Правила тепловой энергии

Также договором предусмотрено, что при наличии групповых приборов учета расчет потребленной тепловой энергии производится пропорционально договорным тепловым нагрузкам согласно прилагаемому перечню групповых приборов учета. По данным приборов, установленных не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, а в индивидуальных тепловых пунктах жилых домов на сетях абонента, такой расчет производится с учетом тепловых потерь.
Ничтожность условий публичного договора, не соответствующих требованиям законодательства
Проанализировав действующее законодательство и практику рассмотрения споров по аналогичным делам, мы пришли к выводу о незаконности включения в договор теплоснабжения указанных положений по следующим причинам.
Включение в договор условий о порядке учета тепловой энергии, соответствующих Правилам ПР 34 70 010-85, неправомерно, поскольку данный документ утратил силу с момента введения в действие Правил № Вк-4936, зарегистрированных в Минюсте 25.09.1995 № 954.
В свою очередь, Правила № Вк-4936 имеют ограниченную сферу действия и регулируют организацию учета только на основании показаний учетных приборов. Иного правового акта, принятого в установленном порядке и регламентирующего применение расчетного метода определения количества поставленной тепловой энергии в отсутствие приборов учета, в настоящее время не имеется.
Инструктивное письмо Минтопэнерго РФ от 20.12.1995 № 42 4 2/18, согласно которому до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета нужно осуществлять на основании утратившего силу разд. 5 Правил
ПР 34 70 010-85, официально не опубликовано и в Минюсте не зарегистрировано, в связи с чем применение данного документа необоснованно.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС ВВО от 27.09.2010 № А31-7682/2009. Суд признал неосновательным представление РСО расчета корректировки объема фактического потребления тепловой энергии применительно к Правилам
ПР 34 70 010-85 ввиду невозможности определения фактического объема энергии, потребленной ответчиком (абонентом).
Применение Методики № 105 также неправомерно, так как она не является нормативным правовым актом и не зарегистрирована в Минюсте, следовательно, не может быть использована при определении объема фактического потребления тепловой энергии. Данная позиция выражена в Постановлении ФАС ВВО от 02.08.2010 № А43-24577/2009. Кроме того, суд указал на незаконное включение сторонами в договор условия о применении Методики № 105 при установлении объема тепловой энергии, поставленной для бытовых нужд в жилые дома.
Таким образом, недопустимо включение в договор методов, описанных в Правилах ПР 34 70 010-85 и Методике № 105, для определения объема фактического потребления тепловой энергии и корректировки в отсутствие приборов учета. Применение же Правил № Вк-4936 возможно только при наличии данных приборов.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме ситуаций, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Поскольку в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор теплоснабжения является публичным, на него распространяется норма п. 4 названной статьи, на основании которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для соблюдения сторонами при заключении и исполнении публичных договоров, а также положение п. 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.
В силу п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью оказания потребителю коммунальных услуг, не должны противоречить данным правилам и иным нормативным правовым актам РФ.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая норму п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, Президиум ВАС в Постановлении от 15.07.2010 № 2380/10 пришел к выводу о недопустимости согласования сторонами метода определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствующего положениям ЖК РФ и названным правилам. Высшие арбитры посчитали, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. В данном постановлении указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от этого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что данная сделка оспорима, или не предусмотрено иных последствий нарушения. В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности ее прочих частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения в нее недействительной части.
Так как положения договора теплоснабжения о методах и порядке учета тепловой энергии противоречат нормам ст. 426 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг, в этой части договор является ничтожным. Суд при рассмотрении спора может применить последствия недействительности ничтожной сделки, но ГК РФ не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки по заявлению любого заинтересованного лица. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке (Постановление Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996).
Добавим: РСО, обратившись в суд с иском по данному спору, ходатайствовала о проведении экспертизы с целью проверки правильности результатов расчетов отпущенной тепловой энергии и произведения таких расчетов. Суд, удовлетворив ходатайство истца, вынес определение о назначении судебной экспертизы. Однако эксперты для обоснования своих расчетов использовали также Методику № 105 и Правила ПР 34 70 010-85, что недопустимо по причине несоответствия действующему законодательству, в то время как расчет экспертов является необоснованным.
Определение объема тепловой энергии по приборам учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплачивается фактически принятое абонентом количество энергии на основании данных учета, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон. Иное как раз и предусмотрено ст. 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг.
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, а также правила, обязательные для соблюдения при заключении управляющей организацией (ТСЖ) либо жилищным кооперативом (иным специализированным потребительским кооперативом) договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электро- и газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для РСО в порядке, определенном законодательством РФ. Если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо УК, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, газа, электрической и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным на основании законодательства РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги.

📌 Реклама

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 также указывается, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) (например, услуг по энергоснабжению) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Арбитражные суды применяют этот вывод на практике и в отношении управляющих организаций. В ПостановленииПрезидиума ВАС РФ от 27.07.2010 № 3779/10 указано, что после введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель таких услуг вправе рассчитываться с РСО по тарифу, установленному в соответствии с законодательством РФ и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги.
В силу п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по формуле исходя из нормативов потребления.
Так как в соответствии с договором теплоснабжения УК является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим тепловую энергию у РСО для оказания коммунальных услуг гражданам, метод и порядок учета тепловой энергии должны определяться на основании ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг по показаниям приборов учета (а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ), а услуги – оплачиваться по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 № 525/09, от 21.04.2009 № 15791/08.
В разделе 3 Правил предоставления коммунальных услуг описан порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, который зависит от наличия или отсутствия в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) и коллективных (общедомовых) приборов учета. В приложении 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приведены формулы для определения размера платы за коммунальные услуги в каждом соответствующем случае.
При этом указанная в п. 19, 20, 21, 23, 25 Правил предоставления коммунальных услуг корректировка размера платы (раз в год) не производится, несмотря на то что Решением ВС РФ от 12.01.2011 № ГКПИ10-1499 признаны законными положения Правил предоставления коммунальных услуг о корректировке платы за коммунальные услуги. Дело в том, что в рамках действующего законодательства применение на практике данных формул невозможно, поскольку они предусматривают включение показателей, определяемых РСО расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время не имеется принятого в установленном порядке правового акта, регламентирующего применение расчетного метода определения количества поставленной тепловой энергии в отсутствие приборов учета.
Изложенная в Постановлении ФАС ВВО от 02.08.2010 № А43-24577/2009 позиция по поводу проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги была поддержана ВАС в Определении от 09.09.2010 № ВАС-12238/10. Суд не принял доводы заявителя о применении Методики № 105 для расчета количества фактически поставленных ответчику коммунальных ресурсов в целях корректировки размера оплаты последним этих ресурсов, определенного по соответствующим нормативам потребления. Заявитель не указал, какой нормативно-правовой акт допускает проведение корректировки по формулам, описанным в Правилах предоставления коммунальных услуг, по причине отсутствия данного документа.
Кроме того, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ нормативы устанавливаются на основании ст. 157 ЖК РФ и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. В соответствии с п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг при определении таких нормативов учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Иначе говоря, в норматив потребления коммунальных услуг уже включены технологические потери коммунальных ресурсов, следовательно, применение корректировки для учета потерь недопустимо.
В отношении групповых приборов учета, предусмотренных сторонами в договоре теплоснабжения, следует сказать, что определение приборов учета такого вида в Правилах предоставления коммунальных услуг отсутствует. Следовательно, использование показаний данных приборов учета противоречит действующему законодательству.
Рассмотрение спора в арбитражном суде
В целях защиты по иску, предъявленному РСО к УК, о взыскании долга по оплате поставленной тепловой энергии нами был подготовлен и предъявлен от УК (ответчика) в рамках данного дела встречный иск о признании недействительным ничтожного договора в части и о применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование своей позиции мы руководствовались вышеизложенными нормами законодательства и на их основании произвели свой расчет поставленной тепловой энергии, который в значительной степени отличался от расчета истца. Суд не принял во внимание расчет, произведенный экспертами в связи с назначенной судебной экспертизой, так как он не основывался на положениях действующего законодательства.
В результате оказанного правового сопровождения по данному делу и участия нашей компании в судебном разбирательстве от истца поступило предложение об урегулировании спора путем заключения мирового соглашения. Стороны подписали данное соглашение, утвержденное арбитражным судом, в соответствии с которым размер уплачиваемой УК суммы РСО за тепловую энергию был значительно снижен.

Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»:
1. «Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.» Утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 марта 2014 г. N 99/пр.
2. «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.» Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034.
3. МДС 41-4.2000 «Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения». Утверждена приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105
4. РД 34.09.102 «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя».
По «Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя»:
«п. 115. При отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
п. 116. В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.
п. 117. Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.»
Это есть на сайте!
По «Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», расход тепловой энергии на отопление осуществляется в соответствии с п.66:
«п. 66. Для целей отопления и вентиляции в случае, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, определение количества тепловой энергии на отопление и вентиляцию расчетным путем осуществляется по формуле:
, Гкал, (8.2)
где:
— базовый показатель по проектной документации, Гкал/ч;
— расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений, +18°C; по ГОСТ Р 51617-2000 Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. таблица 3, «Температура воздуха в помещениях в холодный период года +18°C.
— фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период, °C для Москвы, на основании информации с сайта: http://www.pogodaiklimat.ru и «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя»:
«п.117. Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.» ;
— расчетная температура наружного воздуха, указанная в проекте отопления (вентиляции), -28 °C;
T — время отчетного периода, час.
Формула не вставилась, но разберетесь.
Перечислены нормативы, действующие в 2017 году, расчет делался для суда в Подмосковье.

Довольно широко в России распространена практика расчета объема горячего водоснабжения, потребленного из открытой системы теплоснабжения, путем определения разницы между объемом теплоносителя, поступившим в подающий трубопровод, и объемом, возвращенным в обратный трубопровод. Попробуем разобраться, насколько верным является такой метод расчета.

О случаях применения пункта 100 Правил 1034

Пункт 100 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила 1034) устанавливает дополнительные параметры, подлежащие определению в открытых системах теплопотребления.

Параметры, подлежащие определению в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и тепловой энергии и теплоносителя, утверждены пунктами 97 и 100 Правил 1034. При этом пункт 97 утверждает параметры, подлежащие определению как в открытой, так и в закрытой системах теплоснабжения, а пункт 100 утверждает параметры, которые подлежат определению только в открытых системах дополнительно к параметрам, перечисленным в пункте 97. Употребление слова «дополнительно» в пункте 100 Правил 1034 не означает необязательность определения перечисленных в данной норме параметров, а, наоборот — указывает на обязательность определения этих параметров дополнительно к параметрам, перечисленным в пункте 97 Правил 1034, которые также обязательны к определению в открытой системе теплоснабжения.

Таким образом, в открытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:
1) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (п.97 Правил 1034);
2) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час (п.97 Правил 1034);
3) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (п.97 Правил 1034);
4) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения (п.100 Правил 1034);
5) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета (п.100 Правил 1034).

О применении в расчетах объема потребления теплоэнергии массы теплоносителя

Пункт 3 ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 утверждает: «Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить в 2-недельный срок методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».

В соответствии с приведенной нормой Минстрой России приказом от 17.03.2014 № 99/пр утвердил Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее — Методика).

Согласно пункту 2 Правил 1034 «Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — методика)».

Согласно формулам, утвержденным Методикой, применению в расчетах в качестве количественной характеристики подлежит именно масса теплоносителя как физическая величина, не подлежащая изменению под воздействием внешних факторов. Необходимо обратить внимание, что объем теплоносителя изменяется под воздействием таких факторов как температура и давление. При повышении температуры плотность теплоносителя снижается, что приводит к увеличению объема при неизменном количестве (массе) теплоносителя. При повышении давления плотность теплоносителя возрастает, что приводит к уменьшению объема при неизменном количестве (массе) теплоносителя. Вместе с тем, масса теплоносителя остается постоянной при изменении таких параметров, как давление или температура.

Важно отметить, что на различных участках систем теплоснабжения многоквартирных домов (далее — МКД) такие параметры как температура теплоносителя и давление в системе различны.

Температура теплоносителя в подающем трубопроводе всегда выше, чем температура теплоносителя в обратном трубопроводе — именно отдача тепла теплоносителем в атмосферу помещений МКД является сутью коммунальной услуги по отоплению. Снижение теплосодержания теплоносителя при его прохождении через систему отопления влечет за собой снижение температуры теплоносителя.

Давление в подающем трубопроводе всегда выше, чем в обратном трубопроводе. Движение теплоносителя в системе осуществляется именно за счет разницы в давлении. Происходит такое движение всегда из зоны более высокого давления в направлении зон более низкого давления.

Поскольку температура теплоносителя и давление в системе на различных участках системы различны, а указанные параметры влияют на объем теплоносителя при неизменной массе теплоносителя, применение в расчетах количества потребленной теплоэнергии такого параметра как объем теплоносителя (в куб.метрах) недопустимо. Для корректного расчета в обязательном порядке применяется именно масса теплоносителя (в кг или т).

Указание в пунктах 97 и 100 Правил 1034, что определению подлежат «масса (объем) теплоносителя», связано с тем, что различные приборы учета могут измерять различные параметры — либо массу, либо объем. При этом тепловычислитель приборов учета, измеряющих объем теплоносителя, производит дополнительные вычисления, рассчитывая массу теплоносителя, исходя из измеренных объема и температуры теплоносителя и давления в системе в точке замера. Непосредственно при расчете объема потребления тепловой энергии тепловычислители любых типов приборов учета используют массу теплоносителя — или непосредственно измеренную, или рассчитанную исходя из измеренных объема, температуры и давления.

О расчете объема теплоносителя, потребленного на цели ГВС из открытой системы теплоснабжения, путем определения разности объемов поступившего в систему и возвращенного из системы теплоносителя

Как указано ранее, при расчетах количества теплоносителя необходимо применять массу теплоносителя, а не его объем. Величина, равная разности между объемом теплоносителя, поступившего в подающий трубопровод, и объемом теплоносителя, возвращенного в обратный трубопровод, не имеет никакого физического смысла. Температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе различна, в связи с чем разность объемов теплоносителя, прошедших через указанные трубопроводы, не может считаться количеством теплоносителя, каким-либо образом затраченным в системе, в том числе не может считаться объемом, израсходованным на водоразбор на нужды ГВС, либо утраченным вследствие утечек теплоносителя из системы.

В связи с тем, что теплоноситель в подающем трубопроводе имеет более высокую температуру и, как следствие, меньшую плотность, чем теплоноситель в обратном трубопроводе, разность между объемом теплоносителя, поступившим в систему теплоснабжения, и объемом, возвращенным из системы теплоснабжения, всегда будет больше нуля. Положительная разность будет даже при нулевом потреблении теплоносителя на нужды ГВС и при нулевых потерях теплоносителя в системе, поскольку при прохождении теплоносителя через систему отопления его температура снижается (вода остывает), что приводит к уменьшению объема теплоносителя.

Таким образом, расчет объема ГВС путем вычитания из объема поступившего в систему теплоносителя объема теплоносителя, возвращенного из систему, является некорректным.

Ни Правила 1034, ни Методика, ни какой-либо иной нормативный правовой акт не предусматривают порядка расчета объема ГВС путем определения разности объемов теплоносителя на входе и выходе открытой системы теплоснабжения.

Более того, пункт 100 Правил 1034 прямо устанавливает, что масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения при открытой системе теплоснабжения определяется дополнительно, то есть измеряется отдельно от измерений, проведенных на подающем и обратном трубопроводах.

Выводы

Определение объема теплоносителя, потребленного из открытой системы теплоснабжения на водоразбор в виде горячего водоснабжения, путем определения разницы между объемами теплоносителя, поступившим в подающий трубопровод и возвращенным в обратный трубопровод, не основано на законе. Результат применения указанного метода расчета некорректный, не отражающий реальный объем потребления теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

Для получения дополнительных разъяснений по указанному вопросу АКАТО 13 ноября 2017 года направил запрос в Минстрой России. Ответ Минстроя будет опубликован на сайте АКАТО.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх