Представительство иностранной организации

На Российский рынок выходят иностранные компании, которые хотят развиваться не только в своей стране. Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать», а именно открывать постоянное представительство, вести учет и платить налоги.

Иностранная компания может открыть в России свое представительство или филиал (Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ). В какой-то степени эти формы похожи как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, но и имеют существенную разницу.

Представительство отстаивает интересы компании, осуществляет их защиту. Оно выступает от имени иностранной фирмы и по ее поручению занимается только представлением интересов головной компании. Филиал осуществляет функции самой компании, в том числе и функции представительства (Регистрация филиала).

Открытие обособленных подразделений и их деятельность регулируются внутренними нормами страны, в которой они расположены. На них также распространяется действие законодательства государства, где юридические лицо создано и зарегистрировано (Что такое обособленное подразделение).

В налоговом смысле существует понятие «постоянное представительство иностранной организации». Это любое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ.

Существует три основных признака постоянного представительства:

  • Наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории РФ
  • Осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ
  • Осуществление деятельности на регулярной основе

Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в РФ. Осуществление предпринимательской деятельности на постоянной основе означает, что компания ведет или намеревается вести деятельность на территории РФ в течение периода, превышающего 30 календарных дней, непрерывно или в совокупности за год. В этом случае она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Следует отметить, что полномочия РФ по взиманию налогов регулируются международным налоговыми соглашениями с рядом стран, чтобы избежать двойного налогообложения. Эти соглашения определяют порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения, а порядок исчисления и уплаты налога, привлечение к ответственности за допущенные налоговые нарушения и т.п. определяются внутри государства.

Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству РФ, обязаны уплачивать налоги, отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и предоставлять отчетность.

С 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 № 1372 «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» функции по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) возложены на ФНС России.

Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) приказом ФНС России от 22.12.2014 ММВ-7-14/668@ возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве (г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1).

За аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина – 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство (пункт 5 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации

Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ, если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.

На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.

Налог на прибыль для иностранных организаций

В соответствии с НК РФ иностранные организации, ведущие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Для иностранных организация прибылью признается доход, полученный через постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим представительство расходов, которые являются экономически обоснованными. Представительство сможет принять к учету для целей налогообложения только те расходы, которые направлены на обеспечение его деятельности в РФ. Такие расходы должны быть документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налог на добавленную стоимость для иностранных организаций

Иностранные организации, осуществляющие на территории РФ через постоянные представительства реализацию товаров, услуг, работ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские компании. Они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет и предоставляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях. В случае признания местом реализации работ и услуг территории иностранного государства данные операции не являются объектом обложения на территории РФ, кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ. Суммы налога учитываются в стоимости работ и возмещению из бюджета не подлежат.

Налог на имущество для иностранных организаций

Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.

С 1 января 2018 года организации должны платить налог на движимое имущество согласно ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Исключение сделано только для плательщиков УСН и ЕНВД, освобожденных от уплаты налога на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Вопрос о предоставлении льготы по налогу на движимое имущество решается индивидуально, на уровне каждого региона. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Подробнее в статье — Налог на имущество организаций 2018.

Страховые взносы для иностранных организаций

В отношении обязательного страхования (пенсионного, медицинского и социального) постоянное представительство иностранной организации несет точно такие же обязанности, как и российская организация. Представительство иностранной организации должно стоять на учете в ПФР и ФСС и отчитываться перед фондами.

Если в иностранном представительстве работают физические лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договора, и производятся выплаты, то данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования.

Налог на доходы физических лиц для иностранных организаций

Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.

Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.

Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.

1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

(абзац введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 — 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

4.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 настоящего Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если такая организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда (компании), указанное в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

11. Деятельность FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерних организаций FIFA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

12. Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA (Federation Internationale de Football Association), поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(п. 12 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

13. Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(п. 13 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

14. Оказание иностранной организацией услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

(п. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

15. Факт осуществления на территории Российской Федерации иностранной организацией, указанной в подпункте 4 пункта 6 статьи 246.2 настоящего Кодекса, а также нанятыми ею лицами, ее сотрудниками и (или) представителями функций по управлению такой организацией, ее деятельностью, связанной с эксплуатацией морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и (или) деятельностью по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и по оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, сам по себе не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанной иностранной организации, иностранных организаций, в которых прямо или косвенно участвует такая организация, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанной организации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

Законы и кодексы » Налоговый кодекс Российской Федерации — часть вторая » Раздел VIII. Федеральные налоги » Глава 25. Налог на прибыль организаций » Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации » Дело NФ05-1246/2015 по делу N А40-38312/14. О признании незаконным решения налогового органа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2015 г. по делу N А40-38312/14

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2015

Полный текст постановления изготовлен 10.03.2015

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Черпухиной В.А.

судей: Буяновой Н.В., Шишовой О.А.,

при участии в заседании:

от заявителя не явился, извещен

от налогового органа Галкина С.В. — доверенность N 05/99 от 22.09.2014

рассмотрев 04.03.2015 в судебном заседании

кассационную жалобу Компании с ограниченной ответственностью «АВРАСИС ЛИМИТЕД»

на решение от 07.10.2014

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Шудашовой Я.Е.,

на постановление от 16.12.2014

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Масловым А.С., Сафроновой М.С., Поповой Г.Н.,

по заявлению Компании с ограниченной ответственностью «АВРАСИС ЛИМИТЕД» (ИНН 9909282292)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 47 по г. Москве (ОГРН 1047710090658)

о признании незаконным решения

установил:

Компания с ограниченной ответственностью «АВРАСИС ЛИМИТЕД» (далее — заявитель, компания) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 47 по городу Москве (далее — налоговый орган, инспекция) от 16.09.2013 N 1074 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2014, оставленным без изменения постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014, в удовлетворении заявления отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе заявителя, в которой он просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В качестве обоснования заявитель указывает на то, что деятельность, осуществляемая филиалом общества, является основной предпринимательской деятельностью, которая облагается налогом на прибыль, в связи с чем убытки от такой деятельности учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Дело рассмотрено в порядке статей 123 , 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель налогового органа против доводов кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в обжалуемых судебных актах, считая их законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения против них, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2010 год инспекций был составлен акт от 11.07.2013 N 10846 и вынесено решение от 16.09.2013 N 1074 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что расходы, отраженные заявителем в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2010 год, не относятся к убытку за данный период, поскольку не связаны с деятельностью заявителя (иностранной организации) на территории Российской Федерации, направленной на получение дохода.

Решением Управления ФНС России по городу Москве решение инспекции оставлено без изменения.

Посчитав решение налогового органа незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что заявителем осуществлялась деятельность подготовительно-вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, учет расходов, понесенных иностранной организацией для осуществления такой деятельности, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является неправомерным.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов.

В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 247 и статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от предпринимательской деятельности иностранной организации подлежат налогообложению только в случае, если иностранная организация осуществляет такую деятельность через постоянное представительство.

В соответствии с пунктом 2 статьи 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную в том числе с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера, предусмотренной пунктом 4 статьи 306 Кодекса, при отсутствии признаков постоянного представительства при осуществлении такой деятельности.

Судами установлено, что общество на территории Российской Федерации осуществляло только вспомогательную деятельность, которая не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства.

Довод жалобы о том, что деятельность, осуществляемая филиалом иностранного лица, является основной предпринимательской деятельностью, которая облагается налогом на прибыль на территории Российской Федерации, и, следовательно, убытки от такой деятельности также учитываются при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, рассматривался судами и отклонен как необоснованный.

В обоснование своей позиции общество указало на то, что деятельность филиала направлена на осуществление инвестиционной деятельности с целью получения прибыли. Кроме того, общество ссылалось на договор купли-продажи, в соответствии с которым ООО «Краснохолмский камвольный комбинат» обязуется построить и передать в собственность заявителя административно-офисное здание и земельный участок; договор субаренды нежилых помещений, которым арендовал помещение для осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации и договор оценки недвижимого имущества.

Исследовав представленные в материалы дела договоры, суды правомерно пришли к выводу, что они не являются доказательствами ведения заявителем предпринимательской деятельности на регулярной основе, напротив, подтверждают факт осуществления деятельности подготовительно-вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства. Кроме того, уточненной налоговой декларацией за спорный период и налоговыми декларациями за 1-4 кварталы 2010 подтверждается, что обществом не велась предпринимательская деятельность на регулярной основе.

Приведенные в декларации по налогу на прибыль данные касаются отдельных разовых операций заявителя и не могут свидетельствовать об осуществлении им предпринимательской деятельности.

Довод жалобы о том, что решение налогового органа по камеральной налоговой проверке налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год является доказательством того, что деятельность налогоплательщика является предпринимательской, правомерно отклонен судами со ссылкой на ст. 67 АПК РФ, поскольку результаты камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль за 2013 год не являются предметом настоящего спора.

При изложенных обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение принято налоговым органом в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами обеих инстанций и отклонены как необоснованные.

Повторение тех же доводов в кассационной жалобе направлено на переоценку доказательств, что не допускается в силу ч. 2 ст. 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции.

Выводы судов основаны на исследовании и оценке всех имеющихся в материалах дела доказательств, представленных сторонами, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены правильно, нарушения норм процессуального права судом не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не имеется.

Руководствуясь статьями 284 , 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постоянное представительство иностранной организации

В целях налогообложения иностранных организаций, извлекающих доход в третьих странах, в международной практике выработана система критериев для определения «степени присутствия» иностранной организации в налоговой юрисдикции, с которым законодательство большинство стран связывает обязанность этой организации уплачивать установленные налоги. Понятие «постоянное представительство» используется для характеристики степени присутствия иностранных организаций в государстве, налоговыми резидентами которого они не являются, но с территории которого извлекается доход посредством осуществления деятельности . Если деятельность иностранной организации рассматривается как постоянное представительство, то такая организация уплачивает налог на прибыль в государстве — источнике дохода, в той части, в которой полученная прибыль связана с деятельностью постоянного представительства.

Понятие постоянного представительства закрепляется как национальными законодательствами, так и соглашениями (конвенциями) об избежании двойного налогообложения.

Законодательное определение постоянного представительства иностранной организации содержится в ст. 306 Налогового кодекса РФ. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной Налоговым кодексом РФ.

Для решения вопроса о необходимости уплаты налогов в Российской Федерации и их правильного исчисления при ведении деятельности иностранной организацией на территории России требуется установить, приводит ли деятельность этой иностранной организации к образованию постоянного представительства. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Несмотря на то что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации устанавливает статус постоянного представительства иностранной организации в гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», возникновение постоянного представительства порождает для иностранной организации не только обязанность по уплате налога на прибыль, но и значительное число иных обязанностей, среди которых самостоятельная уплата налога на добавленную стоимость, исполнение обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц, уплата налога на имущество организаций и прочие.

Возвращаясь к определению постоянного представительства иностранной организации, следует обратить внимание на то, что в нем приводится неисчерпывающий перечень видов деятельности, приводящих к возникновению постоянного представительства, и указывается на регулярное осуществление предпринимательской деятельности как на условие его возникновения. При этом сам по себе факт постановки на налоговый учет филиала, представительства или любого иного отделения иностранной организации не имеет отношения к вопросу образования постоянного представительства для целей налогообложения.

Ранее действовавший и отмененный в декабре 2012 г. Приказ МНС РФ N БГ-3-23/150 от 28.03.2003 г. «Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций» четко выделял признаки, которые в совокупности позволяют признать наличие у иностранной организации постоянного представительства в Российской Федерации. Представляется, что, несмотря на отмену приказа, выработанные критерии не потеряли актуальности.

Первым признаком указанные Методические рекомендации называли наличие обособленного подразделения или иного места деятельности иностранной организации в России. Вторым признаком — осуществление предпринимательской деятельности на территории России. При этом для определения предпринимательской деятельности должно использоваться определение, закрепленное в Гражданском кодексе РФ и применяемое в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ по аналогии. Третьим и последним признаком указывалось осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе.

Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.

Отдельные правила предусмотрены для осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами или другими природными ресурсами, а также деятельности на строительных площадках (местах строительства новых объектов недвижимого имущества или сетах реконструкции, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества).

Налоговый кодекс РФ содержит ряд специальных норм, касающихся определенных сфер предпринимательской деятельности либо форм ее осуществления. Так, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

Деятельность иностранной организации, отвечающая указанным ранее признакам и осуществляемая через зависимого агента, также приводит в образованию постоянного представительства.

Выделяют два самостоятельных вида постоянного представительства — основной и агентский. О.Ю. Коннов указывает, что постоянное представительство первого вида образуется в том случае, если иностранное лицо ведет регулярную деятельность, направленную на извлечение дохода, через постоянное место. Постоянное представительство агентского вида образуется, если иностранное лицо имеет представителей с определенным статусом и полномочиями в этом государстве. Автор указывает, что более правильным было бы именовать данный вид представительским .

Помимо прочего, Налоговый кодекс РФ в ст. 306 неисчерпывающе определяет виды деятельности, не приводящие к возникновению постоянного представительства. Прежде всего, к таким видам деятельности отнесена любая деятельность подготовительного и вспомогательного характера, не отвечающая признакам постоянного представительства. Хотя Налоговый кодекс РФ и не содержит дефиниций деятельности подготовительного и вспомогательного характера, в ст. 306 закреплен открытый перечень примеров такой деятельности.

Следует иметь в виду, что до момента принятия части второй действующего Налогового кодекса РФ сформировалась значительная судебная практика по вопросам возникновения и деятельности постоянных представительств иностранных организаций на территории РФ.

Справедливо отметить, что понятие «постоянное представительство» является в определенной степени оценочным. При определении деятельности иностранной организации как деятельности, влекущей образование постоянного представительства, большое значение имеет как документальное оформление такой деятельности, так и ее содержание, т.е. все фактические действия, осуществляемые на территории Российской Федерации.

Значительный опыт в отношении регулирования деятельности постоянных представительств иностранных организаций был накоплен в международной практике. Последний, бесспорно, частично может быть практически использован и адаптирован российским законодательством.

Прежде всего следует обратиться к Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . Указанная Конвенция в ст. 5 дает определение постоянному представительству как постоянному месту ведения бизнеса (коммерческой деятельности) организации, через которое он полностью или частично осуществляется. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: место управления, отделение, контору, фабрику, мастерскую и шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

Важную роль играют постатейные Комментарии к указанной Конвенции. Так, последние уточняют условия возникновения постоянного представительства, которые в определенной степени отличаются от критериев национального законодательства РФ, изложенных выше:

наличие «места ведения бизнеса»;

требование «постоянности» такого места ведения бизнеса;

осуществление коммерческой деятельности организации через данное постоянное место ведения бизнеса .

Также Комментарии к Конвенции раскрывают содержание каждого из приведенных условий, уточняют, в том числе с учетом анализа национальных законодательств стран-участниц ОЭСР, понятие и содержание тех видов деятельности, ведение которых как не приводит, так и приводит к образованию постоянных представительств .

Модельная конвенция ООН об устранении двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами определяет постоянное представительство аналогично Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал, а также во многих вопросах регулирования возникновения и деятельности постоянных представительств придерживается ее Комментариев . Определенные различия существуют, например, в регулировании статуса постоянных представительств, связанных с деятельностью агентов и строительных площадок. Следует отметить, что большая часть из заключенных Российской Федерацией соглашений об избежании двойного налогообложения, следуют положениям Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал. Более того, ссылки на Комментарии к указанной Модельной конвенции можно встретить и в решениях судов .

Развивающиеся страны, заключая соглашения об избежании двойного налогообложения, зачастую берут за образец именно указанную выше Модельную конвенцию ООН, поскольку последняя, по сравнению с Модельной конвенцией ОЭСР, предоставляет развивающимся странам больший объем налоговых прав.

Список литературы

1. Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2012 г. по делу N А40-58575/11-129-248.

3. Коннов О.Ю. Понятие постоянного представительства в налоговом праве: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. — 19 с.

Какие методы применяются для распределения административно-управленческих расходов между подразделениями?

В чем их преимущества и недостатки?

Как выбрать оптимальный метод, позволяющий правильно отразить финансовый результат?

Большинство предприятий имеют в своей организационной структуре головной офис и несколько бизнес-единиц — магазинов, филиалов. Следовательно, возникает вопрос: как рационально распределить между этими бизнес-единицами расходы головного офиса — административные, финансовые и маркетинговые? При этом важно справедливо отразить финансовый результат каждой бизнес-единицы.

При бюджетировании выделяют центры финансовой ответственности (ЦФО): центры доходов и центры расходов. Это привело к тому, что функциональные бизнес-единицы анализируются обособленно, при этом головной офис рассматривается как отдельная ветвь, которая несет расходы. Действительно, при подготовке бюджета гораздо эффективнее считать отдельно по центрам.

Однако при этом сложно выяснить, как на самом деле обстоят дела. Содержание головного офиса обязательно должно отразиться на финансовом результате всех филиалов. Поговорим о том, как выбрать оптимальный метод распределения административно-управленческих расходов между филиалами

Методы распределения административно-управленческих расходов между подразделениями

Рассмотрим все три метода на примере ООО «Ювелир Элит». Исходные данные по предприятию представлены в табл. 1. В составе предприятия — пять магазинов. Анализируемый период — март 2018 г.

Согласно отчету общая выручка по магазинам составила почти 7,5 млн руб. Операционная прибыль равна 1,6 млн руб., т. е. рентабельность — 22 %.

В целом финансовые показатели нормальные, уровень рентабельности допустимый. Магазины № 3 и № 5 специализируются на продаже дорогостоящих бриллиантовых украшений, потому выручка колеблется в размерах 970 и 720 тыс. руб., что меньше, чем в других магазинах. Однако маржа и рентабельность высокие — до 30 %.

Магазины № 2 и № 4 ориентированы на массовые продажи золотых и серебряных украшений. Обороты магазинов выше 2 млн руб. в месяц, рентабельность — 19 %.

Магазин № 1 продает изделия для среднего класса, потому и показатели среднестатистические в сравнение с остальными точками.

Головной офис обеспечивает бесперебойную деятельность магазинов, несет административные, коммерческие и финансовые расходы.

Административные расходы подразумевают содержание административно-управленческого аппарата (руководства, финансовой службы, директора по развитию). Коммерческие расходы включают затраты на маркетинг и рекламу, а также содержание коммерческой службы. Финансовые расходы — это кредит и проценты по кредиту в банке, который обеспечивает постоянную закупку ювелирных изделий.

Рассмотрим общий отчет по предприятию (табл. 2).

Сводный отчет о финансовом результате — это агрегированная модель бухгалтерской формы 2 «Отчет о прибылях и убытках». Его цель — свести основные статьи доходов и расходов и расчетные экономические показатели, такие как маржа и рентабельность.

Таким образом, нам надо распределить административные, коммерческие и финансовые расходы между магазинами. Применим указанные выше три основных метода и сравним полученные результаты.

В управленческом учете расходы головного офиса распределять между магазинами нужно обязательно.

Поговорим о том, как оценить эффективность работы магазинов, когда они выполняют планы продаж и сохраняют расходную часть в пределах установленного лимита (30 % от выручки). Посмотрим, как меняется прибыль каждого магазина в зависимости от выбранного метода распределения затрат.

В таблице 3 приведены результаты расчетов по первому методу — равномерное распределение расходов головного офиса между подразделениями.

Сумма всех офисных расходов = 610 + 130 + 90 = 830 тыс. руб. Если распределять их равномерно, на каждый магазин ложится по 166 тыс. руб. (830 / 5). По итогам расчета с помощью первого метода мы видим, что самую высокую прибыль принесли магазины массовых продаж № 2 и № 4 — 244 и 264 тыс. руб. соответственно. При этом магазин № 5 показал самый маленький финансовый результат — 34 тыс. руб., рентабельность — 5 %. Возникают два вопроса: целесообразно ли содержать такой магазин и действительно ли этот магазин сработал хуже всех?

Главное преимущество данного метода, безусловно, простота расчета. Однако, несмотря на свою популярность, этот метод не имеет глубокого экономического смысла.

Логично полагать, что генеральный директор руководит всеми филиалами, а реклама и финансы расходуются в одинаковом размере для каждого магазина, потому и нет смысла считать как-то иначе. Но если работники магазинов получают зарплату в форме процента из чистой прибыли, то можно с уверенностью сказать, что предприятие несправедливо считает им зарплату. Потому как такой метод распределения расходов «пустой», он переоценивает одни магазины и недооценивает результаты других. Пользоваться таким методом крайне неэффективно.

К сведению

Иногда данный метод может быть полезен — например, когда планируется открытие нового магазина, нужно знать среднюю нагрузку в виде административных расходов на магазин. Для этого проводят ретроспективный анализ, сумму общих административно-управленческих расходов делят на количество магазинов и таким образом выводят среднюю сумму административно-управленческих расходов на один магазин.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх