Понятие лидерство

(100 )

«Лидерство»

ID: 191774
Дата закачки: 11 Мая 2018
Продавец: sonya84 (Напишите, если есть вопросы)
Посмотреть другие работы этого продавца
Тип работы: Тесты
Сдано в учебном заведении: МЭИ
Описание:
Лидерство
1. Критерием эффективности менеджмента в организации НЕ является
1. Соотношение прибыли и затрат на управление
2. Технико-экономические показатели
3. Степень удовлетворённости сотрудников в результатах своей деятельности
4. 4. Уровень заработной платы руководителя организации
2. Лидерство в теории менеджмента можно определить как…
1. победу в конфликте
2. условия функционирования организации
3. размер заработной платы руководителя
4. способность оказывать влияние на личность и группы людей
3.На практике под термином лидерство чаще всего подразумевают лидерство
1. Неформальное
2. Формальное
3. Деструктивное
4. Харизматическое
4. Атрибутом авторитарного стиля управления является… 1. Децентрализация полномочий
2. Преобладание неформальных коммуникаций
3. Инициативность
4. Директивность
5. Какие из названных качеств работника интересуют современного менеджера?
1. квалификация и целеустремления работника;
2. наличие черт характера, позволяющих сотрудничать с ним;
3. стабильность его отдачи;
4. интерес работника к перспективам роста и повышению квалификации;
5. все перечисленные.
6. Какими важнейшими чертами характера должен обладать руководитель?
1. целеустремленность;
2. решительность;
3. настойчивость;
4. инициативность;
5. всё перечисленное.
7. Можно ли заслужить должное уважение в коллективе, принимая всю ответственность на себя за ошибки своих подчиненных?
1. всегда;
2. да, если они допущены из-за того, что вы не акцентировали внимание на возможности их появления.
3. никогда;
4. в случае неразумных решений подчинённых;
8. Какие характерные типы менеджеров определяет Мак-Клеланд в своей теории мотивации?
1. институциональные менеджеры, которые испытывают большую потребность во власти;
2. «открытые» менеджеры;
3. социально активные менеджеры;
4. ни один из названных;
5. все названные.
9. Что такое валентность вознаграждения?
1. нерегулярность;
2. мера ценности или приоритетности;
3. открытость;
4. индивидуальная направленность;
10. Какие существуют типы лидеров?
1. лидеры-организаторы;
2. лидеры-инициаторы;
3. лидеры-эрудиты;
4. все указанные.
11. На чём основана власть специалиста?
1. на владении особыми экспертными знаниями, навыками и опытом;
2. на взаимопомощи;
3. на особом внимании к вопросам эффективности производства;
4. на осуществлении постоянного контроля за деятельностью членов трудового коллектива.
12. Каково обязательное условие лидерства?
1. умение побеждать в спорах;
2. обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях;
3. физическая сила;
4. ум и выдающиеся способности;
5. ни одно из указанных условий.
13. Какой личный стиль лидера оказывает наиболее благоприятное влияние на отношения с группой?
1. авторитарный;
2. демократический;
3. силовой;
4. прагматический.
14. Какие качества окружения наиболее близки демократичному лидеру?
1. личная преданность;
2. единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу;
3. неустойчивость в принятии решений;
4. гибкость.
15. Что означает понятие «интегративная функция» в теории лидерства?
1. делегирование полномочий;
2. подчинение коллектива;
3. сплочение единомышленников, окружения вокруг программы лидера;
4. умение решать организационные проблемы.
16. Какие качества присущи лидеру-новатору в бизнесе?
1. стратегическое мышление;
2. восприимчивость к инициативе других;
3. настойчивость;
4. умение маневрировать;
5. всё сказанное.
17. Чем характеризуется авторитарный режим управления?
1. менеджер имеет полную власть;
2. менеджер сохраняет за собой право на любые чрезвычайные полномочия;
3. подчиненные полностью и безоговорочно зависимы от своего руководителя;
4. подчиненные не имеют возможности высказать свое мнение;
5. всё вышесказанное верно.
18. Чем характеризуется демократический режим управления?
1. подчиненные осуществляют контроль над методами управления;
2. руководитель сохраняет за собой право на все решения;
3. сотрудники во всём и полностью зависимы от своего руководителя;
4. подчиненные не имеют возможности высказать свое мнение;
5. менеджер не имеет никаких преград для использования власти.
19. Что не типично для режима слабого, безынициативного руководства?
1. лидер/менеджер не обладает реальной властью;

2. подчиненные имеют больше власти, чем руководитель;
3. нет четко определенных целей деятельности на рабочих местах;
4. подчиненные не имеют возможности высказать свое мнение руководителю;
20. Какая из личных черт руководителя имеет максимальную значимость при назначении на ответственный руководящий пост в большом коллективе?
1. авторитарные наклонности;
2. профессиональные достижения;
3. уровень образования;
4. самореализация;
21. На чем основываются административные методы управления?
1. на штрафных санкциях.
2. на законодательных и нормативных актах;
3. на экономических интересах объектов управления;
4. на воздействии на социально-бытовые условия работающих;
22. Каковы общие методы управления?
1. воспроизводственные и маркетинговые;
2. законодательные и нормативные.
3. административные, экономические и социально-психологические;
4. сетевые и балансовые;
23. Что такое самоменеджмент?
1. организация личной работы руководителя;
2. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;
3. самостоятельность в деятельности менеджера.
4. управление
24. На чем основываются социально-психологические методы управления?
1. на воздействии на сознание и социальные условия.
2. на морально-психологическом климате;
3. на законодательных и нормативных актах;
4. на материальном интересе работников;
25. Какое утверждение правомерно для лидера?
1. он организует работу;
2. он просто существует;
3. он ведет за собой;
4. он управляет.
26. Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:
1. авторитетным работником.
2. формальным лидером;
3. неформальным лидером;
4. лидером-новатором

50. Сущность лидерства Лидерство — это важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.В этом определении сознательно не конкретизируются источники и формы власти лидера, те причины, из-за которых группа признает за ним право решать и управлять. Лидер часто выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Сфера влияния лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Существуют понятия «формальный лидер» — руководитель, обладающий официальными полномочиями по управлению и проявляющий лидерские качества, и «неформальный лидер» — сотрудник организации, не наделенный властными полномочиями, но демонстрирующий лидерское поведение по отношению к своим коллегам по работе.Для описания процессов лидерства в организации, как правило, не используются такие термины, как «начальник и подчиненные» или «руководитель и сотрудники». Чаще говорят о «лидере и его последователях». Очевидно, что истинные лидеры используют для достижения целей организации такие формы влияния на последователей, как пример, харизма и экспертное влияние, не прибегая к принуждению.Говорят гуру…К сожалению, просто хорошие менеджеры, как правило, не могут стать подлинными лидерами, способными реформировать деятельность корпораций.Дж. КатценбахПо мнению американского консультанта в области управления Дж. Катценбаха: «…обычные менеджеры стремятся поддерживать порядок и контроль, обеспечивать выполнение поставленных задач в рамках выделенных бюджетов и имеющихся ресурсов. Менеджеры-лидеры нацелены на изменение всего и вся и стараются привлечь к решению важнейших задач как можно больше работников. Им нравится влезать во все самим» (рис. 50.1).Большинство менеджеров среднего звена осознают свои слабые места и искренне стремятся воспитать в себе необходимые для лидеров качества.Интересный взгляд на проблему лидерства в конце XX века предложил американский ученый Ноэль Тичи (Noel M. Tichy) (рис. 50.2). Его концепцию «двигателя лидерства» можно сформулировать следующим образом. В организациях-победителях лидеры есть на всех уровнях управления. Для обеспечения лидерства на всех уровнях лидеры высшего уровня должны воспитывать лидеров на более низких уровнях управления. Чтобы воспитывать новых лидеров, действующие должны обладать «передаваемой точкой зрения». Действующие лидеры должны владеть методикой воспитания новых лидеров. В соответствии с концепцией «двигателя лидерства» система воспитания лидеров в организации представляет собой передачу от лидеров верхнего уровня лидерам нижних уровней таких элементов корпоративной культуры, как бизнес-идея, разделяемые сотрудниками ценности компании, эмоциональная энергия руководителей и их решительность в достижении поставленных целей.Ведущий эксперт Европы в области менеджмента Манфред Кете де Врис, автор концепции «эмоционального лидерства», основной задачей изучения лидерства видит «возвращение человека в организацию» (рис. 50.3). По его мнению, это становится возможным лишь тогда, когда руководитель-лидер начинает уделять большое внимание внутреннему миру своих последователей, каждому человеку в отдельности, а также социальным условиям их совместной работы. Лидеры, понимающие тонкости управления и ведущие своих последователей в соответствующем направлении, дают компаниям дополнительный стимул.Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпринято в период между 1930 и 1950 гг. К настоящему времени в теории лидерства выделяют три подхода (направления): личностный, поведенческий и ситуационный. Видеолекция «Сущность лидерства»:

:: Бизнес литература в библиотеке Кужеля
Известный отечественный обозреватель, Кужель Владислав Владимирович, авторитетное мнение которого по разным вопросам нередко ложится в основу экспертных выводов, является всесторонней развитой личностью. Хорошо разбираясь в вопросах искусства, современной литературы, активного отдыха и многого другого, Кужель Владислав нередко посещает мероприятия, посвящённые этим темам. В сферу его интересов входят также современные технологии ведения бизнеса, поэтому его нередко можно встретить на презентациях различных деловых изданий.

:: Какое образование поможет в организации успешной работы интернет-магазина одежды?
Реалии современной жизни заставляют многих людей даже в достаточно солидном возрасте задумываться о получении дополнительного образования, позволяющего наладить собственный бизнес.

:: Проблемы руководителя
У вас есть проблемы? У вас есть неразрешимые проблемы? Есть ли у вас что-то, на чем застревает ваше внимание и вы буквально вязнете. Это что-то (или целая пачка этих что-то) не дает развернуться вам во всю мощь, во всю ширь?..

:: Место встречи T&D-специалистов поколения Y
Люди поколения Х продолжают выступать на первых ролях в бизнесе, н однако «Игреки» активно «наступают им на пятки». Эти люди, рожденные после 1980 года, характеризуются, прежде всего, ярко выраженной приверженностью и цифровым технологиям и их активным использованием. Это поколение, еще не достигшее 30-летнего рубежа, во многом коренным образом отличается от предыдущего. Они и живут, и работают, и общаются по-другому. И T&D-специалисты этого поколения не исключение – у них свои способы взаимодействия и обмена опытом…

:: Лидер в экономике – кто он?
Почему некоторые люди добиваются более значительных успехов, чем другие? Какими качествами должен обладать человек, возглавляющий организацию? На эту тему написаны сотни статей и книг, но, тем не менее, интерес к феномену лидерства только возрастает. Молодым менеджерам хочется знать, что и как им нужно делать, чтобы занимать руководящие позиции. Однако быть лидером — это характер, а не должность…

:: Ошибки лидеров
Вот уже более пятнадцати лет я провожу тренинги и семинары, встречаюсь с совершенно разными людьми во многих городах. Я изучаю лидерство, типичные ошибки и эффективные стратегии…

:: Метаболизм личности или как сделать так, чтобы рыба не сгнила с головы
Он внимательно смотрит сны и сериал «Теория лжи». Причем и оттуда и оттуда он выносит свои четкие резюме, с помощью них обучая успешнейших бизнесменов страны сохранять безупречность реноме. Теоретик и практик в бизнесе, занимающийся сознательным и бессознательным в жизни – бизнес-тренер Константин Бордунос рассказал от чего зависит успех в не зависимости от кризиса.

:: Лидерство: формула успеха
Вывести сегодня формулу успеха пытаются многие ученые, психологи, предприниматели и простые обыватели, вновь и вновь испытывающие себя на прочность ради достижения заветной цели.

:: Лидерство как смысл жизни
Лидерами не рождаются, лидерами становятся. Лидерство и доминирование некоторых людей над другими можно наблюдать повсюду: в работе, личной жизни и учебе, с друзьями и малознакомыми людьми. Человек лидер всегда в центре внимания, он просто нуждается в необходимости распространять свои «чары» на окружающих.

:: Рекомендации по развитию лидерства и харизмы руководителя
Хороший, эффективный руководитель. Кто он? Какими качествами должен обладать? Большинство руководителей знают и могут сходу ответить на этот вопрос: это знания и навыки целеполагания и планирования, мотивирования подчиненных, делегирования и контроля.

Выставки и конференции

Выставка «Образование. Карьера»
15.10.2020 — 17.10.2020, Казань
Образование через всю жизнь
10.11.2020 — 12.11.2020, Челябинск
Уфимский международный салон образования
18.11.2020 — 21.11.2020, Уфа, ул. Менделеева, 158, ВДНХ-ЭКСПО
Выставка «Образование и карьера»
21.01.2021 — 24.01.2021, Пермь, ТВЦ «Пермская ярмарка»

Интервью

Интервью с директором ИБДА РАНХиГС, президентом Российской ассоциации бизнес-образования, профессором С.П. Мясоедовым
22.10.2019 | Читать интервью

Интервью с проректором ИБДА РАНХиГС, президентом Российской ассоциации бизнес-образования, профессором Сергеем Мясоедовым
19.03.2019 | Читать интервью

Интервью с преподавателем Центра «ПРОФИ-КАРЬЕРА» Анной Сосновой
12.02.2019 | Читать интервью

Интервью с исполнительным директором Московской международной высшей школы менеджмента МИРБИС Еленой Переверзевой
19.04.2018 | Читать интервью

Обновления
Активные дискуссии

Кому помогают тренинги личностного роста?
(последний ответ: 15.01.2017 19:29)
Двадцать человек, одна степень
(последний ответ: 28.12.2016 16:55)
Диплом MBA: «круче » не бывает
(последний ответ: 28.12.2016 16:46)

Все выставки и конференции

Все интервью

Все форумы

Термином » «имплицитная теория»лидерства», малознако­мым отечественному читателю, фактически обозначается фе­номен, представляющий собой частный случай более общего когнитивного явления — «имплицитной теории» личности. Напомню читателю, что понятие .имплицитной теории» личности было введено в научный оборот Дж. Брунером и Р. Таджиури применительно к про­цессам социальной перцепции. Этим понятием описывается склонность людей усматривать связь между определенными человеческими типами и личностными чертами. Что же касается «имплицитной теории» лидерства, то одни­ми из первых к ней обратились Е. Холландер и Д. Джулиан . Рассматривая механизмы лидерст­ва, ученые полагали, что люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, ин­теллект, черты личности, ценности) соответствуют представ­лениям других о лидере.

Несколько позднее Б. Калдер утверждал, что лидерство — феномен, во многом существующий в атрибуци­ях последователей, а Д. Пфеффер назвал ли­дерство большой иллюзией, порождаемой людьми, нуждаю­щимися в героях.

Наконец, Р. Лордом с сотрудниками экспериментально было показано, что люди дей-

3.1. Механизмы ор|НР,..___ ……………………………..

пвительно формируют некие абстрактные представления о лидере (а точнее, если воспользоваться терминологией соци­ально-когнитивного подхода, о наиболее типичных признаках когнитивной категории «лидер»), хранящиеся в их долговре­менной памяти. Эти представления получили название прото­типов лидерства. В групповом взаимодействии происходит сличение индивидуальных прототипов лидерства с моделями поведения, демонстрируемыми членами группы и позволяю­щими судить о степени их соответствия лидерской роли.

Небольшое эмпирическое отступление.Давайте вер­немся к фрагменту исследования ролевой дифферен­циации лидерства в спортивных командах, включен­ному в 2.3. Хотя речь о прототипах лидерства там не шла, тем не менее в описании норм делового и эмоци­онального лидерства, несомненно, содержатся «прото-типные» черты. Напомню, что эти нормы (т. е. требо­вания к тому, каким должен быть лидер спортивной команды) были представлены в виде набора качеств-антонимов.

Такие качества, как, например, «смелый в игре», «ини­циативный», «эффективный в игре», «играет на коман­ду», «волевой», «способен в тяжелую минуту взять иг­ру на себя», «уверенный в себе», вполне, на мой взгляд, можно рассматривать в качестве элементов прототипа инструментального лидера спортивной команды. В то же время качества типа «способен своими действиями в игре зажечь команду», «надежный как товарищ», «до­веряет товарищам по команде», «справедливый» впол­не можно отнести к элементам прототипа экспрессив­ного лидера. И отнюдь не случайна высокая степень связи между баллами, полученными спортсменами по шкале норм, и их ранговыми показателями в структу­рах делового и эмоционального лидерства. Иными сло-3. Подробнее с содержанием понятий «прототип» и «паттерн», часто встре­чающихся при рассмотрении когнитивных процессов, читатель может озна­комиться в следующих работах: .

Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА

3.1. Механизмы выдвижения в позицию лидера

вами, высокие лидерские ранги получали те игроки, чьи действия более всего соответствовали представле­ниям членов команды о лидере.

По мнению исследователей , прототипы ли­дерства далеко не однородны. Они могут быть классифици­рованы по трем иерархическим уровням. Наивысший из них представлен наиболее общими категориями (например, лидер в сравнении с нелидером). Средний уровень содержит более дифференцированные категории в зависимости от соответст­вующих сфер деятельности лидеров (например, лидеры в спорте, сфере бизнеса, в вооруженных силах и т.д.). Наконец, низший уровень классификации предполагает дифференциа­цию лидеров в рамках конкретной предметной области (на­пример, дифференциация военных лидеров по званию). Од­нако замечу, что в последнем случае речь фактически идет о руководстве. В связи с этим несколько ниже (см. гл. 8) я вер­нусь к работам Р. Лорда.

Как полагают исследователи , применительно к прототипам лидерства важно также учитывать специфику перцептивного анализа лидер­ского процесса. Подобный анализ носит поуровневый харак­тер. Например, если речь идет только о свойствах личности или поведении лидеров, в таком случае мы имеем дело с ин­дивидуальным уровнем анализа. По данным Р. Лорда и дру­гих авторов, на этом уровне анализа с проявлениями лидер­ства принято связывать реализацию индивидами в группах таких свойств, как интеллект, маскулинность, доминантность, решительность и самоконтроль. А в самое последнее время к числу предикторов (т. е. предваряющих факторов) появления лидерства учеными отнесена также поведенческая гибкость.

Иной характер носит следующий уровень анализа, получивший название диодного. Применительно к этому уровню речь идет не только об устоявшихся прототипах лидерства, но также и о возможных их изменениях в зависимости от опыта и состоя­ния воспринимающих. Иными словами, прототипы лидерства

рассматриваются как динамические образования, типичные для нзаимодействия в системе «лидер — последователь».

Кстати сказать, что касается изменений прототипов лидерст-на, то они, по данным диссертационной работы Е. М. Трофи­мовой , имеют место уже в онтогенезе. В методически весьма изобретательном исследовании, проведенном на вы­борке дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет, было показано что достаточно отчетливые прототипы лидера-сверстника на­блюдаются у 5-6-летних детей, особенно у девочек.

Наконец, третий уровень анализа трактуется исследователям! как групповой. На этом уровне индивидуальные прототипы ли дерства могут быть подвержены действию различных внутри групповых влияний. Впрочем, данный уровень анализа в ре альности может быть значительно расширен за счет включени в прототипы лидерства требований, проистекающих со сторс ны национальной и организационной культуры, гендерного фаг тора, специфики групповой деятельности и т. п.

Вот несколько примеров влияния контекстуальных факторе на прототипы лидерства. По данным американских авторов , в последние два десятилетия возросла маску­линизация образа лидера у американских детей. При этом от­мечаются различия гендерного плана. Так, у мальчиков про­тотипы включают лидерскую схему, присущую мужчине, тогда как лидерская схема девочек включает в равной мере мужские и женские черты .

Согласно другим данным .

Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА

3.1. Механизмы выдвижения в позицию лидера

ных), обычно относится к достоинствам руководства, сосед­ствуя с маскулинными характеристиками руководителя. На­личие подобной черты в лидерских прототипах американцев практически исключено.

Еще один любопытный пример межкультурных различий в лидерских прототипах — результаты сравнительного иссле­дования, проведенного недавно в Колумбии и Швейцарии . Для колумбийцев такие личностные черты, как хитрость и коварство, — залог эффективного ли­дерства. Напротив, швейцарцы рассматривают подобные чер­ты как препятствующие эффективному лидерству.

Методическое отступление. Интересно, что, по мнению специалистов , судить о культурной детерминации «имплицитной теории» лидерства, а зна­чит, и лидерских прототипов можно, основываясь, в ча­стности, на самоописаниях лидеров. Так, М. Чемерс приводит следующий исследователь­ский пример: если характерная для некоей культуры «имплицитная теория» эффективного лидерства пред­полагает в качестве желаемого образца соучаствующий стиль принятия решений (см. о нем 6.3), то люди, при­тязающие на лидерские роли, склонны описывать себя в значениях именно этого стиля.

Недавний анализ соотношения индивидуальных различий и ор­ганизационного контекста в процессах лидерства, проведенный Р. Фоти и Д. Майнером , также указывает на контекстуальную детерминацию лидерских прототипов. Эм­пирически была показана зависимость последних от специфи­ки тендера и задачи, выполняемой в так называемых безлидер­ских (геайеНезз) малых группах. Например, задачи, решаемые в фемининной среде, делают больший акцент на таких качествах, как гибкость и экстраверсия (в плане общительности), а зада­чи, решаемые в маскулинной среде, делают больший акцент на таких качествах, как доминантность и решительность. Те и дру­гие качества соответствующим образом сказываются на воспри­ятии кого-то из членов группы лидером.

Таким образом, прототипы лидерства выступают как доста­точно сложные когнитивные образования, не сводимые ис­ключительно лишь к индивидуальному когнитивному опыту отдельного субъекта, но испытывающие разнообразные кон­текстуальные влияния.

Псе вышесказанное позволяет рассматривать «имплицитную те­орию» лидерства в качестве когнитивного (или, следуя терми­нологии Р. Лорда, социально-когнитивного) механизма выдви­жения в позицию лидера, дополняющего действие аналогичного по функции поведенческого механизма — психологического об­мена. Следовательно, чтобы «заработать» лидерский статус, од­ного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада от-иечало имеющимся у членов группы прототипам лидерского поведения, т. е. даже и эффективный «вкладчик» должен быть еще воспринят как лидер.

Подобный взгляд на соотношение механизмов выдвижения в позицию лидера хорошо согласуется с мнением специалистов |Ьоп1 е1 а1., 2001; 2ассаго ет. а1., 1991] о том, что лидерство не может быть понято исключительно либо с точки зрения дей­ствий лидера, либо с точки зрения абстрактных когнитивных прототипов последователей. Скорее лидерство является ре­зультатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорд и другие авторы относят:

• поведение лидера,

• представления о лидерстве,

• социальное влияние.

Из указанных факторов первые два в той или иной мере рас­смотрены мной в настоящем параграфе. Что же касается тре­тьего из них — социального влияния, или механизма влияния в лидерстве, то его обсуждение проводится ниже.

Глава 3. МЕХАНИЗМЫ И ДИНАМИКА ЛИДЕРСТВА

3.2. Механизм влияния в лидерстве

Всем привет! С вами Людмила Редькина, и мы продолжаем наше общение! Вам нравится быть в центре внимания и вы не терпите монотонности и «мямленья”? Вы хотели бы отвечать за какой-то проект, ведь лучше вас никто с ним не справится? Вам надоедают люди, которые не отвечают за свои слова и не доводят дела до конца? Считайте, что в вас есть огромный потенциал для развития лидерских качеств! В этой статье мы рассмотрим, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать, а также почему такие требования к лидерам выдвигает большинство людей.

Определение лидера

Лидер не может быть вне группы, сам по себе. Поэтому, чтобы вам почувствовать себя лидером, нужно иметь как минимум небольшую группу людей, которых вы можете убеждать. Об этом говорит и определение лидерства.

Настоящий лидер – это человек, который ведет группу к определенной цели и, очень важно, не боится ответственности!

Целей он может достигать разными способами. Например, принимать решения самостоятельно, интересуясь только конечным результатом. Но уважением тогда долго пользоваться не будет. Он может делегировать полномочия и тогда будет способствовать развитию всех членов коллектива.

А теперь немного проще. Допустим, дано задание по разработке новой программы. Авторитарный лидер диктует, какого формата должна быть программа, как она выглядит, кто должен заниматься программированием, а кто – поиском информации и т. д. Это все делается без учета мнений работников.

Либеральный лидер сначала огласит задание, устроит мозговой штурм, кто как видит его выполнение. Посмотрит, кто какие идеи подает, проработает их вместе с группой и после этого делегирует полномочия тем людям, которые подали идеи.

Есть еще несколько стилей, которые используют лидеры в своем руководстве, добавлю вам немного интересной теории:

  • демократический – все принимают решение, лидеры все по чуть-чуть;
  • нарциссический – самовлюбленный руководитель вряд ли порадует своих подчиненных;
  • токсический – участникам группы с таким лидером все хуже и хуже, он как бы «высасывает из них все соки”;
  • авторитарный;
  • либеральный.

В общем, стилей руководства есть много, одни настроены на объединение коллектива, другие – на достижение цели без хорошей атмосферы внутри. Если руководитель и лидер в группе не одно и то же лицо, тут начинается лотерея. Это может послужить максимальной эффективности группы или, наоборот, отвратительной обстановке, недостижению целей.

Все эти процессы изучает социальная психология, а мы здесь говорим больше о практике. Кому не приятно, когда вас уважают, прислушиваются и «заглядывают в рот”, когда вы говорите классные вещи? Конечно, всем! И многие хотели бы стать лидером в своей компании. Как завоевать «приз зрительских симпатий” и стать лидером в коллективе, смотрите в этой статье, а мы рассмотрим основные качества лидера.

Личностные качества современного лидера

Лидер группы – человек, на котором много ответственности. Чтобы раньше времени эмоционально не выгореть, важно иметь набор качеств, позволяющих эффективно вести группу к цели. При этом важно всегда оставаться на высоте уважения коллектива. Какими же качествами должен обладать лидер?

Свое видение перспективы

Человек «у руля” обязательно должен видеть все глубже. Если дан проект на построение дома, его волнует все – от начала и до получения ключей жильцами, и он видит, как этого достичь. Если компания занимается производством детского питания, уважаемый руководитель видит, как достичь наибольшего количества заказов товара, он продумает все – от внешнего вида до добавок в питании.

Это способность видеть перспективу в неизведанном деле, возможность изменения стратегии, умение «заразить” своим видением всех участников коллектива.

Определение и достижение целей

Среди качеств современного лидера это, наверное, в тройке первоочередных. Целеполагание – качество, которое полезно всем, не только лидерам. Это искусство маленьких шагов, когда человек определяет необходимый объем работы на каждый день, чтобы достичь большой, важной, светлой, если хотите, цели!

Но здесь ответственность в том, чтобы донести всей группе важность выполнения тех или иных задач. Ведь не все в коллективе имеют видение.

Адаптированность или стрессоустойчивость

На руководителей постоянно обрушивается огромное количество информации, требований, постоянные изменения буквально сводят с ума. Но настоящий одаренный лидер, знаток своего дела, имеет такую черту характера, как адаптивность.

Человек умеет выбирать из кучи мусора бриллианты, из гигабайтов информации ту, что принесет пользу всему коллективу. Это реально, когда он имеет широкий кругозор, мало-мальский опыт и способности к руководству.

Гибкость

Человек, возглавляющий группу людей, должен хоть немного разбираться в психологии человека. Это поможет ему в проблемных ситуациях применить разные стратегии, чтобы лучше всего их преодолеть. Если он постоянно будет поступать по одному шаблону, это в конечном счете изучат его конкуренты, лидер будет предсказуем.

Упорство, настойчивость

Для любого руководителя важно доводить дело до конца. Но настойчивость должна быть обдуманной. Есть негласное отличие лидера от руководителя: лидер идет вместе с командой, а руководитель «толкает” команду впереди себя. Результат: лидер знает все проблемы в процессе достижения целей, что помогает ему мудро настаивать и упорствовать. А руководитель не видит объективной картинки процесса работы.

У кого в таком случае будет больше авторитета и поддержки? Я думаю, понятно. Хорошо, когда лидер и руководитель в коллективе – одно лицо. Он и команду толкает вперед и все процессы знает.

И еще немного наблюдений. Существуют разные исследования на тему личностных качеств людей «у руля”. В результате вырисовывается определенный портрет лидера. Я опишу основные позиции, каким должен быть главный человек в коллективе:

  • приятный внешне: как правило, рослый, нетолстый, симпатичный, голос низкий, представительный;
  • характеристика личности: экстраверт, сангвиник или холерик, властный, амбициозный, креативный, критичный, упорный, мужественный, агрессивный, уравновешенный и независимый;
  • интеллектуальные способности: логика и память на высоком уровне, интуитивный, умеет правильно общаться с людьми, широкий кругозор, оригинальный, проницательный, эрудированный, быстро принимает решения, обладает чувством юмора;
  • деловые характеристики: организованный, надежный и дисциплинированный, ответственный и обязательный, ведет себя как хозяин положения, рискованный, доброжелательный и тактичный, коммуникабельный, умеет ко всем найти подход.

Этот портрет еще дополняется такими характеристиками, как участливость, порядочность, честность. Но в последнее время, к моему сожалению, эти качества не в почете.

Поведение

Прирожденный лидер мотивирован властью, эффективностью и достижением цели. Я встречала многих довольно успешных в этом плане людей. Любовь к власти позволяет им находить выход даже в самых тупиковых ситуациях. Но они уязвимы именно в этой самой власти: стоит им переусердствовать, как люди понимали их намерения и отворачивались от них.

Каждый лидер должен уметь справляться с трудностями, от этого зависит его успех. Противостоять сложным ситуациям ему помогают модели поведения, которым он осознанно или неосознанно следует. Постараюсь объяснить не сильно заумно.

  1. Конкурентная модель. Такой модели следуют в основном мужчины. Они постоянно с кем-то соревнуются в своих действиях. Им присущи агрессивность, доминантность, харизма, эгоцентризм, самодостаточность. Им важно иметь больше привилегий по сравнению с подчиненными, отличаться от них не только своим статусом, но и тем, что можно себе позволить.
  2. Кооперативная. Таких людей уважают, так как к лидерству они пришли не через «рейдерский захват власти”. Они коммуникативные, интеллектуальные, направлены на сотрудничество со всеми, кто принесет пользу всей группе. Чаще всего и в личной жизни у них все ОК, они лояльно относятся к женскому и мужскому руководству.
  3. Маскулинная. Это разновидность конкурентной. Лидер обязательно мужчина, хотя и женщины тоже бывают, но таких называют «мужик в юбке”. Они конкурентоспособные, сексуальные (здесь только мужчины, женщинам такой стиль в пользу не идет), доминантные, агрессивные.
  4. Феминная. Эта модель срабатывает только в случае, когда нет других претендентов на место руководителя. Как правило, это женщины, которых «бросили на амбразуру” за неимением других кандидатур. Такие руководители мало способны конкурировать и доминировать. Они больше подчиняются, агрессию не проявляют, стараются со всеми договориться.

Минусы лидерства

Каждая модель поведения руководителя группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные характеристики мы рассмотрели, перейдем к «ложке дегтя”.

При конкурентной модели поведения руководитель не настроен на кооперацию и полезную коммуникацию. Он будет всеми правдами и неправдами стараться получить корысть только для себя. Это основное отрицательное качество лидера, ведь такие люди, как правило, «идут по головам”, не обращая внимания на окружающих.

Он настроен только на дело, его не интересуют человеческие взаимоотношения и понимание. Наблюдения за такими людьми показывают, что такой семьянин сознательно или неосознанно делает жизнь своих близких адом. Он втянут в тотальную конкуренцию, постоянно находится на лезвии бритвы. Такие лидеры опасны, ведь они мало когда заботятся о народе, социальном аспекте.

При кооперативной модели есть опасность лидера-тряпки. Он ориентирован на понимание, человечность, стремится никого не обидеть. Как правило, это приводит к тому, что он теряет четкую линию руководства. Один сотрудник ему скажет такой макет подавать, второй настоит на другом макете и т. д. А он, чтобы угодить всем, будет мучиться и выберет максимально среднее решение, зная, что оно провальное.

Это чревато появлением тревожности, эмоциональным выгоранием, нарушением общения в коллективе. Он сам теряет навык эффективного управления группой. Это основные минусы лидерства. Плюс, проблемы могут оказать влияние и на здоровье физическое.

Оптимальным, как всегда, является золотая середина. Когда умный капитан своей команды на производстве или любой другой группы может быть настолько гибким, чтобы в принципиальных вопросах проявлять доминантность и конкурентность, а в жизни оставаться хорошим и добрым человеком, умеющим проявить эмоциональный интеллект.

Отрицательное качество лидера

Чтобы стать лидером группы, в которой вы находитесь, на работе, среди друзей, важно работать над собой. Развитие никогда не помешает, а взамен вы получите гораздо больше: признание, некоторую власть, уважение и, конечно, приятный бонус – повышение зарплаты.

Чтобы добиться этого, сделайте первый шаг, который определит вашу успешность в будущем – пройдите курс «Эффективное общение”. Онлайн-интенсив позволит вам достигать желаемого без лишних эмоций, справляться с проблемами с наименьшими потерями для себя, становиться счастливее, влиять на окружение.

Ведущий курса – Олег Калиничев. Очень опытный коуч и психолог, специалист по эмоциональному интеллекту и невербальному поведению человека. Уж с ним-то вы не сможете оставаться на одном уровне в развитии. У вас появится желание идти дальше и дальше, развиваясь и получая крайне необходимые навыки для лидера.

Хочу пожелать вам ВЕСТИ людей и УПРАВЛЯТЬ процессами, заряжать энергией всех вокруг себя и в своем руководстве оставаться человеком! Именно искренних, иногда строгих, но справедливых, мудрых и харизматичных руководителей нам не хватает, они на вес золота!

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх