Примеры убеждающей речи


В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

Все эти полезные приемы изучает наука, которая называется паралингвистика. В публичных выступлениях методы паралингвистики можно разделить на 2 группы:

  1. Фонационные или голосовые приемы — техника речи. Это темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные и социальные особенности, артикуляции звуков.
  2. Кинетические или поведенческие приемы — кинесика. Это жесты, поза, мимика.

Голосовые приемы

В риторике все фонационные и голосовые приемы произнесения текста называются техникой речи. Техника речи – это совокупность голосовых методик по использованию дыхания, дикции, тона и интонации, тембра, темпа и громкости речи. Далее будут описаны основные составляющие речевой техники, а также способы их развития и тренировки.

Дыхание. Дыхание лежит в основе речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Важно учиться дышать, и развивать свой дыхательный потенциал. Все дело в том, что во время публичного выступления (монолога), в отличие от обычных ситуаций, вдох и выдох не равны: выдох гораздо длиннее вдоха. Дыхание во время речи происходит так: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинный выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.

Получается, что публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

Упражнение 1. Задувание свечей. Представьте, что вам нужно задуть 3 свечи. Наберите в грудь достаточно воздуха, и подуйте на каждую из трех воображаемых свечей. Теперь сделайте то же самое для большего количества свечей, и увеличивайте их количество постепенно: 4, 5, 6, 7. Как только вы почувствуете, что устали – остановитесь и отдохните. После этого попробуйте выпрямиться и вдыхать больше и глубже, задействуя мышцы диафрагмы (у нижних ребер), а выдыхать более спокойно и направленно. После этого повторяйте упражнение, пытаясь задуть больше воображаемых свечей, но ни в коем случае не перенапрягайтесь, иначе от недостатка воздуха у вас может закружиться голова.

Упражнение 2. Научиться правильно использовать выдыхаемый воздух — одна из сложнейших задач.Для тренировки оптимальной техники выдоха вы можете воспользоваться стихотворением Самуила Маршака «Дом, который построил Джек», старайтесь на одном дыхании произносить каждую часть стихотворения. Рекомендации тут такие же, как и в предыдущем упражнении для развития речевого дыхания.

Громкость. Сила голоса или его громкость – это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи, о которых вы уже хорошо знаете из предыдущих уроков по ораторскому мастерству.

Основная проблема, которая возникает у обучающихся риторике, связана с тем, как научиться говорить достаточно громко без большой нагрузки на голосовые связки. Обучение этому навыку кому-то покажется легким, а у кого-то может потребовать серьезных усилий и много времени, все зависит от ваших физиологических особенностей. Для достижения большой громкости без напряжения голосовых связок можно воспользоваться следующими универсальными рекомендациями:

  • Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).
  • Постарайтесь усилить резонанс (вибрацию звуков) в голосовых полостях: в носоглотке, гортани и грудной клетке.
  • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что будет способствовать лучшему восприятию вашей речи даже при отсутствии сильного голосового напряжения.

Нередко бывает, что оратор срывает голос, как этого не допустить и что делать, если вы уже сорвали голос – читайте в отдельной статье на сайте 4brain!

Дикция. Дикция – это важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчетливо произносить звуки, слоги и слова. Чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикцию можно сравнить с почерком: текст, написанный человеком с плохим почерком сложно читать, а речь, произнесенную человеком с плохой дикцией – сложно слушать, воспринимать.

Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию. Одним из самых популярных упражнений, которым пользуются все дикторы и ведущие, является произнесение скороговорок. Каждая скороговорка тренирует ваше произношение определенных звуков и сочетаний звуков. Подробнее прочитать о скороговорках и найти для себя наиболее подходящие, вы сможете в статье на нашем сайте.

Интонация. Под интонацией подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки. С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Бывает так, что интонация, с которой произнесены слова, гораздо важнее самих слов. Хороший оратор должен уметь владеть интонацией, делать логические акценты, повышать и понижать громкость голоса, тон или темп речи, а также делать необходимые паузы.

Для тренировки интонации хорошо подойдет чтение художественных (а особенно драматических) текстов вслух. При этом пробуйте повторять некоторые предложения несколько раз, пытаясь сделать это по-разному, с разной интонаций.

Темп речи. Конечно, темп речи не является непосредственным свойством голоса человека. Но умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к основным навыкам ораторского мастерства. Важно понимать, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается корректировке. Некоторые люди, в силу своего характера, склада ума и привычек, говорят быстрее, другие медленнее.

Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях. Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой, кроме того невысокий темп позволяет слушателям глубже вникнуть в суть поднимаемой проблемы, дает время проанализировать и усвоить сказанное. Отличного эффекта можно добиться при смене темпа речи по ходу выступления: чтобы сделать важный акцент на определенной мысли вам стоит всего лишь временно замедлить общий темп речи и произнести необходимую идею четко и медленно, или даже сделать перед этим небольшую паузу.

Паузы. Умение делать правильные паузы не менее важно, чем способность говорить быстро или медленно. Пауза во время произнесения производит такое же впечатление, как и внезапный звук во время тишины, она привлекает внимание. Кроме того, после паузы новая мысль часто звучит убедительнее, чем непрерывная последовательность произносимых идей. Многие паузы в речи соответствуют структуре текста и расположению знаков препинания, но иногда паузы могут выходить за рамки письменной речи. Паузы при произнесении речи могут быть следующими:

  • Паузы хезитации при речевой импровизации — речевое колебание, связанное со спонтанностью речи, оно рождается непосредственно в момент речи, возникает проблема выбора речевых единиц (слов и грамматических структур) и планирования предложения в целом. Это тот случай, когда ваша мысль ускользнула, и вы ненадолго задумались над тем, о чем говорили ранее и хотите сказать в данный момент.
  • Интонационно-логические, интонационно-синтаксические паузы необходимы для передачи интонации фразы и ее правильного смысла. Всем хорошо знаком банальный пример «казнить нельзя помиловать», в котором смысл фразы напрямую зависит от постановки паузы в правильном месте.
  • Психологические паузы используются для смысловых и эмоциональных акцентов.
  • Физиологические паузы обусловлены нашей особенностью произносить речь. Например, нам нужно вдыхать воздух для произнесения фразы и на этом вдохе возникает небольшая пауза, которая не имеет смыслового или иного оттенка.
  • Ситуативные паузы связаны с тем, что мы не можем быть отделены от внешнего окружения. Пауза может возникнуть при неожиданном вопросе или внезапном громком звуке из зала. Эти паузы также являются частью нашего публичного выступления и возникают часто по объективным причинам, не зависящим от оратора.

Специалисты выделяют несколько общих правил эффективного использования пауз в речи:

  1. Короткие паузы воспринимаются лучше длинных.
  2. Только половина среднестатистических слушателей в состоянии как следует понять фразу, содержащую более 13-15 слов.
  3. К тому же, одна треть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова в рамках одного предложения, вообще теряет связь с его началом.

Поведенческие приемы

Ниже приведены основные рекомендации по поведению оратора перед аудиторией. Все эти рекомендации поделены на 3 группы: позы, жесты, мимика. Кому-то из специалистов эти особенности поведения оратора кажутся не очень существенными и исключительно субъективными, кто-то, наоборот, считает, что следует уделять этому чуть ли не самую важную роль. В данном разделе мы в большей степени придерживаемся первой точки зрения. Авторы 4brain.ru считают, что главный принцип поведения на сцене – общественно приемлемое поведение, при котором оратор чувствует себя свободно, естественно и уверенно. Если же вы пытаетесь сознательно контролировать свою позу, жесты и мимику в процессе выступления, вы рискуете выглядеть неловко, слишком напряженно и упустить другие более важные детали выступления, касающиеся его содержательной стороны.

Поза. Поза оратора напрямую зависит от личных качеств выступающего и обстоятельств произнесения речи. Если попытаться найти наиболее общие рекомендации относительно позы, можно процитировать слова Хайнца Леммермана о том, что хороший оратор не является ни непоседой, ни столбом. Лучше всего, когда поза выступающего выражает спокойствие и уверенность, а его жесты свободны и хорошо координированы, а не небрежны и вызывающе хаотичны.

Итак, общие рекомендации к поведению во время выступления: быть естественным и вести себя адекватно ситуации. Например, рука в кармане не будет сильной помехой при деловой беседе внутри коллектива, но на презентации продукта для инвесторов она может выглядеть немного вульгарно. Попробуйте интуитивно представить себе позу человека, выступление которого вы сами захотели бы наблюдать и слушать, ваши внутренние ориентиры обязательно помогут вам подобрать уместную модель поведения на публике.

В специальной литературе по ораторскому искусству можно встретить следующие рекомендации относительно позы выступающего во время произнесения речи:

  • Не держать руки в карманах (большинство ораторов успешно нарушают это правило)
  • Не скрещивать руки на груди
  • Не держать руки за спиной
  • Не сутулиться, и наоборот, не слишком выпячиваться

Также лучше попытаться избавиться от некоторых вредных привычек, если они сильно выделяются на фоне вашего выступления. Некоторые люди часто пожимают плечами, качают ногой, кивают головой, снимают и надевают очки, поглаживают воображаемую бороду, дергают себя за ухо или вертят в руках различные предметы и т.д. Это не такая уж помеха, как может показаться на первый взгляд, но если вам кажется, что это мешает выступлению, отвлекает вас и слушателей от содержательного компонента речи, постарайтесь избежать этих навязчивых действий или переключиться на другие жесты.

Жестикуляция. Оживленная жестикуляция помогает нам ярче выразить свои мысли, подчеркнуть важные моменты, поддержать эмоциональный порыв. Некоторые жесты можно также использовать для визуализации: показать число на пальцах, продемонстрировать примерный размер предмета, указать на доску или иллюстрацию. Многие из вас могут без труда выразить приглашение, отказ, побуждение, вопрос, сомнение и другие коммуникативные интенции с помощью жестов. Однако при этом мы вряд ли увидим одинаковые жесты в исполнении разных людей, поскольку системы жестикуляции разнообразны не только в разных странах, но и среди представителей одной нации. Шаблонных фигур жестикуляции не существует, но язык тела всегда сопутствует нашему мыслительному процессу.

Один ученый, Альберт Мейерабиан, установил, что передача информации только на 7 %происходит за счет вербальных средств, на 38% — за счет звуковых средств, и на55% — за счет остальных невербальных средств. В это не трудно поверить, вспомнив, например, немое кино, фильмы с Чарли Чаплином. Этот великий актер (который, кстати, по некоторым данным считается и великим оратором), не произнося в своих фильмах ни единого слова, умел передать зрителям невероятное количество оттенков смысла, эмоций и очень доступно рассказать о любой ситуации всего лишь используя жесты, мимику, язык тела.

Мимика. Мимика оратора тоже передает часть информации зрителям. Важно чтобы мимика была естественна и соответствовала ситуации, тогда она сыграет вам на пользу. В ином случае лучше не пытаться нарочно изобразить мимический жест, и увлекаться импровизацией, если у вас нет профессиональных актерских навыков.

Редко встречаются люди, которые лишены мимики, поэтому вы, скорее всего, уже пользуетесь ей в своих выступлениях. Например, если вы говорите с сарказмом, то наверняка, немного прижмуриваетесь и делаете еле заметную ухмылку, а когда рассказываете какой-то неочевидный факт, немного шире раскрываете глаза.

Чтобы наглядно представить себе, что увидят ваши слушатели на выступлении, подойдите к зеркалу и попытайтесь с помощью мимики изобразить эмоции, соответствующие следующим ситуациям:

  1. Вы рассказываете о серьезной проблеме, которая волнует вас и вашу аудторию.
  2. Вы предлагаете быстрое и эффективное решение этой проблемы.
  3. Вы комментируете ошибочную точку зрения вашего оппонента.
  4. Вы иронизируете по поводу какой-либо ситуации.
  5. Вы сообщаете что-то неожиданное.
  6. Вы говорите самые важные мысли вашей речи.

Кроме всего прочего обратите внимание на ваши глаза. Взгляд выдает вашу заинтересованность в общении с людьми, пришедшими на выступление. Если вы смотрите поверх голов слушателей или, наоборот, в пол, то не трудно сделать вывод, что вам интересно не столько донести информацию до людей, сколько просто правильно произнести заготовленную речь. Важно постараться наладить визуальный контакт с лицами в зале, периодически переводя взгляд с одного человека на другого. Скорее всего, вы найдете тех, кто с вами солидарен, поддерживающе следит за вами взглядом или кивает. Если же от волнения вы начнете слишком быстро и часто переводить взгляд, такое поведение может выдать ваши переживания и неуверенность.

Во время выступления очень важно учитывать не только содержание речи, но и поведение оратора в процессе ее произнесения, поскольку именно поведение позволяет вам наладить контакт со слушателями и правильно преподнести им подготовленный материал. Для слушателей и зрителей важна не только сама информация, которую они получают, но и живой человек, оратор, который, в отличие от автора книги предлагает аудитории живое общение, позволяет внести некую интерактивность в происходящий процесс. Инициаторами этого процесса выступают именно умелые ораторы, благодаря правильному поведению выразительным жестам и мимике которых, мы с большим увлечением слушаем их выступления. Мы рекомендуем вам познакомиться с выступлениями опытных, знаменитых ораторов, которые обладают всеми необходимыми качествами для завоевания внимания и уважения аудитории. Эти качества естественным образом сочетаются в их поведении перед публикой.

Если же вы чувствуете, что в ваших публичных выступлениях не хватает поведенческих факторов, правильной позы, яркой жестикуляции и выразительной мимики, вам наверняка пригодятся навыки актерского мастерства, о которых вы сможете прочитать в разрабатываемом тренинге по актерскому мастерству.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете поработать с кейсом и пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов.

Кейс Проверьте свои навыки с кейсом «Судебное красноречие»

В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Виктория Шилкина

Главный редактор электронной библиотеки обзоров книг нон-фикшен KnigiKratko.ru.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).

Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

Приветствие аудитории

Оказавшись перед аудиторией, первые слова, которые вы произнесете, должны быть приветствием людям, которые пришли послушать вас. Это уважительный, вежливый способ обратиться к присутствующим и привлечь их внимание. Это может показаться очевидным, но об этом часто забывают.

Редко кто начинает разговаривать с группой, не обратившись к ее членам персонально, то есть не поприветствовав их. Но приветствия бывают разного толка. Одни люди произносят приветственные слова напоказ, в качестве некой традиции или ритуала, тогда как другие вкладывают в них свою душу, стараясь быть вежливыми и дружелюбными.

Приветствие направлено на две цели. Первая заключается в том, чтобы действительно поздороваться: пожелать всем доброго вечера, например. Вторая – это привлечь внимание к тому факту, что вы стоите перед аудиторией. Например, когда во время вечеринки вы говорите «Минуточку внимания», чтобы произнести тост, это больше чем просто приветствие; вы привлекаете внимание каждого участника к факту своего присутствия и объявляете о том, что собираетесь говорить.

Приветствие – это часть введения, которое, как вы видите, фокусирует внимание аудитории, вызывает у людей желание того, чтобы ваше выступление оказалось успешным, настраивает на дружелюбный лад, желание испытать интерес и обратить внимание на ваше послание. Вступление также устраняет сопротивление, которое могут испытывать слушатели в отношении вас, предмета доклада или окружающей обстановки вследствие ее дискомфорта или мыслей о тех делах, которые их ждут после окончания мероприятия. Короче говоря, приветствие информирует собравшихся, что вы готовы начать.

Будучи частью введения, приветствие также помогает привлечь слушателей на свою сторону.

Соблюдайте формальности и старшинство

Форма приветствия всегда должна соответствовать степени формальности мероприятия, начиная от более официальных ситуаций, когда вы обращаетесь к аудитории со словами «леди и джентльмены», и заканчивая неформальными ситуациями, когда достаточно сказать «привет!». Кстати, обращение «леди и джентльмены» подходит практически для всех ситуаций.

У женщин есть право первенства, то есть их надо приветствовать первыми, если они не входят в совет директоров и не сидят за почетным столом, когда старшинство определяется иерархией, а не половой принадлежностью. Например, за почетным столом во время церемонии сидят президент страны и женщина-министр, то первым следует приветствовать президента, как самую важную персону среди присутствующих, а не министра.

Начинайте с приветствия самых важных персон. Обратите внимание на эту деталь, потому что я знаю случаи, когда политические конфликты и враждебность возникали из-за того, что оратор не приветствовал почетных гостей или не приветствовал их в нужной последовательности.

Будьте осторожны: аудитория может потерять к вам интерес, пока вы приветствуете большое количество почетных гостей одного за другим. Если протокол не требует, чтобы каждого из гостей приветствовали по отдельности, то можно найти прекрасный выход из этой ситуации, обратившись к «почетным приглашенным гостям». Однако если присутствуют представители власти или знаменитости, которых нельзя игнорировать, то решение может выглядеть так: «Я хотел бы поприветствовать господина президента Барака Обаму и распространить это приветствие на всех уважаемых почетных гостей, леди и джентльмены». Таким образом вы выразите свое уважение властной фигуре и не потратите время впустую на бесконечные приветствия остальным почетным гостям.

Проявляйте политическую чуткость

Некоторые собрания проводятся исключительно с политическими целями ради продвижения какой-нибудь фигуры. Люди ходят на подобные мероприятия не ради темы доклада, а просто чтобы оказаться на виду и чтобы услышать, как собравшиеся произносят их имя. В такой ситуации не стоит слишком беспокоиться относительно самого послания, однако необходимо упомянуть всех сидящих за столом для почетных гостей, а в некоторых случаях и в зале. Вы можете не сказать ничего содержательного, но все будут довольны устроенным вами представлением.

Это граничит с лицемерием? Я тоже так считаю, но такова жизнь. Если вы знаете, что собрание преследует чисто политические цели, либо не приходите на него и храните верность своим принципам, либо играйте по заявленным правилам. Желание донести до слушателей послание с глубоким смыслом в такой ситуации сродни желанию читать проповеди в пустыне, где не найти никаких слушателей, кроме верблюдов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Вопрос 1

Приемы позитивного воздействия на людей.

Уловки.

Доводы. Их классификация.

Методы убеждения собеседника.

Полемические приемы.

Речевые тактики.

«Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».Восточная мудрость.

В процессе речевой коммуникации важны не только эмоциональность оратора, но и его убежденность. Наиболее крупные успехи в деловом мире выпадали на долю людей, которые обладали вдобавок к своим знаниям еще и способностью хорошо говорить, склонять людей к своей точке зрения и рекламировать себя и свои идеи. Умение выступать является кратчайшим путем к известности. Оно ставит человека в центр внимания. Общаясь с другими людьми, следует не забывать советов, данных Карнеги:

— «Чтобы предвидеть поведение партнера, нужно взглянуть на ситуацию его глазами».

— «Вместо того чтобы осуждать людей, следует попытаться их понять. Следует представить себе, почему они поступают именно так, а не иначе? … Все понять – значит, все простить».

— Для того чтобы побудить кого-либо что-то сделать, надо «заставить другого человека захотеть это сделать».

— «Единственный способ на земле повлиять на другого человека – это говорить о том, чего он хочет, и научить его, как ему получить желаемое».

— «Единственный способ оказать воздействие на окружающих – это говорить о том, чего хотят они».

Следовать этим советам – значит помочь себе в речевой коммуникации. Но для того чтобы общение с собеседником было эффективным, следует также использовать различные составляющие риторического мастерства, среди которых одно из основных – владение речевыми приемами, позволяющими добиться поставленной цели, успеха в речевой коммуникации.

Успех в коммуникации зависит от умения эффективно владеть тремя определяющими категориями: логикой, психологией и речью. Последняя особенно важна, поскольку вся информация доносится до слушателя посредством речи (языка). В полемике не всегда побеждает тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать на нее и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна для того, кого убеждаешь.

В каждой ситуации общения используется своя стратегия.

Стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения.

Стратегия общения реализуется в речевых тактиках.

Речевые тактики – речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации.

В ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере – другие. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует выбирать соответствующие речевые тактики — ни одна из них не является универсальной и эффективной на все случаи жизни. Например, вот как рассказал отец сыну о вреде курения:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый-престарый царь. У царя был единственный сын, который курил. От курения царевич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой помощи».

На мальчика сказка произвела сильное впечатление, и он сказал: «Не буду я больше курить…»

При выборе соответствующих речевых приемов следует учитывать такие факторы, как:

— цель речевой коммуникации (подвести к принятию определенного решения; отказаться от первоначальных взглядов; высказать критические замечания, сохранив при этом у человека желание исправить ошибки и улучшив отношения с ним; опровергнуть точку зрения оппонента и т.д.);

— степень убежденности делового партнера, его компетентность;

— ситуацию общения,

— психологические особенности коммуникантов,

— занимаемое ими положение,

— возраст,

— особенности восприятия информации и т.п.

Стратегической целью использования речевых тактик может быть не только убеждение, но и получение максимума информации по теме общения, налаживание контакта с будущим клиентом, самопрезентация и др.

Использование речевых тактик в диалогическом общении усложнено тем, что ход диалога не может быть запланирован заранее во всех деталях, как это возможно при подготовке к монологической речи, поскольку неизвестно речевое поведение собеседника на той или иной стадии развития беседы.

Для деловых людей особенно важно уметь использовать речевые тактики именно в диалогическом общении. Вступая в контакт с незнакомым человеком, они зачастую не знают ни его знаний, ни его социальный статус и т.д. Как сделать диалог плодотворным? Во-первых, необходимо умело использовать разнообразные и уместные речевые тактики, и, во-вторых, уметь распознать речевые тактики собеседника, быстро на них реагировать.

Какие же существуют речевые тактики?

Речевые тактики подразделяются на 2 группы — основные и специфические.

Основные речевые тактики:

1. «Обобщение». Используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация, только что сказанная, не случайна, тем самым подкрепляется возможное общее мнение.

Типовые выражения этой речевой тактики: «И так всегда…», «Это без конца повторяется…», «С этим сталкиваешься на каждом шагу…».

Например, «Анна, опять ты опаздываешь и не готова к практическим занятиям. И это не только я тебе говорю, но и многие преподаватели жалуются на тебя».

2. «Приведение примера» — тактика, показывающая, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Типовые выражения: «Вот пример…», «Например, на прошлой неделе…».

3. «Усиление» — тактика, направленная на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего. С целью привлечения внимания используются соответствующие речевые фразы: «Это ужасно, что…», «Это позор, что…» и т.п.

Например, «Это позор, что у студентов юридического факультета самая плохая дисциплина в университете».

4. «Уступка». Позволяет продемонстрировать терпимость, сочувствие. Высказав (написав), что хотелось, что давно уже накопилось, наболело и созрело, человек затем идет как бы на уступку, стремясь сохранить с аудиторией позитивные отношения. Используются такие речевые формулы, как «Среди них попадаются и хорошие люди», «Но сказанное ко всем присутствующим не относится, среди вас много добросовестных студентов. К кому адресовано сказанное, надеюсь, узнают себя самостоятельно…».

5. «Сдвиг». Соответствующая расстановка смысловых акцентов в высказывании, положительная самопрезентация. Информацию критического характера вы высказываете не от своего лица, а как бы «сдвигая» ее на другого человека (третье лицо), к которому бы она реально относилась. Фраза начинается словами: «Мне-то, в общем, все равно, но…».

Например, плохо убирается подъезд многоэтажного дома и прилегающая территория. Вас это возмущает, но вы по определенным причинам не хотели бы портить отношения с обслуживающим персоналом. Поэтому вы произносите: «Мне, в общем-то, все равно, убирается подъезд или нет, я каждый день с утра до вечера на работе, но многие жильцы нашего дома собирались писать по этому поводу жалобу в различные инстанции».

Или:

Громко играет музыка в соседней квартире, портить отношения с соседями не в ваших интересах, поэтому вы говорите: «Мне, в общем-то, все равно, какая играет у тебя музыка и насколько громко, но у соседей этажом ниже маленький ребенок и молодая мать не может уложить ребенка спать ни днем, ни ночью. Она часто на это жалуется. Ты бы не мог делать громкость музыки немного поменьше».

6. «Контраст» (использование антонимических понятий, противопоставлений, например: «мы…, они…»).

Речевая тактика «контраст» имеет две функции:

1. Риторическую — привлечение внимания к участникам отношения контраста.

2. Семантическую — подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий. Например: «Нам приходится долгие годы трудиться, они получают пособия и ничего не делают».

Специфические речевые тактики (используются, в основном, в сфере делового общения):

1. «Неожиданность». Использование в речи любого неизвестного факта, неожиданной или неизвестной слушателям информации. Например, идет сложная лекция по теории экономики, преподаватель объясняет механизм начисления заработной платы, но замечает, что внимание студентов рассеяно. Неожиданно она произносит: «А вы знаете, у кого в России и в мире самая высокая заработная плата? Какую максимальную сумму можно заработать за один раз (выполняя единоразовую работу)?» Студенты начинают слушать преподавателя.

Или:

Сидит ученица в определенной позе, думая далеко не о теме урока. Учитель подходит к ней и говорит:

— Катя, а ты знаешь, о чем говорит твоя поза?

— О чем?

— Это означает, что…

2. «Провокация». На короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы привлечь внимание аудитории, использовать этот период для подготовки слушателей к основным выводам, уточнения и более четкого определения собственной позиции.

Например, идет очередная лекция. Несмотря на различные приемы привлечения внимания, которые преподаватель пытался использовать, студенты работают недостаточно хорошо. Тогда преподаватель говорит: «Завтра вы будете писать второй рейтинг по данной дисциплине, от результатов которого во многом будет зависеть ваша итоговая оценка». Студенты начинают возмущаться. Преподаватель идет им «навстречу», говоря, что он отменит рейтинг, если они должным образом будут сегодня работать и усвоят изучаемую тему. Достигнуто главное – внимание студентов привлечено к теме лекционного занятия.

3. «Апелляция к авторитету». Для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на мнение авторитетного человека.

4. «Прогнозирование». Основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

Например, в начале производственного совещания по вопросу о пересмотре должностных обязанностей и повышении предъявляемых к ним требований директор фирмы произнес:

— Сегодня с утра был на рынке, такие высокие цены. Тяжело жить на вашу зарплату?

Слышатся с разных сторон подтверждающие эту мысль реплики. Директор фирмы продолжает:

– Мы хорошо с вами работали последнее время и фирма располагает определенными финансовыми возможностями. Я могу вам помочь по мере моих возможностей — повысить каждому сотруднику заработную плату на 50%. Согласны?

В очередной раз слышатся радостные высказывания. Сотрудники заметно оживляются. Директор продолжает:

— Но вы же понимаете, что всё, в том числе и заработную плату, надо заработать. Согласны?

— Конечно, — послышалось с разных сторон.

— Ну вот и давайте рассмотрим, кто, что, в каком объеме должен делать и каковы требования, которые будут предъявляться к каждому сотруднику.

5. «Внесение элемента неформальности». Учитывая предмет речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях (чтобы показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение). Использование этой тактики позволяет преодолеть сдержанность и предвзятость, изменить мнение в свою пользу. Данная тактика используется с целью:

1) установить контакт, снять психологическую напряженность в процессе общения;

2) сохранить у вашего оппонента желание переделать что-либо, сделанное с ошибками, при этом сохранив хорошие отношения с данным человеком. Для этого в начале разговора надо сказать вашему собеседнику что-либо приятное, затем – дать ему понять, в чем он ошибся и как исправить допущенные ошибки, в конце разговора тоже выразить надежды, что вы верите в него, в его способности, возможности (закончить на положительной ноте).

Например, молодой сотрудник часто допускает в своей работе ошибки, недочеты. Его вызывает начальник и … После Иразговор может протекать совсем по-разному, в разных направлениях. Если начальник прямо (да еще и с повышенными интонациями, на повышенных тонах) выскажет молодому сотруднику все свои претензии, — особого эффекта не будет. Во-первых, ухудшатся отношения (по крайней мере, со стороны молодого специалиста), во-вторых, после соответствующего «разговора» навряд ли появится горячее желание переделать что-либо и исправить все допущенные ошибки (если только под угрозами дисциплинарного или финансового, трудового характера). После И разговор может разворачиваться и в совершенно другом русле. Например, начальник говорит своему молодому сотруднику, используя речевую тактику «внесение элемента неформальности»:

— Проходи, садись, пожалуйста. Вот смотрю на тебя, молодого и красивого, и вспоминаю годы своей молодости, как после института поехал я работать …

Далее идет небольшой рассказ о начале трудового пути, о том, что не все получалось сразу. После этого начальник продолжает:

— Всему в институте научиться невозможно, ошибки бывают у всех. И у меня их было много. Но очень важно, чтобы рядом с тобой был человек, который бы верил в тебя, помог, поддержал. Я очень благодарен своему первому начальнику, который всегда в трудное время был рядом со мной, подсказывал, помогал. Благодаря его «жизненной школе» я сейчас нахожусь в этом кресле. Мне бы очень хотелось стать для тебя именно таким человеком, помочь тебе. И я уверен, что ты достигнешь гораздо больших высот, чем я.

Далее идет деловой разговор о том, что и как делать.

6. «Да-да-да». Партнеру задается три-четыре вопроса, подводящих к основному, на которые он должен ответить «да» и тогда, вероятнее всего, на основной вопрос он также ответит положительно. Это одна из самых древних тактик. Изобрел ее великий древнегреческий философ Сократ и блестяще использовал для убеждения собеседников.

Например. Семья состояла из трех человек. В семье работала домработница. Отец был банкир, человек профессионально жесткий. Это был неплохой, благонамеренный человек. Он очень заботился о семье. Жена была мягкой и доброй женщиной. Дочь представляла собой комбинацию родителей. Она считала отца отвратительным человеком, а мать – очаровательной женщиной и всегда была на стороне матери. Но действовала она — как отец.

Когда в очередной раз дочь вывела отца, он сказал, что она упряма и у нее тяжелый характер. На что домработница сказала отцу девочки:

— Вы ведь человек, немало преуспевший в жизни, не правда ли?

— Да.

— И что же, вы все это получили просто так? Разве у вашего отца был уже банк и он просто сказал вам: «Ну вот, теперь ты президент банка?»

— Нет-нет, я пробился своими силами.

— Это значит, что вы довольно упрямы?

— Да.

— Значит, вы имеете в себе нечто, позволяющее вам достигнуть нынешнего положения и стать хорошим банкиром? И вам иногда приходится отказывать людям в чем-то, что они хотели бы от вас получить, потому что вы знаете, что это могло бы привести к дурным последствиям?

— Да.

— Итак, в вас есть нечто достаточно упрямое, и оно вас действительно защищает от серьезных опасностей?

— Да, конечно. Такие вещи надо твердо держать в руках.

— Так вот, если вы присмотритесь к вашей дочери, вы заметите, что это вы научили ее упрямству, научили ее, как постоять за себя. Вы подарили ей нечто, что может спасти ей жизнь…

С точки зрения речевой коммуникации успех был обеспечен благодаря использованию речевой тактики «да-да-да».

7. «Черный оппонент».Данная тактика используется в двух разновидностях:

7.1 Тактика, противоположная тактике «да-да-да». В данном варианте используется для того, чтобы разубедить собеседника, отговорить его от первоначальных взглядов, отказаться от своих изначальных точек зрения и т.п.

Например, Безруков решил открыть магазин элитной одежды в городе областного подчинения, где аналогичных магазинов пока что не было. Намерения у него – самые благие: и жителей города красиво одеть, и самому хорошо заработать. Но по образованию он модельер, а не финансист. Но с финансовой точки зрения это, как раз-таки, было не выгодно. Его знакомый, разбирающийся в вопросах бизнеса, решил ему помочь принять правильное решение. Он ему говорит:

— Одежда, которую ты собираешься продавать, очень красивая, но стоит дорого. Смогут ли ее покупать люди с небольшим достатком?

— Нет.

— Средняя заработная плата жителей этого города – 3000 рублей. Многие ли будут делать покупки в твоем магазине?

— Нет.

— Если не будет товарооборота, будешь ли ты иметь прибыль?

— Нет.

— Так стоит ли вкладывать деньги в открытие магазина, который не принесет тебе прибыль?

— Нет.

7.2 Тактика, используемая для подведения собеседника к определенному выводу относительно своей собственной позиции и сложившегося положения. Партнеру по общению задается несколько вопросов с таким расчетом, чтобы на один из них он не смог ответить. Тогда незамедлительно произносится фраза типа: «Вот видите, вопрос не подготовлен», «над данной проблемой стоит подумать еще», «не стоит торопиться с принимаемыми решениями» и т.п. Данная разновидность тактики «черный оппонент» используется в различных ситуациях делового общения, например, в ходе переговоров, когда они зашли в тупик.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

вопросов должно быть не более трех, в противном случае тактика разрушается и налицо просто предвзятое отношение к собеседнику;

вопросы должны быть достаточно сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку, если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработает;

речевая формула произносится при первом же затруднении с ответом,

не следует позволять партнеру развивать свой ответ и перехватывать речевую инициативу.

8. «Подмазывание аргумента». Уловка, сопровождающаяся различными комплиментами партнеру по общению. Например, «Вы, как человек умный, не станете отрицать», «Всем хорошо известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы…», «Человек, недостаточно образованный, не оценит, не поймет приведенный аргумент, но вы…». Иногда собеседнику тонко дают понять, что к нему лично относятся с особым уважением, высоко ценят его ум, признают его достоинства. Но речевая тактика «Подмазывание аргумента» — это слабый довод, который может быть легко опротестован. Некоторые специалисты относят «Подмазывание аргумента» к недопустимым уловкам – вы говорите, что человек хороший, но не потому, что он действительно хороший, а для того, чтобы склонить его к принятию решению, выгодного и нужного вам.

9. «Юмор». Важно не «засушивать» свою речь. Приводить смешные, парадоксальные примеры, перемежать выступление, беседу веселыми шутками, забавными историями, в том числе и из своей жизни. Данная речевая тактика особенно эффективна. Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку в сочетании с невербальными элементами (например, улыбкой) позволит добиться успеха в речевой коммуникации любого уровня.

10. «Прямое включение». Отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и друг с другом, имеют необходимый предварительный запас знаний. Это избавит от необходимости разъяснять все с самого начала, повысит информативность речи и позволит выиграть время для обсуждения проблемы. От вступления отказываются также и в том случае, если перед вами мобильный собеседник.

В этой статье рассматривается создание достаточного простого автотеста. Статья будет полезна начинающим автоматизаторам.

Материал изложен максимально доступно, однако, будет значительно проще понять о чем здесь идет речь, если Вы будете иметь хотя бы минимальные представления о языке Java: классы, методы, etc.

Нам понадобятся:

  • установленная среда разработки Intellij IDEA (является самой популярной IDE, для большинства случаев достаточно бесплатной версии Community Edition);
  • установленные Java (jdk/openjdk) и Maven, прописанные в системные окружения ОС;
  • браузер Chrome и chromedriver — программа для передачи команд браузеру.

Создание проекта

Запустим Intellij IDEA, пройдем первые несколько пунктов, касающихся отправки статистики, импорта проектов, выбора цветовой схемы и т.д. — просто выберем параметры по умолчанию.

В появившемся в конце окне выберем пункт «Create New Project», а в нем тип проекта Maven. Окно будет иметь вид:

  • Maven — это инструмент сборки Java проектов;
  • Project SDK — версия Java, которая установлена на компьютере;
  • Create from archetype — это возможность создавать проект с определенным архетипом (на данном этапе данный чекбокс отмечать не нужно).

Нажмем «Next». Откроется следующее окно:

Groupid и Artifactid — идентификаторы проекта в Maven. Существуют определенные правила заполнения этих пунктов:

  • Groupid — название организации или подразделения занимающихся разработкой проекта. В этом пункте действует тоже правило как и в именовании пакетов Java: доменное имя организации записанное задом наперед. Если у Вас нет своего доменного имени, то можно использовать свой э-мейл, например com.email.email;
  • Artifactid — название проекта;
  • Version — версия проекта.

Нажмем «Finish»: IDE автоматически откроет файл pom.xml:

В нем уже появилась информация о проекте, внесенная на предыдущем шаге: Groupid, Artefiactid, Version. Pom.xml — это файл который описывает проект. Pom-файл хранит список всех библиотек (зависимостей), которые используются в проекте.

Для этого автотеста необходимо добавить две библиотеки: Selenium Java и Junit. Перейдем на центральный репозиторий Maven mvnrepository.com, вобьем в строку поиска Selenium Java и зайдем в раздел библиотеки:

Выберем нужную версию (в примере будет использована версия 3.14.0). Откроется страница:

Копируем содержимое блока «Maven» и вставим в файл pom.xml в блок

<dependencies> </dependencies>

Таким образом библиотека будет включена в проект и ее можно будет использовать. Аналогично сделаем с библиотекой Junit (будем использовать версию 4.12).

Итоговый pom-файл:

Создание пакета и класса

Раскроем структуру проекта. Директория src содержит в себе две директории: «main» и «test». Для тестов используется, соответственно, директория «test». Откроем директорию «test», кликом правой клавиши мыши по директории «java» выберем пункт «New», а затем пункт «Package». В открывшемся диалоговом окне необходимо ввести название пакета. Имя базового пакета должно носить тоже имя, что и Groupid — «org.example».

Следующий шаг — создание класса Java, в котором пишется код автотеста. Кликом правой клавиши мыши по названию пакета выберем пункт «New», а затем пункт «Java Class».

В открывшемся диалоговом окне необходимо ввести имя Java класса, например, LoginTest (название класса в Java всегда должно начинаться с большой буквы). В IDE откроется окно тестового класса:

Настройка IDE

Прежде чем начать, необходимо настроить IDE. Кликом правой клавиши мыши по названию проекта выберем пункт «Open Module Settings». В открывшемся окне во вкладке «Sources» поле «Language level» по умолчанию имеет значение 5. Необходимо изменить значение поля на 8 (для использования всех возможностей, присутствующих в этой версии Java) и сохранить изменения:

Далее необходимо изменить версию компилятора Java: нажмем меню «File», а затем выберем пункт Settings.

В открывшемся перейдем «Build, Execution, Deployment» -> «Compiler» -> «Java Compiler». По умолчанию установлена версия 1.5. Изменим версию на 8 и сохраним изменения:

Test Suite

Описание:

  1. Пользователь открывает страницу аутентификации;
  2. Пользователь производит ввод валидных логина и пароля;
  3. Пользователь удостоверяется в успешной аутентификации — об этом свидетельствует имя пользователя в верхнем правом углу окна;
  4. Пользователь осуществляет выход из аккаунта путем нажатия на имя пользователя в верхнем правом углу окна с последующим нажатием на кнопку «Выйти…».

Тест считается успешно пройденным в случае, когда пользователю удалось выполнить все вышеперечисленные пункты.

Для примера будет использоваться аккаунт Яндекс (учетная запись заранее создана вручную).

Первый метод

В классе LoginTest будет описана логика теста. Создадим в этом классе метод «setup()», в котором будут описаны предварительные настройки. Итак, для запуска браузера необходимо создать объект драйвера:

WebDriver driver = new ChromeDriver();

Перед созданием объекта WebDriver следует установить зависимость, определяющую путь к chomedriver (в ОС семейства Windows дополнительно необходимо указывать расширение .exe):

System.setProperty(«webdriver.chrome.driver», «/usr/bin/chromedriver»);

Чтобы ход теста отображался в полностью открытом окне, необходимо сказать об этом драйверу:

driver.manage().window().maximaze();

Случается, что элементы на страницах доступны не сразу, и необходимо дождаться появления элемента. Для этого существуют ожидания. Они бывают двух видов: явные и неявные. В примере будет использовано неявное ожидание Implicitly Wait, которое задается вначале теста и будет работать при каждом вызове метода поиска элемента:

driver.manage().timeouts().implicitlyWait(10, TimeUnit.SECONDS);

Таким образом, если элемент не найден, то драйвер будет ждать его появления в течении заданного времени (10 секунд) и шагом в 500 мс. Как только элемент будет найден, драйвер продолжит работу, однако, в противном случае тест упадем по истечению времени.

Для передачи драйверу адреса страницы используется команда:

driver.get(«https://passport.yandex.ru/auth»)

Выносим настройки

Для удобства вынесем название страницы в отдельный файл (а чуть позже и некоторые другие параметры).

Создадим в каталоге «test» еще один каталог с названием «resources», а в нем обычный файл «conf.properties», в который поместим переменную:

loginpage = https://passport.yandex.ru/auth

а также внесем сюда путь до драйвера

chromedriver = /usr/bin/chromedriver

В пакете «org.example» создадим еще один класс «ConfProperties», который будет читать записанные в файл «conf.properties» значения:

package org.example; import java.io.FileInputStream; import java.io.IOException; import java.util.Properties; public class ConfProperties { protected static FileInputStream fileInputStream; protected static Properties PROPERTIES; static { try { //указание пути до файла с настройками fileInputStream = new FileInputStream(«src/test/resources/conf.properties»); PROPERTIES = new Properties(); PROPERTIES.load(fileInputStream); } catch (IOException e) { e.printStackTrace(); //обработка возможного исключения (нет файла и т.п.) } finally { if (fileInputStream != null) try { fileInputStream.close(); } catch (IOException e) { e.printStackTrace(); } } } /** * метод для возврата строки со значением из файла с настройками */ public static String getProperty(String key) { return PROPERTIES.getProperty(key); } }

Обзор первого метода

Метод «setup()» пометим аннотацией Junit «@BeforeClass», которая указывает на то, что метод будет выполняться один раз до выполнения всех тестов в классе. Тестовые методы в Junit помечаются аннотацией Test.

package org.example; import org.junit.BeforeClass; import org.openqa.selenium.WebDriver; import org.openqa.selenium.chrome.ChromeDriver; import java.util.concurrent.TimeUnit; public class LoginTest { /** * осуществление первоначальной настройки */ @BeforeClass public static void setup() { //определение пути до драйвера и его настройка System.setProperty(«webdriver.chrome.driver», ConfProperties.getProperty(«chromedriver»)); //создание экземпляра драйвера WebDriver driver = new ChromeDriver(); //окно разворачивается на полный экран driver.manage().window().maximize(); //задержка на выполнение теста = 10 сек. driver.manage().timeouts().implicitlyWait(10, TimeUnit.SECONDS); //получение ссылки на страницу входа из файла настроек driver.get(ConfProperties.getProperty(«loginpage»)); } }

Page Object

При использовании Page Object элементы страниц, а также методы непосредственного взаимодействия с ними, выносятся в отдельный класс.

Создадим в пакете «org.example» класс LoginPage, который будет содержать локацию элементов страницы логина и методы для взаимодействия с этими элементами.

Откроем страницу авторизации в сервисах Яндекс (https://passport.yandex.ru/auth) в браузере Chrome. Для определения локаторов элементов страницы, с которыми будет взаимодействовать автотест, воспользуемся инструментами разработчика. Кликом правой кнопки мыши вызовем меню «Просмотреть код». В появившейся панели нажмем на значок курсора (левый верхний угол панели разработчика) и наведем курсор на интересующий нас элемент — поле ввода логина.

В результате мы увидим этот элемент среди множества других. Теперь мы можем скопировать его локацию. Для этого кликаем правой кнопкой мыши по выделенному в панели разработчика элементу, выбираем меню «Copy» -> «Copy XPath».

//*/div/div/div/div/div/div/div/div/div/div/form/div/div/label

Для локации элементов в Page Object используется аннотация @FindBy.

Напишем следующий код:

@FindBy(xpath = «//*/div/div/div/div/div/div/div/div/div/div/form/div/div/label») private WebElement loginField;

Таким образом мы нашли элемент на страницу и назвали его loginField (элемент доступен только внутри класса LoginPage, т.к. является приватным).

Однако, такой длинный и страшный xpath использовать не рекомендуется (рекомендую к прочтению статью «Не так страшен xpath как его незнание». Если присмотреться, то можно увидеть, что поле ввода логина имеет уникальный id:

Воспользуемся этим и изменим поиск элемента по xpath:

@FindBy(xpath = «//*»)

Теперь вероятность того, что поле ввода пароля будет определено верно даже в случае изменения местоположения элемента на странице, возросла.

Аналогично изучим следующие элементы и получим их локаторы.

Кнопка «Войти»:

@FindBy(xpath = «//*») private WebElement loginBtn;

Поле ввода пароля:

@FindBy(xpath = «//*») private WebElement passwdField;

А теперь напишем методы для взаимодействия с элементами.

Метод ввода логина:

public void inputLogin(String login) { loginField.sendKeys(login); }

Метод ввода пароля:

public void inputPasswd(String passwd) { passwdField.sendKeys(passwd); }

Метод нажатия кнопки входа:

public void clickLoginBtn() { loginBtn.click(); }

Для того, чтобы аннотация @FindBy заработала, необходимо использовать класс PageFactory. Для этого создадим конструктор и передадим ему в качестве параметра объект Webdriver:

public WebDriver driver; public LoginPage(WebDriver driver) { PageFactory.initElements(driver, this); this.driver = driver; }

package org.example; import org.openqa.selenium.WebDriver; import org.openqa.selenium.WebElement; import org.openqa.selenium.support.FindBy; import org.openqa.selenium.support.PageFactory; public class LoginPage { /** * конструктор класса, занимающийся инициализацией полей класса */ public WebDriver driver; public LoginPage(WebDriver driver) { PageFactory.initElements(driver, this); this.driver = driver; } /** * определение локатора поля ввода логина */ @FindBy(xpath = «//*») private WebElement loginField; /** * определение локатора кнопки входа в аккаунт */ @FindBy(xpath = «//*/..») private WebElement loginBtn; /** * определение локатора поля ввода пароля */ @FindBy(xpath = «//*») private WebElement passwdField; /** * метод для ввода логина */ public void inputLogin(String login) { loginField.sendKeys(login); } /** * метод для ввода пароля */ public void inputPasswd(String passwd) { passwdField.sendKeys(passwd); } /** * метод для осуществления нажатия кнопки входа в аккаунт */ public void clickLoginBtn() { loginBtn.click(); } }

После авторизации мы попадаем на страницу пользователя. Т.к. это уже другая страница, в соответствии с идеологией Page Object нам понадобится отдельный класс для ее описания. Создадим класс ProfilePage, в котором определим локаторы для имени пользователя (как показателя успешного входа в учетную запись), а также кнопки выхода из аккаунта. Помимо этого, напишем методы, которые будут получать имя пользователя и нажимать на кнопку выхода.

Итого, страница будет иметь следующий вид:

package org.example; import org.openqa.selenium.WebDriver; import org.openqa.selenium.WebElement; import org.openqa.selenium.support.FindBy; import org.openqa.selenium.support.PageFactory; public class ProfilePage { /** * конструктор класса, занимающийся инициализацией полей класса */ public WebDriver driver; public ProfilePage(WebDriver driver) { PageFactory.initElements(driver, this); this.driver = driver; } /** * определение локатора меню пользователя */ @FindBy(xpath = «//*») private WebElement userMenu; /** * определение локатора кнопки выхода из аккаунта */ @FindBy(xpath = «//*») private WebElement logoutBtn; /** * метод для получения имени пользователя из меню пользователя */ public String getUserName() { String userName = userMenu.getText(); return userName; } /** * метод для нажатия кнопки меню пользователя */ public void entryMenu() { userMenu.click(); } /** * метод для нажатия кнопки выхода из аккаунта */ public void userLogout() { logoutBtn.click(); } }

Интересный момент: в метод getUserName() пришлось добавить еще одно ожидание, т.к. страница «тяжелая» и загружалась довольно медленно. В итоге тест падал, потому что метод не мог получить имя пользователя. Метод getUserName() с ожиданием:

public String getUserName() { WebDriverWait wait = new WebDriverWait(driver, 10); wait.until(ExpectedConditions.visibilityOfElementLocated(By.xpath(«//*»))); String userName = userMenu.getText(); return userName; }

Вернемся к классу LoginTest и добавим в него созданные ранее классы-страницы путем объявления статических переменных с соответствующими именами:

public static LoginPage loginPage; public static ProfilePage profilePage;

Сюда же вынесем переменную для драйвера

public static WebDriver driver;

В аннотации @BeforeClass создаем экземпляры классов созданных ранее страниц и присвоим ссылки на них. Создание экземпляра происходит с помощью оператора new. В качестве параметра указываем созданный перед этим объект driver, который передается конструкторам класса, созданным ранее:

loginPage = new LoginPage(driver); profilePage = new ProfilePage(driver);

А создание экземпляра драйвера приведем к следующему виду (т.к. он объявлен в качестве переменной):

driver = new ChromeDriver();

Тест

Теперь можно перейти непосредственно к написанию логики теста. Создадим метод loginTest() и пометим его соответствующей аннотацией:

@Test public void loginTest() { //значение login/password берутся из файла настроек по аналогии с chromedriver //и loginpage //вводим логин loginPage.inputLogin(ConfProperties.getProperty(«login»)); //нажимаем кнопку входа loginPage.clickLoginBtn(); //вводим пароль loginPage.inputPasswd(ConfProperties.getProperty(«password»)); //нажимаем кнопку входа loginPage.clickLoginBtn(); //получаем отображаемый логин String user = profilePage.getUserName(); //и сравниваем его с логином из файла настроек Assert.assertEquals(ConfProperties.getProperty(«login»), user); }

Осталось лишь корректно все завершить. Создадим финальный метод и пометим его аннотацией @AfterClass (методы помеченные этой аннотацией выполняются один раз, после завершения всех тестовых методов класса).

В этом методе осуществляется вход в меню пользователя и нажатие кнопки «Выйти», чтобы разлогиниться.

@AfterClass public static void tearDown() { profilePage.entryMenu(); profilePage.userLogout(); driver.quit(); }

Последняя строка нужна для закрытия окна браузера.

Обзор теста

Итого, имеем:

package org.example; import org.junit.AfterClass; import org.junit.Assert; import org.junit.BeforeClass; import org.junit.Test; import org.openqa.selenium.WebDriver; import org.openqa.selenium.chrome.ChromeDriver; import java.util.concurrent.TimeUnit; public class LoginTest { public static LoginPage loginPage; public static ProfilePage profilePage; public static WebDriver driver; /** * осуществление первоначальной настройки */ @BeforeClass public static void setup() { //определение пути до драйвера и его настройка System.setProperty(«webdriver.chrome.driver», ConfProperties.getProperty(«chromedriver»)); //создание экземпляра драйвера driver = new ChromeDriver(); loginPage = new LoginPage(driver); profilePage = new ProfilePage(driver); //окно разворачивается на полный экран driver.manage().window().maximize(); //задержка на выполнение теста = 10 сек. driver.manage().timeouts().implicitlyWait(10, TimeUnit.SECONDS); //получение ссылки на страницу входа из файла настроек driver.get(ConfProperties.getProperty(«loginpage»)); } /** * тестовый метод для осуществления аутентификации */ @Test public void loginTest() { //получение доступа к методам класса LoginPage для взаимодействия с элементами страницы //значение login/password берутся из файла настроек по аналогии с chromedriver //и loginpage //вводим логин loginPage.inputLogin(ConfProperties.getProperty(«login»)); //нажимаем кнопку входа loginPage.clickLoginBtn(); //вводим пароль loginPage.inputPasswd(ConfProperties.getProperty(«password»)); //нажимаем кнопку входа loginPage.clickLoginBtn(); //получаем отображаемый логин String user = profilePage.getUserName(); //и сравниваем его с логином из файла настроек Assert.assertEquals(ConfProperties.getProperty(«login»), user); } /** * осуществление выхода из аккаунта с последующим закрытием окна браузера */ @AfterClass public static void tearDown() { profilePage.entryMenu(); profilePage.userLogout(); driver.quit(); } }

Запуск автотеста

Для запуска автотестов в Intellij Idea имеется несколько способов:

  • Alt+Shift+F10;
  • Клик правой клавишей мышки по имени тестового класса, после чего в открывшемся меню выбрать Run;

В результате выполнения автотеста, в консоли Idea я вижу, что тестовый метод loginTest() пройден успешно:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх