Причины возникновения налоговых рисков

Страница
12

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотносительность представляет не что иное, как пропорциональность.

Действие указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.

Принцип планирования устанавливает, что каждая организация должна иметь план деятельности и развития.

Принцип координации гласит, что каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в исполнительный механизм.

Согласно принципу полноты любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности и управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних организаций.

Тесную взаимосвязь и взаимодействие законов управления можно видеть на примере законов, относящихся к управляющей подсистеме. Закон сокращения числа ступеней управления взаимодействует с законом концентрации функций управления на каждой ступени. Преимущества концентрации очевидны, поскольку она позволяет осуществить значительное сокращение трудоемкости обработки информации, на которой основано управление. С другой стороны, на определенном этапе укрупнения управляющего органа объем внутренней информации настолько увеличивается, что организация начинает работать сама на себя, т. е. затрачивает значительную часть времени на непроизводительную работу.

Законы организации также тесно связаны и взаимодействуют между собой. Причем их взаимодействие может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия.

К примеру, согласно закону синергии добиться резкого увеличения организации можно посредством простого увеличения численности персонала. Однако это утверждение в корне противоречит положениям закона композиции и пропорциональности и закона единства анализа и синтеза.

Аналогичным образом закон композиции и пропорциональности требует обеспечения стабильности организации, что противоречит содержанию закона самосохранения, согласно которому организации необходимо обладать достаточной гибкостью для нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

Теперь можно попытаться сформулировать основные специальные законы управления рисками.

Наиболее важным законом риск-менеджмента является закон неизбежности риска. Его смысл заключается в том, что деятельность любой организации всегда сопровождается рисками, присутствующими в ее внешней или внутренней среде. Основываясь на действии этого закона, можно сделать вывод о том, что в условиях современного бизнеса полностью избежать рисков невозможно, поэтому их следует воспринимать как объективный элемент системы управления.

Вторым по значимости законом риск-менеджмента можно считать закон сочетания потенциальных потерь и выгод. Смысл указанного закона можно сформулировать следующим образом: практически в любых ситуациях риска потенциальная возможность потерь или убытков сочетается с потенциальной возможностью получения дополнительных доходов.

В качестве третьего закона риск-менеджмента можно выделить закон прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов, который имеет следующее содержание: чем выше степень риска при осуществлении хозяйственной операции, тем выше уровень планируемых от этой операции доходов, и чем ниже степень риска, тем ниже уровень планируемых доходов. На практике этот закон наиболее ярко проявляется при инвестировании новых проектов. Ведь чем рискованнее проект, тем большие дивиденды желают получить инвесторы в случае его удачного осуществления. И наоборот, инвесторы готовы выделять свои капиталы даже под небольшие проценты, в случае если риск неудачи проекта минимальный.

Принципы риск-менеджмента

Слово «принцип» происходит от латинского principium — начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Механизм формирования принципов управления представлен на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Механизм формирования принципов управления

Как видно из схемы, на содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента, можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социокультурные факторы.

Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.

Как и управленческие законы, принципы менеджмента можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся общие принципы управления, касающиеся системы управления в целом. Ко второй группе — принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу, регламентируют порядок и правила управления конкретными видами деятельности или явлениями (в частности — рисками).

Основным в системе общих принципов управления по праву можно считать принцип научной обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

Вторым, не менее важным принципом менеджмента, является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

Главное в системном подходе — это разработка и использование представлений о целостности систем. Познать целое — значит раскрыть его сущность и специфику; состав, количественные и качественные характеристики элементов; структуру; функции элементов и их влияние на функцию целого; интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы; историю данного целого.

В основе системного подхода лежит системный анализ, включающий в себя формулирование цели функционирования системы, определение количественного и качественного состава входящих в нее элементов.

Перейти на страницу номер:

Введение

Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.

Актуальность темы налогового риска состоит в ее практическом применении. В настоящее время российским бизнесменам необходимо научиться управлять рисками, понять их масштабы и природу, так как это не менее важно, чем другие риски предприятия, нужно двигаться вперед на равных с иностранными предприятиями.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве, а также с недостаточным совершенствованием налогового законодательства.

Цели данной работы — это раскрыть понятие налогового риска, объяснить его специфику, особенности, виды; выявить причины возникновения налогового риска, рассказать о классификации факторов их появления, а также о природе ее возникновения.

В данной работе использовались такие методы исследования, как эмпирический, причинно-следственный, функциональный.

Налоговый риск: сущность и содержание понятия

налоговый риск платеж

По мнению Л.И. Гончаренко, комплексный подход к определению отличительных признаков понятия экономических рисков позволяет включить в ее содержание налоговые риски как полноценную разновидность, так как к ним относятся материальные, а также нематериальные неблагоприятные последствия.

Существует другое мнение — налоговые риски это составная часть финансовых рисков. Таковы мнения Г.А. Цыркунова и М.И. Мигунова, утверждающие, что «налоговые риски представляется целесообразным рассматривать как разновидность рисков финансовых, поскольку они имеют денежное выражение и влекут за собой повышение расходов» Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. — 2010. — №1. — С. 10-15.(с.10). Д. Тихонов и Л. Липник обращают наше внимание на то, что «налоговый риск — это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте». Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. — 2010. — №1. — С. 10-15.(с.10)

Значительная часть авторов, которые исследуют понятие налоговых рисков, больше уделяют внимание налоговым рискам налогоплательщиков. Такая позиция была больше актуальна в 90-е годы, но имеет место и сейчас, в экономической и в юридической литературе. Налоговый риск бизнесмена тесно связан с изменениями налоговой политики (возникновение новых налогов, ликвидация или уменьшение налоговых льгот и т.п.), а также уменьшением или увеличением величины налоговых ставок. Все чаще обсуждаются налоговые риски государства, в том числе в результате незаконных действий крупнейших налогоплательщиков. Налоговый риск государства состоит в сокращении поступлений в бюджет по причине изменения налоговой политики, а также величины налоговых ставок. Сейчас многие авторы обращают внимание на то, что налоговые риски присущи всем участникам налоговых правоотношений, т.е., по крайней мере, трем их субъектам: налогоплательщикам, налоговым агентам и государству.

Специфика налогов как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, который сопровождается обеспечительными мерами по его, в необходимых ситуациях, принудительному взысканию, имеет место, как в базовом признаке налоговых рисков, так и в том, что их субъекты это участники правоотношений, которые возникают в налоговой сфере.

Вышесказанное позволяет сделать заключение, что налоговый риск — это возможное наступление негативных финансовых и других последствий для налогоплательщиков или государства из-за действий (бездействий) участников налоговых правоотношений.

Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. Риск необоснованности налоговой выгоды — скорее риск специального уклонения от налоговой уплаты, чем риск принципиального нежелания добросовестной качественной организации бизнес-процесса.

Как и многие другие риски, налоговые риски, появляются там, где есть неопределенность. Российские предприниматели уже научились предсказывать другие риски и смягчить их последствия, но к налоговым рискам отношение безответственное. Поэтому руководители узнают иногда, что некоторые сделки оказались очень затратными из-за налоговых платежей. И тогда перед предпринимателем встают два вопроса: кто виноват и что делать. В этом случае нужно не увольнять, злиться, а научиться управлять этими налоговыми рисками. Нужно понять, откуда и почему появляются налоговые риски, а также масштабы их возникновения.

Бизнесмен, в первую очередь, услышав о рисках, думают о недоплаченных налогах. Но необходимо также грамотно вести сделки с использованием законных методов планирования налогов. Чтобы добиться снижения налоговых рисков, нужно вести правильную рыночную политику.

В любой организации есть люди, которые эти риски создают, а есть те, кто от них избавляется. Поэтому те, кто совершенствует бизнес, должны постоянно поддерживать контакты с теми, кто управляет налоговыми рисками. Для того, чтобы решить эту проблему многие средние, а также крупные компании открыли у себя отдельные, отличные от обычной бухгалтерии, структурные подразделения, занимающиеся управлением налоговыми рисками.

Налоговые риски можно разделить на следующие группы:

1. Риски, которые связаны с проведением отдельной сделки. Каждая сделка связана с налоговыми последствиями, если у нее нет освобождения от налогов. Но риски обычно возникают, когда организация заключает крупную или нестандартную для себя сделку (персонал, процедуры контроля, базы данных, системы не настроены на полное устранение рисков).

2. Риск неправильного толкования закона налогоплательщиками и налоговыми органами. Это еще один присущий России риск. Опыт говорит о том, что налоговые риски сопровождают сделки, проведенные для того, чтобы добиться позитивных налоговых последствий. Нужно понимать: если предприятие желает сэкономить на налогах, оно находится под угрозой потенциального риска, следовательно действовать нужно очень аккуратно.

3. Риски появляются из-за обычных управленческих ошибок и невнимательности, когда налоговый или бухгалтерский отделения не вовлечены в процессы принятия управленческих решений. То есть в организации отсутствует четкая организационная структура, за контроль за налогами отвечает только главный бухгалтер, либо определены нечетко обязанности налогового менеджера.

4. Плохо документированные сделки. Недавно было проведено исследование проявления налоговых рисков в России, которое показало, что причина из-за которой возникают негативные налоговые последствия это недостаточное документальное доказательство того, какую сделку совершило предприятие. Поэтому налоговые органы часто требуют предоставления всей документации, чтобы удостовериться, что совершенная сделка действительно была. К сожалению, чаще всего этой документации или недостаточно, или ее вообще нет.

5. Одни сделки могут нести большие риски, чем другие, то есть операционные риски проявляются в обычной деятельности компании. Например, торговля внутри группы с пересечением границы не сравнима с обычной поставкой товара. И понятно, что чем больше бухгалтерия и налоговый отдел заняты планированием этих операций, а не просто показывают их результаты, тем с большей уверенностью можно говорить об управлении рисками.

6. Портфельные риски. Каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски включают изменения в законодательстве, неожиданные судебные решения, «смену власти», начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Руководитель столкнется с очень сложной матрицей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь в нашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт- Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется.

8. И наконец, риск нанесения ущерба репутации компании. Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация о практике управления налоговыми рисками в ней появилась на первых страницах солидного издания. Многие международные организации имеют внутренний документ об управлении налоговыми рисками, где есть такое заявление: компания заявляет об отказе от методов налогового планирования, если опасается, что его детали станут публичными.

Причины возникновения налоговых рисков

Считается, что включение всех участников правоотношений в налоговой сфере в состав термина налогового риска может быть фактором, который определяет его особенность, и противоречие присущее фискальной функции налогов может стать объективной причиной возникновения рисков.

Для государства успешное выполнение фискальной функции состоит в проявлении обеспечения запланированных поступлений в виде налоговых доходов в госбюджет, а для налогоплательщика — это расходы, которые необходимо минимизировать в силу того, что они неизбежны.

Рассматривая родовые и специфические критерии, которые определяют состав налоговых рисков, понятно, что причины возникновения очень разнообразны. К сожалению, в изучаемой литературе они отражаются только с позиции одного из участников правоотношения, то есть они не имеют систематического подхода к определению термина налоговых рисков. При этом чаще всего выделяется и объясняется один — два фактора возникновения налоговых рисков. В юридической сфере обычно выделяют один комплексный фактор появления налоговых рисков, а именно несовершенство налогового законодательства. Так считает Е. Тимофеев, генеральный директор юридической фирмы, на IV Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ высказывавший, что налоговые риски имеют неточность формулировок в налоговом законодательстве. Т.А. Козенкова связывает налоговые риски с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм налогообложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот. С.А. Филин считает, что это негативные изменения налогового законодательства во время финансовой деятельности, а также — налоговые ошибки, которые допускаются при исчислении налоговых платежей.

Причинами возникновения налоговых рисков, перечисленных выше, обычно является недостаточная установка договорных отношений между компаниями, которые входят в холдинг. В таких случаях руководство сосредоточено на коммерческих и операционных вопросах и забывают о юридическом оформлении отношений в сфере финансов. Данные недостатки не являются обязанностями лиц, которые отвечают за размеры и налоговых выплат и не имеют представления об отношениях между компаниями, входящие в холдинг.

С позиции высшего финансового руководства нет достаточного внимания вопросам минимизации налогообложения, они считают, что это работа бухгалтерии, в настоящее время мало соблюдать правила и сроки составления налоговой отчетности и уплаты налоговых платежей.

В наибольшей степени вероятность налоговых рисков моет проявиться при проведении налогового исследования, предшествующего заключению инвестиционных проектов а, следовательно, именно в этот период выявленные налоговые риски могут оказать существенное влияние в вопросах дальнейшего получения инвестиций.

Можно разделить источники возникновения рисков по видам:

Информационные факторы

Часто причина возникновения налоговых рисков это искажения и недостатки информации. Сложность понимания информации, а не ее отсутствие становится причиной возникновения налоговых рисков сегодня. Нормы налогового законодательства участники налоговых отношений понимают по-разному, потому что довольно сложна точность юридического описания механизма налогообложения, юридическая техника имеет недостатки, нормы имеют пробелы и противоречия. К тому же налоговые органы ставят в вину покупателям признаки «фирмы-однодневки» у поставщиков. Поэтому фактором возникновения налогового риска может быть сложность получения информации о проблемах поставщика.

Организационные факторы

Другим фактором может быть сложность взаимодействия структурных подразделений организаций: если бухгалтерия не вовремя получит информацию о заключенных сделках, то это приведет к нарушению законодательства. Низкая квалификация работников, которые ответственны за налоговое планирование и налоговые платежи, тоже является фактором.

Технические факторы

Проблемы правильного исчисления и уплаты налогов создает ошибки налогоплательщиков или налоговых агентов. Так как отсутствует единый методический аппарат на законодательном уровне, а также специальной техники и программ, то сложно вести раздельный учет операций, которые по-разному облагаются.

Экономические факторы

Следующий фактор проявления налоговых рисков это требование изменить налоговое законодательство, установить или отменить налоги, изменить порядок счета и уплаты, корректировать налоговые ставки и льготы, по причине решения задач социально-экономического регулирования.

Проблематичность действующей системы исчисления и уплаты основных налогов приводит к значительным затратам при соблюдении обязанностей налогоплательщика. Попытки сэкономить могут привести к увеличению налоговых рисков. К данной категории относятся также: огромные затраты на налоговый консалтинг, консалтинг, ведение налоговых споров и аудит.

Социальные факторы

В ряду социальных причин налоговых рисков некоторые авторы выделяют квазипубличный интерес (социальный интерес бюрократии, направленный на создание условий по обеспечению неформального господства бюрократии над остальным обществом), а также «административную ренту» (то есть получение на системной основе выгод (взяток), связанных с использованием административного положения).

Другая сторона проблемы состоит в том, что государство может активно использовать налоговую политику как инструмент регулирования социальных процессов в целях развития общества (например, выравнивание уровня доходов населения на основе введения системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц).

Политические факторы

Налогообложение и налоговое право могут обеспечить доминирование «власти» политики, в случаях слабости институтов демократии.

Но иногда международные обязательства, а также внутренняя политическая обстановка могут оказать давление на власть.

Итак, основные причины возникновения налоговых рисков это: противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге. А также существуют классификация факторов возникновения рисков.

Заключение

Итак, понятие налоговых рисков можно рассматривать с разных позиций участников налоговых правоотношений, с точки зрения государства, налогоплательщика, налоговых агентов.

Есть два подхода к определению налоговых рисков: налоговые риски как часть экономических рисков и как часть финансовых рисков. Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. В настоящее время российские предприниматели имеют ряд проблем с налоговыми рисками, для того, чтобы ими управлять, нужно научиться определять их масштабы, причины возникновения.

Есть следующая классификация факторов возникновения налоговых рисков: информационные, организационные, технические, экономические, социальные и политические. Каждый вид имеет свои особенности, специфику, а также влияние на налоговое законодательство.

Причины возникновения налоговых рисков разнообразны. Самые основные проблемы это противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге.

Для того, чтобы справиться с проблемами необходим профессиональный подход при составлении системы налогового планирования и контроля внутри фирмы. На данные момент иностранные государства используют такую систему, при котором создается тесное взаимодействие юридической и финансовой служб организации, используя услуги внешнего консультанта, который специализируется в соответствующей области налогообложения. Во многих развитых странах с рыночной экономикой решены проблемы планирования и контроля внутри фирмы, но, к сожалению, о российские предприятия еще не решили эти вопросы. Создается впечатление, что многие российские предприниматели плохо представляют себе, что за налоговые риски они ожидают их в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.

Список литературы

1. Зайцева С.С. Налоговые риски неплатежеспособных и низкоконкурентных предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. — 2011. — №4.

3. Челышева Э.А. Специфика налогообложения и риски налогового контроля физических лиц // Вопросы регулирования экономики. — 2010. — Том 1. №4.

4. Е.В.Попова. Оценка аудитором налоговых рисков при проверке расчетов по налогу на прибыль // Финансовый анализ. — 2010. — №12.

5. Семенова О.С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. 2010. №7.

7. http://www.usticom.ru — (аудиторская комания ООО «ЮСТИКОМ»);

8. http://www.elitarium.ru (Центр дистанционного образования);

УДК 336.2

налоговые риски государства

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения и управления налоговыми рисками государства. Проведен анализ понятия «налоговые риски государства», рассмотрена их классификация. Приведены мнения различных авторов. Также освещены общие аспекты управления налоговыми рисками. Приведены примеры предлагаемых направлений оптимизации налоговых рисков государства. Обозначены основные вопросы эффективного управления налоговыми рисками государства в соответствии с международными стандартами.

Ключевые слова: налоговые риски государства; налоговые поступления; факторы возникновения налоговых рисков государства; оптимизация; мониторинг; международные стандарты управления.

Ежова Е.А.,

?_» Д студентка магистратуры

Финансового университета Ы evgesha.h@yandex.ru

цё т

В настоящее время понятие «налоговые риски» законодательно не закреплено, но в научной литературе оно часто встречается. В подавляющем большинстве случаев речь идет о налоговых рисках организации, т. е. налогоплательщика. Изучаются и предлагаются их классификация, факторы возникновения, меры по снижению уровня риска и способы его предотвращения.

Применение данного понятия относительно остальных субъектов налоговых правоотношений в последнее время встречается все чаще. В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются не только налогоплательщики, но и налоговые агенты, налоговые и таможенные органы . Следовательно, должны рассматриваться налоговые риски каждого субъекта. В связи с тем что на данный момент не существует единого мнения по вопросу определения понятия «налоговый риск», дать единственно верное толкование такому понятию, как «налоговый риск государства», не представляется возможным.

Каждый автор в рамках своего исследования выделяет специфические черты налоговых рисков государства, отличающие их от других видов. Так, М. Р. Пинская считает, что налоговый риск с точки зрения государства в лице его уполномоченных органов — вероятность (угроза) недополучения налогов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве .

В. Г. Пансков характеризует налоговый риск государства как вероятность сокращения поступления налогов и сборов в связи с не до конца обоснованными изменениями налогового законодательства, неэффективной работой налоговых и таможенных органов по контролю за уплатой налогов и сборов, а также возвратом налогоплательщикам поступивших в распоряжение государства финансовых ресурсов вследствие неправомерных

По мнению одних специалистов, факторами возникновения налоговых рисков государства являются недостатки в налоговом законодательстве, другие рассматривают еще и неэффективность работы контролирующих органов

Научный руководитель: Гончаренко Л.И., доктор экономических наук, профессор.

налоговые риски государства

действий должностных лиц контролирующих органов .

По мнению М. И. Мигуновой, налоговый риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов .

не существует системного подхода к определению налогового риска государства, т.е. риска на макроуровне, в отличие от микроуровня, уровня фирмы, где имеется как теоретическая, так и практическая база

Н. А. Пименов определяет налоговый риск государства как угрозу потерь (снижения) налоговых доходов в результате деятельности участников налоговых правоотношений . По мнению Л. И. Гон-чаренко, налоговые риски государства можно определить следующим образом: во-первых, как снижение (невыполнение плана) налоговых поступлений в бюджетную систему страны, в том числе вследствие применения налогоплательщиками «легальных» схем минимизации налоговых платежей; во-вторых, как системное сужение налоговой базы вследствие сокращения объемов отечественного и иностранного бизнеса и инвестиций; уход налогоплательщика «в тень»; снижение конкурентоспособности национальной налоговой системы .

создание механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и управлять им, является важной задачей для государства

Несмотря на различия в трактовке рассматриваемого понятия, авторы первостепенно все же определяют налоговый риск как угрозу, возможность недопоступления налоговых доходов. Что же касается причин возникновения данного риска, этот вопрос остается дискуссионным. По мнению одних специалистов, факторами возникновения налоговых рисков государства являются недостатки в налоговом законодательстве, другие рассматривают еще и неэффективность работы контролирующих органов. Некоторые авторы, считая, что

перечень факторов возникновения налоговых рисков государства, заложенных в самом определении данного понятия, недостаточно полон, в своих работах предлагают их различные классификации. Например, В.Г. Пансков подразделяет факторы на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относится проводимая государством налоговая политика. К внешним — формирование и функционирование международных офшорных зон; использование налогоплательщиками схем минимизации и ухода от налогообложения; функционирование теневой экономики; мировая конъюнктура цен на энергоносители и связанные с ней колебания рубля по отношению к мировым валютам . Л. И. Гончаренко выделяет следующие причины, носящие общий характер для всех субъектов налоговых правоотношений:

1) несимметричность налогового и гражданского законодательства (в некоторых случаях и иных отраслей права);

2) изменения, внесенные в зарубежное или отечественное законодательство, в том числе в порядке корректировки экономической и налоговой политики страны;

3) несовершенство норм российского законодательства о налогах и сборах, включая внутренние противоречия между нормами различных глав НК РФ; 4) ошибки в экономическом управлении и планировании;

5) действия (в том числе неправомерные) других субъектов налоговых правоотношений или уполномоченных органов власти и управления;

6) некомпетентность собственных работников.

Отсутствие единого мнения по данному вопросу может быть обусловлено его относительной новизной и сложностью изучения. В настоящее время в России недостаточно исследована данная область. Не существует системного подхода к определению налогового риска государства, т. е. риска на макроуровне, в отличие от микроуровня, уровня фирмы, где имеется как теоретическая, так и практическая база. Сложность изучения налоговых рисков государства связана с тем, что государству всегда приходится иметь дело с большим числом переменных и более сильным влиянием субъективного фактора, чем организациям или бизнесу. Также государство всегда должно учитывать интересы всех субъектов правоотношений в силу существующих между ними связей. Несмотря на все это, необходимость изучения налоговых рисков государства сложно переоценить. Создание механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и управлять им, является важной задачей для

государства. К сожалению, существующие на данный момент механизмы учета и анализа объемов налоговых поступлений в бюджет не позволяют прогнозировать их значение в будущем периоде с высокой точностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научной литературе некоторые авторы уже предлагают ряд мер, которые, по их мнению, по -зволят оптимизировать налоговые риски государства. Например, О. Н. Савина считает, что одним из важных направлений оптимизации налоговых рисков государства является разработка эффективного мониторинга рисков.

В основе организации и проведения мониторинга лежит механизм, реализующий на практике принципы налоговой политики в условиях необходимости повышения эффективности управления налогами в масштабе всей страны и отдельных ее территорий. Мониторинг налоговых рисков государства не тождественен контролю налоговых органов за налоговыми поступлениями в бюджетную систему. Мониторинг как система деятельности гораздо шире .

В настоящее время предлагаемые различными авторами меры не нашли своего применения на практике, что может быть обусловлено сложностью их внедрения и возможной «неготовностью» системы к такого рода новшествам. Для того чтобы понять сложность и масштаб необходимых нововведений, обратимся к международному опыту.

В рамках международных стандартов управления рисками выделяют основные вопросы общего характера, которым государство должно уделить особое внимание для эффективного управления риском:

1) что может случиться (выявление потенциального риска). В каждой сфере требуется регулярное изучение реальной ситуации, включая строгую научную оценку имеющихся тенденций, возможностей, опасностей, вероятности их возникновения и ожидаемого воздействия;

2) что важно (оценка). Установив, что может случиться, государство должно сформировать оценочные суждения о желательности или нежелательности различных результатов, учитывая, например, важность обеспечения надежной работы службы, преимущества, которые принесет та или иная инновация, или место рассматриваемой деятельности в рамках общественного договора между государством и его гражданами;

3) что можно сделать (действия). Установив, что является важным, государство должно составить план того, каким образом избежать, смягчить, предусмотреть или иным образом проконтролиро-

вать потенциальный риск, учитывая в этом плане и фактор неопределенности. В некоторых случаях важно иметь запасной план на случай непредвиденного развития событий. В других следует выделить ресурсы и возможности для решения возможных непредвиденных проблем;

4) что произошло (анализ). Предприняв какие-либо действия на начальном этапе, государство должно проанализировать, был ли достигнут ожидаемый эффект, следует ли внести поправки в существующую оценку риска и нужно ли предпринимать дальнейшие действия. Все это должно сопровождаться эффективным обменом информацией как с теми, кто может пострадать в связи с рассматриваемым риском, так и с теми, кто может помочь справиться с ним .

Мониторинг налоговых рисков государства не тождественен контролю налоговых органов за налоговыми поступлениями в бюджетную систему

Ознакомившись с международными рекомендациями по управлению рисками в самых общих чертах, можно сделать вывод о том, что для создания механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и эффективно управлять им, требуется разработка необходимого инструментария, а также время на реализацию или внедрение. В настоящее время в России процесс создания такого механизма как в теории, так и на практике находится на начальной стадии.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявление//Финан-сы. 2009. № 2.

3. Пансков В.Г. Налоговые риски: проявления и возможные пути минимизации//Экономика.Налоги.Право. 2013. № 4.

4. Мигунова М.И. Основы налогового планирования и прогнозирования: учеб.пособие. Красноярск, 2009.

5. Пименов Н. А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятия и государства//Налоги. 2010. № 4.

6. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2.

7. Савина О.Н. Мониторинг налоговых рисков государства как механизм повышения эффективности управления налоговой системой/международный бухгалтерский учет. 2014. № 1.

8. Международные стандарты управления рисками: учебно-методическое пособие.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх