Плата налога за землю

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ
(в ред. Законов РФ от 14.02.92 N 2353-1,
от 16.07.92 N 3317-1,
Федеральных законов от 09.08.94 N 22-ФЗ,
от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 27.12.95 N 211-ФЗ,
от 28.06.97 N 93-ФЗ, от 18.11.97 N 145-ФЗ,
от 31.12.97 N 158-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ,
от 25.07.98 N 132-ФЗ, от 29.12.98 N 192-ФЗ)
(с изм., внесенными Федеральными законами
от 22.02.1999 N 36-ФЗ, от 31.12.1999 N 227-ФЗ,
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комментарий к разделу I
Первый раздел комментируемого Закона содержит основные положения, которые определяют формы платы за землю, цель введения платы за землю, устанавливают размер земельного налога.
Отметим также, что земельный налог в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (с изм. и доп. ред. от 31.12.2001) относится к системе местных налогов. Налоговый кодекс РФ (часть 1) также относит его к местным налогам и предусматривает, что при установлении местного налога представительными органами муниципальных образований в нормативных правовых актах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также формы отчетности по данному местному налогу. Кроме того, могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Правовую основу расчета платы за землю составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним относятся Закон «О плате за землю», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ находят дальнейшее развитие в методических указаниях и разъяснениях ведомств по вопросам платного природопользования.
Среди последних наиболее важное место занимает Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» (в ред. Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом МНС РФ от 15.10.2001 N БГ-3-21/410); письмо МНС РФ от 27 апреля 2001 г. N ВТ-6-04/351 «Об исчислении и уплате земельного налога».
В комментарии к первому разделу специально выделим объекты обложения земельным налогом, в целях систематизации и упорядочения нашего комментария.
Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним, в частности, относятся:
— земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;
— земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;
— земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;
— земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства;
— земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
— земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
— земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
— земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
— земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно — защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика, в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства, полученные от реализации земли или ее части, и т.д. Земельный налог может уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных от реализации земли.
Статья 1
Комментарий к статье 1
Статья 1 комментируемого Закона устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие — плата за землю, которая соответствует принципу платного землепользования.
Одним из основных принципов и земельного законодательства названа платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 1 п. 7 Земельного кодекса РФ).
Под платой за землю законодатель понимает: земельный налог, арендную плату, нормативную цену земли.
Плата за землю — общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние вносят арендную плату.
Согласно статье 5 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Что касается нормативной цены, обозначенной в комментируемом Законе в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Надо отметить, что Земельный кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, которым введен в действие новый Земельный кодекс Российской Федерации. Однако и новый Земельный кодекс РФ предусматривает случаи выкупа земельных участков.
Так, статьей 9 Земельного кодекса РФ устанавливается, что к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
4) установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
5) изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа.
Статья 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений, кроме всего прочего, относит изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации; разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья 11 Земельного кодекса РФ также к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относит изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статья 2
Комментарий к статье 2
Статья 2 комментируемого Закона с учетом ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 года N 192-ФЗ (ред. от 08.08.2001; с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2002) провозгласила целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально — экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель выступает одним из методов экономического регулирования и проявляется в предоставлении налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, Земельный кодекс РФ целями охраны земли определил: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться в соответствии с Земельным кодексом РФ экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 3
Комментарий к статье 3
Комментируемая статья (ч. 1) устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Данная статья посвящена существенному элементу налога — ставке, то есть размеру налога на единицу налогообложения. Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т.е. устанавливается налогоплательщик, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.
Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Закон, устанавливая налоговую обязанность, должен четко определить основные элементы учреждаемого налога. Если хотя бы один из основных элементов оказался не определен или не установлен, сама обязанность платить налог считается неучрежденной.
Часть 2 комментируемой статьи определяет, что ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
За земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере (ч. 3).
Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет (ч. 4).
Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» устанавливаются правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов указанных территорий для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и образа жизни. При этом преследуются только гуманные цели, а именно: защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов; сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.
В Федеральном законе от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (СЗ РФ. N 30. 24.07.2000. Ст. 3122) определяется, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Общинами малочисленных народов Закон называет формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединениям по кровно — родственному (семья,

Земельный налог- это вид прямого налога, который выплачивают компании и физические лица, обладающие участками земли на правах собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.
В России земельный налог относится к местным налогам.
Объектом налогообложения считается земельный участок, который расположен в пределах муниципального образования, на территории которого и введен земельный налог.
Не признают объектами налогообложения участки, ограниченные в обороте, которые заняты ценными объектами культуры, включенными в Список всемирного наследия и которые являются историко — культурными объектами или археологическим наследием. Также такие участки, которые изъяты из оборота, предоставленные для обороны и безопасности. Земельные участки, которые ограничены в обороте в пределах лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами в составе водного фонда также не являются объектами налогообложения.
Налоговая база земельного налога для каждого участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, считающегося налоговым периодом.
Налоговые ставки земельного налога установлены нормативным правовым актом и не могут превышать определенного количества процентов.
Например, земли, которые имеют сельскохозяйственное назначение, занятые жилищным фондом, представлены для жилищного строительства и предоставлены для личного хозяйства, садоводства и животноводства не могут превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости.
Все остальные участки не должны превышать 1,5 процента от кадастровой стоимости.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 февраля 2017 г.

Налогоплательщики часто сталкиваются со сложностями при оценке своих налоговых обязательств, в том числе в отношении региональных и местных налогов. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим объекты обложения по земельному налогу.

Какие участки признаются объектами обложения

Под объектами налогообложения понимаются земельные участки. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, являющихся объектом налогообложения, и, несмотря на то, что земельный налог признается местным налогом, муниципальные образования ни при каких обстоятельствах не вправе вводить новые объекты налогообложения.

Положениями пункта 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения земельным налогом. Например, если Вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Кроме того, исключены из объектов налогообложения земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, а также изъятые из оборота.

Налоговые льготы по земельному налогу

Законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога: освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом, снижение налоговой базы по налогу или применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

Для определения права на применение льгот необходимо понимать, на территории какого муниципального образования располагается земельный участок. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе местные налоги устанавливаются на уровне города без разделения на муниципальные образования.

Несмотря на то, что муниципальные образования не вправе дополнять перечень объектов земельного налога, они могут устанавливать налоговые льготы и изменять налоговые ставки. Например, нормативными правовыми актами муниципального образования в отношении отдельных объектов налогообложения налоговые ставки могут быть снижены до нуля. Именно поэтому, чтобы понять, в отношении каких именно объектов земельного налога у налогоплательщика нет обязанности по уплате налога, одних норм НК РФ недостаточно и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать Решение Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187.

В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего это связано с необходимостью поддержать социально не защищенные слои населения.

Некоторые нормативные правовые акты муниципальных образований предусматривают особые льготы. Например, решениями представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, Новосибирской области и Челябинской области установлено, что жители, земли которых попадают в зону затопления, не уплачивают земельный налог в отношении таких земель.

Документы, необходимые для получения налоговой льготы

Автоматически льготы применяться не могут, поэтому для применения установленных льгот налогоплательщики обязаны подать заявление в любой налоговый орган. Помимо заявления необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующей льготы:

  • инвалиды подтверждают право на льготу путем представления справки медицинского учреждения установленного образца;
  • пенсионеры представляют пенсионное удостоверение;
  • многодетные семьи – справку управления социальной защиты населения администрации города или удостоверение многодетной семьи.

Полный перечень документов для разных категорий граждан размещен на сайте Федеральной налоговой службы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх