Правила для тренинга

Правила для участников тренинга необходимы для того, чтобы сделать работу максимально плодотворной и комфортной для всех участников. Они обеспечивают корректное и уважительное отношение между участникам, а также существенно экономят время. Вы можете объявить правила своим участникам, а можете попросить их придумать те правила, которые им необходимы для работы.

Вводить правила для участников тренинга необходимо в самом тренинга, сразу после этапа знакомства с участниками. Вы можете записать правила на флипчарте или обозначить их символами/рисунками. В нужный момент, если участники нарушают правила, вы можете открыть лист с правилами и обратить внимание на то, что их приняли все участники до начала работы. Также вы можете совместно с группой придумать символические наказания (налить всем кофе, прочитать стихи) тем, кто нарушил правило.

Правила для участников тренинга:

  1. Приходить вовремя

    Приходите вовремя после перерывов, а лучше за несколько минут до окончания. К началу тренинга желательно приходить за 10-15 минут.

  2. Отключить мобильный телефон

    Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

  3. Правило активности

    Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

  4. Здесь и сейчас

    Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

  5. Правило круга

    Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

  6. 1 микрофон

    Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

  7. Я-высказывания

    Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

  8. Принцип доброжелательности

    Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

Перечисленные правила для участников тренинга являются одними из самых популярных и часто используемых. Не обязательно использовать их все, вы можете выбрать те, которые являются для вас приоритетными. Однако, не стоит пропускать этап установления правил вообще, так как они помогают предотвращать различные сложные или неприятные ситуации, такие как опоздания, отказы от выполнения заданий или постоянные звонки по телефону. Особенно важно уделять внимание правилам при работе с большими аудиториями, для того чтобы изначально задать правильный формат общения, который обеспечит вам комфортную работу.

В последние годы я только и слышу со всех сторон истории о том, как люди ходят на тренинги и якобы после этого кардинально преобразуют свою жизнь. Наверняка и мой читатель не раз сталкивался с активными призывами посетить какой-нибудь тренинг «Личностного роста» или прочего возвышения, а может быть, даже являлся участником подобного мероприятия.

Общее мнение

На данный момент в обществе есть как ярые сторонники подобных обучающих схем, так и убежденные ненавистники тренинговых махинаций. Кто-то, единожды посетив семинар внезапно для себя «просветлел», а кто-то, вытащив из дебрей своей психики ненужные ответы – стал противником тренингов и занялся их анти пиаром. Кто-то и вовсе никогда не посещал мероприятий взявших свое начало в американских сборищах анонимных алкоголиков, но при этом всё равно очерняет такого рода техники. А есть и такие, кто стали завсегдатаями тренингов, буквально подсели на «иглу» групповых обучающих программ и вкладывают в это непомерные деньги из года в год, дабы еще больше «усовершенствовать» лидерские навыки, которые вроде как нужно регулярно подпитывать.

Зачем нужны тренинги

В сегодняшнем материале речь пойдет, как вы поняли, о тренингах. О том, кому нужны тренинги и кому они способны помочь. И почему некоторые люди и даже целые компании готовы тратить баснословные суммы за обучение, которое, казалось бы, не повествует ни о чем новом?

А заинтересовала меня конкретная тема в связи со следующей историей:

Как-то вечером, мы с друзьями переходили дорогу в центре Петербурга и застряли на оживленном перекрестке, на светофоре. В один момент нас окружила толпа из человек 7-10, в возрасте примерно от 30 до 50 лет – мужчины и женщины, которые не побоюсь этого слова «лаяли», удерживая каждый в своей руке веревку, к которой был привязан резиновый тапочек – олицетворяющий, судя по всему собаку! Кроме этого, в другой руке у каждого из этой «идиотичной» компании был огурец – олицетворяющий микрофон… Окружив нас своей сумасшедшей толпой, эти люди наперебой, улыбаясь и крича, вопрошали: «Довольны ли Вы своей жизнью?»

Если честно, вначале меня эта компания дико испугала, от них явно исходила угроза, но после того, как я вгляделась в их остекленевшие глаза – всё стало понятно, перед нами были «жертвы» тренинга «Личностного роста». Так и не дав интервью «огурцам-микрофонам», «облаянные» тапковыми «собаками» мы с друзьями отправились дальше, еще долго недоумевая о том, что побудило этих с виду приличных людей выйти на улицы Петербурга с подобной инициативой.

И если до этого случая я смотрела спустя рукава на бесконечную рекламу, исходящую отовсюду — о групповых тренингах саморазвития, о тренингах для бизнесменов, об индивидуальных коуч-программах, то после встречи выходцев явно из такого рода «секты» — всерьез задумалась об опасности и сомнительных достоинствах подобного обучения. На фоне чего и решила разобраться с вопросом.

Что такое тренинг

Итак, что такое тренинг, для тех, кто вдруг еще не знает или не совсем понимает значение данного слова. Википедия дает нам следующее определение:

Тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Использование тренингов характерно для тех ситуаций, когда обучаемый желает не только получить информацию, но и стремится суметь применить полученные знания на практике.

Виды тренингов

Тренинги могут выступать как своеобразной «дрессировкой» каких-либо навыков, так и плацдармом для раскрытия ранее потаённых способностей участников. Существуют разновидности тренировочного обучения, среди которых отдельными группами выделяют такие как:

  • навыковый тренинг,
  • психотерапевтический тренинг,
  • социально-психологический тренинг и
  • бизнес-тренинг.

Если с первым видом всё очевидно и понятно – целью его служит приобретение определенного, нужного ученику навыка, то второй вид тренинга уже направлен на непосредственное изменение сознания человека. Социально-психологический тип объединяет в себе и присвоение навыка, и корректировку взгляда на жизнь. Последняя форма бизнес-тренинга направлена соответственно на раскрытие определенных навыков для построения успешного бизнеса.

Помимо того, что человек может выбрать любую из представленных разновидностей обучения, необходимую для реализации своих конкретных целей, существуют еще и вариативные методы проведения тренингов. Как-то – деловая игра, ролевая игра, кейс, мозговой штурм и так далее.

Аудитория тренинга

В основном тренинги нацелены на групповое обучение, которое позволяет развивать в людях командный дух. Известно также, что толпа легче принимает на веру все те постулаты, которые проповедуют ей «гуру-тренеры» — якобы кардинально меняющие жизнь вступивших на путь осознанного преобразования людей. Здесь же воспевается идея, что именно Учитель способен сделать из закоренелых неудачников – успешных и уверенных в себе личностей.

А теперь немного о личном опыте

Пару лет назад мои друзья – из разных частей страны начали буквально одолевать меня рассказами о том, как посещали те или иные тренинги и как круто это помогло им разобраться с волнующими вопросами, или изменить сознание. Одна знакомая очень настойчиво вовлекала сходить на тренинг личностного роста, который можно было оплатить по какой-то особенно скидочной системе. Долго отказываясь и сопротивляясь, я практически убедила ее в том, что мне это не нужно. Но в какой-то момент решила, а почему бы не попробовать? Ведь теряю я, как мне показалось тогда – немного. И я пошла.

Арендованный зал на глухой улочке Петербурга, полсотни людей, яркий свет и стулья, выставленные полукругом. Когда все расселись — пришел тренер и начал вещать. Честно говоря, с первых нот в его голосе я поняла – что делать мне здесь нечего. Тренер, обучающий личностному росту – с плохой дикцией, бедным словарным запасом и примитивными примерами, в буквальном смысле «опускающий» тех, кто, послушав его 15 минут вставали и уходили – явно не тот гуру, которому можно вверить без оглядки свое время и деньги. Я не буду здесь рассказывать о том, что говорил нам не внушающий никакой уверенности в себе человек, называющий себя тренером, так как вопрос не в его повествовании. Но мой личный опыт участия в тренингах закончился выходом на кофе-брейк и дальнейшим невозвращением.

Что изменилось

Со мной тогда была подруга, которая решила там остаться, хотя была изначально настроена не менее скептически, чем я. Несколько дней она выполняла задания и исправно ходила на занятия. Наблюдая за ней, я заметила то самое «свечение», которое исходит от людей, вдохновленных идеей. Потом она говорила мне даже, что зря я не продолжила обучение. Однако в качестве вывода получилось, что подруга после этих самых тренингов «просветилась» неделю и погасла, вернулась к обычной жизни. Не знаю как внутренне, но для внешнего мира она ничуть не изменилась. Те же проблемы окружают её по сей день.

Инстаграмм

Новая волна Instagram захватила аудиторию. Относится к личностному активу, который приносит деньги их владельцам. Но раскрутить свой блог не так просто. Ежедневные истории, посты с кричащими заголовками, а сколько стоит реклама у блогеров…

Главные и дорогие затраты это время, которое занимает блог. Но опять тут можно найти студента, который обработает, разместит, продвинет ваш пост и фото. Ваша задача — держать во внимании аудиторию. При этом продать свой тренинг, курсы, книгу и многое другое с мнимыми скидками в желании «помочь» заработать, найти себя, покачать свои навыки или обучиться новой профессии.

Блогеры в Инстаграм совсем не «бедные» люди, но достигают они этого путем упорного труда.

Так кому помогают тренинги

  • Во-первых, людям, которые глубоко убеждены, что подобная методика преподавания способна кардинально изменить их жизнь.
  • Во-вторых, тренинг может помочь тем, кто совсем отчаялся и не знает — как жить дальше, какие цели ставить и к чему идти.
  • В-третьих, одиноким людям, нуждающимся в обществе и коммуникации.
  • В-четвертых, тренинги для бизнесменов могут поспособствовать обнаружению внутри группы — будущих соратников и партнеров.
  • И в-пятых, тренинги, безусловно, помогают жить и при всех положительных вытекающих даже процветать тем, кто их организует!

Из положительных и результативных историй, которые я знаю о людях, прошедших те или иные тренировочные обучения социально-психологического характера у меня есть лишь одна.

Приятельница, которая долгие годы вела собственный бизнес по продаже одежды с единственной целью заработать – в какой-то момент устала и осознала, что занимается тем, что ей совсем неинтересно. Однако, согласитесь, что человеку, который всю сознательную жизнь пытался строить бизнес довольно сложно переформатировать себя и отправиться работать в офис, начинающим специалистом в даже очень интересной для себя области.

Находясь в поиске пути развития, она и наткнулась на всё те же тренинги личностного роста. Результатом явилось — создание бизнеса в интересующей её сфере туризма. Таким образом, занятия и мозговые штурмы в группе таких же потерявшихся, казалось бы, людей поспособствовали тому, что моя приятельница увидела альтернативную сторону своей жизни и довольно скоро нашла выход на нужную ей стезю. Сейчас она полностью прекратила рабочую деятельность по продаже одежды и вплотную занимается организацией экскурсий по исторически значимым местам Петербурга и Ленобласти. Иногда даже сама выступает в роли гида. Словом, делает то, о чем всегда мечтала, и что удалось воплотить в реальность, всего лишь изменив угол зрения.

Выгода тренинга

Но как вы понимаете, тренинги, внушающие всем и каждому то, что можно стать успешным и независимым лишь соблюдая определенные заповеди, помогают далеко не всем присутствующим. В лучшем случае это 5% из 100, иногда и вовсе 1%. Благодаря таким примерам, хоть и весьма редким, существование тренингов торжественно продолжается, а методики не прекращают плодиться, как грибы после летнего дождя.

Выгода тренингов стала очевидной для тех, кто умеет продавать и жаждет лёгкой наживы. Тренинги – хороший бизнес, машина для выкачивания огромных денег не требующая практически никаких затрат.

Что нужно для тренинга

По сути, для того, чтобы организовать тренинг нужно не так уж много. Умение внушать людям жизнеутверждающие постулаты, помещение со стульями, тренер – взявший на себя роль всезнающего гуру и оратора, а также задания – заставляющие учеников верить в то, что они платят за действенное обучение.

Как вы понимаете для тренингов не нужно задействовать никакое дополнительное оборудование – в редких случаях доска, компьютер, музыкальный центр – но эти вещи сейчас есть практически в каждом доме, их не составляет труда достать. В ходе тренинга не приходится тратиться даже на распечатку для слушателей какой-то информации, ведь полученные сведения строго запрещается рассказывать, кому бы то ни было. Это главное правило всех без исключения тренингов. Помимо него имеются и более абсурдные правила – не заниматься сексом пока идет обучение, не заводить романтических отношений с кем-либо из группы, не рассказывать родным о том, чему учат на тренинге и так далее.

Таким образом, проведение тренингов со стороны организаторов – вполне бюджетное мероприятие, которое позволяет на проблемах сограждан зарабатывать хорошие деньги. Тем более что считается, чем дороже стоит занятие – тем лучше учитель. Что по факту далеко не всегда соответствует действительности, однако цены безбожно завышаются.

Что касается цен, согласно данным независимых исследователей, стоимость тренингов может варьироваться от 3000-15000 рублей в сутки с человека, до 100 000 рублей за программу тренера мирового масштаба.

Тренинги в компаниях

Самое интересное здесь то, что помимо рядовых граждан, вовлекаемых в позитивный пиар тренинговых компаний, в подобные авантюры с легкостью вписываются и крупные компании. Полным ходом идет расцвет корпоративных тренингов, то есть организация обучения, повышение квалификации сотрудников с привлечением тренинговых контор.

Главный вопрос тут заключается в следующем – почему богатые компании вверяют совсем не маленькие средства в руки тех, кто обучает лидерству и мастерству продаж?

Вероятно, тренинги и впрямь помогают подтянуть не только доходность организации продающей занятия, но и компании заказавшей их. Кроме этого, если брать чисто психологическую сторону обучения, то в рамках корпорации гораздо выгоднее научить группу менеджеров интенсивности продаж и заставить их выработать в себе определенные выгодные компании навыки, чем ждать того, пока сотрудники по отдельности решатся на посещение бизнес-тренингов, научатся самостоятельности и вовсе покинут фирму.

Кто проводит тренинг

И если вопрос с тем, кто, в конце концов, зарабатывает на тренингах больше всего — раскрыт, то при выяснении того, кто же обучает богатству и прочему мастерству в ходе исключительно оплачиваемых занятий пришлось столкнуться с весьма занятными фактами.

Как я уже упоминала ранее, мой личный опыт посещения тренинга личностного роста запомнился лишь некомпетентным тренером и непонятным основанием для дальнейшего выслушивания его бреда. Также я упоминала, что многие мои друзья стали кто жертвами, а кто победителями после посещения тех или иных интересующих их тренингов. Среди них есть и один приятель, который так вовлекся с тренинговую жизнь, что сам стал преподавать.

Так вот, помимо известных имен и зарекомендовавших себя тренеров, выпускающих в свободное плавание стремящихся к успеху и ничего не боящихся после тренингов людей, в этой области найдется уйма персонажей – фанатиков, не имеющих ни гроша за душой, живущих иллюзиями и заученными фразами и при этом, преподающих другим людям мастерство лидерства, мастерство соблазнения, мастерство богатства и так далее.

Идеи

Как правило, такими тренерами становятся лучшие ученики из групп, «заболевшие» идеями о том, что Вселенная всех слышит и всем поможет, главное правильно обратиться. Одним из таких людей и стал мой знакомый. Стоит отметить, что он очень ленивый человек во всех областях, кроме обучения людей — «как надо жить», совершенно не богат, живет практически на иждивении у супруги, работает редко – только когда фирме удается собрать группу людей, жаждущих личностного роста, получает со всего мероприятия небольшой процент и снова ждет, когда наберется группа. С одной стороны – работа «не бей лежачего» — главное иметь подвешенный язык, с другой – нестабильная, не такая уж и денежная, основная часть дохода идет в карман компании – имеющей имя и организующей обучение. Но суть в другом. Загвоздка в тренере – бедный человек учит вас стать богатым. Каким образом такая система способна помочь кому-либо?

Естественно я здесь говорю скорее о шарлатанских тренингах, компаний однодневок, однако существует и масса фирм, действительно имеющих в своем коллективе одного мощного тренера, сделавшего репутацию компании, и кучу других тренеров, типа моего знакомого, которые по факту – учат людей тому, чего сами не умеют и никогда не делают. Такой вот обман тренингов.

Сарафанное радио

Но главная проблема в том, что человек увлеченный идеей самореализации даже не задумывается об имени тренера и его заслугах, он реагирует лишь на правильно выстроенную рекламную кампанию и беззаветно вливает в нее свои, чаще всего, последние накопления.

Исходя из этого, стоит отметить и то, что тренинговые организации в основном используют для самопиара самый мощный рекламный рупор – сарафанное радио. Потому что если даже люди перестанут верить тому, что говорят по радио или телевидению, они никогда не перестанут слушать себе подобных, грубо говоря, с легкостью доверятся тому, что сказал сосед. Одним из основных правил любого тренинга по его окончанию является – привлечение энного числа друзей, знакомых, просто людей к данной программе уже получившим «знание» учеником.

Подобная закольцованность напоминает чем-то пирамиду, будь она финансовой или сетевым маркетингом, в ней как и в иных вариантах счет идет на людей. Пришел сам – приведи другого. Только прошедшим тренинг людям промывают мозги настолько, что они совершенно безвозмездно вовлекают своих товарищей в обучающую программу. Такое вот отлаженное и совсем не затратное сарафанное продвижение.

Говорить о том, кому это выгодно здесь не стоит – всё и так очевидно. Но в любом случае, нужно упомянуть про перспективы людей, которые всё еще сомневаются в том – участвовать или нет в каких-либо тренингах.

Альтернатива тренингу

Если у вас нет достаточного количества свободных денег, чтобы в случае неудачного выбора тренера или при отсутствии истинного стремления кардинально преобразовывать свою жизнь — не жалеть о выброшенных на ветер средствах, то лучше не ввязываться в подобные авантюры. Альтернативным вариантом для вас станет покупка пары тройки книг, про то «Как стать богатым» или «Как поднять самооценку». В принципе, такого рода литература является зеркальным отражением тех «знаний», которые долго и мучительно вбивают в подсознание на тренингах.

Купить книгу или же оплатить день занятия в группе с малознакомыми людьми и неизвестным тренером – выбирать исключительно вам. Однако очевидно, что в первом случае вы потратите гораздо меньше средств и времени.

Стоит также отметить, что тренинги рассчитаны на ленивых людей, тех, кто не любит читать и заниматься самостоятельно своим развитием. Поэтому всегда прежде думайте — за что вы платите, если идете на тренинг. Цена вашей лени может оказаться слишком завышенной.

Плюсы тренингов

Тем не менее, есть и положительная сторона тренингов. И это как я уже отмечала выше – возможность завести новых друзей, шанс встретить партнеров для организации бизнеса или развития уже имеющегося, возможность вырваться из привычной и засасывающей как трясина скучной повседневности, и в некоторых случаях – действительно полное преобразование жизни, переворот сознания, путь к успеху и покорению новых вершин.

Безусловно, на фоне этого нельзя сказать, что тренинги – это исключительно негативная тенденция и всеобщий развод на деньги. Имеются в этих программах и действительно достойные внимания факторы, позволяющие людям найти себя и свое предназначение. Но не стоит забывать, что даже красиво выстроенные декорации могут скрывать за собой довольно банальную схему по выкачиванию наличных, некомпетентных преподавателей и недееспособную обучающую систему, превращающую людей в идиотов.

Например, как в случае с теми «тапками-собаками» и «огурцами-микрофонами». Если люди, таким образом, в 40 лет борются со своей робостью и прочими подобными комплексами, то можно им лишь посочувствовать. Если они принимают на веру то, что лающий тапок позволит им преодолеть внутренний страх и превратиться в лидера, то кроме как дураками их никак не назовешь.

Как выбрать тренера

Если вы несмотря ни на что желаете вписаться в какой-то тренинг, первым делом советую разузнать по возможности про тренера и его достижения, а потом промониторить список выходцев из обучающей программы и получить отзывы от людей, прошедших тренинг, хотя бы полгода назад. Только при наличии достойных примеров и очевидного успеха — как тренера, так и людей, пошедших его курс, стоит идти на обучение.

По окончании тренинга важно оценить его эффективность. Это значит, что нужно понять, достигнуты ли поставленные цели, проконтролировать качество проведения тренинга, рассчитать эффективность затрат на обучение и определить его практическую ценность — насколько успешно новые знания и навыки применяются на рабочем месте.

Результаты оценки важны для совершенствования программы конкретного тренинга, а также для дальнейшего планирования профессионального обучения сотрудников и развития системы обучения в компании в целом. Если до начала тренинга не разработать четких методик и критериев его оценки, скорее всего, он окажется неэффективным. Методики и критерии готовит тренер или тренинг-менеджер (нередко привлекаются и непосредственные руководители будущих участников); с ними обязательно нужно ознакомить и сотрудников, направляемых на тренинг, и их непосредственных руководителей.

На сегодняшний день исходной для построения многих систем оценки эффективности обучения является модель Киркпатрика ( Donald Kirkpatrick ), предложенная автором еще в 1959 году. Исследователь выделяет четыре уровня оценки:

  1. Реакций.
  2. Усвоения.
  3. Поведения.
  4. Результатов.

Рассмотрим подробнее каждый из уровней.

1. Уровень реакций. Мотивация к обучению является критическим фактором его успешности — люди учатся лучше, когда они позитивно относятся к целям и к самой ситуации обучения, а также к тренеру. На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников тренинга. Оцениваться может как тренинг в целом, так и его отдельные части или аспекты.

Чтобы увидеть по возможности объективную картину сильных и слабых сторон тренинга, необходимо использовать методы получения обратной связи, которые отвечают следующим критериям:

  • дают полезную для анализа информацию;
  • предоставляют участникам свободу высказывания;
  • не являются излишне подробными (чтобы у слушателей не исчезло желание принимать участие в оценочных процедурах).

Наиболее распространенный способ получения обратной связи от группы — анкетирование . Его популярность объясняется минимальными временными затратами и низкой стоимостью; как правило, заполнение анкеты (или опросного листа) не вызывает трудностей ни у участников, ни у организаторов тренинга.

Менее известны такие способы фиксации оценок участников, как ведение дневников , написание эссе , проведение группового обсуждения или итогового занятия по завершении тренинга. Информация, полученная с помощью таких методов, менее структурирована и стандартизована, ее сложнее обрабатывать (особенно при большом количестве участников). Эти методы не только более трудоемки, но и требуют квалифицированной интерпретации собранных данных.

Ключевой вопрос: достигнуты ли цели обучения с точки зрения участников тренинга?

Главное, что нас интересует на этом уровне (при любых способах оценки) — эмоциональное состояние участников, интерес, внимание, их мнение о качестве тренинга (полезность, уровень сложности материала и упражнений).

Для изучения субъективных оценок участников можно предложить несколько апробированных автором методик (их имеет смысл использовать в основном сразу по завершении тренинга):

  • опрос;
  • анкетирование;
  • коллаж;
  • мишень или «дартс».

Опрос. Проводится в форме интервью, группового обсуждения, дискуссии. При групповом обсуждении тренер, как правило, задает схему/структуру отзыва — указывает, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например: какое самое яркое впечатление от тренинга у меня осталось; что полезного я для себя вынес; какие рекомендации могу дать себе и группе; основной вывод, который я сделал за эти дни, и т. п. Затем участники по очереди высказывают свое мнение. Подобная оценка тренинга делается сразу по завершении обучения.

Анкетирование. Участники заполняют заранее подготовленную оценочную анкету (образцы анкет см. в приложении ), в которую включен стандартизованный набор вопросов. С помощью анкеты тренер и тренинг-менеджер могут оперативно оценить такие параметры, как уровень организации тренинга, первое впечатление, вызванный интерес, качество содержания, полезность для практической деятельности приобретенных знаний и навыков и т. п. Эта информация также поможет принять решение о необходимости дальнейшего обучения внутреннего тренера или о продолжении сотрудничества с внешним.

Приложение

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Нажмите на изображение для увеличения

АНКЕТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА

Нажмите на изображение для увеличения

Заполнять анкеты можно:

  • по окончании каждого модуля или тренингового дня (это так называемый летучий контроль, он позволяет тонко «настраивать» программу на конкретную группу, «на ходу» оценивать эффективность новых упражнений, тренинговых материалов и методов);
  • сразу по окончании тренинга (участники смогут оценить и программу тренинга в целом, и качество работы тренера);
  • через несколько дней после его завершения (в таком случае участники лучше смогут оценить практическую ценность полученных знаний и умений).

Собирает анкеты тренер, тренинг-менеджер, или сами участники могут выслать их по электронной почте.

Отзывы участников при обсуждении тренинга часто бывают очень эмоциональны, но они дают достаточно фрагментарную информацию. Данные анкет, как правило, оказываются более рациональными и содержательными.

Коллаж. Во время проведения тренинга делаются фотографии, которые нужно оперативно напечатать. Участникам тренинга предлагается, используя эти снимки, иллюстрации из старых журналов, открытки и другие визуальные материалы, сделать коллаж. Тему для него задает тренер, например: «Этого я никогда не забуду…», «Это очень важно и полезно для моей профессиональной работы…» или «Что я узнал и чему научился…».

При работе над коллажем большую группу лучше разбить на несколько подгрупп, каждая из которых выполняет коллективные работы на одну-две предложенные темы (в зависимости от временных ресурсов). После завершения работы подгруппы меняются коллажами и комментируют полученные материалы. Можно устроить и общий «вернисаж». Тональность работ, выбор фрагментов, их эмоциональная окраска, общий настрой комментариев — все это качественные оценки, которые фиксируются и анализируются в дальнейшем.

Чем полезна такая форма оценки? Во-первых, в процессе работы участники самостоятельно вспоминают весь тренинг и тем самым закрепляют полученные знания, вырабатывают к ним осознанное отношение, понимают их практическую ценность.

Во-вторых, поскольку интерпретация коллажа — это проективная методика, анализ работы «не авторами» позволяет вскрыть некоторые нюансы, которые группа (или конкретный участник) не осознает.

Мишень («дартс»). Это хороший способ визуализировать оценки (и индивидуальные, и особенно — групповые). Оценочная шкала изображается на доске, флипчарте или листе ватмана в виде концентрических кругов — «мишени». Каждому кругу мишени сопоставлен балл оценки. Мишень разбивается на секторы, представляющие все рассматриваемые параметры: удовлетворенность формой подачи материала, качество преподавания, практичность материала, доступность для понимания, информативность, актуальность и т. д. Каждый участник оценивает тренинг, отмечая фломастером на мишени баллы, соответствующие его оценке каждого параметра. Можно нарисовать мишени отдельно для каждого из параметров или использовать настоящую мишень для игры в «дартс», на которую участники смогут наклеивать цветные стикеры.

Такая методика дает возможность получить наглядную и достаточно «объемную» характеристику проведенного занятия. Организаторы и тренер тоже видят (в буквальном смысле слова) насколько тренинговая группа достигла цели — попала «в яблочко» или в «молоко».

Барометр. Это хорошая методика, позволяющая оценить общую групповую «погоду» на тренинге, оперативно «измерить» какой-нибудь из его аспектов: качество, практичность, доступность материала и т. д. В этой методике используется градуированная шкала, стилизованная под всем известный гидрометеорологический прибор (отсюда и название — «барометр»). Слушатели подходят к рисунку (на доске, флипчарте или отдельном плакате) и по очереди цветными фломастерами отмечают свои оценки.

Последние две методики групповой экспресс-оценки достаточно эффективны тогда, когда на подведение итогов остается немного времени.

2. Уровень усвоения. При разработке программы тренинга ставятся реальные прагматичные цели — помочь людям повысить результативность деятельности на рабочем месте или освоить новые технологии. Поэтому на уровне усвоения оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников, что они смогут использовать на своем рабочем месте.

Ключевой вопрос: чему научились участники?

Оценить произошедшие изменения можно только в сравнении с исходным уровнем знаний, умений и установок (или с принятыми корпоративными стандартами). Поэтому так важно еще на этапе подготовки программы тренинга параллельно разработать и четкие методики измерения результатов обучения:

  • Какие знания приобрели участники?
  • Какие умения были улучшены (или какие новые сформированы)?
  • Какие установки изменились?

На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как профессиональные и поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Оценивать прогресс участников в результате обучения необходимо индивидуально, прогресс общегрупповой работы (при необходимости) оценивается дополнительно — например, если тренинг проводился для проектной группы.

Результаты оценки на этом этапе на самом деле важнее для тренера, чем для участников, поскольку он может понять насколько эффективными оказались выбранные им стратегия и методы обучения.

3. Уровень поведения. Цель тренинга — помочь участникам усовершенствовать знания и навыки для того, чтобы лучше выполнять свою работу (на уровне корпоративных стандартов) или освоить новую технологию. Говоря о «поведении», Киркпатрик прежде всего имел в виду результаты поведения на рабочем месте , то есть — результативность. Поэтому на данном уровне важно оценить практические результаты тренинга: используются/реализуются ли приобретенные участниками знания, умения и установки в рабочих ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются в рамках профессиональной деятельности.

Ключевой вопрос: применяют ли участники новые знания и умения на рабочем месте?

Оценить изменения рабочего поведения «на глазок» — «иногда использует», «стал работать лучше/быстрее» и т. д., конечно, можно. Часто этим руководство и ограничивается, хотя такой «метод» мало что дает для оценки эффективности обучения. Но полезную информацию можно получить, только используя четкие методы измерения. Как правило, они разрабатываются для каждого конкретного тренинга еще на этапе планирования его программы.

Для сравнения нового рабочего поведения с прежним (или с установленными корпоративными стандартами) используются как формальные методы (квалификационный экзамен, аттестация, выполнение контрольных заданий на рабочем месте), так и неформальные (структурированное наблюдение, ведение рабочих дневников и т. д.).

Обучение сотрудников имеет смысл для организации лишь в том случае, если они не просто применяют новые знания и умения, но с их помощью работают быстрее, качественнее, результативнее. Поэтому этот вид оценки проводится только спустя некоторое время после завершения тренинга, когда участники смогут попрактиковаться в применении новых знаний и умений на рабочем месте. Этот вид оценки может проводить и тренер и тренинг-менеджер, но к нему обязательно привлекают непосредственных руководителей участников тренинга.

4. Уровень результатов. Компания вкладывает деньги в обучение своих сотрудников для того, чтобы провести определенные изменения: повысить производительность труда, снизить издержки, освоить новую продукцию, внедрить новое оборудование и технологии и т. п. Поэтому необходимо оценить влияние результатов обучения на деятельность всей организации. Это также финальная оценка тренинга в целом.

Ключевой вопрос: каковы бизнес-результаты тренинга?

На практике достаточно трудно изолированно оценить влияние программы обучения (тем более отдельного тренинга) на изменение деятельности крупной организации. Скорее можно установить связь между обучением и организационным развитием. Тем не менее, многие организации проводят такую форму оценки, используя для этого различные бизнес-показатели (и конечные, и промежуточные): увеличение продаж, рост прибыли, сокращение издержек, увеличение доли рынка, повышение качества; снижение процента брака, количества рекламаций или жалоб клиентов, текучести кадров, числа конфликтов; повышение удовлетворенности сотрудников; формирование новых эффективных команд и т. д.

Сбор такого рода информации требует серьезной аналитической работы, времени, финансовых ресурсов и скоординированных усилий многих подразделений компании. Вряд ли стоит проводить ее для типового тренинга продаж, адресованного сотрудникам небольшого магазина, да и в крупной компании имеет смысл оценивать бизнес-эффект целостных программ обучения . Такая задача под силу корпоративному учебному центру или университету.

Итак, по мере того как мы продвигаемся с первого по четвертый уровень, процесс оценки становится все более сложным и затратным — с точки зрения и временных затрат, и финансовых. Тем не менее, его результаты исключительно важны. Чаще всего эффективность тренинга (да и многих крупных корпоративных программ обучения) оценивается только на первом уровне. Это наиболее простой вид оценки, предоставляющий наименее ценную информацию (как для тренера, так и для компании). Измерение результатов на четвертом уровне — влияние на деятельность организации в целом — дает наиболее ценную информацию, но оно значительно труднее, поэтому используется реже.

Оценка на первых трех уровнях модели Киркпатрика: реакции, усвоения и поведения является своего рода «мягким» ( soft ) измерением, в то время как менеджеры, принимающие решение о проведении тренингов и обучающих программ, предпочитают более «жесткие» ( hard ) финансовые показатели, такие как возврат на инвестиции, прибыль и т. п.

«Мягкая» оценка позволяет оценить успешность и полезность тренинга, она необходима и тренеру для усовершенствования программ, и тренинг-менеджеру — для планирования дальнейших программ обучения, и линейным менеджерам — для оценки квалификации сотрудников и определения новых рабочих заданий, и топ-менеджерам — для планирования развития человеческих ресурсов компании.

Оценить влияние результатов программы обучения на повышение эффективности организации в целом можно по различным направлениям:

  • финансы ( ROI );
  • клиенты (маркетинговые показатели);
  • внутренние аспекты (усовершенствование бизнес-процессов);
  • обучение (трансформации корпоративной культуры, поддерживающие новые ценности — изменения, инновации, личностный рост).

В последнее время с повышением роли клиентоориентированности компаний топ-менеджеры все больше внимания обращают на такие параметры, как удовлетворенность или лояльность клиентов, рассматривая их как своего рода «мягкий» вариант коэффициента возврата на инвестиции ( soft-ROI ).

При оценке эффективности тренинга необходимо иметь в виду еще один аспект этого вопроса. Хорошее первоначальное обучение позволяет команде достаточно быстро достичь приемлемого уровня выполнения работы. Однако через некоторое время производственные показатели нередко начинают ухудшаться. Часто у сотрудников, прошедших обучение, возникает чувство нереализованности своих возможностей и недовольство собой.

Причины таких негативных явлений, как правило, не связаны с тренингом, они лежат в сфере управления. Если на старом месте работы ничего не изменилось (ни организация деятельности, ни формы постановки задач, ни сферы ответственности, ни система стимулирования), работники не смогут применить там новые знания и навыки. Все это вызывает чувство неудовольствия. Готовность компании воспользоваться результатами обучения также во многом зависит от организационного климата. Нередко и само направление на обучение дает работникам ложные надежды, связанные с улучшением условий работы, продвижением по службе и т. д. Если после тренинга никаких изменений в карьере не происходит, сотрудник начинает негативно относиться не только к своим руководителям, но и к тем, кто его обучал.

Разового тренинга недостаточно для того, чтобы добиться устойчивых изменений в профессиональной деятельности или поведении сотрудников. Долгосрочный стабильный эффект дает только систематическое и системное обучение. Повысить эффективность тренинга могут специальные программы закрепления навыков (посттренингового сопровождения), помогающие отслеживать проявление новых форм поведения в реальных рабочих ситуациях, проводящие «точечное» дообучение тех, кому это необходимо.

Хорошо организованное внутреннее обучение позволяет провести диагностику сильных и слабых сторон компании, увидеть ее скрытые резервы и нереализованный пока потенциал сотрудников. Грамотно выстроенная система внутрикорпоративного обучения (разработанная с учетом целей организации в целом, задач конкретного подразделения и потребностей личности) напрямую влияет на успешность работы всей компании, улучшает ее финансовые результаты, наращивает конкурентоспособность. Она повышает мотивацию сотрудников, эффективность индивидуальной и групповой работы; позволяет новичкам ускорить адаптацию в организации, узнать специфику работы; зачисленным в кадровый резерв дает возможность быстрее приобрести навыки и знания, необходимые для продвижения.

Базарова Гули, Менеджер по персоналу

«Методические рекомендации по проведению тренинга»

Тренинг (от английского training – тренироваться) – в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков, умений, личностных качеств.

Как мы видим из определения «тренинг» означает действия: тренировать, обучать, формировать, развивать. Исходя из этого, можно сделать вывод, что он предполагает определенную совокупность упражнений, объединенных в систему, сгруппированных в комплекс занятий и результатом его является обретенный новый опыт, новые знания, сформированные умения, качества.

Тренинг является многофункциональным методом для психологических изменений отдельной личности или группы с целью ее развития и гармонизации. Тренинг представляет собой совокупность отобранных и систематизированных методов воздействия, которые используются для коррекции поведения, развития личности, формирования навыков самопознания, самосовершенствования.

Специфическими чертами тренинга являются:

  • наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

  • обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

  • ориентация на психологическую поддержку участников;

  • атмосфера закрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Цели тренинга для детей конкретизуются в частных задачах:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), формирования учебной мотивации;

  • развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

  • диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

  • изучение индивидуальных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

  • приобретение коммуникативных умений и навыков;

  • овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

  • коррекция поведения, формирование и развитие социальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

  • формирование профессионально значимых качеств и умений;

  • развитие эмпатии, рефлексии, толерантности и пр.

Стоит отметить, что тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив.

Достоинством тренинга, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности, а разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, упражнения, анализ конкретных ситуаций и др.), игровые технологии (игры-знакомства, разминки, кооперативные игры и др.) выступают как современные составляющие учебного процесса.

Тренинг имеет следующие преимущества:

— возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы;

— здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;

— в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

— наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;

— группа может облегчить процесс самоисследования и самораскрытия;

-тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Основные типы и виды тренинга

В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на два типа:

1. Инструментально-ориентированные тренинги, целью которых является овладение эффективными моделями поведения.

2. Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на личностные изменения членов группы.

Конечно, в обоих типах групп решаются параллельно и цели из другого типа групп. Так в личностном тренинге будут решаться, в том числе, и задачи повышения компетентности в общении. А в коммуникативном тренинге идут процессы, затрагивающие «Я» участников группы для развития личности.

Остановимся отдельно на характеристике каждого типа тренинга.

К первому типу, т.е. инструментально-ориентированным тренингам относится социально-психологический тренинг поведения.

Его цель — овладеть эффективными моделями поведения. К данной группе тренингов также относятся следующие виды:

• тренинг делового общения;

• тренинг уверенности в себе;

• тренинг социальных навыков и т.д.

Второй тип тренингов это личностно — ориентированные тренинги.

К личностно-ориентированным тренингам относятся группы личностного роста или, так называемые психокоррекционные группы. Основные задачи этих групп — взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, её развитие и раскрытие. Основным процессом в данных группах является личностный рост — активный процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром. Необходимо отметить, что данный тип тренингов используется в основном профессиональными психологами.

Методы тренинга

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию, игровые методы (ролевую и деловую игру) и психогимнастику.

Групповая дискуссия в тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса.

Игра эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством.

Приемы психогимнастики служат вспомогательным средством стимулирования активности и снятия усталости участников.

Правила и принципы проведения тренинга

Обучение с помощью тренингов существенно отличается от традиционных методов обучения (уроков, лекций, семинаров) не только по форме проведения, но и по основным принципам.

  1. Принцип и правило максимальной активности.

В процессе тренинга дети должны вовлекаться в специально организованные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и чужих действий. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

На тренинге дети общаются «здесь и теперь», т.е. обсуждают только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность.

3. Принцип и правило персонификации высказываний.

Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую…», «мне кажется…», «я считаю..». Это важно, так как напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

4. Принцип творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний.

В целях создания условий для творческой активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности.

5. Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Партнерским общением является такое, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания, создавая в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости.

6. Принцип объективности. Правило обратной связи.

Важнейшие моменты тренинга – осознание детьми мотивов своего поведения, переход от импульсивных действий к сознательной саморегуляции. Именно это позволяет ребенку не только на тренинге, но и в дальнейшем управлять своим внешним поведением и собственным внутренним миром. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе.

7. Необходимо отметить, что в тренинговых группах, которые добровольно посещают незнакомые между собой люди, существует обязательное правило строгой конфиденциальности и доверительности общения.

8. Искренность и открытость. Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати дети, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное педагогом, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

9. Кроме того, всем детям предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» – то имя, по которому все остальные обязаны обращаться к нему.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу детей. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат. Дети, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Требования к организации тренинга

Размер группы

Оптимальным ко­личеством детей в группе считается 10-15 человек.

Оптимальная продолжительность тренинга

Продолжительность тренинга зависит от:

• целей (например, если вы хотите добиться значительных результатов, продолжительность тренинга должна быть не менее 3-х дней);

• возможностей педагога.

В качестве рекомендации можно отметить, что продолжительность каждого занятия в образовательных учреждениях должна составлять от 35-45 минут до максимум 3-х часов с одним 10-минутным перерывом.

Помещение

Также учитывается такой организационный момент как выбор помещения для тренинговой работы.

Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех в работе. В случае организации тренинга на территории организации, настоятельная рекомендация – не проводить тренинг в тех же помещениях, где обучаются эти дети. Если мы хотим помочь им избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут автоматически запустить действие этих самых стереотипов.

Если занятие предполагает проведение медитаций, релаксационных упражнений, необходимо заранее подготовить маты или ковровые покрытия.

Структура тренинга

Все тренинги состоят из одних и тех же этапов.

Введение (5% рабочего времени)

Это этап, в который входит краткое представление целей и задач тренинга. Цели и задачи тренинга всегда объявляет педагог.

1 этап. Знакомство (5% рабочего времени)

Дети присматриваются друг к другу, устанавливают кон­такт. Среди них намечаются симпатии, а иногда и антипатии.

Педагог первый представляется аудитории. Он может сде­лать это так: «Здравствуйте, меня зовут… Я рад видеть вас здесь. Я предлагаю начать нашу работу. Мы все сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать важные вопросы. Я предлагаю взять бейджи и написать свое игровое имя и прикрепить его.

А если занятие проводит педагог, который знаком с группой, данный этап также имеет место быть. В этом случае всем предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» – то имя, по которому остальные будут обращаться к нему.

2 этап. Ожидания участников (3% рабочего времени)

На этом этапе дети высказывают свои ожидания от тренинга. Данный этап можно проводить по-разному: высказывания по кругу, обсуждения в парах или малых группах с последующим вынесением на группу. Возможные формулировки вопросов ведущего: «Как вы думаете, что будет происходить здесь?»; «Что вы хотите получить/узнать на этом занятии?»; «Чего вы ждете от занятия?». Эти же вопросы можно вставить в процедуру игры «Интер­вью» и совместить 2 этапа — «Знакомство» и «Ожидания».

Другой вариант проведения:

Детям раздаются листы бумаги, на которых они записывают свои ожидания от тренинга. Затем на большом листе бумаги делаются надписи: «ожидания» и «выполнено». На этапе обсуждения ожиданий все записанные пожелания крепятся под надписью «ожидания». В дальнейшем, каждый имеет возможность перемещать листочки со своими ожиданиями в графу «выполнено». Можно предложить детям по ходу тренинга дополнять графу «ожидания». Если в течение тренинга были проработаны не все пожела­ния, то педагог должен в конце тренинга обсудить это с группой и решить, как нужно поступить с нереа­лизованными ожиданиями: запланировать следующий семинар, предложить индивидуальную консультацию или рекомендовать литературу.

3 этап. Принятие правил группы (5% рабочего времени)

Это этап рождения группы, когда группа принимает на себя обязательства. Она готова им следовать.

Педагогу можно начать так: «Любая деятельность нуждается в определенных правилах, поэтому я предлагаю несколько правил. ВОТ ОНИ».

1. Право говорящего. Любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он вы­разит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.

2. Правило поднятой руки. Это правило является продол­жением предыдущего. Ребенок поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.

3. Конфиденциальность. Вся лич­ная информация, сообщенная о себе или другом челове­ке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку.

4. «Не давать оценок». Это важное правило, мы часто на­рушаем в жизни. Считаем вправе осуждать и оце­нивать чужие поступки, слова, привычки. Здесь мы не оцениваем других людей, их мне­ние, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.

5. Конфиденциальность. О информации, что здесь была, никому не рассказывать.

Следует отметить, что группа может предложить и другие правила. Если кто-то из группы не согласен с тем или иным правилом, это правило не принима­ется.

Необходимо помнить, что правила должны помогать, а не мешать проводить тренинг! Не стоит придумывать слишком много правил.

4 этап. Оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени)

Чтобы не повторять хорошо известную информацию, необходимо выяснить, что они знают о проблеме. Для этого можно задавать вопросы группе, использовать анкеты, викторины. Еще один способ, узнать о пробелах в знаниях детей, попросить их написать анонимно на листке вопросы педагогу по теме тренинга. Ответы на вопросы могут составить основной объем информационного блока. Это будет интересно!

5 этап. Актуализация проблемы (10% — 30% рабочего времени)

Этот этап можно использовать для того, чтобы пробудить интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения.

Задача этого этапа — сделать проблему актуальной для каждого.

Этот этап можно провести:

• с помощью игр и групповых упражнений (например, «Жизнь с болезнью», «История про…»).

6 этап. Информационный блок (20% — 40% рабочего времени)

Информационный блок должен быть разбит на несколько логически завершенных частей, которые распределены по всему тренингу, включающих сообщения подробной информации (например, о причинах и последствиях заболеваний и социальных явлений, их влиянии на личность и общест­во, об их профилактике).

7 этап. Приобретение практических навыков (20% — 60% рабочего времени)

Целью любого тренинга является выработка следующих навыков:

1. Коммуникативные.

Нарабатываются в ходе всего тренинга и с помощью специальных игр, упражнений.

2. Принятия решений.

Для развития данного навыка можно использовать «мозговые штурмы»; обсуждение одной проблемы всей группой; игры, направленные на осознание проблемы; алгоритм принятия решения.

3. Изменения стратегии поведения.

Этот навык помогает ребенку:

• гибко, пластично реагировать в любой ситуации;

• лучше приспосабливаться к окружающей обстановке;

• быстрее находить выход из сложных ситуаций;

• реализовывать свои планы и достигать цели. Для того чтобы ребенок мог поменять стратегию поведения, ему надо иметь представление о наличии других стратегий. Для этого подойдут ролевые игры.

Необходимо отметить, что информационный блок, этапы актуализации и выработки навыков имеют достаточно пластичную структуру; у этих этапов нет четких временных рамок и обязательного порядка следования, они накладываются друг на друга, идут параллельно.

8 этап. Завершение работы. Получение обратной связи (5% рабочего времени)

Задачи этапа:

1) подвести итоги тренинга;

2) выяснить, сбылись ли ожидания детей;

3) оценить изменение уровня информированности.

Можно начать этот этап так: «Наш тренинг завершается. Если остались неясные вопросы и не высказанные мнения, можете сказать об этом сейчас. У нас есть еще время на обсуждение». После ответов на вопросы, все дети по кругу говорят свое мнение о тренинге.

Возможные варианты вопросов: «Что вы получили на тренинге?», «Получили ли вы от тренинга то, что ожидали?». Ответы могут быть самыми разнообразными. Задача педагога — вычленить из них самое рациональное и подвести итог. Кроме этого, можно попросить детей ответить на вопросы анкет.

Работа завершается прощанием группы.

Еще одним немало важным вопросом является, а как же оценить эффективность тренинга?

Тренинг считается эффективным в том случае, если он достиг поставленной цели. Поэтому очень важно при подготовке тренинга четко осознавать его цели и задачи.

Так, например, целью профилактического тренинга является повышение уровня информированности детей и подростков по вопросам наркомании, а также формирование мотивации для изменения поведения на более безопасное. В связи с этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности тренинга:

• повышение уровня информированности аудитории по вопросам и темам, обсуждаемым на тренинге;

• формирование установок на изменение поведения;

• оценка тренинга как процесса.

Для оценки тренинга как процесса необходимо выяснить:

• эмоциональное состояние детей (комфортность),

• оценку форм тренинга детьми,

• «сильные» и «слабые» блоки (информационные и игровые).

Теперь рассмотрим методики, с помощью которых можно провести оценку эффективности проведенного тренинга:

• Обсуждение с персональными высказываниями.

По окончании тренинга каждый из группы высказывается по схеме: что узнал нового, что понравилось или не понравилось, что нужно изменить. Педагогу необходимо проанализировать отзывы и сделать выводы.

• Анкетирование.

Заранее готовится анкета, которую дети заполняют по окончании тренинга. Желательно, чтобы анкета состояла из открытых вопросов, что позволит высказываться в свободной форме. Следует попросить детей давать ответ на каждый вопрос, не пропуская ни одного. В такую анкету могут входить следующие вопросы: какие темы тренинга были для вас новыми, по каким темам вам не доставало информации, какие игры вам понравились больше всего.

Также может использоваться анкета, проверяющая знание отдельных тем, затронутых на тренинге. Такая анкета должна быть небольшой (можно на листе формата А4), вопросы лучше сформулировать в закрытой форме, с данными заранее вариантами ответов. Согласно данной методике проводятся два замера — до тренинга и после. Обратите внимание на то, что в обоих замерах заполняются совершенно одинаковые анкеты. Задача педагога  выяснить, уменьшилось ли количество неправильных ответов после окончания тренинга, информация по какой теме осталась не понятой детьми. Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество неправильных ответов уменьшилось, то можно считать, что проведенный тренинг повысил информированность по проблеме.

Итак, мы рассмотрели с вами такую форму проведения занятий как тренинг, главным достоинством которого является высокая эффек­тив­ность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Тренинговые занятия позволяют педагогу, проводящему занятия, глубоко и всесторонне изучить детей, участников тренинга, понять основные особенности личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в группе, изменить мировоззрение детей, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой.

Тибейкина Зоя

«На тренинге Олега Бессарабова получила новые навыки, которые смогу использовать в работе и получать от этого положительный результат. Материал подавался в доступной форме, пояснения и ответы от ведущего тренинга давались индивидуально, исходя из специфики работы.»

Гамаюнова Елена

«Очень понравился тренинг! Появилась больше навыков и умений в работе с возражениями, и в общении с клиентами. Теперь работа с «холодными» звонками не кажется такой сложной.»

Пышная Виктория

«Тренингом Олега Бессарабова осталась очень довольна. Получила новыки продаж, узнала много новой информации о » холодных» звонках.Спасибо тренеру Олегу за положительные эмоции и за профессиональную работу.»

Занкин Алексей

«Тренинг произвел хорошее впечатление, разобрали массу ситуаций, с которыми постоянно сталкиваешься.»

Денис Сивцов

«Взял на «вооружение» больше количество приемов для работы с клиентом, о некоторых ранее и не догадывался. Очень было приятно посмотреть на профессионала в лице тренера. Больше спасибо!»

Дмитрий Шаповалов

«Узнал много нового и интересного. Однозначно повысил уровень продаж.»

Ксения Карапетян

«Благодарю за прекрасный 2-х дневный тренинг. Вся полученная информация применима в ежедневной работе. Много полезных практических заданий и примеров.»

Алексей Харсеев

«Новые знания, навыки. Саморазвитие. Разжевывание тонкостей техники продаж. Наглядно, доходчиво. Хорошие практические задания.»

Оксана Трояновская

«Огромное спасибо всему коллективу «АЯКС»!»

Дарья Лазько

«Всё отлично, узнала много нового и полезного. Обязательно буду использовать полученную информацию. Спасибо!»

Екатерина Романова

«Интересный тренинг, получено много полезной информации, которая будет использована в работе.»

Александр Чехов – «Все очень понравилось, почерпнул много нового и освежил в памяти то, что уже знал.»

Юлия Волкова

«Александр Сергеевич – замечательный специалист, очень добрый и приятный человек. Увлекательно провёл тренинг, слушала на одном дыхании. Понравилось то, что рассказывал всё на доступном и понятном языке, все ситуации разобраны на конкретных примерах, с которыми действительно сталкиваешься в жизни и на работе. Много полезного для себя почерпнула. Главное продолжать тренироваться в жизни и применять различные техники в общении. Обязательно приеду в следующем году за новыми знаниями к Александру Сергеевичу Костину!»

Надежда Осиевская

«Спасибо большое Александру Сергеевичу за замечательное обучение.»

Александр Лебедев

«Очень эффективный тренинг, направленный не только на улучшение продаж, но и на то, что позволяет лучше узнать себя и понимать, как себя вести в той либо иной ситуации. Тренер – мастер своего дела. Спасибо огромное!»

Наталья Мушкина

«Тренинг эффективный, направлен на работу возражениями, конфликтами, стрессоустойчивостью. Нужно постоянно отрабатывать данные навыки для лучших продаж.»

Екатерина Школьник

«Прекрасно проведённые два дня. Спасибо что помогли разглядеть свои минусы. Спасибо что научили с минусами работать. Спасибо за всю информацию.»

Анна Аболемова

«Мощная работа тренера, заставляющая обращать внимание на те мелочи, которые кажутся неважными, но являются ключевыми. Спасибо Александр!

Марина Воронина

«Больше спасибо! Тренинг был полезным, интересным, активным.»

Максим Головань

«Очень интересный и нестандартный тренинг, с нестандартной подачей. Спасибо Александру!»

Марина Гарьковенко

«Интересно, познавательно, уникальная подача материала! Спасибо! Хочу ещё!»

Валерия Избрикова

«Александр – мастер своего дела! Тренинг длился два дня, но время летело очень быстро, не было скучно и нудно. Формат тренинга мне подходит. В игровых ситуациях я раскрылась. Получила те знания, которые хотела. Буду работать над собой. Спасибо!»

Юлия Паслёнова

«Тренинг познавателен, благодарю лектора за экскурсию в тренинг продаж.»

Алексей Сысоенко

«Всё хорошо! Улучшил навыки общения. Навык работы с возражениями отработали. Понял схему построения презентации.»

Владимир Березовский

«Интересный и познавательный тренинг в тёплой и дружественной атмосфере. Много нового и интересного. Уверен что многое из увиденного и услышанного поможет в дальнейшей, плодотворной работе!»

Ольга Ильинова

«Было очень интересно и познавательно. Много чего для себя почерпнула, буду использовать в работе.»

Яна Иванова

«Всё очень понравилось! Игры, практика и теория понравились. Информация представленная на тренинге очень доступна и понятна.»

Роман Анацкий

«Интересно, но я всегда за практику. С утра до вечера, 7 дней неделю. Игры, ситуации и их анализ очень вдохновляют.»

Анна Науменко

«Благодарю за полученные знания и качественную подобранную информацию. Спасибо Александру!»

Ольга Багаева

«Тренинг получился очень интересный. Самые важные теоретические моменты, были отработаны в практических ситуациях. Открыла для себя новые «фишки». Обязательно буду применять их на практике.»

Наталья Воспаленко

«Я довольна тем, что приняла участие в Вашем тренинге. Уверена, что информация, которую я сегодня получила, повлияет на увеличение моих продаж. Ещё раз спасибо!»

Юлия Коваленко – «Было весело, информативно, всё понравилось. Для меня это был первый тренинг и всё, что ожидала, я получила!»

Татьяна Бондаренко

«Огромное спасибо! Очень интересно и познавательно. Два дня тренинга пролетели незаметно и оставили великолепное впечатление о тренере, и о команде. Удачи Вам и мне эффективных продаж! С благодарностью!»

Дмитрий Иванов

«Замечательный тренинг, много теоретической и практической основы. Всё то, что нужно знать и применять. С удовольствием бы поучаствовал и в других тренингах.»

Виктория Андреева

«Тренинг очень понравился. Был информативный. Практические занятия были очень полезны. Атмосфера была приятная и дружелюбная. Мне было очень комфортно! Спасибо!»

Егор Козлов

«Всё очень понравилось – спасибо Вам большое.»

Денис Марков

«Познавательный и очень крутой тренинг. Спасибо Вам, Александр!»

Александр Лебедев

«Очень эффективный тренинг, направленный не только на улучшение продаж, но и на то, что позволяет лучше узнать себя и понимать, как себя вести в той либо иной ситуации. Тренер – мастер своего дела. Спасибо огромное!»

Наталья Мушкина

«Тренинг эффективный, направлен на работу возражениями, конфликтами, стрессоустойчивостью. Нужно постоянно отрабатывать данные навыки для лучших продаж.»

Екатерина Школьник

«Прекрасно проведённые два дня. Спасибо что помогли разглядеть свои минусы. Спасибо что научили с минусами работать. Спасибо за всю информацию.»

Анна Аболемова

«Мощная работа тренера, заставляющая обращать внимание на те мелочи, которые кажутся неважными, но являются ключевыми. Спасибо Александр!

Марина Воронина

«Больше спасибо! Тренинг был полезным, интересным, активным.»

Максим Головань

«Очень интересный и нестандартный тренинг, с нестандартной подачей. Спасибо Александру!»

Марина Гарьковенко

«Интересно, познавательно, уникальная подача материала! Спасибо! Хочу ещё!»

Валерия Избрикова

«Александр – мастер своего дела! Тренинг длился два дня, но время летело очень быстро, не было скучно и нудно. Формат тренинга мне подходит. В игровых ситуациях я раскрылась. Получила те знания, которые хотела. Буду работать над собой. Спасибо!»

Евгения Прокопенко

«Очень понятно всё, о чем говорил тренер. Хорошие, яркие примеры. Позитивная атмосфера. Удачно подобранные задания, на которых полезно было потренироваться.»

Александр Беловолов

«Всё понравилось. Тренинг с одной стороны выявил проблемы, над которыми надо работать, с другой – повысил уверенность в себе и в том, что я правильно делаю.»

Татьяна Панасенко

«Спасибо большое за данный тренинг. Всё, как всегда, было на высоком уровне.»

Инна Горобцова

«Большое спасибо за интересно проведённый тренинг «Эффективные продажи». Как всегда, тренинг был очень полезный, интересный, живой. Я получила массу положительных эмоций, много необходимых для моей работы инструментов. С нетерпением жду следующей встречи.»

Дмитрий Троц

«Всё очень замечательно! Хочется учиться ещё!»

Пётр Макаров

«Полезно, структурировано, понятно подаётся материал. Авторитетный спикер. Позитивный эмоциональный фон мероприятия.»

Юлия Лебедева

«Тренинг оставил приятное впечатление. Было очень интересно, понравилось сочетание теории и практики, возможность сразу отработать полученные знания и разобрать ошибки. Здорово было выйти из своей зоны комфорта! Спасибо!»

Анна Санжарова

«Александр, настоящий профессионал! Много практики, позитивный тренер, примеры из жизни очень интересные. Было очень информативно и полезно. Спасибо!»

Никита Макарчук «Очень понравилось, много нового узнал. Александр очень хорошо объясняет и с позитивом.»

Надежда Большакова

«Очень полезный тренинг, много над чем есть задуматься и над чем ещё работать для достижения высоких результатов. Спасибо Александру!»

Владимир Тихонцев

«Всё понравилось! Приду ещё!»

Владислав Гуров

«Безумно понравилось, с удовольствием посещу ещё не один тренинг. Очень много полезной информации.»

Николай Колтунов «Отличный тренинг, узнал много нового, доступное изложение, приятный коллектив, хороший регламент, много практики.»

Максим Шпортов

«Очень познавательный тренинг. Александр мастер своего дела. Очень понравились практические занятия. Узнал много нового.»

Екатерина Ковалёва

«В целом тренинг, а конкретно Александр, дал разъяснения в полном объёме об интересующих аспектах моей работы, таких как:

Спасибо за большой багаж знаний в сфере продаж. Буду работать над собой. Александр, Вы профессионал своего дела!!! До новых встреч!

Тимур Дьяков

«Мне всё очень понравилось!!! Я уверен, что данный тренинг пошёл мне на пользу! Я не буду останавливаться на прохождении одной программы и хочу развиваться во всех направлениях! Александр – мой кумир!!!»

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх