По способу взимания налоги делятся на

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1. По способу взимания налогов;

2. По субъекту-налогоплательщику;

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4. По порядку введения налога;

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

1. По способу взимания налогов:

Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов, прибыли или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога достаточно известен. Среди прямых налогов выделяют:

реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.);

личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке дарения и др.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные групп и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), косвенные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами – по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложений налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

2. По субъекту-налогоплательщику:

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические так и юридические лица (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги:

Действующие в Российской федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные, региональные и местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством страны. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

Региональные налоги (налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливается в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местные налоги. Механизм их исчисления и взимания районными и городскими органами реализуется в соответствии с законодательством России. К таким налогам, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на право торговли и др.

В ПМР различают республиканские и местные налоги.

4. По порядку введения налога:

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами государства и взимаются на всей его территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами субъектов Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик. Взимание этих налогов на той или иной территории – компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются обязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

Налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе действуют следующие регулирующие налоги: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Например, если предельная налоговая ставка составляет 20%, то и тот, кто зарабатывает 3 000 руб., и тот, кто зарабатывает 30 000 руб., будут выплачивать 1/5 своего дохода в виде налога.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания объекта налогообложения и сокращает неравенство в экономическом положении. Например, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат – 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат – 20%-ным налогом.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объектов налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

Налоги могут взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог с владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника.

6. Классификация налогов и ее задачи

Налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы, из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2293 | Нарушение авторского права страницы

Все темы:Налогообложение

Налог. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

  • объект (доход, имущество, товар);
  • налоговая база;
  • величина налоговой ставки (квота);
  • налоговый период (месяц, квартал, год);
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты налога.

    Классификация налогов и способы их взимания

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Все теоретические статьи

© CATBACK.RU 2010-2017

Далее:III. Принципы и концепции Вверх:ТЕМА 6. Налоги и Назад:I. Понятие налогов и

II. Виды налогов и методы их взимания.

Налоги могут взиматься на рынке товаров или факторов производства, с продавцов или покупателей, с домашних хозяйств или компаний, с источника доходов или со статьи расходов. Обложению подлежат доходы домохозяйств и их членов, расходы конечных потребителей, доходы от розничной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, доходы за минусом амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, зарплата, сбережения, проценты, дивиденды.

Рассмотрим основные виды классификации налогов. По методу изъятия они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые     налоги взимаются с доходов или имущества конкретного физического или юридического лица. К ним по классификации ОЭСР относятся:

а) налоги на доходы граждан резидентов и нерезидентов;

б) налоги на доходы корпораций, включая налоги на прибыль (состоит из налога на нераспределенную прибыль и налога на дивиденды), на прирост стоимости имущества (в том числе на проценты по вкладам и доходы от ценных бумаг), на перевод прибыли за рубеж;

в) налоги на собственность: землю и другую недвижимость, в частности домовладения, наследство и дарение, транспортные средства (автомобили, суда, самолеты), финансовые операции и непериодические поимущественные доходы;

г) так называемые социальные взносы и налоги: налоги на фонд заработной платы и рабочую силу, взносы на социальное страхование.

Косвенныеналоги взимаются в ценах товаров и услуг при их реализации. К таким налогам относятся акцизы, налог с оборота, замененный в большинстве развитых странах налогом на добавленную стоимость (НДС), налоги на некоторые виды продаж, таможенные пошлины. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления.

Тема 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к уменьшению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от органа, распоряжающегося взиманием налога, они подразделяются на федеральные, региональные, местные и межгосударственные. Налоги, собираемые административно-территориальным субъектом, далеко не всегда им же расходуются (кроме земельных). Во-первых, часть видов налоговых поступлений (в заранее согласованных пропорциях) делится между двумя или тремя уровнями бюджетов (так называемые регулирующие доходы, налог на прибыль, НДС, подоходный налог с физических лиц и др.) Во-вторых, производится перераспределение средств, поступивших от сбора налогов. Субъекты федерации и местные власти регионов, относительно менее развитых или находящихся в депрессивном состоянии, или выполняющих общегосударственные функции, могут получать субсидии из бюджетов более высокого уровня в виде дотаций либо субвенций (для последних характерен строго целевой характер использования).

В связи с определенными противоречиями в экономических интересах вокруг разделения налоговых поступлений ведется серьезная политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин. Именно из этих средств финансируется образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, на обслуживание и погашение государственного долга, на решение глобальных экономических и социальных задач.

Относительно новым явлением стали межгосударственные налоги и сборы, возникшие в связи с международной экономической интеграцией. Примером такого сбора могут служить таможенные пошлины на импортируемую в страны ЕС сельскохозяйственную продукцию из третьих стран. Поступления от этих пошлин перечисляются в аграрный фонд ЕС.

По направлению использования налоги делятся на it общие и специальные. Большинство относится к первой группе. Они просто поступают в бюджет, и налогоплательщики не информируются на какие конкретно цели будут использованы налоги. Поступления от специальных налогов расходуются строго по целевому назначению: военный налог, взносы на социальное страхование (медицинские, по старости, безработице), дорожный налог на жидкое топливо, используемый на содержание и реконструкцию дорог, и др. В последнее время появились новые, особые налоги. Например, экологические налоги за различные вредные выбросы, загрязнение воздуха, воды, почвы. Финансовый эффект от них пока достаточно скромен, но социальный — весьма высок. Налоговые поступления составляют не менее 85% бюджетных доходов развитых стран. Примерная доля отдельных видов налогов в общей сумме налоговых поступлений следующая; %:

Налоги на личные доходы………………………………………………..до 40

Налоги на прибыль компаний………………………………………………..10

Социальные взносы………………………………………………………………30

Налог на добавленную стоимость…………………………………………..10

Таможенные пошлины…………………………………………………………….5

Прочие налоги и сборы…………………………………………………………..5

В России структура налоговых поступлений в бюджет заметно отличается от типовой, характерной для развитых стран. Ведущую роль играют косвенные налоги, НДС, таможенные пошлины, акцизы. Далее следует налог на прибыль предприятий. Такая структура объясняется высокими темпами инфляции в недавнем прошлом, низким уровнем личных доходов, недогрузкой или остановкой многих предприятий, массовым ввозом потребительских товаров и продовольствия из-за рубежа.

Применяются три основных метода взимания налогов:

1) самообложение — уплата, согласно заполняемой налогоплательщиком декларации. Корпорации и физические лица сами подсчитывают сумму налога после вычета всех налоговых скидок, заполняют декларацию о налогах и после проверки ее инспектором платят налоги;

2) оценочные платежи: в течение года по мере поступления выручки фирмы оценивают свои налоговые обязательства и периодически выплачивают налоги. Окончательный расчет с налоговой службой происходит по итогам года;

3) изъятие у источника: налог с заработной платы удерживается во время ее выплаты, НДС — в момент продаж и т.п. Эти налоги легче всего собирать, так как они взимаются автоматически.

В ряде случаев налогоплательщика кредитуют государство, вынужденно оплачивая налоги заранее (так называемые авансовые платежи) или выплачивая больше, чем требуется (это выяснится в конце года). Если такие платежи превышают сумму годовых налоговых обязательств, то производится либо возврат средств, либо их зачет в счет будущего периода.

Далее:III. Принципы и концепции Вверх:ТЕМА 6. Налоги и Назад:I. Понятие налогов и
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
19.10.2009

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Кроме того, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1. По способу взимания налогов;

2. По субъекту-налогоплательщику;

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

4. По порядку введения налога;

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Классификация налогов. 1. По способу взимания выделяют:

По способу взимания налогов:

Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов, прибыли или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога достаточно известен. Среди прямых налогов выделяют:

реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.);

личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке дарения и др.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные групп и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), косвенные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами – по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложений налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

2. По субъекту-налогоплательщику:

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические так и юридические лица (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги:

Действующие в Российской федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные, региональные и местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством страны. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

Региональные налоги (налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливается в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

Местные налоги. Механизм их исчисления и взимания районными и городскими органами реализуется в соответствии с законодательством России. К таким налогам, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на право торговли и др.

В ПМР различают республиканские и местные налоги.

4. По порядку введения налога:

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами государства и взимаются на всей его территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами субъектов Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик. Взимание этих налогов на той или иной территории – компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются обязательными.

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

Налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе действуют следующие регулирующие налоги: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Например, если предельная налоговая ставка составляет 20%, то и тот, кто зарабатывает 3 000 руб., и тот, кто зарабатывает 30 000 руб., будут выплачивать 1/5 своего дохода в виде налога.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания объекта налогообложения и сокращает неравенство в экономическом положении. Например, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат – 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат – 20%-ным налогом.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объектов налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.

Налоги могут взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог с владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы, из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2294 | Нарушение авторского права страницы

Классификация налогов. Основные классификационные признаки и классификационные группы налогов.

Налоги классифицируются по следующим признакам:
по объекту обложения – через прямые и косвенные;
1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:

· через государственные и местные;

· по порядку их использования – через общие и специальные;

· по экономическому признаку;

· по степени оценки объекта обложения;

· в зависимости от формы уплаты налога;

· по субъекту обложения;

· в качестве инструмента бюджетного регулирования;

· по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые на доход, имущество физических и юридических лиц имеют пока незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф получают все большее распространение.

К прямым налогам относятся налоги на доходы и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и физических лиц, земельный налог и другие.

Как делятся налоги по способу взимания?

К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством).
3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного).
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий;
4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется законность и целесообразность расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет.
5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы).
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

· кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);

· по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;

· у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;

· на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

7) В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Денежная форма является преобладающей формой уплаты налога. Однако как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом на недропользование.
8) По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. В настоящее время налоговое законодательство в Казахстане пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно на юридических и физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других.
9) В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов — как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.
По порядку уплаты налога, предусматривает предоставление налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых в них работников. В стоимость патента входит фиксированный суммарный налог, включающий в себя налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства перед государством.

Элементы юридического состава налога. Субъект налогообложения. Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база. Норма налога. Методы налогообложения. Налоговые льготы и их виды.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 66; Нарушение авторских прав

Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.

Налог представляет собой обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства и муницип. образований.

Классификация налогов – это систематизированная группировка налогов в соответствии с однородными признаками.

Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов.

Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются:

1) По территориальному признаку

— федеральные, вводятся в действие фед органами власти, действуют в обязательном порядке на всей территории РФ, являются, как правило, источниками дохода фед бюджета РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Кроме того сущ 2 вида обязательных страховых взносов фед значения перечис в гос внебюджетные фонды РФ. Среди фед налогов особое место занимают спец налоговые режимы. К ним относятся: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.

— региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта только на тер конкретного субъекта РФ и явл источников доходов его бюджета. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

— местные налоги вводятся органами местного самоуправления только а тер конкретного муниципального образования (районов внутри субъекта РФ, поселков, городов, кроме городов фед назначения Москвы и С-П). Местные налоги перечис исключительно в местные бюджеты. К ним относятся: земельный налог и налог на имущество физ лиц.

2) По форме взимания:

— прямые это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком. К ним относятся например налог на прибыль, налог на имущество организаций и физ лиц, трансп налог, НДФЛ, зем налог и т.п.)

— косвенные это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Про­изводитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. К ним относится НДС и акцизы. Косвенные налоги наиболее важны для фискальных целей го­сударства, так как они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты.

Косвенные налоги не учиты­вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря­мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле­ния

3) В зависимости от источника уплаты

А) налоги, относимые на себестоимость гот продукции (работ, услуг) – земельный налог, водный налог, налог на использование природ ресурсами, страховые взносы в гос внебюдж фонды. Б)налоги относимые на прибыль оставшуюся в распоряжении фирмы до налогообложения прибыли – налог на прибыль организаций. В) налоги, относимые на выручку от реализации гот продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину НДС и акцизы Г) налоги, относимые на прочие расходы не вкл в себестоимость гот продукции — налог на имущество, гос пошлина. Д) налоги относимые на доходы физ лиц — НДФЛ.

4) В зависимости от применяемых ставок

— фиксированные налоги характер такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (НДС, налог на прибыль орг, и др.)

— прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: а) акциз (чем выше доля спирта в спиртосод продукции, тем выше ставка акциза и наоборот) б) транспортный налог (чем выше мощность двигателя, те выше ставка транс налога и наоборот)

5) Классификация налогов по субъекту обложения: с юридических и физических лиц.

6) Классификация налогов по способу обложения: «по деклара­ции», «у источника» (НДФЛ) и «по кадастру» (земельный, на имущество физических лиц).

7) в зависимости от канала поступления (зачисляемые в госбюджет, в муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды);

8) в зависимости от характера использования (общего значения, целевые);

9) в зависимости от периодичности взимания (разовые, регулярные).

Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 136 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:Порядок и условия предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ | Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот. | Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе РФ. | Роль налоговой ставки в реализации функций налогов. | Льготы по акцизам. | Порядок исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей. | Налогообложение доходов организаций по операциям с ценными бумагами | Порядок и условия предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ | ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГА | Срок действия патента от6до12месяцев |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.009 сек.)

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх