Предмет административного права

Содержание

Понятие и предмет Административного права

1234Следующая ⇒

Административное право — это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, — обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.

Отрасли российского права отличаются друг от друга, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования.

Административное право как отрасль права

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются ее нормами.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно называется управленческой.

Субъектами управленческих отношений могут быть все, кому нормы административного права предоставляют правомочия и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций.

Управленческие отношения многообразны. В зависимости от особенностей участников управленческие отношения можно разделить на следующие:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Из всего этого следует, что во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без них управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, а также реализовывать государственную власть.

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения на две группы:

а) внутренние (или внутриорганизационные, внутрисистемные, внутриаппаратные). Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределениями обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления, и т.п.;

б) внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

Как же нормы административного права регулируют управленческие отношения?

Во-первых, они устанавливают формы и методы государственного управления, а также способы обеспечения законности в государственном управлении.

Во-вторых, регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

В-третьих, определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.

И, в конечном итоге, регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Административное право, сохраняя свою «самобытность», выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 435 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Предмет административного права

Как известно, в качестве предмета любой отрасли права выступают те общественные отношения, которые регулируются нормами этой отрасли права.

Административное право как самостоятельная отрасль российского права регулирует общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере.

Что такое «административно-публичная сфера»? Это такая область функционирования государства, в которой формируются и реализуются группы общественных отношений, возникающих:

  • в процессе организации и осуществления административно-публичной деятельности как одного из видов властно-публичной деятельности государства с непосредственным участием в них соответствующих административных органов;
  • в процессе разрешения судами общей юрисдикции и мировыми судьямидел об административных правонарушениях;
  • между физическими лицами и (или) организациями в процессе их публичного общения и взаимодействия без непосредственного участия в них административных органов, но находящиеся под контролем (надзором) последних.

В этой связи предмет административного права составляют три группы общественных отношений.

Первая группа

1. Отношения в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти, которые, в свою очередь, могут быть дифференцированы следующим образом:

  • внутриорганизационные управленческие и охранительные отношения, возникающие в ходе осуществления внутреннего управления и обеспечения внутренней дисциплины во всех без исключения государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (например, между Председателем Правительства РФ и министрами, между председателем суда и сотрудниками аппарата этого суда, между главой местной администрации и сотрудниками этой администрации);
  • внутрисистемные управленческие и охранительные отношения, т.е. отношения, возникающие в ходе осуществления внутреннего управления и обеспечения дисциплины внутри организационно обособленной системы государственных органов, органов местного самоуправления и соответствующих учреждений (например, между Министерством внутренних дел РФ и его территориальными органами в субъектах РФ, т.е. министерствами, главными управлениями и управлениями, между Министерством образования и науки РФ и входящими в систему этого министерства государственными образовательными учреждениями);
  • межведомственные управленческие отношения, т.е.

    Административное право

    координационные отношения, возникающие между административными органами, не подчиненными друг другу, занимающими в системе государственной власти или местного самоуправления равное правовое положение, связанные с решением ими совместных задач в административно-публичной сфере (на-пример, между Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности по поводу планирования и координации совместных действий в сфере выявления и пресечения преступлений);

  • надведомственные управленческие и охранительные отношения, т.е. отношения, возникающие в ходе осуществления административными органами в пределах их ведения внешней административно-публичной деятельности в отношении иных не подчиненных им государственных органов или органов местного самоуправления (например, между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и проверяемыми ею иными органами исполнительной власти, отношения между Федеральной антимонопольной службой и иными органами исполнительной власти, нарушающими антимонопольное законодательство).

2. Отношения в сфере внешнего взаимодействия публичной адми-нистративной власти с обществом, т.е. управленческие и охранительные отношения, возникающие в процессе осуществления административными органами в пределах предоставленной им компетенции внешней административно-публичной деятельности в отношении не подчиненных им организационно (по службе) организаций и физических лиц. Например, это могут быть отношения между налоговыми органами и проверяемыми ими предприятиями, между сотрудниками милиции и гражданами, совершившими административные правонарушения, и т.п.

Вторая группа

В нее входят отношения, возникающие в процессе разрешения судами общей юрисдикции и мировыми судьями подведомственных им дел об административных правонарушениях, в том числе:

  • при рассмотрении судами общей юрисдикции и мировыми судьями подведомственных им дел о привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности;
  • при рассмотрении судами общей юрисдикции жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные административными органами или нижестоящими судами.

Отношения, возникающие в процессе разрешения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, нельзя включать в содержание предмета административного права, поскольку в настоящее время они регулируются нормами другой самостоятельной отрасли права — арбитражного процессуального права.

Третья группа

1. Отношения в процессе публичного общения физических лиц в общественных местах по поводу соблюдения правил поведения в этих местах, находящиеся под надзором компетентных административных органов, в частности, органов внутренних дел (например, между гражданами на улицах, в местах массового публичного общения, при проведении массовых общественных мероприятий).

2. Отношения в процессе публичного взаимодействия физических лиц в ходе дорожного движения по поводу соблюдения правил дорожного движения, находящиеся под надзором органов внутренних дел — ГИБДД МВД РФ (например, между водителями транспортных средств, между водителями и пешеходами).

3. Отношения между организациями, индивидуальными предприни-мателями, осуществляющими деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, и физическими лицами — потребителями по поводу соблюдения установленных публичных правил (регистрационных, лицензионных, санитарных, экологических и т.п.) осуществления указанной деятельности, находящиеся под надзором (контролем) компетентных контрольно-надзорных административных органов (например, между продавцом товара и покупателем товара по поводу соблюдения санитарных требований к условиям и срокам хранения данного товара).

4. Отношения между государственными и муниципальными организациями и физическими лицами, находящимися в зависимости от них, по поводу соблюдения последними публичных правил поведения в этих организациях (например, между государственными высшими учебными заведениями и студентами, обучающимися в них, между государственными медицинскими учреждениями и больными, находящимися в них на излечении, по поводу соблюдения внутренней дисциплины).

5. Отношения между работодателями в лице соответствующих руководителей или индивидуальных предпринимателей и работниками по поводу соблюдения последними установленных публичных правил общественной безопасности (пожарной, экологической, безопасной эксплуатации транспортных средств и т.п.). В данном случае работодатели, а именно организации и индивидуальные предприниматели, выступают в качестве субъектов, на которых государство возложило обязанность по обеспечению в процессе предпринимательской и иной деятельности соблюдения публичных правил и требований общественной безопасности, а также ответственность за нарушение этих правил и требований.

Именно эти названные выше группы общественных отношений и входящие в них виды отношений, возникающих в административно-публичной сфере, и образуют, по нашему мнению, предмет административного права. В дальнейшем по ходу изложения материала в учебнике в целях упрощения терминологии под предметом административного права мы будем понимать общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере.

С нашей точки зрения, в систему указанных выше отношений, образующих предмет административного права, включаются не только материальные, но и процессуальные отношения, возникающие в ходе организации и осуществления административно-публичной деятельности. Административно-процессуальные отношения, тесно связанные с соответствующими административно-материальными отношениями, как представляется, не образуют предмет самостоятельной отрасли права — административно-процессуального права, а входят в содержание предмета административного права.

Кроме того, исходя из изложенного выше подхода к пониманию административно-публичной деятельности, полагаем, что в предмет административного права не входят следующие группы регулируемых нормами права отношений:

  1. возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри общественных и религиозных объединений, не имеющие властно-публичного характера и регулируемые нормами гражданского права, а также корпоративными нормами, содержащимися во внутренних нормативных актах этих объединений (уставах, положениях и т.п.);
  2. возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри государственных и муниципальных унитарных предприятий, не имеющие властно-публичного характера и регулируемые нормами гражданского права, а также корпоративными нормами, содержащимися во внутренних нормативных актах этих предприятий (уставах, положениях и т.п.);
  3. возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри иных негосударственных и немуниципальных коммерческих и некоммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, некоммерческих партнерств, товариществ собственников жилья, фондов и т.п.), регулируемые нормами гражданского, жилищного и иных отраслей права, а также корпоративными нормами, содержащимися во внутренних нормативных актах этих организаций (уставах, положениях и т.п.);
  4. возникающие в ходе разрешения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, возникающих из административных правоотношений.

В литературе по административному праву перечисленные виды общественных отношений иногда включаются в предмет административного права. Однако нам представляется, что такой подход необоснованно расширяет предмет административного права.

Во-первых, управленческие отношения внутри любых видов предприятий, общественных объединений, любых частных организаций не являются по своей природе публичными. Они возникают не в процессе административной деятельности публичной власти, т.е. государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а в ходе частного, корпоративного управления, осуществляемого не субъектами публичной власти. В этой связи такие отношения не могут регулироваться отраслью публичного права — административным правом.

Во-вторых, процессуальные отношения в ходе рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, возникающих из административных правоотношений, а именно дел об оспаривании физическими лицами и организациями ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) административных органов, регулируются в настоящее время гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным правом. Именно поэтому они не могут регулироваться еще и административным правом. По указанной причине не регулируются административным правом также процессуальные отношения, возникающие в ходе рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях.

Административное право как отрасль права

Понятие и признаки отрасли административного права

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Предмет административного права

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предметадминистративного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

По признаку государственно-территориального устройства:

  • между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;
  • между органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

  • внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;
  • внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

Метод административного права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

  1. представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;
  2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
  3. чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;
  4. не исключает использования диспозитивных средств;
  5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание — метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет — метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение — метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Система административного права

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признакисистемы административного права:

  • обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
  • представляет собой объективное правовое явление;
  • характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
  • включает определенные элементы;
  • изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт — комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

Источники (формы) административного права

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права.

Виды юридических источников административного права:

  • нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;
  • административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;
  • административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;
  • правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;
  • административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Правосознание — совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

Виды нормативных правовых актов — источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета ФедерацииФедерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Административное право в системе российского права

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

  • конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
  • гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ.

    Лекция 1. Административное право как отрасль права

    Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

  • уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
  • финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
  • земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
  • трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
  • уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

 

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права.

Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы.

1. Понятие и предмет административного права как отрасли права и как науки.

И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Говоря об административном управлении как предмете административного права, мы имеем ввиду государственное управление как деятельность специальных государственных органов — органов государственного управления. Следует отчетливо понимать, что административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

Элементами управления являются субъект, объект, иногда понятия субъекта и объекта совпадают для некоторых организаций. Для осуществления управления необходимо иметь прямые и обратные связи: воздействие объекта на субъект — прямая связь, и наоборот.

Государственное управление — юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства.

Государственное управление — это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно- властное воздействие государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.

Предмет   административного  права имеет свою  структуру, которая включает определенные составные части.

Среди них можно выделить:

     1) общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Предмет административного права

Внутриорганизационные отношения можно, в свою очередь, подразделить на внутрисистемные и внутриаппаратные.

Внутрисистемные отношения — это отношения, связанные с организацией и функционированием самой системы исполнительной власти. Они касаются формирования структур государственного управления, определения форм взаимодействия органов исполнительной власти, распределения полномочий, организации государственной службы и т.д. Внутрисистемные отношения в зависимости от положения их участников в системе органов исполнительной власти могут быть вертикальными (иерархическими) и горизонтальными.

Вертикальные отношения складываются:

между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами);

между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.

Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).

     Внутриаппаратные отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенции и т.д. Такого рода управленческие отношения возникают не только в органах исполнительной власти, но и при обеспечении деятельности институтов законодательной и судебной властей. Нормы административного права распространяют свое регулирующее воздействие на деятельность вспомогательных структур, обеспечивающих функционирование законодательных и судебных органов (Аппарат Государственной думы, Аппарат Верховного суда и т.д.).

Внешние отношения связаны с управленческим воздействием на субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении.

Среди них можно выделить отношения:

между органами исполнительной власти и гражданами;

между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями;

между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различных областях государственного регулирования.

Предмет административного права и его особенности

1234Следующая ⇒

Публичное право, направленное на обеспечение и охрану общих интересов, интересов государства, всего общества (публичных интересов), включает в себя отрасли, в разной степени связанные с правовым механизмом организации и функционирования государства и его органов: конституционное (государственное) право, административное право, уголовное право, финансовое право, налоговое право, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право.

Административное право — это отрасль права (система правовых норм), которая для выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов, а также при обеспечении юридической защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

Админ.право -инструмент управления социальными процессами в обществе, устанавливает правопорядок в отношениях между государством и гражданами, попадающих в «сферу внимания» государственной администрации и должностных лиц при осуществлении административной деятельности. Поэтому между гражданами и государством складываются отношения власти-подчинения.

Предметом административного права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.

Управленческая деятельность, которая регламентируется административно-правовыми нормами, является основным средствомпрактической реализации исполнительной власти.

Особенностью административного права является то, что оно детализирует (развивает, конкретизирует) общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования иных отраслей права (конституционное, уголовное, таможенное, финансовое, бюджетное, налоговое, земельное, экологическое, строительное право).

Принципиально важный характер этой отрасли права подчеркивает один из методов правового регулирования — императивный метод властных предписаний. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.

Административному праву присущи следующие отличительные признаки:

· обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач;

· использует возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права;

· направлено на организацию и функционирование государственной власти, государства и его органов;

· областью его административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов публичного управления с гражданами, организациями и иными субъектами права;

· существуют материальные («управленческие») административно-правовые нормы, процессуальные нормы, создаваемые для реализации материальных норм административного права;

· процессуальные административно-правовые нормы можно разделить на два вида: а) нормы позитивного характера, т.

Понятие и предмет Административного права

е. регулирующие, управленческо-процедурные (административные процедуры); б) административно-деликтные нормы, устанавливающие режимы правоохраны, контроля и надзора, разрешения, применения мер государственного принуждения; для реализации этого вида норм законодательство устанавливает соответствующие административно-правовые процедуры и порядки;

· важнейшей формой осуществления управленческих действий является не договор (как в гражданском праве), а административный акт, т. е. нормативный или индивидуальный правовой акт управления; в практике деятельности государственной администрации и ее органов все чаще стали заключаться административные договоры, относящиеся к области публичного права;

· ответственность органа государственного управления, государственного или муниципального служащего, должностного лица в случае причинения ими ущерба третьим лицам наступает только при осуществлении установленных для них государственных функций, т. е. если этот ущерб был причинен должностными лицами (государственными и муниципальными служащими) при осуществлении служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей и функций);

· при возникновении административно-правового спора применяется как административный, так и судебный порядок его рассмотрения или урегулирования. Оба способа разрешения административных дел (административного конфликта, административно-правового спора) применяются с соблюдением установленных в соответствующих нормативных правовых актах процедур, производств, принципов и гарантий. В настоящее время административное судопроизводство в России осуществляется судьями соответствующих судов Российской Федерации (например, арбитражных судов, судов общей юрисдикции, военных судов, мировыми судьями).

Административное право представляет собой систему правовых норм, которые:

1. определяют порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (например, принятие административных актов, заключение административных договоров);

2. создают гарантии судебной правовой защиты физических или юридических лиц от незаконных решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих посредством административного судопроизводства, осуществляемого судами обшей юрисдикции, арбитражными и военными судами;

3. устанавливают многочисленные административно-правовые режимы, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность;

4. определяют виды административного принуждения за неисполнение должностных обязанностей

5. обеспечивают права, свободы и законные интересы как граждан, так и юридических лиц.

Термины «административное законодательство» и «административно-процессуальное законодательство» встречаются в тексте Конституции РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72).

Виды управленческих отношений между:

· субъектами исполнительной власти, один из которых подчинен другому, и при этом они находятся на различных организационно-правовых уровнях;

· субъектами исполнительной власти, которые не подчинены друг другу и находятся на одном и том же организационно- правовом уровне;

· органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

· субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, концернами, объединениями, учреждениями;

· органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчетность, контроль и надзор), и государственными предприятиями;

· субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

· субъектами исполнительной власти и коммерческими и некоммерческими организациями;

· исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;

· исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;

· исполнительными органами местного самоуправления и общественными объединениями;

· органами исполнительной власти и гражданами;

· исполнительными органами местного самоуправления и гражданами.

1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 960 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх