Отпуск педагогов

Содержание

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581 в приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

См. текст приложения в предыдущей редакции

Приложение

к постановлению Правительства РФ

от 1 октября 2002 г. N 724

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам

С изменениями и дополнениями от:

29 ноября 2003 г., 11 мая 2007 г., 18 августа 2008 г., 16 июля 2009 г., 21 мая 2012 г.

ГАРАНТ:

См. Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466

Место работы

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (календарных дней)

Наименование должностей педагогических работников

Общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; дошкольные образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; дошкольные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

56

директора (заведующие), их заместители; преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности; старшие вожатые; учителя; преподаватели; учителя-логопеды; учителя-дефектологи; воспитатели; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; концертмейстеры; инструкторы по труду и по физкультуре; педагоги-психологи; педагоги дополнительного образования; классные воспитатели; музыкальные руководители; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты

Межшкольные учебные комбинаты; учебно-производственные мастерские

56

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; учителя; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; методисты

Дошкольные образовательные учреждения

42

заведующие, их заместители; воспитатели; музыкальные руководители; инструкторы по физкультуре; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги дополнительного образования

Образовательные учреждения дополнительного образования детей

42

директора, их заместители; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; педагоги дополнительного образования; вожатые; воспитатели; концертмейстеры; культорганизаторы; тренеры-преподаватели; инструкторы-методисты; педагоги-психологи; социальные педагоги; педагоги-организаторы, методисты

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

56

директора, их заместители; старшие мастера; преподаватели; преподаватели — организаторы основ безопасности жизнедеятельности; руководители физического воспитания; воспитатели; педагоги дополнительного образования; руководители структурных подразделений образовательных учреждений; заведующие производственной практикой; заместители директоров по режиму; дежурные по режиму; педагоги-психологи; мастера производственного обучения; социальные педагоги; педагоги-организаторы; методисты; концертмейстеры

Образовательные учреждения высшего профессионального образования и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

56

ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора); директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско-преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования

Учебные, учебно-методические, методические кабинеты (центры)

42

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами и другими структурными подразделениями; методисты; педагоги-психологи

Психологические службы системы образования

56

директора (заведующие), их заместители; заведующие отделами (лабораториями); педагоги-психологи; учителя-дефектологи; учителя-логопеды

Учреждения здравоохранения; организации социального обслуживания

56

заведующие педагогической частью; учителя; учителя-дефектологи; логопеды; воспитатели; музыкальные руководители; педагоги дополнительного образования; инструкторы по физкультуре; мастера производственного обучения; старшие вожатые; социальные педагоги; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; учителя-логопеды; методисты; инструкторы-методисты; инструкторы по труду

Другие организации, осуществляющие образовательный процесс

42

педагоги-организаторы; социальные педагоги; воспитатели; педагоги дополнительного образования; методисты; мастера производственного обучения

Примечания:

1. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью, указанной в пунктах 1-5, предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

2. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников:

воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений;

педагогических работников, указанных в пункте 1 и работающих в музыкальных школах, художественных школах и других школах искусств;

педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.

3. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

4. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной настоящим документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».

5. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2012 г. N 502 примечание дополнено пунктом 6

6. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающим в структурных подразделениях этих учреждений, реализующих соответственно общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, в должностях, указанных в пунктах 1 и 5 настоящего приложения.

Темы: КадрыОрганизация бизнесаОтпуск

Трудовым законодательством установлена стандартная длительность основного отпуска для работников 4 недели. Но, в зависимости от условий труда и местности проживания, отпуск может быть больше. Одной из категорий работников, имеющих право на удлиненный отпуск, являются педагоги.

Отпуск у учителей — сколько дней с 2018 года

Процедура получения ежегодного отпуска у учителей ничем не отличается от других категорий работающих. Они могут брать дни для отдыха в любое время года, но чаще всего приурочивают отпуск к дням школьных каникул. Это связано со спецификой работы, поскольку прервать процесс обучения в течение учебного года достаточно сложно. В ТК РФ установлено, что длительность ежегодного оплачиваемого отдыха для педагогических работников и руководителей учреждений образования больше, чем у других людей (ст. 334). Его продолжительность может составлять 42 и 56 дней. Кроме того, по трудовому кодексу у учителей есть право на дополнительный отпуск, сроком до 1 года (ст. 335).

Категории работников учреждений образования, которым положена та или иная продолжительность отпуска, установлены постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466.

На 42 отпускных дня имеют право педагоги и руководители дошкольных и дополнительных учреждений образования, а также работающие в организациях для дополнительного образования.

Если эти категории учителей работают с детьми, у которых есть особенности развития, или в школах искусств, то их отпуск будет составлять 56 дней.

Учителя школ, преподаватели средних специальных и высших учебных заведений, а также педагоги, обучающие детей-сирот в специализированных учреждениях постоянного пребывания, имеют право на отпуск длиною в 56 дней.

Ежегодный отдых педагога может быть и дольше установленного дополнительного отпуска.

Он увеличивается, если у учителя есть основания для дополнительных дней отпуска по трудовому законодательству.

Например, проживание в регионах с неблагоприятными климатическими условиями или на загрязненных территориях. В этом случае отпуск у учителя, работающего в обычной школе на Крайнем Севере, будет длиться 80 дней.

Кроме того, как и остальные категории работающих, учителя могут брать отпуска за свой счет или рассчитывать на учебный отпуск при получении образования (с оплатой или без нее).

Дополнительно государство гарантирует право педагога взять отдых длиною в год после 10 лет работы.

Дополнительный отпуск на 1 год для учителей

Такой отдых могут взять работники любого образовательного учреждения один раз за десять лет фактического стажа педагогической работы. По желанию учителя этот дополнительный отпуск может быть и менее года.

Основное требование — в течение 10 лет стаж педагогической работы не должен прерываться.

Приказом Минобразования РФ от 31.05.2016 № 644 установлены особенности расчета непрерывного стажа:

  1. Во-первых, в него засчитают работу в другом образовательном учреждении или органе власти, который управляет образовательной сферой. Этот период будет включен в непрерывный стаж, если между увольнением с предыдущего места работы и приемом на новое пройдет не более трех месяцев.
  2. Во-вторых, в стаж войдет время прохождения практики в процессе обучения специальности при условии, что между получением диплома и приходом на первое рабочее место будет перерыв меньше месяца.
  3. В-третьих, учтут периоды, когда за педагогом сохранялось его рабочее место, например, во время декретного отпуска или вынужденного прогула.

На период такого отпуска за работником сохраняется его рабочее место, а уволить учителя, взявшего один год отдыха, можно только при ликвидации учебного заведения.

Нюансы предоставления такого вида отдыха должны быть прописаны в коллективном соглашении работников с нанимателем. Туда включают порядок получения отпуска, возможность поделить его на части, условия оплаты и т. д.

Процедура получения этого вида отпуска аналогична ежегодному отдыху. Работник заявлением уведомляет нанимателя о желании взять дни для отдыха, а руководство учреждения издает приказ о предоставлении отпуска. На его должность временно подыскивается другой сотрудник.

Ошибки, связанные с предоставлением дополнительного отпуска

Самым распространенным заблуждением является то, что учитель должен использовать этот отпуск для написания и защиты своих научных работ. Это не так. Для получения ученой степени работникам гарантируется отпуск, максимальной продолжительностью до полугода (ТК РФ, ст. 173.1). Дополнительный отдых до 1 года учитель может использовать по своему усмотрению.

Второй распространенной ошибкой, а также причиной для необоснованного отказа в этом виде отдыха является неправильное исчисление стажа, гарантирующего его получение.

Отсчет непрерывности стажа работы начинают либо с момента поступления на работу в учебное заведение, где трудится педагог, попросивший этот отпуск, либо с момента выхода из декрета. Однако в расчет стажа включают и время работы в другой организации на должности, связанной с педагогикой, и декрет.

Безосновательно могут отказать в дополнительном отпуске и преподавателю, работающему в негосударственной организации. Вместе с тем, ни приказ Минобра РФ, ни трудовой кодекс не содержат утверждения, что этот вид отдыха доступен только педагогам государственных учреждений образования.

Трудовое законодательство предусматривает дополнительные дни для отдыха педагогов, включаемые в основной отпуск. Его продолжительность может быть увеличена до 56 дней, в зависимости от той образовательной организации, где трудится учитель, или специфики его работы. Кроме того, преподаватели и руководители учебных заведений могут пользоваться и дополнительными гарантиями, установленными для других категорий работников, увеличивая тем самым свой ежегодный отдых. А каждые 10 лет работы получить отдых от работы длительностью до 1 года.

Архипова Ольга Сергеевна

Куревина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Одной из особенностей трудовой деятельности педагогических работников является предоставление им удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска, который они используют, как правило, во время летних каникул (до начала нового учебного года). Однако коронавирусная инфекция внесла свои коррективы, и, возможно, использовать отпуск в каникулы получится не у всех. В связи с этим Общероссийский профсоюз образования издал Рекомендации по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений (Рекомендации размещены на сайте www.eseur.ru 22.04.2020) (далее – Рекомендации). Кому предоставляются удлиненные отпуска и что рекомендует профсоюз в сложившейся ситуации, расскажем далее.

Удлиненные и дополнительные отпуска для педагогов

В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска в зависимости от должности, вида деятельности и вида образовательной организации установлена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – Постановление № 466) и составляет 42 календарных дня и 56 календарных дней.

К сведению: в Рекомендациях профсоюз обращает внимание, что в соответствии с Постановлением № 466 удлиненные отпуска установлены не только для работников образовательных организаций, но и для так называемых нетиповых образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. К таким относятся, в частности, международный детский центр «Артек» и всероссийские детские центры «Орленок», «Океан» и «Смена».

Помимо удлиненного отпуска, педагогическим работникам могут предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска, в частности:

  • за вредные условия труда 2, 3 или 4-й степени либо опасные условия – не менее семи календарных дней (ч. 1, 2 ст. 117 ТК РФ);

  • за особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);

  • за ненормированный рабочий день – не менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ);

  • за работу в районах Крайнего Севера (в том числе по совместительству) – 24 календарных дня, а за работу в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней (ч. 1 ст. 321 ТК РФ).

Таким образом, ежегодный отпуск педагога, работающего, например, на Крайнем Севере и имеющего удлиненный отпуск в количестве 56 дней, составит целых 80 дней, то есть более чем 2,5 месяца.

Удлиненный отпуск за работу с детьми с ограниченными возможностями

По поводу предоставления удлиненных дополнительных отпусков в Рекомендациях даны разъяснения о продолжительности таких отпусков педагогическим работникам и руководителям дошкольных образовательных организаций за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или детьми, нуждающимися в длительном лечении.

Профсоюз отметил, что в данном случае также следует руководствоваться Постановлением № 466.

Согласно постановлению общеустановленная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня. Отпуска такой продолжительности предоставляются педагогическим работникам организаций, в которых функционируют только группы общеразвивающей направленности, осуществляющие реализацию образовательной программы дошкольного образования.

Отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются педагогам, если они работают с детьми с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. То есть право на отпуск такой продолжительности имеют все педагогические работники, принимающие непосредственное участие в работе с такими детьми.

Обратите внимание: право на 56 дней отпуска не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании (Письмо Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725).

Кроме того, отмечается, что в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах, которые могут иметь следующую направленность:

  • общеразвивающую – в них реализуется образовательная программа дошкольного образования;

  • компенсирующую – реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ;

  • оздоровительную – такие группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении;

  • комбинированную – в них осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По поводу педагогических работников профсоюз отметил, что право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней имеют сотрудники, работающие с детьми с ОВЗ не только в компенсирующих группах, но и в группах, находящихся в составе групп комбинированной направленности.

Продолжительность удлиненного отпуска руководителей дошкольных образовательных организаций определяется в зависимости от того, какие группы функционируют в организации. В частности:

  • руководителям дошкольных образовательных организаций, в которых могут функционировать либо только группы общеразвивающей направленности, либо наряду с ними компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности, предоставляется отпуск продолжительностью 42 календарных дня (п. 2 и 3 разд. I приложения к Постановлению № 466);

  • руководителям организаций, непосредственно созданных только для детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) для лиц, нуждающихся в длительном лечении, предоставляется отпуск продолжительностью 56 календарных дней (п. 5 и 6 разд. I приложения к Постановлению № 466).

В общеобразовательных организациях отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных групп, работающим с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. При этом работа с обучающимися с ОВЗ может осуществляться также в группах комбинированной направленности.

К сведению: статус обучающегося с ОВЗ, дающий право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. При этом исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется, и комиссия принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Как соблюсти право педагогов на полный отпуск?

В настоящее время в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции в школах, например, переносится срок сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, будут переноситься:

  • сроки досрочного периода сдачи экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет;

  • срок окончания олимпиад и т. д.

Соответственно, педагогические работники с их согласия будут привлекаться к участию в этих и других мероприятиях, что может повлечь за собой изменение графиков отпусков.

Одним из основных вопросов, возникающих у работодателей в связи со сложившейся ситуацией, является вопрос о том, как не нарушить право педагогов на ежегодный отпуск (основной удлиненный и дополнительный – например, за работу в районах Крайнего Севера), если до нового учебного года они не смогут использовать его полностью, и можно ли отказать работникам в части отпуска.

Профсоюз отметил, что в первую очередь работодателям следует руководствоваться следующими нормами Трудового кодекса:

  • оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (ст. 122 ТК РФ);

  • продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (ст. 120 ТК РФ);

  • запрещено непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (ст. 124 ТК РФ);

  • очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который обязателен как для работодателя, так и для работника. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время (ст. 123 ТК РФ);

  • по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. С согласия работника допускается его отзыв из отпуска. При этом не использованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (ст. 125 ТК РФ).

Чтобы обеспечить выход педагогических работников на работу с начала учебного года, профсоюз предлагает работодателям два варианта:

1. Отозвать работника с его согласия из отпуска. Оформлять отзыв следует приказом работодателя.

2. Заменить часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, денежной компенсацией на основании письменного заявления работника (ст. 126 ТК РФ). При этом следует помнить, что не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, работникам в возрасте до 18 лет, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях.

Профсоюз также обращает внимание: такая замена означает, что за один и тот же период работнику должна производиться двойная выплата (компенсация за часть отпуска, который не будет использован, и заработная плата за период работы вместо отпуска). Для такой двойной выплаты необходим двойной фонд оплаты труда, что в бюджетных учреждениях не всегда возможно.

В обычных условиях, не связанных с эпидемиологической ситуацией, замена отпуска компенсацией вряд ли возможна, так как вместо отпуска работник должен выполнять свои должностные обязанности, которые в каникулярный период фактически выполняться не могут. Подобная замена может быть выгодна, например, в случае исполнения обязанностей отсутствующего по болезни работника, которому через три дня болезни будет выплачиваться пособие из средств ФСС, а не из средств работодателя.

Необходимости осуществлять замену части отпуска денежной компенсацией также нет, если педагог во время отпуска выполняет работу не по занимаемой должности, а по другой (например, в оздоровительном лагере).

Обратите внимание: помимо этих двух способов, работодатель по соглашению с работником может разделить отпуск и перенести его часть на другое время или на следующий год.

Во всех случаях (перенос, отзыв, замена компенсацией) нужно будет внести изменения в график отпусков.

Особенности использования отпусков в организациях среднего профессионального образования

Особое внимание профсоюз уделил предоставлению отпуска преподавателям, которым установлена норма рабочих часов в год. Так, в соответствии с разд. IV Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – Приказ № 1601) преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, объем годовой учебной нагрузки определяется из расчета на 10 учебных месяцев.

При этом преподавателям этих организаций, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также в связи с участием в период массовых отпусков в проведении ЕГЭ и ОГЭ, в приемных комиссиях, в комплектовании контингента обучающихся и в иных мероприятиях, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных п. 4.4 приложения 2 к Приказу № 1601.

То есть исходя из установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки преподавателям (в том числе находящимся в ежегодных основных удлиненных и дополнительных оплачиваемых отпусках) средняя месячная заработная плата определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки преподавателя (72 часа).

Установленная на начало нового учебного года средняя месячная зарплата выплачивается преподавателям, в том числе приступившим к работе по окончании отпуска, продолжавшегося после начала учебного года, за работу в течение последующих месяцев, а также за период очередных каникул, не совпадающий с последующим ежегодным отпуском.

В случае, когда преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью зарплаты (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка, в том числе в целях получения дополнительного профессионального образования и т. д.), в случае нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, а также в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц отсутствия. При этом имеется в виду и отпуск преподавателя за прошлый год, продолжавшийся после начала нового учебного года.

Часы преподавательской работы, отработанные преподавателем сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно (помесячно или в конце учебного года) по часовым ставкам после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки.

* * *

В заключение отметим, что по мере принятия нормативных актов в связи с переносом различных мероприятий в образовательных учреждениях постарайтесь сразу обсудить с работниками вопросы разделения и переноса отпусков и внести соответствующие изменения в графики отпусков. Если же решить этот вопрос заранее не получится, придется воспользоваться другими вариантами, предлагаемыми профсоюзом. В любом случае действовать нужно в строгом соответствии с требованиями трудового законодательства.

Отдельным категориям педагогических работников помимо ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков могут предоставляться дополнительные отпуска. О том, кому и на каких основаниях предоставляется такой отпуск, – в статье.

Кому и в каких случаях положены дополнительные отпуска Работникам образовательных учреждений, как и иным категориям специалистов, помимо основного отпуска может быть предоставлен дополнительный отпуск (ст. 116 Трудового кодекса РФ). Причем общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается на дни дополнительного отпуска.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам:
– занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
– имеющими особый характер работы;
– с ненормированным рабочим днем;
– работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– в других случаях.
Образовательные организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия их предоставления прописывают в коллективных договорах или локальных нормативных актах, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Отпуск за работу в особых климатических условиях Кроме ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, специалистам, которые трудятся в районах Крайнего Севера, положены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. А лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней. При этом общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях (ст. 321 Трудового кодекса РФ).
Работа с вредными и (или) опасными условиями труда Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В частности, на работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ст. 117 Трудового кодекса РФ). При этом продолжительность такого отпуска должна быть не менее семи календарных дней (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).
Применительно к учреждениям образования это основание для предоставления дополнительного отпуска касается помощников воспитателей в детских садах, яслях-садах, дошкольных группах детских домов и школ-интернатов, которые непосредственно обслуживают умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики и детей, больных туберкулезом (в учреждениях просвещения – для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза). Поскольку эти должности введены вместо нянь, то указанным работникам должны предоставляться дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предусмотренные для нянь этих учреждений пунктами 55 и 14 раздела «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22). Такое разъяснение приведено в письме Минпроса СССР от 5 февраля 1987 г. № 9-М.
Отпуск при ненормированном рабочем дне В данном случае речь идет о дополнительном ежегодном оплачиваемом отпуске специалистам с ненормированным рабочим днем, который предусмотрен статьей 119 Трудового кодекса РФ. >|Ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению организации при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 Трудового кодекса РФ).|<
Он прописывается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
Помните, такой отпуск не может быть менее трех календарных дней. Если учреждение бюджетное, то в зависимости от источника его финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ или местный бюджет) порядок и условия предоставления такого отпуска устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Например, постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее – Правила). По нашему мнению, они применимы и для иных организаций. 📌 Реклама

Правила предоставления отпуска

Длительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий. При этом необходимо вести учет времени, фактически отработанного каждым специалистом в условиях ненормированного рабочего дня (п. 3 Правил). Причем право на дополнительный отпуск возникает у специалиста независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п. 4 Правил). Если же такой отпуск не предоставляется, переработка компенсируется с письменного согласия работника как сверхурочная работа.
Дополнительный отпуск суммируется с иными оплачиваемыми отпусками. В случае его переноса либо неиспользования, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для ежегодных оплачиваемых отпусков.
Причем отмечено, что дополнительные отпуска, предоставляемые работникам с ненормированным рабочим днем, оплачиваются в пределах фонда оплаты труда (п. 7 Правил).

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №4, апрель 2011 г.

Автор статьи: Елена Петренко Последнее изменение: Январь 2020 года 10817 0

В отличие отдыха для большинства категорий граждан, отпуск педагогических работников характеризуется увеличенной продолжительностью. Особенности и порядок его предоставления регламентируются ст. 334 и 335 ТК РФ, а также иными законодательными актами. Рассмотрим все нюансы наиболее подробно.

Виды отпусков для педработников

Педагогические работники – это отдельная категория граждан, трудоустроенных в образовательных учреждениях. Многие ошибочно считают, что педагоги трудятся только в школах – это не так: таковыми считаются все сотрудники, сфера деятельности которых связана с получением образования школьниками, студентами, аспирантами и пр.

Вопросы предоставления отпусков педагогам регламентируются следующими законодательными актами:

cт. 333 ТК РФ

«Продолжительность рабочего времени педагогических работников» ()

cт. 334 ТК РФ

«Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск» ()

cт. 335 ТК РФ

«Длительный отпуск педагогических работников» ()

ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» ()

Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 года №466

«О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» ()

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 года №678

«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» ()

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601

«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» ()

Рассмотрим все виды отпусков более подробно:

Вид

Продолжительность

Кому полагается

Очередной Зависит от вида педагогический деятельности Воспитателям, логопедам, школьным учителям, работникам вузов при соблюдении нескольких критериев в плане продолжительности рабочей недели:

  • логопеды и воспитатели – 20 часов в неделю;
  • сотрудники вузов – 150 часов в месяц;
  • школьные учителя – 36 часов в неделю
По беременности и родам Зависит от беременности:

  • одноплодная без отклонений – 140 дней;
  • многоплодная – 194 дня;
  • с осложнениями дополнительно прибавляется 16 дней;
  • для проживающих в зоне загрязнения ЧАЭС – 160 дней
Всем сотрудницам при предоставлении больничного листа
Удлиненный До 1 года каждые 10 лет Сотрудникам, занимающимся защитой диссертаций, прохождением дополнительного обучения, и пр., если стаж работы в аккредитованных учреждениях составляет от 10 лет
Дополнительный Для жителей Крайнего Севера – 24 дня, для учителей из приравненных к нему местностей – 16 дней Только для педработников, проживающих в северных регионах

Как получить длительный отпуск педработнику

Использование длительного отпуска педагогическими работниками вызывает больше всего вопросов, поэтому стоит рассмотреть все нюансы о нем более подробно. Как говорилось ранее, он предоставляется на срок до 1 года всем сотрудникам образовательных учреждений, чей стаж составляет минимум 10 лет.

Чтобы воспользоваться таким отпуском, учитель должен соответствовать следующим критериям:

  • 36-часовая рабочая неделя;
  • Трудоустройство в качестве основного сотрудника, а не по совместительству.

Предупреждать руководителей об уходе в длительные отпуска педработникам рекомендуется за несколько недель до их начала, чтобы у них была возможность внести изменения в учебные планы.

Комментарий специалиста Каменский Юрий Юрист Задать вопрос эксперту Обратите внимание! По закону образовательные учреждения не обязаны оплачивать длительные отпуска своим сотрудникам, но на время их предоставления за работниками должны сохраняться рабочие места и нагрузки. Оплата возможна лишь в том случае, если это предусмотрено коллективным договором за счет средств, полученных заведением в виде самостоятельной прибыли.

Рассмотрим практический пример:

Гражданка Гондусова Е.О. работает в лицее учителем, стаж – 11 лет. Для написания кандидатской диссертации по специальности ей понадобилось много времени, поэтому она решила воспользоваться дополнительным отпуском. Для этого она обратилась к директору с соответствующим заявлением. После ряда согласований был оформлен приказ, на замену Гондусовой Е.О. поставили другого учителя на срок в 6 месяцев.

Когда отпускница вышла, она смогла продолжить работу в прежнем режиме.

Продолжительность ежегодных отпусков в зависимости от видов педагогических работников

Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков для педработников регламентируется Постановлением Правительства РФ №466, где указано, что это зависит от категории самого педагога и вида его деятельности:

Вид педработников

Длительность отпуска (дней)

Руководители и педработники учреждений дошкольного образования

42

Сотрудники образовательных организаций, занимающихся выявлением детей с выдающимися способностями

42

Руководители и педагоги детских садов и иных дошкольных образовательных учреждений коррекционного типа либо для детей, нуждающихся в особом лечении

56

Педагоги и руководители учреждений дополнительного образования (музыкальные школы, школы искусств и пр.)

56

Педагоги социально значимых учреждений, предоставляющих психологическую, медицинскую и социальную помощь

56

Сотрудники организаций для детей-сирот и оставшихся без родительского попечения

56

Заведения дополнительного образования, не связанного с искусством

42

Сотрудники учреждений дополнительного образования, работающие с детьми-инвалидами

56

Воспитатели и музыкальные руководители учреждений дошкольного образования, занимающиеся с детьми-инвалидами

56

Воспитатели и музруководители

42

Комментарий специалиста Горчаков Владимир Юрист Задать вопрос эксперту Дата начала отпусков зависит от нагрузки преподавателей и определяется руководителями. Например, если в обязанности учителя входит сопровождение детей на ЕГЭ, его отдых будет начинаться не раньше дня, следующего за датой последнего экзамена, на котором он должен присутствовать. Подобные вопросы решаются на внутреннем уровне.

Как рассчитываются отпускные педработникам

Расчет отпускных производится с учетом среднедневного заработка, умноженного на количество дней отдыха. Что учитывается при расчете зарплаты:

  • оклады;
  • сверхурочная деятельность и часы работы;
  • районные коэффициенты;
  • классное руководство;
  • надбавки за заслуги, совместительство, и пр.;
  • премии;
  • выплаты за проверку домашних заданий;
  • заведование классным кабинетом.

Все расчеты делает бухгалтер. Как это происходит на практике:

Женщина работает учителем в школе искусств. Ей полагается 56 дней отпуска, дата начала – 1 июня, следовательно, в расчет будут браться предшествующие 12 месяцев:

Июнь 2018 Исключаются, т. к. отпуск не учитывается при расчете среднего заработка
Июль
Август
Сентябрь

15 583

Октябрь

15 478

Ноябрь

16 437

Декабрь

15 279

Январь 2019

17 583

Февраль

16 476

Март

16 387

Апрель

17 546

Май

17 778

Теперь нужно вычислить общий заработок за весь год:

15 875 + 17 598 + 16 094 + 15 583 + 15 478 +16 437 + 15 279 + 17 583 + 16 476 + 16 387 + 17 546 + 17 778 = 198 114 руб. – заработано за прошедшие 12 месяцев.

За указанный период было 247 рабочих дней – они используются для вычисления среднедневного заработка:

198 114 / 247 = 802,08 руб. – средний заработок за день.

591,85 х 56 = 44 916,48 руб. – итого к выплате отпускных.

Дополнительные выплаты педработникам: последние изменения

На основании действующих законодательных актов в 2020 году педагоги могут получать дополнительные выплаты по любому из оснований:

  • за продуктивную работу и хорошие результаты;
  • за выслугу лет;
  • качество работы и пр.

Размер надбавок регулируется местными нормативными актами и внутренними документами образовательного учреждения. Однако стоит учитывать, что минимум 30% фонда оплаты труда должно быть сформировано именно на подобные надбавки и премии.

Порядок предоставления отпусков педработникам

Пошаговый алгоритм действий зависит от того, какой именно вид отпуска нужно оформить. Рассмотрим на примере отпуска по беременности и родам:

  1. Сотрудница становится на учет в женской консультации до 12-недельного срока, получает медицинскую справку и оповещает руководителя о своем положении. Это может понадобиться для изменения условий труда.
  2. Не менее чем за 70 дней до запланированной даты родов учительница открывает больничный лист в медучреждении и оповещает об этом руководство.
  3. По прошествии 70 дней после рождения ребенка нужно вернуться на работу, либо оформить отпуск по уходу за ребенком. Выбор всегда остается только за работницей.

Если требуется оформление стандартного оплачиваемого отпуска, процедура выглядит иначе:

  1. Как и в случае с родовым отпуском, подается заявление на имя руководителя образовательного учреждения. Сделать это нужно минимум за 4 дня до начала отдыха, т. к. бухгалтерии еще нужно успеть перечислить отпускные за 3 дня до указанной даты.
  2. Руководитель подписывает заявление и оформляет приказ, на основании которого будут производиться выплаты.
  3. За 3 дня до отпуска учитель получает отпускные выплаты.

Важно! Преподавателя могут отозвать из отпуска, но только при наличии чрезвычайных обстоятельств, когда его замена не представляется возможной. Отзыв производится на основании приказа руководителя (ст. 125 ТК РФ).

Наиболее сложным является получение длительного отпуска. Если раньше он предусматривался уставом образовательного учреждения, то сейчас регламентируется коллективным договором. Стоит учитывать, что на время отсутствия педработника придется искать ему замену, что в условиях дефицита кадров в школах бывает проблематично.

Если же учителю требуется отпуск для сдачи сессии, все выглядит гораздо проще:

  1. В вузе оформляется справка-вызов, в которой будут указаны даты начала и окончания сессии.
  2. Преподаватель предоставляет справку и заявление руководству, на основании чего оформляется приказ об учебном отпуске.

Отпуска педагогических работников регламентируются ТК РФ и отдельными законодательными актами. Чтобы ими воспользоваться, обязательно предоставить заявление на имя руководителя школы, но в некоторых случаях могут понадобиться документы, обосновывающие необходимость в неоплачиваемом длительном отдыхе с сохранением рабочего места сроком до 1 года.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх