Последние изменения в ГК РФ

Наш коллектив продолжает кропотливо заниматься изучением нового законодательства. И сегодня мы хотим Вас познакомить с новым термином, который появится в Гражданском кодексе РФ в июне 2018 года «ростовщические проценты».

С 1 июня 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 26.07.2017 г. №212-ФЗ (далее – Закон №212-ФЗ), согласно которому в статью 809 Гражданского кодекса РФ будет добавлен новый пункт 5.

В соответствии с п. 5 ст. 809 ГК РФ (в редакции Закона №212-ФЗ) размер процентов за пользование займом по договору займа, заключенному между гражданами или между юридическим лицом, не осуществляющим профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов, и заемщиком-гражданином, в два и более раза превышающий обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющийся чрезмерно обременительным для должника (ростовщические проценты), может быть уменьшен судом до размера процентов, обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах.

В связи с нововведением к нам в компанию начали поступать вопросы следующего содержания «Применяется ли пункт 5 статьи 809 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ) к профессиональным кредиторам (МКК, МФК, КПК, ломбардам) при выдаче потребительских займов и при выдаче займов под залог недвижимости? Что понимается под термином «обычно взимаемые в подобных случаях проценты» и «чрезмерно обременительными», «обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах»?». Поэтому мы решили опубликовать наши письменные консультации по данному вопросу.

1. О применении пункта 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ) лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Пункт 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ, вступающего в силу с 1 июня 2018 г) не применяется к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (МКК, МФК). Данный вывод следует из проведенного нами анализа Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон №353-ФЗ). Так, согласно ст.3 и ст.4 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов признается систематическая (не менее четырёх раз в год) деятельность по предоставлению потребительских займов, осуществляемая кредитной организацией и некредитной финансовой организацией. Исходя из системного анализа ст.ст.2,3 и 4 Закона №353-ФЗ, следует, что лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (далее – «профессиональные кредиторы») являются банки, МФО (МКК, МФК), кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кооперативы, ломбарды.

За незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов установлена административная ответственность ст.14.56 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, лицо, осуществляющее предоставление займов на систематической основе без статуса «профессионального кредитора», должно будет руководствоваться с 1 июня 2018 года при установлении размера процента за пользование займом п.5ст.809 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ).

В свою очередь, «профессиональные кредиторы» обязаны руководствоваться при выборе процентной ставки среднерыночными значениями, которые устанавливает ЦБ РФ согласно пп.8-11 ст.6 Закона №353-ФЗ.

2. О применении пункта 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ) при выдаче займов под залог недвижимости.

В п.5 ст.809 ГК РФ употребляется термин «потребительский заем», нормативное определение которого содержится в Законе №353-ФЗ. Согласно п.2 ст.1 Закона №353-ФЗ указанный закон не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением займа, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой. В связи с этим, возникает вопрос о «применимости» п.5 ст. 809 ГК РФ к договорам займа, обеспеченным ипотекой.

Ввиду спорного характера указанного толкования подпункта п. 5 ст. 809 ГК РФ мы направили запрос в ЦБ с просьбой высказать официальную позицию Банка России по указанной проблеме.

ЦБ ответил, что если пункт 5 статьи 809 ГК РФ не распространяется на юридических лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских займов под залог недвижимости.

3. Об определении терминов, употребляемых в пункте 5 статьи 809 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 212-ФЗ).

Поправкой в статью 809 ГК РФ вводится совершенно новое понятие для российского законодательства «ростовщические проценты», под которыми понимаются «в два или более раза превышающие обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому являющиеся чрезмерно обременительными». Если займодавец устанавливает такой размер процентов, то судья на своё усмотрение может уменьшить его до размера процентов, «обычно взимаемых при сравнимых обстоятельствах». Таким образом, законодатель закрепляет лишь право суда уменьшать размер процентов, то есть суд по обстоятельствам каждого дела будет решать, применять данную норму или нет. Однако неизвестно, должны ли будут сами стороны доказывать соответствие или несоответствие размера процентов, или же суд будет руководствоваться официальными статистиками.

В действующем гражданском законодательстве многие нормы содержат оценочные категории, при использовании которых зачастую на практике возникают трудности, поскольку невозможно их истолковать однозначно. Сейчас законодатель пошёл по аналогичному пути и предусмотрел такие расплывчатые формулировки, как «обычно взимаемые в подобных случаях проценты», «обычно взимаемые при сравнительных обстоятельствах», «чрезмерно обременительные проценты». На сегодняшний день остается неопределенным, какой размер процентов будет считаться «обычным», к чему он будет привязан: к ключевой ставке ЦБ, средней ставке по банковским кредитам или средней ставке по займам для МФО, КПК и ломбардам. Конечно, в ГК РФ нельзя установить точное значение процента, поскольку рынок постоянно меняется, поэтому суд будет его определять индивидуально для каждого должника, исходя из состояния рынка на момент разрешения спора. Однако, для устранения практических трудностей при применении данной нормы, необходимо постановление Пленума Верховного суда РФ, где будут разъяснены оценочные категории и дан порядок разрешения подобных споров.

На данный момент можно лишь провести аналогию с другими оценочными формулировками, используемыми в гражданском законодательстве. Так, статьей 333 ГК РФ закреплено за судом право уменьшить размер неустойки в случае её явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Для этого суд может оценить обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства, например цену товаров, работ, услуг; сумму договора и т.п. («Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 22.05.2013).

А кредитор вправе предоставить доказательства того, «какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.)» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

В общих положениях о договоре (ст.424 ГК РФ) содержится другая формулировка – «цена, обычно взимаемая при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары, работы или услуги», если цена в договоре не предусмотрена и не может быть определена. Под сравнимыми обстоятельствами понимается наличие в отношении аналогичных товаров (работ, услуг) рыночной или биржевой цены, определить которую не составит труда.

В обоих приведенных примерах бремя доказывания лежит на заинтересованной стороне (ответчике), а размер процентов по денежному обязательству определяется ставкой рефинансирования ЦБ РФ. Таким образом, можно предположить, что суды будут исходить из подобной, уже устоявшейся практики применения в отношении порядка разрешения споров по уменьшению размера процентов за пользование потребительским займом.

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, E-mail: kharisov.i@law115.ru

SergeyNivens / .com

1 июня 2018 года вступят в силу поправки в положения Гражданский кодекс, касающиеся договора займа, кредитного договора, договора финансирования под уступку денежного требования, договоров банковского вклада и банковского счета, расчетов и ряд других (Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Напомним об основных нововведениях.

С указанной даты договор займа может быть консенсуальным. Исключение предусмотрено лишь для договора займа, займодавцем по которому выступает гражданин: такой договор считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу, то есть он останется реальным договором.

К предмету договора займа поправками прямо отнесены любые деньги, включая безналичные, а также ценные бумаги.

Устная форма договора займа между гражданами будет допускаться при сумме до 10 тыс. руб.

Изменятся критерии, по которым договор денежного займа по умолчанию считается беспроцентным: если обе стороны – граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и сумма займа не превышает 100 тыс. руб.

У судов появится возможность уменьшать «ростовщические проценты» по договорам займа, заключенным между гражданами или между юрлицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, и заемщиком – гражданином. Речь идет о ситуациях, когда размер процентов по таким договорам в два и более раза превышает обычно взимаемые в подобных случаях проценты и поэтому является чрезмерно обременительным для должника.

Иначе, чем сейчас, будет определяться момент возврата займа в безналичной форме: если иное не предусмотрено законом или договором, заем будет считаться возвращенным в момент поступления соответствующей суммы денежных средств в банк, в котором открыт банковский счет займодавца.

Предусмотрен ряд иных изменений в правовом регулировании заемных отношений.

В отношении кредитных договоров выделим следующие нововведения.

Пункт 1 ст. 819 ГК РФ будет дополнен положением, закрепляющим, что заемщик обязуется уплатить не только проценты на полученную денежную сумму, но также и предусмотренные договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита. Однако, если кредит предоставлен гражданину в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ограничения, случаи и особенности взимания таких иных платежей, определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Кредитор вправе будет требовать досрочного возврата кредита в случаях, предусмотренных ГК РФ, иными законами, а при предоставлении кредита юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю также в случаях, предусмотренных кредитным договором.

Кроме того, ГК РФ дополнен новым положением, устанавливающим, что кредит может использоваться должником полностью или частично в целях погашения задолженности по ранее выданному тем же кредитором кредиту без его зачисления на банковский счет должника. В этом случае кредит считается предоставленным с момента получения должником от кредитора сведений о погашении ранее предоставленного кредита.

Значительные изменения претерпят положения ГК РФ о банковском вкладе. Так, по просьбе вкладчика-гражданина банк вместо выдачи вклада и процентов на него должен будет произвести перечисление денежных средств на указанный вкладчиком счет (иное может быть предусмотрено законом).

О поправках в ГК РФ, внесенных начиная с 2013 года узнайте из подготовленного экспертами компании «Гарант» материала «Поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступающие в силу в 2013-2018 гг.» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Предусмотрен отказ от сберегательных книжек и сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя. Для размещения средств физических и юридических лиц будут использоваться сберегательные и депозитные сертификаты, являющиеся именными документарными ценными бумагами. Возможность удостоверения внесения вклада именной сберегательной книжкой сохранится (подробнее об этих изменениях мы рассказывали ранее).

В новой редакции будет изложен и ряд положений ГК РФ о договоре банковского счета. Так, банковский счет можно будет открыть на условиях использования электронного средства платежа.

Изменится формулировка нормы об ответственности банков за ненадлежащее совершение операций по счету. Согласно поправкам, банк должен будет уплатить проценты по ст. 395 ГК РФ независимо от того, уплатил ли он проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, предусмотренные п. 1 ст. 852 ГК РФ.

У физлиц появится возможность открыть совместный счет (с учетом ограничений, установленных валютным законодательством).

Будут затронуты поправками и положения ГК РФ о расчетах.

В частности, с 1 июня 2018 года, принимая от клиента платежное поручение, банк обязан будет удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами, проверить соответствие платежного поручения установленным требованиям, достаточность денежных средств для его исполнения, а также выполнить иные процедуры. При отсутствии оснований для исполнения платежного поручения банк откажет в приеме к исполнению такого поручения с уведомлением об этом плательщика.

Аккредитив с указанной даты по умолчанию будет являться безотзывным. Иное можно будет предусмотреть в его тексте.

В ГК РФ появится новое положение, уточняющее судьбу средств, находящихся на счете эскроу, при банкротстве. Установлено, что приостановление операций по счету эскроу, арест или списание находящихся на нем денежных средств по обязательствам депонента перед третьими лицами и по обязательствам бенефициара не допускается.

Кроме того, в части второй ГК РФ появится новая глава – «Условное депонирование (эскроу)», ряд поправок затронет и главу ГК РФ о факторинге.

В новой редакции будут изложены некоторые положения части первой ГК РФ, в частности, изменятся отдельные нормы о цессии.

Изменения вступят в силу с 1 июня 2018 года с учетом ряда переходных положений. Так новые положения не будут распространяться на договоры, заключенные до этой даты. А выданные до вступления поправок в силу сберегательные и депозитные сертификаты сохранят свое действие на тех условиях, на которых они были выданы.

Принят Государственной Думой 21 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

1) в пункте 3 статьи 1246:

а) после слов «по интеллектуальной собственности» дополнить словами «непосредственно или через подведомственное ему учреждение», слово «пункте» заменить словом «абзаце»;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности аккредитует российскую научную или образовательную организацию в качестве организации, которая может проводить предварительный информационный поиск в отношении заявленных изобретений или полезных моделей и предварительную оценку их патентоспособности (статьи 1384, 1386 и 1390) (далее — научная или образовательная организация).

Порядок аккредитации научной или образовательной организации и требования к ней, а также основания и порядок прекращения ее аккредитации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) в пункте 1 статьи 1366:

а) абзац первый после слов «не взимаются» дополнить словами «за совершение юридически значимых действий, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Количество поданных в течение года одним заявителем заявок, в отношении которых при подаче указанного заявления он освобождается от уплаты патентных пошлин, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

3) абзац второй пункта 1 статьи 1378 изложить в следующей редакции:

«Заявитель вправе по собственной инициативе представить измененную формулу изобретения, не изменяющую заявку на изобретение по существу, и внести соответствующие изменения в описание при подаче ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и (или) после получения отчета о предварительном информационном поиске или информационном поиске, проведенном в порядке, установленном пунктом 6 статьи 1384 или абзацем четвертым пункта 2 статьи 1386 настоящего Кодекса, измененную формулу полезной модели, не изменяющую заявку на полезную модель по существу, и внести соответствующие изменения в описание после получения отчета о предварительном информационном поиске, проведенном в порядке, установленном абзацем вторым пункта 1 статьи 1390 настоящего Кодекса.»;

4) в статье 1384:

а) в пункте 1 слова «поступившей в федеральный орган» заменить словами «принятой федеральным органом», слова «и их соответствие установленным требованиям» заменить словами «их соответствие установленным требованиям и устанавливается дата подачи заявки»;

б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. До начала проведения экспертизы заявки на изобретение по существу (статья 1386) заявитель вправе запросить в научной или образовательной организации проведение по заявке на изобретение предварительного информационного поиска в отношении заявленного изобретения и предварительной оценки его патентоспособности, о чем он обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.»;

5) в статье 1386:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Экспертиза заявки на изобретение по существу проводится по ходатайству заявителя или третьего лица после завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом.

Ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подается в течение трех лет с даты подачи заявки либо с даты международной подачи международной заявки на изобретение, а в отношении евразийской заявки, преобразованной Евразийским патентным ведомством в российскую национальную заявку, такое ходатайство подается одновременно с заявлением о выдаче патента.

Указанный срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному до истечения этого срока, но не более чем на два месяца.

В случае, если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу не подано в установленный срок, заявка признается отозванной.

О поступивших ходатайствах третьих лиц о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Экспертиза заявки на изобретение по существу включает:

проверку соответствия заявленного изобретения требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и условиям патентоспособности, установленным абзацем первым пункта 1, пунктами 5 и 6 статьи 1350 настоящего Кодекса;

проверку достаточности раскрытия сущности заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 1375 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления изобретения специалистом в данной области техники;

проведение информационного поиска в отношении заявленного изобретения и проверку с учетом его результатов соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем вторым пункта 1 статьи 1350 настоящего Кодекса.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю отчет об информационном поиске.

При проверке соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности учитываются результаты предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности, содержащиеся в отчете о предварительном информационном поиске и заключении по результатам предварительной оценки патентоспособности, проведенных научной или образовательной организацией, в случае их поступления в указанный федеральный орган до принятия по заявке решения о выдаче патента, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной.

Информационный поиск в отношении объектов, указанных в пункте 4 статьи 1349 и пунктах 5 и 6 статьи 1350 настоящего Кодекса, не проводится, о чем федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.»;

в) пункты 3 и 4 признать утратившими силу;

г) в пункте 5:

в абзаце первом слова «отчет об информационном поиске, проведенном в порядке, установленном пунктами 2 и 4 настоящей статьи» заменить словами «отчет о предварительном информационном поиске, проведенном в соответствии с пунктом 6 статьи 1384 настоящего Кодекса, и отчет об информационном поиске, проведенном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи»;

абзац второй после слов «заявленного изобретения» дополнить словами «требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«Порядок проведения предварительного информационного поиска, информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности в соответствии с пунктом 6 статьи 1384 настоящего Кодекса, пунктом 2 настоящей статьи и пунктом 1 статьи 1390 настоящего Кодекса, публикации отчетов о предварительном информационном поиске и об информационном поиске, представления отчета о предварительном информационном поиске, отчета об информационном поиске и заключения по результатам предварительной оценки патентоспособности заявителю устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.»;

6) пункт 1 статьи 1390 изложить в следующей редакции:

«1. По заявке на полезную модель, принятой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1376 настоящего Кодекса, их соответствие установленным требованиям и устанавливается дата подачи заявки.

До завершения формальной экспертизы заявитель вправе запросить в научной или образовательной организации проведение по заявке на полезную модель предварительного информационного поиска в отношении заявленной полезной модели и предварительной оценки ее патентоспособности, о чем он обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Экспертиза заявки на полезную модель по существу проводится после завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом.

Экспертиза заявки на полезную модель по существу включает:

проверку соответствия заявленной полезной модели требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 настоящего Кодекса, и условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем первым пункта 1, пунктами 5 и 6 статьи 1351 настоящего Кодекса;

проверку достаточности раскрытия сущности заявленной полезной модели в документах заявки, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 2 статьи 1376 настоящего Кодекса и представленных на дату ее подачи, для осуществления полезной модели специалистом в данной области техники;

проведение информационного поиска в отношении заявленной полезной модели и проверку с учетом его результатов соответствия заявленной полезной модели условиям патентоспособности, предусмотренным абзацем вторым пункта 1 статьи 1351 настоящего Кодекса.

При проверке патентоспособности заявленной полезной модели учитываются результаты предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности, содержащиеся в отчете о предварительном информационном поиске и заключении по результатам предварительной оценки патентоспособности, проведенных научной или образовательной организацией, в случае их поступления в указанный федеральный орган до принятия по заявке решения о выдаче патента, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной.

Информационный поиск в отношении объектов, указанных в пункте 4 статьи 1349 и пунктах 5 и 6 статьи 1351 настоящего Кодекса, не проводится, о чем федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.»;

7) пункт 2 статьи 1394 изложить в следующей редакции:

«2. После публикации в соответствии с настоящей статьей сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, с отчетами о предварительном информационном поиске и информационном поиске в отношении заявленных изобретения или полезной модели и заключением о результатах предварительной оценки их патентоспособности, с отчетом об информационном поиске в отношении заявленного промышленного образца, а также с другими документами федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявке в связи с регистрацией изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Порядок ознакомления с указанными документами устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) — кодифицированный нормативный документ Российской Федерации, имеющий статус федерального закона и регулирующий комплекс правоотношений, отнесенных к гражданско-правововой сфере.
Гражданский кодекс РФ состоит из четырех частей. Нормы документа базируются на основных принципах права.

• ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ГК РФ; статьи с 1225 по 1551 включительно

Справочная информация:

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации — Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ.
В первоначальном виде была принята Государственной Думой 21.10.1994 и опубликована в изданиях «Собрание законодательства РФ» №32 от 05.12.1994, и «Российская газета» №238-239 от 08.12.1994.
Была введена в действие 01.01.1995 Федеральным законом от 30 ноября 1994 №52-ФЗ; за исключением Главы 4, которая вводилась в действие непосредственно со дня официального опубликования первой части ГК РФ.

Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации — Федеральный закон от 26.01.1996 №14-ФЗ.
В первоначальном виде была принята Государственной Думой 22.12.1995 и опубликована в изданиях «Собрание законодательства РФ» №5 от 29.01.1996 и «Российская газета» №23, 24 и 25 от 06, 07 и 08.02.1996.
Была введена в действие 01.03.1996 Федеральным законом от 26 января 1996 №15-ФЗ.

Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации — Федеральный закон от 26.11.2001 г. №146-ФЗ
В первоначальном виде была принята Государственной Думой 01.11.2001, одобрена Советом Федерации 14.11.2001 и опубликована в изданиях «Собрание законодательства РФ» №49 от 03.12.2001; «Российская газета» №233 от 28.11.2001 и «Парламентская газета» №224 от 28.11.2001.
Была введена в действие 01.03.2002 Федеральным законом от 26 ноября 2001 №147-ФЗ.

Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации — Федеральный закон от 18.12.2006 г. №230-ФЗ
В первоначальном виде была принята Государственной Думой 24.11.2006, одобрена Советом Федерации 08.12.2006 и опубликована в изданиях «Собрание законодательства РФ» №52 (часть I) от 25.12.2006; «Российская газета» №289 от 22.12.2006 и «Парламентская газета» №214 и 215 от 21.12.2001.
Была введена в действие 01.01.2008 Федеральным законом от 18 декабря 2006 №231-ФЗ.

На заметку:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №15-П от 27 июня 2012 г. :
«1. — Признать взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского Кодекса Российской Федерации соответствующими Конституции Российской Федерации постольку, поскольку они направлены на защиту прав и законных интересов граждан, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, а также на обеспечение прав и свобод других лиц и охрану иных конституционно значимых ценностей.
2. — Признать взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского Кодекса Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 4), 19 (части 1 и 2), 23 (часть 1), 35 (часть 2) и 55 (часть 3), постольку, поскольку в действующей системе гражданско-правового регулирования не предусматривается возможность дифференциации гражданско-правовых последствий наличия у гражданина нарушения психических функций при решении вопроса о признании его недееспособным, соразмерных степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими.»

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. №29-П абзац первый пункта 1 статьи 1158 Гражданского Кодекса Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, а именно: «…ее статьям 1 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 35 (часть 4), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное законоположение в силу неопределенности своего нормативного содержания в части определения круга лиц из числа наследников по закону, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства, допускает возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения института направленного отказа от наследства в этой части.»

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх