Ответственность по 115 ФЗ

В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего надзорного органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия надзорного органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.

» Назад

Оценка риска ОД/ФТ технологий предоставления услуг 23.04.2020 19:47

С весны 2019 года некредитный финансовые организации, поднадзорные Банку России, обязаны в состав программы управления риском своих правил внутреннего контроля включать порядок оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к использованию некредитной финансовой организацией технологиями предоставления услуг.

Порядок оценки риска технологий предоставления услуг – это комплекс мероприятий, направленных на присвоение уровня риска каждому этапу и параметру оказываемой организацией услуги. Если говорить простыми словами, то в ходе указанной работы организация должна пошагово разбить процесс оказания какой-либо своей услуги и каждому этапу присвоить, к примеру, высокий или низкий уровень риска ОД/ФТ, ориентируясь на установленные в ПВК критерии уровня риска. Итогом этой работы может стать выявление наиболее уязвимых этапов оказания своих услуг, на которых с наибольшей вероятностью может происходить отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.

Указанные выше мероприятия необходимо проводить в порядке, сроки и с периодичностью, закрепленной в правилах внутреннего контроля.

В апреле 2020 года мы столкнулись с субъективными рекомендациями некоторых проверяющих региональных отделений Банка России о том, что в программе управления риском необходима конкретизация и/или детализация по технологиям предоставления услуг. Т.е. в самом тексте правил внутреннего контроля, по мнению отдельно взятых представителей регулятора, организации якобы должны описывать технологические процессы оказания услуг и делать им оценку риска.

Между тем, считаем, что текст правил внутреннего контроля – не место для детализации технологий оказания услуг. И вот почему.

Жесткое закрепление в тексте ПВК параметров оказания какой-либо услуги организации может повлечь за собой:

1. Либо серьезное затормаживание процесса оценки риски, т.к. при каждом случае изменения какого-либо этапа или технологии оказания услуги, или при каждом пересмотре уровня риска в сторону повышения или понижения, необходимо будет делать корректировку правил внутреннего контроля (а для этого необходимо время на то, чтобы изменить ПВК по ПОД/ФТ, утвердить их у руководителя, провести по ним внеплановый инструктаж и т.д.);

2. Либо, наоборот, формальное выполнение оценки риска технологий оказания услуги по причине нежелания организаций что-либо менять в ПВК, ориентируясь на единожды закрепленные в ПВК детали оказания услуги, даже при наличии фактически иных выполняемых процедурах.

Так, например, в связи с распространением коронавируса в России, многие организации в апреле 2020 года стали отдавать приоритет дистанционному обслуживанию клиентов и оказания услуг, что внесло коррективы в технологии оказания отдельных услуг и соответственно в уровни риска. Рекомендованное отдельно взятыми сотрудниками Банка России закрепление в ПВК деталей оказания услуг в указанной ситуации повлекло бы за собой корректировку правил, причем в авральном режиме.

Полагаем, что указанную детализацию и конкретизацию по технологиям предоставления услуг делать, конечно, нужно. Но вместо, перечисления в ПВК деталей по технологиям предоставления услуг, делать это можно, например, путем составления ответственным сотрудником как на регулярной основе, так и в случае изменения технологий оказания услуг, внутренних документов (например, заключений), форма которых может быть определена в правилах внутреннего контроля. Письменные заключения должны содержать конкретизацию и детализацию по технологиям предоставления услуг и позволять сделать однозначный вывод о присвоенном уровне риска. Использование такого варианта работы с технологиями оказания услуг, который прописывается в тексте правил, на наш взгляд является более оптимальным и эффективным.

Кроме того, нормативные акты Банка России, предписывающие организациям делать оценку риска технологий предоставления услуг, устанавливают лишь то, что в ПВК должен содержаться только порядок оценки указанного риска, но не перечень технологий.

Недавно, один из наших читателей прислал нам фрагмент своих ПВК, в котором была прописана детализация оказания услуги по выдаче займов (ее этапы), но не было ни слова ни о порядке оценки их уровня риска, ни о сроках ее проведения, ни об используемых критериях. С одной стороны, складывалось первое впечатление о проработанности ПВК под конкретную организацию, но с другой стороны, отсутствие четкого прописанного порядка оценки технологий однозначно свидетельствовало о нарушении требований 445 Положения Банка России.

Поэтому полагаем, что правила внутреннего контроля должны содержать четкую и понятную последовательность действий по оценке уровня риска, связанного с используемыми и планируемыми к использованию организацией технологиями предоставления услуг, сроки и периодичность проведения таких мероприятий, указание на лиц, участвующих в оценке риске, используемые критерии и закрепление форм используемых документов. Конкретизация и/или детализация по технологиям предоставления услуг, а также проставленные им уровни риска, могут оформляться во внутренних документах, составляемых в ходе реализации ПВК. Требования о детализации технологий в тексте ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не могут носить нормативный характер, а могут быть лишь рекомендациями, основанными на мнении отдельно взятого проверяющего.

Павел Смыслов

Принимая клиентов на обслуживание, компании должны проводить соответствующие проверки и сдавать информацию в Росфинмониторинг. В противном случае их ждет административное наказание.

Банк России опубликовал Информационное письмо от 10.04.2020 № ИН-014-12/59 «О неприменении Банком России мер за отдельные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ». В письме указано только два вида обязанностей в сфере ПОД/ФТ, за нарушение которых наказания не последует:

  • соблюдение сроков разработки и утверждения целевых правил внутреннего контроля;
  • соблюдение порядка и сроков предоставления в Росфинмониторинг отчетности.

При этом в письме в числе исключений не указаны прочие требования в сфере ПОД/ФТ, такие как идентификация клиентов, подготовка и обучение кадров, разработка ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Работа по финмониторингу продолжается: в Письме Банка России от 10.04.2020 № ИН-014-12/61 было разъяснено, что в объявленные выходные дни информация в Росфинмониторинг должна сдаваться в штатном режиме.

Как отметил в заявлении Президент ФАТФ, «преступники используют в своих интересах пандемию COVID-19 для совершения недобросовестных мошеннических действий». В период карантина в разы увеличилось количество транзакций, направленных на обналичивание. Фирмы-однодневки используют виртуальные активы и финансовые услуги в интернете для обналичивания доходов, полученных преступным путем. Кроме того, появился ряд программ для помощи неплатежеспособным отраслям бизнеса, что приводит к увеличению коррупции и последующим рискам отмывания денежных средств.

Ситуация осложняется тем, что сотрудники финансовых организаций работают из дома, а там не всегда получается пользоваться автоматизированными системами внутреннего контроля, доступными в офисе.

Автоматическая проверка юрлиц и физлиц в соответствии с 115-ФЗ, присвоение определенного уровня риска и подготовка отчета.

Подключить сервис

В связи с этим надзорные органы в апреле 2020 года тщательно проверяли организации и предпринимателей на соблюдение 115-ФЗ. Например, Южное главное управление Банка России, Саратовское отделение Банка России и Отделение Банка России по Алтайскому краю направили в организации запросы о предоставлении ряда документов по ПОД/ФТ. Среди запрошенных документов фигурируют правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, акты проверок клиентов, ФЭС и квитанции об их приемке Росфинмониторингом. Центральный аппарат Банка России также направлял в адрес отдельных организаций письма по ПОД/ФТ с рекомендациями по принятию мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ранее проведенных проверочных мероприятий.

За несоблюдение требований 115-ФЗ грозит административная ответственность.

  • Штрафы должностного лица от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
  • Штрафы юридических лиц от 50 000 до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
  • За неоднократное нарушение 115-ФЗ — отзыв лицензии (ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ).

В 2019 году у 28 банков была отозвана лицензия Центральным банком РФ, из которых 13 случаев связаны с неисполненнием 115-ФЗ.

Организации и предприниматели должны учитывать, что карантин не повод забыть о процедурах внутреннего контроля ПОД/ФТ. И если компания перешла на удаленную работу, важно продолжать выполнять все условия, описанные в «антиотмывочном» законе.

  • Проводить идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
  • Фиксировать все сведения о клиентах и определять уровень риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.
  • Информировать Росфинмониторинг о выявлении признаков сомнительности клиентов или их операций.
  • Сохранять все анкеты клиентов и регулярно обновлять сведения по ним.

Ольга Смирнова, руководитель проекта Контур.Призма

Министерство юстиции РФ подготовило и разместило на Федеральном портале проектов нормативных актов проект нового Кодекса об административных правонарушений. Предлагаю разобраться, как изменился состав административного правонарушения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В действующей редакции КоАП РФ это статья 15.27 КоАП РФ.

Статья 30.3 нового КоАП РФ предусматривает ответственность за 10 нарушений требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

«1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 10 настоящей статьи,

влечет предупреждение на должностных лиц; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц наложение административного штрафа от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, в части идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, и (или) неисполнение требований подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившееся в непредставлении сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или в представлении недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, а равно в не выявлении и (или) не фиксировании сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений и (или) информации, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) нормативными правовыми актами, нормативными актами, изданными в соответствии с указанным федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, в части замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, и (или) приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, а равно в части представления информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и (или) о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или индивидуального предпринимателя информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

7. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом,, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

8. Действия (бездействия) организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуального предпринимателя, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок, а равно неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо уклонение от получения указанного предписания, запроса (требования) уполномоченного или надзорного органа, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30.1 настоящего Кодекса —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

9. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицами, оказывающими услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы, лицами, имеющими право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, центральными контрагентами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность исключительно по инвестиционному консультированию, требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

10. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных правовых актов, нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток».

Кроме этого, к статье 30.3 КоАП РФ имеется примечание, согласно которому за административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 30.3, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуального предпринимателя, в обязанности которых входит выполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) требований нормативных актов, изданных в соответствии с указанным федеральным законом, несут ответственность как должностные лица.

Также в примечании подчеркивается, что административная ответственность, предусмотренная статьей 30.3 КоАП РФ, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 статьи 30.3 КоАП РФ.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх