Плата за использование земли

СТ 65 ЗК РФ

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Комментарий к Статье 65 Земельного кодекса РФ

Принцип платности использования земли закреплен в ст. 1 ЗК РФ. Этот принцип заключается в том, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким случаем является, например, использование земельного участка на основании договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предусмотренного ЗК РФ. Также законодательством установлены случаи, когда не взимается земельный налог.

Так, в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) из состава земель лесного фонда; 4) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Целый ряд субъектов освобождается от налогообложения (ст. 395 НК РФ), среди них все организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, и др.

Плата за землю в соответствии с действующим законодательством осуществляется в одной из двух форм: налога либо арендной платы.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (за исключением земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, — налогоплательщиками в этом случае признаются управляющие компании).

Соответственно, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таким образом, разделение форм платы за землю происходит в соответствии с предусмотренным гражданским законодательством делением прав на землю как недвижимое имущество на вещные и обязательственные права: в первом случае применяется земельный налог, во втором, поскольку возмездный характер из обязательственных прав на землю имеет только аренда, — арендная плата.

Земельный налог согласно НК РФ относится к местным налогам. Он устанавливается указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (в Москве и Санкт-Петербурге — законами указанных субъектов РФ) о налогах и обязателен к уплате на их территориях (за исключением предусмотренных НК РФ случаев).

Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов; на территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга — в соответствии с данным Кодексом и законами указанных субъектов РФ.

При установлении земельного налога представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены в НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Так, в НК РФ установлены предельные размеры налоговой ставки по земельному налогу, которые не могут быть превышены указанными выше органами муниципальных образований и органами государственной власти городов федерального значения (эти размеры ставок применяются также в тех случаях, если названные органы не определили своими нормативными правовыми актами размеры налоговых ставок). Они составляют 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5% в отношении прочих земельных участков.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (в Москве также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города в результате изменения его границ, в случае если в соответствии с законом г. Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований).

В соответствии с НК РФ налоговая база, представляющая собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, устанавливается, как и порядок ее определения, непосредственно НК РФ. В отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Определяют налоговую базу на основании кадастровых данных: налогоплательщики-организации, как и налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности), — самостоятельно, для иных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, она определяется налоговыми органами. Статьей 391 НК РФ установлен порядок уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тысяч рублей для целого ряда категорий налогоплательщиков, таких как Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, а ст. 392 НК РФ — особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

В целях стимулирования освоения земельных участков, предоставленных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, НК РФ (п. п. 15, 16 ст. 396) вводит коэффициенты для исчисления суммы налога. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Во всех остальных случаях исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченная за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В противном случае в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4.

Общие нормы о договоре аренды и, соответственно, об арендной плате установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). При этом арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей и может быть не только в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно, но также в виде установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов, предоставления арендатором определенных услуг, передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду, возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Если иное не предусмотрено законом или договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. Если иное не предусмотрено договором аренды, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок, но не более чем за два срока подряд.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, комментируемая статья определяет, что размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Размер арендной платы определяется исключительно соглашением сторон только в случаях аренды земельных участков, находящихся в частной собственности; договорами аренды таких земельных участков устанавливаются также порядок, условия и сроки внесения арендной платы.

Установление размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также порядок, условия и сроки ее внесения определяются в нормативном порядке.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, определены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582. В соответствии с ним уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления устанавливают арендную плату исходя из принципов:

— экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;

— предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

— предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

— недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

— учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

В соответствии со ст. 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, различается в зависимости от того, был ли заключен договор аренды на аукционе — тогда арендная плата определяется по результатам аукциона (или в размере начальной цены предмета аукциона в случае единственного участника), или нет. Если земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду без торгов, размер арендной платы устанавливается:

— Правительством РФ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

— органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

— органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Однако в ряде случаев, перечисленных в названной выше статье, размер арендной платы за земельные участки не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а в других случаях согласно п. 5 этой же статьи он может быть не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.

Закон о введении в действие ЗК РФ устанавливает предельный размер арендной платы за использование земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды юридическими лицами, обязанными произвести такое переоформление в соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ.

Что касается арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, то названным выше Постановлением Правительства РФ установлены проценты от кадастровой стоимости по отдельным видам земельных участков, которые и составляют размер арендной платы (например, 0,3% в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте).

В отношении других участков — в частности, предоставленных для размещения автомобильных дорог, линий метрополитена, линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, электростанций, объектов космической инфраструктуры и др., — арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России.

В остальных случаях арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ.

На уровне субъектов РФ приняты нормативные правовые акты (в основном на уровне постановлений высшего органа государственного управления того или иного субъекта Федерации), устанавливающие порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, как находящиеся в собственности этих субъектов Федерации, так и находящиеся в неразграниченной государственной собственности.

При этом субъекты РФ по-разному подходят к вопросу определения размера арендной платы за указанные земельные участки. В основном при определении арендной платы используется кадастровая цена земельных участков, к которой применяются различные коэффициенты, как правило, учитывающие категории и виды земель, а также статус арендаторов земельных участков. При этом различаются подходы как к размеру устанавливаемых коэффициентов, видам и типам земельных участков, целям их использования и другим параметрам, так и к вопросу о том, кем они утверждаются: в ряде случаев это непосредственно субъект Федерации, в других — в нормативном акте субъекта Федерации устанавливаются только предельные величины таких коэффициентов, в третьих случаях установление такого рода коэффициентов полностью передано на усмотрение муниципальных образований.

Как уже отмечалось, земельный налог, а также в большинстве случаев арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Подробнее о порядке определения кадастровой стоимости земельных участков см. комментарий к следующей статье.

Однако учитывая то, что еще не по всем земельным участкам определена их кадастровая стоимость, Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 13 ст. 3) допускает применение для целей налогообложения и определения размера арендной платы нормативной цены земли в случае, если ее кадастровая стоимость не определена.

Понятие нормативной цены земли было введено Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» (и в настоящее время статья, содержащая это определение, является единственной действующей статьей названного Закона): она представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319. В соответствии с ним нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную субъектом РФ нормативную цену земли, но не более чем на 25%. В итоге нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (о понятии рыночной цены на земельные участки см. комментарий к следующей статье). Выдача заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки могут использоваться по праву бессрочного пользования. Можно ли переоформить землю в собственность? На эти и другие вопросы Управление Росреестра по Удмуртской Республике разъясняет следующее.
Что такое право пользования земельным участком?
Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком — это ограниченное вещное (имущественное) право, которое дает возможность правообладателю владеть и пользоваться участком неопределенный период времени в соответствии с целевым назначением. Землепользователь вправе возводить для этих целей на участке здания, сооружения и другое недвижимое имущество. При этом здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданное этим лицом для себя, является его собственностью.
Ограничения пользования
Вместе с тем одной из особенностей права постоянного (бессрочного) пользования является его необоротоспособность. То есть землевладельцы, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться им в полной мере, в том числе передавать в аренду или безвозмездное срочное пользование. В исключительных случаях заключается соглашения об установлении сервитута.
Кто вправе оформить землю в постоянное бессрочное пользование
В соответствии с действующим законодательством предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное бессрочное пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа исключительно:
— органам государственной власти и органам местного самоуправления;
— государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
— казенным предприятиям;
— центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
В настоящее время гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются. Но вместе с тем владение и пользование земельными участками на данном вещном праве у граждан или юрлиц, возникшем до введения в действие ЗК РФ, сохранено. Однако в соответствии с Федеральным законом юридические лица обязаны переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность.
Статьей 7.34 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 100 тыс. руб.
Оформление в собственность граждан садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, гаражных потребительских кооперативов земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях, сроком не ограничивается.
Обращаем внимание, с 1 января 2017 года непосредственно Управление Росреестра по Удмуртской Республике документы на регистрацию права и оказание других государственных услуг не принимает. Все действия по приему и выдаче документов проводятся только через многофункциональные центры либо осуществляются современными электронными способами.

Б. УТКИН
Борис Уткин, начальник отдела регистрации прав на землю Московской областной регистрационной палаты.
Существует мнение, что при переходе права собственности на здание (сооружение) к новому собственнику переходит право постоянного бессрочного пользования земельным участком, которым пользовались фактически. Так ли это на самом деле? А что означает понятие «фактическое пользование», определение которого отсутствует в законодательстве? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах.
В последнее время в ненормативных актах органов местного самоуправления очень часто встречаются такие формулировки: «предоставить земельный участок площадью… гражданину А. в собственность бесплатно… по фактическому пользованию». Либо: «в связи с тем, что гражданин Б. является собственником дома, расположенного на данном участке, и фактически пользуется им…». Соответствуют ли такие основания действующему законодательству о передаче в частную собственность бесплатно земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
Начнем с того, что в закрытом перечне прав на земельные участки, приведенном в главах III и IV Земельного кодекса РФ (далее — Кодекс), право фактического пользования землей отсутствует. Нет такого вида вещного права и в ст. 216 ГК РФ. Понятие «фактическое пользование земельными участками» упомянуто в п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», но там же установлено, что применение данного понятия возможно только в отношении сделок с земельными участками, совершенных до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР» от 06.03.90 N 1305-1 и никак не позже!
Коль скоро право фактического пользования законодательством не определено, попытаемся сами дать такое определение.
От 15 и старше
Интересно: если кто-то вечером погулял со своей собакой по колхозному полю, то он «фактически» пользовался этим полем или нет? Или только собака пользовалась? Или все-таки надо хотя бы грядку какую-то вскопать на участке? Или что-нибудь состроить, сараюшку плохонькую?
А возможно ли определение «фактического пользования» без учета временного фактора? Ну, хорошо, кто-то им «фактически» пользовался, но в течение какого периода? Одного часа? Недели? Года? Десяти лет?.. Ведь если сущностные и временные параметры «фактического пользования» не определены, то под это понятие можно подвести любое самовольное занятие земельного участка вне зависимости от его площади и времени «самозахвата»! А п. 1 ст. 60 Кодекса категорически запрещает такие действия…
На самом деле ответ на эти загадочные вопросы давно уже дан в ст. 234 ГК РФ о приобретательной давности: «лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом (каковым и является земельный участок. — Б.У.), в течение пятнадцати лет… приобретает право собственности на это имущество».
Кроме того, согласно п. 3 той же ст. 234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Отсюда понятно, что установление срока «фактического пользования» земельным участком менее пятнадцати лет будет противоречить указанной норме гражданского законодательства.
Кто прав при переходе прав?
Однако есть по этому вопросу иная точка зрения, которая, к сожалению, до сих пор находит свое отражение в судебной практике. Если говорить кратко, суть этого подхода заключается в следующем.
В статье 35 Кодекса установлено, что «при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЧАСТИ земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ И В ТОМ ЖЕ ОБЪЕМЕ, что и прежний их собственник» (здесь и далее выделено и подчеркнуто мною. — Б.У.).
Примерно такая же норма прописана и в ст. 552 ГК РФ, где говорится о том, что покупатель недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, приобретает право ПОЛЬЗОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЧАСТЬЮ земельного участка НА ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ, что и продавец недвижимости (тут вместо «использования» — «пользование», нет упоминания о «том же объеме» — но не будем придираться по мелочам!).
Но вот из приведенных выше действующих норм законодательства сторонники «фактического пользования» делают совершенно неожиданный, просто ошеломляющий вывод: мол, таким образом, при продаже здания, сооружения к новому собственнику переходит не просто право пользования, а… ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ земельным участком. А если новый собственник — физическое лицо, то он автоматически получает право бесплатной приватизации земельного участка по правилам ст. 20 Кодекса!
Проведем анализ указанных норм. В соответствии с гражданским и земельным законодательством в общее понятие «права пользования земельным участком» входят следующие виды прав:
— право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 216 ГК РФ, ст. 20 Кодекса);
— право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 216 ГК РФ, ст. 23 Кодекса);
— право аренды земельного участка (ст. 22, 25 Кодекса);
— право безвозмездного срочного пользования земельным участком (ст. 24, 25 Кодекса).
При переходе права собственности на здание, сооружение (путем купли-продажи, дарения, по наследству и др.) к новому собственнику переходит, конечно, не весь набор перечисленных выше прав на землю, а, во-первых, именно то право, которым обладал отчуждатель здания, во-вторых — только на часть земельного участка, занятую постройками и необходимую для их использования. Эта часть на основании градостроительных, санитарных, противопожарных и прочих норм и правил в конечном счете определяется актом органа местного самоуправления.
Со дня вступления в силу части первой ГК РФ (с 01.01.95) права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают только с момента этой регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Государственная регистрация прав на земельные участки вначале проводилась земельными комитетами, а с 01.02.98 и по сей день проводится учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ТАКИМ ОБРАЗОМ, К НОВОМУ СОБСТВЕННИКУ ЗДАНИЯ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ УЖЕ НЕ НЕКОЕ АБСТРАКТНОЕ «ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ», А ТО, КОТОРОЕ БЫЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ, ТО ЕСТЬ ТО, КОТОРОЕ ВОЗНИКЛО.
Если продавец жилого дома успел зарегистрировать право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком до оформления купчей на дом, то, бесспорно, это право (хотя бы и на часть участка) перейдет к покупателю и последний получит возможность бесплатной приватизации. Если же право у правоотчуждателя ранее не возникло — естественно, к новому собственнику жилого дома никакие права на землю не перейдут. Это относится не только к покупателям, но и к наследникам домов, и к одаряемым, и т.д.
Но как же тогда быть? Ведь дом-то на земле стоит, все равно надо какие-то права на земельный участок оформлять!
Для этого в ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлено, что при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений СТОИМОСТЬ ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КРАТНОЙ СТАВКЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В ДАННОМ ПОСЕЛЕНИИ НА НАЧАЛО ТЕКУЩЕГО КАЛЕНДАРНОГО ГОДА. А ЕСЛИ НЕТ ДЕНЕГ НА ВЫКУП ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА — МОЖНО ЗАКЛЮЧИТЬ С МУНИЦИПАЛИТЕТОМ ДОГОВОР АРЕНДЫ (ст. 36 Кодекса).
Конечно, законодатель мог бы установить иную норму: например, о том, что земельные участки под жилыми домами, приобретенными до вступления в силу Кодекса или полученными по наследству, переходят в собственность владельцам этих домов бесплатно — но ведь не установил же!
Итак, с 01.01.95 порядок перехода права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при переходе права собственности на здание, сооружение законодательством определен однозначно. До 06.03.90 возможно применение понятия фактического пользования земельным участком (хотя оно и не определено), но не под любым зданием, сооружением, а исключительно под жилым домом.
А какими нормами закона следует руководствоваться в период с 06.03.90 по 01.01.95?
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РСФСР от 21.04.91 (далее — Земельный кодекс РСФСР) в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки могли предоставляться колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
Гражданам земельные участки могли предоставляться в собственность (за плату или бесплатно), в пожизненное наследуемое владение (до 24.12.93) либо в аренду (ст. 7 Земельного кодекса РСФСР). Право постоянного (бессрочного) пользования при этом не упоминалось. В то же время в ст. 37 Земельного кодекса РСФСР указывалось, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ ИЛИ ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ. Однако в качестве необходимого условия было установлено, что при этом выдается новый документ, удостоверяющий право на землю. А таким документом признавался государственный акт, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов или (с 27.12.91) местной администрацией по форме, утвержденной Советом Министров РСФСР.
Утраченные иллюзии
Из проведенного анализа законодательства следует:
применение понятия «фактическое пользование» возможно только по отношению к земельным участкам под жилыми домами, сделки с которыми совершены до 06.03.90 (с учетом того, что сам факт закрепления земельного участка за каким-либо лицом ненормативным актом органа местного самоуправления даже без указания вида права является, по сути, односторонней сделкой);
собственниками зданий, сооружений ВОЗМОЖНО ПОЛУЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО В СИЛУ ПРИОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ДАВНОСТИ СОГЛАСНО СТ. 234 ГК РФ, НО ТОЛЬКО ПО РЕШЕНИЮ СУДА;
к новым собственникам зданий, сооружений, в том числе жилых домов, ПЕРЕХОДИТ ТОЛЬКО ТОТ ВИД ПРАВА НА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЧАСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПОРЯДКА, КОТОРЫЙ БЫЛ ЗАРЕГИСТРИРОВАН ПРЕЖНИМ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ;
к новым собственникам зданий, сооружений, в том числе жилых домов, прежние правообладатели, которых не смогли или не успели после 06.03.90 зарегистрировать в установленном порядке права на земельный участок, никакие права на землю не переходят. Согласно ст. 36 Кодекса ЭТИ СУБЪЕКТЫ ИМЕЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА ПРИВАТИЗАЦИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД ЗДАНИЯМИ, СООРУЖЕНИЯМИ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.10.2001 N 137-ФЗ
«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.09.2001)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
«ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1)
ЗАКОН СССР «О собственности в СССР» от 06.03.1990 N 1305-1
ЭЖ-Юрист, N 3, 2004

ПУГАЮЩАЯ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ «

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Комментарий к статье 65
1. Правовые положения, регулирующие платность использования земли в статье 65 Земельного кодекса, раскрывают установленный в статье 1 Кодекса принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Формами платы за использование земли выступают земельный налог и арендная плата. Земельный налог отнесен к местным налогам . В будущем возможен переход к региональному налогу на недвижимость, как это предусмотрено в статье 14 Налогового кодекса РФ. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации земельного налога.
———————————
Статья 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Статья 15 Налогового кодекса РФ.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В настоящее время действует Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». Его применение разъяснено в Инструкции по применению Закона Российской Федерации «О плате за землю», утвержденной МНС России от 21 февраля 2000 г. N 56 .
———————————
С изм. и доп., внесенными Законами РФ от 14 февр. 1992 г., от 16 июля 1992 г., Федеральными законами от 9 авг. 1994 г., от 22 авг. 1995 г., от 27 дек. 1995 г., от 28 июня 1997 г., от 18 нояб. 1997 г., от 31 дек. 1997 г., от 21 июля 1998 г., от 25 июля 1998 г., от 29 дек. 1998 г., от 22 фев. 1999 г. N 36-ФЗ, от 31 дек. 1999 г. N 227-ФЗ, от 27 дек. 2000 г. N 150-ФЗ, 30 дек. 2001 г. N 194-ФЗ.
С изм. и доп., внесенными Приказами МНС России от 15 окт. 2001 г. N БГ-3-21/410, 12 апр. 2002 г. N БГ-3-21/197.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога определяется в зависимости от категории земель, от деления земель в рамках одной категории по функциональному назначению, разрешенного использования земельных участков, превышения норм предоставления земельных участков и соблюдения использования земельного участка по целевому назначению. Из года в год ставки земельного налога корректируют с учетом уровня инфляции или оставляют неизменными, что фиксируется в федеральных законах о государственном бюджете на соответствующий год или отдельных федеральных законах. Например, Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
3. С 1997 по 2003 годы проводится эксперимент по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери на основании Федерального закона от 20 июля 1997 г. N 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери».
———————————
С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 20 нояб. 1999 г. N 196-ФЗ.
Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Налоговая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости.
С момента введения налога на недвижимость юридические и физические лица, являющиеся плательщиками налога на недвижимость, освобождаются поэтапно от уплаты налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц, за исключением налога на транспортные средства, предусмотренного Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», и земельного налога в городах Великом Новгороде и Твери.
Порядок перевода отдельных категорий юридических и физических лиц на уплату налога на недвижимость и замещения им вышеуказанных налогов на территориях городов Великого Новгорода и Твери определяется решениями представительных органов местного самоуправления городов Великого Новгорода и Твери.
4. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы определяется договором аренды в соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса РФ и является существенным условием договора аренды земельного участка.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ).
Специальные правовые нормы действуют при переоформлении земельного участка в соответствии с п. 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Арендная плата за использование земельных участков, переданных в аренду по правилам статьи 36 Земельного кодекса, устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
5. Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами.
Проведение кадастровой оценки земель предусмотрено в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» . Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 4 статьи 17).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 , государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (п. 2).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (п. 8).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (п. 3 статьи 66 Земельного кодекса) .
———————————
См.: п. 7 комментария к настоящей главе.
Кадастровая стоимость земельного участка является критерием определения допустимости изъятия ценных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственного использования (п. п. 3 и 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ).
Поскольку государственная кадастровая оценка земель проведена в настоящее время не везде, по правилу п. 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли.
5. В соответствии с Законом РФ «О плате за землю» нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка (статья 25).
В настоящее время порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1539.
Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления (администрации) могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную нормативную цену земли соответствующим субъектом Российской Федерации, но не более чем на 25 процентов. Но в любом случае нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Примером установления нормативной цены земли может служить Постановление Правительства Московской области от 7 июля 1997 г. N 51/17 «О нормативной цене земли в Московской области» , которым утверждены шесть оценочных зон на территории Московской области и их границы, установлена нормативная цена земли в Московской области по оценочным зонам, по отдельным городам и поселкам и по административным районам для земель сельскохозяйственного назначения.
———————————
С изм. и доп., внесенными Постановлениями Правительства Московской области от 23 февр. 1998 г. N 20/6 и от 27 окт. 2000 г. N 125/32.
Применяется в 2001 году на территории Московской области в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 6 февр. 2001 г. N 23/5 «О нормативной цене земли в Московской области в 2001 году».
Таким образом, нормативная цена земли — административно устанавливаемая стоимость земельного участка в составе группы земельных участков, включенных в одну оценочную зону. Порядок определения нормативной цены земли аналогичен порядку определения кадастровой стоимости земельного участка. Росземкадастр в своих документах в настоящее время практически не делает разницы между кадастровой оценкой земельного участка и нормативной ценой земли, так как предписывает заносить нормативную цену земли в документы государственного земельного кадастра . Поэтому замена в ближайшем будущем нормативной цены земли на кадастровую стоимость земельного участка носит в большей степени характер замены одного термина на другой.
———————————
См.: письмо Росземкадастра от 2 августа 2001 г. N ВК/434 «Разъяснения о порядке оформления документов ГЗК» // Российская Бизнес-газета. 2001. 21 авг. N 33.
6. В ряде нормативных правовых актов прямо предписывается применение нормативной цены земли. Отдельные из них действуют в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ.
6.1. Так, при продаже земельных участков на коммерческом, инвестиционном конкурсе, аукционе собственникам приватизированных предприятий при расширении и дополнительном строительстве этих предприятий начальная цена земельного участка устанавливается в размере не ниже нормативной цены земли. В случаях, когда собственник приватизированного предприятия является единственным участником аукциона, коммерческого, инвестиционного конкурса, земельный участок продается ему в собственность по стартовой цене, но не ниже нормативной цены земельного участка .
———————————
Пункты 12 и 13 Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 631 (с изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 14 окт. 1992 г. N 1229, от 16 мая 1997 г. N 485 и от 25 янв. 1999 г. N 112).
6.2. Застроенные земельные участки в городах и других поселениях продаются собственникам приватизированного предприятия по цене, которая не может быть меньше нормативной цены за землю и больше ее трехкратной величины. При отсутствии решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о цене на застроенные земельные участки (в пределах от одной до трехкратной величины нормативной цены земли) в границах административно-территориального образования или существующих на его территории функциональных зон продажа осуществляется по цене, равной нормативной цене земельного участка .
———————————
См.: пункт 4.10 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 (с изм. и доп., внесенными Указами Президента

Следующая статья «
К тексту закона «

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх