Pr в России

33,2 млрд рублей – таков, по данным АКОС, суммарный объем тендеров, связанных с коммуникациями (PR-услуги, организация мероприятий, медиамониторинг, размещение рекламных публикаций, SMM, исследования, работа с сайтами), проведенными госкомпаниями в 2018 году. За 4 года он вырос на 17%.

Спектр деятельности PR-агентств широк: от исследований и аналитики до организации представительских событий и акций. Пиарщики формируют выгодный имидж компании, вызывают в СМИ и обществе интерес к клиенту или его продукту, создают узнаваемые бренды для фирм и личностей. Им можно доверить как полный аутсорсинг PR-отдела, так и небольшую его часть, вплоть до разовой публикации в СМИ. В настоящее время всё больше компаний в практику PR-продвижения включают благотворительность и спонсорство. Чтобы «выжить», агентства берутся за реализацию интегрированных проектов и решение самых сложных клиентских задач. Узкоспециализированных компаний на рынке всё меньше: узких специалистов постепенно вытесняют универсалы.

В компании КРОС нам объяснили, в чем уникальность российского пиара: «На Западе – это настоящий консалтинг. В России PR-бизнес – это не консультация или услуга, а скорее продукт, который включает в себя и стоимость часов специалистов, и расходы на организацию проектов».

На чем зарабатывают PR-агентства?

Обратиться в агентство можно как с конкретной задачей продвинуть компанию или продукт, так и с запросом «нам нужно то, не знаем что». Однако во втором случае придется отдельно заказать у пиарщиков анализ рынка и разработку брифа.

Цена на проект зависит от конкретного запроса, но в среднем начинается от 20 000 рублей и уходит в бесконечность. Хотя сами участники рынка не согласны с тем, что существует «средняя» цена: «Стоимость средней PR-кампании в наше время – такая же виртуальная величина, как, например, стоимость «среднего» рекламного ролика или «среднего» промо-мероприятия. Всё зависит от задач и наполнения», – объясняет Сергей Калинчук, директор по маркетингу и стратегическому развитию коммуникационного агентства SPN Communications. «Сказать, например, что «средняя PR-кампания регионального уровня (а тем более – федерального) стоит столько-то миллионов рублей» – значит не сказать ничего и дезориентировать потенциального получателя этой информации», – добавляет эксперт.

Чтобы рассчитать сумму, агентство считает количество часов работы штатных дизайнеров, программистов, креативщиков, затем делает наценку, чтобы оплатить работу бухгалтеров, а также аренду офиса и другие счета. «Главный ценообразующий фактор в отрасли – это количество, время работы и стоимость рабочего времени специалистов. В этом и состоит суть привлечения аутсорсинговой компании, какой является PR-агентство: клиент оплачивает только рабочее время профессионалов и не несёт сопутствующие расходы, которые были бы неизбежны в случае привлечения штатных сотрудников», – также рассказали в SPN.

Надежда Первова, руководитель PR-департамента Консалтинговой группы «Полилог» формулирует задачу пиарщиков так: «Агентство зарабатывает на умении выполнять задачи и удовлетворять потребности клиентов. То есть, если агентство умеет снять «боль» и решить задачи бизнеса или органа власти, оно зарабатывает».

В прошлом году PR-агентства больше всего заработали на сопровождении маркетинга B2C и B2B – почти 30% дохода. 22% прибыли агентства сделали на digital-коммуникациях. Ещё 21% – на корпоративных коммуникациях.

Масштаб PR-кампании зависит только от желания и финансовых возможностей клиента. За определенную сумму автомобиль или новый вкус жвачки презентует почти любая из звезд отечественного и зарубежного шоу-бизнеса. Например, BBDO, лидер нашего рейтинга, хвалится на своем сайте тем, что привлек певицу и телеведущую Ольгу Бузову к совместной рекламной кампании «Пятерочки» и чипсов Lay’s. В рекламе она называет себя «чипсомелье» и рекомендует покупать закуски определенного производителя. Компания КРОС гордится социальными проектами. Так, совместно с фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер» КРОС привлекала внимание женщин к репродуктивному здоровью и сделала узнаваемым в Москве общенациональный мемориал жертвам политических репрессий «Стена скорби», на церемонию открытия которого приезжал президент России Владимир Путин.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра рекламы и связей с общественностью

Реферат

Основные этапы развития PR в России

Исполнитель:

студентка 403 группы

Свидерская Ксения Леонидовна

В России public relations — наука новая. Ее появление и утверждение в российской политической, государственной и социальной сфере — факт признания значения общественного мнения.

По сути дела, характеристики PR, данные отечественными специалистами, близки к западным, также их объединяет позиционирование PR в области менеджмента как регулятора взаимоотношений между организацией и общественностью. паблик рилейшнз маркетинг

Первые статьи на эту тему принадлежат доценту Московской государственной академии управления С. Худякову. Они были опубликованы в «Российском экономическом журнале» в январе и ноябре 1993 года. Автор дает следующее определение PR: «…особая функция менеджмента, представляющая собой систему управления связями с общественностью». Роль PR в организациях, по мнению автора, заключается в создании «гибкой и эффективной системы коммуникаций».

Тульчинский определяет PR как «область теории и практики современного менеджмента», цель которой «обеспечение коммуникации фирмы с ее социальной средой: СМИ, общественными организациями, партиями, органами власти, населением, партнерами, работниками самой фирмы».

Блажнов вписывает PR в систему общественных отношений: «Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, то есть с приемами создания известности, популярности, привлекательности определенным личностям в связи с их деятельностью — общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)».

Достоинство сути PR в том, что автор рассматривает его сквозь призму общественного мнения.

А вот как характеризуют PR ученые кафедры политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ: «Паблик рилейшнз — специализированная, профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (а не административно-командными) средствами».

«PR является органической частью управления, и ее можно отнести к социальному и коммуникативному менеджменту,» — высказывает свое мнение санкт-петербургский исследователь И. Яковлев.

«Паблик рилейшнз как наука занимается организацией коммуникативного пространства современного общества,» — такова интерпретация профессора Института международных отношений Киевского университета Г. Почепцова. Автор иногда употребляет еще одно определение PR — «менеджмент коммуникаций» и относит PR к разряду «коммуникативных дисциплин», таких как теория переговоров, пропаганда, реклама, лоббизм.

Еще один российский автор — декан факультета управления Северо-Западной академии государственной службы А. Зверинцев — формулирует концепцию коммуникационного менеджмента. Это «профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой».

Опыт Соединенных Штатов, родоначальника и признанного мирового лидера ПР-рынка, взяли на вооружение все страны Центральной и Восточной Европы с переходной экономикой, в число которых входит также Россия.

До начала 1990-х гг. отечественный бизнес паблик рилейшнз, формально декларировавший себя с падением «железного занавеса», находился в тени рекламного рынка. Реальное развитие ПР-услуги получили в России только в 1994-1995 гг. ПР-коммуникации прошли у нас три эволюционных этапа.

Первый этап (1988-1991 гг.) — зарождение рынка паблик рилейшнз, связанное с созданием соответствующих служб в государственных структурах (правительственные ПР, ПР силовых структур и спецслужб) и открытием московских отделений международных агентств. В Администрации Президента РФ появилось Управление по связям с общественностью. Коммуникации с общественностью «профессионализировало» также ГРУ, выделившее в качестве основного направления деятельности информационно-аналитическое. В МВД России Центр общественных связей развернул работу по пяти направлениям: анализ прессы, проведение брифингов, связи с масс-медиа, связи с общественностью, оперативное реагирование. Департамент по связям с общественностью был создан в Министерстве финансов РФ. В московской мэрии стал действовать Департамент общественных и межрегиональных связей. Развитие предпринимательской деятельности способствовало возникновению первых отечественных фирм, оказывающих простейшие ПР-услуги.

Второй этап (1991-1995 гг.) — период роста и становления. Российские агентства осваивали зарубежный опыт, постепенно адаптировали его к отечественным условиям, начали проводить крупные ПР-мероприятия и информационные кампании. Наиболее активно развивался политический консалтинг. Летом 1991 г. было создано первое корпоративное объединение — Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая в конце века насчитывала уже свыше 80 членов. Стала действовать «Гильдия работников пресс-служб паблик рилейшнз России». Одновременно пиар стал научной дисциплиной, одним из важнейших направлений вузовской подготовки, появились специализированные кафедры. К началу XXI в. предмет паблик рилейшнз уже входил в учебные программы сорока российских вузов.

Третий этап начался с 1996 г. и характеризуется качественным скачком в развитии ПР. На это оказывают влияние формирующийся информационный рынок, меняющаяся структура массового сознания, требующая более тонких и точных форм работы с целевыми группами. А также завершение рекламного бума, вызванного деятельностью финансовых пирамид, расширение и усложнение практики избирательных кампаний, ставших одной из самых капиталоемких областей ПР-консалтинга, дифференциация рынка информационных каналов и возникновение новых секторов прессы, где стал проявляться современный ПОДХОД к работе с информацией, кризис доверия к СМИ со стороны общества, что обусловило необходимость создания поля повышенной информационной достоверности.

В России, как и в США, правительственный ПР стал обращать особое внимание на местную прессу, превратившуюся в основной информационный поток. По инициативе Администрации Президента в 1996 г. было создано Агентство региональной прессы, чья задача состояла в том, чтобы объединить «журналистов региональных и местных СМИ, желающих самостоятельно получать информацию о деятельности Президента и Правительства России», которая прежде освещалась «фрагментарно и узко».

В этот период возросла озабоченность отечественных компаний и фирм тем, как они воспринимаются общественностью. В России актуализировался Менеджмент впечатлений или менеджмент восприятий, являющийся в наши дни неотъемлемой составляющей стратегического менеджмента преуспевающих организаций. Крупные и известные коммерческие структуры РФ признали необходимость постоянной работы с общественным мнением ради обретения позитивного корпоративного имиджа. Влиятельные компании включили в свой состав управления, департаменты по связям с общественностью (СО) или департаменты общественных связей.

Компании меньших размеров организовали небольшие отделы СО, которые могли совмещать функцию ПР с маркетингом и рекламой.

С 1997 г. в России стала присуждаться Национальная премия в области развития «связей с общественностью» «Серебряный Лучник», которая стала первым сертификатом качества ПР-услуг на отечественном рынке. В том же году Российская Ассоциация по связям с общественностью стала членом Европейской Конференции ПР (CERP). Признание РАСО на международном уровне выразилось в ее тесном сотрудничестве с Американским обществом ПР (PRSA), представительстве в жюри интернационального конкурса «Мировые золотые награды» под эгидой международной ассоциации ПР (IPRA).

Осознание важности и необходимости всемерного развития международного делового сотрудничества привело к созданию в 1999 г. Ассоциации компаний консультантов в сфере общественных связей (АКОС), призванной решать задачи развития паблик рилейшнз как в форме предпринимательства, так и продвижения деловых интересов ПР-консультантов.

Четвертый этап (2003-по настоящее время)

Многие специалисты сходятся во мнении, что, несмотря на довольно солидный уровень развития отрасли, ПР в России пока не достигли зрелости. Объясняется это прежде всего тем, что сама страна (государство, социальные, политические институты) все еще не вышла из стадии переходного периода. Слишком много неопределенности как в экономической сфере, так и в государственном строительстве, развитии правовой базы, институтов гражданского общества.

Наиболее важные тренды нынешнего этапа — борьба крупнейших PR-агентств за статус лидера, усиление специализации более мелких агентств и изменение структуры заказов. Сегодня на российском PR-рынке нет явного лидера.

Усиление конкуренции вынуждает более мелкие агентства четче позиционироваться — выбирать специализацию. Когда агентство не имеет возможности претендовать на лидирующие позиции по всем направлениям, оно может выгодно выделиться на общем фоне, выбрав одно из них. В последнее время в Москве появилось очень много агентств, специализирующихся на тим-билдинге, медийном освещении шоу-бизнеса, обслуживании сферы высоких технологий и т. д. Причем, если раньше большинство PR-щиков работали в проектном режиме, то сейчас заметно возрос спрос на абонементное обслуживание — постоянную PR-поддержку деятельности компании на рынке. По сути, мы отходим от достижения количественных (измеримых) результатов. Заказчику нужен PR-продукт иного качества.

Помимо этого, в российской PR-индустрии наступила «смена поколений». Те, кто начинал профессионально заниматься PR 10-12 лет назад, сейчас постепенно теряют свои позиции. И не только из-за того, что они неконкурентоспособны, а потому, что устали, заработали достаточно денег или просто решили поменять сферу деятельности. Им на смену приходят ребята, воспитанные на новой ментальности, с профессиональным образованием, ориентированные на новые методы ведения бизнеса, с международной школой.

В России у истоков PR-рынка стояли локальные компании, которые потом консолидировались с международными.

После передела собственности и информационных войн наступило время единых правил экономической игры. И когда основные фигуранты договорились между собой, рынок вошел в фазу относительного спокойствия и борьбы за новое качество. Конечно, периодически на газетные полосы не без участия PR-щиков выплескивается информация о вялотекущих или острых конфликтах, противостоянии миноритарных и мажоритарных акционеров, но PR как инструмент решения конфликтных ситуаций в свою пользу востребован все меньше. Новое качество PR-продукта предполагает иные требования к информационному присутствию на рынке. Уже сегодня основная часть игроков рынка стремится к тому, чтобы вести открытую экономическую деятельность, быть неотъемлемой частью общества. Их PR направлен на то, чтобы подчеркнуть социальную востребованность и ответственность компании перед обществом, много внимания уделяется качеству продукта и услуги, поддержке конструктивных отношений с конкурентами, партнерами и потребителями. Немаловажен и тот факт, что заказчики заинтересованы в обратной связи.

Способы получения заказов у нас переживают весьма интересную эволюцию. Поначалу PR-щики предлагали клиентам свои услуги по размещению в СМИ определенного количества публикаций. Образно говоря, агентство выполняло функцию молотка, забивающего гвозди. Потом формирование заказа стало проблемой не только агентства, но и клиента, который четко знал, что проблема существует, однако не понимал, как ее решить. Сейчас наблюдается иная тенденция: все чаще агентства сами выступают источниками PR-заказа. Это сегодня наиболее продвинутая, на мой взгляд, форма получения заказов в России. Фактически PR-агентство выступает не только инициатором заказа, но еще и инициатором развития определенного рынка. Осмыслив происходящее с помощью внутренних аналитиков, они выявляют рынки, где могут повлиять на формирование спроса, но для этого должны поработать не на конкретного заказчика, а на рынок в целом. Если все это «склеить», можно сделать хорошую PR-кампанию. Например, продвижение страховых услуг. Чтобы страховая компания была успешной, прежде всего ей необходимо повысить общую страховую культуру населения. Естественно, одна страховая компания этого сделать не может. Поэтому сначала нужно сформировать пул страховых компаний, которые при поддержке государства и общественных организаций проведут PR-кампанию по формированию страховой культуры населения. А потом каждая отдельная страховая компания будет продвигать свои страховые услуги. Задача PR-щиков — собрать всех за столом переговоров, предложить концепцию кампании, выполнить ее и заработать на ней.

Принятая в теории классификация моделей паблик рилейшнз отражает различные этапы развития «связей с общественностью» по мере усложнения социального организма западных обществ.

Модель пиара как паблисити — исторически первая и наименее этичная — характеризуется односторонней коммуникацией. В задачу входит только пропаганда (не важно, полная правда сообщается общественности и правда ли вообще). Информация движется в одном направлении — от источника к реципиенту, обратной связи нет.

Модель общественной информации — распространение достоверных фактов, причем как можно более полно. Коммуникативный поток односторонний — от организации к общественности, обратной связи нет.

Двусторонняя асимметричная модель. Главной задачей пиара становится убеждение, поставленное на научную основу. Приходит понимание, что общественность надо не просто информировать — следует изучать ее психологию, чтобы сообщаемая информация воздействовала на нее в нужном направлении.

Двусторонняя симметричная или консенсусная модель предполагает взаимопонимание и сотрудничество, согласование интересов общественных групп и их мотиваций, отказ от вульгарной пропаганды. Ее основная отличительная особенность состоит в том, что происходит как изменение мнений и поведения общественности, так и корректировка ориентиров и поведения субъекта пиара.

В российских условиях эти черты модели, отражающие динамику эволюции «связей с общественностью» в исторической ретроспективе, хаотично сконцентрировались на небольшом десятилетнем временном отрезке. Вследствие мозаичности, противоречивости и неадекватности развития различных секторов отечественной политики и экономики, идеальная модель консенсуса, сформировавшаяся в результате преодоления несовершенства других исторически оправданных моделей и действующая сегодня во многих западных странах, по данным РАСО, используется в России только в 10-15% PR- услуг. Более популярна в отечественном ПР-бизнесе модель общественной информации, на долю которой приходится 50% ПР-услуг. Случайное соединение разных моделей порой дискредитирует саму идею ПР, что выражается в термине «черный пиар».

В соответствии с закономерностями спроса и предложения отечественные паблик рилейшнз реализуют себя не столько в наиболее значимых социальных направлениях, сколько в тех направлениях, которые связаны с динамикой политической и деловой активности. Сегодня в России можно наблюдать в той или иной мере сформировавшиеся ПР: политический, правительственный, корпоративный, финансовый пиар, паблик рилейшнз в коммерции и др. В этом состоит одно из существенных отличий отечественного рынка пиар от западного, где лидируют финансовый и кризисный ПР.

Как позитивную тенденцию развития институтов паблик рилейшнз в стране, российские специалисты отмечают совершенствование технологий и направлений их деятельности. От традиционного набора технологий ПР-агентства постепенно переходят на новый уровень, предоставляя услуги по интегрированным маркетинговым коммуникациям — формированию репутационного капитала, обеспечивающего успешное функционирование различных субъектов общественных отношений. Этот этап в России только начинается, однако, именно в рамках данной тенденции, считают исследователи, произойдет изменение самой структуры, технологий паблик рилейшнз и системы образования в сфере ПР.

Следует отметить, что стремительно развивающийся отечественный комплекс «связей с общественностью» становится значимой областью деятельности государственных институтов, коммерческих структур, общественных организаций. В поисках российской специфики и положительного социального эффекта отечественным ПР предстоит развиваться в направлении этичного маркетинга и консенсусной модели «связей с общественностью», которые требуют наличия сформировавшегося гражданского общества и такой экономической и политической ситуации, которая не провоцирует в массовом порядке использование сомнительных технологий.

Заключение

Связи с общественностью в России прошли сложный путь. За весьма короткий срок необходимо было усвоить западные технологии и приспособить их к российской почве с совершенно иным менталитетом и уровнем экономики.

Сначала лишь происходило формирование рынка PR-услуг. PR-деятельность во многом даже не была закреплена законодательно. Основные методы и идеи российские специалисты по связям с общественностью заимствовали у США и Европы.

Затем появились законы, регулирующие связи с общественностью, а также различные PR ассоциации, что, безусловно, характеризует как вполне развитую отрасль. В этот период PR особенно активен в политической сфере.

На современном этапе связи с общественность как отдельная деятельность давно сформирована. Спрос на услуги PR-специалистов растет, любая крупная коммерческая или государственная организация имеет PR-отделы, проводит пресс-конференции и, в целом, заботится о своем имидже. Российские специалисты больше не копируют западные образцы, умеют подстраиваться под отечественную аудиторию. Технологии и методы, на мой взгляд, стали более этичными, черный PR уже не так популярен и используется значительно реже, чем в девяностые, агенства пытаются уделять больше внимания двусторонней связи и нацелены на диалог с публикой. PR в России постепенно увеличивает качество своих услуг и выходит на новый уровень.

Размещено на Allbest.ru

Девять российских агентств вошли в международный рейтинг ведущих коммуникационных агентств мира, по версии The Holmes Report и Международной ассоциацией консультантов в области связей с общественностью (ICCO). Это на три агентства больше, чем в прошлом году. Однако отечественным агентствам еще далеко до десятки лидеров, которая не претерпела кардинальных изменений за год и по-прежнему состоит из представителей американского и французского PR-рынка.

Самым крупным отечественным коммуникационным агентством в 2014 году стало «Михайлов и Партнеры» — 53 строчка рейтинга. За прошлый год оно выросло на 39,4% и заработало 32,2 млн долларов.

Марианна Максимовская, вице-президент группы компаний «Михайлов и Партнёры»

Мы очень рады такому показателю. Это подтверждение того, что у компании есть и постоянные клиенты, довольные предоставляемыми услугами, и появляются новые клиенты, высоко оценивающие нашу репутацию. Для нас рейтинг не является самоцелью, это скорее стимул к постоянному росту, повышению качества работ и развитию новых направлений.

Не менее динамично развивается агентство iMARS: за 2014 год агентство заработало 26,2 млн долларов, выросло на 44,7% и поднялось с 82 строчки сразу на 63.

Владимир Ступников, партнер, директор по развитию бизнеса iMARS

Мы 2-й год участвуем в рейтинге The Holmes Report и вновь, как и в прошлом году, показываем очень хорошие результаты, войдя в ТОП-100 крупнейших коммуникационных компаний мира. Российский рынок коммуникационных услуг активно развивается, и очень приятно, что наряду с ведущими мировыми агентствами в списке крупнейших агентств появляются представители ведущих российских компаний.

У AGT Communications Group не столь впечатляющие результаты: за год агентство прибавило только 1,1% и опустилось на 7 пунктов до 67 места. Общий комиссионный доход компании составил 25,1 млн долларов.

Вячеслав Лащевский, председатель совета директоров Коммуникационной группы АГТ

Рейтинг The Holmes Report объективно показывает неуклонный рост числа крупных российских агентств, придерживающихся стандарта открытости и обоснованно входящих в элиту глобальной коммуникационной отрасли. На этих же принципах основан и Национальный рейтинг коммуникационных агентств НР2К, разработанный при участии всех ведущих профессиональных ассоциаций. Сейчас идет прием заявок для участия в третьем рейтинге НР2К, ставшем уже необходимым элементом развития отрасли в России

Самые пессимистичные результаты по итогам 2014 года показало агентство Pro-Vision Communications – падение составило 51,6%. За год агентство заработало 4,1 млн долларов и опустилось с 152 на 226 строчку рейтинга.

Владимир Виноградов, генеральный директор Pro-Vision Communications

Попадание в рейтинг Топ-250 крупнейших PR-агентств мира рейтинга The Holmes Report напрямую на бизнес не влияет. Но это важно для имиджа агентства. Это весомый аргумент для клиента при выборе партнера. Рейтинг The Holmes Report — это своего рода естественный отсев компаний по показателю прозрачности ведения бизнеса и стандартов сервиса.

Агентство SPN Communications выросло за год на 15,3% и поднялось на одну строчку выше — 70 место в рейтинге. За год агентство заработало 23,1 млн долларов. Компания КРОС показала более медленный темп роста — 5,9%. За год агентство заработало 19 млн долларов и опустилось с 83 на 87 строчку.

Motiv Communication, Sobytie Communications и Rose — новички рейтинга 250 коммуникационных агентств мира. Motiv Communication 13,8 млн долларов, Sobytie Communications — 10,1 млн долларов. Rose заняло предпоследнюю строчку рейтинга заработав за год 3,6 млн (+14,3%). Галина Савина, генеральный директор Rose, отметила, что включение в рейтинг Holmes — очень почетно и является еще одним преимуществом перед клиентами, которые ищут топ PR-агентства в России.

Десятка лидеров рейтинга за год не претерпела особенных изменений. Общий комиссионный доход ТОП-10 агентств увеличился на 5,4% и составил 4,8 млрд долларов. Самый лучший результат, по мнению экспертов, продемонстрировали агентства Weber Shandwick и Golin, который в этом году открыл свое подразделение в России.

Weber Shandwick по отчетным данным в 2014 году выросло на 15% (в том числе за счет приобретения шведской компании Prime) и заработало 800 млн долларов, лишь немного отстав от лидера рейтинга. Golin вошло в Топ-10 рейтинга впервые за всю свою историю: в 2014 году агентство заработало 213,5 млн долларов (+8%).

Лидером рейтинга второй год подряд стало, агентство Edelman, которое продемонстрировало рост в 9% и заработало 812 млн долларов.

Снижение значения классических media relations, сужение объемов рынка, сокращение бюджетов клиентов, кадровый голод — главные тенденции российского PR-рынка. Таковы результаты Business Insights Survey — масштабного опроса агентств, который ежегодно проводит Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС). CEO медиааналитического агентства Ex Libris Евгений Ларионов изучил исследование и выделил для Pressfeed основные тренды PR-рынка.

Как выглядит типичное российское PR-агентство

Исходя из ответов агентств-участников, можно примерно представить себе портрет российского коммуникационного агентства.

В среднем в штате около 60 сотрудников (в анкетах встречались данные от 2 до 220 человек), среднее звено — сотрудники до 29 лет, руководители — от 30 до 39 лет. Офис агентства расположен в Москве. В редких исключениях агентства имеют представительства в регионах, и в еще более редких — за рубежом.

Интересная ситуация сложилась с профессиональными сообществами. Так, по данным исследования, в международных профессиональных ассоциациях, таких как ICCO, IABC, IPRA и т.д. также состоит около трети опрошенных. Интересно, что доли агентств, имеющих офисы за границей и состоящих в международных и ведущих российских ассоциациях, — практически равны.

В отечественных профсообществах, если не считать сам АКОС, не выявилось ассоциации-лидера, в которой бы состояла большая часть участников. Первые в списке — РАСО и АКМР. Из числа опрошенных в них входит 5 и 4 агентств соответственно. В остальных ассоциациях (АКАР, РАЭК и т.д.) состоят 1-2 компании.

Самые популярные услуги коммуникационных агентств — это PR-сопровождение маркетинга B2C/B2B, а также кризисные и digital коммуникации. К слову, эти же сферы участники относят к наиболее доходным и к наиболее конкурентным, — тенденция сохраняется с 2017 года. Брендинг территорий, финансовые и политические коммуникации встречаются все реже.

Общие тенденции PR-рынка

Последние несколько лет большинство участников опроса рисуют примерно одинаковую картину, рассуждая о тенденциях российского PR-рынка.

  • Высокий уровень конкуренции. С одной стороны растет количество небольших агентств, с другой — с рынка уходят крупные международные клиенты. Участники сходятся во мнении, что узкоспециализированные компании постепенно вытесняются более «универсальными» конкурентами.
  • Сужение объемов рынка, сокращение бюджетов клиентов.
  • Неблагоприятные экономические и политические условия.
  • Размывание границ классического PR. 50% участников отмечает снижение значения классических media relations. Их место занимают интегрированные коммуникации, Digital PR, Influencer маркетинг, а также контент-маркетинг.
  • Возрастание роли интегрированных коммуникаций и повышение спроса на бизнес-ориентированные подходы к оценке эффективности PR. Комплексный подход к коммуникациям остается предпочтительным с 2017 года. Кроме того, все чаще клиенты требуют твердых и прозрачных доказательств влияния PR непосредственно на бизнес-результаты компании.

Такое единодушие во мнениях может говорить о том, что это уже не просто тенденции, а вполне сформировавшиеся векторы развития рынка.

Что касается событий и происшествий 2018 года, оказавших влияние на медиаотрасль, то участники чаще упоминали негативные истории. Год запомнился им турбулентностью в экономике — санкциями, растущей коррупцией, арестами крупных чиновников и бизнесменов, в том числе иностранных граждан. Также было отмечено ужесточение законодательства и скандалы в сфере PR, отразившиеся на репутации профессии.

К позитивным событиям отнесли яркие профессиональные мероприятия. Отдельно отметили ЧМ-2018, который дал возможность многим агентствам опробовать силы в сфере международных коммуникаций.

Главной внутренней проблемой 2018 года для коммуникационных агентств стали кадры. Текучка и нехватка специалистов потеснила даже традиционные финансовые трудности — нечестные тендеры и кредитование.

Во что инвестируют PR-агентства

В 2018 году большая часть опрошенных агентств инвестирует в кадры. Свою роль в этом сыграли сложности с подбором и удержанием сотрудников.

В среднем, каждый пятый сотрудник покидает компанию в течение года. «Долгожители» — это, как правило, руководители. Специалисты среднего звена задерживаются максимум на три года. Пять лет и более работает всего около трети сотрудников.

Далее по объемам вложений за кадрами идет усиление текущих продуктов и услуг. Средства направляются на повышение качества, изменение концепции продвижения и т. д.

По сравнению с 2017 годом значительно уменьшились вложения в новые направления деятельности и автоматизацию производства. Кроме того, видно, что рост инвестиций, направленных на инновационное развитие PR услуг и продуктов, тоже замедлился.

На чем зарабатывают PR-агентства

Наибольшую долю доходов агентствам по-прежнему приносят PR-сопровождение маркетинга B2C/B2B, корпоративные и digital-коммуникации.

В 2018 году высокую динамику показали также GR и финансовые коммуникации (связи с инвесторами). А вот доходы от кросс-отраслевых и политических коммуникаций, напротив, сократились.

В целом вырисовывается характерная картина. В условиях жесткой конкуренции и снижении клиентских бюджетов по классическим направлениям агентства вынуждены искать выходы на смежные рынки, запускать новые коммуникационные продукты. Для этого необходимы новые специалисты.

Если в 2017 году агентства активно инвестировали в развитие новых направлений, то в 2018-м на первое место вышла подготовка и удержание кадров. Этот факт может говорить о том, что большинство агентств уже успело расширить продуктовые линейки, так или иначе начало внедрять маркетинговые и digital-инструменты в свою работу, и на первое место вышла острая потребность в привлечении кадров именно на эти направления.

Более того, и клиенты все чаще требуют маркетингового подхода к PR и требуют четких доказательств влияния коммуникаций на бизнес, ждут от PR трафика, лидов и роста продаж.

Полную версию результатов Business Insights Survey можно посмотреть по ссылке.

PR В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа представлена кафедрой политологии.

Научный руководитель — доктор политических наук, профессор В. П. Милецкий

Статья посвящена политико-социологическому рассмотрению роли н значения политического пиара как института системы социальных коммуникаций в трансформирующемся российском обществе.

Проблема содержания, места и роли политического пиара (PR) в системе социальных коммуникаций, несмотря на широкий ряд научных исследований, остается весьма актуальной для каждой из «исторических эпох», связанной с тем или иным конкретным этапом в жизнедеятельности социума. Дело не только в том, что специфически персонифицированное выражение власти накладывает свой отпечаток на некоторые типологические черты, способы и содержание осуществляемого политического PR в отправлении социальных коммуникаций. Нельзя также забывать, что присутствие многочисленных субъектов политического процесса с несовпадающими поли-

тическими и социальными запросами и интересами, а также весьма подвижный социальный ландшафт, «коммуникационные» характеристики которого должны учитываться субъектами политического пиара, придают вышеназванным типологическим свойствам свою неповторимую окраску и инновационные черты.

Будучи составной частью и определенным инструментальным средством социальных коммуникаций в относительно развитом социальном сообществе, политический PR призван обеспечивать информационную насыщенность и полноту легитимации власти, отражать содержание и логику политических процессов с точки зрения

сформировавшихся социальных ожиданий и интересов различных социальных групп общества. Но реализация этого объективного контекста и предназначения политического PR зависит от множества факторов: экономической природы и характера средств массовых коммуникаций (СМК), монополизированное™ или демократичности доступа к СМК различных политических сил, отражающих многообразие сформировавшихся в обществе социальных запросов, способов и форм артикуляции позиций субъектами социальных коммуникаций, и т. д. Например, известный американский специалист в области масс-медиа Сидни Хэд еще в 1980-е гг. отмечал, что «когда программная политика телевидения определялась стихийным рынком, она не давала людям возможности выбора. Здесь начинали действовать другие факторы, такие как высокая стоимость производства программ и диктатура рейтинга, чрезмерное увлечение погоней’за прибылью. Если передачу смотрело чуть меньше «большинства» зрителей, ее аудитория могла вообще лишиться ее, так как она была нерен-* — 1 табельна для канала и рекламодателей» .

То есть собственно экономические условия функционирования масс-медиа, определяющие необходимость и содержательную начинку транслируемых программ и передач, вынужденные. Здесь существенными оказываются потребительские запросы аудитории.

Но фактор «потребительских запросов» аудитории может иметь совершенно иную (не экономическую) природу в ситуации социальной коммуникации, когда речь идет

о политическом PR. С этой точки зрения представляется интересным и важным рассмотреть некоторые особенности политического PR в социальных коммуникациях современной России, обусловленные доминирующими в обществе социальными ожиданиями. Для этого следует раскрыть содержание и способы артикулирования политических установок и ориентации властвую-

щей элиты страны, обусловленные объективным характером и природой общественных ожиданий. Кроме того, для нас важно также выявить обстоятельства, при которых тот или контекст социальных ожиданий оказывается объективно детерминированным реальными условиями жизнедеятельности потребителей политического пиара. В этом смысле содержание политического PR в социальных коммуникациях отнюдь не есть «свободный выбор» активных и пассивных социальных субъектов.

Для всякого сложноструктурированного общества политические коммуникации являются неотъемлемым звеном социальных коммуникаций в целом, призванных обеспечить внутреннюю упорядоченность и устойчивость функционирования социальной системы посредством легитимации действующих субъектов и институтов власти. В системе политических коммуникаций принято различать такие ее виды, как агитация, пропаганда, реклама и пиар. При этом агитацию и пропаганду исследователи относят к так называемым немаркетинговым видам политической коммуникации,

а политическую рекламу и политический

пиар — к маркетинговым .

К маркетинговым коммуникациям относятся такие приемы информационного обмена, при которых предоставление информации реципиенту организуется в соответствии с его потребностями, предпочтениями и особенностями его положения в социально-политическом пространстве. «Маркетинговые коммуникации позволяют осуществить передачу сообщений» с целью сделать их привлекательными для аудитории, и в целом они направлены на «управление продвижением информации» . Агитацию и пропаганду, как немаркетинговые виды политической коммуникации, отличает то, что они действуют вне зависимости от информационных потребностей реципиента. При таком способе информирования и организации политических контактов соответствующие каналы общения

между акторами формируются только на основе интересов (позиций, ресурсов и т. д.) коммуникатора. Данные формы организации политического дискурса игнорируют информационные потребности индивида, поскольку по своей природе они носят монологический и односторонний характер. При этом чаще всего такие способы коммуникации используются для подавления конкурентов, от которых могут исходить иные по содержанию идеи, цели и ценности. Тем самым немаркетинговые способы

коммуникации тяготеют к известной моно-

1 4

полии информационного пространства .

Политический «пиар», в отличие от политической рекламы, форма политической коммуникации, ориентированная на постоянные контакты между субъектами политики и общественностью. Считается, что термин «public relations» («PR», ИЛИ «пиар», как принято говорить в России), в переводе на русский язык означающий «связи с общественностью», впервые возник в XIX в. и был связан с деятельностью политических и государственных институтов. В своем исходном значении PR подразумевал специализированную деятельность соответствующих подразделений государственных, политических, общественных и других структур, направленную на усиление открытости, взаимной информированности между этими структурами и обществом, населением, группами людей, на которые была направлена эта деятельность.

Это содержание PR находит отражение и в существующих дефинициях данного явления. Так, Р. Харлоу пишет: «Паблик ри-лейшнз — это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и общественностью» . По своему назначению PR имеет целью восполнить формальность и односторонность таких способов политической коммуникации, как агитация, пропаганда и реклама, более тесными и доверительными моделями полити-

ческого дискурса. Выделяя эту особенность PR, С. Блэк отмечает: «Паблик рилейшнз -это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдача рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах организаций и общественности», это «планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью», строящиеся «на основе максимально полной информированности»; «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информиро-

ванности» .

В систематизированном виде основные идеи о сущности и назначении «паблик рилейшнз» были отражены в рекомендации Генеральной ассамблеи Европейской конфедерации PR (CERP) в 2000 г. всем практикам в Европе использовать следующее определение: «PR — это сознательная организация коммуникации. PR — одна из функций менеджмента. Цель PR-достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией

и ее аудиторией путем двусторонней ком-

муникации» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечисленные характеристики касаются деятельности PR-структур в различных сферах — в экономике, политике, культуре и пр. Нас в первую очередь интересует PR в сфере политики. Исходя из сказанного, можно констатировать, что задача политического PR состоит в том, чтобы установить плодотворные отношения между государственными и политическими органами и общественностью. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимность в глазах управляемых ею субъектов. PR-это механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и формировать привлекательный

имидж власти. Сказанное относится ко всем субъектам политического процесса, в том числе и к политическим партиям, рассчитывающим на доверие избирателей и их поддержку.

Таким образом, предлагаемые варианты интерпретации сущности и назначения PR предполагают достаточно высокие этические стандарты. Так, С. Блэк считает, что PR, в какой бы сфере он ни применялся, несовместим с манипулятивными приемами, с обманом, с агрессивным навязыванием чужого мнения, что он ориентирован исключительно на этически приемлемые в

обществе способы влияния на обществен-

ность . Его позицию разделяет и А. Н. Чу-миков, иллюстрируя принципиальное значение этики для PR через сопоставление PR и пропаганды: «.. .пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как ПР (русский аналог PR. — О. А.) основывается на правдивой информации; пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят ли они этого или нет; ПР носит более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи; наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; ПР в обязательном порядке предполагает налаживание механизма двусторонней связи, получение и

учет встречного сигнала со стороны ауди-9

тории» .

Понимание PR как искусства и науки «достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (С. Блэк) оказалось перенесенным и на характеристику политического PR. Так, рассуждая о технологиях политического PR, А. И. Соловьев отмечает, что они «нацелены на всестороннее разъяснение реципиентам существующих политических проблем, на создание

положительного в их глазах образа (имиджа) коммуникатора, на обеспечение благоприятной общественной атмосферы для реализации предусмотренных действий, а также на завоевание и сохранение высокого авторитета Центра принятия решений. В конечном счете, такая устойчивая линия поведения на информационном рынке ведет к формированию у людей устойчивой ценностной ориентации на политические события, побуждает их к сознательным действиям. Таким образом, между коммуникаторами и реципиентами устраняются многие преграды, в результате чего рядовые граждане активно и последовательно приобщаются к политическому процессу, вовлекаются в принятие и осуществление ре-» 10 шений» .

Вместе с тем все высказанные благие и идиллические характеристики PR представляют собой не более чем фантом долженствования, задаваемый, очевидно, теми, кто хотел бы — или надеется — привнести в достаточно грязные технологии политического манипулирования хоть какие-то элементы этики и моральной ответственности политики перед обществом. Реальный опыт политических коммуникаций вполне определенно демонстрирует, что благозвучные цели PR лишь прикрытие достаточно жестких функциональных задач, которые, так или иначе, сводятся к влиянию, управлению мнением и поведением широких масс населения. Небезосновательно ряд авторов отмечает, что определения PR, подобные приведенным выше (С. Блэк, Р. Харлоу и др.), не отражают его истинной сути. Используемые в них понятия «правда», «полная информированность», «гармония» и другие -не более чем камуфляж, стремление PR-ме-нов облагородить себя и представить свою деятельность как социально полезную. Истинная цель PR состоит в «отбеливании заказчика», для чего и была придумана этически ориентированная «философия PR»: «Наша цель — откровенно и открыто от имени деловых кругов и общественных ин-

статутов предоставлять гражданам своевременную и точную информацию по актуальным вопросам» . Тем самым РЯ-струк-туры с самого начала создавались для разрешения сложных проблем и урегулирования негативных ситуаций, и в этом смысле они есть лишь инструмент восполнения и компенсации агитационно-пропагандистских средств политического принуждения масс, а также легитимации власти на основе новых технологий.

Именно с этой целью в практике РЯ появилась такая профессия, как «спин-доктор» (от англ. врт — вращать, вертеть). В обязанности «спин-доктора» входит препарирование материалов в выгодном заказчику русле, подготовка общества и прессы к некоему событию, корректировка откликов в прессе после того, как событие получило «неправильное освещение», а также различного рода отвлекающие действия. Степень «энергичности» таких специалистов, избираемые им модели и содержание дискурса зависят как от присущих им нравственных установок и черт, их профессиональных и политических предпочтений, так и от характера иллюстрируемой ситуации, от социальных и политических ожиданий аудитории. Ведь РЯ столь же имманентный компонент общего контекста сложившихся социальных коммуникаций, как и прочие его звенья, аккумулированные во всей многомерности социальной деятельности.

С учетом вышеизложенного политический РЯ, по своей природе являющийся способом восполнения недостатков и слабостей таких форм политической коммуникации, как агитация, пропаганда и политическая реклама, является и их продолжением, и новым средством, которому присуща большая публичность, видимость большей открытости политического дискурса власти ■ и общества и, соответственно, большая эффективность в качестве средства убеждения. Тем более некорректно считать РЯ альтернативой вышеназванным средствам политического «принуждения». В наиболее

последовательных своих началах и содержании РЯ неизбежно превращается в пропаганду, ибо в противном случае он перестает соответствовать своему назначению -усиливать и повышать степень легитимации власти.

Говоря о сущностных особенностях политического пиара в системе политических коммуникаций, а в более широком смысле — и социальной коммуникации в целом, можно, по-видимому, говорить лишь об инструментальных инновационных характеристиках политического РЯ, но не о целе-смысловых его значениях.

В своей совокупности все виды политической коммуникации призваны оказывать соответствующее влияние на массовое сознание, формировать и определять политические ориентации населения и в этом смысле обладают легитимизирующим потенциалом, способностью укреплять доверие к власти со стороны населения. Но потенциал этот различен, поскольку однонаправленность информационного воздействия при отсутствии или слабой обратной связи снижают способность пропаганды, агитации и рекламы влиять на общественное мнение и реагировать на его изменения. Наибольшей способностью легитимации власти по сравнению с перечисленными формами политической коммуникации, несомненно, обладает политический РЯ. Обусловлено это тем, что связи с общественностью требуют постоянных, а не временных усилий (в отличие, например, от политической рекламы) и политический РЯ, как отмечают многие исследователи, более диалогичен, нежели агитация, пропаганда или реклама, поскольку построен на обратной связи и с учетом реакции реципиента на информационное воздействие.

В содержательном отношении политический РЯ как форма политической коммуникации определяется целым рядом факторов, в зависимости от которых будет формироваться его информационный ресурс и способы артикуляции. К таким факторам

прежде всего следует отнести общие характеристики социального пространства, обуславливающие социальные запросы и ориентации населения, стратегические и ситуационные задачи и цели властвующих элит, состояние и технологические возможности средств массовой коммуникации, характеристики конкретного адресата РЯ-дискур-са, модель и содержание ожидаемого от него политического поведения и т. д. Учитывая то, что общим смыслом политического РЯ является легитимация власти посредством очевидных сигналов «обратной связи», в которых одобряется действие власти, существенным здесь является то, на что испрашивается одобрение. Власть может испрашивать одобрение и поддержку своих действий хоть и не популярных, но необходимых для укрепления и умножения общественных благ и требующих от общества терпения и усилий, а может артикулировать в качестве социально значимых целей действия, согласующиеся с ожиданиями аудитории РЯ-технологий. В последнем случае внешняя видимость восприятия властью общественных запросов далеко не всегда является выражением «объективности» и «честности» политического дискурса власти и общества, в качестве какового и позиционируется политический РЯ изначально. Скорее политический РЯ превращается в таком случае в разновидность и более изощренную форму политической агитации и пропаганды, призванную скрыть истинное положение вещей и оправдать неэффективность институтов власти в отправлении своих важнейших функций по выработке и мобилизации общества для реализации его насущных и долговременных интересов.

Сама по себе подобная ситуация, на наш взгляд, является не следствием сознательной политической спекуляции, но объективно детерминирована и будет воспроизводится при всех сменах субъектов власти, если в своем объективном основании оста-

ется неизменной. Речь идет о свойствах самого социального пространства жизнедеятельности социума, качественные характеристики которого в своем существенном содержании определяются качеством локализации в данном пространстве позиций социальных субъектов. Именно от качественных параметров локализации позиций социальных субъектов в той или иной системе общественных отношений зависит набор интересов и мотивов их социального поведения, а также характер и содержание этих интересов.

Один из классиков современной социологии, Т. Парсонс, в своей работе «О структуре социального действия» весьма убедительно раскрыл природу и особенности мотивов человека как актора социального действия. В логике структурно-функциональной методологии анализа было показано, что всякая «структура… представляет собой стандартизированную систему со-» 12 циальных отношений между акторами» ,

конструирующие социальные действия посредством » структурной генерализации ,3

цели» .

При этом то обстоятельство, что социальная структура, как «стандартизированная система социальных отношений», «…предполагает организацию мотивов

вокруг структур но обобщенных целей 14

определенных типов» , превращает ее в реальную субстанциональную основу, определяющую содержательную конкретность интересов, потребностей, социальных запросов, вокруг которых развертывается весь процесс социального творчества между индивидом и социальными группами по поводу условий их жизнедеятельности. Но эти структуры характеризуются разным содержательным выражением «структурной генерализации» целей социальных субъектов, которые будут отличаться в зависимости от характера и содержания локализованное™ в этих структурах позиций данных субъектов.

PR в системе политических коммуникаций современной России

Исследуя эту объективную детерминированность интересов и целей социальных акторов, можно сделать вывод о том, что аморфность локализации позиций социальных субъектов в той или иной системе отношений (структуре) неизбежно ведет к аморфности и предметной не-локализуемости конструктивных целей и интересов акторов. Постепенно акторы обнаруживают тяготение замещать реальные, предметно локализованные интересы и цели их суррогатными заместителями в виде различного рода социальных предрассудков.

Вполне схожая с описываемой ситуация сложилась и в современной России. Многие исследователи отмечают крайне слабую степень институционализации всей системы общественных отношений в российском обществе, начиная с системы экономических отношений. Характеризуя сложившееся в этом отношении положение дел, некоторые ученые пишут, что «институциональная неупорядоченность отношений собственности, проявляющаяся прежде всего в неконкретизированности субъекта собственности, обуславливает то же тотальное отчуждение субъекта деятельности, которое было присуще советской мо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 15 тт к

дели экономической системы» . Подобная

степень «отчуждения» социальных субъектов преимущественно и формирует сосредоточенность мотивов деятельностной активности и ценностных ориентации социальных акторов не вокруг вполне и четко локализованных «структурной генерализацией» интересов и потребностей, а в границах и формах тех или иных социальных предрассудков, нередко сознательно конструируемых властью для их канализации в приемлемых для себя предметных областях.

По сути, политический РЯ, продолжающий семантику политики, не может выйти за рамки собственного источника и необходимости его легитимации. В самых разнообразных вербальных и символических формах политический РЯ в российском политическом опыте лишь ретранслирует в общество его собственные социальные «ожидания», более или менее удачно и полно определяя допустимые для общества социальные предрассудки и их адресата. Объективный же контекст политики в современной России может быть скорректирован лишь самой политикой, но политикой реалистичной, а не подменяемой ее суррогатом и ее РЯ-обоснованием.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 HeadS. World Broadcasting Systems. A Comparative Analysis. Belmont. Calif., 1985. P. 127.

Политические коммуникации / Под ред. А. И. Соловьева. М., 2004. С. 99.

Голубкова Е. Н. Маркетиноговые коммуникации. М., 2000. С. 5.

Политические коммуникации. С. 99.

Цит. по: Чумиков А. Н. Связи с общественностью. М., 2001. С. 15.

«Блэк С. Указ. соч. С. 19.

Чумиков А. Н. Указ. соч. С. 17.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх