.

Нотариальная ошибка
Если нотариусом будет допущена ошибка при заверении документов, то ответственность за отказ в регистрации в виде потери перечисленной пошлины и времени на повторный сбор документов ложится на плечи заявителя

Не те причины изменений

При переходе доли (части доли) участника ООО в уставном капитале общества к другим участникам общества и третьим лицам неверно указывается причина внесения изменений в отношении приобретателя доли (части доли).

Что такое Уставный капитал.

Нарушение заполнения форм

При распределении, продаже, погашении принадлежащей обществу доли (части доли) в уставном капитале ООО, не заполняется п. 5 листа Л формы №Р14001.

  • Если в Уведомлении о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, поданном организацией, не заполнен подпункт 5.6.2, в котором должен быть указан адрес электронной почты (E-mail), что является нарушением требований, установленных Федеральным законом о государственной регистрации.

Отсутствие ИНН

При заполнении в заявлении сведений о физических лицах не заполняются сведения об ИНН заявителя, участника, руководителя (при его наличии).

Нарушение формы заявления о размере УК

При отсутствии в ЕГРЮЛ сведений о размере уставного капитала ЮЛ (наличие которых предусмотрено пп. «к» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ) представляется ненадлежащая форма заявлений.

  • Если решение единственного участника ООО не содержит сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала общества, о размере и номинальной стоимости доли учредителя, регистрирующий орган может расценить этот документ, как непредставленный и отказать в госрегистрации юридического лица на законных основаниях.

Непредставление иностранными гражданам

зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, сведений об изменении документа на право проживания на территории РФ.

Не подтверждена льгота

законодательство РФ не предусматривает для ветеранов боевых действий льготы в виде освобождения от уплаты госпошлины за государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП. Ведь льготы по уплате госпошлины установлены для отдельных категорий физических лиц и организаций нормами статьи 333.33 НК РФ, однако ветеранов боевых действий в случае прекращения статуса ИП среди них нет.

Отсутствие аккредитации УК

При передаче полномочий единоличного исполнительного органа иностранной управляющей компании, не имеющей аккредитации на территории РФ.

  • Представляются запросы на возврат государственной пошлины в случае вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.
  • Представляются запросы на возврат поступивших на государственную регистрацию документов в случае вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.

Отсутствие номера офиса и этажа

Если в заявлении по форме Р11001 указана только улица и номер дома, как в спорной ситуации, а в этом здании находится множество административных помещений, принадлежащих разным собственникам, контролирующие органы не имеют возможности точно идентифицировать местонахождение юридического лица. Это противоречит законодательным нормам и может расцениваться, как подача заявления с недостоверными сведениями. Что в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации юридического лица.

Заявление в произвольной форме

В статье 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об организации, но не связанных с изменениями учредительных документов, осуществляются в установленном законом порядке.

Массовый адрес регистрации

Адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения».

  • Основанием для отказа в госрегистрации является ситуация, когда единственный учредитель, руководитель создаваемого ООО является либо учредителем, либо директором, либо и тем и другим одновременно, сразу в шести юридических лицах, которые ранее были исключены из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившие свою деятельность. При условии, что на момент представления документов в орган ФНС еще не истекли три года с момента исключения данных юрлиц из ЕГРЮЛ.

Физическое лицо находится в черном списке

Если фирма была закрыта с долгам по налогам, то учредители и директор попадают в список на срок 3 (три) лет. При регистрации компаний с их участием будет получен отказ, а именно:

  • был директор или учредителем (50% и более долей) в фирме не погасившей долги перед бюджетом.
  • директор или учредитель в фирме с недостоверными данными в ЕГРЮЛ или находящегося под ликвидацией по решению суда.

Важно: Срок давности не превышает 3 (три) года, только после этого срока вы сможете что-то открыть или стать директором.

Просрочен паспорт

На начало 1,4 млн паспортов признаны недействительными. Законодательство требует, чтобы личность руководителя организации была чистой и прозрачной как для контролирующих органов, так и для партнеров по бизнесу. Поэтому если с главным документом, удостовяряющим личность директора (паспортом), возникли проблемы, их можно ожидать и в деятельности организации.

Для регистрации нужен офис более 1 кв. м.

Арбитражный суд Поволжского округа счел правомерным отказ органа ФНС России в регистрации юридического лица, учредитель которого указал в юридическом адресе в качестве офиса помещение, площадь которого не превышала 1 кв. метр.

Знать больше о Массовый адрес регистрации.

Важно: При выявлении налоговым органом причин отказа регистрации ООО (нарушений), государственная пошлина уплаченная при регистрации не возвращается. Возможно будут внесены изменения к концу 2018 года и при повторной подачи при ошибке, госпошлину оплачивать не нужно.

Недостоверные документы

Подача недостоверных документов (новый подп. «ч» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Что делать если отказали

Из документов не возможно точно определить причину отказа, необходимо проверить:

  1. адрес на предмет массовости, а также перепроверить правильность заполнения форм, а далее по списку указанному выше.
  2. директора и учредителя на предмет новшест 2017 года.

Можно обратиться в арбитражный суд и «посудиться» с налоговой, но лучше устранить ошибки, повторно оплатить госпошлину и подать документы на регистрацию.

Статистика победы в подобных споров 3%, госпошлина не возвращают. К концу 2018 года планируется законодательно закрепить возможность повторной подачи с сохранением ранее оплаченной пошлины.

Наша практика по решению подобных моментов

Мы предлагаем следующий план действий, съездить и забрать отказ и в это же день с отказом обратиться в группу разбора, все находится по месту 46 (Москва, ехать с утра!). В разборе вам не разрешат сфотографировать реальную причину отказа, но покажут ее на экране монитора, она представляет собой внутреннее заключение специалиста.

Сколько ждать ответа

Если налоговая ошиблась, а такое бывает, то пишите жалобу в управление с копией в 46, и ждете 30 дней. Если ваши доводы правдивы, то к вам приедет представитель налоговой и предложит все порешать миром.

Как правило просят подать повторно, а жалобу забрать, но при проверки фирмы, вы сможете об этом напомнить, если что …

Как избежать отказа:

  • до того как подать документы, провести их тщательную проверку. Нужно обратить внимание на все детали. Особое внимание надо уделить таким «мелочам», как достоверность информации в документах, правильное расположение подписей и печатей, заполнение всех полей, дат, отсутствие опечаток, помарок, исправлений;
  • во избежание ошибок в оформлении документов пользоваться специальными онлайн-сервисами;
  • если собственные знания и умения в оформлении пакета документов для регистрации вызывают сомнения, воспользоваться услугами профессионального юриста;
  • не предоставлять заведомо недостоверные сведения о руководстве, учредителях и юридическом адресе компании.

Подробнее: Как подать жалобу в налоговую инспекцию.

Можно решить проблему через суд

Есть судебная практика в пользу директоров, но все индивидуально, так как налоговые решения идентичны, но основания разные.Если вы в этом нуждаетесь, можете нам набрать, мы постараемся помочь.

Судебная практика на 01.01.2019 года

При рассмотрении исков об оспаривании отказа органов ФНС об отказе в регистрации бизнеса суды сделали такие выводы:

  • Государственная регистрация юридического лица не носит разрешительный характер, заявитель не обязан доказывать целесообразность создания юридического лица. Отказ заявителя сообщить регистрирующему органу сведения о лице, которое будет сдавать бухгалтерскую отчетность новой организации, так же как и о лице, сдающем бухотчетность других организаций, участником которых является заявитель, не может служить единственным и достаточным основанием отказа в государственной регистрации нового юридического лица.
  • Орган ИФНС имеет право отказать в регистрации организации, если в поданных документах отсутствует подтверждение наличия у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу нового юридического лица. Таким документом, в том числе, признается разрешение собственника недвижимости на сдачу в аренду помещений по конкретному адресу.
  • Если в заявлении о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юрлица по форме № Р13001 не указан номер этажа, на котором будет располагаться организация или ИП, это не является поводом для отказа в государственной регистрации. Эта регистрационная форма, как указал суд, не предусматривает обязательного указания номера этажа.
  • Неявка заявителя за решением о приостановлении регистрационного действия, а также его неявка в регистрирующий орган ФНС для дачи пояснений по этому поводу не является доказательством недостоверности сведений, указанных в заявлении на регистрацию. Поэтому если у ИФНС нет других доказательств, то недостоверность представленных сведений является надуманной, а отказ в госрегистрации — незаконным.

Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и ИП

Суды рассмотрели иски о признании решений органов ФНС о регистрации юрлиц и ИП и сделали следующие выводы:

  • Если у налоговой инспекции на момент принятия оспариваемого прокурором решения о регистрации организации не было подтвержденных доказательствами оснований для отказа в государственной регистрации заявленных изменений, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то решение о регистрации является законным. При этом, если позже в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о физическом лице как генеральном директоре общества, оспариваемое решение не может нести какие-либо правовые последствия для неопределенного круга лиц, в защиту прав и законных интересов которых прокурор вправе обращаться в арбитражный суд.
  • Если в адресе новой организации отсутствуют детальные элементы — офис, помещение, комната, то это не является в силу действующего законодательства безусловным основанием для признания адреса недостоверным, а должно оцениваться регистрирующим органом в совокупности с другими фактами, свидетельствующими о недостоверности адреса юридического лица. Поэтому при таких условиях регистрация является законной.
  • Выявленные в ходе налоговой проверки нарушения требований налогового законодательства являются основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и сами по себе не могут являться основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе юридического лица.

Другие споры о сведениях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Также суды пришли к выводам, что:

  • Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ отметок о наличии судебного спора в отношении зарегистрированного права на долю в уставном капитале общества. Приведенный в статье 5 данного Федерального закона перечень сведений и документов о юрлице, содержащихся в ЕГРЮЛ, является закрытым.
  • Действующее законодательство не предусматривает способы защиты права в виде самостоятельного обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия по исполнению судебных актов или обращения с заявлением о признании незаконным бездействия по непринятию мер для восстановления прав, установленных судебным актом. Исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса, и в случае неисполнения решения арбитражного суда по одному делу его исполнение не может осуществляться путем предъявления иска в арбитражный суд по другому делу о признании незаконным бездействия государственного органа.

Когда можно подать на повторную регистрацию

Если вы определили и исправили ошибку, оплатите госпошлину и подавайте в любое время, законом не запрещена подача документов ни по времени и ни по количеству раз.

Срок обжалования решений регистрирующего органа ограничен

Организация обратилась в арбитражный суд в 2018 году с заявлением о признании недействительными решений о внесении сведений в ЕГРЮЛ от 2010 года, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд. Заявитель указал, что ему стало известно в внесенных в ЕГРЮЛ изменениях во время судебного процесса в 2018 годы, а нормами статьи 198 АПК РФ определено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Однако судьи указали, что действующее процессуальное законодательство не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании решения регистрирующего органа незаконным. По нормам статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ. При таких обстоятельствах, учитывая также обращение ООО в суд с рассматриваемым заявлением спустя более чем 7 лет после принятия спорных решений, суды двух инстанций не усмотрели достаточных оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на обжалование в судебном порядке решений ИФНС России.

Что указывается в законе об отказах

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрация ООО может не состояться в следующих случаях:

  • представления на регистрацию неполного комплекта документов;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Но несмотря на это, налоговая инспекция (особенно этим страдает МИ ФНС №46 по г. Москве) может выдать отказ в регистрации по следующим основаниям:

  1. в случае несоответствия фирменного наименования требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации;
  2. отсутствие дат на учредительных документах (в этом случае налоговики считают, что данный документ не предоставлен);
  3. в случае указание недействительных паспортных данных учредителей и директора по результатам проверки паспортных данных.
  4. в случае предоставления недостоверных данных о юридическом адресе (МИ ФНС №46 по г. Москве «поверяет» юридические адреса).

Кроме того, налоговики проводят проверку предоставленных на регистрацию учредительных документов на соответствие действующему законодательству. При обнаружении грубой ошибки выдается отказ.

Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Регистрация ООО Причины имеют двойственную направленность, это законодательные и наработанные практикой со стороны сотрудников ИФНС. При подачи документов в налоговый орган о … 0 12-4-2016 Список документов для регистрации ООО Причины имеют двойственную направленность, это законодательные и наработанные практикой со стороны сотрудников ИФНС. При подачи документов в налоговый орган о … 936 8-3-2019 Протокол учредителей о создании ООО Причины имеют двойственную направленность, это законодательные и наработанные практикой со стороны сотрудников ИФНС. При подачи документов в налоговый орган о … 0 3-12-2017 Решение единственного участника о создании общества Причины имеют двойственную направленность, это законодательные и наработанные практикой со стороны сотрудников ИФНС. При подачи документов в налоговый орган о … 0 3-11-2017

Подача документов на государственную регистрацию юрлица вовсе не гарантирует прохождение всей процедуры – Вам могут и отказать. По каким причинам это может произойти, как избежать неприятностей и что делать в случае отказа, разбираемся ниже.

Возврат госпошлины при отказе

Это наиболее часто встречающийся вопрос, т.к. многие волнуются что если отказ, госпошлина пропадёт. Поэтому даём сразу разъяснение. Госпошлина не возвращается, НО согласно ФЗ № 312 от 30.10.2017, который вступил в силу в октябре 2018 года, в течении трёх месяцев можно бесплатно подать исправленный пакет документов. Но только один раз!

Также согласно другому ФЗ под номером 234 от 29.07.2018 те кто подают документы в электронной форме (с помощью ЭЦП), полностью освобождаются от уплаты госпошлины.

Читайте о других нововведениях в нашей статье Новое в регистрации ООО — 2019 год.

Причины (основания) отказа в гос регистрации ООО

Оснований почему налоговая может Вам отказать в регистрации немало. В ст. 23 ФЗ № 129 от 08.08.2001 г. они изложены подробно и уточнены в ФЗ № 312 от 30.10.2017. Остановимся на наиболее часто встречающихся.

Неверный пакет документов

В обязанности сотрудника налоговой службы, принимающего документы на регистрацию, их сверка с требуемым перечнем не входит. Он просто проверит заполнение формы Р11001 и наличие квитанции на уплату госпошлины. С приложенным комплектом будут разбираться другие сотрудники ИФНС. При нехватке документов регистрацию приостановят и уведомят о причине.

Недостоверные сведения и ошибки в документах

Все данные в бланке заявления на регистрацию ООО должны заполняться корректно и в соответствии с правилами русского языка. Грамматические ошибки, описки и опечатки рассматриваются, как нарушение, блокирующее дальнейшие регистрационные действия. Аналогичный эффект дает несоответствие заявленных данных фактическим. Например, расхождение между указанным в бланке юридическим адресом и тем же реквизитом в учредительных документах. Квитанция на оплату госпошлины также не должна содержать ошибок.

Некомпетентность нотариуса

Нотариус, заверяющий заявление, обязан проверить весь прилагаемый к нему пакет не только по количеству приложений, но и по качеству их оформления, в том числе и на предмет грамматических ошибок. Помните, что отказ в итоге относится на счет регистрирующего лица – разбираться, кто именно допустил ошибку, налоговики не будут.

ВНИМАНИЕ! В подавляющем большинстве случаев причина отказа в неверно составленном пакете документов. Поэтому, чтобы не терять время, всегда обращайтесь к специалистам.

Статус массового руководителя (Генерального директора)

Лица, одновременно возглавляющие большое количество компаний, находятся на контроле у налоговой инспекции. Законом число организаций, которыми может руководить один человек, не ограничено, но налоговая инспекция к ним относится с подозрением и явно предвзято.

Из-за учредителя или руководителя если он в чёрном списке

Лица, являющиеся за последние три года руководителями обществ, которые были ликвидированы ФНС за долги и бездеятельность, не могут возглавлять новые ООО. То же самое касается и учредителей таких обществ с долей в 50% и более.

Массовый юридический адрес

Юрадрес, занесенный сотрудниками ФНС в черный список, как «массовый», — гарантия отказа в регистрации. Такие реквизиты находятся под жестким контролем налоговиков, поэтому действительность и чистоплотность адреса стоит проверить, особенно в случае его покупки.

  • Регистрация ООО без отказа от 3 000 руб
    • Подготовка полного пакета документов
    • Подача и получение на регистрацию за Вас
    • Консультация по всем вопросам

    Заказать

Правильный пакет документов – регистрация с первого раза

Инспектор, занимающийся регистрацией нового юридического лица, работает исключительно с предоставленными документами. От того, насколько грамотно они составлены и заполнены, зависит успех всей процедуры.

Прежде, чем сдать готовый пакет в налоговую убедитесь в следующем:

  • Указанная информация на 100% достоверна.
  • Все сдаваемые документы заверены подписью и печатью.
  • Заполнение обязательных полей в бланках.
  • Отсутствие опечаток, ошибок и исправлений.
  • Дата на каждом бланке.

Сделать все с 1 раза правильно можно при помощи специальных сервисов, которых предостаточно в интернете. Работают они на бесплатной основе и позволяют правильно заполнить нужные бланки даже тем, кто впервые с этим столкнулся. Грамотную консультацию предоставят и специализирующиеся на вопросах регистрации юристы.

Как узнать и где посмотреть причину отказа?

Точная причина отказа в регистрации указывается в Решении об отказе, которое готовится в течении трёх рабочих дней налоговым органом, с обязательным указанием нарушения — причины отказа. Способ получения Решения зависит от способа подачи документов:

  • Самостоятельная подача документов или через представителя. Решение направляется тем способом, который указывался в заявлении (форма Р11001, лист Н, страница 3) или, если таковая информация не указана, письмом на почтовый адрес.
  • При регистрации через МФЦ (многофункциональный центр). Решение можно забрать в том же центре, где подавали заявление.
  • Если подавали через Интернет с помощью ЭЦП, то решение Вам пришлют на электронную почту.

Когда указанная в Решении причина Вам не понятна, то обращайтесь за разъяснением. Если Вы ег оен получаете и процесс намеренно затягивают, то обращайтесь к руководителю сотрудника.

Что делать если Вам отказали?

Итак, Вам отказали. Вы поняли претензию инспектора и дальнейшие действия после отказа зависят от Вашего согласия с причиной, указанной в Решении.

Повторная подача документов на регистрацию

C октября 2018 года Вы можете единожды повторно подать в ИФНС пакет документов с исправленными ошибками, которые указаны в Решении об отказе, но только в течении трёх месяцев. Если Вы повторно подаёте заявление по истечению трёх месяцев или это уже третья попытка, то оплачивать госпошлину придётся ещё раз.

Как обжаловать отказ?

Необоснованный отказ в регистрации можно обжаловать. Вся процедура подробно изложена в ФЗ-129 от 08.08.2001 г. (гл. VIII.1.). Таковым он считается при отсутствии ошибок в документах и не предоставлении разъяснений. Обжаловать отказ можно в течение трех месяцев, считая со дня получения уведомления. Срок ответа на жалобу – 25 дней. При отсутствии реакции придется обратиться в суд. Без предварительной консультации у грамотного юриста, специализирующегося именно на работе с юрлицами, самостоятельно иск лучше не составлять. Специалист реально оценит ситуацию, выявит обоснованность действий налоговиков и поможет гарантированно выиграть дело.

Вернуться к списку статей

Оформление документов для создания ООО осуществляется с соблюдением множества правил. Поэтому любая мелкая ошибка может привести к отказу в регистрации. При помощи нашего бесплатного онлайн-сервиса вы легко подготовите весь пакет документов для регистрации ООО в полном соответствии с законодательством РФ.

В процессе подготовки документов для регистрации ООО, у многих будущих владельцев организаций возникают вопросы по каким причинам в регистрации юридического лица могут отказать, как этого избежать и что делать в том случае, если отказ все-таки получен.

Причины отказа в регистрации ООО

1. В поданных документах выявлены ошибки. Имеются в виду не только фактические ошибки (например, несоответствие сведений в учредительных документах действительной информации), но и грамматические ошибки (например, несоблюдение правил сокращений), просто опечатки. Обязательно проверьте реквизиты в квитанции на оплату госпошлины.

2. Сформирован неполный пакет документов. Сотрудник регистрирующего органа, принимающий от вас документы, не обязан проверять комплектность пакета документов. В его обязанности только входит удостовериться в заполнении заявления по форме Р11001 и уплате госпошлины.

3. Ошибка нотариуса. При получении отказа в регистрации ООО, ошибка может возникнуть не только по вашей вине. В обязанности нотариуса входит проверка пакета документов, в том числе на отсутствие ошибок. В прочем, регистрирующий орган не волнует по чьей вине возникла ошибка, отказ получаете вы, а значит несете риск потери уплаченной госпошлины и времени на исправление ошибок в документах.

4. Адрес массовой регистрации. Если юридический адрес ООО, указанный в документах на регистрацию, является массовым и находится в черном списке ИФНС – вам однозначно откажут. Выбирая такой адрес, в качестве юридического адреса компании, будьте готовы к негативным последствиям в виде отказа в государственной регистрации ООО.

5. Руководитель организации находится в черном списке ФНС. Аналогично отказу по причине использования адреса массовой регистрации. Законодательством не ограничивается количество компаний, в которых может быть один и тот же руководитель, но при этом, есть риск попасть в список «массовых руководителей» и получить отказ в регистрации ООО.

С полным перечнем причин отказа в государственной регистрации компании вы можете ознакомиться в ст.23 ФЗ от 08.08.2001г. N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Как избежать отказа в регистрации ООО

Перед подачей документов в регистрирующий орган проверьте весь комплект документов для регистрации ООО.

Обратите внимание на некоторые важные мелочи:

  • информация в документах соответствует действительности;
  • наличие и расположение подписей и печатей;
  • наличие данных в полях, обязательных к заполнению;
  • простановка дат;
  • наличие опечаток и тд.

Чтобы избежать глупых ошибок рекомендуем все основные документы для регистрации ООО оформлять при помощи бесплатных автоматизированных онлайн-сервисов. Кроме этого если вы сомневаетесь в своих силах, то лучше обратитесь к профессиональному юристу за консультацией.

Что делать, если вам отказали в регистрации ООО

Решение об отказе в регистрации ООО принимается в течении трех рабочих дней с момента подачи документов. Письменное подтверждение об отказе можно получить в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Документ об отказе выдается заявителю или его представителю тем способом, который был указан в заявлении по форме Р11001 (лист Н страница 3). Если заявитель не определил, в каком виде хочет забрать документы, решение отправят по почтовому адресу, указанному в заявлении.

При подаче документов через МФЦ, решение об отказе направят в данный центр.

Регистрируя компанию через интернет с использованием ЭЦП, отказ направляется в форме электронного документа на e-mail, указанный заявителем. По запросу вам предоставят решение об отказе в бумажном виде (скачать образец).

В решении об отказе должна быть указана причина отказа, с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст.23 ФЗ от 08.08.2001г. N 129.

Если вы получили отказ, но его причина вам не ясна, вы имеете полное право получить в регистрирующем органе разъяснения. В случае затягивания процесса обратитесь к одному из руководителей.

Далее действуйте по ситуации:

Допустим, с причинами отказа вопросов не возникло, и вы согласны с тем, что были допущены ошибки, указанные в решении об отказе. В таком случае, проявите внимательность, и подготовьтесь к повторной подаче документов для регистрации ООО, не забыв при этом еще раз оплатить госпошлину.

В том случае, если отказ возник по ошибке нотариуса или банка, обратитесь непосредственно к ним и потребуйте исправления ошибок и возмещения ущерба. Если нотариус (банк) не захотят действовать мирным путем, вам ничего не остается, как только обратиться в суд.

Обжалование решения об отказе

Также, может сложиться ситуация, когда формулировку отказа вам так и не разъяснили, а вы не смогли найти ошибок в документах – направляйте в ИФНС жалобу на решение (скачать бланк). Срок на отправку жалобы – в течение трех месяцев с момента получения отказа.

Если в течение двадцати пяти дней не получен ответ, действуйте через суд. Подробно о порядке обжалования можно узнать в главе VIII.1. ФЗ от 08.08.2001г. N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом, рекомендуем предварительно получить консультацию юриста, с целью оценить ситуацию и вероятность положительного исхода при обращении в суд.

11 сентября 2017 г.НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Кирилл Коршунов

Юрист АБ «Линия права»

Основной вопрос: Вправе ли налоговый орган проводить проверку процедуры назначения генерального директора при решении вопроса о государственной регистрации смены руководителя общества? Можно ли зарегистрировать в ЕГРЮЛ в качестве руководителя общества «массового директора»? Кто должен подписывать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ – старый или новый директор?

Решение: Заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывает новый руководитель. Однако участники общества вправе поручить регистрацию изменений старому генеральному директору. Налоговый орган не вправе оценивать решения и действия органов управления обществом, поэтому отказ в регистрации «массового директора» является неправомерным. Наряду с этим некоторые суды приходят к выводу, что налоговый орган вправе отказывать в регистрации смены генерального директора, если нарушена процедура его избрания.

Лицо, указанное в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора общества, получает доступ к руководству хозяйственной деятельностью общества. Не секрет, что можно сколько угодно долго объяснять банку, в котором у общества открыт счет, про то, что решением общего собрания участников общества прежний генеральный директор был отстранен от исполнения своих обязанностей, данные о новом руководителе в ЕГРЮЛ пока не внесены, а деньги со счета снять нужно прямо сейчас. Чаще всего банки отказываются проводить какие-либо операции на основании поручения нового директора, пока сведения о нем не будут внесены в ЕГРЮЛ.

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, преследует в том числе и цель снижения транзакционных издержек на поиск информации об уполномоченном лице. Учитывая презумпцию достоверности ЕГРЮЛ, установленную в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), достаточно заглянуть в выписку из ЕГРЮЛ, чтобы понять, действительно ли лицо, представившееся руководителем общества, является таковым.

Поэтому одним из неотъемлемых атрибутов корпоративного конфликта является борьба за утверждение лояльного генерального директора. Неожиданная для некоторых участников общества смена руководителя также является распространенным явлением при рейдерском захвате предприятия. Налоговый орган стремится защитить участников общества от таких радикальных способов «смены власти» в обществе и, заподозрив наличие корпоративного конфликта, иногда отказывает в регистрации смены генерального директора. В таком случае цель захватчиков не достигается – в ЕГРЮЛ по-прежнему указан прошлый законный руководитель. Однако суды приходят к выводу, что такая забота о правах участников общества не входит в полномочия регистрирующего органа.

Чтобы проконтролировать законность отказа в государственной регистрации смены генерального директора, необходимо учитывать отношение судов к наиболее типичным основаниям, по которым регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации.

Неправильное заполнение заявления о государственной регистрации

Одним из самых важных документов для проведения государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, является заявление о государственной регистрации изменений (подпункт «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации). При заполнении данного документа нельзя пройти мимо Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25, которым утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. В приложении № 20 к данному Приказу на 26 листах изложены требования к заполнению заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, предоставляется заявление по форме, утвержденной упомянутым Приказом ФНС России. Исходя из этого, зачастую регистрирующий орган отказывает в регистрации смены генерального директора в связи с неправильным заполнением заявления.

Так, в одном из дел налоговый орган в качестве одной из причин отказа в государственной регистрации смены руководителя общества указал на опечатки, допущенные в заявлении о государственной регистрации изменений – у новоизбранного директора было неправильно написано отчество (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2017 по делу № А12-61041/2016).

В другом деле заявитель заполнил не те листы заявления о государственной регистрации. Суд пришел к выводу, что регистрирующий орган обоснованно отказал в государственной регистрации смены генерального директора (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2006 по делу № А56-30838/2005).

Бывали случаи, когда в регистрации изменений отказывали из-за того, что заявитель неправильно сократил наименования адресных объектов (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу № А54-4991/2013).

Нарушения могут носить самый разнообразный характер. Поэтому некоторые окружные суды, учитывая типичность ситуаций, издают обобщения практики, посвященные отдельным вопросам по спорам, связанным с ведением ЕГРЮЛ. Одним из таких судов является ФАС Московского округа, который по результатам обобщения судебной практики Федерального арбитражного суда Московского округа по спорам, связанным с ведением ЕГРЮЛ, принял справку от 27.04.2012 № 12. В пункте 9 данной справки разъяснено, что ошибки, допущенные при заполнении заявления о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, являются достаточным основанием для отказа в государственной регистрации. По мнению Президиума ФАС Московского округа, нарушения, допущенные при оформлении заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, относятся к нарушениям формы заявления. В связи с этим такие заявления следует считать неподанными.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 4 «Обобщения судебной практики применения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”».

Однако стоит отметить, что не все суды согласны с таким категоричным выводом, что любое нарушение при оформлении заявления о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице автоматически является основанием для отказа в государственной регистрации изменений.

Так, в другом деле заявитель также заполнил не те листы заявления о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Однако суд проанализировал допущенные нарушения и пришел к выводу, что регистрирующий орган обладал всей необходимой информацией, чтобы зарегистрировать нужные изменения. Ошибочное включение в заявление о государственной регистрации юридического лица дополнительных сведений не может являться основанием для отказа в государственной регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2014 по делу № А65-21960/2013).

Схожее мнение высказал и ФАС Центрального округа, который в постановлении от 24.07.2014 по делу № 54-4991/2013 указал, что сам по себе факт существования недочетов в оформлении заявления при наличии иных сведений, необходимых для осуществления регистрации, не может рассматриваться как непредставление соответствующего заявления по форме, утвержденной регистрирующим органом. С такой позицией стоит согласиться. В противном случае правильность заполнения заявления становится самостоятельной целью и ведет исключительно к правовому пуризму, не имеющему рационального обоснования.

Чтобы минимизировать риск отказа в регистрации смены генерального директора по причине неправильного заполнения документов, для заполнения заявления о государственной регистрации можно воспользоваться «Программой подготовки документов для государственной регистрации», доступной для скачивания на сайте ФНС России. Данная программа поможет заполнить заявление о государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в соответствии с требованиями, установленными Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25.

Подписание заявления о государственной регистрации изменений неуполномоченным лицом

Помимо того что заявление о государственной регистрации должно соответствовать утвержденной форме, в подпункте «а» пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации содержится требование о необходимости подписания заявления уполномоченным лицом. В связи с этим у многих возникает вопрос: уполномоченным будет являться старый или новый директор?

О распространенности данной проблемы свидетельствует следующий факт. Если в поисковой системе «Яндекс» начать набирать фразу «Кто подписывает заявление…», то самым популярным продолжением запроса будет: «… о смене директора старый или новый директор?». Аналогичная ситуация произойдет, если начать набирать такой же запрос в поисковой системе Google.

Не смотря на то что раньше данный вопрос действительно относился к числу дискуссионных, сейчас он решен однозначно – заявление о государственной регистрации смены генерального директора подписывает новый генеральный директор.

Большое количество отказов по основанию подписания заявления неуполномоченным лицом базировалось на письме ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, в котором говорилось, что заявление о государственной регистрации должно быть подписано лицом, данные о котором как о руководителе содержатся в ЕГРЮЛ. Новый директор не вправе подписывать заявление о государственной регистрации смены руководителя общества.

В качестве обоснования такой позиции налоговый орган приводит следующие аргументы. Лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица без доверенности, является единоличный исполнительный орган данного юридического лица. В силу пункта 4 статьи 5 Закона о регистрации данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. В случае если к заявлению не приложена доверенность, такое заявление должно быть подписано лицом, информация о котором как о руководителе содержится в ЕГРЮЛ на момент подачи заявления.

Необходимость подачи заявления о государственной регистрации смены руководителя организации старым руководителем обосновывалась участившимися случаями «захвата» фирм, когда заявление о смене генерального директора подавали захватчики. Кроме того, такая позиция позволяет снизить количество фирм-однодневок, в которых в качестве учредителей, руководителя юридического лица указаны подставные лица.

С одной стороны, действительно, любое лицо может сфальсифицировать решение общего собрания участников общества, подписать заявление о государственной регистрации изменений и сменить руководителя организации. О последствиях такой «смены власти» можно не упоминать.

Однако упомянутая позиция ФНС России не учитывает, что государственная регистрация сведений о юридическом лице носит уведомительный характер. Директор становится директором не потому, что это разрешил налоговый орган, а потому, что его избрали в качестве такового участники общества.

Кроме того, такая позиция противоречит пункту 3 статьи 91 ГК РФ, согласно которой вопрос об образовании единоличного исполнительного органа и досрочном прекращении его полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников. По мнению ФНС России, такое решение должно еще пройти одобрение регистрирующего органа.

На несоответствие позиции, изложенной в письме ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223, ГК РФ и Федеральному закону от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.02.2016 № 12580/05. Согласно правовой позиции, изложенной в данном Постановлении, закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу пункта 3 статьи 40 Закона об ООО не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе.

Исходя из этого, налоговый орган не только неправомерно отказывал в регистрации смены генерального директора на основании заявления, поступившего от нового директора, но и неправомерно считал, что лишенный полномочий директор еще вправе принимать какие-либо значимые решения. В дальнейшем решением ВАС РФ от 29.05.2006 № 2817/06 письмо ФНС России от 26.10.2004 № 09-0-10/4223 было признано недействующим.

Тем не менее даже после признания такого подхода незаконным регистрирующие органы иногда продолжают отказывать в регистрации по данному основанию. С учетом мнения Президиума ВАС РФ неудивительно, что суды признают такие отказы незаконными (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по делу № А41-35808/12).

Для искоренения такой практики ФНС России издала новые разъяснения по данному вопросу. В соответствии с письмом ФНС России от 16.03.2016 № ГД-4-14/4301 при внесении изменений в сведения о единоличном исполнительном органе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица.

Однако участники общества вправе предусмотреть в своем решении о смене единоличного исполнительного органа общества, что с заявлением о государственной регистрации смены генерального директора вправе обратиться другое лицо, нежели новый генеральный директор. С технико-юридической точки зрения это можно сделать двумя способами.

Можно прекратить полномочия старого генерального директора через несколько дней после принятия решения о смене генерального директора. Например, на собрании, прошедшем 15.05.2017, участники принимают решение о смене руководителя общества. Но участники оговорили и зафиксировали в протоколе, что полномочия старого генерального директора прекращаются 18.05.2017. С этого же дня его полномочия возлагаются на нового генерального директора. За это время старый генеральный директор успеет обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации соответствующих изменений.

Правомерность такого приема подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 03.08.2009 по делу № А76-716/2009.

Однако ФНС России опять может не согласиться с данной позицией. Так, согласно письму ФНС России от 16.03.2016 № ГД-4-14/4301 обращаться в регистрирующий орган с сообщением о смене генерального директора необходимо только тогда, когда полномочия указанного в ЕГРЮЛ лица уже прекращены. Исходя из этой позиции, в приведенном примере заявление о смене генерального директора может быть подано только 18.05.2017, после истечения полномочий старого генерального директора. В таком случае заявителем должен быть новый руководитель.

Также участники общества вправе в день принятия решения о смене руководителя общества прекратить полномочия прошлого руководителя, но прямо уполномочить его обратиться с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений. Суды считают, что подобный прием не противоречит Закону о государственной регистрации и Закону об ООО. Отказ в регистрации изменений по данному основанию является незаконным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2011 по делу № А67-2096/2010).

Таким образом, по общему правилу, заявление о смене генерального директора подписывает новый генеральный директор. Тем не менее участники общества своей резолюцией могут уполномочить иное лицо на обращение в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Новый директор занимает руководящие должности в множестве других юридических фирм и является «массовым»

Другой причиной, по которой ФНС России отказывает в государственной регистрации смены руководителя общества, является назначение на данную должность лица, уже занимающего должность руководителя во множестве фирм. Таких директоров по аналогии с адресами массовой регистрации называют «массовыми директорами».

Яркий пример такого отказа рассматривался Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 05.03.2017 по делу № А12-61041/2016. В данном деле суд признал отказ в регистрации смены генерального директора незаконным. Такого основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, относительно смены генерального директора общества, как вывод регистрирующего органа о том, что новый генеральный директор является «массовым директором», положения Закона о регистрации не содержат.

Суд еще раз отметил, что вопрос об избрании единоличного исполнительного органа общества отнесен к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Права и обязанности директора общества возникают и прекращаются на основании решения уполномоченного органа управления этого общества. Вопрос определения круга лиц, из числа которых возможно избрание единоличного исполнительного органа общества, оставлен на усмотрение участников общества.

Суд подчеркнул, что вопросы организации труда в данном случае входят в компетенцию самого руководителя юридических лиц и их учредителей, как и вопросы возможности одновременного управления деятельностью нескольких организаций. Ни налоговым законодательством, ни тем более законодательством о государственной регистрации юридических лиц такие вопросы не регламентируются. Действующим законодательством не установлены критерии и количество юридических лиц, которыми одновременно может руководить одно и то же лицо. Соответственно, возможность государственной регистрации сведений о юридическом лице не может быть поставлена в зависимость от указанного обстоятельства.

Позиция судов не поменяется, даже если вновь назначенный директор уже является директором более чем в 1000 юридических лиц (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2014 по делу № А41-2501/14).

Решение о смене генерального директора принято с нарушением корпоративных процедур

Одним из наиболее спорных оснований для отказа в регистрации смены генерального директора общества является нарушение порядка избрания нового руководителя. К таким нарушениям можно отнести проведение собрания в отсутствие кворума, неизвещение части участников о проведении собрания. Налоговые органы исходят из того, что раз при принятии решения о смене руководителя общества было допущено нарушение, значит сведения, представленные на регистрацию, являются недостоверными (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации).

Кроме того, к лицу, подписавшему заявление о государственной регистрации, не перешли полномочия по представлению интересов юридического лица без доверенности. Таким образом, дополнительно к недостоверности представленных на регистрацию сведений налоговые органы ссылаются на подписание заявления неуполномоченным лицом (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2013 по делу № А19-19174/2012, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 № А33-10570/08-Ф02-1117/09 по делу № А33-10570/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2007 по делу № А79-11899/2006).

Основная проблема состоит в том, что не все суды одинаково отвечают на вопрос – может ли регистрационный орган вторгаться во внутренние вопросы общества и оценивать законность принятого решения с точки зрения соблюдения процедуры принятия.

В целом судебная практика склоняется к тому, что отказ в регистрации смены генерального директора на основании нарушения порядка его избрания является незаконным.

Суды исходят из того, что если на регистрацию был представлен полный пакет документов, то налоговый орган обязан в установленный срок зарегистрировать изменения (Определение ВАС РФ от 17.07.2009 по делу №А40-11716/08, постановление ФАС Московского округа от 25.04.2007, 03.05.2007 по делу № А40-11310/06). Регистрирующий орган не вправе проводить правовую экспертизу предоставленных на регистрацию документов (постановление ФАС Московского округа от 14.07.2008 по делу № А41-К2-23331/07, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2015 по делу № А41-46537/14, постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2015 по делу № А40-95940/14).

Такая позиция основана на том, что регистрирующий орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц и давать оценку действиям их органов (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу № А55-3260/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 по делу № 07-560/2010, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 по делу № А78-572/2014).

Тем не менее в некоторых случаях, несмотря на запрет в проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, суды разрешали налоговому органу рассматривать вопрос о соблюдении процедуры назначения нового генерального директора (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2007 по делу № А79-11899/2006, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2009 по делу № А33-10570/08).

Однако 01.01.2016 вступили в силу изменения в Закон о государственной регистрации, которые могли диаметрально изменить ответ на вопрос о возможности проведения регистрирующим органом правовой экспертизы представленных документов.

Так, в статье 9 Закона о государственной регистрации появился пункт 4.2, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе проводить проверку достоверности представленных на регистрацию документов. Также в пункте 4.4 статьи 9 Закона о государственной регистрации закреплена возможность отказа в государственной регистрации в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Некоторые суды истолковали данные положения как карт-бланш на проведение правовой экспертизы представленных документов. В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.05.2017 по делу № А40-133573/2016 указано:

«Оспариваемые кредитором ликвидированного должника действия регистрирующего органа имели место после 1 января 2016 года, когда были внесены в Закон о государственной регистрации и вступили в силу изменения, наделившие регистрирующий орган полномочиями по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов».

Такой подход может показаться обоснованным, учитывая, что раньше налоговые органы, установив нарушения порядка избрания руководителя общества, ссылались на то, что представленные на регистрацию сведения являются недостоверными. Тем не менее текущая судебная практика придерживается вывода о том, что пункт 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации не наделил регистрирующий орган полномочиями по проведению правовой экспертизы.

При толковании пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации необходимо принимать во внимание иные положения данного закона.

Так, согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона о государственной регистрации основания, условия и способы проведения проверки достоверности представленных на государственную регистрацию сведений устанавливаются уполномоченным органом.

Порядок и основания проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, установлены в Приказе ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. В подпункте 8 пункта 5 данного Приказа установлено, что поступление в налоговый орган возражений, в которых указывается на оспоримость решений органа юридического лица, не является основанием для инициирования проверки достоверности сведений. Согласно установленному порядку проведения проверки достоверности предоставленных сведений в предмет проверки не входит проверка законности соблюдения порядка принятия решения, послужившего основанием для обращения с соответствующим заявлением.

Также необходимо учитывать и положения пункта 4.1 статьи 9 указанного Закона. Согласно данному пункту регистрирующий орган не вправе проверять содержащиеся в представленных документах сведения на предмет их соответствия закону. В пункте 23 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» показан один из примеров использования данной нормы: регистрирующий орган не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

Вывод о том, что пункт 4.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации не предоставляет регистрирующему органу права на проведение правовой экспертизы, поддержан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2017 по делу № А32-11550/2016. В Обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 3 (2016; письмо ФНС России от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@) также указывается, что инспекция не наделена правом на оценку сделок и решений в отношении юридического лица и правом на признание их недействительными в связи с несоответствием тому или иному закону.

Иными словами, нужно отделять вопрос о достоверности представляемых сведений от вопроса о законности принятого решения. Например, налоговый орган вправе устанавливать, что в заявлении о государственной регистрации указаны недостоверные анкетные данные директора, вправе проверять фактическое нахождение общества по месту регистрации. В данном случае проверка таких сведений будет являться проверкой достоверности вносимых в ЕГРЮЛ сведений.

Для проверки же законности принятых корпоративных решений установлена другая процедура. Вывод о том, что при рассмотрении вопроса о правомерности отказа в регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, вопрос о незаконности решения общего собрания акционеров не подлежит рассмотрению, уже высказывался судами. Например, такой позиции придерживался суд в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2008 по делу № А56-25376/2007.

Рассматривая по правилам главы 24 АПК РФ дело об отказе в регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, по причине недействительности принятого решения, послужившего основанием для обращения с заявлением о государственной регистрации изменений, суд фактически вынужден рассмотреть корпоративный спор. Суды обращают внимание на недопустимость рассмотрения корпоративного спора в порядке, установленном для оспаривания действий государственных органов (постановление ФАС Московского округа от 25.04.2007, 03.05.2007 по делу № А40-11310/2006, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 по делу №А40-19671/2013).

Таким образом, регистрирующий орган, установив, что на регистрацию подан необходимый комплект документов, даже сомневаясь в законности решения общего собрания участников, должен зарегистрировать необходимые документы. В дальнейшем заинтересованное лицо вправе оспорить проведенную регистрацию. Подобное решение проблемы защиты прав третьих лиц было предложено Девятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 19.10.2015 по делу № А40-3588/2014:

«При разрешении подобных споров арбитражные суды исходят из того, что в случае внесения изменений в государственный реестр на основании документов, не соответствующих закону, следует удовлетворять требование заинтересованного лица о признании решения регистрирующего органа о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ недействительным. Такое требование подлежит удовлетворению несмотря на то, что формально налоговый орган действовал правомерно (осуществил регистрацию при представлении заявителем всех документов, требуемых Законом о государственной регистрации)».

Необходимо отметить, что данный вывод сделан на основе законодательства, действующего до введения пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации о возможности регистрирующего органа проводить проверку достоверности представляемых на регистрацию сведений. Возможно, что дальнейшее развитие практики применения пункта 4.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации скорректирует предложенный подход.

01.11.2018 | Комментариев нет

Оформление ООО не занимает много времени у тех, у кого есть все необходимые для этого документы. Но иногда возникают ситуации, из-за которых заявитель получает отказ в регистрации такой формы предпринимательской деятельности. Далее будут разобраны основания для подобного решения налоговой службы и способы решения проблемы.

Как узнать об отказе и как его обжаловать

Для оформления ООО заявитель должен предоставить Инспекции федеральной налоговой службы следующие данные:

  • Документы, удостоверяющие личность учредителей (копии паспортов);
  • ИНН;
  • Коды ОКВЭД (сведения о деятельности, которую осуществляет организация);
  • Данные об адресе регистрации фирмы;
  • Размер уставного капитала;
  • Устав ООО (2 экземпляра);
  • Заявление о государственной регистрации при создании ООО, завершенное нотариусом (Форма Р11001).

Также требуется оплатить госпошлину. В 2018 году ее размер составляет 4000 рублей.

Узнать о решении государственных органов по поводу регистрации компании можно спустя 3 дня после подачи документов.

Если ООО зарегистрирована не была, то на почтовый адрес заявителя ФНС отправляет почтовый бланк, в котором указана причина отказа.

После получения такого письма у заявителя есть 2 варианта:

  • Повторная подача документов;
  • Обращение в вышестоящие инстанции.

Что делать, если отказали в регистрации

В случае, если в письме от налоговой инспекции указаны нарушения со стороны учредителя фирмы, то ему необходимо подать заявление вновь, исправив в нем все недочеты.

Если предпринимать уверен в том, что отказ не обоснован, то он имеет право подать жалобу на постановление государственной организации в вышестоящий регистрирующий орган и в федеральный орган исполнительной власти.

Такое право заявителя подробнее рассмотрено в пункте 1 статьи 25 главы VIII.1 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принятый 8 августа 2001 года.

Если разбирательство оказалось для заявителя безуспешным, то необходимо обратиться в арбитражный суд. В большинстве случаев не зарегистрированное юридическое лицо выигрывает дело. Но процесс не всегда приводит к положительному результату, и дело передается в Верховный суд. В результате разбирательство может затянуться на несколько лет.

Как избежать отказа регистрации ООО

Чтобы успешно пройти регистрацию, перед подачей данных заявитель должен тщательно перепроверить документы. Заострить внимание рекомендуется на следующих пунктах:

  • Документы, состоящие из двух и более листов, должны быть скреплены. На сшивке обязательна подпись учредителя;
  • Должны быть предоставлены ИНН не только главы компании, но и остальных участников общества с ограниченной ответственностью;
  • Требуется указать адрес регистрации с точными реквизитами;
  • Заявление о регистрации фирмы должно быть подписано нотариусом разборчиво.

Также для того, чтобы минимизировать риск отказа, нужно удостовериться, что для регистрации выбранного названия не требуется разрешение. Оно необходимо при учреждении предприятия, в наименовании которого присутствуют следующие слова:

  • Россия, РФ, Российская Федерация;
  • Банк, перестрахование, инвестиционный фонд, кредитная организация;
  • Москва.

Подробнее об отказе в регистрации в связи с последним пунктом можно узнать в Федеральном Законе №14-ФЗ.

Возвращается ли госпошлина при отказе в регистрации

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации государственная пошлина в размере, предусмотренном законодательством, возврату после отказа в оформлении компании не подлежит.

Поэтому при повторной подаче данных в налоговую инспекцию необходимо вновь оплатить пошлину.

Как узнать причину отказа в регистрации ООО в 2018 г

Причина, по которой произошел отказ в регистрации такой формы предпринимательской деятельности, указывается в письме от налогового органа, отправленном на адрес, который указан заявителем.

В 2018 году основными причинами такого решения государственного органа являются:

  • Заявление не соответствует требованиям ФНС РФ от 25 января 2012 года;
  • Неправильное указание адреса регистрации организации;
  • Отсутствие информации об ИНН учредителей;
  • Запрет по вине руководителя.

Отказ, связанный с юридическим адресом

Отказы, касающиеся юридического адреса фирмы, стали обоснованными с 1 января 2016 года. С того момента в силу вступил подпункт з.1 пункта 7 статьи 7.1 №129-ФЗ.

Ужесточились требования по поводу адреса регистрации юридических лиц. Теперь запрещается размещать более 5 организаций по одному адресу. При этом размер помещения значения не имеет. ИФНС при проведении проверки самостоятельно устанавливает, подходит ли помещение для работы фирмы.

Налоговая служба предоставляет возможность регистрации предприятия по адресу проживания учредителя. Такое помещение должно соответствовать следующим пунктам:

  • Квартира является собственностью учредителя;
  • Он имеет в ней прописку;
  • Все собственники помещения предоставили согласие на регистрацию в нем предприятия.

При этом владелец квартиры также должен иметь в организации долю превышающую 50 % от ее уставного капитала.

Отказать в регистрации могут, если в случае проверки будет выявлено, что по указанному адресу отсутствует объект недвижимости, либо если здание не занесено в реестр (например, является новостройки).

Другие причины отказа

При подаче заявки не были выявлены фактические, грамматические ошибки. Также часто в заявлении указываются неверные реквизиты. Все это может стать не только причиной для отказа, но и поводом для получения штрафа в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях из-за указание ложных данных.

Отказать в регистрации могут по вине не только заявителя, но и нотариальных органов. В обязанности последних входит проверка документов на их соответствие требованиям и выявление ошибочных сведений. Поэтому следует обращаться к проверенным нотариусам с большим опытом работы в этой области.

Нередко происходят отказы ввиду неправильно распечатанной документации. Печать должна быть односторонней, так как для сканирования бумаг используются потоковые сканеры.

Отказ происходит и ввиду невнимательности заявителя. Он может неправильно указать даты либо составить заявку в неправильной форме – не ставят пробел, где это необходимо, не указывают номер телефона должным образом.

Отказ, связанный с учредителями, и отказ в регистрации ООО из-за директора

Организация может не получить разрешение на регистрацию из-за учредителей. Федеральная налоговая служба составила список лиц, которые не имеют право становиться руководителями компаний:

  • Физическое лицо зарегистрировано в качестве массового учредителя (возможно при открытии мошенниками фирм-однодневок с использованием его паспортных данных);
  • Лишение лица права на открытие такой формы предпринимательской деятельности в соответствии с судебным решением.

Также подобная ситуация возможна, если один из участников ООО имеет непогашенную задолженность как руководитель другого коммерческого лица либо участвовал в мошеннических махинациях.

Categories: Полезная информация

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх