Поощрение студентов

Конечно, далеко не все дети любят учиться. У многих из них по разным причинам наблюдается достаточно невысокая мотивация к учёбе. И порой некоторые родители принимают решение стимулировать своих детей к хорошим оценкам денежными выплатами. Одни устанавливают «таксу» за оценки 4 и 5. Другие ставят выдачу денег на карманные расходы в прямую зависимость от оценок. На первых порах большинство детей действительно начинает стараться получать хорошие оценки. Но их усердие, как правило, возрастает меньше ожидаемого, и длится не так долго, как рассчитывали родители.

Не секрет, что любой деятельностью человека движет мотивация. Если у человека нет потребности, которую он стремится удовлетворить, оснований для проявления активности у него объективно нет. Чем важнее для человека потребность, чем большую значимость для него представляет результат, тем больше усилий и времени он готов потратить на достижение желаемого. Если деятельность направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей, то и желание заниматься её больше. То же самое касается и учебной деятельности.

В основе учебной мотивации лежит несколько потребностей:

— познавательные: узнать что-то новое, интересное, удовлетворить любопытство

— эмоциональные: получить одобрение, похвалу, хорошую оценку

— достижения успеха: почувствовать удовольствие от факта достижения цели, от того, что справился с задачей, преодолел трудности

— саморазвития: приобщиться к новым знаниям, освоить новые навыки, научиться что-то делать

— социальные: завоевать авторитет и уважение в кругу сверстников, занять более высокое положение в группе.

Как видите, в этом списке нет такой потребности, как «заработать деньги, получить материальную выгоду». Все «выгоды» исключительно нематериальны.

Кто-то из родителей может мне сейчас возразить, сказав, что ребёнок должен научиться распоряжаться деньгами. Действительно, навык распоряжаться деньгами очень полезен для будущей самостоятельной жизни. Однако распоряжаться – это, в первую очередь, уметь их расходовать. Научить этому можно через объяснение основ планирования бюджета семьи, разъяснение статей расходов, порядка накопления и сбережения денег.

Предвкушаю и такое возражение: «Ребёнок с детских лет должен понять, что деньги даются его собственным трудом». Согласна. Понимать это ребёнок должен обязательно. Однако учёба – это не тот труд, за который предусмотрена оплата.

С точки зрения экономического понимания заработка, труд имеет две формы: для себя и для общества. Когда человек делает что-то для себя, он не предъявляет обществу результат приложения своих сил. Он не выставляет на продажу ни результат труда, ни свою услугу по выполнению той или иной работы. Устраиваясь на работу и предлагая работодателю свои знания, профессионализм, опыт, умения, он предлагает свой труд общественности. То же самое происходит и с продажей того, что человек изготовил, приложив свой труд.
Учится ребёнок исключительно для самого себя. Для того чтобы приобрести, только ещё приобрести те самые знания, умения и навыки, которые впоследствии он предъявит на рынке труда. Предлагать ребёнку деньги за учёбу, значит формировать у него в корне неверное представление о том, чем и как зарабатывают люди на жизнь. Выплачивая ребёнку деньги за хорошую оценку, родители, по сути, подменяют у детей учебные мотивы утилитарно-прагматическими.

Карманные деньги и успеваемость

Если родители хотят пробудить у ребёнка стремление получить знания и хорошие оценки, правильнее будет обратиться к истинным мотивам учебной деятельности, которые я перечислила выше. А деньги давать просто как фиксированную сумму на карманные расходы.

Я не являюсь противником того, чтобы размер выплат на карманные расходы варьировался от результатов успеваемости. Ведь и размер стипендии зависит от успеваемости студента. Однако здесь стоит учесть важные факторы. Во-первых, нельзя лишать ребёнка карманных денег полностью из-за плохих оценок. Лучше установить фиксированный размер, неснижаемый остаток, неприкосновенную часть выплаты. За хорошую успеваемость сумма выплаты может быть увеличена тоже на фиксированную сумму.

Во-вторых, критерии определения «хорошей успеваемости» должны быть установлены чётко и не меняться в зависимости от настроения родителей. Критерии следует выбрать такие, которые не ставили бы в прямую зависимость количество полученных оценок 4 и 5. Лучше взять какие-нибудь средние показатели или, если ребёнок способен учиться без «троек», установить именно этот критерий. Имеет смысл оговорить и пропуски уроков без уважительных причин.

Третье важное условие: не отказывать ребёнку в помощи с трудными заданиями, указывая ему на то, что теперь ему платят карманные деньги с учётом успеваемости, поэтому он об оценках должен заботиться сам.

Четвёртое условие состоит в том, чтобы в общении с ребёнком на тему учебы делать акцент на мотивах самой учебной деятельности, а не на оценках. Нужно расспрашивать школьника о том, что нового он узнал на уроках, что ему показалось интересным, как у него складываются отношения с одноклассниками и учителями, подчёркивать его учебные достижения, хвалить, поощрять и пр. Это необходимо для удержания мотивации к учёбе на мотивах самой учебной деятельности.
Если вы не уверены в том, что сможете выполнить все эти условия, лучше не связывайте карманные расходы и успеваемость. Потому что ошибочными действиями в этом направлении вы скорее нанесёте вред морально-нравственным устоям ребёнка и его системе ценностей. Из любого ребёнка достаточно легко вырастить ханжу и циника. И успешнее всего в этом деле помогают как раз товарно-денежные отношения между ребёнком и родителями.

Что происходит в мотивационной сфере ребёнка, которому родители начали платить деньга за оценки?

Подмена учебных мотивов материальными отнюдь не будет способствовать тому, чтобы ребёнок устремился получать знания. Целью его учёбы станут деньги. А сами оценки – товаром, который он потом продаст родителям.

Если родители рассчитывают на то, что для получения хороших отметок ребёнок начнёт прикладывать больше усердия к освоению предметов, то они глубоко заблуждаются. Школьник, не нацеленный на получение знаний по предметам, будет искать любые способы, чтобы получить именно оценку: списывать на контрольных, пропускать уроки, к которым не подготовился и т.п. Знаний по предметам ему это точно не добавит. Ведь ему платят не за знания, а за оценку. Оценку же можно получить и обманным путём.

Другая тенденция, которая неизбежно будет проявлять в его учебной деятельности, связана с тем, что школьник будет стремиться получать хорошие оценки по тем предметам, которые даются ему легко. Те же, по которым придётся прикладывать больше усилий, будут игнорироваться, как и прежде. Иными словами, выплатой денег за оценки 4 и 5, успеваемость по всем предметам школьного курса вряд ли получится.

Кроме того, у ребёнка будет своя определённая мера того количества денег, ради которой он готов постараться. Если, к примеру, ему нужно накопить 1 тысячу на какую-то вещь, которую он хочет купить, то заработав эту сумму на оценках, его финансовый аппетит будет удовлетворён. А мотивы получить ещё некоторую сумму за оценки на время ослабнет, пока ребёнку не понадобятся деньги ещё.

⇐ Предыдущая12

Поощрения:

· объявление благодарности;

· благодарственное письмо (родителям, в школу, в администрацию, в СМИ);

· награждение грамотой;

· награждение ценным подарком;

· материальное поощрение;

· премирование экскурсионной поездкой;

· представление к назначению специальной стипендии;

· присвоение почетного звания «Лучший студент факультета», «Лучший студент академии»;

· занесение на Доску почета;

· специальные виды поощрения (перевод на индивидуальный график обучения, досрочная сдача сессии).

Взыскания:

За неисполнение или нарушение уставаАкадемии, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов Академии по вопросам организации и осуществления образовательной

деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного

взыскания ‒ замечание, выговор, отчисление из Академии.

Виды стипендий. Права на получение стипендий

И другие виды поддержки студентов

Государственная академическая стипендия студентам

Минимальная государственная академическая стипендия

2.Повышенная государственная академическая стипендия (студентам, обучающимся на «отлично» и «хорошо», при наличии более 50% оценок «отлично»)

3.Повышенная государственная академическая стипендия (студентам, обучающимся на «отлично»)

4.Повышенная стипендия в персональном порядке:

— за особые достижения студента в учебной деятельности

— за особые достижения студента в научно-исследовательской деятельности

— за особые достижения студента в общественной деятельности

— за особые достижения студента в культурно-творческой деятельности за особые

— за особые достижения студента в спортивной деятельности

Государственная социальная стипендия студентам

1.Государственная социальная стипендия

2.Повышенная государственная социальная стипендия для нуждающихся студентов первого и второго курса

Государственная стипендия аспирантам

1.Государственная стипендия аспирантам

2.Государственная стипендия аспирантам, обучающимся по программам подготовки научно-педагогических кадров по техническим и естественным направлениям подготовки согласно перечню, который устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 года № 899).

Стипендия Президента и Правительства Российской Федерации

1.Стипендия Президента Российской Федерации студентам, обучающимся по приоритетным направлениям (Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2011 г. №1198).

2.Стипендия Президента Российской Федерации

3.Стипендия Правительства Российской Федерации

Стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами

1.Стипендия областного комитета Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ

2.Стипендия ОАО «Россельхозбанка»

Формы материальной поддержки

Материальная помощь студентам

Текущий контроль успеваемости

Основной задачей текущего контроля успеваемости является повышение мотивации обучающихся к регулярной учебной работе,самостоятельной работе, углублению знаний и приобретению практических навыков.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация имеют трехуровневую схему контроля в каждом семестре.

Промежуточная аттестация

Обучающиеся, не имеющие задолженности по результатам текущего контроля успеваемости по данной дисциплине, полностью выполнившие практические задания и курсовые работы (проекты) по дисциплине, допускаются к промежуточной аттестации по дисциплине учебного плана.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх