Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду

Плата за использование природных ресурсов регламентируется соответствующими правовыми актами экологического законодательства, регулирующими порядок пользования и охраны различных компонентов природной среды.

К платежам за использование природных ресурсов относятся:

  • платежи за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • платежи за сверхлимитное использование и нерациональное использование природных ресурсов;
  • платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Основания, размеры и порядок оплаты за пользование водными объектами установлены главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации

Плательщиками за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию.

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или соответствующих устройств в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
  • использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях);
  • использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

  • забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;
  • забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
  • осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
  • забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);
  • сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

  • объем воды, забранной из водного объекта;
  • объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
  • площадь акватории используемых водных объектов;
  • объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости

от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Сумма платы определяется плательщиком самостоятельно по итогам каждого отчетного периода исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы, с учетом предусмотренных законом льгот. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектов РФ.

Отчетный период устанавливается:

  • для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календарный квартал;
  • для остальных плательщиков — каждый календарный месяц.

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (с изменениями от 11 ноября 2003 г., от 2 ноября 2004 г., от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-Ф3, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 20.04.2007 № 57-ФЗ, от 06.12.2007 № ЗЗЗ-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЭ) предусматривает, что пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда. Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством РФ.

01.12.2007 № 295-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 18.07.2008 № 120-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от

30.12.2008 № 309-Ф3) устанавливает систему платежей за пользование недрами.

В области недропользования установлена система платежей, которая включает в себя:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • плату за геологическую информацию о недрах;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные законодательством РФ о налогах и сборах, а пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством РФ в данной сфере.

Пользователи недр уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, минимальные (стартовые) размеры которых составляют не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на:

  • поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведку полезных ископаемых;
  • геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

  • пользование недрами для регионального геологического изучения;
  • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
  • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых:
  • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата, размер которой определяется Правительством РФ.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносился всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.

При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду характеризуется следующими признаками:

  • представляет собой обязательный индивидуально-возмездный платеж;
  • по своей правовой природе является фискальным сбором;
  • реализуется в форме исполнения публичных финансово- правовых обязанностей;
  • взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку;
  • является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду;
  • носит компенсационный характер;
  • устанавливается на основе принципов эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду и дифференциации нормативов допустимого воздействия;
  • взимается для обеспечения государственных мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия;
  • внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

В настоящее время в связи с проведением административной реформы нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв:
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 4631В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-0 данный документ сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащий Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ.), который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов;
  • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Установлено два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы: природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально- культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользованию предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Предельные размеры платы за загрязнение окружающей среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Перечисление средств осуществляется природопользователями в установленные сроки, а в случае их пропуска — в безакцептном порядке. Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 01.07.2005 № 410).

Предусмотрены следующие виды нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления.

Указанные нормативы применяются с использованием установленных коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Байкальской природной территории и зон экологического бедствия. Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 г., применяются в 2004 г. с коэффициентом 1.1 (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ), в 2005 г. — с коэффициентом 1,2 (Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЭ).

Весь мир наполнен энергиями. И мы с Вами тоже обладаем своим энергетическим полем. В науке его принято называть энергоинформационным полем. Душа, сознание, тело человека наполнены энергией и представляют собой энергоинформационную сущность человека. Однако, помимо позитивных энергий во Вселенной существуют и негативные, агрессивные энергии.

Все человечество по своей сути живет в агрессивной среде. И каждый человек так или иначе постоянно подвергается энергетическим атакам – даже если этого не замечает и ничего об этом не знает. Неподготовленный человек чаще всего замечает лишь последствия этих воздействий, которыми являются болезни, неудачи, собственное неадекватное поведение.

Одновременно, каждый человек может научиться распознавать осуществлялось ли на него негативное воздействие со стороны, пострадала ли от такого воздействия энергетика человека. Меняющиеся времена и открытие доступа к информации позволяют каждому узнать, что делать с последствиями таких непрошенных вторжений, как от них избавляться и как приводить себя в норму после энергоинформационных поражений.

Негативное энергетическое воздействие – это неосознанное (случайное) или умышленное (специальное) негативное (отрицательное) внедрение в биоэнергетику человека энергетически деструктивного изменения (конструкции, пробои), повреждающего эту энергетику и изменяющего жизнь, здоровье, мысли, характер, настроение и сущность человека с позитивного на негативное.

Иными словами, это либо внедрение в энергетику человека энергетических негативных сгустков в виде порч, программирований (в народе их называют зомбирования, наговоры, мороки), проклятий, либо энергетические пробои в виде сглазов или вампиризма. Давайте рассмотрим каждый из этих видов негативного воздействия.

Сглаз — пробой в энергетике человека эфирного тела, приводящий к потере энергии. Может быть случайным и умышленным. Сглаз часто сопровождает зависть: у завистника всегда дурной глаз. Поэтому истории про ведьм и про дурной черный глаз – это далеко не сказки. То, что в народе называют дурным глазом – это на самом деле способность к мощным энергетическим воздействиям на чужие эфирные тела.

Во время сглаза в верхней части энергетического тела человека образуется пробой, через который теряется энергия нисходящего, космического потока (как правило, «утечка» происходит в верхней половине туловища). Увидеть этот пробой можно в виде энергетических дыр в энергетике над плечами человека.

Вампиризм – энергетические присоски в эфирном, энергетическом теле человека, через которые происходит утечка энергии к другому лицу. Вампиризм так же, как и сглаз, бывает неосознанным и умышленным. Неосознанно получать энергию от других людей могут дети, больные и старые люди, так как своей энергии у них не хватает и они нуждаются в дополнительной энергетической подпитке. Умышленно это делают, как правило, обычные люди, которым своей энергии нет, вырабатывать ее они не умеют и не пытаются научиться получать ее из других источников.

Во время вампиризма у донора энергии возникает ухудшение самочувствия, слабость, упадок сил, сонливость, а со временем ухудшается и здоровье. При постоянной потере энергии человек со временем может умереть. Отток энергии в этом случае происходит в области солнечного сплетения или внизу живота (третья и вторая чакры). Увидеть вампирические присоски можно в виде подсоединенных к энергетике человека в этих частях тела энергетических жгутах, канатах, ведущих к самому вампиру. Либо они могут выглядеть в виде воронок, через которые уходит энергия к другому человеку.

Программирование – это внедрение в энергетическое поле человека не свойственных для него деструктивных конструкций, программ, изменяющих мысли, поведение, настроение, действия человека. Программирование может производиться и осознанно, и бессознательно – для жертвы никакой разницы нет, ей в любом случае одинаково нелегко. Данное воздействие нарушает баланс основных энергетических потоков, порождает подсознательный дискомфорт и неадекватное поведение, но по непосредственным ощущениям в теле это обнаружить трудно, так как четких сдвигов в самочувствии программирование не вызывает.

Обнаружить программирование можно и по такому признаку: мысли вдруг начинают течь совсем по другому руслу, и без видимых причин меняется настроение. Почувствовать программирование человек может, если он начинает делать то, чего он делать не хотел, с ощущением, что его как будто кто-то заставляет осуществлять определенные действия. Так же при таком воздействии человек может почувствовать головные боли, тяжесть в голове. В энергетическом поле человека программирование выглядит в виде зигзагообразных разрывов в области головы.

Порча – умышленное внедрение чуждых патологических энергоинформационных конструкций в эфирное тело человека. Порча всегда является результатом чьего-то злонамеренного воздействия, оформленного в законченное желание зла другому. Это не значит, что порчу могут наводить только черные маги и колдуны. Ежедневно наводят порчу друг на друга множество обычных людей, которые просто не ведают, что творят, так как не знают, что их деяния называются порчей.

Порча может губить здоровье или нести неудачу в определенных областях отношений с окружающими людьми. Вместе с тем, как заразная болезнь, она в определенных случаях может перекидываться на других. Почувствовать в себе порчу достаточно сложно. Ведь она невидима для своей жертвы и у нее нет каких-то четких и определенных симптомов. Она может проявляться в каждом индивидуальном случае по-разному. Надо лишь иметь в виду, что она всегда вызывает изменение предыдущего состояния. Проблема здесь состоит в том, что эти изменения очень похожи на естественные.

В энергетике человека порча выглядит в виде темного или светлого энергетического сгустка (также возможны определенные его цвета), внедренного в конкретное место на теле человека в зависимости от его целей и программ, которые этот сгусток должен выполнить. Например, если это приворот, то в таком случае могут быть две конструкции-порчи: внизу живота (в области второй чакры) и в области сердца. Если целью порчи было повреждение здоровья, то такой сгусток будет располагаться именно в том месте энергетического тела человека, где это здоровье ухудшилось.

Проклятие – это мощное подключение к какой-либо энергоинформационной структуре или сущности, приводящее к непрекращающейся потере энергии, опасной не только для здоровья, но и для жизни. Такое воздействие, как правило, изгоняет из жизни удачу и тяжело сказывается на судьбе, кармическом сосуде не только самого человека, но и всего рода: проклятие часто может преследовать людей на протяжении нескольких поколений. Сильное проклятие может распространяться как на самого человека, на которого оно наведено, так и на его детей, внуков и правнуков.

Проклятие для самой его жертвы невидимо и неощутимо. Заподозрить существование проклятия можно лишь по особым образом складывающимся обстоятельствам. Это может быть и из ряда вон выходящая полоса неудач, и цепь несчастий среди родных и близких, и неожиданная тяжелейшая болезнь. Однако, со стороны его можно увидеть, так как оно перекрывает течение космической энергии в энергетику человека. Выглядит такое негативное воздействие в виде большого энергетического сгустка или шара над головой человека либо в виде дымка, уходящего из ауры в области головы человека в направлении того, кто навел это проклятие.

Все эти негативные воздействия можно увидеть обычным человеческим зрением. И этому может научиться любой, так как каждый человек от рождения обладает такими способностями, но со временем утрачивает их и забывает об этом.

Существуют способы очищения от рассмотренных выше негативных воздействий и восстановления собственной энергетики после этого. Однако, не все виды воздействий снимаются с человека легко. Поэтому существует множество разных методик и техник освобождения от них. С некоторыми, наиболее простыми способами очищения от негатива, Вы можете .

Кроме того, сейчас доступны различные варианты обучения с целью открытия, развития или восстановления способностей видения энергетики человека и очищения ее от посторонних воздействий. В этом случае, Вам не надо будет обращаться к кому-то за помощью, вы сможете самостоятельно помогать себе и своим близким.

Загрязнение атмосферного воздуха путем осуществления выбросов хими­ческих веществ и вредных физических воздействий на нее является платным.

Виды и порядок определения платы и ее размеров регламентируются за­конодательством**.

** См. ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отхо­дов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительст­ва РФ от 28 августа 1992 № 632.

Плата предусматривается за следующие виды вредного воздействия на атмосферный воздух:

— выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источ­ников;

— вредные физические воздействия: шум, вибрацию, электромагнитное, радиационное воздействие и др.

Плата взимается по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или ви­да вредного воздействия с учетом степени их опасности для здоровья людей и окружающей природной среды как за «правомерное» загрязнение атмосферно­го воздуха (в соответствии с нормативами ПДВ), так и за превышение норма­тивов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В последнем случае установлены повышенные ставки платежей, которые взыскиваются за счет прибыли предприятий и других источников загрязнений.
Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вредное (загрязняющее) вещество — химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;

неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух — норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух — норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технологический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимая (критическая) нагрузка — показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимый выброс — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ с 1 января 2019 года абзац тринадцатый статьи 1 будет изложен в следующей редакции:

«временно разрешенный выброс — показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса;».

временно согласованный выброс — временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;

мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

технологический показатель выброса — показатель концентрации вредного (загрязняющего) вещества, объема или массы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

технический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установка очистки газа — сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(п. 4 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Дата: 03.03.2010

В процессе своей деятельности большинство хозяйствующих субъектов так или иначе оказывают негативное воздействие на окружающую среду, Защита природы и минимализация вредного на нее воздействия имеют важное государственное и общественное значение, в связи с чем в Российской Федерации на законодательном уровне закреплены принципы платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон об окружающей среде)).

Статьей 16 Федерального закона об окружающей среде предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. По смыслу названной нормы платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, причиняющим вред природе, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и сбросы веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно п. 3 ст. 16 настоящего Федерального закона, устанавливается законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), п. 2 которого предусмотрено два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Согласно действующему законодательству негативное воздействие на окружающую среду допускается только на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (п. 6 Порядка).

В соответствии с п. 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, арбитражные суды при рассмотрении таких споров удовлетворяют требования о взыскании задолженности за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ. Так, например, арбитражный суд рассматривал дело по иску Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора к федеральному государственному унитарному предприятию о взыскании задолженности по плате за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников.

Заявленные требования обоснованы ссылкой на ст. 16 Федерального закона об окружающей среде, п. 1 постановления Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и мотивированы отсутствием разрешения на выброс загрязняющих веществ.

Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Арбитражный апелляционный суд отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявления по мотиву того, что выброс в атмосферный воздух вредных веществ осуществлялся в период продления разрешения, что исключает виновное действие предприятия.

Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при разрешении спора, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене постановления суда апелляционной инстанции.

Суд исходил из того, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона об окружающей среде выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области окружающей среды.

В этой связи арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду

Однако, как показывает практика, получить такое разрешение не всегда возможно в связи с отсутствием согласованных проектов допустимых нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.

В частности, получение водопользователем разрешения на сброс сточных вод является итогом длительного процесса, состоящего из нескольких подготовительных этапов, включающих в . себя в том числе сбор исходной информации по выпуску, расчет нормативов допустимых сбросов (далее – НДС), оформление проекта НДС, его согласование и последующее утверждение.

При таких обстоятельствах напрашивается вывод о том, что никакое вновь образованное предприятие не может иметь оформленное в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов на момент начала своей деятельности.

Такие хозяйствующие субъекты, как, например, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, в силу специфики их уставной деятельности не имеют возможности остановить свой производственный цикл (прекратить выброс сточных вод – канализации, остановить котельную, прекратив подачу горячей воды и отопления) и тем самым избежать применения к ним санкций, предусмотренных п. 5 Порядка

Применение повышенной платы как за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды к добросовестным хозяйствующим субъектам представляется несправедливым.

В этой связи было бы целесообразно урегулировать на законодательном уровне порядок применения повышенных ставок платы к тем хозяйствующим субъектам, которые совершают действия, направленные на получение законных прав природопользователя, на период с момента их создания до получения ими соответствующего разрешения.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх