Принудительная ликвидация

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Содержание

Комментарий к статье 61 ГК РФ

1. Ликвидация является способом прекращения юридического лица. Пункт 1 комментируемой статьи говорит о двух видах ликвидации юридического лица — добровольной и принудительной (по решению суда) — и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. Юридические лица (исключая фонды) могут быть ликвидированы добровольно в любое время без указания оснований. Добровольная ликвидация фондов исключается, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (см. п. 2 ст. 119 ГК).

В ч. 2 п. 2 комментируемой статьи содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Так, юридическое лицо может быть ликвидировано во исполнение положений устава, в котором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступления определенного юридического факта — истечения срока, на который создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано <1>.

3. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным в ГК. В случае принятия закона, устанавливающего иные основания для ликвидации юридического лица, не предусмотренные ГК, необходимо внесение соответствующих изменений в ГК.

Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (т.е. когда их исправление применительно к обстоятельствам конкретного случая невозможно), осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Как подчеркнуто в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ, неисполнение обществом требований, содержащихся не в ГК, а в иных законах, может служить основанием для его ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (см. п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.

Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом); причем, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано исключительно по данному основанию (см. п. 4 комментируемой статьи).

4. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ГК, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. В частности, в соответствующих случаях требования о принудительной ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены налоговыми органами (на основании ст. 31 НК), ЦБ РФ (на основании ст. 23.1 Закона о банках), федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (на основании ст. 30 Закона об организации страхового дела).

Следует иметь в виду, что право государственных органов и органов местного самоуправления на предъявление требования о ликвидации юридического лица зависит от компетенции соответствующего органа, закрепленной в законе.

Например, ФКЦБ России имеет право на обращение в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства РФ о ценных бумагах (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг). Налоговые органы имеют право предъявлять в суды требования о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ. При этом преобладает точка зрения, что данное право налоговых органов должно ограничиваться случаями нарушения юридическими лицами налогового законодательства, а также случаями нарушения иных норм законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на эти органы <1>. В частности, налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и в качестве регистрирующего органа они вправе обращаться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (см. п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации).

———————————
<1> См.: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 6 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юрид. лит., 1999. С. 11.

5. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды ликвидируются вследствие признания их судом несостоятельными (банкротами), причем, если стоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, они могут быть ликвидированы исключительно по данному основанию. Решение о добровольной ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства) может быть принято только совместно с кредиторами (см. п. 4 комментируемой статьи и п. 2 ст. 65 ГК).

Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку собственник имущества казенного предприятия — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (см. п. 5 ст. 115 ГК).

Если после принятия решения о ликвидации юридического лица — должника обнаруживается, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В период после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (см. ст. 224 Закона о банкротстве).

6. Особенности ликвидации отдельных видов юридических лиц устанавливаются законодательством о таких юридических лицах.

Другой комментарий к статье 61 Гражданского Кодекса РФ

1. О реорганизации юридических лиц как их прекращении с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам см. комментарий к ст. 57 ГК РФ.

2. Пункт 1 комментируемой статьи вновь изложен в редакции, существовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ. Напомним, что эти изменения предусматривали возможность перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица в порядке правопреемства к другим лицам в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в ГК РФ, не является исчерпывающим.

Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось.

К основаниям добровольной ликвидации юридического лица следует отнести и невозможность достижения юридическим лицом целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности становится невозможным или существенно затрудняется. Однако такая ликвидация возможна только по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— признание недействительной государственной регистрации юридического лица, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

— осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— систематическое осуществление общественной и религиозной организацией, благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные законом.

Угроза применения такой санкции (принудительной ликвидации) к «нарушителям» понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

4. Признание недействительной государственной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, уже предусматривалось ГК РФ в качестве основания для принятия решения учредителями (участниками) юридического лица о его ликвидации <1>, т.е. относилось к основаниям добровольной ликвидации.

———————————
<1> Исключено ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

5. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требования законодательства о достоверности адреса юридического лица <1>.

———————————
<1> Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц.

При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц, допущенном при осуществлении своей деятельности <1>.

6. Отсутствие в комментируемой статье конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или если вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц <1>.

7. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены прокурором (ст. 1253 ГК; ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), органами страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации), налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

8. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников). Решения уполномоченных государственных органов (органов местного самоуправления) о ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения должны соответствовать в том числе требованиям правовых актов, регулирующих их деятельность. В частности, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:

а) наименование учреждения с указанием типа;

б) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;

г) наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений <1>.

Для прекращения деятельности юрлица закон предусматривает несколько возможных процедур. Одна из них — ликвидация ООО по решению суда (принудительное закрытие компании). В случае банкротства также имеет место судебный процесс, но мы остановимся только на тех случаях ликвидации, которые не связаны с выявлением признаком несостоятельности юрлица.

Нормативную базу по вопросам прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью составляет Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О регистрации юридических лиц…» и «Об ООО», а также другие нормативные акты. Этими документами определяются основания для принудительной компании, перечень лиц, которые могут инициировать процедуру, и порядок ее прохождения.

Так как законодательство в данной сфере довольно обширное, во всех его нюансах могут разобраться только профессиональные юристы. Центр правовых услуг «Империя» предоставляет консультации и оказывает комплексное практическое сопровождение ООО в процессе ликвидации через суд (подробнее — на странице https://cpu-imperia.ru/likvidaciya_ooo/). Мы поможем пройти любые юридические процедуры в минимальные сроки и решить правовые задачи любой сложности.

Основания ликвидации ООО по решению суда

Начало ликвидационного процесса в судебном порядке связано с подачей заявления в компетентный арбитражный суд (по месту нахождения компании). Чтобы суд принял заявление к рассмотрению, оно должно быть направлено лицами, имеющими для этого полномочия.

Правом инициировать процедуру ликвидации ООО по решению суда наделены:

  • учредитель/участник компании, если ее деятельность стала невозможной, существенно затруднена или не дает возможности достигать цели создания;
  • государственные и муниципальные органы в рамках своих полномочий (налоговая инспекция, антимонопольные органы, Пенсионный фонд и др.).

Названные субъекты вправе направить исковое заявление о ликвидации юрлица при наличии оснований, предусмотренных ст. 61 ГК и другими нормами закона. А именно:

  • признание недействительной государственной регистрации ООО, выявление грубых и неустранимых нарушений в процессе его создания;
  • ведения компанией деятельности без разрешения, лицензии или допуска СРО, если получение таковых является обязательным;
  • осуществление запрещенной законодательством деятельности, неоднократное и грубое нарушение закона (например, об уплате налогов);
  • систематическое непредоставление отчетов и налоговых деклараций и др.

При подаче иска заинтересованное лицо указывает в нем основания и факты, подтверждающие необходимость принудительной ликвидации компании. Представители юридического лица, в свою очередь, уполномочены представлять доказательства, которые опровергают позицию заявителя.

Суд в порядке АПК рассматривает все представленные доводы и принимает решение о начале процедуры принудительного закрытия общества или об отказе в удовлетворении заявления.

Этапы ликвидации через суд

Процесс ликвидации ООО по решению суда в целом схож с процедурой добровольного прекращения. Основное отличие заключается именно в порядке принятия решения о закрытии: при добровольной процедуре это делает общее собрание участников, а при судебной — арбитражный суд. Он также назначает ликвидатора или ликвидкомиссию, к которым переходят все функции по управлению компанией в период прекращения.

Процедура закрытия юрлица после принятия судебного решения проходит в такие этапы:

  1. публикация сведений о начале ликвидации ООО и отведенном для кредиторов 2-х месячном сроке для подачи претензий, оповещение известных кредиторов в письменном виде;
  2. составление промежуточного баланса с информацией о заявленных требованиях и имуществе юрлица. Утверждается ликвидбаланс судом, принявшим решение о закрытии компании;
  3. выплата задолженностей кредиторам. Если средств не хватает — на этом этапе инициируется процедура банкротства;
  4. составление окончательного ликвидационного баланса по окончанию погашения всех долгов и утверждение его судом;
  5. разделение оставшегося имущества между участниками соразмерно их долям в уставном капитале;
  6. государственная регистрация прекращения компании. Все имеющиеся документы передаются в налоговый орган для внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ.

По результатам регистрации учредителям выдается соответствующее свидетельство и на этом процедура принудительного закрытия считается оконченной. Сроки всех ликвидационных этапов определяет суд в рамках закона. Как правило, весь процесс занимает около года.

Так как ликвидация ООО по решению суда чаще всего связана с нарушением закона, то в рамках нее к административной или уголовной ответственности могут привлекаться виновные в этих нарушениях лица — учредители, руководитель, бухгалтер компании и др.

Обезопасить юридическое лицо от принудительного закрытия можно посредством тщательного соблюдения требований закона. Нет нарушений — значит, нет и оснований для инициирования ликвидации.

Дата:

Принудительная ликвидация юридического лица – это процедура, которая совершается при завершении её деятельности в принудительном порядке, на основании решения суда. Органом, по инициативе которого она может быть проведена, является ФНС, ФАС, а также разные муниципальные образования. Подобный процесс происходит при нарушении законодательства РФ организацией. Процедура достаточно сложная и требует немало времени.

На что имеют право кредиторы?

Несмотря на то, что принудительная ликвидация уже состоялась, кредиторы все равно могут предъявлять требования к погашению задолженностей. Этот вид ликвидации актуален для организации тогда, если у ООО действительно не было возможности на продолжение перспективной деятельности. В связи с этим необходимо разобраться, каковы основания, этапы, порядок прохождения вышеуказанной процедуры. Какие причины возникают для её проведения? Ответив на эти вопросы, мы сможем понять суть существования принудительной ликвидации юридического лица.

Что такое принудительная ликвидация?

Процесс расформирования коммерческой деятельности юридического лица признается принудительной ликвидацией. Оно основывается на судебном разбирательстве, проводимом в арбитражном суде. Такая функция регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Прекращение деятельности юридического лица – это вид наказания в результате несоблюдения положений действующего законодательства РФ. Вопросы ввиду использования гражданского законодательства в сфере принудительной ликвидации юридического лица имеют значимость на сегодняшний день, поскольку принудительная ликвидация не влечет за собой прекращение экономической деятельности в общем.

Как проходит конкурсное производство?

Необходимо знать все аспекты при проведении рассматриваемой процедуры, поскольку это ведет к своевременному нахождению всех недочетов и их исправлению в области осуществления собственных прав лицами, осуществляющими определенный вид деятельность. При принудительной ликвидации юридического лица происходит предусмотренное вышеуказанным законом конкурсное производство, а также на основании решения арбитражного суда. В орган подают заявление заинтересованные лица, как указывалось ранее, ФНС, ФАС, администрация и т. д. В ходе проведения конкурсного производства прекращается деятельность юридического лица. Это особая форма ликвидации, применяемая в случае признания должника несостоятельным, цели которого состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных деяний в отношении друг друга. Основания для принудительной ликвидации юридического лица рассмотрим ниже.

Какие органы могут способствовать ликвидации?

Способствовать ликвидации могут органы федеральной исполнительной власти, органы прокуратуры, субъекты исполнительной власти, муниципальные образования. Эти структуры обладают определенными полномочиями для осуществления этих функций. В случае, когда юридическое лицо не соблюдает законодательство при осуществлении собственной деятельности, тогда возможно привлечение его к ликвидации в принудительном порядке.

Порядок принудительной ликвидации юридического лица

При этом органами регистрации из-за неполной оплаты уставного капитала, отсутствия согласования учредительных документов возможно проявление инициативы в таком вопросе. Кроме того, органами прокуратуры может быть совершено такое обстоятельство. Например, ввиду жалоб граждан, взаимодействующих с ООО по вопросу нарушения действующего законодательства, ИФНС России способна инициировать такой процесс в результате грубого нарушения определенным лицом законодательства в области обязательного налогообложения.

ФАС способен выдвинуть вопрос о принудительной ликвидации юридического лица в случае, если осуществление экономической деятельности направлено на конкурентное устранение, обеспечивается монополия на рынке. ЦБ РФ обладает правом рассмотреть вопрос о подаче иска на основании отсутствия у юридического лица соответствующей лицензии. Любое заинтересованное лицо, в отношении которого юридическое лицо имеет задолженность, вправе обратиться в арбитражный суд. Но наиболее часто это происходит при обращении в суд ИФНС России того субъекта, на территории которого зарегистрирована организация.

Кредиторы предприятия также вправе инициировать ликвидацию, но в соответствии с законодательством о несостоятельности при образовавшихся задолженностях больше 100 тыс. рублей. Соответствующее судебное решение возможно опротестовать в вышестоящих судебных инстанциях.

Разберемся, как проводится принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом.

Порядок проведения процедуры

Основными этапами и порядком проведения такой процедуры, являются:

  1. Во-первых, важно изучить платёжеспособность ООО, проанализировать его активы.
  2. Во-вторых, арбитражному суду по иску заявителей необходимо создать ликвидационную комиссию, которая будет рассматривать вопросы, относящиеся к порядку и исполнению действий о ликвидации лица по принуждению. К числу функций ликвидационной комиссии относятся: расчеты с кредиторами юридического лица, закрытие ведомостей по выплате задолженности по заработной плате работникам, какие впоследствии будут уволены, а также выплата задолженности иным фондам.

Промежуточный баланс

Принудительная ликвидация юридического лица включает также в себя создание промежуточного баланса. При этом стоит учесть некоторые нюансы. Если ранее он не предоставлялся в виде окончательного ликвидационного баланса, осуществляется распределение долей уставного капитала, сдается документация в архив, уничтожаются штампы и печати.

Применение офшор

Распространен вид ликвидации ООО посредством применения офшор. Здесь встречается немало проблем. Поэтому важно участие юристов — профессионалов в своем деле. Вопросы, какие могут возникнуть, будут поступать в основном от ИФНС. Важно понимать разницу между добровольной и принудительной ликвидацией юридического лица.

Работа ликвидационной комиссии

В случае разрешения спора арбитражным судом все обязательства по проведению процедуры выполняет учредитель. Однако при воздержании от выполнения судебного решения учредителем, назначается ликвидационная комиссия.

Что касается их личного имущества, то оно находится в сохранности, несмотря на то, что у них может не хватить финансов для расчетов с кредиторами и выплат всех имеющихся задолженностей. При том, что законом и уставом юридического лица может устанавливаться для учредителей субсидиарная ответственность, они вынуждены осуществлять расчеты денежными средствами, которые были получены в результате продажи личного имущества. Подобное совершается, если имеется недостаток финансов у ООО для расчетов с кредиторами. Случаи принудительной ликвидации юридического лица сейчас встречаются часто.

Постановление арбитражного суда

При принятии искового заявления в суде должно быть рассмотрено присутствие нарушений, а после — оценивание всех выявленных несоответствий. Затем арбитражный суд выносит соответствующее постановление, касающееся ликвидации общества. Зачастую многим организациям не удается опротестовать такое решение. Вышеназванная процедура включает комплекс действий, который регламентирован положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.63). Здесь же предусмотрен и порядок его проведения.

Принудительная ликвидация юридического лица проводится по решению суда.

Пример

Отметим, что не всегда суд поддерживает позицию стороны заявителя о принудительной ликвидации юр. лица. Приведем пример из судебной практики.

Так, с иском в Верховный Суд обратился орган юстиции РФ с заявлением о принудительной ликвидации ООО по вопросу неоднократного несоблюдения в своей деятельности действующего законодательства. Законный представитель Министерства юстиции гражданка Ж. поддерживала заявленные требования. При этом рассказала об устранении обществом ошибок.

Соответственно, в Устав Общества были внесены изменения, которые были зарегистрированы согласно распоряжению от 26.01.2015 г. Сторона ответчика, ссылаясь на устранение ошибок в полном объеме, выдвинула отказ в удовлетворении заявления.

В ходе проверки деятельности Общества, которую провело Министерство юстиции РФ, все же были выявлены недочеты в работе ООО, и нарушения в части составления Устава Общества. При этом были допущены ошибки в части предписаний, которые предусмотрены для благотворительных фондов. Но все недочеты были устранены в указанный законодательством срок. В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявления Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации общественной организации.

То есть в этом случае ликвидация юридического лица является принудительной.

Таким образом, из представленного выше примера видно, что своевременное устранение ошибок в деятельности повлияло на положительное решение суда в пользу ответчика.

Совокупные функции со стороны уполномоченных органов

На самом деле ликвидационный процесс в принудительном порядке подразумевает совокупные функции со стороны уполномоченных органов. К примеру, как отмечалось, арбитражный суд устанавливает ликвидационную комиссию, которая обязуется провести все рассмотренные действия в качестве порядка завершающей процедуры. Но, если правильно и своевременно обратиться к такой ситуации, возможно устранить все недостатки, являющиеся основанием для обращения в судебный орган, до поступления иска в суд.

Подобное обращение предполагает взаимодействие с органами власти, которые инициируют судебный процесс в отношении возникшей проблемы. Помимо этого, не следует юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям совершать действия в части уклонения от исполнения возложенных на них действующим законодательством РФ обязанностей в области соблюдения его положений. Поскольку они оказывают существенное влияние на дальнейшую деятельность данных лиц и соответствующую перспективу в их функционировании. Мы рассмотрели основания и порядок принудительной ликвидации юридических лиц.

Каждый предприниматель, прежде чем открыть своё дело, должен тщательно продумать тактику ведения бизнеса, основной род деятельности. Как известно, ликвидировать предприятие намного сложнее, поэтому изначально лучше не допускать до такого.

Но если ситуация сложилась так, что деятельность утратила актуальность, предприятие стало убыточным, то учредителям приходится ликвидировать компанию. Чтобы избежать дополнительных издержек, можно подвести под принудительную ликвидацию.

Не менее актуален вопрос и для добросовестных учредителей. Им также нужно знать, за что могут закрыть бизнес и кто. В обоих случаях важно знать основания и последствия, чтобы добиться положительного разрешения ситуации.

Что такое принудительная ликвидация ООО

Каждому бизнесмену, который хотя бы единожды сталкивался с ликвидацией компании по собственной инициативе, известно, насколько сложно это реализовать на практике. Сложность связана с большими временными затратами и необходимостью собрать массу документов. Вот почему по возможности учредители стараются осуществить принудительное закрытие ООО по инициативе Налоговой Инспекции.

Иногда принудительная ликвидация ООО – неприятный сюрприз для руководства, но зачастую оно осознанно старается подвести к такому финалу юридическое лицо. Речь идёт о закрытии компании по инициативе налоговых органов, не доводя дела до суда.

В этом случае, руководствуясь нормативными актами, Налоговая Инспекция по своей инициативе, без согласия учредителей, прекращает право ООО на ведение хозяйственной деятельности и вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ, тем самым ликвидируя компанию.
Рассмотрим самые популярные причины принудительной ликвидации:

  • отсутствие лицензии, если для этого вида деятельности таковая предусмотрена;
  • любые нарушения действующего законодательства;
  • по счёту нет движения средств, а также отсутствует отчётность;
  • у ООО нет достаточной суммы для проведения добровольной ликвидации;
  • в ЕГРЮЛ более полугода имеются сведения о том, что юридическим лицом предоставлена ложная информация;
  • недостоверный адрес расположения юридического лица.

Автоматическая ликвидация ООО в одностороннем порядке

Любой из этих пунктов является достаточным основанием для того, чтобы ФНС принудительно прекратила существование юридического лица.
Возможна также ликвидация непосредственно на основании решения суда. Этот способ является для контролирующих органов более долгим, но и более надёжным – оспорить решение в этом случае намного сложнее.

Этапы принудительной ликвидации

Если ООО неоднократно нарушает законодательные нормы, Налоговая Инспекция имеет полное право обратиться в суд. Предварительно потребуется не только правильно составить иск, указав все аргументы и требования, но и предоставить дополнительные подтверждающие документы. Кстати, это касается и ситуаций, когда учредители желают предотвратить ликвидацию – им также нужно предоставить ряд документов, которые помогут избежать этого.
На основании окончательного решения суда созывается специально уполномоченная ликвидационная комиссия. В её полномочия будет входить:

  • закрытие банковских счетов;
  • составление промежуточного баланса;
  • приём и учёт требований от кредиторов;
  • комплексный аудит предприятия, поиск причин ухудшения показателей работы.

После всего этого исключение юридического лица из ЕГРЮЛ происходит по такой схеме:

  • уполномоченный орган принимает официальное решение о целесообразности прекращения деятельности ООО;
  • собирается перечень подтверждающих документов, утверждение их;
  • иск направляется в суд;
  • составляется 2 вида балансов: промежуточный и окончательный.

При ликвидации ООО государственная пошлина составит 20% от той, что обычно платят при регистрации.
Последним документом является свидетельство о ликвидации компании. Оно направляется директору или главному учредителю. Учредитель общества имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

Как действует налоговая

Зачастую упразднение производится по следующей схеме:

  • выбор и формирование реестра организаций, которые в течение длительного времени (законодательно определено в зависимости от формы отчётности) не предоставляют декларации;
  • запрос в банк, в котором открыт счёт предприятия. Если будет выяснено, что на счетах ООО отсутствуют финансы и никаких движений по ним не было в течение 1 года, предприятие ликвидируется;
  • за 3 дня ФНС должна разместить в СМИ сообщение о том, какое ООО будет ликвидировано и в каком порядке может быть подана претензия.

Если никакой реакции нет – ООО будет ликвидировано принудительно.

Теория и практика могут значительно отличаться. Сравнительно недавно в силу вступила норма, позволяющая принудительно закрывать юридических лиц за предоставление недостоверной информации. Чаще всего это касается регистрационного адреса. С целью получить максимум сведений представители ФНС собирают лично информацию, запрашивая справки, сведения арендодателей, чтобы выявить, действительно ли адрес имеет отношение к конкретному ООО.
Если будут выявлены нестыковки, предприниматели направляют официальное уведомление с требованием внести изменения в реестр. На это отводится 30 дней. Если этого времени будет недостаточно, то в базе поставят отметку о том, что данные недостоверны. В случае отсутствия какой-либо реакции предпринимателя, спустя 6 месяцев ООО будет исключено из ЕГРЮЛ.

Это нужно знать: Проверка ликвидации юридического лица

Как проходит принудительная ликвидация если у фирмы долги

Порядок ликвидация весьма прост. Он не зависит от причин и особенностей закрытия ООО. Зачастую компания ликвидируется намного быстрее, чем это предусмотрено нормативными актами, но иногда её закрыть невозможно. Речь идёт как раз о тех ситуациях, когда у ООО имеются непогашенные долги. До тех пор, пока учредители не возместят сумму долга, компания продолжает существовать.
Если это невозможно, то потребуется ликвидировать путём банкротства, назначая предварительно конкурсного управляющего и пытаясь вернуть компании прибыльное состояние. Если же процедура банкротства уже начата, то ФНС не имеет права начать процедуру принудительной ликвидации.
После того как будут предоставлены все документы и подтверждающие сведения, выносится судебное решение. Если оно в пользу Налоговой, то на основании полученного документа будет исключено ООО из ЕГРЮЛ.

Сколько длится процедура

Если общество с ограниченной ответственностью закрывают в судебном порядке, то эта процедура не может быть более чем полгода с момента оглашения судебного решения. Если же не удалось уложиться в эти сроки, то в суд должно быть направлено соответствующее уведомление и требование увеличить срок. Сделать это можно в течение 10 дней с того момента, как прошли отведённые полгода.
Если налоговый инспектор всё оформил правильно и учредители не возражают, то ликвидация по инициативе ФНС происходит быстро.
Сколько времени займёт вся процедура ликвидации ООО зависит от:

  • согласия учредителей;
  • степени серьёзности оснований;
  • количества подтверждающих документов.

Если во внимание не будут взяты какие-то факты и в ликвидации ФНС будет отказано в суде, должник потом имеет право вновь обратиться, чтобы инициировать процедуру банкротства.

Преимущества и недостатки процесса

Ликвидация ООО по инициативе налогового органа имеет свои преимущества и недостатки. К главным плюсам для учредителей следует отнести:

  • если отчётность не была подана, в рамках такой процедуры размер штрафов может быть уменьшен вдвое;
  • подавать отчётность за последние периоды, не придётся.

Но имеет процедура и недостатки:

  • по времени, ликвидация таким образом, может затянуться;
  • кредиторы, которые в рамках закрытия ООО не получат своих денег, могут потребовать их выплат напрямую с учредителей, подав в суд на привлечение к субсидиарной ответственности. Это возможно, даже если изменения в ЕГРЮЛ уже были внесены;
  • длительные и сложные судебные разбирательства, путём которых предстоит доказывать свою правоту, предоставляя отчётность и прочую финансовую документацию. Речь идёт о ситуациях, когда учредители выступают против закрытия их компании.

К главным минусам стоит отнести ещё и имидж. Если учредители желают продолжать работать в бизнесе, то на их имидже негативным образом скажется то, что их предприятие было закрыто государственными органами. Это может привести к уменьшению количества желающих сотрудничать.

Последствия для учредителей

В зависимости от того, с какими требованиями будет рассмотрено дело, последствия для учредителей могут быть разными. Формально, если ООО ликвидируют, то оно больше не может заниматься какой-либо деятельностью, но и имеющиеся долги должны быть списаны. При этом нельзя игнорировать норму, устанавливающую ответственность того руководства, которое было у руля на момент совершения нарушения. Именно поэтому по некоторым требованиям учредителям всё равно придётся платить, если таковые будут заявлены. Так как на тот момент никакого имущества предприятия уже не будет, учредители самостоятельно несут солидарную ответственность.

Если же в процессе рассмотрения вопроса будет выявлено, что к неплатёжеспособности привели неправомерные действия руководства или учредителей, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Когда предприятие ликвидируют просто в связи с отсутствием деятельности, то последствием для учредителей могут быть, наложение штрафов. К примеру, за то, что своевременно не была подана отчётность (пусть даже и нулевая).

Итог: если серьёзных нарушений нет, то принудительная ликвидация ООО может быть положительным явлением, ведь она позволит:

  • значительно ускорить процедуру закрытия компании;
  • минимизировать издержки на этот процесс;
  • избавиться от необходимости составлять дополнительные отчёты и баланс.

По статистике наиболее выгодна такая процедура для тех, кто долгое время не получает прибыли от ведения деятельности..
Входит ли в планы учредителей такой расклад или они планируются оспаривать принудительную ликвидацию, необходимо тщательно подготовиться к решению этого вопроса. Самостоятельно можно не учесть, какая документация нужна и что в ней должно быть. Чтобы не тратить время на изучение нормативов, лучше изначально просто доверить решение таких вопросов профессионалам своего дела.

Эксперт сайтаЧлен Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года. Задать вопрос

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Москва № 50 13 января 2000 г.

Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), и в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.

Приложение: Обзор на 20 листах.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.Яковлев

Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)

1. Осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ее ликвидации.

Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации унитарного предприятия в связи с осуществлением им фармацевтической деятельности после аннулирования лицензии на ее ведение.
Как следовало из материалов дела, ответчик был лишен лицензии департаментом здравоохранения области в связи с тем, что осуществлял выпуск лекарственных средств с нарушением установленных требований. Несмотря на аннулирование лицензии, предприятие продолжало фармацевтическую деятельность.
Суд удовлетворил иск, руководствуясь пунктом 2 статьи 61 ГК РФ*(1) и статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан.
Согласно пункту 2 статьи 61 Кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Статья 15 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусматривает, что организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность с нарушением лицензионных требований, могут быть лишены лицензии лицензирующим органом. Департамент здравоохранения области, лишивший ответчика лицензии, действовал в соответствии с этой нормой.
Суд в данном случае обоснованно признал продолжение фармацевтической деятельности после аннулирования лицензии на ее ведение нарушением, служащим основанием в силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ для ликвидации юридического лица.
В тех случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
При рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц в связи с осуществлением ими подлежащей лицензированию деятельности после аннулирования лицензии следует иметь в виду, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении ряда видов деятельности, в том числе фармацевтической, действует порядок аннулирования лицензии, предусмотренный статьей 13 названного Закона, согласно которой лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

2. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) вправе предъявить иск о ликвидации кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности».

Банк России обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, у которой была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Истец обосновал свои требования ссылкой на Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», наделяющий его правом лицензирования деятельности кредитных организаций и контроля за ее осуществлением. В соответствии с указанным Законом Банк России может отозвать лицензию у кредитной организации на осуществление банковских операций в связи с нарушением требований законодательства (статья 20). Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, если в течение одного месяца с момента отзыва у нее лицензии не создана ликвидационная комиссия или в отношении организации не применяется процедура банкротства (ст. 23.1 Закона). Поскольку кредитная организация, у которой была отозвана лицензия, не приступила к процедуре ликвидации в установленный Законом срок, суд обоснованно признал требования Банка России правомерными и удовлетворил иск.
При разрешении подобных споров необходимо иметь в виду, что установленный Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядок не распространяется на лицензирование тех видов деятельности, порядок лицензирования которых определен вступившими в силу до дня вступления в силу названного Закона иными федеральными законами (п. 3 ст. 19). К ним относится, в частности, порядок лицензирования деятельности кредитных организаций, предусмотренный Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», включая порядок отзыва лицензии.

3. Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий.

Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, допустившего повторное нарушение Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин». Истец основывал свои требования на статье 6 названного Закона, предусматривающей при выявлении повторного нарушения предприятием его положений обязанность налоговых органов обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица.
Суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, не признал их достаточным основанием для ликвидации юридического лица и в иске отказал. Им было принято во внимание и то обстоятельство, что ответчик является единственным торговым предприятием в населенном пункте, и ликвидация этого предприятия могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан.
Решение по данному делу вынесено судом в рамках предоставленных ему прав и мотивировано пунктом 2 статьи 61 ГК РФ, согласно которому суд при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями законодательства может, но не обязан принять решение о принудительной ликвидации юридического лица. В рассматриваемом случае судом дана правильная оценка фактическим обстоятельствам, при которых допущено нарушение, и возможным последствиям удовлетворения иска.

4. Неприведение в установленный срок акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации.

Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» не привело до 1 июля 1997 г. свой устав в соответствие с Законом.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что невыполнение требований законодательства о приведении обществом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок является грубым нарушением законодательства, и по этим основаниям юридическое лицо (общество) может быть ликвидировано согласно решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.
В подобных случаях арбитражному суду следует руководствоваться указаниями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.98 N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах», согласно которому суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке (п. 3 ст. 112 АПК РФ, ст. 135 АПК РФ 2002 г.)(*).
Арбитражный суд вправе также отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом не позднее установленного в определении суда срока (ст. 120 АПК РФ, ст. 158 АПК РФ 2002 г.)(*). Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации общества на основании пункта 2 статьи 61 ГК РФ.
Аналогично следует подходить к рассмотрению соответствующих дел при поступлении на разрешение арбитражных судов исков о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью на основании статьи 59 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

5. В случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений.

Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества в связи с нарушением им правил ведения реестра акционеров общества.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляционная инстанция решение отменила, в удовлетворении иска отказала, признав, что допущенные обществом нарушения носили устранимый характер и не могли служить основанием для ликвидации общества.
Анализ материалов данного дела свидетельствовал о том, что нарушения, допущенные ответчиком, нельзя было расценивать как грубые, они носили устранимый характер. Доказательств причинения существенного ущерба правам и охраняемым законом интересам участников общества в деле не было.
При рассмотрении подобных дел судам следует исходить из соответствующих норм ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах». Согласно названному Закону общество несет ответственность за надлежащее ведение и хранение реестра акционеров. Однако наличие в Законе такой ответственности не означает, что любое нарушение порядка ведения реестра акционеров может рассматриваться в качестве основания ликвидации общества.
Если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить акционерному обществу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица на основании пункта 2 статьи 61 ГК РФ.

6. Прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.

Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального органа о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении имелась ссылка на принятие указанного постановления с нарушением установленного гражданским законодательством порядка ликвидации юридических лиц.
Требование о ликвидации общества рассматривалось арбитражным судом по иску налоговой инспекции и было удовлетворено. На основании данного решения администрация муниципального округа, проводившая в 1992 году государственную регистрацию общества, вынесла постановление об исключении общества из реестра юридических лиц до утверждения в установленном порядке ликвидационного баланса. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании статьи 62 ГК РФ во исполнение решения суда о ликвидации общества должна была быть создана ликвидационная комиссия, в обязанность которой входит размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление и представление на утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона не было сделано.
Арбитражный суд обоснованно признал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.

7. Наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.

Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона. Суд установил факт принятия общим собранием общества решения о его ликвидации и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Указанное решение отменено апелляционной инстанцией.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решение учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, о его ликвидации является основанием для возбуждения процедуры ликвидации в порядке, установленном законом (статьи 62 и 63 ГК РФ).
Из материалов дела следовало, что общим собранием участников общества было принято решение о ликвидации общества. Однако ликвидационная комиссия (ликвидатор) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не назначена, порядок и срок ликвидации не установлены. Ликвидация фактически не проведена.
В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, то есть — наличия оснований для ликвидации юридического лица в принудительном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно удовлетворила иск прокурора о принудительной ликвидации общества.

8. Невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью на том основании, что его участники, приняв решение о ликвидации, не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации.
Суд правомерно отказал в удовлетворении иска, признав, что обстоятельства, послужившие основанием для предъявления исковых требований, нельзя отнести к случаям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 ГК РФ. Доказательств осуществления обществом деятельности с нарушением требований законодательства не было.
Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом) только по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о добровольной его ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не может быть отнесено к этим основаниям.

9. Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Региональное отделение комиссии по рынку ценных бумаг обратилось в соответствии с подпунктом 19 статьи 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и пунктом 2 статьи 61 ГК РФ в арбитражный суд с иском от имени названной комиссии о ликвидации акционерного общества, допустившего совершение сделок с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Арбитражный суд, удовлетворив иск, возложил проведение ликвидации общества на истца.
Некоторые арбитражные суды при удовлетворении исков налоговых органов о ликвидации юридических лиц в связи с нарушениями налогового законодательства возлагали ее проведение на эти органы.
Действующее законодательство не предусматривает возможности возложения обязанностей по осуществлению ликвидации юридического лица на указанные государственные органы при обращении их в суд с такими исками. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица.

10. При наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии со статьей 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В практике арбитражных судов возникли вопросы, связанные с разрешением споров о ликвидации юридических лиц в случаях, когда по данным государственного органа, заявляющего иск, соответствующее юридическое лицо не начинало своей деятельности после регистрации либо прекратило ее, вследствие чего не выполняет требования закона об уплате налогов, представлении отчетности и др. Фактическое местонахождение органов таких юридических лиц и их учредителей, как правило, неизвестно, а направляемые арбитражными судами определения о назначении дел к слушанию возвращаются почтовыми органами с отметкой об отсутствии адресата. Принимаемые в этих случаях решения арбитражных судов остаются неисполненными.
При поступлении в арбитражные суды подобных заявлений судам необходимо иметь в виду, что ликвидация юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, осуществляется в соответствии со статьей 180 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы Х этого Закона (ст. 230 Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы XI)(*) для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ, в этих случаях не применяются.
В случае обращения уполномоченного органа с заявлением о банкротстве отсутствующего должника в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы X Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»(параграф 2 главы XI Федерального закона от 26.10.02 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)(*), от заявителя следует требовать представления доказательств, подтверждающих фактическое прекращение деятельности юридического лица и отсутствие его органов либо подразделений по адресу, указанному в документах о государственной регистрации этого юридического лица. Такими доказательствами могут быть, в частности, данные (справки) банков, в которых были открыты счета юридического лица, о закрытии счетов либо о том, что банковские операции по ним не проводились или не проводятся в течение последних 12 месяцев; сведения (документы) из государственной налоговой службы о неисполнении юридическим лицом обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; документальное подтверждение того, что органы юридического лица выбыли с последнего известного места их нахождения и новый их адрес неизвестен.

11. Об извещении органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о принятом решении о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, для внесения им в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В практике арбитражных судов возник вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации юридического лица в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.
Указания, содержащиеся в пункте 1 статьи 62 ГК РФ, относятся к случаям, когда решения о ликвидации юридического лица принимаются его учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы.
Вместе с тем с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

12. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

В практике арбитражных судов возник вопрос о том, кто вправе подписывать исковые заявления при обращении в суд и совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица, в котором создана ликвидационная комиссия.
Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица.
Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

13. Вопрос о подведомственности арбитражному суду иска о ликвидации полного товарищества должен решаться с учетом времени его создания и приобретения таким товариществом статуса юридического лица.

Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации полного товарищества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, указав, что полное товарищество согласно учредительному договору не является юридическим лицом, в связи с чем оно не может быть ликвидировано.
Суд кассационной инстанции отменил определение и направил дело на новое рассмотрение, поскольку в силу пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» к полным товариществам, созданным до официального опубликования части первой ГК РФ, применяются нормы главы 4 ГК РФ о полном товариществе (статьи 69-81), их учредительные документы действуют в части, не противоречащей указанным нормам ГК РФ, относящим полное товарищество к юридическим лицам.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» учредительные документы полных товариществ, созданных до официального опубликования части первой ГК РФ*(2), подлежали приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не позднее 1 июля 1995 г. Следовательно, споры о ликвидации полных товариществ, созданных до официального опубликования части первой ГК РФ, подведомственны арбитражному суду.
Невыполнение требований о приведении учредительных документов в соответствие с нормами ГК РФ является нарушением законодательства, дающим основание для обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.
Исходя из этого, а также учитывая выявление судом грубых нарушений закона в деятельности полного товарищества, созданного до официального опубликования части первой Кодекса, при новом рассмотрении дела суд удовлетворил иск, приняв решение о ликвидации этого товарищества.
В другом случае при рассмотрении иска о ликвидации полного товарищества арбитражный суд установил, что учредительный договор подписан участниками 25 декабря 1994 г., его регистрация как юридического лица в соответствии со статьей 51 ГК РФ не проведена.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» со дня официального опубликования части первой Кодекса коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Поскольку ответчик не был зарегистрирован в качестве юридического лица, то данный спор не подведомствен арбитражному суду.

14. Иск о ликвидации коммерческой организации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов не подлежит рассмотрению, если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу эта организация признана несостоятельной (банкротом).

При рассмотрении спора о ликвидации коммерческой организации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона арбитражный суд, установив, что стоимость имущества ответчика недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция отменила решение и прекратила производство по делу.
Пунктом 4 статьи 61 ГК РФ определено, что если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ, то есть через процедуру банкротства.
Факт недостаточности имущества ответчика для удовлетворения требований кредиторов был установлен решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу. Этим решением ответчик признан несостоятельным (банкротом).
В этом случае иск о ликвидации юридического лица на основании пункта 2 статьи 61 ГК РФ не подлежал рассмотрению, а возбужденное по этим основаниям дело должно было быть прекращено производством.

15. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н., осуществлявшего ее без образования юридического лица. Иск был заявлен на основании статьи 6 Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и пункта 11 статьи 7 Закона РСФСР «О государственной налоговой службе в РСФСР». Решением суда, оставленным в силе апелляционной инстанцией, в удовлетворении иска отказано.
Суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменил и принял постановление о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н.
Постановление суда кассационной инстанции мотивировано тем, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ Российской Федерации, регулирующие деятельность юридических лиц, включая нормы о ликвидации юридического лица. В постановлении также отмечено, что положения статьи 6 Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» относятся не только к юридическим лицам, но и к гражданам-предпринимателям (ст. 1 названного Закона). Факт неоднократного нарушения ответчиком требований закона материалами дела подтвержден.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, проверив в порядке надзора названные судебные акты, отменил их и производство по делу прекратил, исходя из следующего.
Согласно статье 23 ГК РФ (п. 3) к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1482. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств. Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации) здесь неприменима.

На этом основании Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации признал, что подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а в случае возбуждения такого дела оно должно быть прекращено производством на основании пункта 1 статьи 85 АПК РФ (п. 1 ч.1. ст. 150 АПК РФ 2002 г.)(*).

*(1) Далее — Кодекс.
*(2) Российская газета, 8 декабря 1994 г.

Графический образ документа

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх