Откуда берутся люди?

1

2 1. Индивидуальная изменчивость диких видов животных. А) полезные Б) нейтральные В) вредные

3 2. Избыточная численность потомства Сельдь – 40 тыс. икринок Осетр – 2 млн. Лягушка – 10 тыс. Устрица – 100 млн. яиц Одуванчик: за 10 лет потомство 1 одуванчика Покрыло бы нашу планету слоем толщиной 20 см

4 Все ли родившиеся особи доживут до размножения? Причины гибели особей: 1. Пища 2. Жизненное пространство 3. Убежища 4. Места размножения В природе происходит борьба за существование. Причины борьбы – размножение организмов в геометрической прогрессии. Сохраняются индивидуумы с полезными для их жизни и процветания признаками

5 Формы борьбы за существование: Межвидовая Внутривидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды

6 1. Межвидовая Между видами, живущими в сходных условиях. Ведет к экологическому разобщению видов. Паразитизм, хищничество, конкуренция

7 2. Внутривидовая Самая напряженная -Сопровождается понижением плодовитости -Гибель части особей -Способствует совершенствованию вида

8 В лютые морозы овцебыки прижимаются друг к другу, чтобы не замерзнуть Волчья семья (стая) сложилась, как тесное, устойчивое и оптимальное для борьбы существования Сообщество.

9 3. Борьба с неблагоприятными условиями Обостряет внутривидовую борьбу Карликовая береза — холод Ольха – ранняя весна нет насекомых Кактус – с засухой

Очерк о смысле деторождения в свете православной веры

Откуда берутся дети?

Сегодня этот «детский» вопрос может показаться наивным и даже смешным. В наше продвинутое время физиологию зачатия и рождения человека подробнейшим образом можно изучить по обыкновенным школьным учебникам биологии. А ведь есть еще и специализированные издания, есть рубрики в газетах и журналах, телепередачи, посвященные этой теме, есть интернет, в конце концов. В общем, информации о деторождении в современном мире полным-полно, и, казалось бы, с этим вопросом всем все давно уже ясно.

Но это — обманчивое впечатление. Вся ясность мгновенно исчезает, когда подросшее чадо (прекрасно знающее, что нашли его не в капусте) во время очередного выяснения отношений с родителями вдруг бросает им в лицо: «А зачем вы меня рожали? Я вас об этом не просил». На это у родителей, как правило, бывает два варианта ответной реакции: либо просто — дать по шее своему, не в меру умному, отпрыску, либо… растерянно замолчать. Потому что ответить по существу просто нечего. Потому что за обычной подростковой бравадой и стремлением отстоять свое право на индивидуальность здесь кроется философско-этическая проблема, разрешить которую не поможет никакое, даже самое глубокое знание физиологических аспектов деторождения.

Человек рождается не по своей воле. Это понятно. Но если не кривить душой, родители никогда не могут быть абсолютно уверены в том, что именно сейчас, вот в этот самый момент, их слияние в любовном порыве обязательно даст начало новой человеческой жизни. То есть сказать, что человек родился по воле своих родителей, тоже было бы не совсем правильно. И ни для кого не секрет, что дети вообще порой появляются на свет не благодаря, а вопреки родительскому желанию.

Получается, сам человек желания родиться не изъявлял, его папа и мама тоже, быть может, не хотели его рождения, а он все-таки родился и живет. Так что же, выходит, что его вызвала из небытия к жизни не чья-либо разумная воля а какая то нелепая случайность и общий автоматизм родовых процессов? В чем смысл его появления на земле? Ведь, как известно, жизнь прожить — не поле перейти: горя и страданий в ней гораздо больше, чем радости и праздников. Но в финале смерть все равно все перечеркнет, сведя конечный итог к круглому нулю. И возмущение подростка, впервые осознавшего эту невеселую перспективу, вполне понятно. Вот только претензии он предъявляет явно не по адресу: «Папа и мама, зачем вы меня родили?». А они и сами толком не знают — зачем. Оно как-то так само получилось…

Откуда берутся дети? детский вопрос… Но ведь дети — такие же люди, как и мы, только пока еще маленькие. Значит, нужно спросить по-другому — откуда берутся люди?

Кто мы?.. Откуда мы?.. Куда мы идем?.. И зачем вообще все это нужно?

На это в школьном учебнике биологии ответа нет.

Парадокс монашества

Для христианина семья, материнство и деторождение являются безусловными ценностями. Новый Завет предлагает очень возвышенное учение о браке, где метафизическое единение мужа и жены уподобляется ни много ни мало — единству Христа и Церкви. А насчет детей в Ветхом Завете вроде бы есть прямое указание Бога «плодитесь и размножайтесь», чего же еще голову ломать! Есть заповедь — плодиться, вот люди и плодятся, все вроде бы понятно.

Но тут, как может показаться, мы сталкиваемся с некоторым противоречием. Дело в том, что Христос, (давший своим ученикам не только заповеди, но и пример безукоризненного следования этим заповедям), в брак, как известно, не вступал и потомства после себя не оставил. Лучшие из его последователей, цвет христианства — монахи, сделавшие жизнь по заповедям главным и единственным смыслом своего существования, также проигнорировали призыв «плодитесь и размножайтесь». Но зато во все времена порой случалось так, что даже самые распоследние безбожники и негодяи благополучно плодились и размножались, хотя меньше всего при этом думали об исполнении воли Божией. Так неужели величайшие христианские святые принципиально отказывались исполнять заповедь Божию, оказавшуюся доступной даже неблагочестивым людям?

Тушканчик ни в чем не виноват

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Эти удивительные слова стали самым первым обращением Создателя к сотворенным людям и действительно, исполнялись человечеством во всех поколениях, независимо от отношения людей к Божественным определениям.

Но безоговорочно относить их к разряду заповедей было бы не совсем правильно. По мнению известного богослова прошлого столетия, доктора церковного права С. В. Троицкого заповедью эти Божьи слова не могут считаться по следующей причине: в библейском тексте буквально этими же словами Господь повелевает плодиться и размножаться всему сотворенному животному миру. Но всякая заповедь может быть воспринята лишь духовно свободной личностью — человеком или ангелом, но никак не животным.

В самом деле, животные ведь не нарушают заповедей и не исполняют их, они просто живут по законам своего естества. И заповеди «Не убий», «Не укради» и «Не прелюбодействуй», как, впрочем, и все остальные заповеди, на них не распространяются.

Поэтому довольно неправильно было бы обвинять крокодила в убийстве, белого медведя в воровстве, а тушканчика в прелюбодеянии. Но так же неправильно предполагать, будто человек мог получить одну общую заповедь с животными.

Слова «плодитесь и размножайтесь», по мнению Троицкого, были не заповедью, а благословением, которое как односторонний божественный творческий акт одинаково приложимо и к человеку, и к животным. Сходную трактовку этих слов из Книги Бытия предлагали авторитетные толкователи Священного Писания: святитель Иоанн Златоуст и Блаженный Августин.

Здесь важно знать, что Библия, говоря о благословении размножения человеку, не отделяет человека от животного мира. В этом месте (Быт. 1:27-28) человек называется не мужчиной («иш») и женщиной («иша»), а словами, которые хотя и могут быть переведены как «мужчина» и «женщина», но обычно имеют другой смысл: самец («закар») и самка («нэкба»). То есть можно сказать, что осуществлением благословения размножения являются общие у человека с животным миром родовые органы и процессы.

При таком взгляде на проблему становится ясно, что преподобные отцы вовсе не пренебрегали заповедью. Они просто отказывались от реализации родового потенциала своей природы, который в известном смысле можно назвать животной стороной человеческого естества. Однако нельзя считать, будто отцы брезгливо относились к этой богоданной стороне. Как раз напротив, они порицали тех, кто гнушался браком и деторождением как чем-то нечистым и недостойным.

Священномученик Мефодий Патарский писал: «Кто тщательно изучит область свойственного человеку по природе, тот убедится, что не следует гнушаться деторождением».

И причиной отказа монахов от родовой жизни становится вовсе не ненависть к семейным ценностям», а нечто совершенно иное…

Все, что осталось от Рая

Человек получил от Бога благословение на брак и рождение детей еще до грехопадения. И грех, введя в мир смерть, распад и страдание все же не смог уничтожить этих даров создателя. Блаженный Августин пишет: «Хотя данное супругам благословение брака — плодится и размножаться и наполнять землю — остается и в преступивших, оно было дано еще до преступления, дабы явить, что рождение детей — к славе брака, а не в наказание за грех». По библейскому воззрению, разделяемому в основе всем человечеством, брак — это остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, не был осквернен грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа.

Ту же мысль можно увидеть и в богослужебных книгах православной Церкви: «Супружеский союз ни прародительским грехом, ниже потопом Ноевым разорися» (чин благословения супруг чад не имущих).

Благословение деторождения сохранилось, но в результате отпадения человека от Бога роковым образом изменились и сам человек, и окружающий его мир и отношения человека с этим миром. Великий Божий дар деторождения, который должен был стать для человека источником величайшей радости и полноты бытия, вдруг превратился для него в источник проблем и скорби.

Как это могло случиться, легко понять на примере нехитрой аналогии: предположим, мальчик увлекается лыжным спортом. Родители решили порадовать своего любимого сына и подарили ему на день рождения лыжи. Чудесные лыжи из углепластика, жутко дорогие, самой знаменитой фирмы, короче — именно те, о которых он и мечтал. Хороший ли это подарок? Конечно хороший! Но всю радость мальчика напрочь испортило непредвиденное обстоятельство: в результате глобального потепления, снег зимой так и не выпал. На улице вместо сугробов и веселой поземки — противный дождь, под ногами мерзкая слякоть. А в углу стоят прекрасные новые лыжи…

И выбор у мальчика совсем небогатый: либо все же рискнуть и опробовать свой подарок на тоненьком слое снега, который хоть и лег поверх грязи, но тут же прямо на глазах — тает. Либо… Либо — обломаться с лыжами, и идти играть в шахматы.

Примерно перед такой дилеммой и стоит человечество после грехопадения. Земля, над которой люди должны были владычествовать, начала приносить им терния и волчцы, рождение детей стало болезненным процессом. В мир вошла смерть и оказалось, что, по словам Псалмопевца: «…дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь».

Брак и деторождение, конечно же — не грех, вот только стоит ли в таких условиях плодиться и размножаться — большой вопрос. Именно об этом и говорит апостол Павел, когда предостерегает своих учеников: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль».

Но и скорби по плоти еще не самое грустное обстоятельство семейной жизни, гораздо печальнее то, что все беды и горести детей неизбежно ложатся тяжким грузом на сердце их родителей. А бед у людей, разучившихся любить Бога и друг друга, во все времена было предостаточно. Первая же попытка реализации благословения на рождение детей в мире, пораженном грехом, дала страшный результат: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын — его жертвой.

Убийца-изгнанник Каин, погибший Авель, и их несчастные родители… Так начиналась история человечества, потерявшего Рай в буквальном смысле и в своей душе. Можно долго говорить о ее продолжении и развитии, но это будет очень грустный рассказ.

И вот тут самое время вспомнить вопрос рефлексирующего подростка: «Зачем вы меня родили? Я об этом не просил». А в самом деле, не является ли деторождение в

пораженном грехом мире всего лишь результатом безответственного родительского легкомыслия, граничащего с жестокостью? Ведь человек появляется на свет не по своей воле, выбора у него по понятным причинам нет. Но в праве ли родители делать этот выбор за него? Тем более, что, как уже говорилось, оно, вроде бы как — само все получается?

Нет, конечно же, не в праве. Но дело в том, что они, ведь, и не делают этого выбора. Потому что, как это ни парадоксально, но жизнь новому человеку дают вовсе не они.

Служители рождения

В эпоху Просвещения европейские философы-деисты создали учение, в котором мир был представлен в виде некоего идеально устроенного механизма, запустив который однажды, Бог навсегда оставил Свое творение и удалился на покой. Именно такое понимание мирового устройства впоследствии и дало основание считать, будто рождение нового человека происходит автоматически, в силу законов природы. Достаточно физиологически здоровым родителям в определенный период соединиться, и пожалуйста — человек готов появиться на свет! Как говорил Козьма Прутков: щелкни кобылу в нос — она махнет хвостом.

Приблизительно так в современном мире и объясняется величайшая тайна бытия — зарождение новой человеческой жизни. Но мало кто знает, что подобную точку зрения еще семнадцать веков назад жестко раскритиковали отцы православной Церкви.

Мефодий Патарский в своем «Пире десяти дев» писал: «Может быть, кто-нибудь еще станет утверждать найдет между людьми нерассудительными и неразумными мнение, будто плотяной покров души, насаждаемый людьми, образуется сам собою, без определения Божия; но, конечно, никто не поверит тому, кто стал бы учить, что вместе со смертным телом также насаждается и бессмертное существо души. Бессмертное и нестареющее вдыхает в нас один Вседержитель, и Он один есть Творец невидимого и негибнущего… Этот Творец всех людей есть Бог».

Дело в том, что в православном вероучении никогда не было ни тени сомнения в том, что Бог участвует во все делах сотворенного Им мира. И рождение каждого нового человека — результат сознательного творческого действия Создателя, а вовсе не какого-то родового автоматизма. По слову Мефодия Патарского, наши родители лишь предоставляют свою природу, обладающую благословением деторождения, «творческой силе Божией, которая, под покровом рождения распоряжаясь нашею природою, внутри невидимо облекает нас в человеческий образ, устрояя одеяния для душ». Мысль о том, что родители вольны рожать детей по своему желанию, святой Мефодий категорически отвергал, считая, что в таком случае «мы должны приписать и людям способность создавать людей». Так же говорит о деторождении Климент Александрийский. В «Строматах» он писал, что само по себе рождение есть таинство творения, а потому «виновником рождения является лишь Бог, тогда как родители являются лишь служителями рождения».

Планирование семьи в Простоквашино

В одной из серий замечательного мультика о Простоквашино между Папой и Мамой происходит любопытный диалог:

— Мы тут с дядей Федором посоветовались и решили, что нам совершенно необходимо где-то второго ребенка достать. Чтобы строгость снять и сердитость.

В ответ на это конструктивное предложение Мама испугано ойкает, а потом с металлом в голосе заявляет:

— Никогда!

В этой сказке решающее слово в вопросе планирования семьи остается за мамой. Но сказки сказками, а вот как оценить такую ситуацию с христианских позиций? И вообще, не является ли «планирование семьи» грехом?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, каким способом обычно достигается желаемый результат планирования. Ведь не только аборты, но и все противозачаточные средства абортивного действия Церковью безоговорочно осуждаются и приравниваются к убийству. Более того, «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» — именно так, четко и внятно, выражена нормальная христианская позиция по этому поводу и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

И если помнить, что творение новых людей — дело Божие, то вопрос планировании семьи для православных христиан сводится к очень простой ситуации: по маловерию в Промысл Божий или по слабости здоровья мы, конечно, можем вопреки совести что-то там планировать, но только не нужно при этом думать, будто мы и в самом деле можем решать — родиться новому человеку на свет или нет.

Да, Бог милосерден. И, видя такое «планирование», Он вполне может считаться с ним, снисходя к человеческой слабости. Но уж если Господь решит, что супружеской паре пришла пора стать родителями, никакие ухищрения не смогут изменить этого Божьего определения. И тогда муж и жена оказываются поставлены перед гораздо более ответственным нравственным выбором: стать родителями нового человека или — его убийцами…

Росток в вечность

Старая мудрость гласит, что человек за свою жизнь обязательно должен построить дом, родить сына и посадить дерево. Но если мы рассмотрим эту жизненную программу-минимум в свете христианского вероучения, то сразу же станет ясно, что состоит она из двух неравнозначных частей. Ведь даже самый навороченный особняк, окруженный целой рощей собственноручно посаженных деревьев, несопоставим с рождением ребенка. Да что там особняк — можно застроить небоскребами всю Сибирь, превратить Сахару в непроходимые джунгли и даже на Северном полюсе разбить яблоневые сады. Но и тогда весь этот архитектурно-ботанический сюрреализм окажется, по большому счету, сущим пустяком и безделицей по сравнению с подвигом самой обыкновенной мамочки, в муках рожающей своего малыша. Потому что и возведенные дома, и посаженные деревья и все остальные дела рук человеческих целиком принадлежат этому миру, существуют лишь в категориях пространства-времени и рано или поздно исчезнут без следа, как будто их никогда и не было. Библия прямо говорит, что концом истории человечества будет глобальная катастрофа когда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет. 3:10).

И только новорожденный ребенок становится в этом обреченном мире семенем, прорастающим в вечность, за грань грядущей катастрофы. Потому что именно для вечности через папину и мамину природу его творит Сам Господь. По слову Климента Александрийского, родители становятся служителями этого творения. И наверное, важнейший смысл деторождения как раз и заключен в этом высоком призвании: стать со-творцами, сотрудниками Бога, создающего новых людей. Это участие в деле Божием — дар, полученный нами для достижения высокой цели: «Для чего все мы не происходим от земли, как Адам? для того, чтобы рождение, воспитание и происхождение друг от друга привязывали нас друг к другу» (свт. Иоанн Златоуст).

Через рождение детей Господь дает нам возможность вырваться из железного кольца собственного эгоизма и научиться наконец жить не ради себя, а ради другого человека. А этот другой лежит себе в коляске и с любопытством разглядывает нас блестящими глазенками. Он пока еще совсем маленький и беззащитный, он еще ничего не может сам, а мир вокруг такой огромный и непонятный… Сейчас он полностью доверяет нам. Но через какой-нибудь десяток с небольшим лет, став подростком, возможно, задаст все тот же вопрос: зачем вы меня родили? И мы, так же, как бесчисленные поколения родителей до нас, не будем знать — что на это ответить…

Но не нужно смущаться своим незнанием. Эти юношеские слова — не хамство и не бравада, это очень честный и правильный вопрос, только ответ на него может дать один лишь Господь, призвавший человека от небытия к бытию. И Он обязательно ответит, важно только не угасить в своем сердце это искреннее желание — узнать волю Божию о себе. Потому что Бог, уважая нашу свободу, не навязывает Себя людям и открывается лишь тем, кто стремится с Ним встретиться. И когда происходит эта встреча, все

неразрешимые вопросы просто исчезают, растворившись в океане Божьей любви, ставшей для человека главным и окончательным ответом.

Зачем он появился на свет? Что ожидает его в будущем, и какими путями Господь поведет его по жизни? Все это сокрыто в глубине Божьего замысла о нем, и мы можем лишь благоговейно умолкнуть перед великой тайной творения — рождением нового человека.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Найден 1 синоним. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.

Синонимы строкой Скрыть словосочетания
,

Синоним, количество Начальная форма Частота
1 перехватка (5) перехватка

С тем же началом: избыток, избыточный, избыточность, избыточно, избыток жизненных сил

С таким же окончанием: большое количество, огромное количество, значительное количество, небольшое количество, достаточное количество

Слова по отдельности: избыточное, количество

Другие слова на букву и

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Поделитесь, если помогло

Наверх На главную

  • Средняя частота фразы «избыточное количество» на миллион употреблений: 24 раза. Количество букв/символов: 21.
  • Поиск занял 0.01 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Случайные слова и фразы: заверенный, нагружавшийся сверх меры, задержавшийся в развитии

Предложите свой вариант синонима к «избыточное количество»

Откуда берутся люди — 1
***
Ответ на вопрос: «Откуда берутся люди?» обычно напрашивается сам собой: «Они просто рождаются». Вроде бы все просто и логично, но вместе с тем известно, что количество людей в мире постоянно растет. К примеру, в начале 19 века население планеты насчитывало около 1 миллиарда человек, в начале 20 века было уже около 2–х миллиардов, а сейчас спустя менее ста лет уже более 7 миллиардов. Как видим, рост численности населения происходит чуть ли не в геометрической прогрессии.
Если исходить из того, что душа бессмертна, то количество людей не должно возрастать. Но только за последние сто лет народонаселение планеты увеличилось более чем втрое.
Так откуда же берутся души новых людей?
Обычно в этом вопросе не учитывается самый главный фактор – животный мир и то, что все наши духовные корни лежат именно в нем. Иначе говоря, душа каждого человека в прошлом была воплощена в облик того или иного животного.
— Но где доказательства? — спросят многие.
Конечно, непосредственных доказательств процесса перевоплощения из животного мира в мир людей нет, но есть некоторые косвенные подтверждения того, что мы все же родом оттуда. Приведем хотя бы такой пример – население планеты, как мы уже отметили, за последние сто лет резко увеличилось, но вместе с тем драматически сократилась и популяция животных. Некоторые скажут, что одно с другим не имеет общей связи, но это лишь на первый взгляд.
То, что животные могут иметь душу, многие оценят как выдумку и рассмеются. Впрочем, мы уже давно не учитываем того, что все живое от травинки на лугу до высокоразвитых животных обладает душой. Кстати, прошу обратить внимание на то, что в последнее столетие сократилась численность прежде всего именно высокоразвитых животных. И это не только приматы, но и парнокопытные, хищники, птицы и даже многие морские обитатели. В вопросе переселения душ людей из животного мира это немаловажно.
А вообще, я наверное многих очень удивлю, если скажу, что этологи, например, сравнивают уровень интеллекта осьминога с интеллектом собаки.
Каково!
Впрочем, они и сами немало удивляются тому, что в процессе наблюдения за многими представителями животного мира в их поведении обнаруживают много того, что относится уже к рассудочной деятельности человека вплоть до аналитического мышления, то есть способности предвидения развития той или иной ситуации как во времени, так и в пространстве. И это достаточно повсеместное явление несмотря на то, что официальная наука пока что в поведении животных видит только лишь инстинкты.
Понятно, что животные стихов не пишут и о Боге как мы не рассуждают (впрочем, мы об этом не знаем). Конечно, их потребности намного более просты и естественны по сравнению с нашими, но они есть и психическая жизнь у них тоже имеется. Уже замечено, что они также умеют радоваться и печалиться, любить и быть ревнивыми, быть преданными и изменять, проявлять упорство в достижении собственных целей и поддаваться. Они проявляют и альтруистические чувства, и материнскую любовь, и беззаветную дружбу, и привязанность. Они умеют обманывать и быть жестокими по отношению к своим близким и многое другое, что обычно приписывается лишь человеческому высокоразвитому сознанию.
Все это присутствует в поведении животных и об этом много писал основатель этологии Конрад Лоренц. Безусловно, их поведение нельзя ставить на одном уровне с поведением человека, но каждый представитель животного мира в высшей степени приспособлен к своей среде обитания и по своей функциональности совершенен. Это доказывает их существование на протяжении нескольких десятков и даже сотен миллионов лет! Миллионов! Это следует учитывать.
О том, что животные тоже обладают душой еще задолго до Конрада Лоренца говорили многие ученые 19 века и даже античные и средневековые философы. Правда, в свое время их голос затмили высказывания ученых эпохи просвящения, которые в попытке с материалистических позиций описать мир, многое чего упростили и таким образом оставили животным лишь инстинкты.
Несмотря на то, что наблюдения над психической жизнью животных проводились еще в 19 веке и был опубликован ряд статей и даже книг (одна из которых даже так и называется «Душевный мир животных», написанная Генрихом Э. Циглером), большинство современных ученых все еще находится в самом начале понимания того, что у животных имется не просто психическая жизнь, а достаточно разнообразная психическая жизнь. А психика, кстати, это проявление души. Недаром психология так и переводится – «наука о душе». Правда, в настоящее время уже есть определенная проблема даже с психологией человека — само понятие «душа» исчезло из поля зрения психологов, а их пристальное внимание теперь уделяется поведению субъекта и его сознанию.
Поэтому немудрено, что уже не замечается того, что вместе с эволюцией организмов происходит и эволюция души. А ведь издревле считалось, что умирает или погибает только тело, в котором воплощается та или иная душа. Душа же сама по себе вечна. Теперь же тезис о том, что она не просто вечна, а что она еще и эволюционирует, многих шокирует.
Да уж, как видим, в нашем технологически высокоразвитом обществе нет места ни душе, ни тем более уверенности в том, что она бессмертна. А со знанием о бессмертии души естественно исчезло и знание о том, что она может еще и развиваться.
Вместе с тем древние мудрецы были просто уверены в том, что прежде чем какая–то душа дорастет до уровня человека, она проходит длинный путь развития от простого организма ко все более сложному – как минимум через растения, насекомых, птиц, животных и так далее, пока не воплотится в облике человека.
Нашим предкам, как это ни странно, процесс развития душ был более понятен, чем сейчас большинству ученых и, что главное, для них этот процесс был совершенно естественным. Это сейчас мы требуем определенных научных доказательств. Раньше этого не требовалось. Хватало того, как реальность описывали мудрецы. В их словах интуитивно улавливалась логика и им верили. Тем более, что живая природа у наших предков была вокруг дословно на расстоянии вытянутой руки. Мы же сейчас живем уже в искусственной среде из бетона, стекла, железа и пластика. Как тут понять, что природа вся живая?
Тем не менее, несмотря на то, что пока нет научных доказательств ни души, ни тем более процесса реинкарнации, все же есть косвенные подтверждения того, что это явление имеет место.
Особено ценны подтверждения существования реинкарнации тех, кто сам из мира науки. Одним из таких немногих энтузиастов, который не только собрал, но и систематизировал многие случаи воспоминаний из прошлых воплощений, является профессор психиатрии медицинского колледжа университета штата Вирджиния Ян Стивенсон. Он 11 лет собирал свидетельства людей из разных стран (прежде всего детей), сохранивших воспоминания о своих прошлых жизнях. Зачастую эти свидетельства сопровождались невероятно подробными описаниями того, как и где вспоминавшие жили раньше, а также того, что с ними происходило.
Ценность таких сведений заключается в том, что большинство собранных историй, как ни странно, поддавалось проверке. Поскольку многие из них были связаны с насильственной смертью или несчастными случаями, приведшими к гибели вспоминавших, то их можно было каким-то образом проверить, например, в криминальных хрониках или благодаря свидетельству очевидцев – соседей, друзей или родственников погибших. Сведения собранные в пяти томах доказывают, что такое феноменальное явление как реинкарнация все же имеет место.
Вообще, многолетний труд Яна Стивенсона заслуживает особого внимания и требует отдельного обсуждения. В нашем вопросе он является лишь подтверждением того, что это явление вполне реально.
* * *
Что касается эволюции души, то следует отметить, что в процессе этого она претерпевает многократные воплощения и перевоплощения. Несмотря на то, что эти термины описывают процесс реинкарнации, они все же не являются одним и тем же и их следует различать, поскольку они важны для понимания того, каким образом душа в процессе своего развития переходит от одного облика к другому, а главное то, почему она переходит.
Итак, процесс воплощения заключается в том, что душа многократно воплощается в том же самом облике, например, в облике муравья. Иначе говоря, если тело муравья по ряду причин погибает, то душа, продолжает искать возможности воплотиться в теле того же самого насекомого.
В свою очередь перевоплощение это процесс, при котором душа после очередной смерти биологического облика сменяет его на другой. Например, она много раз воплощалась в муравья, а в определенный момент после очередной гибели тела рождается уже в облике, скажем, крысы.
Процесс перевоплощения зависит прежде всего от уровня развития души.
Чтобы это понять, необходимо учесть, что организм (еще одноклеточный или уже многоклеточный со сложной центральной нервной системой) это как ни странно всего лишь «одежда» для души – инструмент выработанный в процессе биологической эволюции для поглощения, переработки и сохранения энергии необходимой как для функционирования души, так и для ее развития. Таким образом, когда тонкоматериальные структуры души в процессе многократных воплощений разрастаются настолько, что уже не помещаются в структурах плотного тела, то она вынуждена подыскивать себе новый облик соответствующий ее тонкоматериальным параметрам. Иначе говоря, перевоплощение это определенный процесс трансформации. Метаморфоз многих видов растений, насекомых и животных демонстрирует это наиболее явно в рамках даже одного биологического тела.
Процесс воплощений и перевоплощений соотносится с известным законом диалектики, описывающим зависимость нового качества от предыдущих количественных накоплений. Сам процесс воплощений безусловно растянут во времени и может охватывать сотни и тысячи циклов.
Вполне возможно, что для большинства представителей животного мира смерть воспринимается так же, как для нас процесс засыпания и пробуждения с той лишь разницей, что мы сознательно помним лишь наше актуальное воплощение и в большинстве своем не имеем непосредственного доступа к памяти прошлых, а животные многое помнят из того, что было с ними в прошлых воплощениях, несмотря на то, что они «пробуждаются» уже в новом теле.
Что дает процесс воплощений? Прежде всего развитие души. Благодаря интенции выжить, то есть сохранить актуальный организм как энергетическую составляющую, она вынуждена приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям среды. Как бы скептически современные ученые не относились к тому, что животные могут обладать хотя бы долей сознания, но процесс их приспособления все же происходит в какой-то степени осознанно, на ряду с тем, что в их поведение много и того, что мы называем бессознательным и инстинктивным. Впрочем, в поведении человека также много инстинктивного, хотя многие это отрицают.
Вместе с тем, в вопросе о соотношении сознательного и бессознательного следует учесть одну особенность – прежде чем что-то в поведении субъекта становится бессознательным и срабатывает уже как определенная программа, сначало это осознавалось и, что очень важно, в качестве бессознательных программ закреплялись лишь те, которые были жизненноважные, то есть проверенные длительным опытом выживания.
Кроме того, важным является и то, что даже обладая определенными проявляемыми на бессознательном уровне программами, способствующими выживанию организма, душа, тем не менее, вынуждена постоянно оценивать ситуацию и реагировать соответствующим образом, чтобы сохранить тело, в котором она воплощена.
Органы восприятия и мозг, сформированные в процессе эволюции, как раз и служат тому, чтобы максимально оценивать ситуации и реагировать на них как можно быстрее. В результате выживают не только сильнейшие и биологически более приспособленные организмы, но прежде всего те, которые ментально максимально приспособлены к постоянно меняющейся ситуации. А это зависит в немалой степени и от индивидуального опыта души в конкретном облике.
Теперь несколько слов о бессознательном. Когда в течение сотен тысяч воплощений происходит многократное повторение одних и тех же жизненно обусловленных действий, то этот процесс формирует в воплощенной душе проверенные устойчивые паттерны поведения, которые, что очень важно, не только запоминаются и становятся неотъемлемым элементом поведения, но со временем становятся частью инстинктивных программ. Они в свою очередь находят свое отражение в геноме организма, а значит и всего вида.
Таким образом, паттерн это определенная устойчивая программа поведения особи, которая проверена опытом жизни сотни тысяч (если не миллионы) раз и потому ее можно повторять не задумываясь над ней и не оценивать ее лишний раз, а значит, с одной стороны, затрачивается намного меньше энергии. С другой стороны, в процессе выживания все больше расширяется доля сознательного поведения.
Примечательно то, что в этологии уже нет однозначного подхода к тому, что называется инстинктивным. Все чаще отмечается, что у каждой особи независимо от того, какое место она занимает на эволюционной лестнице, также присутствует сложнейшее сочетание наследственных поведенческих стеpеотипов и поведения, основанного на индивидуальном, а также социальном опыте.
Вместе с тем, следует отметить, что активность памяти о предыдущих воплощениях различных видов животных по всей видимости непосредственно связана со степенью сложности их организма и, конечно, его центральной нервной системы (ЦНС). В процессе биологической эволюции, как известно, она все более усложняется благодаря тому, что для выживания возрастает потребность в разнородной информации (визуальной, слуховой, обонятельной, тактильной и т.п.). В результате чего возрастает не только ее объем, но и необходимость в ее более ускоренной обработке.
Но чем более сложной становится ЦНС, тем больше энергии требуется для поддержания функциональности организма. Тем самым возникает потребность более оптимально расходовать энергию, а значит оптимизировать работу структур, отвечающих не только за его функциональность, но и за долгосрочную память. Иначе говоря, в процессе усложнения ЦНС того или иного организма, память становится все более энергозатратной.
Это в свою очередь вынуждает организм (то есть душу, воплощенную в организме) пользоваться лишь непосредственной жизненноважной информацией, а значит архивизируется в подсознании та, которая для непосредственного выживания менее важна. Таким образом проверенные длительным опытом выживания определенные паттерны поведения становятся бессознательными программами, а самые необходимые программы выживания инстинктивными. (Более подробно о зависимости ЦНС и энергии можно прочесть в статье доктора биологических наук Савельева С.В. «Энергетический подход к эволюции мозга».
То есть можно предположить, что чем ниже тот или иной вид находится на эволюционной лестнице, тем по всей видимости более устойчива его память о предыдущих воплощениях и смерть может восприниматься им всего лишь как потеря плотного тела, после чего душа вновь ищет возможность воплощения в том же самом виде. Так что, в связи с тем, что та или иная душа воплощается сотни и тысячи раз (если не сотни тысяч раз), то для нее этот процесс – смерти и вновь рождения — может быть вполне естественным и что главное вполне осознаваемым(!!!) элементом жизни.
Наряду с этим в процессе многократных воплощений все более устойчивыми становятся сформированные паттерны поведения особи, непосредственно отвечающие за выживание. Еще раз хочу обратить внимание на то, что, поскольку эти паттерны многократно проверены опытом как собственным, так и опытом предшественников, что частично передается от поколения к поколению и на генетическом уровне, то в какой-то момент над их смыслом уже нет необходимости задумываться. Они срабатывают автоматически на подсознательном уровне.
Одним из наилучших подтверждений вышесказанному наверное будет пример бабочки Данаиды-монарх, которая периодически в течение миграции преодолевает огромные расстояния — свыше четырех тысяч километров. Самым важным в этом является то, что продолжительность всего перелёта бабочки намного дольше времени ее жизни! То есть весной в северные районы США и Канады возвращается лишь их четвёртое поколение. То, как различным поколениям бабочек удаётся вернуться в ходе миграции на юг, туда, где зимовали их предки, для учёных остается загадкой. Если же учесть, что они всего-навсего помнят свои прошлые жизни и весь путь перелета, и «просыпаются» в новом теле, чтобы лететь дальше, а тем более то, что они эту миграцию повторяют тысячи раз в процессе своей жизни, то все становится на свои места.
Вообще, как известно, очень многие представители животного мира мигрируют на огромные расстояния. Это и птицы, и киты, и черепахи, и многие виды рыб. Например, угорь, который живет в реках европейского побережья Атлантического океана, размножается в Саргассовом море между Северной и Южной Америкой. Личинки угря, которые изначально размером всего-то 1–2 миллиметра, в течение трех лет в процессе роста возвращаются обратно в Европу или Африку не только в ту же страну, но в ту же реку, где обитали их родители.
Каким образом личинки угря, бабочки, птицы, черепахи и другие мигранты ориентируются в пространстве и знают куда плыть, лететь, ползти? Откуда берется знание о том, куда и когда следует начинать миграцию? Ответ может быть в том, что каждая особь и бабочки, и черепахи, и угря, и других мигрантов по всей видимости уже подсознательно помнит маршрут миграции, поскольку душа, воплощенная в данном биологическом виде, проделывала это сотни тысяч раз.
Таким образом и смерть, и очередное воплощение в том же самом виде может восприниматься такой особью всего лишь как череда засыпаний и пробужений, так же как мы каждую ночь ложимся спать и просыпаемся утром, достаточно хорошо помня большинство из того, что было с нами вчера, и позавчера и до этого.
Что касается памяти об опыте из предыдущих воплощений, то в свое время исследования Н.Тинбергена и К.Лоренца показали, что, например, недавно родившиеся цыплята панически боятся проносимой над ними картонной модели коршуна (короткая «шея» силуэта впереди, длинный «хвост» сзади). Интересно то, что они не реагируют на ту же модель, если она движется хвостом вперед, то есть, когда силуэт напоминает не хищника, а, например, безопасного для них гуся. Что это, как не память о прошлом и определенный опыт, связанный со смертельной опасностью?
С процессом воплощения обычно все понятно – если сотни и тысячи раз выбирался один и тот же облик, например, муравья, то его менять незачем. Но чем руководствуется душа в процессе перевоплощения – то есть смены одного облика на другой?
К сожалению, современная наука не учитывает не только того, что основным актером в организме является душа, а еще и того, что она для своей функциональности использует тонкую материю и лишь потом плотную биологическую. Таким образом наряду с биологической эволюцией происходит и эволюция души.
Взаимосвязь и взаимозависимость двух эволюций – биологической и духовной – это главные элементы того, что происходит на нашей планете вот уже почти 3,5 миллиарда лет и того, что мы называем жизнью, а процесс воплощений и перевоплощений являются неотъемлемым элементом духовной эволюции.
(Об особенностях перевоплощений читайте в следующей статье.)
Июль 2014 г.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх