Правовой портал статистики

Раздел 4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации и актуальные вопросы обеспечения полноты и достоверности статистических данных

Публичным сегментом Государственной автоматизированной системы правовой статистики является информационно-аналитический ресурс «Публичный портал правовой статистики» — www.crimestat.ru (далее — портал), разработанный по заказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации*(14).

Указанный портал предназначен для обеспечения доступа широкого круга пользователей к информации о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы.

Информация, содержащаяся на портале, вызывает большой интерес у общественных организаций, представителей СМИ и бизнеса, органов государственной власти.

Информационное содержание страниц всех разделов портала формируется программным путем из соответствующих баз данных. Актуализация аналитических материалов (графики, таблицы, аналитические записки) производится автоматически при обновлении соответствующей информации в базах данных.

Беспрепятственный доступ к информации обеспечивается любыми средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами, и не требует установки какого-либо специально созданного программного обеспечения.

Визуализация данных на портале осуществляется путем использования современных графических методов: электронных карт, динамических диаграмм, таблиц и интерактивных графиков. Публичный портал состоит из следующих разделов:

«Показатели преступности России»;

«Преступность в регионах»;

«Социальный портрет преступности»;

«Россия в мировом рейтинге»;

«Открытые данные»;

«О портале».

На портале представлена информация по ключевым показателям форм федерального статистического наблюдения.

Раздел «Показатели преступности в России» предназначен для мониторинга и анализа основных показателей преступности по субъектам Российской Федерации и по России в целом, которые могут быть представлены в различном виде:

в табличном виде с возможностью сортировки по убыванию и возрастанию абсолютных и относительных значений (на 100 тыс. населения);

в графическом виде с ранжированием регионов по значениям показателей и приросту этих значений, а также отображение динамики значения показателя в виде диаграммы;

в виде электронной карты с цветовой идентификацией субъектов в зависимости от абсолютного и относительного значения, а также прироста этих значений.

Раздел «Социальный портрет преступности» позволяет анализировать половозрастную характеристику лиц, совершающих преступления, их гражданство, образование и социальный состав. Данные отображаются на выбранную дату по каждому субъекту Российской Федерации в виде интерактивных графиков.

Раздел «Россия в мировом рейтинге» позволяет отслеживать значения ключевых показателей уголовной статистики России в сравнении с аналогичными показателями в других государствах мира. Представление данных реализовано в табличном виде и в виде диаграмм с отображением абсолютного и относительного (на 100 тыс. населения) значения показателей с возможностью сортировки стран по убыванию и возрастанию значений выбранного показателя. Источником информации для раздела являются общедоступные данные международной уголовной статистики.

Раздел «О портале» содержит определения терминов и расшифровок аббревиатур, упорядоченных по алфавиту, обеспечивает возможность реализации в рамках других функциональных блоков интерактивных ссылок на соответствующие термины и аббревиатуры.

В целях повышения открытости информации на портале размещаются сведения в форматах, использование которых обеспечивает свободное копирование статистических данных и последующую работу с ними.

Это позволяет пользователям и разработчикам информационных систем получать информацию в автоматизированном режиме для повторного использования. Данный подход способствует повышению прозрачности предоставления отчетности гражданам, представителям научных учреждений и общественных организаций.

Экспорт данных со страниц портала или вывод их на печать осуществляется стандартными средствами используемого web-браузера с помощью его функциональных возможностей «Сохранить как», «Предварительный просмотр» и «Печать».

Размещаемые на портале правовой статистики сведения о состоянии преступности подвергаются систематической проверке прокурорами на предмет установления достоверности первичных данных, на основе которых формируется государственная статистика.

В настоящее время количество пользователей, обращающихся к порталу, составляет около 475 человек ежедневно, почти половина из них посещала сайт неоднократно. Отметим интерес к информации, размещенной на портале, пользователей не только из Российской Федерации, но и из Украины, США, Германии, Республики Беларусь, Казахстана, Канады, Великобритании, Израиля и ряда других государств.

В дальнейшем планируется реализовать функцию портала по предоставлению гражданам Российской Федерации информации, непосредственно имеющей отношение к соблюдению их прав и свобод, в частности, о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации имеется ссылка на указанный портал. Одновременно в закрытом сегменте ИСОП размещен внутренний портал для сотрудников органов прокуратуры, предназначенный для размещения там материалов по актуальным вопросам, возникающим как в ходе проведения опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики в регионах пилотной зоны, так и при реализации новой функции по обеспечению достоверности документов первичного учета преступлений в прокуратурах других субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, сотрудниками управления правовой статистики совместно с разработчиками специального программного обеспечения осуществляется мониторинг обращений, поступающих на портал технической поддержки государственной автоматизированной системы правовой статистики, в том числе по проблемным вопросам, связанным с применением приказа «О едином учете преступлений».

Полагаем необходимым изложить далее содержание отдельных ответов на вопросы, которые были получены из прокуратур субъектов Российской Федерации или были размещены на портале правовой статистики.

1. О разъяснении порядка учета материального ущерба, причиненного в результате совершения преступления, в том числе от покушений на преступление, в документах первичного учета преступлений.

Основания для заполнения статистических карточек по формам N 1.1 и 4 указаны в пп. 18 и 27 Инструкции.

Установленная сумма материального ущерба, причиненного при совершении преступлений, учитывается в реквизите N 28 статистической карточки по форме N 1.1 по каждому преступлению.

Согласно п. 28 Инструкции в реквизите N 10 статистической карточки по форме N 4 отражается размер материального ущерба, который включает в себя ущерб, причиненный всеми преступлениями, расследование по которым проводится в рамках одного уголовного дела.

Полагаем, что при отражении сведений необходимо исходить из фактически нанесенного материального ущерба лицу, потерпевшему от преступного посягательства как от оконченных преступлений, так и от покушений. Если в результате совершения уголовно наказуемого деяния реальный имущественный вред причинен не был, то сведения о возможном его причинении не учитываются.

2. Можно ли отнести противоправные деяния к категории преступлений коррупционной направленности при неисполнении генеральным директором договорных обязательств между хозяйствующими субъектами путем присвоения денежных средств, перечисленных в качестве предоплаты по договору, и в случае использования незаконного использования права директора на возмещение налога из бюджета по поддельным бухгалтерским документам?

В соответствии с п. 3.6 Перечня N 23, введенного в действие указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 (с изм. от 15.08.2012 N 283-11/3), преступные деяния, квалифицированные по ч. 3 ст. 159 УК РФ, относятся к категории преступлений коррупционной направленности при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения.

Кроме того, к данной категории преступлений относятся также деяния, квалифицированные по ст. 159 УК РФ, при соблюдении условий, изложенных в п. 4.1 Перечня N 23 (за исключением случаев, указанных в п. 3.6).

3. Является ли подписание прокурором статистической карточки формы N 1 процессуальным согласием с решением о возбуждении уголовного дела?

В соответствии с п. 17 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного межведомственным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России, от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», учетные документы в течение суток с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производящим предварительное расследование, в регистрационно-учетные подразделения.

Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ, копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

На наш взгляд, в данной ситуации целесообразно разделять понятия «проверка законности процессуального решения» и «подписание прокурором статистической карточки на выявленное преступление». Статистическая карточка является лишь способом отражения результатов работы органов предварительного следствия.

Справочник N 16 для заполнения соответствующих реквизитов статистических карточек предусматривает код «47», согласно которому преступление снимается с учета в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ.

Вместе с тем при необходимости проверки материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, надзирающий прокурор должен принять исчерпывающие меры для обеспечения достоверности информации, содержащейся в реквизитах статистической карточки на выявленное преступление.

4. Какой показатель следует отражать в реквизите 9 статистической карточки формы N 1, если уголовное дело возбуждается после отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям?

В соответствии с п. 17 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной межведомственным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», при отражении информации в реквизите 9 статистической карточки формы N 1 на выявленное преступление указывается подразделение, сотрудниками которого было выявлено преступление (установлено наличие состава преступления), то есть непосредственно обнаружено при обстоятельствах, исключающих наличие об этом преступлении какой-либо информации ранее.

Прокурор, отменяя постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, дает правовую оценку результатам проверки сообщения о преступлении, устанавливает повод и основание для возбуждения уголовного дела. При этом следует учитывать, что в данном случае факт совершения деяния правоохранительным органам уже известен, но оно не квалифицировано как преступление.

В связи с этим установление повода и основания для возбуждения уголовного дела по материалам проверки, по нашему мнению, не является тождественным понятию «выявление преступления» и код 125 в реквизите 9 должен быть указан лишь в том случае, когда именно прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выявлено преступление, о котором правоохранительным органам известно не было.

5. Как учитываются преступления, совершенные в сфере топливно-энергетического комплекса (далее — ТЭК)? Можно ли отнести хищения денежных средств, принадлежащих предприятию ТЭК, либо противоправные деяния по уклонению от уплаты налогов таким предприятием к преступлениям, совершенным в сфере ТЭК?

В целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в документах первичного учета сведений о преступлениях, совершенных в сфере ТЭК, следует руководствоваться указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 24.02.2010 N 66/85/1.

В соответствии с подп. «з» п. 2.4.5 данного указания при квалификации деяния по статьям главы 21 УК РФ преступления относятся к категории совершенных в сфере ТЭК в случаях, при которых объектом преступного посягательства являются нефть, нефтепродукты, ГСМ, бензин, природный газ, уголь, торф, электроэнергия, а также различного рода техническое оборудование, обеспечивающее функционирование объектов топливно-энергетического комплекса.

В связи с этим при формировании официальной статистической отчетности в части учета преступлений, совершаемых в сфере ТЭК, следует брать за основу реквизит 27 статистической карточки N 1 (дополнительная характеристика преступления по справочнику N 15), в комплексе с реквизитом 22 (вид экономической деятельности, в ходе осуществления которой совершено преступление) и одновременно учитывать реквизит 23 (предмет преступного посягательства по справочнику N 3).

6. Как следует учитывать при соединении в одно производство продолжаемые и самостоятельные преступления? Какие статистические карточки необходимо выставлять по этим преступлениям? Меняется ли при этом количество уголовных дел?

При соединении уголовных дел в одно производство количество подлежащих учету преступлений определяется в соответствии с требованиями пп. 33, 34 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного межведомственным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

Названным приказом утверждены формы статистических карточек (N 1, 1.1, 2, 3, 4, 5, 6). При этом понятия «продолжаемые» и «самостоятельные» применительно к статистическим карточкам не используются.

Статистические карточки формы N 1.1 о результатах расследования заполняются на каждое учтенное преступление.

При определении количества уголовных дел в случае их соединения предлагаем исходить из того, что дальнейшее расследование осуществляется в рамках единого производства за номером, присвоенным согласно постановлению о соединении. Принимаемые в ходе расследования процессуальные решения и выполняемые процессуальные действия реализуются применительно ко всему уголовному делу в целом и оформляются процессуальными документами с указанием номера, присвоенного согласно постановлению о соединении.

Кроме того, анализ правовых норм глав 30-32 УПК РФ, регламентирующих порядок окончания расследования и направления уголовного дела в суд, позволяет расценивать объединенные в одном производстве уголовные дела как одно уголовное дело.

7. Правомерно ли отнесение преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, к категории преступлений коррупционной направленности по п. 4 Перечня N 23 приложения к указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 в случае возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки недолжностным лицом должностному лицу?

Пунктом 2 Перечня N 23, введенного в действие указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 (с изм. от 15.08.2012 N 283-11/3) определены статьи УК РФ (в том числе ст. 291 УК РФ), квалификация преступного деяния по которым является достаточным основанием для отнесения их к категории преступлений коррупционной направленности, при этом соблюдения каких-либо дополнительных условий не требуется.

Дополнительные условия, изложенные в п. 4.1 данного Перечня, применяются только в отношении преступных деяний, квалифицированных по ст. 159, 169, 178, 179 УК РФ.

8. Чем следует руководствоваться при отнесении преступлений, совершенных в сфере экономики и потребительского рынка? Для чего используются сведения об экономических преступлениях, какие делаются выводы на федеральном уровне из статистических данных, какая идея положена в основу отнесения преступлений к той или иной из названных категорий?

В приказах и указаниях Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе принятых совместно с иными заинтересованными ведомствами и изданных в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений, подробно определены все необходимые критерии этой оценки.

При решении вопроса об отнесении преступлений к определенной категории, в том числе экономической направленности, следует руководствоваться действующим на настоящий момент указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 15.02.2012 N 52-11/2 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».

Приведенные в обращении примеры правонарушений (хищение рыбной продукции со склада и хищение денежных средств со счета в банке) не подпадают под утвержденный Перечень преступлений экономической направленности N 2, поскольку отсутствуют дополнительные условия, при которых совершенные преступления можно отнести к категории экономических:

«а) преступление совершено лицами:

должностными, материально-ответственными и иными, выполняющими на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

не наделенными указанными полномочиями, но имеющими доступ к предмету преступного посягательства для выполнения трудовых обязанностей по роду деятельности или службы;

выполняющими обязанности по охране имущества или объекта, в котором оно хранится, без материальной ответственности;

б) преступление совершено в процессе осуществления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности либо под видом ее осуществления:

в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, официально зарегистрированных в качестве предпринимателей, а также объединений (граждан, юридических лиц), не являющихся юридическими лицами;

выявленное при проведении бухгалтерских документальных ревизий либо проверок контролирующих и надзорных органов;».

Для решения вопроса об отнесении преступлений к числу совершенных на потребительском рынке следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной межведомственным приказом «О едином учете преступлений» от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 (с изменениями, внесенными указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 24.02.2010 N 66/85/1).

В соответствии с п. «и» о порядке заполнения реквизита 27 статистической карточки N 1 приведенный в обращении пример преступления (об изготовлении физическим лицом спиртосодержащей жидкости, впоследствии реализуемой под видом водки) не связан с потребительским рынком.

Отвечая на общие вопросы, затронутые в обращении об идеях и преследуемых целях формирования группы преступлений экономической направленности, рекомендуем ознакомиться со следующими материалами: «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», а также работами Карповича О.Г. «Совершенствование стратегии борьбы с экономическими преступлениями в России», Смирнова Г.К. «Об общей проблеме модернизации государственной политики в области противодействия экономической преступности» и Акопджановой М.О. «История развития уголовно-правового регулирования экономических отношений в России».

9. Согласно материалам уголовного дела, предприниматель, осуществляющий деятельность по изготовлению мебели, в последующем имея финансовые затруднения и не имея намерений выполнить взятые на себя обязательства по сборке и установке мебели, получил от граждан деньги, которые похищает и расходует на собственные нужды (ст. 159 УК РФ). Относится ли данное преступление к категории экономических, если да, то в соответствии с каким пунктом Перечня дополнительных условий п. «б» или п. «в» совместного указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 его следует ставить на учет?

Используя п. «б» Перечня преступлений экономической направленности N 2, утвержденного указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.02.2012 N 52-11/2 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», следует учитывать личность потерпевших. Если потерпевшими являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, официально зарегистрированные в качестве предпринимателей, а также объединения (граждан, юридических лиц), не являющиеся юридическими лицами, то данное преступление можно отнести к категории экономических. Если потерпевший не является таковым, соответственно преступление имеет общеуголовную направленность.

Под п. «в» указанного Перечня данное преступление не подпадает, так как данным пунктом предусмотрено совершение преступления физическим лицом.

На сегодняшний день преступность в России, как и в большинстве других развитых и развивающихся странах, носит совершенно разный характер. Поэтому для того, чтобы сравнить ситуацию в РФ с другими странами, и что важнее всего, проследить динамику в этой сфере внутри страны за последние годы, предлагаем вам взглянуть на данные Росстата.

Актуальные показатели

Рассматривая официальные показатели, Федеральная служба государственной статистики предлагает проанализировать данные по разным категориям лиц и по видам совершенных преступлений.

Число преступлений

Число зарегистрированных нарушений за последние 16 лет, включая 2019 год, выглядит следующим образом:

  • В 2002 году и их было 2.500 тысяч.
  • Затем наблюдался рост, вплоть до 2006 года, когда пиковое значение достигло отметки в 3.800 тысяч в стране.
  • Далее шел некоторый спад, вплоть до 2014 года. В этом году было зарегистрировано всего лишь 2.200 тысяч.
  • Затем в 2015 произошел небольшой всплеск – было совершено около 2.450 тысяч.
  • И вплоть до 2018 года наблюдалось незначительное, но все же снижение числа. В этом году оно составило 2.000 нарушений и являлось самым низким за последние 16 лет.

Если рассматривать число зарегистрированных преступлений по видам, то вот какие данные представляет Росстат на 2018 год:

  • Убийства и покушения – 8.600.
  • Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 23.200.
  • Изнасилование и покушение – 3.400.
  • Грабежи и разбойные нападения в совокупности – 57.600.
  • Кражи имущества – 756.400.
  • Террористические акты – 31.
  • Связанные с незаконным оборотом наркотиков – 200.300.
  • Нарушение правил дорожного движения без человеческих жертв – 20.100.
  • Нарушение правил дорожного движения, закончившиеся смертью одного или более лиц – 7.200.
  • Связанные со взяточничеством – в количестве 7.100.

Состав лиц

На 2018 год состав лиц, совершивших преступления разных видов, выглядит следующим образом:

  • Мужчины – 785.600 человек.
  • Женщины – 145.500 человек.

Если же рассматривать возрастные рамки также на 2018 год, то ситуация выглядит следующим образом:

  • Общее число несовершеннолетних правонарушителей, возраст которых не достиг 15 лет составляет 14.800.
  • В возрасте от 16 до 17 лет – лиц составляет 26.000.
  • В возрасте от 18 до 24 лет составляет 147.500 человек.
  • От 25 до 29 лет – 152.700.
  • От 30 до 49 лет – 482.200 граждан страны совершили правонарушения различного вида.
  • И старше 50 лет – составляет 107.800 человек.

Число потерпевших

Если рассматривать граждан страны, которые потерпели от различных преступных посягательств, то в 2018 году ситуация выглядит следующим образом:

  • Пострадавших женщин насчитывает 610.800 человек.
  • Мужчин пострадало 724.400.
  • Из этого следует, что потерпевших, независимо от пола, составляет – 1.335.200 граждан Российской Федерации.

Если учитывать тот вред здоровью, который был нанесен или погибших в результате различных правонарушений, то статистика на 2018 год выдает следующие данные:

  • Погибших женщин – 8.300.
  • Погибших мужчин – 17.700.
  • Женщин, которые получили тяжкий вред здоровью, осталось в результате посягательств 11.400.
  • Мужчина с тяжелыми последствиями для здоровья в результате посягательств осталось 28.900.

Эти данные представлены правоохранительными органами и обработаны Федеральной службой государственной статистики.

Судимость

Естественно, что общее количество заведенных уголовных, административных и других видов дел по соответствующим нарушениям, необязательно заканчиваются обвинительными приговорами.

Число осужденных

Поэтому Росстат и здесь приводит статистику числа осужденных за 2018 год:

  • По убийству вынесено обвинительных приговоров, вступивших в законную силу – 7.200.
  • По обвинению в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью в этот период было заключено 20.500 человек.
  • По изнасилованиям вынесено 2 тыс. обвинительных приговоров.
  • По разбойные нападениям – 7.500.
  • По кражам – 27.400.
  • По различным незаконным действиям и нарушениям правил обращения с наркотическими веществами и другими смесями и составами, оказывающими психотропное воздействие осуждено 90.900 человек.
  • Количество обвинительных приговоров, связанных с нарушениями дорожно-транспортных правил, которые повлекли за собой тяжелый вред для здоровья или смертельный исход – 4.000.
  • Итого, за весь календарный 2018 год всего было вынесено обвинительных приговоров судами, которые уже вступили в законную силу, для 658.300 человек.

Если проводить статистику, которая позволяет сравнить динамику изменений, то стоит отметить, что начиная с 2000 года наблюдается планомерное снижение по всем видам. Соответственно, уменьшается и общее количество противоправных действий, совершаемых гражданами России. Так, за последние 18 лет общее число осужденных уменьшилось с 1.183.600 до 658.300 человек. Таким образом, напрашивается вывод о том, что преступность в стране снизилась вдвое. А если рассматривать отдельные категории, то вот где наблюдается наибольший спад:

  • Убийства уменьшились в более, чем в 2,5 раза.
  • Изнасилований стало в 3 раза меньше.
  • Разбоев уменьшилось в 4 раза.
  • Грабежи стали возникать реже в 2,2 раза.
  • Кражи уменьшились в 3,5 раза.
  • Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью уменьшилась 1,75 раза.
  • А вот, связанные с оборотом наркотических веществ, уменьшились всего лишь на 10%. Таким образом, в 2000 году по этой статье были вынесены обвинительные приговоры 99.100 человеком. Тогда как в 2018 году – 90.900 человек сидят за подобные преступления.
  • Также минимально уменьшилось количество осужденных за нарушение правил дорожного движения.

Число заключенных

Если рассматривать число граждан, которые находятся на конец 2018 года в местах лишения свободы, то вот какие цифры приводит статистика:

  • Всего это 563.200 граждан. Это взрослые и несовершеннолетние с учетом тюрем и СИЗО.
  • Причем в исправительных колониях для взрослых находится 460.900 человек.
  • Тогда как в колониях для несовершеннолетних, количество граждан составляет на конец указанного периода 1.300 человек.

Данные преступности по виду

Если рассматривать самые часто совершаемые и наиболее редко встречающиеся преступления в стране, то это будут следующие данные:

  1. Чаще всего совершают кража и разбойные нападения в совокупности.
  2. На втором месте – уголовные дела, связанные с незаконным обращением наркотиков и психотропных веществ.
  3. На третьем месте идут преступления, связанные с террористическими актами.
  4. Затем идут преступления, связанные с умышленным нанесением вреда здоровью.
  5. К этому пункту можно причислить и финансовые преступления, взяточничества и различные виды мошенничества, связанных с экономическими и финансовыми делами, мероприятиями и сделками.
  6. И наименее распространенными категориями являются изнасилования и уголовные дела, связанные с дорожно-транспортными происшествиями.

Несовершеннолетняя, детская и подростковая

Что касается несовершеннолетней или детской преступности, то на 2018 год в воспитательных колониях для несовершеннолетних, в зависимости от половой принадлежности, содержится следующее количество заключенных:

  • Женщин (девушек и девочек) – 100 человек.
  • Мужчин (мальчиков и юношей) – 1.200 человек.

Если рассматривать данные по возрасту, то вот каково распределение в этой группе:

  • От 14 до 15 лет всего 100 заключенных.
  • В возрасте от 16 до 18 лет – 900 человек.
  • Старше 18 лет – 300 человек, независимо от половой принадлежности.

Но, необходимо отметить, что детская преступность за последние 18 лет сократилось почти в 16 раз. Так, в 2000 году общее количество заключенных, не достигших совершеннолетия, составляло 17.200 человек, что несравнимо больше с 1.300 юными гражданами, отбывающими наказание на конец 2018 года.

Женская

Что касается женской преступности, то она снизилась за последние 18 лет незначительно. На 2018 год количество женщин, осужденных и находящихся в местах лишения свободы, составляет 35.600 человек. Тогда как в 2000 году их было 39.700 человек.

Экономические

Экономические преступления на сегодняшний день в России являются не самыми массовыми. Но, все же количество зарегистрированных правонарушений, за последние 3 года, стабильно находятся на одном и том же уровне, в пределах 7.000 единиц зафиксированных нарушений за календарный год.

Налоговые

Так как на сегодняшний день со стороны государства вводятся определенные мероприятия, связанные с контролем за уплатой налогов как индивидуальными гражданами, так и юридическими лицами, то количество зафиксированных преступлений в этой сфере несколько снизилось за последние 10 лет.

Коррупционные

Рассматривая коррупционную составляющую, следует отметить, что на сегодняшний день существует статистика по соотношению жалоб на коррупцию в различных органах власти. Выглядит она следующим образом (данные представлены в процентах):

  • На судебную систему количество жалоб 77,5%.
  • На коррупцию в полиции приходится 25,2%.
  • На работников прокуратуры – 15,8%.
  • На следственный комитет такое же количество жалоб – 15,8%.
  • На органы региональных властей, включая местное самоуправление – 3,7%.
  • На сотрудников службы ФСИН – 2,8%.
  • На федеральную службу по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ – 0,9%.
  • И на ФСБ такое же количество жалоб – 0,9%.

Организованная

Уровень организованной преступности снижается, хотя на сегодняшний день все же показывает довольно высокие показатели в сравнении с развитыми странами. Так, некоторые исследователи в современной России XXI века выделяют следующие преступные сообщества и социальные группы организованной преступности:

  • Лица, которые занимались незаконной экономической деятельностью еще в советские времена.
  • Молодые частные предприниматели и бизнесмены, которые умудрились нажить себе состояние во время экономических реформ.
  • Бывшие члены комсомола и партий, которые не заняли в настоящее время постов во власти.
  • А также бывшие спортсмены и военные, которые не смогли найти для себя специализацию в жизни после ухода с постоянного места работы.

Как показывают большинство исследователей, данная категория лиц весьма опасна для самой страны и окружающих стран с точки зрения потенциальных рисков.

Прочее

Также существуют и другие виды преступлений, но они занимают незначительное количество среди всех вышеуказанных.

Нераскрытые преступления

Что же касается нераскрытых преступлений, то на сегодняшний день это число в общем составляет порядка 46%. Тогда, как еще в 2006 году это число составляло 53%.

Хотя по данным СКР по особо тяжким преступлениям раскрываемость составляет более 90%. Таким образом видно, что ситуация в России, касающаяся преступлений в разных сферах меняется в лучшую сторону. Но, динамика не является слишком быстрой.

МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Генпрокуратура России создает систему правовой статистики, которая позволит в режиме online проверить уровень преступности в каждом из городов и районов, а потерпевшим — отслеживать ход расследования вплоть до приговора суда.

Об этом в интервью ТАСС рассказал начальник управления правовой статистики Генпрокуратуры России Олег Инсаров.

Единая база всех преступлений

По словам Инсарова, до 2012 года в России отсутствовала единая система объективного учета преступлений, т.к. все сводки формировались отдельными правоохранительными органами. Это, в свою очередь, лишало ведомства возможности применять автоматизированные средства поиска и анализа информации.

Для обеспечения достоверности статистической информации в 2012 году функция учета была передана прокуратуре, т.к. в рамках своих полномочий прокурор имеет доступ ко всем уголовным делам и материалам доследственных проверок.

В Генеральной прокуратуре создано управление правовой статистики Главного организационно-аналитического управления. Оно включает, в том числе, отдел проверок достоверности государственной и ведомственной статистики, а также отдел обеспечения функций по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей.

Олег Инсаров заметил, что сроки введения новой системы правовой информации зависят от финансирования.

Сейчас из федерального бюджета выделено около 25% от необходимых средств, в 2013 и 2014 годах средства на эти цели не выделялись. «На выделенные средства мы построили ядро государственной автоматизированной системы правовой статистики, так называемый Федеральный центр обработки данных, и запустили пилотную зону», — отметил Инсаров.

По оценке Генпрокуратуры, внедрение новой системы создаст условия для искоренения злоупотреблений, связанных с манипуляцией данными о состоянии преступности, регистрацией сообщений о преступлениях, повысит оперативность и качество принятия решений по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, обеспечит открытость и повысит качество работы правоохранительных органов.

Достоверность статистики

По словам Олега Инсарова, с 2011 года прокурорами выявлено более 1,5 млн нарушений в сфере уголовно-правовой статистики, за что к дисциплинарной ответственности привлечены почти 35 тыс. должностных лиц.

«Подавляющее число нарушений (95,7%) допускается при учете преступлений, из них около 40% составляют искажения сведений, характеризующих деяние и лицо, его совершившее», — заметил Инсаров. После передачи прокуратуре полномочий ведения статистики уже в 2012 году статданные о преступлениях существенно изменились.

Так, количество преступлений, совершенных в общественных местах, увеличилось на 12,4%, в состоянии алкогольного опьянения — на 19,6%, наркотического или токсического опьянения — на 36,2%, лицами, ранее совершавшими преступления — на 9,3%. Благодаря наведению прокурорами порядка в этой сфере в 2013 и 2014 годах темпы искажений статданных существенно замедлились.

«Особую тревогу вызывают факты, связанные с фальсификацией документов первичного учета, а также искажением сведений о состоянии преступности путем принятия заведомо незаконных или необоснованных процессуальных решений, являющихся основанием для постановки или для снятия с учета преступлений», — заметил Инсаров.

Нередки случаи заполнения документов на несуществующие процессуальные решения по уголовным делам, чтобы создать видимость высокой раскрываемости преступлений и благополучной криминогенной обстановки на обслуживаемой ими территории. Проблемой остается и фальсификация документов следователями — только за первое полугодие 2014 года установлено свыше 450 таких фактов.

Наибольшее количество нарушений при учете преступлений и формировании статистики допускается сотрудниками органов внутренних дел (почти 80%). По требованию Генеральной прокуратуры по фактам фальсификаций возбуждено несколько уголовных дел.

Насколько подробной должна быть статистика

Новые формы статистики, утвержденные приказами генерального прокурора РФ, не только учитывают изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и дополнены новыми показателями.

«Государственная отчетность дополнена показателями о числе уголовных дел, возбужденных по убийствам, связанным с безвестным исчезновением граждан, о количестве уголовных дел, прекращенных за смертью подозреваемого, и иными показателями, — рассказал Инсаров. — Например, можно проанализировать показатель об уголовных делах, прекращенных в связи со смертью подозреваемого, и увидеть, что удельный вес преступлений, уголовные дела о которых прекращены по данному основанию, достаточно высокий, а в отдельных регионах составляет более половины от всех прекращенных уголовных дел». После проверок прокуратуры значительное число таких решений признаны необоснованными и отменены.

«Это заставляет задуматься — сколько же нераскрытых преступлений можно «повесить» на труп какого- нибудь бомжа, либо неопознанного трупа, чтобы повысить раскрываемость?», — заметил Инсаров.

Кроме того, «сегодня сохраняется негативная практика списания нераскрытых преступлений на умерших лиц. Тем самым сотрудники правоохранительных органов, не прилагая особых усилий по расследованию уголовных дел и установлению действительно виновных лиц, повышают себе раскрываемость».

В формы отчетности включены показатели о преступлениях в отношении социально незащищенных категорий граждан, а также о количестве преступлений, укрываемых правоохранительными органами от регистрации и учета.

Выбрать дом в безопасном районе

Информацией правовой статистики — о состоянии преступности, раскрываемости, результатах следственной работы — смогут воспользоваться и граждане через интернет-портал правовой статистики crimestat.ru.

Сейчас он содержит данные по 114 ключевым показателям по регионам и по России в целом.

«Впоследствии перечень статистической информации, подлежащей опубликованию на портале, будет последовательно расширяться в части включения в него сведений о зарегистрированных уголовно наказуемых деяниях и результатах их расследования практически по всем видам преступлений, предусмотренным УК РФ», — сообщил Инсаров.

На портале уже можно увидеть показатели, характеризующие социальный портрет преступности, отслеживать ключевые показатели уголовной статистики России в сравнении с аналогичными показателями в других странах.

С момента начала работы сайта зарегистрировано более 205 тыс. его посещений, портал посетили 130 тыс. человек, из них 37% обращались неоднократно, причем не только из России, но и с Украины, из США, Германии, Казахстана, Белоруссии, Бразилии, Великобритании, Нидерландов и других государств.

«В перспективе — доработка программного обеспечения, позволяющего размещать указанную информацию с детализацией до уровня муниципального образования. Таким образом, будет возможно в режиме онлайн получать информацию о совершенных преступлениях различной категории в своем городе, районе и даже улице, узнать, какой район является самым безопасным или наоборот самым криминальным», — рассказал Инсаров.

Это будет способствовать не только информированию граждан, но и будет стимулировать работу правоохранительных органов по профилактике правонарушений.

«Информация может быть также полезна для органов государственной власти, общественных организаций, представителей СМИ и бизнеса», — заметил Инсаров.

«В дальнейшем планируется, что данный сервис обеспечит гражданам возможность ознакомления с информацией, непосредственно затрагивающей их права и свободы, в частности, о ходе рассмотрения сообщения о преступлении», — добавил Инсаров. Введя регистрационные данные гражданин сможет даже с мобильных устройств узнать, кто и в какой срок принимает решение по его заявлению.

Уровень преступности снижается, но не везде

По словам Олега Инсарова, хотя уровень преступности в России снижается, картина вовсе не так проста. Уровень регистрируемых преступлений в целом по стране из года в год имеет устойчивую тенденцию к снижению.

За 9 месяцев 2014 года в России зарегистрировано 1 млн 637 тыс. 769 преступлений — на 1,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

На 3,4% снизилось число убийств и покушений на убийство, на 5,2% — фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

«Но на фоне общероссийской тенденции к снижению уровня преступности возрастает число регионов, где наблюдается рост преступности. Если за январь-сентябрь 2013 года рост зарегистрированных преступлений отмечался в 21 регионе, то за этот же период 2014 года — уже в 31», — отметил представитель Генпрокуратуры.

Почти половину всех преступлений (44,6%) составляют хищения имущества (кражи — 662,6 тыс., грабежи — 57,8 тыс., разбои — 10,3 тыс.).

Среди мошенничеств максимальное число зарегистрировано в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ) и получения выплат (ст. 159.2 УК РФ) — соответственно 11 тыс. и 7 тыс. преступлений. По остальным четырем видам квалифицировано более 4 тыс. мошенничеств.

Статистика говорит о снижении почти на 26% преступлений коррупционной и экономической направленности. «Вместе с тем эти цифры не говорят о снижении экономической и коррупционной преступности, а свидетельствуют о том, что прокурорами пресекаются попытки правоохранительных органов искусственно завышать показатели путем необоснованного отнесения преступлений к данным категориям», — пояснил Инсаров.

С 2012 года прокуроры выявили более 23 тыс. нарушений, связанных с необоснованным отнесением деяний к преступлениям экономической направленности, и более 10,5 тыс. — к категории коррупционных, в том числе за счет искусственного дробления одного преступления на эпизоды.

Перспективы внедрения

Центральным звеном создаваемой государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) станет единое хранилище всех документов первичного учета преступлений в электронном виде, на основе которого будет сформирован единый реестр преступлений и уголовных дел.

«Она предусматривает сбор информации с момента получения правоохранительными органами сообщения о преступлении на всех этапах уголовного судопроизводства до разрешения уголовного дела по существу. Такой порядок позволит осуществлять контроль за регистрацией сообщений о преступлениях, расследованием и раскрытием каждого конкретного преступления», — сообщил Инсаров.

Систему необходимо максимально защитить от возможных вмешательств. По словам Олега Инсарова, сейчас она проходит опытную эксплуатацию в нескольких регионах, где апробируются технологии сбора данных по защищенным каналам связи на документах, имеющих штрихкоды. Это обеспечивает автоматизированную обработку и направление в электронном виде с электронной подписью.

После того, как система будет внедрена во всей стране, впервые появится возможность увидеть на федеральном уровне всю региональную статистику вплоть до районного звена в режиме online. Одновременно станет возможным оперативно получать информацию по разным направлениям борьбы с преступностью, сейчас для этого требуется направление запросов в регионы.

Андрей Юрьевич, для чего потребовался новый закон, который возлагает на Генпрокуратуру раскрытие в Интернете первичной статистики о совершенных преступлениях и их раскрываемости? Ведь прокуратура и так уже с 2012 года отвечает за всю правовую статистику?

Андрей Некрасов: Генпрокуратура уже сейчас публикует данные о состоянии преступности. Создан информационно-аналитический ресурс crimestat.ru, на котором размещена информация по 114 ключевым показателям, характеризующим состояние преступности как в целом по России, так и в регионах.

Кроме того, портал содержит информацию и о тех, кто совершает преступления — их гражданство, образование и социальный статус. А в разделе «Россия в мире» можно сравнить уголовную статистику нашей страны с аналогичными показателями в других государствах.

Главной целью мы видим общедоступность и открытость статистической информации о состоянии преступности в России. Однако любая первичная информация в настоящее время законодательством РФ отнесена к информации ограниченного доступа. Подготовленный законопроект фактически направлен на устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов в доступности и открытости данных криминальной статистики, а также расширение состава публикуемых данных. Это позволит создать эффективные механизмы общественного контроля. Анализировать и изучать социальные причины совершаемых преступлений. Давать оценку эффективности деятельности правоохранительных органов по их выявлению и пресечению.

Почему функцию по ведению криминальной статистики передали прокурорам?

Андрей Некрасов: Исходя из известной мне информации, основная причина — потребность руководства страны в получении объективной оценки состояния преступности, без приписок и утаивания негативной статистики.

На интерактивной карте в режиме онлайн любой сможет увидеть, где и какие преступления были совершены

То есть такой информации, на основе которой можно принимать обоснованные управленческие, кадровые и другие решения. Для этих целей органы прокуратуры — идеальный вариант. С одной стороны, прокуроры не решают судьбу заявлений о преступлениях, не участвуют в процессе раскрытия и расследования уголовных дел. То есть они не заинтересованы в искажении сведений о результатах этой деятельности. В то же время, осуществляя надзор, прокурор изучает материалы доследственных проверок, уголовных дел и дел оперативного учета, заверяет своей подписью статистические карточки. Таким образом, он обладает всей необходимой информацией и полномочиями, чтобы обнаруживать искажения статистики и устранять нарушения. А в ряде случаев, в частности при подписании статистических карточек, прокурор действует на упреждение, не допуская всевозможных манипуляций.

А часто происходят такие манипуляции?

Андрей Некрасов: К сожалению, пока их еще очень много. За последние полтора года по всей стране прокурорами выявлено почти 2 миллиона нарушений в сфере уголовно-правовой статистики.

Вроде бы пресловутую «палочную» систему уже давно отменили. Казалось бы, какой смысл искажать показатели?

Андрей Некрасов: Если ответить односложно — чтобы приукрасить действительность. Но правильнее говорить о действии целого ряда факторов. Во-первых — это стремление ряда руководителей правоохранительных органов при отсутствии реальных возможностей тем не менее показать хорошие результаты работы по выявлению тех преступлений, за которые особый спрос — коррупционной и экономической направленности, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ. Всегда есть возможность завысить квалификацию фактически совершенного деяния, добавить определенные квалифицирующие признаки, которые расследованием не подтверждены. Еще чаще происходит безосновательное дробление единого продолжаемого преступления на множество эпизодов, то есть по числу потерпевших, количеству однотипных действий и так далее. У нас в практике был случай, когда только по одному делу незаконный учет получила почти тысяча преступлений. Причем половину из них без оснований отнесли к числу коррупционных.

После таких приписок с реальной коррупцией можно уже не бороться. Первое место в рейтингах и так обеспечено. Кстати, путем необоснованного учета эпизодов искусственно повышается и удельный вес расследованных преступлений, пресловутая их раскрываемость. Это отдельная цель приписок в криминальной статистике.

Какими еще мотивами продиктованы искажения статистики?

Андрей Некрасов: Еще одно распространенное явление — недостоверное отражение в отчетности сведений, которые принято считать отрицательно влияющими на общие оценки деятельности правоохранительных органов. К ним, например, относятся, число реабилитированных лиц, прекращенных дел, длительные сроки расследования и другие. Много усилий затрачивается прокурорами, чтобы добиться достоверного отражения в статистике сумм причиненного преступлениями и возмещенного государству и гражданам ущерба в результате деятельности правоохранительных органов. Суммы ущерба при возможности занижаются, а при проверке возвращенных сумм нередко обнаруживаются приписки.

В одном из подразделений статистические карточки заполнялись «шпионскими», исчезающими чернилами

Думаю, вы обратили внимание, что в последнее время мы часто говорим, что возмещение ущерба, причиненного преступлениями, обеспечивается очень слабо. К примеру, по поджогам или преступлениям, совершенным иным общеопасным способом, сумма возмещения ущерба в 2015 году не превысила и 1 процента, по экологическим преступлениям — 4 процентов, по хищениям имущества, совершенным в крупном размере — 9 процентов. До 2011 года статистика убеждала в обратном. Но ведь потерпевшему не легче, если в отчетах значится стопроцентное возмещение ущерба, а на деле он не получил ни копейки.

Мы исходим из того, что только реальное понимание проблемы позволяет вырабатывать адекватные меры для ее решения.

В целом же опасность всех описанных ситуаций заключается в том, что в менее выгодном положении оказываются руководители правоохранительных органов, которые не хотят либо не рискуют заниматься приписками и прочими манипуляциями. Ведь, например, раскрывать преступления за счет оперативной смекалки, интеллекта, бессонных ночей несоизмеримо сложнее, чем добиваться этой же цели на бумаге за счет манипуляций. А спрашивают в основном исходя из отчетности. И как это ни прискорбно, передовиками нередко оказываются махинаторы. Поэтому мы ставим задачи прокурорам действовать в этой сфере принципиально жестко.

В какие сроки Генпрокуратуре удастся создать новую единую цифровую систему криминальной статистики по всей стране? Сколько это будет стоить?

Андрей Некрасов: В настоящее время Генеральной прокуратурой создается государственная автоматизированная система правовой статистики, которая позволит обеспечить информационное взаимодействие правоохранительных органов, участвующих в формировании государственного единого статистического учета преступлений.

К этой системе планируется подключить всех работников правоохранительных органов, которые по защищенным каналам связи, в том числе с использованием электронных подписей, будут передавать документы первичного учета, содержащие информацию о преступлениях. Обработка и расчет показателей уголовно-правовой статистики на основании поступивших данных будут производиться уже непосредственно в системе. Таким образом, все данные о преступности будут защищены, а создаваемая система обеспечит их достоверность, прозрачность и объективность. Окончательная стоимость и сроки создания системы будут определены после принятия федеральной целевой программы создания и развития ГАС ПС.

Ряд руководителей правоохранительных органов при отсутствии хороших результатов работы стремится улучшить их за счет приписок. Фото: PHOTOXPRESS

Не окажется ли так, что после раскрытия первичных данных криминальной статистики настоящее состояние преступности будет совершенно отличаться от картины, которую сейчас подают правоохранители?

Андрей Некрасов: Не хотелось бы сейчас выступать в роли «провидца» и говорить о существенном изменении картины состояния преступности, так как прогнозы это всегда — дело неблагодарное, но то, что уголовно-правовая статистика станет более прозрачной, объективной и достоверной — это очевидно.

Смогут ли граждане узнать о реальном уровне преступности не только в городе, но и, например, в своем районе или даже дворе?

Андрей Некрасов: Конечно. Для этих целей Генеральной прокуратурой проводятся соответствующие разработки по созданию интерактивных сервисов и развитию функционала уже упомянутого портала правовой статистики — crimestat.ru.

В частности, планируется реализовать интерактивный сервис в виде карты, на которой будут указаны геокоординаты каждого преступления с точностью до адреса (улицы, дома) или объекта.

Это позволит на региональном и муниципальном уровнях своевременно реагировать на криминогенную обстановку и принимать управленческие решения. Также эта информация будет полезна как представителям бизнеса, так и простым гражданам, которые, например, хотят купить квартиру, отдать детей в детский сад или школу в наиболее безопасном районе.

Россия пойдет по пути других стран, где кроме общей криминальной информации раскрывается информация о лицах, отбывших наказание за совершение сексуальных преступлений, в том числе против несовершеннолетних, включая их имена и место жительства?

Андрей Некрасов: Сейчас нормы Федерального закона «О персональных данных» защищают права и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе неприкосновенность его частной жизни и семейные тайны. В целях информационного обеспечения этим законом предусмотрено создание общедоступных источников персональных данных (в том числе справочники, адресные книги), в которые могут включаться персональные данные гражданина (ФИО, место жительства, сведения о профессии и др.) только с его согласия.

В случае если законодателем будут внесены соответствующие изменения и принято такое решение, разрабатываемая в настоящее время автоматизированная система позволит раскрывать любую информацию в сфере уголовной статистики.

Как совершают подлоги

А есть нетривиальные способы таких манипуляций со статистикой, выявленные прокурорами?

Андрей Некрасов: Их достаточно и грустных, и курьезных. Нас крайне тревожат далеко не единичные случаи подделки подписей прокуроров в статкарточках. А вот, например, в одном из поднадзорных подразделений прокуроры обнаружили, что статистические карточки заполнялись, по сути, «шпионскими» чернилами. После их подписания прокурорами все остальные записи исчезали при нагревании, а карточки вновь заполнялись и в них отражались уже совсем другие, нужные для улучшения статистики сведения.

2 миллиона нарушений в ведении статистики преступлений выявили прокуроры

В Челябинской области в этих же целях участковые обходили дома умерших граждан, опрашивали их вдов, не угрожал ли кому-то покойный при жизни, не совершал ли противоправных действий. В результате ставили на учет преступления, признавая людей виновными в их совершении посмертно. А могли бы это впустую потраченное время посвятить реальной работе в целях профилактики семейного насилия. Необоснованный учет преступлений, якобы совершенных умершими, — это вообще очень острая проблема. Наиболее часто такие фальшивые сведения прокуроры находят в делах о преступлениях в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков. Например, при осмотре трупа в карманах обнаруживаются наркотики, оружие, боеприпасы. Формально есть основания поставить преступления на учет. Причем и доказательства собирать особо не стараются. Ведь мертвые сраму не имут. На мой взгляд, такие примеры — дискредитация всей правоохранительной деятельности.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх