Ответственность государственного регистратора прав

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4767; Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4829; Федерального закона от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 48, ст. 7052) Статья 1 Часть четырнадцатую статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2005, № 1, ст. 45; 2008, № 15, ст. 1447; 2013, № 51, ст. 6683; 2014, № 19, ст. 2317; № 26, ст. 3379, 3395; 2015, № 29, ст. 4385) изложить в следующей редакции: «В случаях, если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, кредитная организация не вправе требовать от клиента представления таких сведений. В указанных случаях кредитная организация в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанным Федеральным законом сроки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе сведения о клиенте, позволяющие однозначно идентифицировать его в качестве лица, права на конкретный объект недвижимости которого зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, только в электронной форме.». Статья 2 Пункт 2-2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2003, № 50, ст. 4858; 2005, № 10, ст. 760; 2010, № 17, ст. 1988; 2011, № 49, ст. 7040; 2012, № 53, ст. 7592; 2013, № 30, ст. 4067; 2015, № 10, ст. 1409; № 29, ст. 4385) изложить в следующей редакции: «2-2. В случае, если для осуществления страхования необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, страховая организация не вправе требовать от страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, представления таких сведений. В указанном случае страховая организация в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанным федеральным законом сроки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, только в электронной форме.». Статья 3 Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 27, ст. 2881; 2007, № 1, ст. 21; 2011, № 50, ст. 7347; 2013, № 51, ст. 6699; 2015, № 1, ст. 10; № 13, ст. 1811; № 29, ст. 4385; 2016, № 1, ст. 11) следующие изменения: 1) в абзаце пятом части первой статьи 15 слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,» заменить словами «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы или подведомственное ему государственное бюджетное учреждение, наделенное соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав),», слова «свидетельства о государственной регистрации прав» заменить словами «выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество,»; 2) в части четвертой статьи 19-2 слово «свидетельства» заменить словами «выписки из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющие государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество,»; 3) статью 47-1 изложить в следующей редакции: «Статья 47-1. Совершение нотариальных действий, требующих использования сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости В случаях, если для совершения нотариального действия необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, нотариусы не вправе требовать представления таких сведений от обратившихся за совершением данного нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. Для совершения данного нотариального действия нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение трех рабочих дней со дня обращения гражданина, его представителя или представителя юридического лица запрашивает и получает в установленные указанным федеральным законом сроки в органе регистрации прав сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.»; 4) в статье 86-1: а) наименование изложить в следующей редакции: «Статья 86-1. Передача или подача заявлений в орган регистрации прав»; б) в части первой слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «орган регистрации прав»; в) в абзаце первом части третьей слова «Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Едином государственном реестре недвижимости»; г) в части четвертой слова «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Едином государственном реестре недвижимости»; д) в части пятой слова «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Едином государственном реестре недвижимости»; 5) в статье 86-2: а) в части первой слова «орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационный орган)» заменить словами «орган регистрации прав», слова «свидетельство о государственной регистрации права, а также иные» заменить словами «выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую государственную регистрацию возникновения или перехода прав на недвижимое имущество,», слова «регистрационным органом» заменить словами «органом регистрации прав»; б) в части третьей слова «Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; в) в части пятой слова «регистрационный орган» заменить словами «орган регистрации прав», слова «регистрационным органом» заменить словами «органом регистрации прав»; 6) в части третьей статьи 94-1 слова «органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,» заменить словами «органа регистрации прав». Статья 4 Абзац второй пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5340; 2001, № 44, ст. 4149; 2003, № 17, ст. 1553; № 50, ст. 4855; 2009, № 51, ст. 6154; 2010, № 15, ст. 1748; 2011, № 49, ст. 7056; № 50, ст. 7342; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4075; 2014, № 14, ст. 1544; № 19, ст. 2322; 2015, № 1, ст. 70) после слов «орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,» дополнить словами «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы». Статья 5 Внести в Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 29, ст. 3400; 2001, № 46, ст. 4308; 2002, № 7, ст. 629; № 52, ст. 5135; 2004, № 6, ст. 406; № 27, ст. 2711; № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 40, 42; 2006, № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 50, ст. 6237; 2008, № 52, ст. 6219; 2009, № 1, ст. 14; № 29, ст. 3603; 2010, № 25, ст. 3070; № 27, ст. 3879, 3880; 2011, № 50, ст. 7347; 2013, № 19, ст. 2328; 2014, № 26, ст. 3375; № 30, ст. 4218; 2015, № 14, ст. 2022; № 41, ст. 5640) следующие изменения: 1) в абзаце втором пункта 2 статьи 9 слова «органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — орган, осуществляющий государственную регистрацию прав)» исключить; 2) в статье 10: а) абзац второй пункта 1 после слов «подлежит государственной регистрации» дополнить словами «(в случае, если федеральным законом установлено требование о государственной регистрации договора об ипотеке)»; б) пункт 2 после слов «государственной регистрации» дополнить словами «(в случае, если федеральным законом установлено требование о государственной регистрации договора об ипотеке)»; в) в пункте 4: в абзаце первом слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы (далее — орган регистрации прав)», слова «Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «Орган регистрации прав», после слов «такого договора» дополнить словами «(в случае, если федеральным законом установлено требование о государственной регистрации договора об ипотеке)»; в абзаце втором слова «органом, осуществляющим государственную регистрацию прав,» заменить словами «органом регистрации прав»; г) пункт 5 после слов «Государственная регистрация договора об ипотеке» дополнить словами «(в случае, если федеральным законом установлено требование о государственной регистрации договора об ипотеке)», слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав» заменить словами «орган регистрации прав»; д) в пункте 6: в абзаце первом слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителем представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «Единый государственный реестр недвижимости заявителем представляется в орган регистрации прав»; в абзаце втором слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «орган регистрации прав»; 3) в статье 11: а) в пункте 1: в абзаце первом после слов «Государственная регистрация договора об ипотеке» дополнить словами «(в случае, если федеральным законом установлено требование о государственной регистрации договора об ипотеке)», слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Единый государственный реестр недвижимости»; в абзаце втором после слов «Государственная регистрация договора» дополнить словами «(в случае, если федеральным законом установлено требование о государственной регистрации договора об ипотеке)», слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Единый государственный реестр недвижимости»; б) в абзаце первом пункта 3 слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Единый государственный реестр недвижимости»; 4) в статье 13: а) в абзаце втором пункта 5 слова «органом, осуществляющим государственную регистрацию прав,» заменить словами «органом регистрации прав», слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав» заменить словами «орган регистрации прав»; б) в пункте 7: в абзаце первом слова «органа, осуществляющего государственную регистрацию прав,» заменить словами «органа регистрации прав»; в абзаце втором слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «орган регистрации прав»; в абзаце третьем слова «органа, осуществляющего государственную регистрацию прав,» заменить словами «органа регистрации прав»; в абзаце четвертом слова «Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Единого государственного реестра недвижимости», слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «орган регистрации прав»; в абзаце пятом слова «органа, осуществляющего государственную регистрацию прав,» заменить словами «органа регистрации прав»; в) в абзаце втором пункта 8 слова «органом, осуществляющим государственную регистрацию прав» заменить словами «органом регистрации прав»; г) в абзаце первом пункта 9 слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав» заменить словами «орган регистрации прав»; 5) в статье 14: а) в пункте 1: в абзаце первом слова «органом, осуществляющим государственную регистрацию прав,» заменить словами «органом регистрации прав»; в подпункте 14 слова «органом, осуществляющим государственную регистрацию прав» заменить словами «органом регистрации прав»; б) в абзаце втором пункта 3 слова «органа, осуществляющего государственную регистрацию прав» заменить словами «органа регистрации прав»; 6) в статье 16: а) в пункте 1 слова «органа, осуществляющего государственную регистрацию прав,» заменить словами «органа регистрации прав», слова «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Едином государственном реестре недвижимости»; б) в пункте 2 слова «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Едином государственном реестре недвижимости»; в) в пункте 3: в абзаце первом слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «орган регистрации прав»; (Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 48, ст. 7052) 7) в пункте 7 статьи 17: а) в абзаце первом слова «органе, осуществляющем государственную регистрацию прав,» заменить словами «органе регистрации прав»; б) в абзаце втором слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «орган регистрации прав»; 8) в статье 18: а) в пункте 1: в абзаце втором слова «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Едином государственном реестре недвижимости»; в абзаце четвертом слова «Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Едином государственном реестре недвижимости»; б) в пункте 2 слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «орган регистрации прав»; в) в пункте 3 слова «органом, осуществляющим государственную регистрацию прав,» заменить словами «органом регистрации прав»; 9) статью 19 изложить в следующей редакции: «Статья 19. Основные положения о государственной регистрации ипотеки Ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».»; 10) в статье 20: а) в абзаце третьем пункта 2 слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменить словами «Единый государственный реестр недвижимости»; б) в абзаце первом пункта 3 слова «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,» заменить словами «орган регистрации прав»; в) абзац третий пункта 4 признать утратившим силу;

В России упростят процедуры и сроки государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Правительство России поддержало изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости». Власти планируют упростить процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Поправки направлены на сокращение сроков госрегистрации договоров долевого участия (ДДУ) в новостройках, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. По его словам, ряд заявлений, не связанных с переходом и ограничением прав, можно будет подать через личный кабинет — без усиленной электронной подписи. Идентификацией личности займется портал госуслуг, пояснил глава кабмина.

«Еще одно важное новшество: для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства первой группы, инвалидов первой и второй групп услуга вызова сотрудников Росреестра на дом станет бесплатной. Государство возьмет на себя эти расходы», — сказал Мишустин.

Согласно законопроекту, регистрация первого ДДУ составит семь дней, последующих — пять дней, до трех дней — если документы поданы в электронном виде. Соответствующие поправки планируется внести в Госдуму во втором квартале 2020 года.

«По многочисленным запросам граждан, купивших квартиры по договорам долевого участия, переходные положения законопроекта разрешат ситуации с государственным кадастровым учетом помещений в многоквартирных домах, когда такие многоквартирные дома сами на государственном кадастровом учете не стоят», — сказала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.

Также законопроект расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав. Наследник сможет сразу подать заявление на снятие с кадастрового учета уже снесенного садового дома без проведения регистрации права собственности. Таким образом, ликвидирован правовой пробел в отношении объектов недвижимости, которые прекратили свое существование, но сведения о них содержатся в ЕГРН, пояснила Абрамченко.

Документ также позволит кадастровым инженерам подавать документы в Росреестр от имени заказчиков работ без оформления нотариальной доверенности. Это поможет снизить расходы граждан при заказе работы под ключ.

«Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций Стройкомплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка — нотариусов, кадастровых инженеров, самих госрегистраторов прав и органов местного самоуправления — и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью», — заявила Абрамченко.

Управления Росреестра по Москве отметило рост онлайн-регистраций сделок с недвижимостью во время пандемии коронавирусной инфекции. Всего за первый квартал 2020 года ведомство приняло 76,7 тыс. заявлений в электронном виде на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет. Это в 1,2 раза больше (+23%), чем годом ранее за аналогичный период (62,5 тыс.).

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.

Откуда берутся ошибки в ЕГРН

Вопросы, связанные с покупкой, продажей, дарением, регистрацией и прочими операциями с недвижимостью для каждого гражданина связаны с переживаниями. Особенно при покупке жилья, ведь есть риск потерять свои многолетние накопления или нести бремя ипотеки, лишившись при этом ипотечной квартиры.

Проблемы при сделках с недвижимым имуществом порой связаны с ошибками в ЕГРН.

Ошибки в ЕГРН бывают техническими и реестровыми.

Технические ошибки – это:

  • грамматические ошибки
  • опечатки, описки
  • арифметические ошибки

Эти ошибки могут быть допущены сотрудниками Росреестра или инженерами при кадастровом учете. Причина появления досадных опечаток – человеческий фактор.

Не ошибается тот, кто ничего не делает, техническая ошибка может быть обнаружена в любом документе Росреестра.

Чтобы восстановить справедливость при обнаружении технической ошибки, необходимо:

  • Обратиться в МФЦ или в Росреестр с заявлением об ошибке;
  • Дождаться, пока в Росреестре исправят ошибку. Это занимает 3 рабочих дня;
  • Забрать верный документ в МФЦ или Росреестре. По регламенту на всю процедуру уходит неделя

Чем раньше обнаружена ошибка, тем быстрее ее исправят. Поэтому каждую букву и цифру в документах собственник должен проверить при получении.

Реестровые ошибки появляются при кадастровом учете и могут содержаться в кадастровых и правоустанавливающих документах, подаваемых в Росреестр.

В результате реестровой ошибки происходят следующие виды искажения реальных данных о недвижимости и ее собственниках:

  • Неверная площадь дома или участка
  • В документах нет информации обо всех собственниках
  • Нет данных о владельце или информация ошибочна

Исправление реестровой ошибки возможно по той же схеме, что и для технической ошибки. Но часто для восстановления справедливости гражданам приходится обращаться в суд. Реестровая ошибка может привести к прекращению, возникновению права собственности на недвижимость, и если истец выиграет дело в суде, Росреестр исправит данные в ЕГРН в его пользу в течение 5-7 дней.

Компенсация за ошибки Росреестра

История Росреестра началась в 2008 году, когда единая Федеральная служба Госрегистрации объединила в себе функции нескольких организаций – Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскартографии.

Государственный регистратор несет ответственность при государственной регистрации прав за полное, точное и своевременное выполнение своих обязанностей и за верность информации о недвижимости в ЕГРН. Также Росреестр в ответе за необоснованный или неправомерный отказ в регистрации перехода прав на недвижимое имущество.

Статья 16 ГК РФ гарантирует, что государство возместит гражданину убытки, понесенные им в результате незаконных действий либо бездействия ведомственных органов. В соответствии с Административным регламентом ведомства, утвержденным Приказом Минюста РФ 14 сентября 2006 года, любое гражданское лицо вправе обжаловать действия (бездействие) Росреестра.

Административная ответственность Росреестра за ошибки в регистрации – гарантия соблюдения прав собственников.

Глава Росреестра Виктория Абрамченко в 2017 году ввела персональную ответственность руководителей территориальных подразделений ведомства за качество оказываемых услуг, что также направлено на улучшение сервиса и уменьшение количества ошибок. Умышленное искажение данных государственными регистраторами – большая редкость. Ведомство серьезно подходит к подбору персонала, поэтому подобные случаи единичны.

К тому же у Росреестра имеется антикоррупционный сайт и горячая линия, куда можно сообщить о коррупционных действиях сотрудников ведомства.

Судебная практика

При обращении в суд истец вправе потребовать от Росреестра возмещения убытков, понесенных им вследствие ошибки в ЕГРН:

  • Размер уплаченной госпошлины
  • Стоимость утраченного в результате ошибки недвижимого имущества
  • Упущенную выгоду (неполученные доходы)

Компенсация производится за счет государственных средств любым лицам – гражданам РФ, иностранцам и лицам без гражданства, а также юридическим лицам.

Обязательные условия для выплаты компенсации:

  • Претендент на компенсацию подал иск в суд на возмещение ущерба в связи с ошибкой при госрегистрации прав на недвижимость
  • По решению суда ответчик обязан возместить урон истцу
  • Ответчик не исполнил судебное решение (как правило, в части компенсации стоимости утраченного в результате ошибки недвижимого имущества)

С 2020 года Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статья 68, пункт 3 ограничит размер компенсации за утраченное жилое имущество суммой в 1 миллион рублей. Взыскание убытков с Росреестра не превысит эту цифру, даже если стоимость утраченного жилья больше в несколько раз. На 2018 год возмещение производится по решению суда, вплоть до полного объема убытков.

В чью пользу судебные решения принимаются чаще? Тяжба между гражданином и государственным органом начинается с определения подсудности предмета иска, ведь Росреестр по закону имеет особый статус публично-правового образования. По статистике на конец 2017 года отрицательная арбитражная практика в рассматриваемой области встречается чаще, чем положительная.

Наметились следующие тенденции в тяжбах граждан против Росреестра:

  • Суд редко возмещает упущенную истцом выгоду;
  • Иски о возмещении госпошлины при неосуществлении госрегистрации часто удовлетворяются;
  • Иногда требования истца о компенсации удовлетворяет аппеляционный суд, после отрицательного решения в суде первой инстанции;
  • При возникновении убытков у гражданина в связи с задержкой выдачи документов после регистрации права в ЕГРН суд склонен отказывать истцу в компенсации. Основание – сам факт регистрации произошел, задержка документов не приводит к административной ответственности Росреестра;
  • Апелляционный суд способен отменить положительное решение суда первой инстанции об удовлетворении требований граждан.

Административную и уголовную ответственность за свои действия несут кадастровые инженеры. Их деятельность регулярно проверяется госслужбами, по факту обнаруженных правонарушений возбуждаются уголовные дела. В результате обнаружения внесения заведомо ложных сведений кадастровый инженер может быть дисквалифицирован или оштрафован.

Большую долю от судебных разбирательств граждан с Росреестром составляют иски о завышенной кадастровой стоимости. По статистике суды чаще принимают решения в пользу истцов, и происходит пересчет кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Кадастровая стоимость важна не только при сделках с недвижимостью, но и при начислении налогов. Сегодня при удовлетворении судом иска о признании кадастровой стоимости недвижимого имущества значительно завышенной (или заниженной) переоценка производится за счет государства, а не за счет истца, как это было ранее. Для гражданских лиц есть возможность выбрать – решить вопрос о пересмотре кадастровой стоимости в специальной комиссии при местном Управлении Росреестра, или обратиться в суд.

Меры предосторожности

В Санкт-Петербурге, как и в других городах России, ошибки Росреестра нередко становятся головной болью для граждан. Всем настоящим, будущим и потенциальным собственникам недвижимого имущества следует внимательно относится к документам и проверять их досконально.

Можно доверить проверку бумаг агентству недвижимости, ведь по договору оно отвечает за свою работу не только деньгами, но и репутацией.

Гарантом легитимности сделки с недвижимостью может выступить нотариус!

Гарантом легитимности сделки с недвижимостью может выступить нотариус. Человеческий фактор возможен и здесь, однако вероятность ошибки нотариуса уменьшает такой риск.

Однако, хотим подчеркнуть, нотариус не осуществляет проверку ранее совершенных сделок с недвижимостью, не проверяет нарушения закона в предыдущих сделках, а проверяет только собственность на имущество, наличие обременений, фактов лишения дееспособности, проверяет на банкротство, а также подтверждает добровольность заключения сделки сторонами.

Сведения о зарегистрированных лицах, основания выбытия лиц из занимаемого помещения, наличие/отсутствие супруга, наличие споров по имуществу записывает со слов Клиента и проверяет только по предоставленным документам. В случае споров между сторонами сделки, в суде является свидетелем.

Услуги нотариуса не бесплатны, но иногда обращение к нотариусу является обязательным. В каких случая нотариат является обязательным и сколько стоят услуги нотариуса Вы можете ознакомиться

Чтобы полностью обезопасить от рисков, рекомендуем не экономить сумму порядка 15 000 рублей и провести полную проверку недвижимости с предоставлением заключения.

Нужен предметный диалог по недвижимости в Санкт-Петербурге?

Звоните специалисту отдела продаж +7 (921) 300-89-31 >>

Внимание!

Все статьи на нашем сайте уникальны и размещены впервые! Текст публикации является сугубо информационным и не может быть использован в качестве доказательства в суде. ООО «СПИК» пишет статьи на основе собственного опыта и знаний, числовые показатели, используемые без ссылки на источник, основываются на оценке специалистов ООО «СПИК». Формулировки, относящихся к законодательству, намеренно упрощены, что, возможно, влечет за собой искажение смысла при разборе нюансов в частных случаях. В сложных или нетиповых ситуациях необходимо руководствоваться только законодательством РФ, при необходимости проконсультироваться у юриста с описанием частной ситуации. Права на статьи защищены законодательством, в том числе согласно 4 части ГК РФ.

Копирование текста полностью или частично разрешено только с согласия ООО «СПИК» (разрешение даем бесплатно) и с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНДЕКСИРУЕМОЙ ссылкой на источник: https://spikcompany.ru

Читайте еще

Внимание!

Все статьи на нашем сайте уникальны и размещены впервые! Текст публикации является сугубо информационным и не может быть использован в качестве доказательства в суде. ООО «СПИК» пишет статьи на основе собственного опыта и знаний, числовые показатели, используемые без ссылки на источник, основываются на оценке специалистов ООО «СПИК». Формулировки, относящихся к законодательству, намеренно упрощены, что, возможно, влечет за собой искажение смысла при разборе нюансов в частных случаях. В сложных или нетиповых ситуациях необходимо руководствоваться только законодательством РФ, при необходимости проконсультироваться у юриста с описанием частной ситуации. Права на статьи защищены законодательством, в том числе согласно 4 части ГК РФ.

Копирование текста полностью или частично разрешено только с согласия ООО «СПИК» (разрешение даем бесплатно) и с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНДЕКСИРУЕМОЙ ссылкой на источник: https://spikcompany.ru

    Теги:

  • Кадастровый инженер

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх