При проведении осмотра

Основные права налогоплательщиков перечислены в ст. 21 НК РФ.

Так, в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик, в частности, вправе:

— представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя (пп. 6 п. 1);

— представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения относительно исчисления и уплаты налогов, а также актов проведенных налоговых проверок (пп. 7 п. 1);

— получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (пп. 9 п. 1);

— требовать от должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 10 п. 1);

— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1);

— обжаловать в установленном порядке акты налоговых, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (пп. 12 п. 1);

— соблюдать и сохранять налоговую тайну (пп. 13 п. 1);

— требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (пп. 14 п. 1);

— участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ (пп. 15 п. 1);

— подавать письменные возражения по акту камеральной налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);

— присутствовать при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки и представлении объяснений (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика пояснения, если камеральной налоговой проверкой выявлены:

— ошибки в налоговой декларации (расчете);

— противоречия между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах;

— несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) для дачи пояснений на основании письменного уведомления, форма которого утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В уведомлении подробно излагается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

О том, в каком виде налогоплательщик должен представить пояснения, в НК РФ не говорится. Рекомендуем представлять пояснения в письменном виде в форме пояснительной записки, составленной произвольно.

Срок представления пояснений — пять дней со дня получения требования.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственность за непредставление пояснений. Однако для избежания возможных споров в интересах налогоплательщика пояснения все же представить.

Если пояснения касаются выявленных камеральной проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган:

— выписки из регистров налогового учета;

— выписки из регистров бухгалтерского учета;

— иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Представление документов, предусмотренных п. 4 ст. 88 НК РФ, является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Налоговый орган не может требовать от налогоплательщика представить их. Такой вывод следует из п. 7 ст. 88 НК РФ: при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей.

Таким образом, налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика представить пояснения или внести исправления в декларацию, но при этом он не может потребовать представить дополнительные документы (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.03.2010 N А32-43837/2009-51/787).

Налоговый инспектор, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый инспектор установит факт совершения налогоплательщиком правонарушения, он должен составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Камеральной налоговой проверкой могут быть выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете). О выявленных ошибках налоговый орган сообщает налогоплательщику.

Помимо представления пояснений налоговый орган может потребовать от налогоплательщика внести соответствующие исправления в декларацию (расчет) в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Срок внесения исправлений также составляет пять дней.

По общему правилу, установленному ст. 81 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком, если он сам обнаружил ошибки в поданной в налоговый орган декларации. Однако ничто не мешает ему представить уточненную налоговую декларацию и в случае, когда ошибки в ее заполнении обнаружил налоговый орган.

Налогоплательщику необходимо обратить внимание на сроки представления уточненной налоговой декларации. Так, при ее представлении в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации. Если же уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, но только если уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Поскольку мы рассматриваем случай, когда ошибки в декларации обнаружены именно налоговым органом, налогоплательщик не может быть освобожден от ответственности в подобной ситуации.

Не освобождается он от ответственности и при представлении уточненной налоговой декларации в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ).

Таким образом, если налоговый орган обнаружит в ходе камеральной налоговой проверки ошибки в декларации, повлекшие занижение суммы налога, налогоплательщик должен будет доплатить сумму налога и уплатить пени. Помимо этого налоговый орган привлечет налогоплательщика к ответственности, за исключением ситуации, когда уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации.

Отметим: налоговый орган может привлечь налогоплательщика к ответственности:

— на основании п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

— на основании ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Нет необходимости представлять уточненную налоговую декларацию и в случае, если налоговый орган в ходе камеральной проверки обнаружил технические ошибки. В такой ситуации также достаточно будет пояснений.

По общему правилу, установленному п. 7 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы.

Однако из этого правила существуют исключения:

1) налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающее право на них (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Истребование документов в этом случае производится в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Данное исключение не распространяется на ситуации, когда производится проверка декларации по НДС, предусматривающей возмещение налога. Для этих случаев п. 8 ст. 88 НК РФ предусмотрены специальные правила. Объясняется это тем, что право на вычет (возмещение) НДС не является льготой. Льготами по НДС можно назвать операции, перечисленные в ст. 149 Кодекса.

Таким образом, в ходе камеральной проверки на основании п. 6 ст. 88 НК РФ налоговая инспекция может истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщика на освобождение от уплаты НДС (Письма Минфина России от 10.10.2008 N 03-07-07/103, УФНС России по г. Москве от 23.12.2008 N 19-11/119609);

2) при проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы также вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для их исчисления и уплаты (п. 9 ст. 88 НК РФ);

3) если производится камеральная проверка декларации по НДС, в которой налогоплательщиком заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающее право на налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Порядок истребования документов в ходе проверки установлен ст. 93 НК РФ. Так, налоговый орган должен передать руководителю организации (законному или уполномоченному) требование, составленное по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. В требовании должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся (Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-02-07/1-348).

Требование передается руководителю организации лично под расписку.

Вместе с тем предусматривается возможность направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 93 НК РФ). Порядок направления требования о представлении документов утв. Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить:

— подтверждение даты отправки;

— квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика.

При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления требования о представлении документов.

Процедура направления требования в электронном виде следующая.

Первоначально требование формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. В этот или следующий рабочий день требование формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика. Налоговый орган фиксирует дату отправки требования налогоплательщику.

Налогоплательщик, получив от налогового органа указанный документ (при отсутствии оснований для отказа в его приеме), должен в течение одного рабочего дня с момента его получения сформировать квитанцию о приеме, подписать ее ЭЦП и направить в налоговый орган.

Если же у налогоплательщика имеются основания для отказа в приеме требования, он формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его ЭЦП и направляет в налоговый орган.

Специализированный оператор связи в свою очередь:

— фиксирует дату направления требования и формирует подтверждение даты отправки;

— подписывает подтверждение ЭЦП и высылает его одновременно всем участникам информационного обмена. Подтверждение направляется специализированным оператором связи налогоплательщику вместе с требованием в электронным виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет требование о представлении документов на бумажном носителе.

В случае если передать требование руководителю организации лично невозможно или если налоговый орган попытался отправить требование в электронном виде, но не получил квитанцию о приеме, этот документ отправляется по почте заказным письмом.

Требование считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма.

Если по каким-то причинам налогоплательщик не может представить запрашиваемые документы в установленный срок, он должен в обязательном порядке уведомить об этом налоговый орган.

Делается это следующим образом. Составляется письменное уведомление для налогового органа в произвольной форме, в котором:

— сообщается о невозможности представить документы в установленный срок;

— указываются причины этого;

— называются сроки, в течение которых налогоплательщик может представить запрашиваемые документы.

Уведомление должно быть передано (направлено) в налоговый орган в течение дня, следующего за днем получения уведомления налогового органа.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа на основании этого уведомления вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение по форме, утв. Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@.

Срок для вынесения такого решения — два дня со дня получения уведомления налогоплательщика о невозможности представления документов.

При продлении срока руководитель налогового органа (его заместитель) учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым он не может представить документы в установленные сроки, объем истребуемых документов, факт их частичного представления в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить документы.

Таким образом, налоговые органы самостоятельно определяют, на какое время возможно продление срока представления истребуемых у налогоплательщика документов (Письмо Минфина России от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336).

Есть несколько вариантов представления запрашиваемых документов в налоговый орган. В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ они могут быть:

— переданы лично (через представителя);

— направлены по почте заказным письмом;

— переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Документы представляются в виде заверенных копий. Копии заверяются печатью организации и подписью ее руководителя. Нотариально заверять копии документов не нужно. Соответственно, налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков представления нотариально заверенных копий документов.

Отдельного внимания заслуживает Порядок представления документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

Истребуемый документ, составленный в электронном виде, налогоплательщик подписывает ЭЦП и направляет его по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогового органа. При этом фиксируется дата отправки истребуемого документа.

В течение следующего рабочего дня после дня отправки документа налогоплательщик должен получить:

— подтверждение даты отправки;

— квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогового органа.

При получении уведомления об отказе в приеме документа налогоплательщик устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторно направляет документ. Если же налогоплательщик не получит от налогового органа квитанцию о приеме, он должен направить документ налоговому органу на бумажном носителе.

В ходе проведения камеральной проверки налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, которые ранее были представлены при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).

У налогового органа имеется возможность в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов.

Для этого налогоплательщику представляется уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налога, составленное по форме, рекомендованной Письмом ФНС России от 08.10.2010 N АС-37-2/12931@.

С подлинниками документов налоговые инспекторы знакомятся по месту нахождения налогового органа (п. 3 Письма Минфина России от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1).

Что такое осмотр с точки зрения НК РФ?

Налоговые органы могут произвести такое мероприятие налогового контроля, как осмотр – обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, а также территорий компаний и граждан.

Налоговики вправе провести осмотр в ходе камеральных или выездных налоговых проверок.

Как проводится камеральная проверка по НДС, узнайте из материала «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 годe».

Осмотр осуществляется при необходимости выяснения каких-либо обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ). Наличие необходимости налоговые органы определяют самостоятельно.

Специальное решение о проведении осмотра не принимается. Для этого достаточно Решения о проведении выездной проверки и служебные удостоверения проверяющих. Если осмотр проводится в рамках камеральной проверки по НДС, проводящий проверку инспектор обязан оформить мотивированное постановление по форме, приведенной в приложении № 15 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Могут ли налоговики проводить осмотр вне рамок налоговых проверок, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Что может быть подвергнуто осмотру, а что нет?

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ, налоговые органы могут осматривать помещения: производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

Осмотру, согласно п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ, могут подвергаться также документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие налогоплательщику.

Могут ли инспекторы осмотреть компьютеры и установленное на них программное обеспечение, узнайте .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Незаконный отказ (воспрепятствование) в доступе должностному лицу налогового органа, проводящему проверку (осмотр) признается административным правонарушением и влечет ответственность по ст. 19.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Запрещен доступ представителей налогового органа в жилые помещения физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без их разрешения и против воли проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Исключение составляет наличие у проверяющих судебного решения (п. 1 письма ФНС РФ от 23.05.2013 № АС-4-2/9355).

Оцените вероятность попадания вашей компании в план проверок ИФНС СС помощью материала «Налоговые проверки в 2020 году — список организаций».

Участники осмотра

В обязательном порядке в осмотре участвуют:

  • Проверяющий (п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • Понятые (п. 3 ст. 92 НК РФ). Понятыми могут быть приглашены любые незаинтересованные лица в количестве не менее 2 человек (п. 2 ст. 98 НК РФ). Понятые должны подтвердить содержание и результаты осмотра, выявленные при этом факты (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ). Налоговые органы обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать свое право, а именно: уведомить его о времени и месте производства осмотра. К такому выводу приходят суды (постановление ФАС Московского округа от 19.08.2009 № КА-А41/8084-09).

Для производства осмотра могут приглашаться необходимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).

Правила проведения осмотра и оформление его результатов

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ результаты осмотра оформляются протоколом.

Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@

Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
  • его наименование;
  • место и дата составления протокола;
  • время начала и окончания осмотра;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
  • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
  • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте, какие требования к оформлению протокола должны быть соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Последствия нарушений, допущенных при осмотре

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины. Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • Отсутствие понятых при осмотре (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014);
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 № А78-4644/2010), паспортных данных присутствовавших при осмотре понятых (постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 № А72-12341/2012);
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых (постановление 9-го Арбитражного апелляционного суда от 02.09.2013 № 09АП-4678/2013 по делу № А40-85714/12);
  • выводы в акте проверки, основанные на результатах осмотра, содержат противоречия (постановление 20-го Арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А68-5524/2014);
  • осмотр проведен до начала проверки или после ее окончания (постановление АС Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15 по делу № А60-41279/2014).

В ряде случаев для проведения осмотра бывает необходимо привлечь специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками. По мнению некоторых судов, основанного на норме п. 1 ст. 96 НК РФ, протокол осмотра, проведенного без участия такого специалиста, выводы налогового органа не доказывает (см. также постановление 15-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 15АП-14691/2014).

Следует отметить, что суды обращают внимание на нарушения тех правил, которые направлены на защиту прав налогоплательщика при производстве осмотра. Описка в протоколе или даже некорректное заполнение его формы при условии, что это не затрагивает права налогоплательщика, не является, с точки зрения судов, основанием для признания протокола осмотра недопустимым доказательством.

Итоги

Осмотр помещений и территорий позволяет налоговикам получить доказательства различных налоговых правонарушений. Он проводится во время налоговой проверки в присутствии понятых и с участием специалистов (при необходимости). Проверяемое лицо вправе присутствовать при осмотре, а результаты осмотра оформляются протоколом.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Любые документы, прежде чем их подвергнуть специальному криминалистическому исследованию, должны быть тщательно осмотрены самим следователем. От результатов такого осмотра зависит обоснованность принятия решения о дальнейшем использовании данного документа в доказывании.

Осмотр документов, в том числе содержащих информацию, которая не поддается непосредственному восприятию (скрытую информацию), проводится по общим правилам следственного осмотра предметов. То есть в ходе осмотра фиксируются и могут быть в дальнейшем использованы в качестве источников доказательственной информации только те признаки осматриваемых документов, которые воспринимались участниками следственного действия. Тем не менее не следует отказываться от попыток уже в ходе следственного осмотра прочитать, например, залитый или маловидимый текст, используя для этого простейшие приемы и доступные технические средства: осмотр в косопадающем или проходящем свете, облучение источником ультрафиолетовых лучей, осмотр с помощью портативного электроннооптического преобразователя и пр.

Особого внимания при осмотре от следователя требуют также документы, содержание которых вызывает обоснованные сомнения в достоверности имеющихся в них сведений. Внимательноеознакомление с текстом осматриваемого документа, обращение внимания на его реквизиты, их сопоставление с реальными событиями позволяют иногда не только убедиться в обоснованности возникших сомнений, но и правильно решить вопрос о назначении экспертизы для установления факта фальсификации документа, представленного в материалах дела.

Основные правила, которых следует придерживаться при осмотре документов, можно свести к следующим положениям:

1. Исследование документов должно начинаться с ознакомления с их содержанием и изучения реквизитов документа (наличие требуемых подписей, оттисков печатей, штампов и пр.); при этом должно быть установлено соответствие имеющихся реквизитов тексту и целевому назначению документа. Например, на официальном документе должна быть подпись ответственного лица и оттиск печати учреждения, выдавшего документ. При осмотре документов, обычно исполняемых в нескольких экземплярах, необходимо ознакомиться с содержанием копий, сравнить их содержание с содержанием исследуемого документа, сопоставить имеющиеся на них реквизиты. Изучение содержание документа в ходе следственного осмотра имеет цель ответить на ряд важных вопросов:

Во-первых, к какому виду относится документ, каковы его назначение и способ изготовления? Документы могут удостоверять личность, порождать права и устанавливать обязанности конкретных лиц, носить характер частной переписки, содержание которой имеет непосредственное отношение к расследуемому событию, и т.д. В процессе осмотра необходимо выяснить, что это за документ, каким способом изготовлен (рукописный, машинописный, выполненный под «копирку» и т.д.) и нет ли в нем каких- либо исправлений, изменений, с какой целью составлен и др.

Во-вторых, каково отношение осматриваемого документа к расследуемому событию? Документы, попавшие в сферу уголовного процесса и признанные вещественными доказательствами, могут выступать в качестве предмета хищения, средства сокрытия следов преступления, объекта преступного посягательства либо средства достижения преступной цели, установления преступных связей или способа передачи преступной информации и т.д.

В-третьих, какие обстоятельства расследуемого события подтверждаются или опровергаются данным документом?

  • 2. После ознакомления с содержанием исследуемого документа необходимо сопоставить полученные сведения с информацией, относящейся к описываемым в осматриваемом документе событиям, фактам и т.д. и не вызывающей сомнений с точки зрения ее достоверности. Источниками достоверной информации могут служить показания добросовестных свидетелей, очевидцев, другие документы, содержащие аналогичные сведения, в том числе копии исследуемого документа (если документ ранее изготавливался в нескольких экземплярах и эти копии были обнаружены в ходе расследования или рассмотрения дела в суде); При сопоставлении следует обращать внимание на возможные несоответствия содержания текста общепринятым формам составления аналогичных документов, несоответствия даты составления документа, указанной в нем, реальным событиям, описываемым в документе, и на другие противоречия.
  • 3. Необходимо фиксировать видимые подчистки, исправления или иные неоговоренные изменения в тексте исследуемого документа, отмечать наличие повреждений документа, посторонних записей на бланке документа, не относящихся к его смысловому содержанию. Для этого тщательно осматриваются не только лицевая, но и оборотная сторона документа. В процессе осмотра целесообразно использовать простейшие приемы, средства и методы криминалистической техники: осмотр в косопадающем или проходящем свете, применение при осмотре источников ультрафиолетовых лучей, осмотр с помощью лупы и других оптических приборов, осмотр документа через светофильтры и т.д.

При использовании технико-криминалистических средств, приемов и методов необходимо соблюдать общие правила обращения с документами, обеспечивающие их сохранность и возможность дальнейшего использования в качестве доказательств. Так, до начала и в ходе осмотра необходимо принять меры, исключающие возможность внесения в документ изменений, повреждений, уничтожение имеющихся на нем следов. Например, ветхие документы помещают между двух листов из прозрачных и достаточно прочных материалов (стекла, целлулоида и т.п.). В осматриваемых документах не допускается делать пометки, подчеркивания; от использования технических средств, способных вызвать те или иные изменения в документах, следует отказаться. Хранить документ необходимо в отдельном конверте, не допуская образования дополнительных складок.

Физические методы осмотра и проверки документов подразделяются на:

— методы визуального исследования при особых режимах освещения.

Так, изучая реквизиты документа в косопадающем и проходящем свете, сотрудник милиции в состоянии обнаружить признаки подчистки, определить различия в плотности бумаги;

— методы осмотра в ультрафиолетовой, видимой и ближней инфракрасной зонах (спектрометрия до 2 мкм).

Осмотр документов может быть:

1. Оперативным;

2. Следственным.

Оперативная проверка документов монет проводится в различной обстановке. Но всегда необходимо подходить к проверке серьёзно.

Надо в зависимости от конкретной обстановки выбрать такое место по отношению к проверяемому лицу, чтобы иметь возможность внимательно следить за его действиями и своевременно пресечь как попытку бегства преступника, так и попытку его нападения на сотрудника милиции.

Чтобы правильно произвести осмотр документа необходимо знать правила обращения с документами и правила их осмотра:

1. С осматриваемым документом следует обращаться осторожно не допускать каких-либо действий, которые его могут повредить:

— не перегибать;

— не делать на документе отметок, подчеркивании или подписей;

— не загрязнять;

— нельзя трогать влажными руками;

— документ брать за края, чтобы не оставить следы пальцев рук документ брать за торцы;

— нельзя подвергать действию влаги;

— нельзя подвергать действию высокой температуры.

2. Осмотр документа удостоверяющего личность лучше всего проводить при хорошем прямом рассеянном освещении (желательно дневном).

Для детального изучения отдельных элементов документа используется косопадаюшее освещение и рассмотрение документа на просвет.

3. В ходе осмотра использовать лупу, ультрафиолетовый осветитель, инфракрасный преобразователь

4. Если есть возможность, целесообразно в случае обнаружения документа, вызывающего сомнение, ознакомится с образцом аналогичного документа (хорошо знать проверяемые документы).

5. Изучить общее состояние документа: лицевой и оборотной сторон, изучить края документа, способ скрепления листов.

6. Изучить содержание документа и его реквизиты:

— прочитать весь рукописный, машинописныйи типографский текст бланка;

— прочитать текст в оттисках штампов и печатей

— стиль должен соответствовать стилю официальных документов

— обратить внимание на грамотность.

— проверить правильность наименований учреждений и организа­ций, их ведомственную подчиненность

— нарушение правил оформления документа;

— проверить реквизит документа: типографский бланк, подписи, оттиски углового штампа и печати, дату выдачи.

7. Сопоставить данные документы между собой.

8. Сопоставить между собой данные, отраженные в разных документах, принадлежащих одному лицу.

9. Сопоставить сведения о владельце документа с предъявите­лем этого документа.

10. Опросить предъявителя документа.

По результатам осмотра документа сотрудник милиции в рапорте отмечает признаки, которые с его точки зрения могут указывать на полную или частичную подделку документа. В рапорте нельзя делать выводы, например, указывать, что документ поддельный.

Пример рапорта:

Начальнику ОВД по городу Орлу полковнику милиции

тов. Шиликову А.И.

рапорт.

Докладываю, что I0.08.2009 года в 19-45 при следовании совместно с рядовым милиции Ивановым И.И. по маршруту № 2 по улице Октябрьская города Орла около дома № 56 я увидел гражданина, внешность которого совпадала с признаками лица разыскиваемого по ориентировке полученной мною во время инструктажа при разводе на службу.

При проверке документов заподозренный предъявил паспорт серии 53 04 № 595896 выданный 18 июля 2002 года Заводским РОВД г. Орла Сидорову Семёну Семёновичу.

При детальном рассмотрении паспорта было установлено, что в графе – «дата выдачи» около цифр»02″ нарушена линия линовки, на пятой странице паспорта (внизу) красителем красного цвета указана серия паспорта «54 03» и номер «585896», а также цифры «896» выполнена красителем более темного цвета, чем цифры «585».

Гражданин Сидоров С.С. был доставлен в ОВД по городу Орлу.

I0.08.2009 г. Инспектор патрульно-постовой

службы старшина милиции

подпись / Петров П.П. /

Знание вышеизложенного материала поможет курсантам выполнять обязанности при несении службы по охране общественного порядка.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх