Подготовка кадров

Подбор и подготовка кадров

Основные задачи в области подбора и подготовки персонала следующие:

— прогнозирование потребности в кадрах различного уровня квалификации, профессий и специальностей;

— комплектование предприятия кадрами;

— подбор, расстановка и оценка кадров;

— формирование резерва руководящих кадров и работа с ним;

— создание условий для работы и профессионального роста;

— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

Основными внутренними источниками пополнения кадров будут являться движение кадров по горизонтали и вертикали при упорядочении штатного расписания, а так же система подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации. Внешними источниками будут служить учебные заведения, государственная служба занятости населения, специалисты и рабочие на рынке труда.

Структура кадров

рынок труд персонал кадры

Структура кадров предприятия в отличие от его состава характеризуется соотношением различных категорий работников в их общей численности. Анализ структуры кадров предприятия осуществляется сравнением удельного веса различных категорий в общей численности персонала. Различают профессиональную, квалификационную, функциональную и социальную структуры.

Рассчитаем численность промышленно-производственного персонала (ППП) по категориям (таблица 1).

Таблица 1 — Исходные данные для определения структуры персонала

Категории персонала

Численность работников

Численность промышленно-производственного персонала, чел.

Структура ППП по категориям персонала, %,

в том числе:

— производственные рабочие

— вспомогательные рабочие

— руководители

— специалисты

— служащие

— прочие

Численность работников определяем по формуле:

,

где — численность работников соответствующей категории, чел.; — удельный вес численности работников соответствующей категории в общей численности персонала, %; — численность промышленно-производственного персонала, чел.

Движение кадров на предприятии

Важнейшей характеристикой состояния кадров на предприятии является их динамика: работники поступают на работу, увольняются по различным причинам. Поэтому возникает необходимость определения не только общего числа принятых и уволенных за данный период работников, но и распределения их по источникам поступления и направлениям выбытия.

Среда источников поступления рабочей силы принято выделять:

— принятых непосредственно по инициативе предприятий;

— принятых по направлению органов трудоустройства;

— принятых после окончания соответствующих учебных заведений;

— принятых в порядке перевода с других предприятий.

Для характеристики размера движения рабочей силы принято определять ряд показателей (коэффициентов).

1. Коэффициент оборота рабочей силы по приему — отношение числа всех принятых работников за отчетный период к среднесписочному их числу.

2. Коэффициент оборота рабочей силы по выбытию — отношение численности выбывших работников за отчетный период к среднесписочному числу работников.

3. Коэффициент текучести — отношение числа выбывших за отчетный период работников по неуважительным причинам (увольнение по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, из-за несоответствия занимаемой должности и по решению судов) к среднесписочному числу работников.

4. Коэффициент замещения, равный отношению разности числа принятых и выбывших работников за отчетный период к среднесписочному числу работников.

5. Коэффициент постоянства кадров — отношение числа работников, проработавших весь отчетный период, к их числу на конец этого периода.

Этот коэффициент как бы дополняет коэффициент текучести и применяется для оценки эффективности кадровой политики предприятия. рассчитать коэффициенты, характеризующие движение кадров (таблица 2).

Таблица 2 — Исходные данные для расчёта коэффициентов, характеризующих движение кадров

Показатели

Принято на работу за год, чел

Уволено по собственному желанию, чел.

Уволено за нарушение трудовой дисциплины, чел.

Ушли на пенсию, чел.

Призваны в армию, чел.

Определяем коэффициент приёма кадров ():

где — численность работников, принятых на работу, чел.

Определяем коэффициент выбытия кадров ():

где — численность работников, уволенных по разным причинам, чел.

Определяем коэффициент текучести кадров ():

где — численность работников, уволенных по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины, чел.

Определяем коэффициент стабильности кадров ():

Определяем коэффициент оборота кадров ():

Сводные показатели по кадрам

Результаты всех расчётов по численности персонала следует свести в таблицу (таблица 3).

Таблица 3 — Сводные показатели по кадрам

Наименование показателей

Единицы измерения

Значения показателей

Численность промышленно-производственного персонала

Чел.

Производственные рабочие

Чел.

%

Вспомогательные рабочие

Чел.

%

Руководители

Чел.

%

Специалисты

Чел.

%

Служащие

Чел.

%

Прочие

Чел.

%

Принято на работу за год

Чел.

Уволено по всем причинам

Чел.

Коэффициент приёма кадров

%

6,97

Коэффициент выбытия кадров

%

5,15

Коэффициент текучести кадров

%

3,94

Коэффициент стабильности кадров

%

Коэффициент оборота кадров

%

1,82

Проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров

Кризис доказал, что риск остаться без работы напрямую связан с профессиональной квалификацией. Для предупреждения вынужденной безработицы Минобрнауки России разработало систему опережающего обучения, переподготовки и повышения квалификации. Абитуриентам же перед поступлением рекомендуют внимательно изучить, какие профессии действительно востребованы рынком труда.

Высок спрос сегодня на высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей. Владимир Миклушевский «Необходимы рынку строители, инженеры, технологи — но прежде всего с высочайшей квалификацией. Сегодняшняя основная задача — поддержать учреждения начального и среднего профобразования, оснастив их современным учебным оборудованием».

Позитивный опыт в этом направлении уже есть. Например, на базе ряда предприятий созданы современные учебные центры, такие как учебный центр «Транснефти» в Тюмени.

Квалификация кадров — краеугольный камень и для кадровых агентств. Как минимум 50% нынешних безработных оказались в таком положении потому, что они получили неправильное образование. Нынешняя ситуация на российском рынке — отражение проблем сферы образования. Был спрос — и вузы начали открывать отделения и готовить специалистов, которых их педсостав качественно подготовить просто не мог.

В целом сегодня экономике требуются, во-первых, специалисты с междисциплинарными и мультидисциплинарными компетенциями, обеспечивающие повышение трудовой мобильности. Во-вторых, специалисты с инновационными компетенциями, обладающие качественно новыми знаниями. Сегодня рынком востребованы такие умения, как способность принимать решения, работать в команде, использовать информационно-коммуникационные технологии, постоянно повышать профессиональную квалификацию.

Госпрограммы

Качеством образования озабочены и в Минобрнауки. Там прекрасно понимают, что первыми уволенными с началом кризиса оказались специалисты с плохой подготовкой, а также те, кто работает не по специальности. Для решения этой социальной проблемы Минобрнауки разработало систему опережающего обучения и переподготовки, повышения квалификации специалистов с дипломами.

На настоящий момент в стадии разработки находится несколько сотен обучающих программ. Планируется, что каждый учебный курс будет состоять не менее чем из 500 академических учебных часов, продолжительность — до 6 месяцев.

«Потребность в переобучении кадров у многих отраслей экономики, к примеру металлургии, существует давно, но у предприятий сейчас нет денег на обучение персонала. Мы взяли на себя эту работу. Будет проведен открытый конкурс на подготовку соответствующих образовательных программ. Причем разработчики при создании программы должны учитывать специфику предприятия, на котором работают будущие слушатели. Учебные заведения-победители должны будут обучить по этим программам преподавателей из других профильных вузов страны, которые затем будут передавать свои знания персоналу предприятий на местах» — Миклушевский.

Первый опыт внедрения современной системы переподготовки кадров будет получен на одном из самых проблемных с социальной точки зрения предприятий страны. Согласно программе переобучения, разработанной специально для решения проблем, на первом этапе 1 тыс. рабочих, которые хотят остаться работать на предприятии, пройдут обучающий курс в лучших технических вузах страны. Эта программа позволит рабочим освоить новое оборудование. Еще 1 тыс. человек будут обучены новым специальностям. 100 рабочих из первой тысячи будут направлены на обучение.

Для решения проблемы недостаточной квалификации кадров государство приняло ряд мер, нацеленных на более активное вовлечение работодателей в образование. Во-первых, переход на двухуровневую систему подготовки вынуждает вузы к более тесному сотрудничеству с компаниями, внедрению в учебу инновационных технологий и упору на практические компетенции, востребованные бизнесом. Во-вторых, ассоциации работодателей стали выполнять масштабную работу по оценке новых образовательных стандартов, в основу которых положен компетентностный подход. И наконец, создаются условия для формирования модульных программ, основанных на компетенциях.

В целом российская система высшего и среднего профессионального образования функционально созрела к тому, чтобы готовить кадры для посткризисной экономики. Реформы, начатые несколько лет назад, в условиях кризиса показали свою необходимость и своевременность. Осталось только дождаться, когда рынок труда заполнится кадрами высокой квалификации.

В горячке вступительной кампании абитуриенты чуть ли не душу дьяволу готовы продать за столь желанное место в вузе. Для некоторых спасательным кругом становится целевое направление. Адукар изучил Положение о целевой подготовке и расскажет, что такое целевое направление, кто и где может его получить, какие есть плюсы и минусы.

Что такое целевое направление?

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов. Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

В Министерстве образования рассказали о нюансах целевого направления

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е. брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность. Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Мы планируем предусмотреть возможность целевой подготовки специалистов с высшим образованием по отдельным востребованным экономикой специальностям для организаций независимо от места их нахождения. Сегодня целевое направление могут давать организации, находящиеся исключительно в определенных населенных пунктах. В то же время мы наблюдаем тенденцию, когда даже в областных городах не хватает специалистов того или иного профиля.

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Целевое направление 2020: на какие специальности принимают целевиков белорусские вузы?

Сколько мест выделяется на целевиков?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% — для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% — для всех остальных. Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Итоговые занятия перед ЦТ 2020 Адукар: +20 баллов за 4 часа!Хочешь узнать ловушки ЦТ и способы выхода из них? Записывайся на итоговые занятия Адукар, которые пройдут в июне-июле в онлайн-формате. Улучшишь свой результат до +20 баллов!Узнать больше и записаться!

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух. В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины не отрабатывать по целевому направлению

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Плюсы и минусы целевого обучения

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом. Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой. Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Тесты в ЦТ онлайн

С 12 по 27 июня пройдут итоговые занятия перед ЦТ 2020 Адукар: +20 баллов за 4 часа!

Бесплатный майский ЦТ-форум от Адукар стартует 21 мая в онлайн-формате

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх