ПБУ 4 2008

Кто является связанными сторонами

Для организации связанными сторонами являются юридические и физические лица, которые могут влиять на ее деятельность, а также те, на деятельность которых способна оказывать влияние сама организация (п. 4 ПБУ 11/2008):

  • аффилированные лица (согласно определению, содержащемуся в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»);
  • организации и предприниматели, с которыми фирма ведет совместную деятельность;
  • негосударственный пенсионный фонд, действующий в интересах сотрудников организации или сотрудников фирмы, являющейся ее связанной стороной.

Пункт 10 ПБУ 11/2008 предписывает раскрывать информацию отдельно для каждой из следующих групп связанных сторон:

  • основного хозяйственного общества (товарищества);
  • дочерних организаций;
  • преобладающих (участвующих) обществ;
  • зависимых организаций;
  • участников совместной деятельности;
  • основного управленческого персонала организации, составляющей бухгалтерскую отчетность.

Отношения между связанными сторонами

Информация о связанных сторонах подлежит раскрытию в пояснительной записке согласно ПБУ 11/2008, когда их отношения можно определить как «значительное влияние» или «контроль». О значительном влиянии речь можно вести тогда, когда связанная сторона участвует в принятии решений организации, например, участвуя в уставном (складочном) капитале, на основании положений учредительных документов или заключенного соглашения, участвуя в наблюдательном совете (при этом она не контролирует компанию).

Контроль над организацией — это возможность определять ее решения. Такое бывает в двух случаях:

  • когда принадлежащие юридическому (физическому) лицу голосующие акции (доля в уставном (складочном) капитале) составляют более 50 процентов. Например, головная и дочерняя компании: головная всегда определяет решения «дочки»;
  • когда юридическое (физическое) лицо распоряжается более чем 20 процентами голосующих акций (долей в уставном (складочном) капитале, превышающей 20 процентов), определяя при этом решения, принимаемые компанией.

Информация, которую нужно раскрывать

Объем раскрываемой информации зависит от того, были ли операции между организацией и связанным лицом и каков характер их взаимоотношений, если операций не было.

Операциями со связанной стороной могут быть:

  • купля-продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов;
  • предоставление и получение в аренду имущества;
  • финансовые операции, в том числе предоставление займов;
  • внесение вкладов в уставные (складочные) капиталы;
  • предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств (залогов, гарантий, поручительств).

Сведения нужно сообщать по любым сделкам, даже в случае, если эти сделки безвозмездные.

1. Операции были. По каждой связанной стороне нужно раскрыть, как минимум, такую информацию:

  • характер отношений;
  • виды операций и их объемы (в абсолютном или относительном выражении);
  • стоимость не завершенных на конец отчетного периода операций;
  • условия и сроки завершения расчетов по операциям и их форму;
  • размер резерва по сомнительным долгам на конец отчетного года;
  • величину списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • величину долгов, нереальных для взыскания (в том числе за счет резерва).

Методы, которые использовались при определении цены сделки, описывать больше не нужно.

2. Операций не было. Если связанная сторона (юридическое или физическое лицо) контролирует организацию, организация контролирует связанную сторону (юридическое лицо) или организация и связанная сторона находятся под контролем одного и того же лица или группы лиц, — нужно описать характер отношений со связанной стороной.

3. Операций не было. Если связанная сторона (юридическое или физическое лицо) оказывает значительное влияние на организацию, организация оказывает значительное влияние на связанную сторону (юридическое лицо) или организация и связанная сторона находятся под значительным влиянием одного и того же лица или группы лиц, — раскрывать информацию о связанной стороне не нужно.

Информация об управленческом персонале

Одной из связанных сторон организации является ее основной управленческий персонал. Это генеральный директор и его заместители, члены правления, члены совета директоров и должностные лица компании, которые осуществляют планирование, руководство и контроль деятельности компании. В составе информации о связанных сторонах организация должна привести в пояснительной записке суммы краткосрочных и долгосрочных вознаграждений, причитающихся этим людям (п. 12 ПБУ 11/2008).

1. Краткосрочные — подлежащие выплате в течение отчетного периода и 12 месяцев после отчетного периода:

  • заработная плата за отчетный период;
  • налоги и взносы, начисленные на заработную плату;
  • оплата ежегодного отпуска;
  • оплата лечения и медицинского обслуживания;
  • оплата коммунальных услуг и т. п.

2. Долгосрочные — подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты:

  • платежи (взносы) по договорам добровольного страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • платежи, связанные с обеспечением пенсии и других социальных гарантий по окончании трудовой деятельности;
  • вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе.

Кому применять ПБУ 11/2008

Действие прежнего ПБУ 11/2000 распространялось только на акционерные общества (кроме банков). Все малые предприятия имели право сведения о своих аффилированных лицах в отчетности не раскрывать.

Организаций, которые должны применять новое ПБУ 11/2008, значительно больше. Это все коммерческие компании независимо от формы собственности (кроме банков). Что касается малых предприятий, то они теперь могут не раскрывать сведения о связанных сторонах только при условии, что они не должны быть обязанными публиковать свою бухгалтерскую отчетность (на основании закона, учредительных документов или собственной инициативы).

Е. Цивилева,
главный редактор Приложения

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Кадровые работники ежедневно сталкиваются с необходимостью оформлять приказы по основной деятельности ( командировка, предоставление отпуска, поощрение или взыскание) и других ситуациях, затрагивающих интересы работников, например, временный перевод в связи по медицинским показаниям.

* Организация делопроизводства. Виды документов
* Нормативные документы по делопроизводству
* Примерный состав документов кадровой службы
* Приказы по личному составу
* Основания к приказам по л/с – докладная и объяснительная записки, представления, протокол, акты
Приказы по основной деятельности, имеющие произвольную форму
Нормативная база
Типичные ошибки в приказах
Варианты приказов об отмене ранее изданных приказов
* Документы воинского учета
Документы для Пенсионного фонда
* Извещения, уведомления, направления, справки
* Образцы приказов, оформляемых кадровой службой, на все иные случаи жизни
* Сэкономить время при создании документа

Типичные ошибки в приказах

Рассмотрим наиболее типичные ошибки, встречающиеся при подготовке и оформлении приказов по основной деятельности. Квалифицируя то или иное явление как ошибку, будем опираться на положения Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Пример 1:

Преамбула (констатирующая часть) приказа организации «О создании Комиссии по переходу на новую систему оплаты труда»

В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, -приказываю:…

В чем ошибка? В данном случае в качестве обоснования выступает ссылка на нормативный правовой акт, изданный Правительством Российской Федерации. При ссылке на документы в преамбуле к приказу необходимо приводить полные выходные данные документа: наименование вида документа, наименование органа, издавшего документ, дату, регистрационный номер документа, заголовок к тексту. Если дается ссылка на документ, утвержденный каким-либо органом, указывают вид документа, орган, которым он утвержден, дату утверждения. Следует иметь в виду также, что официального сокращения слов «Российская Федерация» в виде «РФ» не существует. Слова «Российская Федерация» употребляются в виде полного наименования или сокращенного — «Россия», которое в официальных документах употребляется только в сокращенных наименованиях федеральных органов исполнительной власти (МИД России, Минздравсоцразвития России и др.). Следовательно, в данном случае преамбула должна формулироваться следующим образом:
В соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», — приказываю:…

Пример 2:

Преамбула в приказе «О мерах по обеспечению противопожарной безопасности».
27 августа 2009 г. в нерабочее время произошел пожар в здании филиала компании ОАО «Маяк» в Псковской области. В результате пожара повреждены здания главного корпуса и гаражных боксов, а также имущество в них. Причиной возгорания послужило отсутствие должного контроля за работающими электроприборами и энергопотреблением, отсутствие на объекте охранной и противопожарной сигнализации, неисправность средств автоматической противопожарной защиты системы электроснабжения. В связи с нарушением правил противопожарной безопасности, приведшим к пожару и материальному ущербу, — приказываю:…
В чем ошибка? В данном случае основанием для издания приказа послужила чрезвычайная ситуация — пожар. Однако приказ издается не только в связи с пожаром, но и для предупреждения подобных ситуаций в будущем. Кроме того, в приказах не используется повествовательная манера изложения.
В данном случае констатирующую часть нужно изложить следующим образом:
В связи с пожаром 27 августа 2009 г. в нерабочее время в здании филиала компании ОАО «Маяк» в Псковской области, возникшим из-за отсутствия контроля за работающими электроприборами и энергопотреблением и причинившим значительный материальный ущерб (повреждены здания главного корпуса и гаражных боксов), и в целях обеспечения пожарной безопасности на объектах: повышения ответственности за эксплуатацию электрооборудования и системы электроснабжения, обеспечения охранной и противопожарной сигнализации и средств автоматической противопожарной защиты системы электроснабжения, — приказываю:…
В отдельных ситуациях в преамбуле к приказу необходимо ссылаться не только на нормативный документ, но и на цель управленческой деятельности, которая должна быть реализована с помощью приказа, или на обстоятельства, сложившиеся в деятельности. Преамбула в этом случае может строиться по одной из схем:
1) ссылка на обстоятельства (или формулировка цели), ссылка на нормативный документ;
2) ссылка на нормативный документ, ссылка на обстоятельства (или формулировка цели).
Выбор того или иного варианта преамбулы зависит от того, что является непосредственным поводом для издания приказа.
Случается иногда, что составитель приказа может выбрать неправильную последовательность частей преамбулы.

Пример 3:

Преамбула в приказе акционерного общества «О внесении изменений в организационно-функциональную структуру общества».
В соответствии с решением Совета директоров общества (протокол от 15.11.2009 № 4) и в целях совершенствования организационно-функциональной структуры и процессов управления обществом,- приказываю…
В чем ошибка? В данном случае на первое место в преамбуле поставлена ссылка на решение Совета директоров общества, а затем сформулирована цель, в то время как на первое место должна быть поставлена цель принятия решения. Преамбула должна быть сформулирована следующим образом:
В целях совершенствования организационно-функциональной структуры и процессов управления обществом и в соответствии с решением Совета директоров общества (протокол от 15.01.2009 N° 1),- приказываю…
Преамбула к приказу отделяется от распорядительной части словом «приказываю», которое в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти печатается в разрядку. Во многих организациях принято слово «приказываю» печатать с новой строки прописными буквами, от границы левого поля или с абзацным отступом. Оба варианта можно считать приемлемыми, например, в приказе организации об утверждении форм плановых и отчетных документов:

Пример 4:

В целях совершенствования организации работы общества и во изменение порядка, установленного приказом от 25 декабря 2009 г. № 81 «О планировании работы общества», —
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить формы месячных планов работы и отчетов о работе подразделений общества (приложения 1,2).
2. Ввести с 01 марта 2010 г. утверждение месячных планов работы и отчетов о работе подразделений общества заместителями генерального директора общества в соответствии с установленным распределением обязанностей между ними.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя генерального директора Николаева Ю.М.
Форма изложения распорядительной части приказа зависит от характера принимаемых решений. Если приказ носит нормативный характер, а также если решения, изложенные в приказе, являются по своей сути организационными, в пунктах распорядительной части управленческие решения формулируются следующим образом: «утвердить…» «создать…» «ликвидировать…» «образовать…» и т. п., при этом, как правило, не указывается исполнитель и срок исполнения. Если решения являются конкретными поручениями, в пунктах распорядительной части указывается лицо, ответственное за выполнение поручения, содержание поручения и срок его выполнения.

Пример 5:

Пункт распорядительной части в приказе об утверждении штатного расписания.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие с 01.01.2010 утвержденное штатное расписание.
2….
Приложение: штатное расписание — 3 листа.
В чем ошибка? В этом примере имеются ошибки. Неправильно сформулировано управленческое действие. Данный приказ является приказом, утверждающим штатное расписание, поэтому в пункте 1 приказа должно быть сказано: «Утвердить штатное расписание организации на 2010 г.». В данном случае штатное расписание утверждается на год, поэтому включать в приказ фразу о введении документа в действие вообще не нужно: штатное расписание будет являться утвержденным с даты издания приказа. Указание в формулировке решения — «…на 2010 г» — означает, что утвержденное штатное расписание начнет действовать с 01.01.2010. Если бы штатное расписание вводилось в действие, например, с 01.03.2010, в пункте распорядительной части следовало бы сказать: «Утвердить штатное расписание организации и ввести в действие с 01.03.2010».
Поскольку утверждаемый документ всегда является приложением к приказу, ссылку на приложение нужно сделать в соответствующем пункте распорядительной части таким образом:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить штатное расписание организации на 2010 г. (приложение).
2….
Делать ссылки на приложения в приказах таким образом, как в приведенном выше примере 5, не принято.
Приказ — распорядительный документ, поэтому пункты приказа не должны содержать рекомендаций или пожеланий, они должны носить предписывающий характер. Для этого в пунктах распорядительной части приказа используется неопределенная форма глаголов совершенного вида: организовать, пронести, разработать, утвердить, создать, ликвидировать и др.

Пример 6:

Пункт распорядительной части в приказе о создании Комиссии по переходу на новую систему оплаты труда.
П Р И К А З Ы В А Ю:
1. . . .
2. Комиссии по переходу на новую систему оплаты труда:
2.1.Рабочие совещания проводить не реже 1 раза в неделю. Внеплановые – по мере необходимости.
2.2. Вопросами деятельности Комиссии являются:
— анализ текущего состояния штатного расписания в разрезе по категориям персонала;
— соотношение должностей (профессий) работников, предусмотренных штатными расписаниями учреждений, с профессиональными квалификационными группами и квалификационными уровнями.
В чем ошибка? В приведенном примере п. 2.1 должен быть сформулирован иначе:
«проводить рабочие совещания не реже одного раза в неделю, внеплановые — по мере необходимости»;
содержание п. 2.2 по своему характеру не для приказа. Информация, изложенная в п. 2.2, должна содержаться в другом документе, например в положении о комиссии.

Пример 7:

Пункт распорядительной части в приказе о создании Комиссии по переходу на новую систему оплаты труда.
ПРИКАЗЫВАЮ:
3. Комиссии в своей работе рекомендуется иметь в виду, что заработная плата работников (персонала), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой работникам в соответствии с трудовым договором до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (персонала) и выполнения ими работ той же квалификации.
В чем ошибка? пункт приказа сформулирован как рекомендация. Чтобы данное положение приобрело предписывающий (директивный) характер, его нужно изложить следующим образом:
3. Комиссии исходить из положения, что заработная плата работников (персонала)…
В приказах не должно быть неконкретных положений, положений общего характера, не влекущих определенных действий.
Например:
1.5. Усилить контроль за условиями труда медицинских работников.
Чтобы данное положение приобрело конкретный характер, чтобы поручение могло быть поставлено на контроль, данный пункт должен быть сформулирован иначе, например:
1.5. Руководителям лечебно-профилактических учреждений в срок до ( конкретная дата) привести условия труда медицинских работников в соответствие с нормативными документами по труду и охране труда.
Поскольку приказы, содержащие конкретные поручения, ставятся на контроль, причем каждое поручение контролируется отдельно, составителям приказов не следует забывать об указании срока исполнения поручения, как, например, в приказе:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Директорам средних общеобразовательных школ принять меры по обеспечению учебных заведений качественной питьевой водой.
В чем ошибка? Отсутствие срока исполнения данного поручения не даст возможности проконтролировать выполнение приказа. Срок исполнения можно указывать по-разному: в срок до 15.09.2010, в месячный срок, в 10-дневный срок, в недельный срок и др. Срок исполнения приказа будет отсчитываться от даты подписания приказа руководителем.
Для удобства работы с приказом срок исполнения поручения лучше указывать конкретной датой и оформлять отдельной строкой под поручением, например:
ПРИКАЗЫВАЮ:
3. Директорам средних общеобразовательных школ принять меры по обеспечению учебных заведений качественной питьевой водой.
Срок исполнения — 01.09.2010.
Если приказ содержит поручения, последним пунктом приказа должен быть пункт о контроле. В данном случае речь идет о контроле за исполнением приказа по существу и в целом. Контроль за исполнением приказа всегда возлагается на должностных лиц, составляющих руководство организации (заместители руководителя, главные специалисты). Контроль за исполнением приказа нельзя возлагать на тех лиц, которым даются поручения.
Кроме того, если приказ (распоряжение) изменяет или отменяет ранее изданный документ или какие-либо его положения (пункты), то один из пунктов распорядительной части содержания приказа (обычно предпоследний) – должен включать соответствующую формулировку, в том числе ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка.
Например, «Признать утратившим силу приказ по кадрам от 00.00.0000 № 000».
Не рекомендуется включать в распорядительную часть документа пункт, определяющий порядок доведения приказа (распоряжения) до сведения тех или иных лиц. Для этой цели предпочтительнее использовать список рассылки, в котором указываются подразделения, должностные лица, которых касается приказ. Обычно канцелярия (секретарь) или кадровая служба организует ознакомление сотрудников с его содержанием.
Перейти далее «Примеры приказов об отмене ранее изданных приказов»

В предложениях с фразой «в соответствии с» нужна ли запятая? Ответ на этот вопрос зависит от расположения в синтаксической конструкции оборота, оформленного при помощи предлога «в соответствии с».

«В соответствии с» выделяется запятыми

Перед фразой

Синтаксических конструкций, где ставится знак препинания перед «в соответствии с» немного. предлог «в соответствии с» формирует оборот, который в середине предложения выделяется запятыми. Первая из них ставится непосредственно перед предлогом, вторая – после последнего слова оборота.

  • Ровно в полночь, в соответствии с распоряжением, открыли огонь по вражеским войскам.
  • Он не противоречил, ведь, в соответствии с законом, соперник был прав.

Запятая не нужна

  1. Фраза «в соответствии с» не выделяется запятыми, если оборот, оформленный при помощи нее, стоит в конце предложения.
  • Вы должны были оформить документ в соответствии с законом.
  • Он и решение свое принял в соответствии с внутренним распорядком.
  1. Когда предложение начинается фразой «в соответствии с», запятая не нужна ни после фразы, ни после оборота.
  • В соответствии с распоряжением документы должны быть готовы через три дня.
  • В соответствии с правилом слово пишется слитно.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 62% ответили правильно)

Общие положения

1. Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об обязательствах и ее раскрытие в финансовой отчетности.

2. Нормы настоящего Положения (стандарта) применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами (далее — предприятия) независимо от форм собственности (кроме бюджетных учреждений и предприятий, которые согласно законодательству составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности).

{Пункт 2 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов N 1591 от 09.12.2011}

3. Настоящее Положение (стандарт) применяется с учетом особенностей оценки и раскрытия информации относительно обязательств, установленных другими положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

4. Термины, используемые в положениях (стандартах) бухгалтерского учета, имеют следующее значение:

Обеспечение — обязательство с неопределенными суммой или временем погашения на дату баланса.

Условное обязательство — это:

1) обязательство, которое может возникнуть вследствие прошлых событий и существование которого будет подтверждено только тогда, когда произойдет или не произойдет одно или более неопределенных будущих событий, над которыми предприятие не имеет полного контроля, или 2) настоящее обязательство, возникающее из прошлых событий, но не признается, поскольку маловероятно, что для урегулирования обязательства нужно будет использовать ресурсы, которые воплощают в себе экономические выгоды, или поскольку сумму обязательства нельзя достоверно определить.

Обременительный контракт — контракт, расходы (которых нельзя избежать) на выполнение которого превышают ожидаемые экономические выгоды от этого контракта.

Сумма погашения — недисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которая, как ожидается, будет уплачена для погашения обязательства в процессе обычной деятельности предприятия.

Нынешняя стоимость — дисконтированная сумма будущих платежей (за вычетом суммы ожидаемого возмещения), которая, как ожидается, потребуется для погашения обязательства в процессе обычной деятельности предприятия.

Признание и оценка обязательства

5. Обязательство признается, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения. Если на дату баланса ранее признанное обязательство не подлежит погашению, то его сумма включается в состав дохода отчетного периода.

6. В целях бухгалтерского учета обязательства делятся на:

  • долгосрочные;
  • текущие;
  • обеспечения;
  • условные обязательства.
  • доходы будущих периодов. (Пункт 6 дополнен абзацем шестым согласно приказу Минфина N 304 от 30.11.2000)

7. К долгосрочным обязательствам относятся:

  • долгосрочные кредиты банков;
  • прочие долгосрочные финансовые обязательства;
  • отложенные налоговые обязательства;
  • прочие долгосрочные обязательства.

8. Обязательства, на которое начисляются проценты и которое подлежит погашению в течение двенадцати месяцев с даты, следует рассматривать как долгосрочное обязательство, если первоначальный срок погашения более двенадцати месяцев и до утверждения финансовой отчетности существует соглашение о переоформлении этого обязательства на долгосрочное.

9. Долгосрочное обязательство по кредитному договору (если договор предусматривает погашение обязательства по требованию кредитора (заимодавца) в случае нарушения определенных условий, связанных с финансовым состоянием заемщика), условия которого нарушены, считается долгосрочным, если:

  • заимодатель до утверждения финансовой отчетности согласился не требовать погашения обязательства вследствие нарушения;
  • не ожидается возникновение дальнейших нарушений кредитного договора в течение двенадцати месяцев с даты баланса.

10. Долгосрочные обязательства, на которые начисляются проценты, отражаются в балансе по их настоящей стоимости. Определение настоящей стоимости зависит от условий и вида обязательства.

11. Текущие обязательства включают:

  • краткосрочные кредиты банков;
  • текущую задолженность по долгосрочным обязательствам;
  • краткосрочные векселя выданные;
  • кредиторская задолженность за товары, работы, услуги;
  • текущую задолженность по расчетам по полученным авансам, по расчетам с бюджетом, по расчетам по внебюджетным платежам, по расчетам по страхованию, по расчетам по оплате труда, по расчетам с участниками, по расчетам по внутренним расчетам;
  • прочие текущие обязательства.

12. Текущие обязательства отражаются в балансе по сумме погашения.

13. Обеспечения создаются для возмещения следующих (будущих) операционных расходов на:

  • выплату отпусков работникам;
  • дополнительное пенсионное обеспечение;
  • выполнение гарантийных обязательств;
  • реструктуризацию, выполнение обязательств при прекращении деятельности {Абзац пятый пункта 13 с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов N 1125 от 25.09.2009}
  • выполнение обязательств по обременительным контрактам и тому подобное.

Суммы созданных обеспечений признаются расходами (за исключением суммы обеспечения, включается в первоначальную стоимость основных средств согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 7 «Основные средства»).

{Пункт 13 с изменениями, внесенными согласно Приказу Минфина N 989 от 10.12.2002, N 353 от 05.03.2008}

14. Обеспечение создается при возникновении вследствие прошедших событий обязательства, погашение которого вероятно приведет к уменьшению ресурсов, воплощающих в себе экономические выгоды, и его оценка может быть расчетно определена. Запрещается создавать обеспечение для покрытия будущих убытков от деятельности предприятия.

15. Обеспечение для возмещения расходов на реструктуризацию создается в случае наличия утвержденного руководством предприятия плана реструктуризации с конкретными мероприятиями, сроками их выполнения и суммой расходов, которые будут понесены, и после начала реализации этого плана.

16. Сумма обеспечения определяется по учетной оценке ресурсов (за вычетом суммы ожидаемого возмещения), необходимых для погашения соответствующего обязательства, на дату баланса. Обеспечение для возмещения расходов на реструктуризацию определяется по сумме прямых расходов, не связанных с деятельностью предприятия, продолжается. Обеспечение долгосрочных обязательств признаются в сумме их настоящей стоимости.

Обеспечение по обременительного контракта определяется в сумме неизбежных расходов, связанных с его выполнением. Сумма неизбежных расходов, связанных с выполнением обременительного контракта, определяется по наименьшей из двух величин: затрат на выполнение контракта или расходов на уплату неустойки (штрафов, пени) за невыполнение контракта. Расходы на выполнение обременительного контракта оцениваются по разнице между затратами на его выполнение и доходами (потерями) от выполнения другого контракта, заключенного с целью минимизации потерь от выполнения обременительного контракта. {Пункт 16 дополнен абзацем согласно Приказу Министерства финансов N 1125 от 25.09.2009}

{Пункт 16 с изменениями, внесенными согласно Приказу Минфина N 989 от 10.12.2002}

17. Обеспечение используется для возмещения только тех расходов, для покрытия которых оно было создано.

18. Остаток обеспечения пересматривается на каждую дату баланса и, в случае необходимости, корректируется (увеличивается или уменьшается). В случае отсутствия вероятности выбытия активов для погашения будущих обязательств сумма такого обеспечения подлежит сторнированию.

После завершения работ по демонтажу, перемещению объектов основных средств и приведения земельного участка, на котором он расположен, в состояние, пригодное для дальнейшего использования, остаток (недостаточность) обеспечения на восстановление земельных участков признается прочим операционным доходом (прочими операционными расходами). {Пункт 18 дополнен абзацем согласно Приказу Министерства финансов N 353 от 05.03.2008}

19. Условные обязательства отражаются на забалансовых счетах предприятия по учетной оценке.

Раскрытие информации об обязательствах в примечаниях к финансовой отчетности

20. В примечаниях к финансовой отчетности приводится следующая информация:

20.1. Сумма и сроки погашения обязательства, которое было исключено из состава текущих обязательств согласно п.8 настоящего Положения (стандарта) с обоснованием причин.

20.2. Перечень и суммы обязательств, включенных в статьи баланса «Прочие долгосрочные обязательства», «Прочие текущие обязательства».

21. Предприятие по каждому виду обеспечений приводит следующую информацию:

21.1. Целевое назначение, причины неопределенности и ожидаемый срок погашения.

21.2. Остаток обеспечения на начало и конец отчетного периода.

21.3. Увеличение обеспечения в течение отчетного периода вследствие создания обеспечения или дополнительных отчислений.

21.4. Сумма обеспечения, использованная в течение отчетного периода.

21.5. Неиспользованная сумма обеспечения, сторнированная в отчетном периоде.

21.6. Сумма ожидаемого возмещения расходов другой стороной, учтенная при оценке обеспечения.

22. По каждому виду непредвиденных обязательств приводится следующая информация:

22.1. Краткое описание обязательства и его сумма.

22.2. Неопределенность относительно суммы или срока погашения.

22.3. Сумма ожидаемого погашения обязательства другой стороной.

Данный стандарт обязателен для применения коммерческими организациями (за исключением кредитных), в то время как предыдущий стандарт применялся только акционерными обществами (кроме кредитных организаций). На это указано в п. 1. Так что теперь расширен круг лиц, вынужденных применять этот стандарт, фактически это все организации. Но, как и ранее, малые предприятия избавлены от такой обязанности.
Новое ПБУ, как и отмененное, не применяется при формировании внутренней отчетности, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, для кредитных организаций и иных специальных целей.
В отмененном ПБУ 11/2000 содержалось положение о том, что оно применяется также акционерными обществами (в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ) при составлении сводной бухгалтерской отчетности. В новом документе это положение отсутствует. Соответственно, отсутствуют и ранее имеющие место требования, относящиеся к формированию сводной отчетности.
В ПБУ 11/2008 дано определение связанных сторон (п. 4). Связанные стороны – это юридические и (или) физические лица, способные оказывать влияние на деятельность организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, или на деятельность которых такая организация способна оказывать влияние. Кроме того, определены три категории. Рассмотрим их. Итак, связанными лицами могут являться:
1) юридическое и (или) физическое лицо и организация, составляющая отчетность, которые являются аффилированными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отмененном ПБУ 11/2000 под аффилированными лицами понимались юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон этот действует по сей день, и в ст. 4 данного документа приведено определение аффилированных лиц: это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Так что в этой части особых изменений не произошло;
2) юридическое и (или) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и организация, составляющая отчетность, которые участвуют в совместной деятельности;
3) организация, составляющая отчетность, и негосударственный пенсионный фонд, который действует в интересах работников такой организации или иной организации, являющейся связанной стороной организации, составляющей отчетность.
Эти две категории – совместная деятельность и взаимоотношения с пенсионным фондом – новшество ПБУ 11/2008, в прежнем стандарте ничего подобного не было.
По сравнению с прошлым стандартом в п. 5 ПБУ 11/2008 уточнено, какие именно операции являются операциями между связанными сторонами. Это не просто любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств, как прежде, а «любая операция по передаче (поступлению) активов, оказанию (потреблению) услуг или возникновению (прекращению) обязательств (независимо от получения платы или иного встречного предоставления)».
В п. 5 приведен перечень операций. Он очень мало отличается от своего предшественника: приобретение и продажа товаров, работ, услуг, имущества, сдача в аренду, финансовые операции и т.д. Теперь в списке отсутствует упоминание о передаче НИОКР, а вместо гарантий и залогов внесена фраза об обеспечении обязательств. Список, как и ранее, открытый, поэтому данные расхождения не имеют особого значения.
Перечень случаев, при которых информация должна раскрываться, указан в п. 6 и не претерпел никаких отличий:
– организация контролируется или на нее оказывается значительное влияние юридическим и (или) физическим лицом;
– организация контролирует или оказывает значительное влияние на юридическое лицо;
– организация и юридическое лицо контролируются или на них оказывается значительное влияние одним и тем же юридическим и (физическим) лицом или группой лиц.
Прежними остались и критерии контроля, однако имеют место некоторые технические правки, связанные с расшифровкой понятия контроля. Так, связанная сторона не просто контролирует другое лицо, как раньше, а имеет «возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, с целью получения экономической выгоды от деятельности последнего» (п. 7). Прежде такие подробности отсутствовали.
Ранее речь шла о возможности распоряжаться (непосредственно или через дочерние общества) более чем 50% голосующих акций АО (уставного, складочного капитала ООО). Теперь формулировка стала шире и звучит так: лицо имеет в силу своего участия в хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества). Как видим, теперь упомянуто получение полномочий от других лиц и охвачены все разновидности юридических лиц.
А вот второй критерий не претерпел никаких изменений: право распоряжаться (непосредственно или через дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого общества (товарищества) либо составляющих уставный (складочный) капитал вкладов, долей данного юридического лица, и возможность определять принимаемые решения.
Неизменным осталось и объяснение того, что такое значительное влияние (п. 8): это когда предприятие имеет возможность участвовать в принятии решений другого юридического лица, но не контролирует его. Добавлен лишь комментарий, не меняющий в общем-то сути дела. Это открытый перечень причин такого влияния («значительное влияние может иметь место в силу участия в уставном (складочном) капитале, положений учредительных документов, заключенного соглашения, участия в наблюдательном совете и других обстоятельств»).

Как и прежде, перечень связанных сторон устанавливается организацией самостоятельно. Также сохранено без изменения положение, в соответствии с которым показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы, кроме случаев, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций на отчетность организации. По-прежнему информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом (п. 14). И по-прежнему построение аналитического учета должно обеспечивать формирование необходимой информации (п. 15).
В прежнем ПБУ 11/2000 содержалось требование, что «информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям… были понятны характер и содержание отношений и операций». В новом стандарте эта фраза отсутствует, но зато существенно расширен минимальный набор информации, которая должна быть отражена в отчетности по каждой связанной стороне (п. 10). Кроме уже ранее имеющихся показателей (характер отношений, виды и объемы операций, стоимостные показатели по незавершенным операциям) добавлены следующие:
– условия, форма и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям;
– величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
– величина списанной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.
Однако в списке обязательной информации больше не значатся сведения об использованных методах определения цен по каждому виду операций.
В п. 11 перечислены группы лиц, по которым указанная выше информация подлежит обязательному раскрытию. Это:
– основное хозяйственное общество (товарищество);
– дочерние, преобладающие (участвующие) и зависимые хозяйственные общества;
– участники совместной деятельности;
– основной управленческий персонал отчитывающейся организации (руководители, их заместители, члены исполнительного органа и совета директоров, иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации);
– другие связанные стороны.
При этом организация обязана раскрыть информацию о вознаграждениях основному управленческому персоналу в совокупности и по различным видам выплат, а именно:
– краткосрочные вознаграждения (выплата в течение отчетного периода и 12 месяцев после него). В эту категорию входит оплата труда в денежной и натуральной форме, начисленные на нее налоги и иные обязательные платежи, ежегодный оплачиваемый отпуск и т.п.;
– долгосрочные вознаграждения (выплата по истечении 12 месяцев после отчетной даты). В эту категорию входят вознаграждения по окончании трудовой деятельности, в том числе платежи по договорам добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, предоставляющие социальные гарантии управленческому персоналу по окончании трудовой деятельности, вознаграждения в виде опционов, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале, выплаты на их основе, а также иные вознаграждения.
Таких подробных инструкций в прежнем ПБУ 11/2000 не было.
Новый стандарт, как и прежний, предусматривает, что (п. 13) если юридическое (физическое) лицо контролирует другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же лицом, то характер отношений между ними описывается в отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними. В этом отношении никаких изменений не произошло.
Следует отметить, что в целом ПБУ 11/2008 является более логичным стандартом по сравнению с ранее действовавшим, однако данный документ требует некоторых доработок в части определений и конкретизации понятий, а также раскрытия информации. Так, не совсем ясно, каким образом необходимо раскрывать информацию о связанных сторонах в случае составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности и требуется ли раскрывать операции со связанными сторонами в разрезе дочерних компаний. Остается непонятен механизм определения прямого или косвенного влияния организации через одного или нескольких посредников. Необходима конкретизация требования к раскрытию информации об операциях в случае, если компания является участником совместной деятельности.
Несмотря на то, что ПБУ 11/2008 было разработано в соответствии с МСФО 24, российский стандарт заметно отличается от своего прототипа.
В частности, согласно МСФО 24 к связанным сторонам относятся отчитывающаяся организация и близкие родственники аффилированных лиц (владельцев компании и основного управленческого персонала), юридические лица, которые находятся под контролем или влиянием близких родственников владельцев компании и основного управленческого персонала.
Близкие родственники – это те, кто потенциально может влиять на указанных физических лиц или оказываться под их влиянием в процессе деловых отношений с отчитывающейся компанией.
В перечень связанных сторон, приведенный в ПБУ 11/2008, близкие родственники владельцев и руководителей компании не включены.
На основании МСФО 24 связанными являются стороны, которые осуществляют совместный контроль над третьим юридическим лицом. В этом случае организации заключают соглашение о проведении совместного контроля за экономической деятельностью компании и распределяют между собой права контроля. Российский стандарт не признает связанными сторонами организации, которые осуществляют совместный контроль.
Кроме того, трактовка понятий «контроль» и «значительное влияние» в ПБУ 11/2008 отличается от аналогичных определений МСФО 24.
В соответствии с международными стандартами контроль за деятельностью компании может быть обеспечен только в случае владения контрольным пакетом акций, то есть участие в уставном капитале должно быть свыше 50%. Владение же существенной частью акций компании (от 20 до 50%) может обеспечить лишь значительное влияние, но не контроль над деятельностью компании. В ПБУ 11/2008 владение долей в уставном капитале свыше 20% расценивается как контроль, а менее 20% – как наличие значительного влияния.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх