Почему я лидер?

Большинство людей, которые слышат термин «лидер», связывают его, безусловно, со стойким и уверенным в себе человеком. Прекрасным наставником может быть не только руководитель фирмы, успешный бизнесмен, но и обычный человек, стремящийся к хорошей жизни. Изучая характер, присущий активистам, необходимо также узнать, какими качествами обладает лидер.

Как правило, такие люди идут впереди не только в своем бизнесе, но и в обычной повседневной жизни. Все «передовики» стараются представить, каким будет их жизненный путь. И разрабатывают планы, какими они станут в ближайшее время и через многие годы.

Содержание

Характер лидера

Какие качества политического лидера должны присутствовать, чтобы завоевать поддержку окружающих людей? Ярко проявляется характер такого человека в те моменты, когда лидер оказывается в трудной жизненной ситуации, и от его поступков многое зависит в этот момент. Главное для него – это устойчивость и твердость.

Как правило, истинное лидерство неотделимо от привлечения других людей. Доверие последователей к лидерам пропадает, если они замечают некую неустойчивость характера. Стабильная эмоциональность и сила духа – это успех во взаимоотношениях с людьми.

Качества, которыми должен обладать лидер

Качества лидера – это неотъемлемый фактор, который определяет успехи и неудачи. Основное условие достижения успеха в любой человеческой деятельности – это навык и умение взять на себя определенные функции, а также обеспечить соответствующее руководство.

Сегодня предлагается широкий выбор книг о том, как развить в себе навыки и качества лидера не только в деловой, но и в повседневной жизни.

Лидерами невозможно родиться, лидерами возможно стать!

При благоприятной возможности человек ищет пути для того, чтобы занять лидерскую позицию. Многие живут обычной жизнью до тех пор, пока не возникла какая-либо ситуация, потребовавшая от них решающего шага, в результате которого они приняли на себя ответственность лидерства со всеми его последствиями.

«Передовиком» можно стать лишь тогда, когда не только в бизнесе, но и в повседневной жизни человек проявляет определенные качества, а также нормы того поведения, которое свойственно именно лидеру.

Что такое лидерство?

Наряду с другими навыками, лидерство – это усовершенствование поведения и отношения к жизни через практику путем многократного повторения. Такое качество, как желание вести за собой людей, обычно вознаграждается сполна. Если вы – лидер, то непременно завоюете поддержку и уважение тех людей, которые вас окружают. Наслаждение чувством масштабного контроля и личной властью в любых аспектах жизни становится для вас неотъемлемой частью. Цели, которые раньше могли показаться заоблачными, теперь достигаются намного проще.

Можно ли стать лидером?

Чем в большей мере вы сможете применить к себе качества лидера, тем положительнее будете относиться к себе. Придет ощущение наслаждения высоким уровнем самооценки и самоуважения. Чувствуя себя умным, сильным человеком со способностью достигать наилучших результатов, вы сможете произвести перемены в лучшую сторону не только на работе, но и дома.

Дать начало мыслям и поступкам, которые присущи лидерам, а также, применяя все эти качества на практике в своем бизнесе и личной жизни, вы сможете притянуть к себе всё больше и больше возможностей, использовать все свои таланты на еще более высоком уровне.

Стоит перечислить основные качества лидера, без которых трудно удержаться на вершине пьедестала.

Качества, необходимы лидеру

  • Мужество – это смелые решения и действия на пути из неудач и трудностей. Контролировать себя, испытывая страх, принимать нелегкие решения и совершать действия, когда нет гарантии в том, что успех будет на вашей стороне – это качества хорошего лидера.
  • Искренность. Чтобы заслужить доверие, в первую очередь необходимо быть честным с самим собой. Только тогда можно сказать, что мы открыты и перед другими людьми, окружающими нас.
  • Реализм. Принимайте мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким бы вы хотели видеть его сами. Это золотое правила реализма. Необходимо не позволять себе расстраиваться из-за неприятностей, а также не стоит верить в то, что кто-то решит наболевшую проблему за вас. Быть примером во всём – это неотъемлемое качество настоящего лидера. На таких людей принято равняться, они очень надежны. Если лидер дал обещание, хотя, возможно, и очень неуверенно, стоит полагаться на то, что оно будет сдержано.
  • Аналитический склад ума – это именно то, что даст возможность вынести из неудачи ценный опыт. В будущем такие «набитые шишки» обязательно пригодятся и помогут избежать возможных неудач.
  • Способность и готовность учиться. Личный рост, саморазвитие – всё это требует осознанной подготовки, усилия и работы над собой. Лидер – это тот, кто всегда готов к новому и неизведанному, тот, кто хочет глубоко изучать те нюансы, которые впоследствии сделают его еще более решительным человеком.

Все эти качества, необходимые лидеру для того, чтобы достичь успеха, нужно совершенствовать ежедневно.

Психологические качества

Всем известно, что каждый человек – индивидуальность. Но не все знают то, что именно личность в процессе становления и формирования характеризуется психологическими качествами, которые, как правило, остаются с нами уже на протяжении всей жизни.

Психологические качества лидера бывают положительными и отрицательными. Влиять на это может воспитание, общество и прочие факторы. Например, люди, которые занимаются спортом, скорее всего, обладают стойкостью, волей к победе и выносливостью. Чувство вкуса мы сможем развить в себе, если много читаем, интересуемся искусством и занимаемся творчеством. И таких примеров может быть очень много.

Минусы лидера

Увы, не все качества мы можем расценивать как положительные. Например, те самые занятия, названные ранее, могут иметь обратную сторону медали: спорт подразумевает серьезную конкуренцию, а отсюда следует, что и основным качеством человека будет жестокость. Это может относиться к абсолютно любым занятиям, посвящать жизнь которым мы готовы, погружаясь в них с головой.

На протяжении жизни в людях формируется «скелет» личности. Предугадать всё порой невозможно, многие события случаются против нашей воли, но так или иначе оставляют неизгладимый след, который впоследствии и формирует психологические качества лидера.

Поведение настоящего лидера

Человек, ведущий за собой окружающих, должен обладать следующими умениями и навыками:

  • уметь слушать собеседника;
  • использовать такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста»;
  • помощь ближнему – неотъемлемая часть лидерской позиции;
  • находить решение проблем ежедневно;
  • выполнять обещания;
  • соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к подопечному;
  • иметь заинтересованность в последователях;
  • сосредоточиться на главных целях;
  • нести ответственность за плохую работу подопечных.

Политическое лидерство

Политический лидер – человек, который, обладая определенными качествами, способен вести за собой людей и всю систему в целом.

Существует три аспекта, которые определяют составляющие личности:

  • черты характера;
  • инструменты, с помощью которых власть осуществляется;
  • непосредственно ситуация.

С помощью каких черт характера политические наставники приобретают доверие со стороны окружающих? И какие личные качества лидера присущи политику?

Отличительные черты политического лидера

Условно все их можно поделить на три группы:

  • природные качества;
  • нравственные качества;
  • профессиональные качества.

К первым, пожалуй, можно отнести силу воли характера, наличие тонкой интуиции, решительность, магнетизм. Во вторую группу стоит включить такие качества политического лидера, как честность, благородство, нравственность, забота об окружающих людях и справедливость.

К третьей группе можно отнести следующие качества лидера:

  • политическую мудрость;
  • аналитический склад ума;
  • быструю ориентировку в обстановке;
  • противостояние чужому мнению;
  • компетентность;
  • способность убеждать.

В совокупности такие характеристики прокладывают дорогу к возможности осуществления государственной и общественной деятельности. Все эти качества, необходимые лидеру, как правило, напрямую связаны с его политической деятельностью и умением оставаться на высоте.

Функции политического лидера

Цели, которые лидер ставит перед собой, обычно связаны непосредственно с функциями, которые он выполняет. Ситуации бывают критическими и чрезвычайными, но важно при этом создать такую программу действий, которая при любых обстоятельствах могла бы быть воплощена в жизнь.

Список основных функций политического лидера:

  • Аналитическая. Она подразумевает глубокий анализ сложившейся ситуации.
  • Разработка программы действий. Выполнение данной функции зависит от такого качества личности лидера, как способность брать на себя большую ответственность. Также необходимо обладать решимостью и смелостью.
  • Мобилизация граждан страны. Умение убеждать, вступать в переговоры, вести за собой массы и вдохновлять – основные качества лидера, требующиеся для реализации данной функции.
  • Новаторская: разработка усовершенствованных программ, новых идей, формирование целей и задач.
  • Организаторская – это соединение коммуникативной и новаторской функции. Способность организовывать сообщества, завоевывать доверие человеческих масс, регулировать реформы и преобразования.
  • Коммуникативная: служение людям, выражение интересов общества, учитывание смены общественного настроения, мнения, которое отражает динамику жизни.
  • Координационная. Согласование преобразований, координация всех ветвей власти, в том числе суда и исполнительных органов.

После того как вы сможете освоить основные личностные навыки, перечисленные ранее, каждый будущий шаг будет даваться легче с каждым днем. Все эти рекомендации, безусловно, помогут в том, чтобы хоть чуточку приблизится к заветной мечте или просто стать более уверенным в себе.

Необходимо понимать, что для того, чтобы стать лидером, нужно пройти долгий и тяжелый путь, который требует постоянной работы над собой. Это процесс перевоплощения, который никогда не заканчивается. На пути к успеху необходимо получать удовольствие от собственного самосовершенствования.

Поиск новых вариантов для мотивации окружающих – задача настоящего лидера! Справиться с ней под силу каждому человеку, достаточно приложить усилия. Такая работа над собой должна проводиться ежеминутно. Но научившись получать удовольствие от таких перемен, человек уже не захочет останавливаться и пойдет к новым вершинам.

Теория лидерства берет свое начало в 20-х годах ХХ века, когда впервые начал появляться интерес к управлению как к науке. Первое, на что обратили внимание исследователи, это на возможное наличие общих черт характера у различных известных лидеров. Так появилась теория черт, или «Теория великих людей». К сожалению, теория не была успешной. Оказалось, выявить общие черты очень трудно. Конечно, встречалось много общего. Такие черты, как высокий интеллект, большой багаж знаний, яркая внешность, уверенность в себе и прочее. Но создать общий портрет лидера не получалось. Люди, не обладающие вышеперечисленными качествами, тоже были выдающимися лидерами.

Следующим шагом исследователей стала ситуационная теория лидерства. Согласно ей, лидер порождается сложившейся ситуацией. В зависимости от задачи лидер может меняться. Руководитель может ориентироваться на решение задачи или на отношения в коллективе. Ф.Фиддер провел ряд исследований по этому вопросу и выявил зависимость стиля лидерства от ситуации в коллективе. Если в коллективе благоприятная ситуация, доброжелательные отношения и сотрудники воспринимают лидера, уважают и слушают его, эффективным будет лидер, ориентированный на задачу. Он сможет ставить точные задачи и быть требовательным. Слаженный коллектив работает быстрее. Та же схема работает и в неблагоприятной ситуации, где лидера не воспринимают, не уважают. Лидер, ориентированный на решение задачи, также будет эффективен.

В средней степени благоприятности, где есть проблемы в коллективе и сотрудники не знают, как воспринимать лидера, успешнее будет тот лидер, который ориентирован на отношения. Создать благоприятную ситуацию, наладить отношения в коллективе — первостепенная задача лидера.

Третий шаг исследователей — системная теория лидерства. Здесь лидерство и лидер рассматриваются с точки зрения групповой динамики. Группа рассматривается как система, лидерство — организация отношений в группе, лидер — субъект управления этим процессом.

Виды и стили лидерства

К. Левин с точки зрения стиля и методов работы выделил следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, попустительский.

Авторитарный стиль лидерства.

Человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Такой начальник — «деспот». Проблемы сотрудников его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.

Демократический стиль лидерства.

Начальник работает в контакте с подчиненными. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.

Попустительский стиль лидерства.

Лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса.

С лидерством мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Староста в школе, капитан футбольной команды, начальник на работе. Вопрос о том, какой лидер или стиль лидерства будет наиболее эффективен, остается открытым. Нужно учитывать огромное количество факторов, таких как размер группы, степень доверия в группе и к руководителю, общение в группе, поставленные задачи, сроки выполнения, характер руководителя и прочее. В каждой определенной ситуации нужен определенный лидер.

В экспериментальной практике выделено несколько типов лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-умелец.

Точно можно сказать, что группа без лидера не существует. Лидер организовывает, направляет, мотивирует группу.

Елена Любовинкина — консультант, психолог

Как это – управлять людьми, вести за собой, быть лидером? Как руководить людьми так, чтобы другие реализовывали твою идею и задумку, получали удовольствие от работы и приносили прибыль общему делу? Люди, которыми приходится управлять, такие разные – у них разный характер и ценности, разный уровень профессионализма и желание профессионально расти и развиваться, как найти индивидуальный подход? Как работать с каждым и работать с командой – мотивировать, находить эффективные решения, добиваться высоких результатов? Наш тренинг «Ситуационное лидерство» ответит на эти вопросы! Вы можете пройти его в любое, удобное время, .

Ваш комментарий о книге

Толстых Н.Н. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни в ранней юности

H. H. ТОЛСТЫХ

ОБРАЩЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ — АФФЕКТИВНЫЙ ЦЕНТР ЖИЗНИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

…Центральным, основным направлением работы школьного психолога с учащимися IX-XI классов является помощь юношам и девушкам в определении жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении.

Почему такая работа представляется столь важной и своевременной в этом возрасте?

Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Так, Э. Эриксон, подробно анализируя общие закономерности и различные варианты развития в этом возрасте, приходит к выводу о том, что типичной для ранней юности психопатологией является именно расстройство временной перспективы, тесно связанной с кризисом идентичности. И. С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим Я, в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим Я… Он также отмечает, что не всем дается легко формирование временной перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. По мнению Э. Эриксона, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Есть юноши, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению И. С. Кона, установка (как правило, неосознанная) на продление эпохи моратория с ее весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у старшеклассников и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.

Ко всем этим психологическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются трудности, обусловленные непростой сегодня социальной ситуацией развития наших детей. Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. В этих условиях задача психологической помощи в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив становится еще более важной…

Практическая психология образования / Под ред.
И. В.Дубровиной. — М., 1997. — С. 386-387.

Материалы к контрольной работе № 1

Профессиональные и личностные качества лидера

Выявление и анализ личностных способностей и профессиональных (деловых) качеств лидера имеют большое значение для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования. Традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности – те, которые обеспечивают успешное владение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности – те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности.

Отечественный ученый Л.И. Уманский выделял общие и специфические способности умелого организатора.

Общие способности лидера – организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

  • Практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

  • Общительность (коммуникативность) – открытость к другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

  • Инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

  • Настойчивость – умение доводить дело до конца;

  • Самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

  • Работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;

  • Наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

  • Организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические способности лидера:

  • Организационное чутье.

— психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» ее умело изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватной ситуации;

— психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.

  • Эмоционально-волевая воздейственность.

В эту группу входит так же три компонента:

— общественная энергичность – способность заряжать своей энергией других людей, использую самые разнообразные педагогические и психологические средства, приемы воздействия и методы влияния, прежде всего – личный пример;

— требовательность – постоянство и реальность проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учетом складывающейся ситуации;

— критичность – способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

  • Склонность к организаторской деятельности:

— самостоятельное включение в деятельность;

— быстрое вхождение в роль организатора;

— умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Функции лидера

ЛИДЕР

  1. Вдохновляет

Как лидер, вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом использовать время. Лидер фокусирует внимание на результатах, процессе и взаимоотношениях. Одна из важнейших черт лидерства – балансирование энергии, вложенной в результаты, процесс и взаимоотношения. Забота о выполнении задания (результаты), способе выполнения (процесс) и взаимоотношениях между теми, кто выполнял, очень важна для лидерства.
  1. Добивается максимального вовлечения

Каждый человек желает участвовать в принятии решений. Лидеры должны выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается оптимальное решение.

  1. Учит сотрудничеству

Группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждого и сотрудничеству.

  1. Строит мосты к действию

Хорошие лидеры обсуждают с группой достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

  1. Выделяет лучшие качества в людях

Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

  1. Указывает на достижения

Зачастую лидеры настолько поглощены достижением результатов, что забывают делать комплименты членам команды. А ведь это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал уверенным в себе.

Правила организатора

  1. Получив задание, разберись в нем:

    • Выдели в задаче главное и второстепенное

    • Выясни время (его продолжительность) выполнения задачи

    • Уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе

    • Повтори задание

  2. Подготовься к выполнению задания:

  • Изучи опыт других, посоветуйся

  • Сделай предварительную расстановку людей

  • Исходя из реальных возможностей, составь план

  1. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

  • Обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи

  • Учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать

  1. Расставь людей, учитывая их возможности:

  • Распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений

  • За каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое и больше людей

  • Каждый должен знать свои права и обязанности

  1. Согласовывай свои действия:

  • Постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов

  • Поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании

  • Интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения заданий

  1. Обучай и инструктируй своих помощников:

  • Подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы

  • Указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в определении трудностей, но не подменяй их

  • Подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов

  1. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

  • Привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников

  • Осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы

  • Давай оценку работу своим товарищам только на основе достоверных данных

  • Старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств. Требуй от своих помощников их экономного использования

  1. Будь внимателен в период завершения работы:

  • Требуй отчета о работе своих помощников

  • При возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь

  • Организуй сдачу неиспользованных материальных средств

  1. Экономно расходуй свое время и силы:

  • Осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников

  • Решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники

  • Оказывай помощь в работе на самом трудном участке

  1. Подведи итоги и сделай анализ:

  • Анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками. Выявляя положительный опыт, промахи и ошибки

  • Давай оценку работы на основе конкретных результатов

  • Старайся поощрить, отметить работу своих помощников

Как анализировать проделанную работу

Успех лидера, успех детского объединения зависит от того, насколько хорошо они могут анализировать, оценивать проведенное дело, прожитый день; умеют ли они учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.

Анализируя прожитый день (или проведенное дело), дай ответ на следующие вопросы:

  • Что мне удалось сегодня и почему?

  • Как можно использовать достигнутое?

  • Что мне не удалось и почему?

  • Что отняло у меня слишком много времени?

  • Что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Метод анализа «Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на:

Мизинец (М) – «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

Безымянный (Б) – «близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависел?

Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

В коллективе

Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:

  • До 1 года – его круг общения составляют «мама — папа»

  • В 1 – 3 года семейное сообщество расширяется: мама – папа – другие родственники

  • 3 – 7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток

  • 7 – 11 лет – учебная группа – класс начальной школы

  • 11 – 17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые)

Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллективом мы будем называть небольшую группу людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно полезной целью и деятельностью.

Коллективами также часто называют большие общности, не являющиеся контактными группами (коллектив школы, производственный коллектив и т.д.).

В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая реализуя свои способности, добивается успеха, получает от коллектива положительные оценки. Обычно вы думаете, что имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию. Если это так, то вы – самостоятельный, независимый человек.

Однако коллективы оказывают очень сильное воздействие на членов группы, изменяя их представления о себе и других, заставляя задумываться о том, что ранее не представляло для них никакого интереса. Коллективы формируют вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения. Это характеризует гибкого человека.

Некоторые же люди склонны слепо подчиняться воздействию группы, они становятся конформистами – согласными, пассивными, не имеющими своего мнения. Это не позволяет проявиться их способностям.

В компании неформалов

Молодежь любит объединяться, тусоваться на свободных, добровольных началах. Такие объединения нигде не зарегистрированы, не утверждены и потому называются неформальными (неофициальными). Они могут быть полезными для личности и для общества (пример: тимуровские отряды, музыкальные группы и др.).

Особый вид самоутверждения через групповую принадлежность имеет место в неформальных объединениях асоциальной и антисоциальной направленности (молодежные группировки националистического, фашистского типа, сектанты и др.). самоутверждение происходит здесь в негативных проявлениях. Структура и распределение ролей в этих группах (от лидера-главаря до отвергаемого) не способствует реализации лучших возможностей и способностей членов группы. Она обычно сводится к примитиву: главарь с помощью нескольких приближенных управляет остальными членами группы, унижая их, применяя насилие, обман.

Предупреждения:

  • знаки опасности в компании – алкоголь, наркотики, преобладание незнакомых лиц, неизвестность, чувство страха и тревоги.

  • Сохранение возможности отступления – не связывайте себя обещаниями, не участвуйте в играх «на интерес», всегда имейте путь к бегству.

Система коллективных и индивидуальных ценностей

Приоритет коллектива

Приоритет личности

Коллективизм – идеология, качество личности и принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в:

  • осознанном подчинении личных интересов общественным;

  • товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию, взаимопомощи;

  • взаимопонимании, доброжелательности и тактичности;

  • интерес к проблемам и нуждам друг друга

Индивидуализм – это идеология и одновременно черта личности, сущность которой сводится к признанию приоритета индивида над коллективом и обществом.

Противопоставление позиций и интересов отдельного человека (индивида) интересам группы, общества.

Индивидуальность – своеобразие психики и личности данного человека, ее неповторимость.

Социальная адаптация — приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоение общепринятых норм и правил поведения.

Автономизация – реализация совокупности установок на себя, самостоятельность и устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлениям личности о себе.

Конформность (несамостоятельность) – подверженность человека групповому влиянию, проявляющаяся в приятии и некритическом усвоении групповых (чужих) норм, ценностей, мнений, позиций.

Самостоятельность – способность иметь и отстаивать свои мнения, взгляды, позиции в условиях группового давления.

Экстравертность – обращенность к обществу, группе; общительность, адаптируемость к изменению условий, коллективизм.

Интравертность – обращенность внутрь себя, замкнутость, малообщительность, низкая адаптируемость к изменению условий.

Альтруизм – преобладание в поведении личности интересов других людей, помощь, сострадание, жертвенность, служение другим людям как смысл жизни.

Эгоизм, эгоцентризм — доминирование корыстных личных интересов безотносительно к интересам других людей, преувеличенное подчеркивание своего Я.

Бескорыстие – служение делу, исполнение долга, благородные поступки не ради славы и денег, а исходя из присущих такой личности качеств доброты, гуманизма, коллективизма и др.

Честолюбие – стремление к первенству, к славе, к получению наград. высокомерное отношение к другим превращает честолюбие в тщеславие.

Советы «Как не стать конформистом»

  • Наблюдайте поведение каждого члена группы и сообщества в целом.

  • Думайте – к чему стремитесь в группе (коллективе) лично вы, как это соотносится с желаниями группы.

  • Планируйте свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.

  • Действуйте соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.

  • Оценивайте эффективность ваших действий, анализируйте события.

  • Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.

Рекомендации отверженным и изолированным в классе

  • Проверьте себя на лидерские качества, проанализируйте, какие из них нужно и можно скорректировать.

  • Воспитывайте в себе независимость, преодолевая трусость и пренебрегая теми поблажками, за которые вы вынуждены иногда сдаваться, подхалимничать, хитрить.

  • Устанавливайте больше связей, расширяйте круг общения; хотите, чтобы с вами дружили, будьте сами бескорыстным, щедрым другом, товарищем.

  • Пересмотрите все свои «Я», найдите лучшие свои качества, способности и раскройте их товарищам.

  • Особое внимание обратите на анализ и коррекцию своих коммуникативных способностей.

  • Давайте отпор агрессии, не бойтесь.

Предупреждение звездам, предпочитаемым

  • Не зазнавайтесь.

  • Не утверждайтесь за счет унижения других.

  • Не давайте другим прозвища.

  • Будьте добрыми звездами в своем коллективе.

А.Н. Лутошкин выделяет следующие стадии развития коллектива:

  • «Песчаная россыпь». В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы, или просто не решаются, а может и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

  • «Мягкая глина». В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

  • «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудится сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллектива, но и в целом в школе (организации). Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

  • «Алый парус». Здесь действуют по принципу «один — за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

  • «Горящий факел». Ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делая все, чтобы принести пользу людям.

Не всегда скорость движения коллектива по этой лестнице зависит от возраста его членов. В большей степени это зависит от самого организатора и, главное, от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.

«Билль о правах» — основной юридический документ, гарантирующий личные политические права и свободы граждан США. Включает в себя первые десять поправок к Конституции США 1787 года. Они были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США и вступили в силу 15 декабря 1791 года.

В первые годы существования американского государства в тексте Конституции США не было статей, гарантирующих гражданские права. «Билль о правах» провозгласил свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности.

Первоначально «Билль о правах» рассматривался лишь как закон, защищающий граждан от произвола федеральных властей. Он восходит к британской «Великой Хартии вольностей» 1215 года, законодательно ограничившей власть короля.

В проект изначально входило 12 поправок, однако поправка, устанавливающая формулу расчёта количества депутатов в Палате представителей по результатам переписи, которая проходила бы каждые десять лет, так и не была принята. Вторая поправка, запрещающая вступление в силу законов, изменяющих размер жалования сенаторов и представителей до их переизбрания, вступила в силу только в 1992 году и стала «Двадцать седьмой поправкой».

Билль о правах использовался при разработке «Всеобщей Декларации прав человека», принятой ООН 10 декабря 1948, и других законов, гарантирующих права человека.

О чём поётся в национальном гимне США? Подробнее

Что провозгласили принятые поправки?

Условно текст Билля о правах можно разделить на две части: в первой из них закреплены классические демократические права и свободы граждан, а во второй — гарантии их реализации.

1-я поправка провозглашает свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ — хранить и носить оружие.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещает обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии оснований.

5-я поправка вводит право на надлежащее судебное разбирательство, право не свидетельствовать против себя, гарантию частной собственности.

6-я поправка закрепляет права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных.

7-я поправка гарантирует право на суд присяжных в гражданских делах.

8-я поправка запрещает чрезмерные залоги и штрафы, жестокие и необычные казни. На ее основании в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям».

9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут.

10-я поправка указывает, что полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых Штатов, сохраняются за штатами и гражданами.

Читайте также: Что означают полосы и звёзды на флаге США

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх