Правовой статус сотрудника полиции

Главная → Курсовые → Курсовые по административному праву

План курсовой работы

Введение.

1. Понятие административно-правового статуса полиции.

2. Особенности административно-правового статуса полиции в РФ.

3. Основные направления деятельности полиции. Основные функции полиции РФ.

Введение

Иные субъекты права имеют общий административно-правовой статус с полицией, однако следует отметить ряд особенностей, которые отличают административно-правовой статус полиции от иных статусов субъектов права. Рассмотрев данные особенности можно понять сущность административно-правового статуса полиции; закономерности его образования.

Полнoмочия полиции достаточно широки, они определяются и строгой дисциплиной для сотрудников полиции и определенными ограничениями которые притерпевают сотрудники. Сотрудник полиции должен защищать народ от преступлений, в связи с этим его административно — правовой статус будет кардинально отличатся от обычных государственных служащих.

Правовой статус полиции обладает характерными чертами, которые помогают отличить его от иных государственных статусов, данные отличия можно выделить в несколько групп. В первую группу можно отнести , что все сотрудники полиции обладают специальной правосубьектностью. Вторую группу составляют особенности, характеризующие лишь такие элементы статуса как обязанности и права. В деятельности сотрудников полиции преобладают властные полномочия, которые связанны с применением мер принуждения; реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника; при особых условиях происходит возложение дополнительных полномочий; административно-правовое регулирование и уголовное регулирование.

Содержание административно-правового статуса полиции находит свое назначение, в задачах деятельности формах и методах с помощью которых достигается поставленная цель.

Данная тема является достаточно актуальной, потому что права и свободы гражданина всегда имели наивысшую ценность, что подтверждает Конституция РФ, однако для обеспечение этих прав и свобод необходимы специальные органы с определенными правами и обязанностями, которые будут способствовать защите граждан. Существование полиции без определенного административно-правового статуса сотрудников не возможно в силу задач которые стоят перед правоохранительными органами.

Административно-правовой статус российского полицейского

Полиция занимает очень важное место в системе правоохранительных органов . В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирование милиции в полицию предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования милиции, изменение статуса ее органов и служащих, произошли изменения функций, полномочий направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка, были изменены права и обязанности сотрудников полиции.

Реформирование милиции и создание полиции произошло с одной очень важной целью получить доверие народа, выработать новые системы взаимодействия с обществом , учитывать общественное мнение при оценки эффективности работы полиции, изменить систему отчетности и разработать современные показатели эффективности работы правоохранительных органов. В связи с реформированием полиции произошло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института — полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.

Предмет курсовой работы — это законодательство, которое действует в настоящий момент в РФ и определяет административно-правовой статус полиции.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу содержания административно-правового статуса полиции.

Целью курсовой работы является изучение содержания и особенностей административно-правового статуса полиции в РФ.

Задачи данной работы:

  • — рассмотреть основы организации полиции в Российской Федерации;
  • — рассмотреть административно-правовой статус полиции.

В процессе исследования темы данной работы применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, наблюдение) и методы научного познания (сравнительно-правовой, историко-правовой), способствующие реализации и достижению поставленной цели.

↓ Скачать работу (docx)

Полиция

Значение слова Полиция по Ефремовой:
Полиция — 1. Система административных органов государственной безопасности, осуществляющих защиту существующего общественного и государственного строя, охрану общественного порядка, ведущих борьбу с преступностью и правонарушениями.
2. Те, кто служат в системе таких органов.

Значение слова Полиция по Ожегову:
Полиция — Административныйорган охраны государственной безопасности, общественного порядка

ПолицияЛица, служащие в этом органе

Полиция в Энциклопедическом словаре:
Полиция — (нем. Polizei) — 1) система особых органов по охране общественногопорядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторыхвидов правонарушений. 2) Полиция военная — служба в вооруженных силахнекоторых государств (в США, Великобритании, Германии и др.),контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров,расследование преступлений и др. 3) В Российской Федерации в 1993 создананалоговая полиция.

Значение слова Полиция по Финансовому словарю:
Полиция — система особых органов надзора и принуждения, а также кара- тельные войска внутреннего назначения.

Значение слова Полиция по словарю Ушакова:
ПОЛИЦИЯ
полиции, мн. нет, ж. (фр. police от греч. politeia). 1. В капиталистических странах — государственная организация по охранению существующего буржуазного порядка (дореволюц. и загр.). Царская полиция.Сыскная полиций. Тайная полиция. || Вооруженныйотряд из полицейских. Во время демонстраций в России полиция. избивала и арестовывала демонстрантов. 2. Учреждение,место, где находятся органы охраны порядка и надзора, участок (дореволюц.). В полицию, значит, зовут, в контору. Достоевский. Отправили Меркулова в полицию, потом — в тюрьму. М.Горький.

Значение слова Полиция по словарю Даля:
Полиция
ж. франц. надзор за внешним порядком в общежитии; исправа, Кармз. Надзор полиции. Полицейская служба.Полициймейстер немецк. начальник полиции города.

Определение слова «Полиция» по БСЭ:
Полиция (нем. Polizei, от греч. politйia — управление государством, администрация)
в эксплуататорских государствах система особых органов надзора и принуждения, а такжекарательныевойска внутреннего назначения, охраняющие существующий общественный стройпутём прямого и открытого подавления.

К. Маркс отмечал, что П. — один из наиболее рано обозначившихся признаков государства; например, в Древних Афинах
«… публичная властьпервоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 21, с. 118). Для средних веков характернонаибольшееразвитие П., особенно в условиях полицейского государства эпохи абсолютизма. Буржуазия, завоевав власть, сохранила и усовершенствовала П., которая подобно армии стала оплотом буржуазного государства. Будучи одним из главных орудий государства, она в эксплуататорском обществе всегда отделена от народа и враждебна ему.
В России П. как самостоятельная организация была учреждена Петром I в 1718 и делилась на общую, наблюдавшую за порядком (её сыскные отделения вели расследования по уголовным делам), и политическую (информация и охранные отделения). Имелись также специальные службы П. (дворцовая, портовая, ярмарочная и т.д.). Руководство П. осуществляло Министерство внутренних дел, где существовал специальный Департамент полиции. В её систему входили городские полицейские управления во главе с Полицмейстером; полицейские части и участки, возглавлявшиеся частными и участковыми приставами (надзирателями); околотки и низшеезвено — посты городовых. В уездных городах и уездах органы П. входили в полицейские управления (во главе с исправником), подчинявшиеся губернатору. Вся эта иерархическая система была наделена широкими полномочиями, в связи с чем В. И. Ленин отмечал, что
«царское самодержавие есть самодержавие полиции» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 7, с. 137).
В современных капиталистических государствах П. используется главным образом в борьбе против революционного и рабочего движения, против демократических прогрессивных сил. Существует 2 формы национальных полицейских систем: централизованная (Австрия,Франция, Финляндия и др.) и децентрализованная (Великобритания, ФРГ и др.). По основным направлениям деятельности П. условноможно выделить: П. управления; П. безопасности; уголовную П.; административную (кабинетную) П.; политическую (тайную) П.; военную П. В США федеральная П.

Административно-правовой статус полицейского в России

состоит из федерального бюро расследований (ФБР) и ряда др. полицейских ведомств, входящих в состав различных министерств; П. штатов подчиняется, как правило, непосредственно губернатору штата; местная, П., наиболее многочисленная, состоит из полицейских служб графств и городских муниципалитетов. П. Великобритании входит в систему министерства внутренних дел, её оперативный штаб — лондонское управление уголовного расследования (Скотленд ярд). В городах и графствах функционирует местная П. Формально автономные полицейские системы существуют в Шотландии и Северной Ирландии. Во Франции полицейские учреждения подчинены Генеральной дирекциинациональной П., входящей в состав министерства внутренних дел (на особом положении находится префектура П. Парижа).
В буржуазных государствах имеется частная П., охраняющая крупные промышленные, транспортные, банковские и др. объекты, а также осуществляющая частныйуголовный сыск.
Военная П., полицейская служба в сухопутных войсках вооруженных сил некоторых иностранных государств (в США, Великобритании, ФРГ и др.). На неё возлагаются контроль за движением на шоссейных дорогах, задержание военнослужащих, отставших от своих частей, самовольно оставивших часть, дезертиров и др., охрана заключённых военнослужащих, предотвращение и расследование преступлений, эвакуация военнопленных и т.п. Подразделения и части военной П. используются также как войска внутреннего назначения. П. существовала в рус. армии в 17 — начале 19 вв., в 1815 была заменена полевой жандармерией.
Термин «П.» применяется и в некоторых социалистических государствах (например, народная П. в ГДР), однако в этих государствах П. является орудием защиты коренных интересов трудящихся, выполняет те же функции, что и Милиция в СССР.
Я. М. Бельсон.

Полицитемия   Полиция   Полицмейстер

Административно-правовой статус сотрудника полиции в РФ

Тема 1.2.2.1. «Основные элементы служебного статуса сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

Цель занятия: рассмотреть служебные права и обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Учебный вопрос:

1. Права, обязанности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Вопрос № 1.

Особенности административно-правового статуса полиции в РФ

Права, обязанности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

В Федеральном законе N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел» (принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года, одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года) в главе 3 статье 10 определен статус сотрудника органов внутренних дел:

1. Сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

2. Сотрудник ОВД может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 ФЗ № 342. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

3. Правовое положение (статус) сотрудника ОВД определяется ФЗ № 342 и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД.

4. Сотруднику ОВД выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника ОВД и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Служебное удостоверение сотрудника ОВД является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника ОВД подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации.

В части 3 данной статьи закреплено, что правовое положение (статус) сотрудника ОВД определяется как Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел», так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД, прежде всего, ФЗ «О полиции» и ФЗ «О соцгарантиях сотрудникам ОВД».

Глава 6 ФЗ «О полиции» определяет правовое положение сотрудника полиции. Так, в соответствии со статьей 25 сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством РФ. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (Приказ МВД России от 14.07.2012 N 696 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями от 11.04.2016).).

Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

Гарантии правовой защиты сотрудника полиции определены в статье 30 ФЗ «О полиции» — сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному (ближайшему по отношению к вам начальнику, например, командиру взвода) или прямому (все остальные начальники вплоть до министра внутренних дел) начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (административную, уголовную).

Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Читайте также:


Вопрос № 61: Правовой статус сотрудников правоохранительных органов.

Понятие:

Сотрудники правоохранительных органов относятся к категории лиц с особыми условиями труда. Характеризуются эти условия важностью решаемых задач по обеспечению правопорядка, повышенными нервно-психологическими нагрузками, а также опасностью для жизни и здоровья, наличием установленных законодательством ограничений.

Законодательством, регулирующим особенности прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работника (государственного служащего) определяется исходя из понятия «сотрудник», что предполагает более заинтересованное участие работника в общем деле — налагает повышенную ответственность за совместные действия и достижение определенного результата, которые не требуются от обычного наемного работника. Законодателем выделяются два признака «сотрудника»:

1) лицо должно занимать должность в соответствующем правоохранительном органе,

2) ему должно быть присвоено специальное звание, классный чин. При этом сотрудники прокуратуры именуются прокурорскими работниками.

Соц. гарантии:

Законодательством определены особенности в сфере социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Преамбула Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» указывает на то, что данный Закон устанавливает основы правового положения государственных служащих, а особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании указанного Закона. Следовательно, социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов по отношению к социальному обеспечению государственных служащих является специальным и требует более детального правового регулирования.

Отсутствие единого нормативного правового акта, который бы охватывал все вопросы социального обеспечения и защиты сотрудников правоохранительных органов, по нашему мнению, связано с расширением круга субъектов обеспечения, появлением нормативных правовых актов, устанавливающих особенности исчисления выслуги лет, и т.д.

Однако приведение к единому знаменателю всех ныне существующих нормативных актов необходимо для устранения возможных противоречий в правовом регулировании социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов.

Еще одна особенность системы социальной защиты заключается в уровне осуществления правового регулирования. Например, пенсионное обеспечение работников правоохранительных структур и членов их семей осуществляют правоохранительные министерства и ведомства, а пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих и обычных граждан — территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Такой неодинаковый подход объясняется, во-первых, различными источниками финансирования и во-вторых, особенным правовым положением правоохранительных органов, с тем повышенным риском, который присутствует в правоохранительной деятельности.

Ответственность:

Несмотря на снижение количества посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего в 2011 г., их количество было достаточно высоко. В 2011 г. в России было зарегистрировано 438 (-30,4%) преступлений по ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего»), предварительно расследовано 288 (-4,6%), направлено в суд 40 уголовных дел с обвинительным заключением (+17,6%, удельный вес от числа расследованных дел — 13,9%), приостановлено по ч. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ 147 (-44,7%) <6>, по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 77 (+97,4%), выявлено 515 (+7,5%) лиц <7>. Следует отметить, что, несмотря на снижение, количество приостановленных уголовных дел по ст. 317 УК РФ, по которым лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, достаточно велико (147 дел); т.е. 147 преступлений фактически не раскрыты, много приостановлено дел, по которым подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, или место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (77 дел) <8>.

Несмотря на снижение количества посягательств в 2011 г. по сравнению с 2010 г., степень общественной опасности этих преступлений не уменьшилась, т.к. речь идет о жизни и здоровье сотрудников правопорядка, которые активно и бескомпромиссно боролись с прошедшими хорошую специальную подготовку организованными преступниками, действовавшими внезапно и цинично, из засад. Больше всего посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего было совершено в субъектах СКФО.

Ранжирование федеральных округов по ст. 317 УК РФ в 2011 г. выглядело так: СКФО — 410 (-28,7%), СФО — 6 (0,0%), ЦФО — 6 (-53,8%), ПФО — 5 (-61,5%), ЮФО — 4 (-33,3%), УФО — 3 (-25,0%), СЗФО — 1 (-75%), ДФО — 0 (-100%). Ранжирование субъектов в СКФО по ст. 317 УК РФ в 2011 г. выглядело следующим образом: Республика Дагестан — 196 (-15,9%), Кабардино-Балкарская Республика — 81 (-22,1%), Чеченская Республика — 78 (-39,1%), Республика Ингушетия — 38 (-63,5%), Карачаево-Черкесская Республика — 8 (+166,7%), Ставропольский край — 5 (+150%), Республика Северная Осетия-Алания — 4 (+300%).

Напряженно работали следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации в субъектах СКФО. Больше всего лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 317 УК РФ, было выявлено в СКФО в Республике Дагестан — 310 (+31,9%).

Ранжирование по выявленным лицам по ст. 317 УК РФ по субъектам в СКФО далее выглядело таким образом: Чеченская Республика — 74 (-39,3%), Кабардино-Балкарская Республика — 52 (+766,7%), Республика Ингушетия — 30 (-60%), Карачаево-Черкесская Республика — 10 (+150%), Республика Северная Осетия-Алания — 6 (-14,3%), Ставропольский край — 4 (-).

В своей докладной записке по итогам 2011 г. руководство Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в СКФО отметило многочисленные факты посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих <9>.

Конспекты юриста

Анализ поступающей информации свидетельствует, что тактика совершения нападений участниками незаконных вооруженных формирований не изменилась. Бандиты используют заранее подготовленные засады для подрыва взрывных устройств при прохождении транспортных средств сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, совершают обстрелы автоколонн и дерзкие нападения на мобильные экипажи сотрудников полиции. В целях конспирации боевики перемещаются из одного субъекта Северо-Кавказского региона в другой. В населенных пунктах у них остаются законспирированные информаторы и пособники. Несмотря на принимаемые меры по противодействию преступлениям террористического характера, ситуация не улучшается. Одной из причин этого являются существенные просчеты в организации и проведении оперативно-розыскной деятельности.

По данным газеты «Коммерсант»: «…самые тяжелые потери чеченские силовики понесли в августе 2011 года, когда 2 смертника в центре Грозного взорвали и расстреляли 9 полицейских, а еще 24 ранили. После этих случаев чеченские силовики провели ряд успешных операций по ликвидации боевиков и их главарей. Самая результативная операция была проведена в прошлом году в том же Веденском районе, в ее ходе были уничтожены видный полевой командир Майрбек Абдусаламов и семь боевиков из его группы…» <12>.

Правоохранителям следует знать о том, что в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о террористическом акте (ст. 205 УК РФ), содействии террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК РФ), об организации незаконного вооруженного формирования или участии в нем (ст. 208 УК РФ), и в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 126 Конституции Российской Федерации, постановил обратить внимание судов на то, что «под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в ст. 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников

В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 205 УК РФ.

Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но имеет целью прекращение его государственной или политической деятельности либо совершается из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по ст. 277 УК РФ.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по ст. 295 УК РФ или ст. 317 УК РФ <20>.

Коррупция:

Несмотря на то что коррупционные проявления со стороны сотрудников правоохранительных органов встречаются практически во всех странах, информация о том, как полицейские борются за «чистоту» собственных рядов, крайне редко становится достоянием широкой общественности. Однако те факты, которые получают огласку, свидетельствуют о том, что в структуре любого полицейского ведомства практически любой страны есть специальная служба, сотрудники которой занимаются расследованием правонарушений своих коллег. Рассмотрим, как функционирует система обеспечения собственной безопасности в полиции зарубежных государств в сравнении с ее российским аналогом — Департаментом собственной безопасности МВД России (далее — ДСБ).

Следует особо отметить, что общей тенденцией для полицейских формирований является процесс постепенной централизации служб и подразделений, осуществляющих проверки информации о правонарушениях сотрудников полиции. Причем мировой практикой являются подчинение и подотчетность руководителей служб «внутренних расследований» лично главе полицейского ведомства.

Данная система реализована и в российской милиции: начальники территориальных подразделений собственной безопасности подчиняются только начальнику органа внутренних дел, который несет персональную ответственность за действия всех подчиненных сотрудников. Департамент собственной безопасности подчинен непосредственно министру.

Решением Министра внутренних дел в системе Министерства создано особое подразделение — Оперативно-розыскное бюро N 16 МВД России, которое подчинено ДСБ. В состав бюро вошли все подразделения собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте и закрытые административно-территориальные образования (а с 2008 г. — по федеральным округам), ранее находившиеся в подчинении местных начальников милиции.

Причем, по мнению аналитиков ДСБ, данная мера уже приносит определенные результаты. В первую очередь с каждым годом повышается результативность проверки информации о правонарушениях сотрудников транспортной милиции и закрытых административно-территориальных образований, поступающей от граждан и из оперативных источников.

Мировая практика однозначно свидетельствует: профессионализм и компетентность полиции, а в конечном счете — «чистота рядов», отсутствие коррупционных проявлений напрямую зависят от качества отбора кандидатов на службу в полицию. При этом главным фактором, влияющим на успех проводимой работы, является поддержание высокого уровня престижа профессии полицейского в обществе.

Во Франции и Германии реализован принцип «прозрачности карьерной лестницы» службы в полиции, предусматривающий для лица, поступающего на службу, возможность оценить финансовый (уровень денежного довольствия, величина пенсии) и статусный (престижность занимаемой должности, социальные льготы и преференции членам семьи сотрудника) аспекты, предоставляемые сотрудникам полиции.

Комплектование подразделений китайской полиции осуществляется только на конкурсной основе. Причем количество претендентов на низовые должности наибольшее в мире — более 3000 человек на место. Причины — достойная оплата труда и высокие профессиональные требования (наличие образования, знание иностранного языка, безупречная биография кандидата и его родственников, высокая степень стрессовой устойчивости).

В основе комплектования полиции Израиля лежит тот же принцип — престиж. В государстве со сложной обстановкой работа по защите граждан почетна. При этом требования, предъявляемые к кандидатам, также высоки (помимо образования, биографии и психологической готовности, требуются отличные физические данные, наличие подготовки в обращении с оружием и знание законодательства). Конкурс — больше 100 кандидатов на место.

В мировом масштабе реализована практика проведения специального психофизиологического тестирования кандидатов на службу в полицию. Причем применение детектора лжи является обычной процедурой. Вопросы, задаваемые специалистом, затрагивают все сферы жизни претендента на службу в полицию. О тщательности свидетельствует тот факт, что, например, в ФБР Минюста США процедура проверки одного кандидата длится в среднем 3 — 4 часа. При этом отказ от прохождения полиграфа, а также от ответов на отдельные вопросы опросного листа влечет однозначный отказ в приеме на службу. К примеру, в 2009 г. в ходе проведения служебных проверок 10 сотрудников органов внутренних дел прошли процедуру тестирования в ДСБ, а 15 отказались от этой процедуры.

К сожалению, бывают и «другие» примеры: недавно сотрудники ДСБ окончили исследование с использованием полиграфа в одном из субъектов РФ (не называется в интересах следствия). Сотрудниками собственной безопасности было установлено, что руководитель отдела управления Федеральной миграционной службы (ФМС) пообещал гражданину Украины за 40 тыс. руб. помочь в получении разрешения на временное проживание на территории субъекта с правом на последующее приобретение статуса гражданина России. Оперативники также нашли доказательства его причастности минимум к трем подобным эпизодам. Более того, выявлен целый круг его посредников. Все собранные материалы были переданы в СКП, который возбудил ряд уголовных дел.

В то же время появились основания подозревать, что во всем этом подразделении ФМС имеются серьезные проблемы с законностью. И тогда ДСБ было организовано проведение тестирования на полиграфе всего личного состава управления — 25 сотрудников. Они опрашивались на предмет причастности к незаконному оформлению миграционных документов и получению взяток. Полиграф выдал сногсшибательные результаты. В 5 случаях получена положительная реакция на вымогательство взяток, в 22 — на совершение различных регистрационных действий за незаконное денежное вознаграждение, в 21 — на нарушения законности по личной заинтересованности и еще в 13 — на фальсификацию отчетных материалов по линии ФМС России. В результате были уволены двое руководителей управления, а еще пятеро значительно понижены в занимаемых должностях и привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности. J

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 962 | Нарушение авторских прав

Полномочия дознавателя. | Вопрос № 54: Органы ФСБ России: их задачи и функции. | II. Основные задачи ФСБ России | III. Функции ФСБ России | Вопрос № 55: Правоохранительные функции федеральных органов государственной охраны. | Статья 2. Основные направления деятельности полиции | Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 | Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 | Вопрос № 58: Органы дознания и предварительного следствия тенденции развития. | Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.01 сек.)

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх