Ответственность за ОКВЭД

Перед предпринимателями иногда возникает проблема, которую можно озвучить как «что делать, если не открыт ОКВЭД а деятельность ведётся». Она возникает уже в ходе функционирования, когда бизнесмен или организация меняют направление работы. Причём, неопытные деловые люди могут этого и не заметить. Налоговая инспекция внимательно относится к предоставляемым сведениям, и полномочия у этого фискального органа позволяют ему подпортить нервы таким невнимательным бизнесменам. Постараемся подробно описать возможные негативные последствия и необходимые действия со стороны бизнеса.

Требования к применению кодов деятельности

У каждого юридического лица (далее ООО) или индивидуального предпринимателя (далее ИП) при регистрации в налоговом органе в реестре ставится отметка о заявленном виде деятельности. Если необходимые бланки и формы не будут заполнены в соответствии с требованиями, возможен отказ в госрегистрации. Поэтому говорить о том, что ОКВЭДа вообще нет, а деятельность ведётся, нельзя.

Под словами «деятельность без ОКВЭД» подразумевается два варианта: или сменилось направление работы или добавилось, а уведомить об этом налоговые органы не посчитали нужным или забыли.

Отметим, что ответственность ИП за перечисленные выше неувязки с кодом наступает реже, и носит не такой устрашающий характер, как за аналогичные случаи с юридическими лицами. Если предприниматель не работодатель, работает только с российскими контрагентами, не принимает участия в тендерах и конкурсах, то эта вероятность стремится к нулю. Чем это объясняется — сложно сказать, ведь требования ФЗ № 129 от 8.08.2001, пункта 5, подпункта 5 одинаковы для всех участников хозяйственной деятельности. Вероятно, здесь играет роль загруженность налоговых работников и отсутствие физической возможности контролировать всех работающих предпринимателей. Как бы там ни было, но ИП могут себя чувствовать спокойнее и увереннее, чем юридические лица.

Наряду с общей массой ИП, есть те, которым рекомендуется проявлять осторожность и осмотрительность при заполнении сведений для налоговых органов и различных фондов:

  1. Работодатели, использующие наёмный труд обязаны платить страховые взносы на подчинённых. Одним из оснований начисления является травматизм, его наличие и величина вероятности напрямую зависят от вида работ или услуг.
  2. Применение режима налогообложения ЕНВД. Он применяется только по отношению к конкретным видам деятельности, перечисленным в законодательстве.
  3. Ведение внешнеэкономической деятельности полностью контролируется государством, так как речь идёт о валютных операциях и вывозе (ввозе) товара. Участники таких отношений, независимо от формы собственности и численности должны регулярно предоставлять бухгалтерские и финансовые документы в контролирующие органы.
  4. Участие в тендерных или конкурсных поставках (закупках). Как и в предыдущем пункте, организации, заявляющие о желании принять участие в таких процедурах, предоставляют сведения о виде деятельности, с обязательной дальнейшей проверкой.

Никаких проблем с добавлением кода в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП не возникает, это легко и быстро делается.

Ответственность и последствия за осуществление деятельности без ОКВЭД

Переходим к самому страшному – ответственности за осуществление хозяйственной деятельности без ОКВЭД. Они могут последовать как со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов, так и со стороны контрагентов, с которым ведётся совместное сотрудничество.

Общая ответственность наступает в соответствии со статьёй 14.25 Кодекса об Административных Правонарушениях. Размер штрафа за осуществление деятельности без ОКВЭДА (или несоответствие ему) составляет 5000 рублей.

Но последствия выражаются не только в виде штрафов. Если из-за несоответствия кода заявленным сведениям от сделки откажется тот контрагент, на установление связей с которым было потрачено много сил и времени — это ощутимо ударит по бизнесу. Из-за недобросовестных участников рынка, оценка благонадёжности будущего делового партнёра, в том числе и по соответствию фактического бизнеса предоставленным документам, встречается часто.

О возможных «подарках» от налоговых органов и фондов поговорим подробно далее. Напоминаем о возможности судебного обжалования решения этих инстанций. Вероятность положительного для бизнеса решения очень высока.

Налоговые органы

Возможности налоговиков в деле ухудшения финансового состояния бизнесменов, за осуществление деятельности без ОКВЭД, разнообразны и зависят от конкретики ситуации.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

На выбор инспекции:

  1. Отказ в возмещении НДС, если вид деятельности, по которому оно подаётся, не указан в ЕГРИП. Несмотря на наличие положительной арбитражной практики по этому моменту, подобные случаи не редки. Далеко не каждый ИП найдёт в себе силы, время и деньги судиться с налоговыми органами.
  2. Штраф за не сдачу «нулевых» деклараций, заявленных в реестре. Распространённая практика, несмотря на мнение Минфина о том, что если работа не ведётся, то и сдавать ничего не нужно. А с другой стороны, как узнать, что не ведётся.
  3. Отказ в применении упрощённой системы налогообложения при наличии вида деятельности, не заявленной в реестре. А это влечёт как минимум доначисление НДФЛ, а также штрафы и пени за не предоставленные вовремя декларации 3-НДФЛ. Арбитражи, опять-таки, поддерживают ИП в таких ситуациях.

Занесение ИП или организации в реестр неблагонадёжных на том основании, что ведётся деятельность, не зарегистрированная законным образом, отрицательно влияет на репутацию.

Безвыходных ситуаций нет, но лучше в них не заходить, а своевременно вносить изменения в реестр.

Фонд социального страхования

Если не обращать внимания на коды ОКВЭД, «обрадовать» предпринимателя может и фонд социального страхования. Это касается вероятности отказа применять уменьшенные тарифы по взносам.

Проценты, отчисляемые по основанию «травматизм», должны также подтверждаться документально. Если этого нет, то ФСС, применит самый высокий процент на те виды деятельности, которые внесены в реестр. Даже если она по ним и не ведётся. К ПФР это также относится.

На наёмных работников эти страховые взносы «на травматизм» тоже будут завышены, если ИП сменил работу с более рискованной на менее, а вот ФСС об этом не известил.

Вариант судебного обжалования таких решений фондов возможен, но занимает много времени и сил.

Финансовые учреждения

Увязать наступление отрицательных последствий со стороны финансовых учреждений к ИП с нарушениями применения кодов ОКВЭД можно только в ситуации обращения к ним за предоставлением займа или открытия кредитной линии.

Денежные операции требуют досконального изучения предоставленных документов будущего заёмщика. И если в бухгалтерском балансе и отчёте по итогам финансового периода указано движение денежных средств от конкретного вида деятельности, а он не указан в реестре, то дополнительных проблем (в лучшем случае) или отказа в кредитовании не избежать.

Контрагенты

Наличие собственной службы безопасности у организации, позиционирующей себя как серьёзной и ответственной, сегодня норма. На эту службу возложена задача по выявлению благонадёжных и не очень контрагентов в рядах тех организаций и ИП, которые изъявляют желание сотрудничать с работодателем.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Спектр применяемых для этого способов широк, хотя и не афишируется. Изучение информационных ресурсов, содержащих открытые данные, является первым шагом. И если на сайте налоговой службы или аналогичном размещена информация о том, что ИП или организация работают не по тем ОКВЭД, которые зарегистрировали (не успели, не захотели), то шансов на успех у них будет не много. Это свидетельство того, что владелец бизнеса не благонадёжен и его бухгалтерская и налоговая отчётность хромают.

Винить кроме себя в этой ситуации некого. Даже человек, наблюдая, как фирма или ИП часто и кардинально (то оказывает услуги, то показывает доход от реализации товаров и услуг) меняет направления работы, будет относиться к ним настороженно.

Будущий контрагент оценивает риски обязательно.

Когда нужно вносить изменения

Теперь о том, что делать, чтобы не было оснований читать предыдущие пункты. Просто запомнить, что коды ОКВЭД, это сведения, характеризующие то, чем занимается ИП или юридическое лицо.

Индивидуальный предприниматель имеет право осуществлять любой вид деятельности, разрешённый законодательно. Никто против этого основополагающего принципа свободы действий не выступает. Речь идёт только об обязанности уведомлять государственные органы об изменении деловых планов. Добавить новый вид деятельности ИП или изменить внесённые в реестр коды можно следующим образом: путём подачи в налоговую инспекцию, зарегистрировавшую ИП или ООО заявления, оформленного по форме № Р 24001 (для индивидуального предпринимателя) или № Р 14001 (для юридического лица).

Затраты заключаются в оплате услуг нотариуса по заверению подписи руководителя на заявлении об изменении кодов. Никакой госпошлины за эти действия больше не взимается.

Главное – срок. Он составляет три рабочих дня со дня начала нового вида деятельности.

Несмотря на то, что срок установлен жёстко и обсуждению не подлежит, на практике доказать его нарушение не представляется возможным. Налоговая инспекция никоим образом не сможет вычислить день начала нового вида деятельности.

Срок рассмотрения налоговыми органами поданного заявления установлен также конкретно и составляет 5 рабочих дней с момента его получения и регистрации. За это время они успевают внести код ОКВЭД в выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Ничего сверхъестественного в этой процедуре нет, справится и начинающий бизнесмен.

А вот избежать того множества проблем, которым была посвящена наша статья, эти меры помогут.

ФНС России опубликовала письмо, разъясняющее возможность организациям заниматься иной деятельностью кроме той, которая соответствует присвоенному коду по ОКВЭД (письмо ФНС России от 22 августа 2019 г. № СА-17-2/229@).

В соответствии с законодательством, видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ (под. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Коды определяются юридическим лицом самостоятельно. При этом в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка обоснованности указания в представленных для госрегистрации документах тех или иных кодов по ОКВЭД, в том числе соответствия сведений о кодах организационно-правовой форме юрлица (письмо ФНС России от 3 сентября 2018 г. № ЕД-19-2/263@, письмо ФНС России от 24 июня 2019 г. № ГД-3-14/6063@). Указанные юридическим лицом коды по ОКВЭД вносятся регистрирующим органом в ЕГРЮЛ.

Как указано во введении к ОК029-2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст), присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации (ее обособленных подразделений) заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности.

Следовательно, как поясняет налоговая служба, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды.

Аналогичнные выводы налогового органа поддерживают и суды (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 сентября 2016 г. № Ф10-1446/15).

В уставе ООО указано, что общество вправе осуществлять и иные (не поименованные в уставе) виды деятельности, не запрещенные законом.
Может ли организация оказывать услуги, хотя занимается оптовой торговлей?

21 сентября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Независимо от того, указан ли конкретный вид деятельности в уставе общества и внесен ли он в ЕГРЮЛ, общество вправе осуществлять этот вид деятельности, если это не противоречит закону либо уставу общества.
В течение трех рабочих дней с момента начала осуществления нового вида деятельности организация обязана сообщить об этом в регистрирующий орган с целью внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Обоснование вывода:
Общество с ограниченной ответственностью может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества (п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО).
Перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в уставе общества, предусмотрен п. 2 ст. 12 Закона об ООО. Виды деятельности в этом перечне не упомянуты.
Вместе с тем устав общества может содержать иные положения, помимо предусмотренных п. 2 ст. 12 Закона об ООО, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам. Поэтому внесение в устав сведений о видах деятельности является правом, а не обязанностью общества. При этом ответственности за невнесение в устав общества сведений о видах осуществляемой деятельности законодательством не предусмотрено. Вне зависимости от того, указан ли конкретный вид деятельности в уставе общества и внесен ли он в ЕГРЮЛ, общество вправе осуществлять этот вид деятельности, если это не противоречит закону либо уставу общества (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2015 г. N Ф04-20762/15 по делу N А27-11510/2014, ФАС Московского округа от 18.12.2008 N КА-А41/11919-08, ФАС Центрального округа от 14 января 2010 г. по делу N А09-1697/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2009 N А53-27009/2008-С5-34).
Лишь в том случае, когда общество в добровольном порядке ограничило в уставе предмет и цели своей деятельности и новый вид деятельности общества противоречит этому предмету и целям, оно не вправе осуществлять новый вид деятельности, противоречащий этому предмету и целям, до внесения соответствующих изменений в устав. В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, устав общества содержит открытый перечень видов деятельности, которые может осуществлять организация. Следовательно, вносить изменения в устав в связи с изменением перечня осуществляемых видов деятельности обществу не требуется.

К сведению:
Пункт 5 ст. 5 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) предусматривает обязанность юридических лиц в течение трех рабочих дней с момента изменения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. Таким образом, в течение трех рабочих дней с момента начала осуществления нового вида деятельности организация обязана сообщить об этом в регистрирующий орган.
Еще раз подчеркнем, что само по себе указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации заниматься иными видами деятельности. Арбитражные суды неоднократно приходили к выводу о том, что присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законом (смотрите, к примеру, постановления АС Центрального округа от 06.09.2016 N Ф10-1446/15, Седьмого ААС от 24.04.2015 N 07АП-1643/15).
Тем не менее важно учитывать, что нарушение организацией обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, возможно как за непредставление или несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений об изменении видов деятельности в случае принятия соответствующего решения*(1) (смотрите, например, решение Волгоградского областного суда Волгоградской области от 11.12.2013 по делу N 07р-731/13, решения Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 11.12.2014 по делу N 12-485/2014 и от 06.11.2013 по делу N 12-440/2013), так и в случае установления налоговым органом факта осуществления хозяйствующим субъектом новых видов деятельности без включения сведений об этом в ЕГРЮЛ (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 N 15АП-8436/13, постановление Октябрьского районного суда Ростовской области от 15.04.2013).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Теоретически может быть штраф в размере 5 000 руб.
Вишневский Сергей

Даже теоретически его не будет

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
Письмо
от 31.08.2006 г. N 18-11/3/76627@
Вопрос: Привлекается ли индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему с объектом налогообложения доходы, к административной ответственности за осуществление видов экономической деятельности, не внесенных в ЕГРИП (не указанных в выписке из ЕГРИП)?
Ответ: Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
Согласно статье 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании пункта 1 статьи 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Следовательно, индивидуальный предприниматель вправе заниматься любым видом экономической деятельности, не запрещенной законом.
В соответствии с подпунктами «м» и «о» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) в ЕГРИП содержатся в том числе сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Записи вносятся в государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.
Сведения, указанные в подпункте «м» пункта 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м»-«р», обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно статье 22.1 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ);
в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);
г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица согласно законодательству РФ или международному договору РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе);
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
и) документ об уплате государственной пошлины.
При этом на листе А «Сведения о видах экономической деятельности» заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р211001) заявителем указываются сведения о кодах и наименованиях осуществляемых видов деятельности в соответствии с ОКВЭД. При этом первыми указываются сведения об основном виде экономической деятельности.
Однако из положений пункта 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ не следует, что индивидуальный предприниматель обязан сообщать в регистрирующий орган по месту своего жительства об изменении сведений, касающихся:
— лицензий, полученных индивидуальным предпринимателем;
— идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), даты постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
— кодов по ОКВЭД;
— номера и даты регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в территориальном органе ПФР, исполнительном органе ФСС России, в территориальном органе обязательного медицинского страхования;
— сведений о банковских счетах индивидуального предпринимателя.
На основании части 3 статьи 14.25 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за непредставление, или несвоевременное непредставление, или представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Таким образом, за осуществление видов экономической деятельности, не указанных в ЕГРИП, индивидуальный предприниматель не подлежит административной ответственности.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный
советник 2-го класса
С.Х. Аминев

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх