Приемка работ по 44 ФЗ

Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.

Законом установлена обязанность провести экспертизу при помощи экспертной организации при приемке, когда товар закупается у единственного поставщика. Из этого правила есть исключения, они указаны в ч.4 ст. 94 ФЗ-44.

Если экспертиза проводится в экспертной организации, то по её результатам должно быть составлено заключение, подписанное экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.

В заключении эксперта могут быть отражены предложения по устранению нарушений, допущенных при исполнении контракта, и сроках их устранения, если такие нарушения не помешают приемке товара, работ или услуг.

Порядок приемки товара по 44-ФЗ

Согласно нормам гражданского законодательства РФ после того, как покупатель получил товар, он должен его осмотреть в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Непосредственно порядок приемки товара должен устанавливаться контрактом. В контракт может быть включен отдельный раздел, посвященный данному вопросу. В нем могут быть отражены следующие вопросы:

  • место приемки товара;
  • действия заказчика по приемке товара (например, проверка по упаковочным листам номенклатуры поставленного товара на соответствие спецификации и техническим требованиям, проверка полноты и правильности комплекта сопроводительных документов, проверка наличия или отсутствия внешних повреждений упаковки, проверка комплектности и целостности поставленного товара);
  • сроки приемки товара по 44-ФЗ.

Поэтому при возникновении вопросов по приемке товара в рамках контракта по 44-ФЗ, прежде всего, стоит ознакомиться с условиями данного контракта – какие правила для приемки в нем предусмотрены.

Также в контракте может содержаться ссылка на применение по вопросам приемки товара Инструкций о порядке приема продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству, утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР № П-6 от 15.06.1965 г. и № П-7 от 25.04.1966 г. (далее – Инструкции по приемке). Скачать инструкции по приемке товара можно в конце настоящей статьи.

В указанных документах подробно отражены следующие вопросы: сроки приемки, действия покупателя при приемке товара, вопросы по явке представителя поставщика на приемку, документы, которые необходимо составить по окончании приемки.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 отмечено, что указанные инструкции по приемке товара могут применяться покупателем, только если это прямо предусмотрено договором.

Пример из судебной практики

Суд отказал истцу в расторжении договора, во взыскании неустойки за поставку некачественного товара. При этом суд отметил, что нарушение приемки товара расценивается как основание для признания факта поставки некачественного товара недоказанным. Суд посчитал недостаточным доказательством некачественности товара представленные претензионные уведомления о некачественном товаре, подписанные только со стороны покупателя. Истец фактически нарушил порядок и сроки уведомления поставщика о возможно имеющихся расхождениях по качеству поставленного товара, предусмотренные ч. 3 ст. 513 ГК РФ и Инструкцией о приемке товара по качеству (Постановление АС Московского округа Постановление от 28 июля 2017 года по делу №А40-172808/2016).

Приемка товара, доставленного с помощью транспортной организации

Стоит помнить о необходимости применения специальных нормативно-правовых актов, регулирующих работу данного вида транспорта, при приемке товара (ч. 3 ст. 513 ГК РФ). Так, например, при поставке товара с помощью железнодорожного транспорта, также необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 513 ГК РФ на покупателя возлагается обязанность провести проверку товара на соответствие сведениям, которые отражены в сопроводительных документах и принять товар с соблюдением правил, установленных законами и нормативно-правовыми актами.

Предприниматель обратилась в суд с иском к компании о взыскании денежных средств за поставленный некачественный товар. Истец получила товар (конфеты), и при его дальнейшей реализации к ней стали поступать жалобы от покупателей на его качество. В течение 6 дней после получения товара предприниматель обратилась с претензией к поставщику. Компания претензию не удовлетворила. Несмотря на представленное истцом заключение эксперта, суд отказал в исковых требованиях. В суде было установлено, что товар находился в пути более 20 суток и доставлен получателю со значительной просрочкой в доставке. А покупатель в нарушение требований закона приняла товар без проверки его качества и количества, а также в железнодорожной накладной отсутствует отметка, в каком состоянии выдан контейнер.

Суд отметил, что представленные доказательства не исключают, что качество кондитерских изделий ухудшилось вследствие несоблюдения необходимых условий их хранения в период транспортировки либо нахождения товара на складе истца (Постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу №А17-174/10 от 30 июня 2004 года).

О том, как дешево доставлять товар заказчику по России, читайте в нашей статье по .

Создание комиссии по приемке товара по 44-ФЗ

Согласно ч. 6 ст. 94 ФЗ-44 в целях приемки товара заказчик может создать приемочную комиссию. Закон содержит только одно требование к такой комиссии – в неё должно входить не меньше 5 человек. При этом в законе нет требований о том, чтобы в комиссию входили только сотрудники заказчика.

Вместе с тем, если условиями контракта предусмотрено обязательное применение Инструкций по приемке, то необходимо соблюсти еще одно требование к приемочной комиссии – в комиссию должны входить сотрудники, которые компетентны в вопросах качества и комплектности подлежащего приемке товара. В этом случае учитывается род работы, образование, опыт трудовой деятельности таких сотрудников.

При создании приемочной комиссии заказчику необходимо утвердить положение о работе приемочной комиссии и издать приказ о её формировании.

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара. Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии. А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

  • поставленный товар и его стоимость;
  • результаты экспертизы;
  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • список выявленных недостатков;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ?

В практике нередки случаи, когда заказчик проводит экспертизу и обнаруживает, что поставленный товар не соответствует требованиям, отраженным в контракте, в техническом задании. В этом случае заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на нормы 44-ФЗ. В этой ситуации заказчик направляет мотивированный отказ от приемки с указанием причин такого отказа и требованием устранить недостатки в установленные сроки.

Если поставщик согласен с заявленными недостатками и может их устранить, то он устраняет их. Производится повторная приемка товара.

Если же поставщик полагает, что товар качественный, то он может заказать независимую экспертизу качества поставленного товара, его соответствия требованиям технического задания. Положительные результаты данной экспертизы поставщик может направить в адрес заказчика с требованием принять и оплатить товар, то есть направить досудебную претензию. По истечении 30 дней с момента вручения претензии заказчику (или иного срока, установленного контрактом для рассмотрения претензии) поставщик может обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением. О том, как подать документы в суд, читайте .

Также стоит заметить, что когда заказчик отказывается от приемки товара ненадлежащего качества, а поставщик не устраняет недостатки, то заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт (если такая возможность предусмотрена контрактом).

В случае расторжения контракта со стороны заказчика сведения о поставщике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Поэтому поставщику важно не только в судебном порядке обязать принять товар, но и участвовать в заседании ФАС по вопросу включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если вам нужна юридическая помощь по вопросу приемки товара, то можете обратиться к нам. Первая консультация — бесплатно. Подробности .

Поставщик в соответствии с условиями контракта поставил Заказчику компьютеры, но последний отказался их принимать, так как поставленный товар не соответствовал требованиям спецификации и контракта. Для устранения замечаний Заказчика Поставщик доукомплектовал поставленные компьютеры петлями для висячего замка и безвинтового крепления карт расширения. Но заказчик указал, что самостоятельная установка таких частей без согласия заказчика и производителя фактически свидетельствует об изменении технических характеристик составляющей системного блока компьютера. В связи с отказом заказчика от приемки товара поставщик обратился в суд с иском об обязании заказчика принять товар.

Суд кассационной инстанции отметил, что в условиях контракта указаны характеристики поставляемого товара без указания на их обязательное заводское производство с учетом специфики поставляемого товара, а именно, возможности комплектования компьютеров из различных составных частей.

Кроме того, суд посчитал, что для оценки возможности самостоятельного доукомплектования товара поставщиком, а также того, является ли это существенным изменением системного блока, суды первой и апелляционной инстанции должны были привлечь к участию в деле производителя системного блока. Однако этого сделано не было.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд посчитал обоснованными требования поставщика об обязании заказчика принять поставленный товар (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2014 по делу N А53-20477/2012).

Остались вопросы?

Звоните в юридический отдел по телефонам:

  • Москва: (499) 577-00-25 (доб. 146)
  • С-Пб: (812) 425-66-30 (доб. 146)
  • Регионы РФ (звонок бесплатный): 8-800-350-84-13 (доб. 146)

Первая консультация бесплатно.

Приложение

Автор статьи: Добрынина Ирина, юрист

Приемка товара – неотъемлемый пункт контракта, который должен исполняться поставщиком и заказчиком на основании действующего законодательства.

Свод правил прописан в ст.34 44-ФЗ.

Обязательства по составлению акта – в ст.94 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

Процедура проводится заказчиком, что позволяет ему защитить имущественные интересы в случае предоставления поставщиком товара низкого качества. Факт приемки фиксируется на бумаге.

При гос. закупках целесообразно проводить экспертизу в порядке на основании положений законодательных нормативов.

Экспертиза

Экспертиза результатов (ст. 94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок”) – часть приемочного процесса.

Обязательно проводится сразу после выполнения обязательств по контракту подрядчиком или поставщиком.

Могут подключаться к работе внутренние сотрудники компании или сторонние эксперты, что дает возможность увидеться заказчику качественное исполнение контракта либо выявить брак, несоответствие товара требованиям.

Способ проведения экспертизы (внешний, внутренний) зависит от ситуации: своими силами или с привлечением экспертов.

Заказчику выгодно привлечь специалистов со стороны, если речь идет о разовой гос. закупке продукции у одного поставщика.

Например, с целью устранения последствий аварии, шторма, ураганы или при закупках произведений искусств, литературы, культурных ценностей. Внутренняя экспертиза обычно проводится собственными силами, если заказчик совершает закупки ежедневно.

Ответственный сотрудник за экспертизу принимает, подписывает акт или накладную о приемке товара. Заносит результаты в отдельный документ.

Приемочная комиссия, нужно ли создавать?

Согласно ст. 94 ФЗ №44 комиссия создается из 5- 6 человек (лучше – четное количество во избежание отсутствия решающего большинства при разделении голосов на «за” и «против”) из числа компетентных сотрудников организации, разбирающихся в вопросах качества подлежащего товара приемке.

В обязанности входит:

  • разобрать по полочкам результаты проведенной экспертизы исполнения контракта;
  • принять решение о приемке/не приемке товара или услуги.

При положительном вердикте заказчик:

  • делает заключение, что товар вполне соответствует условиям контракта;
  • подписывает акт приемки или накладную;
  • ставит свою подпись совместно с руководителем учреждения, членами комиссии.

Закон не обязывает создавать комиссию.

В большинстве случаев заказчики обходятся без нее, назначая для проведения приемки уполномоченного сотрудника по приказу.

На основании ч. 6 ст. 9 ФЗ-44 может издавать приказ о формировании комиссии, утверждать положение о работе, особенно при приеме технически сложного товара или разовых гос. закупках, чтобы зафиксировать факт приемки культурных ценностей, произведений литературы и искусства, изделий НХП.

Также закупок, связанных с УИС или химическими, физическими исследования с поведением в условиях лаборатории.

На крупных предприятиях собственная приемочная комиссия создается в каждом подразделении. При отсутствии подразделений и небольшом штате может быть оформлена единая комиссия в составе из 1-2 сотрудников с профильным образованием по отношению к проводимой закупке.

Комиссия утверждается на основании специального приказа.

Внимание!

Комиссия может быть оформлена из сотрудников со стороны поставщика и заказчика.

Контрактники или косвенно заинтересованные лица в приемке результатов исполнения контракта не могут входить в состав.

Приемку на соответствие товара требованиям качества и безопасности, прописанным в заключенном контракте можно разделить на несколько этапов:

Формирование комиссии.

Проверка сопроводительных документов (имеются ли в наличии товарные накладные, акты приема-передачи, сертификаты, инструкции, счета-фактуры, гарантийные паспорта). Если таковые на товар отсутствуют, то уполномоченное лицо составляет акт рекламации, прописывает срок предоставления недостающих документов.

Сверка объема, количества, ассортимента товара по сопроводительным документам. Здесь 2 варианта развития событий: поставленный товар полностью совпадает с количеством и комплектностью, обозначенными в контракте.

Уполномоченный представитель заказчика подписывает сопроводительный документ и приемка продолжается.

Если товар не соответствует условиям, выявлен заводской брак или скрытые дефекты, то факт фиксируется. Составляется претензия, передается в руки представителя поставщика (исполнителя, подрядчика) либо перенаправляется заказным письмом.

Проведение сплошной/частичной проверки.

  • Назначение экспертизы с оформлением ее результатов в виде заключения.
  • Приемка проводится в отношении каждой единицы представленного товара, независимо от того какая поставка: полная или частичная.
  • По требованиям действующего законодательства важно провести хотя бы в 2 этапа:
  • Выявить степень соответствия наименований поставленного товара условиям из контракта.

Провести экспертизу на соответствие товара (услуги) техническим, химическим, физическим данным, обозначенным в контракте. Здесь уже привлекаются внешние эксперты с профильным образованием, заинтересованные в качественном проведении закупки.

Справка!

Порядок приемки прописывается в условиях контракта заранее. Возможно, требуется проведение особой процедуры, если поставляется технически сложный товар. Некоторые заказчики действуют по утвержденным формам или перечню требований о приемке товара с учетом правил и принципов реализации.

Как проводится процедура

Цель приемки товара/услуги – проверить срок годности, целостность, однородность партии, наличие или отсутствие брака. В целом – качество товара, сопоставимое с отраженными требованиями в контракте.

Механизм описан в ст. 94 № 44-ФЗ.

Однако, нельзя путать с порядком оприходования товара. Так завхоз не может подписать накладную, если принимается технически сложный товар. Возникает необходимость в создании приемочной комиссии, проведения экспертизы.

Если заказчик проводит процесс без привлечения внешних экспертов ,то алгоритм действий следующий:

  • Принимается решение о формировании/не формировании комиссии.
  • Назначается уполномоченный сотрудник, ответственный за приемку (если решено проводить собственными силами).
  • Издается соответствующий приказ с описанием должностных инструкций, обязанностей.
  • Проверяются сопроводительные документы (накладные, гарантийные и технические паспорта, сертификаты качества, акты приема-передачи), предоставленные с товаром от поставщика.
  • Составляется акт рекламации с обозначением срока предоставления документов, если некоторые из них отсутствуют.
  • Проводится приемка продукции по комплектации, количеству, ассортименту.
  • Составляется акт приемки или претензионное письмо с мотивированным отказом при выявлении несоответствий товара с указанными сведениями в документации.
  • Назначается выборочная или сплошная экспертиза, чтобы проверить одну/несколько партий поставленных товаров в случае выявления несоответствия их единицы к требованиям по качеству.
  • Составляется заключение по итогам, прикрепляется к акту приемки.

Справка!

В случае отказа от приемки товара заказчик обязан направить поставщику мотивированный письменный отказ. В противном случае предусматривается штраф в размере 20000 руб.

Акт приемки товара

Акт приема-передачи – закрывающий документ, подтверждающий исполнение контракта и внесение оплаты за услугу.

Заключается на основании ст. 94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд” после того, как исполнитель осуществит частичную (полную) поставку товара.

Полностью реализует взятые на себя обязательства по контракту.

Акт – отдельный документ, в котором фиксируется факт приемки продукции от поставщика согласно 44-ФЗ, т.е. полное соответствие товара/ услуги требованиям или критериям определенного уровня качества.

Акт составляется по итогам экспертизы и заключения, но не позднее 5 дней после составления документа, подписания сторонами. Только легитимный документ является правильным, если составлен на основании фактических сведений о проводимой поставке, универсальных передаточных документов либо товарных накладных, сопровождающих товар.

Если заказчик не составляет акт в силу определенных причин, то подвергается штрафу с взысканием в судебном порядке.

Акт составляется в 2-х экземплярах для поставщика и заказчика.

Строгая форма отсутствует, но обязательно должны быть прописаны главные пункты:

  • список продукции, услуги;
  • стоимость принятого товара;
  • заключение экспертизы;
  • решение заказчика, обоснование претензий при их наличии;
  • подписи участников процесса.

На бумаге акт выглядит следующим образом:

В правом верхнем углу прописываются данные об утверждении документа уполномоченным должностным лицом. Руководителем организации проставляется дата утверждения с учетом условий контракта.

В теле акта указывается состав комиссии, утвержденный по приказу.

Внизу бланка проставляются подписи членов комиссии, принимавших участие в приемке. Каждый член высказывает свое мнение. Если не согласен с общим выводом, то прикладывает свое мнение на специальном бланке приложения.

Акт подписывают обе стороны контракта.

Для придания ему легитимности прикладываются следующие документы:

  • сертификаты качества на товар;
  • товарно-транспортные накладные;
  • универсальные передаточные справки.

Если заказчик не согласен с поставляемым качеством товара, то может составить мотивированный отказ в письменном виде с отражением замечаний, претензий, выявленных несоответствий с отражением количества единиц продукта.

В случае выявления брака или просрочки заказчик вправе:

  • отказаться от подписания акта о приемке, посчитав оказанную услугу неполной;
  • составить протокол разногласий, отразить выявленные недочеты

Внимание!

  1. Заключенный контракт не будет считаться исполненным без предоставления документации совместно с актом при приемке товара либо при просрочке.
  2. В этом случае поставщик может быть признан нарушителем обязательств по контракту, привлечен к наложению штрафных санкций.

Просрочка поставки

Согласно условиям Федеральной антимонопольной службы просрочка начинает исчисляться со следующего дня, идущего за последним днем поставки.

Если товар соответствует требованиям контракта и это установлено проведенной экспертизой, то дни просрочки за даты получения экспертного заключения не учитываются. Ведь по закону так нарушаются права исполнителя.

Если поставленный товар действительно не соответствует техническим, химическим и физическим критериям, зафиксированным в контракте, а факт установлен проведенной экспертизой, то начинает идти просрочка.

До тех пор, пока исполнитель не исправит допущенные ошибки, не реализует условия контракта в полном объеме.

Заказчик не закрывает сделку

Бывает, что заказчик недоволен результатами исполнения контракта, не подписывает документ о приемке.

В этом случае он должен перенаправить поставщику мотивированный отказ с перечислением конкретных нарушений, не дающих возможность принять услугу (товар). Например, исполнитель оказывает услугу по обработке помещений.

По контракту должен уведомить в письменном виде о начале проведения процедуры. Но не сделал этого на одном из объектов.

Заказчик отказывается принимать, посчитав работу непроизведенной.

Заказчик должен отправить письмо раньше срока, отведенного на приемку результата выполнения контракта.

Это даст возможность поставщику быстро устранить выявленные нарушения. Другая ситуация, когда заказчик не перенаправляет письмо.

Тогда поставщик вправе написать претензию, в частности при несогласии с выводами заказчика о нарушениях с изложением обстоятельств и фактов по делу.

Если ответной реакции не последует, то остается одна дорога для решения проблемы – в Арбитраж.

Если заказчик принимает товар, но не желает оплачивать по истечении 30 дней с момента подписания документа о приемке, то согласно ст. 34 44-ФЗ (пункт 5) подвергается выплате неустойки.

Поставщик пишет претензию.

Если и после этого оплата не поступает, то обязать заказчика можно только через суд.

Конечно, всегда лучше решать конфликты в досудебном порядке, т.к. договариваться. Если не получается, то поставщик может составить обращение в ОНФ, отделение «За честные закупки” или аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в своем регионе. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитраж.

Новые изменения

С 1. 01. 2020г можно проводить приемку товара, составлять и подписывать документы онлайн в электронном формате за счет ЕИС (Единая информационная система). Цифровая подпись будет считаться юридически значимой, равно как и поставленная собственноручно на бумаге.

Для осуществления документооборота с помощью ЕИС стороны сделки составляют контракт по иному, дополняют его пунктами:

  • возможность получения партии товара в электронном формате;
  • обмен документами, подписанными цифровой подписью;
  • принятие счетов-фактур, корректировочных и передаточных бумаг (первичных учетных документов) онлайн.

Теперь заказчик и поставщик могут обмениваться документами в подтверждение факта приемки-передачи товара на удобной площадке.

Достаточно найти в реестре действующие текущие контракты на стадии исполнения, зайти в пункт «о формировании документов о приемке товара и услуг в электронной форме” и провести приемку по всем правилам ФЗ-44.

Шаблоны документов по 44-ФЗ

Инструкция о порядке приемки продукции по качеству

Инструкция о порядке приемки продукции по количеству

Шаблон пункта контракта об ответственности за неисполнение контракта.

Образец заключения проведения экспертизы результатов исполнения контракта

Шаблон акта приемки товара, работы, услуги по 44-ФЗ

Шаблон Положения о приемочной комиссии и экспертизе

Ссылки на официальные документы

Статья написана на основании положений 44 ФЗ, в редакции от 27.02.2020.

Текст закона доступен в системе Консультант: www.consultant.ru

Приемка товара по 44-фз судебная практика

Обзор применения законодательства российскими судами в сфере закупки товаров по контрактной системе, вы можете скачать .

Дополнительно обзор судебной практики за 4 квартал 2019,

Какие основные этапы проведения закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ существуют в современной бизнес-практике российских компаний?

Существуют следующие этапы закупки:

  1. Прогнозирование закупок.
  2. Установление потребности в закупках и их обоснование.
  3. Составление плана закупок на опредёленный период.
  4. Определение параметров конкретной закупки.
  5. Объявление очередной закупки.
  6. Сбор предложений потенциальных поставщиков.
  7. Определение победителя данной закупки.
  8. Заключение договора.
  9. Исполнение договора.

Ключевые вопросы при планировании этапов закупки:

  • Зачем это нужно закупать?
  • Почему нужно закупать именно это?
  • Почему это нужно закупать именно в таком объёме?
  • Почему это нужно закупать именно по такой цене?

Для определения этапов размещения закупки товаров и услуг необходим анализ уже осуществлённых закупок за конкретный период по конкретному направлению и в целом по компании. По общему правилу все три названных базовых участника закупочной деятельности должны являться обособленными субъектами. При эффективной организации закупочной деятельности на каждой из стадий закупочного процесса их полномочия распределяются в соответствии со следующими принципами:

Инициатор анализирует собственную деятельность за предыдущий закупочный период и планы деятельности на предстоящий закупочный период с точки зрения наличия потребности в товарах (работах, услугах) в течение предстоящего закупочного периода, чтобы правильно запланировать этапы тендера.

При наличии потребности в товарах (работах, услугах) инициатор формулирует данную потребность и оценивает возможности её удовлетворения без проведения закупки (например, за счёт имеющихся складских запасов, в рамках уже заключённых договоров с поставщиками и т.п.).

В случае невозможности удовлетворения потребности в товарах (работах, услугах) инициатор доводит эту потребность до контролёров с обоснованием потребности в закупке, указанием объёма и начальной (максимальной) цены закупаемой продукции, а также сроков закупки с целью включения данной закупки в план закупок на предстоящий закупочный период.

Контролёры оценивают необходимость в данной закупке, возможность её проведения, обоснованность инициированных объёмов и начальной (максимальной) цены закупаемой продукции, а также сроков её закупки. В случае согласования контролёрами данной закупки она включается профессиональным закупщиком в план закупок на предстоящий закупочный период.

Сформированный план закупок на предстоящий закупочный период согласуется и утверждается контролёрами, после чего публикуется профессиональным закупщиком с соблюдением требований действующего законодательства. При возникновении необходимости внесения корректировок в утверждённый план закупок инициатор обосновывает перед контролёрами необходимость таких изменений, а контролёры, в случае согласования данных изменений, утверждают внесение профессиональным закупщиком изменений в план закупок.

До наступления предусмотренного утверждённым планом закупок срока проведения закупок инициатор отслеживает сохранение потребности в данной закупке, а также организационных и финансовых возможностей её проведения; в случае изменения потребностей или возможностей он инициирует внесение соответствующих изменений в план закупок в описанном выше порядке.

До наступления предусмотренного утверждённым планом закупок срока проведения закупок профессиональный закупщик в соответствии с заявленной инициатором потребностью разрабатывает документацию о закупке, отражая в ней потребности заказчика в продукции и иные сведения, предусмотренные действующим законодательством.

При наступлении срока публикации информации о закупке профессиональный закупщик публикует эту информацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

После публикации информации о закупке профессиональный закупщик обеспечивает проведение закупочной процедуры, в том числе приём заявок потенциальных поставщиков, оценку и ранжирование этих заявок в соответствии с критериями закупочной документации, выбор и объявление победителя закупки, направление договора для подписания победителю.

После проведения закупки профессиональный закупщик публикует информацию о результатах закупки (о том, кто был выбран победителем, либо о том, что закупка завершена без выбора победителя) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

После объявления результатов закупки инициатор проводит преддоговорные переговоры с поставщиком и согласует проект договора с контролёрами.

После подписания договора с поставщиком инициатор обеспечивает исполнение этого договора со стороны предприятия, в том числе проводит досудебное урегулирование споров, контролирует соблюдение сроков платежей, отвечает за приём поставленной по данному договору продукции, проверяет качество данной продукции, подписывает от лица предприятия акты, свидетельствующие об исполнении договора.

После завершения договорных отношений с поставщиком инициатор отчитывается перед контролёрами об эффективности закупки.

Контролёры совместно с инициаторами и профессиональным закупщиком анализируют результаты закупок за определённый период и учитывают их при прогнозировании закупок будущего периода.

На каждой из описанных выше стадий закупочной деятельности важно соблюдать принцип соответствия полномочий и ответственности, в соответствии с которым ответственным за последствие того или иного решения является субъект, принявший данное решение.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх