Порядок оспаривания кадастровой стоимости

Вот смотрите здесь то ведь почему то отказано было судом:

2. Кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной подлежит определению только на дату действующей кадастровой оценки. Рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена на произвольную дату или на дату предыдущей кадастровой оценки.

По делу №А13-7888/2013 Общество обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости с 01.01.2011.

Как следует из материалов дела, новая кадастровая оценка спорного земельного участка проведена по состоянию на 02.06.2012. Указанные результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013.

Истец не согласился с результатами кадастровой оценки, привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011.

В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11, дата определения рыночной стоимости земельного участка должна соответствовать дате кадастровой оценки, а рыночная стоимость, установленная вступившим в законную силу решением суда, может применяться только с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

С учетом проведения кадастровой оценки земель по состоянию на 02.06.2012 представленная истцом оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 не является актуальной, а отчет об оценке не может быть принят судом в качестве допустимого и достоверного доказательства действительной рыночной стоимости земельных участков.

При таких обстоятельствах решением суда от 05.09.2013 в удовлетворении иска отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.11.2013 решение оставлено без изменения.

По другому делу №А13-2648/2013 индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением об установлении рыночной стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2012.

В обоснование своих требований истец указал, что изменение кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость требуется в целях уменьшения налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2012 год.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившим в силу с 01.01.2011, установлена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка нарушает права истца, необоснованно завышая налоговую базу, истец обратился с настоящим иском об установлении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в целях корректировки налоговых обязательств за 2012 год. Представил отчет об оценке рыночной стоимости от 16.11.2012.

На момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 об утверждении результатов государственной оценки земель утратило силу. Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 определена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 02.06.2012.

В данном случае спор касается кадастровой стоимости земельного участка, утратившей свое значение, то есть истец предъявил требование об изменении неактуальной кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

Установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. В случае, если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.

Поскольку истец не представил суду надлежащей оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012 в удовлетворении исковых требований решением от 02.09.2013 отказано. Решение суда не обжаловано.

По другому делу №А13-2518/2013 предприниматель обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной по состоянию на 01.01.2007.

Как установлено судом, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 02.06.2012 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012.

Истец, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании нормативного акта Правительства Вологодской области, просит изменить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной с целью откорректировать свои налоговые обязательства за прошлый период.

В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости используются в целях налогообложения с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости не могут распространяться на прошлый налоговый период.

Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом рыночная стоимость земельного участка в качестве кадастровой подлежит определению по состоянию на дату определения государственной кадастровой оценки земель, действующей на момент рассмотрения спора.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что предъявление настоящего иска не приведет к восстановлению прав истца, которые он считает нарушенными, и в решении от 31.07.2013 отказал в удовлетворении заявленных требований. Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, п. 15 ст. 20 КАС РФ подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ст. 28 ГПК РФ, ч. 2 ст. 24 КАС РФ).

В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 154 и ч. 1 ст. 246 ГПК РФ споры о пересмотре кадастровой стоимости разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд по правилам главы 23 ГПК РФ.

После введения в действие Кодекса административного судопроизводства РФ данные дела разрешаются в сроки, установленные ст. 141 КАС РФ в соответствии с правилами главы 25 КАС РФ.

В силу абзаца тридцать шестого ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности решения Комиссии могут быть оспорены в суде.

С учетом того, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, п. 15 ст. 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные соответственно главой 25 ГПК РФ, главой 22 КАС РФ.

В целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, п. 15 ст. 20 КАС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ либо возвращает его в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 статьи 129 КАС РФ.

В связи с тем, что правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 24 ГПК РФ, главой 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим также не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

При этом следует учитывать, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.

Уважаемые коллеги!

Представляю обзор подписанных 31.07.2020 Президентом РФ Путиным В.В. изменений в Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и ряд других законов в части порядка оспаривания кадастровой стоимости недвижимого имущества (Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ).

I. О планах переоценки кадастровой стоимости недвижимости в
г. Москве.

II. Изменения в Законе «О государственной кадастровой оценке».

III. Соотношение изменений, предусмотренных Законом № 269-ФЗ,
со специальными нормами КАС РФ об оспаривании/пересчете результатов определения кадастровой стоимости.

IV. В каком порядке в итоге можно будет изменить кадастровую стоимость недвижимости в переходный период времени, т.е. до 01.01.2023.

V. Дополнительная информация к размышлению.

I. О планах переоценки кадастровой стоимости недвижимости в г. Москве.

27.07.2020 Мэр Москвы Собянин С.С. на своем сайте www.sobyanin.ru сообщил:

«В этом году Правительство Москвы не будет проводить кадастровую оценку жилой и коммерческой недвижимости. Для расчета размеров налога на недвижимость по-прежнему будет применяться кадастровая стоимость 2018 г.

Почему я принял это решение?

Закон позволяет проводить кадастровую оценку с периодичностью от 2 до 5 лет, но – ВНИМАНИЕ! – по состоянию на 1 января. То есть в кадастровой оценке 2020 г. невозможно учесть влияние пандемии COVID-19, о которой 1 января еще никто и не слышал» (https://www.sobyanin.ru/ekonomiya-4-mlrd-o-kadastrovoi-otsenke-nedvizhimosti-v-2020-godu).

Под кадастровой стоимостью 2018 года имеется ввиду распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 № 40557 (с изм. от 22.06.2020) «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 г.».

К вопросу о проведении очередной кадастровой оценки недвижимости Мэр Москвы Собянин С.С. обещал вернуться в 2021 году. Дополнительная информация к размышлению по данному вопросу приведена далее (раздел № 5).

Что касается оспаривания кадастровой стоимости, во-первых, нужно отметить, что в сообщении Собянина С.С. речь идет о налоге на имущество и о кадастровой стоимости объектов капитального строительства. О судьбе кадастровой стоимости земельных участков и, соответственно, земельного налога разъяснений пока не было.

Во-вторых, стоит уделить внимание словам «влияние пандемии COVID-19». В текущем году это влияние затронуло большинство сегментов коммерческой недвижимости. Многие работодатели заинтересовались возможностями снизить расходы на офис благодаря переводу части сотрудников на удаленную работу. Количество вакантных торговых помещений также увеличилось (https://cre.ru/analytics/80874). А оставшиеся арендаторы (из отраслей, наиболее пострадавших от COVID-19) при этом вправе претендовать на снижение/отсрочку арендной платы (например, в соответствии с известной ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ).

Вместе со снижением доходов от управления недвижимостью может снижаться и ее рыночная стоимость. Поэтому на фоне сообщения Мэра Москвы об отсрочке переоценки кадастровой стоимости объектов недвижимости вполне очевидным является вопрос о ее снижении.

Оспаривание кадастровой стоимости, как и ее изначальное установление, регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

II. Изменения в Законе «О государственной кадастровой оценке»

31.07.2020 Президентом РФ Путиным В.В. подписан законопроект № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает изменение норм о государственной кадастровой оценке (Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ, далее – Закон № 269-ФЗ). Законопроект был подготовлен Правительством РФ и внесен им на рассмотрение Государственной Думы в октябре 2019 года, принят Государственной Думой 21.07.2020 и одобрен Советом Федерации 24.07.2020 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/814739-7). Закон № 269-ФЗ (за исключением ряда его положений) вступает в силу по истечении десяти дней после 31.07.2020, когда он был официально опубликован (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310085).

Одним из изменений, предусмотренных Законом № 269-ФЗ, является исключение из Закона «О государственной кадастровой оценке» нормы о порядке оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с редакцией ч. 1 ст. 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» до изменений, вносимых в него Законом № 269-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Обоснованием для оспаривания кадастровой стоимости является отчет об оценке, подтверждающий более низкую рыночную цену соответствующего объекта на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ч. 7 ст. 22 Закона «О государственной кадастровой оценке»).

Закон № 269-ФЗ признает ст. 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» («Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости») утратившей силу и вводит вместо нее ст. 22¹ («Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости»), которая предусматривает, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в сфере государственной кадастровой оценки в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц (с приложением отчета об оценке), если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц (ч. 1 и ч. 5 ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке» в редакции Закона № 269-ФЗ).

Согласно ч. 15 ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке» в редакции Закона № 269-ФЗ «решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Для вступления в силу норм Закона № 269-ФЗ, признающих ст. 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» утратившей силу, а ст. 22¹ этого закона вступившей в силу, установлен переходный период до 01.01.2023. Момент отказа от применения ст. 22 и начала применения ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке» в рамках указанного периода определяется высшим исполнительным органом государственной власти каждого субъекта РФ самостоятельно (ч. 2 ст. 6 Закона № 269-ФЗ). Если в течение этого времени высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ не примет такое решение, нормы Закона № 269-ФЗ о переходе от ст. 22 к ст. 22¹ вступят в силу в этом регионе 01.01.2023. В любом случае, данный переход реально может быть осуществлен не ранее утверждения Минэкономразвития России формы заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (ч. 3 ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке»).

Таким образом, в соответствии с Законом № 269-ФЗ:

• меняется название рассматриваемого действия с оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (ст. 22) на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по заявлению заинтересованного лица (ст. 22¹);

• конечный результат и основание для него остаются при этом теми же, что и раньше (кадастровая стоимость объекта недвижимости устанавливается в размере его рыночной стоимости, подтвержденной отчетом об оценке);

• независимо от названия данного действия перераспределяются полномочия по его осуществлению от соответствующих комиссий к бюджетному учреждению;

• после вступления в силу ст. 22¹ исключается (по замыслу законодателя) содержащаяся в действующей пока ст. 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» возможность обратиться сразу в суд в целях изменения результата определения кадастровой стоимости (которое согласно ч. 1 ст. 248 КАС РФ осуществляется судом на основании того же установления рыночной стоимости объекта) минуя внесудебный вариант (которым согласно Закону № 269-ФЗ является направление заявления в бюджетное учреждение);

• процедура установления рыночной стоимости объекта недвижимости приводится в единообразие с процедурой исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, регламентированной ст. 21 Закона «О государственной кадастровой оценке» как в действующей редакции, так и в редакции Закона № 269-ФЗ.

Данные выводы частично подтверждаются мотивами подготовки законопроекта № 814739-7, изложенными в пояснительной записке (https://sozd.duma.gov.ru/bill/814739-7), абзац третий на первой же странице которой сообщает: «В отношении исправления накопленных ошибок в ранее утвержденных результатах кадастровой оценки законопроектом предусматривается распространение норм массового исправления ошибок, предусмотренных законом о ГКО и предполагающих рассмотрение уполномоченными органами власти субъектов РФ обращений правообладателей об исправлении таких ошибок, в том числе через существующую сеть МФЦ, и их исправление без необходимости оспаривания результатов оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Можно также обратить внимание, что понятия «кадастровая стоимость» и «рыночная стоимость» являются различными и не включающими одного другим (рыночная стоимость не является одним из видов кадастровой стоимости и наоборот; см. абзацы второй и восьмой ст. 3 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), из чего следует логический вывод – установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по большому счету, не является оспариванием результата определения кадастровой стоимости. По сути, оспариванием результатов кадастровой стоимости является либо исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости (ст. 21 Закона «О государственной кадастровой стоимости» как в действующей редакции, так и в редакции Закона № 269-ФЗ), либо оспаривание акта уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости при его несоответствии каким-либо нормам права.

В пояснительной записке раскрывается также мотив передачи полномочий по установлению рыночной стоимости объекта недвижимости от комиссий к бюджетному учреждению: «… законопроектом предусмотрено изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости — переход от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к их содержательному рассмотрению в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости. Данное предложение направлено на повышение прозрачности и прогнозируемости рассмотрения такой категории дел, на снижение субъективизма при принятии решений». Насколько данные ожидания оправдаются может показать только практика.

III. Соотношение изменений, предусмотренных Законом № 269-ФЗ, со специальными нормами КАС РФ об оспаривании/пересчете результатов определения кадастровой стоимости.

Закон № 269-ФЗ не предусматривает внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства РФ, глава 25 которого устанавливает особенности производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и в том числе предусматривает оспаривание решений комиссий, которые уже не упоминаются ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке».

Согласно п. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая (прим: но не исключительно) оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ является:

• недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

• установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В связи с этим и на основании ч. 2 ст. 246 КАС РФ к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются в том числе:

• документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

• отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Таким образом и учитывая дословную формулировку п. 1 ст. 245 КАС РФ, не измененного Законом № 269-ФЗ, данный Кодекс формально предусматривает возможность обратиться в суд для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости объекта (по отчету об оценке) без предварительного обращения не только в соответствующую комиссию (сейчас по ст. 22), но и в бюджетное учреждение (в будущем по ст. 22¹).

Вместе с тем, ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке» в отличие от ст. 22 того же закона не предусматривает возможности выбора заинтересованным лицом способа установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости, а именно: (а) посредством обращения в соответствующее бюджетное учреждение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или (б) посредством направления в суд административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании той же рыночной оценки.

На наличие возможного противоречия между Законом № 269-ФЗ (после вступления в силу всех его положений) и гл. 25 КАС РФ указывает и то, что направление в бюджетное учреждение заявления об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости не может рассматриваться как досудебный порядок урегулирования спора и, следовательно, как этап, предшествующий обращению в суд (п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ), так как это заявление по его сути не направлено на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости (обоснование данного вывода изложено в предыдущем разделе).

Оспариванию в данной процедуре (в порядке административного судопроизводства) подлежит только отрицательное решение бюджетного учреждения по заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости, но не изначальные результаты определения кадастровой стоимости. При оспаривании указанного решения бюджетного учреждения заинтересованное лицо опять же может заявить требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не требование об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 15 ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке»).

Закон № 269-ФЗ не содержит разъяснений по вопросу о применении норм гл. 25 КАС РФ после вступления в силу ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке», ограничиваясь пояснениями только по переходному периоду времени. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты перехода к применению ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке», указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, или до завершения переходного периода (01.01.2023), если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ указанное решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» (т.е. в т.ч. в соответствии с гл. 25 КАС РФ).

Учитывая изложенное, а также длительность переходного периода и неравномерность перехода регионов к применению ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке», трудно ожидать единого понимания судами соотношения ст. 22¹ указанного закона и положений главы 25 КАС РФ и, следовательно, единообразия в практике их применения. Не говоря уже о том, что результаты определения кадастровой стоимости некоторого количества объектов недвижимости будут какое-то время продолжать оспариваться по правилам еще одного закона, а именно: Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ч. 6 и ч. 7 ст. 24 Закона «О государственной кадастровой оценке», абзац «в» п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 269-ФЗ, ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Принимая во внимание, что одной из целей права является упорядочивание общественных отношений, возможно стоит рассмотреть вопрос о внесении в главу 25 КАС РФ изменения для синхронизации ее положений и положений Закона «О государственной кадастровой оценке» в редакции Закона № 269-ФЗ.

IV. В каком порядке в итоге можно будет изменить кадастровую стоимость недвижимости в переходный период времени, т.е. до 01.01.2023.

1. Кадастровая стоимость объектов недвижимости, определение которой было начато до дня вступления в силу Закона «О государственной кадастровой оценке», может быть оспорена в регионе по правилам ст. 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вплоть до даты перехода этого региона к применению ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке», определенной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, или до 01.01.2023 если указанный орган власти такого решения не примет (ч. 6 и ч. 7 ст. 24 Закона «О государственной кадастровой оценке», абзац «а» п. 2 и абзац «в» п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 269-ФЗ).

В этот период времени в соответствующую комиссию либо сразу в суд могут быть заявлены требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости посредством установления его рыночной стоимости.

2. Кадастровая стоимость объектов недвижимости, определение которой было осуществлено в соответствии с Законом «О государственной кадастровой оценке», может быть оспорена в регионе по правилам ст. 22 Закона «О государственной кадастровой оценке» вплоть до даты перехода этого региона к применению ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке», определенной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, или до 01.01.2023 если указанный орган власти такого решения не примет (абзац «а» п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона № 269-ФЗ).

В этот период времени в соответствующую комиссию либо сразу в суд также могут быть заявлены требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости посредством установления его рыночной стоимости.

3. С даты перехода региона к применению ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке», указанной в решении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, и до 01.01.2023 оспаривание кадастровой стоимости всех объектов, учтенных в ЕГРН, в том числе указанных в пункте 1 данного раздела объектов (при наличии таких споров), будет осуществляться уже по правилам ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке» (абзацы п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 269-ФЗ).

В этот период времени с очень высокой долей вероятности практика реализации ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке» может начать диаметрально отличаться в разных регионах и склоняться к одному из следующих подходов (если не будут приняты изменения в КАС РФ):

• следование духу закона, согласно которому заинтересованное лицо вправе обратиться об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости сначала в бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки. При данном подходе аналогичное требование может быть заявлено в суд только при отказе в удовлетворении этого требования указанным бюджетным учреждением и одновременно с направлением в суд требований об оспаривании отрицательного решения этого бюджетного учреждения.

• следование букве закона, согласно которому заинтересованное лицо вправе заявить в суд требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости посредством установления его рыночной стоимости вместо направления в бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

4. Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренных как п. 2, так и п. 1 настоящего раздела и поданных до даты перехода соответствующего региона к применению ст. 22¹ Закона «О государственной кадастровой оценке», определенной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, или до 01.01.2023 если указанный орган власти такого решения не принял, осуществляется согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 269-ФЗ в соответствии со ст. 22 Закона «О государственной кадастровой стоимости» (т.е. даже после указанных дат).

V. Дополнительная информация к размышлению.

Стоит также обратить внимание, что Закона № 269-ФЗ предусматривает обязательное проведение во всех субъектах РФ государственной кадастровой оценки земельных участков в 2022 году и объектов капитального строительства в 2023 году (ч. 5 и ч. 6 ст. 6 Закона № 269-ФЗ). До этого времени сохраняется действующая на данный момент периодичность проведения государственной кадастровой оценки (п. 1 ч. 7 ст. 6 Закона № 269-ФЗ) с важным условием: она может быть проведена до указанного выше времени, только если решение о ее проведении было принято не позднее 30 июня года, предшествующего году проведения государственной кадастровой оценки (п. 3 ч. 7 ст. 6 Закона № 269-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. На сегодняшний день оспаривание результатов государственной кадастровой оценки в комиссии по-прежнему остается более эффективной мерой по корректировке кадастровой стоимости во внесудебном порядке.

В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков определяется как по новым, так и по старым правилам (ч. 1,2 ст 24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон о кадастровой оценке).

Изменить (уменьшить) кадастровую стоимость по новым правилам, в соответствии с Законом о кадастровой оценке, возможно только в случае если она определена в порядке, установленном этим Законом.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Досудебный порядок не является обязательным, и для оспаривания кадастровой стоимости вы можете сразу обратиться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона о кадастровой оценке).

Узнать, какие сведения о земельном участке использовались при определении кадастровой стоимости и как она рассчитывалась, можно из отчета, который размещен на официальном сайте Росреестра в разделе «Сервисы»—>»Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки» https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO. Он размещается в течение 30 рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 15 Закона о кадастровой оценке).

Оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке можно, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются уполномоченным органом субъекта РФ (ч. 1, 2 ст. 22 Закона о кадастровой оценке). Порядок их работы определен Приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 N 620.

Обратиться в комиссию можно со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости недвижимости до дня внесения в ЕГРН новой стоимости (ч. 4 ст. 22 Закона о кадастровой оценке).

Заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может подаваться в уполномоченный орган субъекта РФ (т.е. исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, по решению которого проводится государственная кадастровая оценка) или МФЦ как лично, так и почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг.

К данному заявлению необходимо приложить следующие документы:

1. выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2. копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3. отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

Если к заявлению не приложены перечисленные документы, то его не примут к рассмотрению (ч. 10 ст. 22 Закона о кадастровой оценке).

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его поступления. В течение семи рабочих дней со дня поступления вам направят уведомление о поступлении заявления и принятии его к рассмотрению. В нем также должна быть указана и дата его рассмотрения (ч. 13, 14 ст. 22 Закона о кадастровой оценке).

По результатам рассмотрения комиссия принимает одно из следующих решений (ч. 15, 16 ст. 22 Закона о кадастровой оценке):

— об определении кадастровой стоимости в размере рыночной;

— об отклонении заявления (с обязательным обоснованием).

Решение комиссии вы можете оспорить в судебном порядке (ч. 22 ст. 22 Закона о кадастровой оценке).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх