Платные образовательные услуги

Задание. Ответы на вопросы. Полный и правильный ответ на вопрос задания оценивается — 1 балл. Всего 15 б.

1.Какие виды приносящей доход деятельности могут быть реализованы образовательной организацией?

Основным видом приносящей доход деятельности образовательной организации является оказание платных образовательных услуг.

Кроме образовательных, в качестве услуг, которые чаще всего оказываются образовательными организациями в качестве приносящей доход деятельности, можно выделить:

— присмотр и уход;

— организация досуга;

— организация профилактических и спортивных мероприятий;

— улучшение условий пребывания и питания;

— реализация товаров, работ и услуг, которые входят в предмет обучения по профессиональным образовательным программам.

Сдача в аренду имущества в соответствии с ГК РФ также относится к приносящей доход деятельности образовательной организации.

Пожертвования, получаемые образовательной организацией от физических и (или) юридических лиц, а также благотворительная деятельность в отношении образовательной организации не является приносящей доход деятельностью образовательной организации, а являются источниками формирования имущества.

В отношении использования учреждением средств, полученных от ведения приносящей доход деятельности, для государственных (муниципальных) образовательных организаций различного типа статьей 298 ГК РФ установлены различные условия.

Доходы, полученные от указанной деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Расходование любых средств таким учреждением будет осуществляться в рамках бюджетной сметы под контролем учредителя.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности автономного или бюджетного учреждения поступают в их самостоятельное распоряжение, в связи с чем для таких учреждений ведение приносящей доход деятельности является серьезным экономическим подспорьем.

2.Как оформить отношения с педагогом в том случае, если он оказывает платные дополнительные образовательные услуги?

Работодатель вправе оформить с работниками как дополнительное соглашение о расширении зоны обслуживания, увеличения объема работ, так и трудовые договоры о совместительстве.

3.Следует ли образовательной организации оформлять дополнительную лицензию в случае оказания платных образовательных услуг?

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796. Государственные и муниципальные образовательные учреждения общего образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий. Таким образом, деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию. Если оказание платных образовательных услуг осуществляется общественным благотворительным фондом поддержки образовательного учреждения, имеющего юридическое лицо, наличие лицензии обязательно.

4.Следует ли оформлять лицензию АНО если она оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста?

Вы имеете право работать без лицензии и в нежилом помещении. Например, если у вас есть четырехчасовой минисад, он вполне укладывается в формулировку «присмотр и уход». Как и детский сад полного дня. Вы должны получать лицензию только в том случае, если реализуете дошкольные образовательные программы. в законе об образовании написано, что образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания. То есть, если ваш процесс не целенаправленный, то это уже и не образование. Получается также, что помимо ухода и присмотра можно осуществлять воспитание, но без обучения.

Следите за тем, чтобы в бумагах нигде не было планов курсов, программ, расписаний, а иначе процесс получается целенаправленный.

5.Следует ли оформлять лицензию АНО если она оказывает услуги по присмотру и уходу за детьми 7-10 лет?

Не нужно, если деятельность направлена только на присмотр за детьми.

Регистрировать ИП по числу педагогов – это сложно и, наверное, не нужно. Для подготовки к школе – да. Остальная деятельность, как я говорила, вполне укладывается в понятие «присмотр и уход».

Если проводится несколько образовательнх курсов- «Подготовка к школе», Английский язык», то педагог может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), ведущего репетиторскую деятельность. Он имеет право проводить образовательные занятия, не имея лицензии.

6. Как устанавливается оплата труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платных образовательных услуг.

Данное Положение определяет порядок и условия оплаты труда работников

(далее Школа), привлечённых на договорной основе к выполнению работ по предоставлению платных образовательных услуг (ПОУ), источники формирования фонда оплаты труда, структуру заработной платы и направлено на усиление материальной заинтересованности работников в повышении качества предоставляемых образовательных услуг, повышении эффективности и результативности труда при оказании платных образовательных услуг.

1.3. Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени производится пропорционально отработанному времени.

1.4. Школа самостоятельно в соответствии с уставом определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д.платной услуги?

7.Должны ли родители детей, обучающихся по платным образовательным программам, за свой счет приобретать учебные пособия (материалы) для занятий?

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном образовательной организацией (далее – ОО).

Существенные условия договора об оказании платных образовательных услуг предусмотрены ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ. Так в договоре об оказании платных образовательных услуг указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты (ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ). Кроме того, к договорам об оказании платных образовательных услугах применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ).

В соответствии со ст. 704 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, ОО выполняет свои обязательства по договору своими силами и средствами. Т. е. стоимость учебно-методических материалов и средств обучения и воспитания (далее – средства обучения) должна быть отдельно оговорена в договоре либо включена в стоимость обучения при формировании ценовой политики и определении стоимости оказания конкретной образовательной услуги. Если стоимость средств обучения не определена договором и не включена в стоимость платной образовательной услуги, ОО не вправе требовать от родителей (законных представителей) дополнительных финансовых вложений для получения образовательной услуги.

8.Можно ли направить средства материнского капитала на оплату образовательных услуг?

Направить материнский капитал на образование любого из детей можно, когда второму, третьему ребенку или последующим детям исполнится три года. Исключение составляет дошкольное образование – по этому направлению материнским капиталом можно распорядиться сразу после рождения ребенка, который дает право на сертификат.

На дату начала обучения ребенок должен быть не старше 25 лет. Организация должна находиться на территории России и иметь лицензию на оказание образовательных услуг.

9.Как должен осуществляться в образовательной организации учет спонсорской помощи и безвозмездно полученного имущества?

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения даритель безвозмездно передает или обязуется передать одаряемому вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.

Пункт 1 ст. 582 ГК РФ определяет, что пожертвование – дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться образовательным организациям.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 135ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности в сферах образования, просвещения, духовному развитию личности.

В рассматриваемой ситуации дарение совершено образовательному учреждению на осуществление образовательной деятельности, то есть в общеполезных целях, поэтому признается пожертвованием.

10. Как оформить доходы от пожертвований и благотворительной деятельности?

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные согласно законодательству РФ о некоммерческих организациях пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В Письме УФНС по г. Москве от 19.10.2011 № 1615/101183@ сделан вывод: если пожертвования физических лиц, произведенные в пользу государственного образовательного учреждения, отвечают требованиям ГК РФ и Федерального закона № 135ФЗ, то доход в виде указанного пожертвования не учитывается учреждением на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при условии, что полученные пожертвования использованы в соответствии с их целевым назначением, которое определяет жертвователь, а также при условии ведения раздельного учета таких доходов и их расходования.

11.Назовите типовые нарушения образовательного законодательства при оказании платных образовательных услуг (по результатам контрольно-надзорных проверок).

Перечень типичных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявленных в деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2018 году: − неисполнение полномочий по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе детей-инвалидов (статья 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); − отсутствие регламентации полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (статья 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); − нарушение порядка проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников (статья 72 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); − нарушение требований законодательства при организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, созданных в муниципальных образованиях (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»); − отсутствие проведения оценки последствий заключения муниципальной образовательной организацией договора аренды/договора безвозмездного пользования закрепленных за организацией объектов (часть 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

12.Разъясните условия оказания репетиторских услуг.

Репетиторство как вид образовательной деятельности относится в общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) к группе «Прочие услуги в системе образования».
Организация оказания репетиторских услуг учреждением позволяет расширить спектр платных услуг, получить дополнительные доходы, что особенно важно для финансовой стабильности учреждения в текущих экономических условиях. Выступая на рынке репетиторских услуг, образовательное учреждение может составить сильную конкуренцию преподавателям, занимающимся с учениками частным образом, за счет имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов, а также репутации учреждения.
Руководителям государственного (муниципального) образовательного учреждения и финансовой службы важно правильно организовать данную деятельность, чтобы соблюсти все требования законодательства.
Так, согласно ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), образовательные учреждения вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется учреждениями в соответствии с уставными целями.
Таким образом, при оказании репетиторских услуг между образовательным учреждением и заказчиком обязательно должен заключаться письменный договор.

13.Раскройте смысл понятия «себестоимость продукции».

Себестоимость образовательных услуг — это финансовые затраты образовательного учреждения, направленные на обслуживание статей расходов по подготовке и реализации конкретной образовательной программы из расчета на одного обучающегося. Себестоимость включает в себя издержки на материалы необходимые в процессе обучения,

накладные расходы,

энергию,

трудозатраты, т.е. расходы на заработную плату,

амортизацию и прочие.

Также в себестоимость образовательных услуг включены непроизводительные расходы -группа затрат, в которую входят расходы на оплату несовершенств и упущений, допущенных в процессе разработки и реализации образовательной услуги, а именно расходы на выплату пени и штрафов, и прочих расходов, относящихся к этой категории. Непроизводительные расходы фиксируются и включаются в себестоимость услуги. Исключение данного фактора позволяет уменьшить себестоимость и общую цену услуги.

14.Приведите пример расчета себестоимости платной дополнительной образовательной услуги

Цена образовательной услуги есть ключевой момент в обеспечении рыночного финансирования образовательной организации.

Именно уровень этой цены обеспечивает (при прочих равных условиях бюджетного финансирования):

самоокупаемость организации, т.е. компенсацию расходов образовательной организации

возможность получения чистого дохода

собственные возможности для расширения образовательной деятельности, не взирая на возможности государственного бюджета для этих целей

Специфика цены (тарифа) на образовательные услуги коренится в самом объекте измерения.

Услуга не есть вещь, а есть полезная деятельность (полезный труд), или деятельность, заканчивающаяся полезным эффектом.

Таким образом, оплачивается именно самая эта деятельность, а не ее тот или иной желаемый результат, который даже не всегда предсказуем, а потому даже не может рассматриваться в качестве предмета покупки

15. Приведите пример расчета себестоимости продукции учебно-производственного комбината (подразделения ОО).

В экономической теории существует понятие «экономические издержки», в составе которых выделяют внутренние (неявные, имплицитные) и внешние (бухгалтерские) издержки. Внешние (бухгалтерские) издержки практически идентичны понятию » себестоимость продукции», поэтому в экономической литературе часто употребляют как понятия «себестоимость» и «издержки производства». Себестоимость продукции как экономическая категория выполняет следующие функции : — учетную — учет и контроль потребления ресурсов в производственном процессе и реализации продукции ; — расчетную — формирование на предприятии цены на продукцию ; — аналитическую — использование при анализе и расчете прибыли, маржинального дохода , рентабельности и др.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

— оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

— определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

— осуществления внутрипроизводственного хозрасчета;

— выявления снижения резервов себестоимости продукции;

— определения цен на продукцию;

— экономический расчет эффективности внедрения новой техники, технологий;

— обоснования в производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость включает в себя различные виды затрат на продукцию, зависящих и не зависящих от работы предприятия, вытекающих из данного характера производства и не непосредственно.

Оказание платных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, а именно такой тип образовательных организаций по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ или Закон) охватывает все организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, носит достаточно распространенный характер.

Конечно, наибольшее распространение получили оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам – прерогатива частных образовательных организаций, что и обуславливает меньшее распространение на практике таких услуг по причине значительно меньшего количества частных школ, чем государственных (муниципальных) учреждений.

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства.

Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нем содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счет средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров все-таки существенно отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счет бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, а следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приема на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключен до издания приказа о приеме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения и после принятия нового Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг – это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей”».

Актуальной остается и позиция Президиума Верховного Суда РФ, что «указанный договор по своему характеру не может в полной мере подпадать под действие главы III Закона «О защите прав потребителей”». Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» последствия нарушения условий договора оказания платных образовательных услуг определяются и Федеральным законом № 273-ФЗ, и общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Заключению договора оказания платных образовательных услуг предшествует информирование потребителя таких услуг об их существенных свойствах. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ «О защите прав потребителя» и конкретизирована в пока еще действующих Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями; далее – Правила).

Согласно п. 7 и 8 Правил до заключения договора школа предоставляет потребителю (его законным представителям) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, к числу которой относится:

  • наименование и место нахождения (адрес) образовательной организации, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

  • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

  • перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

  • стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

  • порядок приема и требования к поступающим;

  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Данная информация доводится в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте в школе. Федеральный закон № 273-ФЗ модернизирует способ ознакомления потребителя с указанной информацией в соответствии с современным развитием информационных технологий. Согласно ст. 29 Закона на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», во-первых, размещается общая информация о нем (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации), а во-вторых, документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Таким образом, очевидно, что размещение информации на сайте школы о платных образовательных услугах, включая дополнительные, должно предшествовать заключению соответствующих договоров, а, следовательно, является обязательным условием платной образовательной деятельности.

При этом новый Закон требует, чтобы при непосредственном заключении договора оказания платных образовательных услуг сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, соответствовали информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54). Таким образом, недопустима ситуация, когда обучающийся или его родители (законные представители) видят на сайте школы одну информацию, например, о стоимости обучения, а, непосредственно при заключении договора оказывается, что эта информация давно «устарела».

Предмет договора

Гражданский кодекс РФ осуществляет общее регулирования заключения, изменения, расторжения, исполнения договора, под которым понимается «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 ГК РФ).

Согласно общим правилам Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями договора признаются все условия договора, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон, поскольку в противном случае договор признается незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Перечисление существенных условий договора сделано в п. 2 ст. 432 ГК РФ. Существенными условиями являются:

  • условия о предмете договора;

  • условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предметом договора является совокупность действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны. Характеристика предмета договора возмездного оказания услуг дана в п. 1 ст. 779 ГК РФ:

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Таким образом, существенным условием договора возмездного оказания услуг является, во-первых, характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг, а во-вторых, наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями).

Следует отметить, что указанные Правила продолжат действовать и после вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ в части, не противоречащей данному Федерального закону или иным издаваемым в соответствии с ним нормативным правовым актам Российской Федерации (ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ), если на 1 сентября 2013 года Правительством РФ не будут утверждены новые правила оказания платных образовательных услуг в соответствии с ч. 9 ст. 54 Закона.

В Федеральном законе № 273-ФЗ содержится формулировка, характеризующая предмет оказываемой услуги. Это основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). Отметим, что предмет обязательств по договору со стороны образовательной организации не зависит от возмездности договора для обучающегося и (или) иного заказчика

Применительно к школе можно выделить два вида предмета договора оказания платных образовательных услуг:

1) договор, предусматривающий реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

2) договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения (те образовательные услуги, которые принято называть платными дополнительными образовательными услугами).

Исходя из ч. 3 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность за бюджетный счет, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц только образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. Таким образом, исполнителем по договору, предусматривающему реализацию образовательных услуг по основным программам, может быть частная образовательная организация, не получающая возмещение затрат на реализацию указанных программ за счет средств бюджета, либо индивидуальный предприниматель.

В предмет такого договора оказания платных образовательных услуг по основной общеобразовательной программе включаются:

  1. вид образовательной программы: основная общеобразовательная образовательная программа

  2. уровень основной общеобразовательной программы: начальное общее, основное общее или среднее общее образование;

  3. форма обучения: очная, очно-заочная, заочная (очевидно, что в абсолютном большинстве случаев речь идет об очной форме обучения);

  4. срок освоения образовательной программы указывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС): для начального общего – 4 года, для основного общего – 5 лет, для среднего полного – 2 года).

Представляется важным указание в договоре, что обучение идет по ФГОС (с указанием реквизитов приказа Минобрнауки России, которым стандарт утвержден).

Договор, предусматривающий реализацию дополнительных общеобразовательных программ, программ профессионального обучения, является договором оказания платных дополнительных образовательных услуг в терминологии старого Закона РФ «Об образовании». Опять же, если школа либо организация дополнительного образования имеет государственное (муниципальное) задание на оказание таких услуг, то заключать договор оказания платных образовательных услуг и брать дополнительно к бюджетному финансированию плату с обучающихся (их родителей (законных представителей)) нельзя. В противном случае полученные средства возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ).

Основными характеристиками образования, включающиеся в предмет договора оказания платных образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам, являются:

  1. вид дополнительной общеобразовательной программы: дополнительная общеразвивающая программа;

  2. направленность образовательной программы в соответствии с уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности, например, военно-патриотическая направленность;

  3. конкретное наименование образовательной программы, например, «Моделирование макетов военных самолетов»;

  4. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  5. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, один год.

При реализации школой профессионального обучения основными характеристиками образования, включающимися в предмет договора оказания платных образовательных услуг, являются:

  1. вид основной программы профессионального обучения: программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

  2. профессия рабочего, должность служащего, по которой осуществляется обучение, например, швея;

  3. форма обучения: очная (представить реализацию этих программ в иных формах затруднительно);

  4. продолжительность обучения: указывается срок, на который рассчитана программа, например, 6 месяцев.

Стоимость платных образовательных услуг

Согласно ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ к существенным условиям договора оказания платных образовательных услуг относится цена договора: полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

По общему правилу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Согласно ст. 709 ГК РФ, которая применяется к договорам возмездного оказания услуг на основании ст. 783 ГК РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Таким образом, в договоре оказания платных образовательных услуг цена определяется по соглашению сторон и включает в себя издержки исполнителя и его вознаграждение.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит новую норму, ограничивающую изменение стоимости оказания платных образовательных услуг (ч. 3 ст. 54): увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» он не должен превышать 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года). Очевидно, такая возможность увеличения касается только случаев заключения договора оказания платных образовательных услуг на срок более года и характерна для реализации основных общеобразовательных программ частными школами.

Федеральный закон № 273-ФЗ запрещает увеличивать стоимость образовательных услуг по договору сверх уровня инфляции, однако предусматривает возможность уменьшения стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся, например для обучающихся, показавших хорошие или отличные результаты освоения образовательных программ. Согласно ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

При этом указанная норма Федерального закона № 273-ФЗ, на наш взгляд, противоречит другой норме того же Закона – ч. 3 ст. 101, согласно которой организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Федеральный закон № 273-ФЗ фактически говорит о том, что платные дополнительные образовательные услуги могут оказываться образовательными организациями, получающими финансирование из соответствующего бюджета, только на одинаковых для всех условиях, а следовательно, установление локальным нормативным правовым актом школы льгот (снижения стоимости) в отношении таких услуг не допускается. А рассмотренный выше режим установления льгот возможен только в частных школах, не получающих бюджетного финансирования.

Изменение и расторжение договора

По общему правилу договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора оказания платных образовательных услуг совершается, так же как и сам договор, в письменной форме (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Как указывалось выше, принцип свободы договора оказания платных образовательных услуг ограничивается императивной нормой о недопустимости увеличения цены по договору, даже если заказчик и «согласен» с увеличением стоимости образовательных услуг.

По общим правилам ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда:

а) при существенных нарушениях договора другой стороной;

б) в иных случаях, предусмотренных законом.

Для договора оказания платных образовательных услуг такие специальные случаи расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены Федеральным законом № 273-ФЗ со стороны исполнителя – образовательной организации:

1) в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг (ч. 7 ст. 54);

2) в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54);

3) в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);

4) в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Рассмотрим эти основания подробнее.

Просрочка оплаты платных образовательных услуг выражается в неоплате как ранее оказанных услуг, так и отсутствии предоплаты за услуги, подлежащие оказанию, при условии, что в договоре предусмотрен такой порядок оплаты (что наиболее распространено на практике).

Основание расторжения договора, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, может возникнуть в разных ситуациях, начиная от банального непосещения занятий, заканчивая недопустимым поведением на занятиях, делающим невозможным фактическое оказание услуг. В принципе данное основание близко и к основанию, связанному с отчислением обучающегося как меры дисциплинарной ответственности, с той лишь разницей, что может быть применено по отношению к договору, предусматривающему обучению любого обучающегося, в том числе не достигшего возраста пятнадцати лет. Очевидно, что факты, подтверждающие действия (бездействия) обучающегося должны быть документально закреплены администрацией школы.

Отчисление как мера дисциплинарной ответственности применяется в соответствии с частями 3 – 12 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ.

Невыполнение обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана может применяться только к обучающимся школы по программам профессионального обучения, но не по основным и дополнительным общеобразовательным программам (п. 2 ч. 2 ст. 61). Подтверждением невыполнения данной обязанности должны быть результаты текущего контроля и (или) промежуточной аттестации, проводимых в соответствии с локальными нормативными актами школы.

Со стороны потребителя (обучающегося, его родителей, законных представителей) Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность прекращения образовательных отношений и расторжение договора по его (их) инициативе, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Согласно ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны в договоре. Очевидно, сделано это для должного информирования обучающегося, его родителей (законных представителей) об этих основаниях.

Следует отметить, что расторжение договора в указанных выше случаях согласно общей норме ГК РФ допускается по решению суда, что несколько затрудняет практическое применение указанных норм. Однако п. 3 ст. 450 ГК РФ предусматриваются еще дополнительные основания, при которых договор считается расторгнутым, это случаи одностороннего отказа от его исполнения, когда такие случаи допускаются законом или соглашением сторон, т.е. самим договором.

Такие случаи предусматриваются общими нормами Гражданского кодекса РФ, регламентирующими исполнение договоров и договор возмездного оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Фактически, как отмечено выше, данная норма только несколько в иных выражениях закрепляется как основание расторжения договора в Федеральном законе № 273-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 61).

Что касается предусмотренного Гражданским кодексом РФ условия об оплате фактически понесенных расходов, то при одностороннем отказе заказчика от исполнения договора такие расходы могут быть связаны с организацией и подготовкой оказания услуг, но на практике в большинстве случаев ограничиваются суммой произведенной заказчиком предоплаты. Это объясняется тем, что истребовать дополнительную оплату за произведенные фактические расходы сверх предоплаты возможно только в судебном порядке, что сопряжено с различными процедурными сложностями и временными затратами, кроме того, необходимо доказать, что такие расходы, во-первых, были произведены фактически до отказа заказчика, а во-вторых, были связаны с оказанием услуг именно в отношении этого заказчика.

Отказ со стороны исполнителя – образовательной организации предусматривается п. 2 ст. 782 ГК РФ. По общим правилам гражданского законодательства такой отказ возможен в любое время при условии полного возмещения заказчику убытков. Однако представляется, что данная норма Гражданского кодекса РФ не согласуется с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, по которому исполнитель «обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу», т.е. обязан исполнить такой договор при наличии соответствующей возможности. По нашему мнению, несмотря на формальную императивность нормы п. 2 ст. 782 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или существом обязательства, отказ со стороны исполнителя правомерен только при фактической невозможности оказать услугу, например, при приостановлении или лишении лицензии.

Еще одним основанием для одностороннего отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг является просрочка оплаты (неоплата) стоимости платных образовательных услуг заказчиком в случае, если договором предусматривается предварительная оплата услуг. Согласно ст. 328 и ст. 716 ГК РФ (последняя применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ) исполнитель при отсутствии предусмотренной договором предоплаты вправе отказаться от исполнения обязательства и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, закон предусматривает три основания для отказа от исполнения договора оказания платных образовательных услуг: со стороны заказчика – в любое время без необходимости какой-либо аргументации, со стороны исполнителя: при невозможности оказать услугу и при отсутствии предоплаты услуг в соответствии с условиями договора оказания платных образовательных услуг.

При этом, как отмечалось выше, основания для одностороннего отказа от исполнения обязательств могут предусматриваться не только законом, но и соглашением сторон, т.е. договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим представляется, что в договоре оказания платных образовательных услуг следует указать не только основания расторжения договора в одностороннем порядке, как это предусматривается ч. 8 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ, но и основания для одностороннего отказа от его исполнения (они могут быть такими же, как основания расторжения договора).

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2002 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 11.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая , яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. И это не должно быть безразлично взрослым.

В условиях современного образования, учитывая постоянно меняющую ситуацию в стране, и принимая во внимание ответственную роль дошкольного образования в дальнейшей судьбе своих воспитанников, наш педагогический коллектив осознает необходимость изменений сущности воспитательно-образовательного процесса.

С целью совершенствования образовательного процесса и удовлетворения потребностей родителей, на базе нашего дошкольного образовательного учреждения организованы дополнительные образовательные услуги, в деятельность введены формы работы направленные на обогащение развития детей по четырем основным направлениям: эстетическому, физическому, познавательному, социальному.

В рамкам разработанной Программы развития детского сада одной из ключевых задач является предоставление ребенку возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.

Для этого мы предоставляем дополнительные образовательные услуги.

Что же такое дополнительное образование?

— важнейшая составляющая муниципального образовательного процесса, в котором пересекаются интересы родителей , самих ребят;

— обеспечивает свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности;

— формирует умение анализировать ситуацию, ставить цель.

Для того чтобы успешно реализовать образовательные услуги необходимо провести комплекс мер по их маркетингу. Грамотно проведенный маркетинг позволяет выявить потенциальных потребителей услуг, довести до потребителей информацию о содержании и качестве предполагаемых услуг.

Маркетинг предполагает следующие действия:

  • изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг и определение потенциальных потребителей; анализ платежеспособности родителей и возможности установления цены образовательной услуги на уровне рентабельности ( для платных услуг);
  • анализ внутренних возможностей оказания образовательных услуг, пользующихся спросом ( квалификации кадров, материальной базы, наличие учебно-программного обеспечения или возможности его разработки, наличие помещений);
  • сбор информации о конкурентах, предлагающих аналогичные услуги;
  • формирование перечня намечаемых к реализации услуг за рамками основных образовательных программ;
  • организация рекламы на дополнительные образовательные услуги;
  • анализ изменений спроса на предлагаемые услуги.

На данном этапе развития сферы образовательных услуг маркетинговая деятельность просто необходима для того чтобы создать условия для развития индивидуальных возможностей детей, для поднятия статуса учреждения. На сегодня дошкольное образовательное учреждение является особым образовательным пространством, в рамках которого:

  • дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов по своей потенциальной содержательной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней;
  • не использовать его или, что ещё хуже, употребить не по его внутреннему назначению, по меньшей мере, недальновидно.

Нами была разработана модель взаимодействия дошкольного учреждения и учреждений микросоциума с целью обмена опытом, обогащения новыми педагогическими технологиями.

Работа дошкольного учреждения с микросоциумом

В МДОУ используется высокий потенциал педагогического коллектива и педагогов дополнительного образования. Администрация детского сада развивает связи с учреждениями дополнительного образования, с которыми заключаются договора о предоставлении ими услуг детскому саду (батик, декоративно-прикладное искусство; шахматы-шашки; таэкван-до ; коррекционные занятия с логопедом и психологом).

Для проведения занятий используется база не только детского сада, но и учреждений дополнительного образования.

Тесная связь с учреждениями дополнительного образования позволяет:

  • направлять воспитательный процесс на решение сложных проблем;
  • улучшить учебно-воспитательную работу с одаренными детьми, а также с детьми, испытывающими трудности в обучении и воспитании.

Разбудив в ребенке активность и вооружив его необходимыми способами деятельности, нужно предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.

Так как лишь через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности, то цель детского сада, его педагогического коллектива:

  • создать каждому ребенку социальную ситуацию развития;
  • поле разнообразной деятельности ( дополнительные услуги);
  • среду общения.

В дошкольном учреждении организована работа по дополнительному образованию, секционная работа специалистов и кружковая работа на группах направленная на совершенствование физического развития, углубленное музыкальное и художественно-эстетическое развитие, развитие познавательных способностей и социальной компетентности детей дошкольного возраста. Охват дополнительными образовательными услугами, кружками и секциями составляет 91% детей от общего количества детей дошкольного возраста в ДОУ. Основная ценность для педагогического коллектива – личность ребенка, с ее индивидуальными особенностями, интересами и переживаниями.

Наша цель – создать условия для социально личностного развития ребенка. Помочь ребенку любого возраста получить дополнительные знания, которые реально помогут ему во взрослой жизни. Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театральной.

Для успешного решения задач эстетического воспитания и развития творческих способностей детей в дошкольном учреждении созданы все необходимые условия: оснащенный в соответствии с современными требованиями музыкальный зал, студия изобразительного творчества.

Для развития творческой деятельности, приобретения художественного опыта в детском саду организована изостудия «Волшебная кисточка”.

Вокальный кружок «Родничок”:

  • развивает музыкальные способности вокально-одаренных детей;
  • формирует творческую активность;
  • учит самовыражаться , приобретать навыки импровизации, актерского мастерства.

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и творческих способностей осуществляется и через театральную деятельность.

Работа в данном направлении осуществляется по авторской программе.

Музыкальные руководители и воспитатели организуют игры – имитации, игры-драматизации, инсценирование песен, хороводные режиссерские игры, кукольные спектакли, фольклорные постановки на обрядовой основе, музыкально-драматические спектакли. В процессе инсценирования сказок, песен, стихотворений, каждый ребенок имеет возможность выбрать роль и самостоятельно использовать средства импровизации: мимику, интонацию, пантомиму.

Для приобщения детей к танцевальному искусству в детском саду организованы занятия хореографией. Занятия с детьми развивают эмоциональность и выразительность их танцевальных движений, оказывают положительное влияние на психическое самочувствие ребенка, совершенствуют координацию движений, формируют красивую походку, экспрессию мимики, свободу ориентации в музыкальных ритмах.

Хореографическая студия «Волшебный башмачок”:

— приобщает детей к искусству хореографии;

— развивает художественный вкус;

— прививает общую эстетическую и танцевальную культуру.

Шахматы – шашки:

— стимулирует познавательную активность, любознательность, фантазию, воображение;

— совершенствует память;

— вырабатывает особый тип мышления;

— воспитывает инициативу, дисциплинированность, последовательность в достижении поставленной цели.

Английский язык:

— развивает артикуляционный аппарат и фонематический слух;

— улучшает память;

— помогает преодолеть языковой барьер;

— развивает сценическую роль и творческие способности.

Логопункт:

— коррекция речи;

— развивает мимическую, интонационную выразительность речи.

Таэкван-до:

— вид боевого искусства;

— самооборона без оружия;

— расширяет индивидуальные возможности в результате физических и духовных тренировок

ЛФК:

— основное средство формирования правильной осанки и ее коррекции.

Заказчиками являются родители. В МДОУ предусмотрены различные формы работы с детьми и родителями.

Формы работы с родителям

Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:

— привлечение родителей в деятельность детского сада (включение в органы соуправления и управления для принятия разного уровня решений, участие родителей в ключевых образовательных мероприятиях детского сада);

— повышение эффективности работы за счет получения обратной связи (анкетирования родителей на удовлетворенность работой детского сада).

Ежегодно проводится анкетирование родителей с целью получения обратной связи о том, как они оценивают работу детского сада, в чем видят положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса. Анализируя полученные данные, намечается мероприятия по выяснению причин проблемных «мест” и устранению недостатков.

Дети, занимающиеся в студии, различных кружках хорошо учатся в школах и успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования. Наши дети получают квалифицированные образовательные услуги с учетом их потребностей и пожеланиями родителей, обеспечивая индивидуальный подход к ребенку. В воспитательно – образовательном процессе используются такие средства обучения, как:

  • видеомагнитофон;
  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • телевизор;
  • магнитофон и др.

Количество воспитанников МДОУ №52, охваченных дополнительными образовательными услугами

Регулярно проводится диагностика, которая позволяет оценить качество образовательной услуги в целом, а так же динамику развития каждого конкретного ребенка.

Данные об успешности усвоения детьми программы по различным видам деятельности отражают лишь наиболее общие моменты, но по ним хорошо видна склонность детей к определенным областям знаний и, следовательно, к занятиям в дальнейшем .

С помощью дополнительных образовательных услуг для детей создается ситуация успеха, у них появляется возможность изменить свой статус, мобильность:

— выпускники ДОУ легко адаптируются к новым социальным условиям;

— у детей развиты способности успешно осваивать развивающие программы школьного обучения;

— выпускники ДОУ активны во внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база для организации дополнительных образовательных услуг

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ (действие с 01.01.95г.);
  • Закон РФ «Об образовании” от 10.07.92г. № 3266-1;
  • Федеральный закон от 24.07.98г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”;
  • Закон РФ » О налоге на прибыль предприятий и организаций”;
  • Закон РФ » Налоговый кодекс”;
  • Положение «О порядке лицензирования образовательных учреждений”, утвержденное приказом Министерства образования России от 17.11.1994г. №442;
  • Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении”, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.95г. №677;
  • Приказ от 21.07.95г. №52-М » Об организации платных дополнительных образовательных услугах”;
  • Приказ от 27.06.95г. №48- М «О фактах неправомерного взимания денежных средств с родителей обучающегося”.
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.02.95г. №04-М «О правах образовательных учреждений по использованию бюджетных и внебюджетных средств”;
  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 16.12.98г. №01-50-205 ин /3203 «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ”;
  • Решение Коллегии Министерства образования РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24.11.99г. ( в рамках «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг”);
  • Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требований к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Министерства Образования РФ От 18.06.2003г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”;
  • Рекомендации к выполнению письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Приказ Министерства образования РФ от 16.06.98г. №1578 » О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями”;
  • Инструкция «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями”, утвержденная приказом Минобразования РФ от 16.06.98г. №1578;
  • Приказ Минобразования от 10.07.03г. №2994 «Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования”;
  • Постановление администрации г.Красноярска от 01.02.2000г. №44 «О платных дополнительных образовательных услугах” ( с изменениями от 05.07.2000г.);
  • Постановление администрации г.Красноярска от 28.02.2003г. №65 «Об установлении платы за услуги в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, муниципальных учреждениях комитета по делам молодежи администрации города”.

В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

Форма квитанции (ф. 0504510) утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н В»Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применениюВ».

Применение приходного кассового ордера предусмотрено пунктом 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

📌 Реклама

При поступлении денежных средств в учете составляются бухгалтерские записи с использованием счетов 201 01 «Денежные средства учреждения на счетах» в журнале операций с безналичными денежными средствами или 201 34 «Касса» в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Налогообложение платных услуг

Рассмотрим порядок налогообложения средств от оказания платных образовательных услуг.

Налог на добавленную стоимость

Этим налогом не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных, а также услуг по сдаче в аренду помещений. 📌 Реклама

Такая льгота прописана в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

При этом, по мнению автора, платный отбор детей для поступления в школу или кружок вряд ли является предметом реализации образовательных программ в учреждении, указанном в лицензии. Поэтому с данной суммы необходимо начислить и уплатить НДС во избежание разногласий с налоговыми органами.

Налог на прибыль

Доходы, полученные образовательным учреждением от оказания платных услуг, включаются в состав налогооблагаемого дохода в соответствии с установленным методом признания выручки для целей налогового учета (кассовый или метод начисления). При этом следует помнить, что кассовый метод для целей налогового учета могут применять только те учреждения, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх