Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Новая редакция Ст. 59 НК РФ

1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;

4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);

2) утратил силу с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 59 НК РФ

В соответствии с п. 38 ст. 1 Закона N 137-ФЗ ст. 59 НК РФ, устанавливающая порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам, изложена в новой редакции.

В статью внесена лишь одна существенная поправка — порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам теперь будет распространяться и на списание сумм штрафов (ранее было возможным списание сумм недоимки по налогам, сборам и пеням).

Так, в Письме МНС России от 29 апреля 2002 г. N АС-6-29/641@ указано:

«Списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций Налоговым кодексом РФ не предусмотрено».

Новой редакцией ст. 59 НК РФ предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

Правительством РФ — по федеральным налогам и сборам;

исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями — по региональным и местным налогам (п. 1 ст. 59 НК РФ, в редакции Закона N 137-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 59 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 НК РФ, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее — Постановление N 100).

Порядок признания задолженности по региональным и местным налогам установлен исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями. Например, в Москве действует Постановление Правительства Москвы от 16 августа 2005 г. N 622-ПП «О списании безнадежной задолженности».

Представляется, что до закрепления порядка списания безнадежных сумм штрафов в Постановлении N 100 (либо ином нормативном правовом акте Правительства РФ), а также в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций претендовать на списание сумм штрафов будет невозможно.

Другой комментарий к Ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 ст. 59 Кодекса устанавливает возможность признания безнадежной и списания недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Признание безнадежной и списание такой недоимки согласно п. 1 комментируемой статьи осуществляется в порядке, установленном:

по федеральным налогам и сборам — Правительством РФ;

по региональным налогам — исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

по местным налогам и сборам — исполнительными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 59 Кодекса и со ст. 20 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15 августа 2002 г. N 602 и от 25 ноября 2004 г. N 678) <*> установлено следующее:

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 8. Ст. 752; 2002. N 34. Ст. 3297; 2004. N 48. Ст. 4802.

признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (далее — задолженность) в случае: а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; в) смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству (п. 1 Постановления);

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика, если иное не установлено Постановлением (п. 2 Постановления);

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность; решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с организаций — плательщиков страховых взносов, ликвидированных до 1 января 2001 г. в установленном законодательством Российской Федерации порядке, акты сверки расчетов по которым налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности (п. 3 Постановления);

решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается при наличии следующих документов: а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица; б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда; в) копия свидетельства о смерти физического лица или копия судебного решения об объявлении физического лица умершим; г) документ, подтверждающий переход наследственного имущества физического лица, умершего или объявленного судом умершим, к государству; д) иные документы, определяемые Минфином России и государственными социальными внебюджетными фондами (п. 4 Постановления);

порядок и сроки представления документов, указанных в п. 4 Постановления, а также принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяются Минфином России, а в случае, предусмотренном в абз. 3 п. 3 Постановления, — государственными социальными внебюджетными фондами (п. 5 Постановления);

ФНС России и ФТС России в порядке и сроки, согласованные с Минфином России, представляют в Минфин России информацию о деятельности налоговых и таможенных органов, связанной с признанием безнадежной к взысканию и списанием задолженности (п. 6 Постановления);

рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам применительно к порядку, определенному Постановлением (п. 7 Постановления).

В соответствии с п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 Приказом Минфина России от 14 сентября 2005 г. N 117н утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации <*>.

———————————
<*> Российская газета. N 241. 2005. 27 октября.

В соответствии с п. 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100 Приказом Минфина России от 15 июня 2005 г. N 72н утвержден Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, суммам налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам <*>.

———————————
<*> Российская газета. N 157. 2005. 21 июля.

2. Правила ст. 59 о списании безнадежных долгов по налогам согласно ее п. 2 применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

Как указало МНС России в письме от 29 апреля 2002 г. N АС-6-29/641@ «О списании безнадежных долгов» <*>, действия налоговых органов в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, взысканных с налогоплательщика в судебном порядке после 1 января 1999 г. до принятия соответствующего закона, а также в части признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., до установления соответственно Правительством РФ и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления соответствующего порядка, не являются правомерными.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

В качестве обоснования МНС России указало следующее:

списание безнадежных к взысканию сумм налоговых санкций Кодексом не предусмотрено;

порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам установлен Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. N 100;

вместе с тем порядок признания безнадежными к взысканию и списания сумм налоговых санкций, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., Правительством РФ не установлен.

Русский художник Василий Владимирович Пукирев — один из мало известных в наши дни художников. Его жизненный путь полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства. Оставленное им наследие подобно его жизни: известные работы сочетаются с «не дотягивающими до художественного уровня». В кавычках мы поместили мнение некоторых его критиков, сыгравшее свою роль в судьбе художника.

«Автопортрет». Фрагмент картины «Неравный брак», 1862

Василий Пукирев родился в Тульской губернии зимним декабрьским утром сто восемьдесят семь лет назад в крестьянской семье. Получив в родных местах только начальное образование, оказался в Могилевской губернии учеником иконописца. Познания и навыки в иконописи, полученные в юности окажут в дальнейшем значительное влияние на всё творчество живописца.

«Игрок», 1855, 57×49 см

В пятнадцать лет, благодаря случайному стечению обстоятельств, Пукирев оказывается слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение выпустило немало мастеров изящных искусств. Оно на равных состязалось с Академией, а выпускники имели тот же статус. В эти годы и в Академии, и в упомянутом училище усилиями многих меценатов и государственных деятелей осуществлялся патронаж талантливых людей из небогатых слоёв общества.

Но Московское училище, изначально образованное, в том числе, и для такой цели, прилагало значительно больше усилий в этом направлении. Напомним, в Европе тот период многие и по сей день называют эпохой Просвещения. Не отставала и Россия. «Приданое», 1873, 73×66 см

В училище юноша демонстрировал незаурядные успехи. Уже на третьем году обучения Пукирев получил степень учителя рисования в гимназиях. Это был важный момент в его биографии: статус позволял иметь стабильный, хотя и небольшой заработок, ведь обучение занимало от восьми до десяти лет.

«В мастерской художника»

Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть, он окончил обучение. Как и многие другие художники, ещё до выпуска из учебного заведения, он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы.

Творчество русского живописца крайне неоднородно по своему содержанию. Академическое образование, школа иконописи, происхождение «из народа» и яркое дарование — четыре движущие силы. И они, то объединившись возносили на высоты почитания и восторгов, а то в противоборстве приводили и к поражениям.

«Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного Суда», 1868

Нельзя сказать, что самолюбие или заносчивость Василия Пукирева были причинами неудач в его карьере. Его работы не только замечались, но, временами, ценились. Творчество мастера было известно мэтрам изобразительного искусства, таким, как Карл Павлович Брюллов.

В багаже творца, когда он жил в Москве и на Старой Лубянке, и в казённом общежитии, было написано много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого». Кроме этого написано и много портретов — в большей части по заказам. Вместе с А. К. Саврасовым, он выпускает «Курс рисования» — учебное пособие для академических учебных заведений. На протяжении всей жизни Пукирев не оставляет и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах. Два раза живописец предпринимал поездки по разным странам. Причём поездки были организованы силами и на средства Академии. Но критики того времени и, к сожалению, последующих периодов, высоко оценивают только одну его работу: «Неравный брак». Это единственное полотно маэстро удостоенное места в Третьяковской галерее.

«Неравный брак», 1862, 173×136.5 см

Что-то не сложилось в его судьбе? Или творчество талантливого художника пострадало стараниями предвзятых критиков? Возможно, исписалась его кисть? Почему ещё и в наши дни фамилия Пукирева часто дополняется высказыванием: «Художник одной картины» — едким определением одного из искусствоведов?

«Мальчик с птичьим гнездом», 1856, 179×124 см

Трудно ответить на такие вопросы. Эпоха Просвещения в России имела много граней. Как и во все времена, российский период взаимного движения «в народ» и «из народа» сопровождался целым рядом индивидуальных черт. Сюжетные предпочтения художника, мягко говоря, не вдохновляли маститых ценителей на восторженные отзывы, отравляя их восприятие политическим и, даже несколько классовым оттенком. Да, классовым, именно в ленинском определении — взгляните на эти сцены. Какой же тут успех? При этом «лубочность» Пукирева в его технике и композиции не достигала кустодиевского размаха и бескомпромиссности, тяготея к академической традиции, правилам и стилю письма. Недостаточно могуч? Или слишком требователен к себе?

«Строительство железной дороги», 1871, 84×63 см «Сбор недоимок», 1875

Жизнь и судьба большого художника не столь сложна, сколько непредсказуема. Ведь он видит не так, как все — иначе не станет мастером. Как бы то ни было, но лишь одна картина Василия Пукирева находится в Третьяковской галерее. Многие иконы его кисти не обозначены авторством. Многие портреты его работы утеряны или забыты в неизвестных частных домах. Другие картины находятся в музеях, но, возможно, не оценены по их достоинству. Сколько там всякого и в «Русском», и в «Третьяковке»…

«Прерванное венчание. Двоеженец», 1877

В нужде, нищете и неизвестности прошли последние годы живописца, несмотря на старания друзей и полученную пенсию. «Короткий, но блестящий след …» — так было сказано «уходящему» художнику, покинувшему наш мир в пятьдесят восемь лет.

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером .
налоговым органом мне была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на , в которой отражена задолженность по в общей сумме рублей, из которых рублей — недоимка по , образовавшаяся до , а также задолженность по пеням в сумме рублей, по штрафам в сумме рублей, процентам в сумме рублей.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ) либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по итогам которого налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период (статья 101 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ определено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статей 69, 70 и 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.
Под недоимкой в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе начисленная по результатам проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверке. Пеней на основании п. 1 ст. 75 НК РФ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Данные, отраженные в акте сверки расчетов и в справке о состоянии расчетов, в силу статей 11, 32, 44, 45, 46, 69, 70, 101 НК РФ должны быть достоверны и соответствовать действительной (объективной) обязанности налогоплательщика по уплате налогов наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам, начисленным в том числе и по результатам проведенных в отношении него налоговым проверкам.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.09.2009 г. N 4381/09, отражение в справке о состоянии расчетов недостоверных сведений о наличии у налогоплательщика недоимки, пеней или штрафов по налогам, не соответствующим действительной обязанности по уплате либо без указания на невозможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с пропуском установленного статьями 46, 70 НК РФ пресекательного срока на взыскание в бесспорном или судебном порядке является неправомерным и такие действия, в том числе по выдаче справки с недостоверными сведениями могут быть оспорены в арбитражном суде. Аналогичные достоверные сведения о недоимке, пенях и штрафах должны содержаться в совместном акте сверки, составляемом на основании пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.
В соответствии с положениями статей 46, 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, действующей до 02.09.2010 г.) с учетом позиции, изложенной в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 г. N 13746/07, срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 НК РФ, отсчет которых начинается с даты уплаты налога установленной налоговым законодательством, далее три месяца — на направление требования об уплате налога, десять дней — на добровольную уплату налога по требованию, два месяца (шестьдесят дней) — на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках, шесть месяцев — на взыскание налога в судебном порядке.
Налоговый орган при наличии недоимки и пеней, взыскание которых невозможно в виду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе осуществлять принудительное взыскание этой недоимки путем включения ее в требование об уплате налога с последующим бесспорным взысканием по решению о взыскании налогов за счет денежных средств инкассовыми поручениями или по решению о взыскании налогов за счет имущества судебными приставами; производить самостоятельно на основании п. 5 ст. 78 НК РФ зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты по этому или иным налогам; данная недоимка и пени не должны участвовать в расчетах налогоплательщика, а также не могут являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, право на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такой недоимки (постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 г. N 6544/09).
Таким образом, поскольку спорная сумма недоимки по в общем размере рублей образовалась до , то срок на принудительное взыскание спорной суммы истек. Ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов от задолженность по в общей сумме рублей, по пени в сумме рублей, по штрафам в сумме рублей, процентам в сумме рублей является безнадежной ко взысканию.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ, действующей с 02.09.2010 г.) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России.
Порядок признания безнадежной ко взысканию недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@, действующим с 19.10.2010 г., которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.
Соответственно, учитывая, что пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и приказ ФНС России от 19.08.2010 г. N ЯК-7-8/393@ требует для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст. 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.
Таким образом, считаю, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку:
— недоимка по в размере рублей образовалась до ;
— пени в размере рублей начислены на спорные суммы недоимки;
— ;
— документы, датированные ранее года, истцом утрачены в связи с истечением сроков, предусмотренных пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности истца перед бюджетом;
— ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с истца причитающейся к уплате суммы налога, пеней, штрафов, процентов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 59 НК РФ, ст. ст. 125, 126 АПК РФ, прошу:
1) Признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку истца по в сумме рублей, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную сумму недоимки, в размере рублей, штрафам в размере рублей, процентам в сумме рублей в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст. ст. 45, 46, 47, 70 НК РФ.
2) Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Приложение:
1) копия документа, подтверждающего факт направления стороне по делу копии заявления;
2) квитанция об уплате государственной пошлины;
3) копия справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на ;
4) .

Позиция суда

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона № 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и ИП (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ, пеням и штрафам), образовавшаяся на 01.01.2015.

Данная норма не является актом прощения налоговой задолженности, прекращающим обязанность по уплате налогов, пени и штрафов. Напротив, положения статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015–2017 годов).

📌 Реклама

Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (ИП), и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. Предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (ИП) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.

Под подлежащей списанию задолженности граждан (ИП), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015–2017 годов. Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015 года, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона № 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017 года. 📌 Реклама

Кроме того, распространение статьи 12 Закона № 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015–2017 годов, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнении с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

Иное регулирование, позволяющее списывать задолженность по критерию ее образования за определенные расчетные и отчетные периоды (истекшие до 01.01.2017), установлено только в отношении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ и не может быть распространено на платежи, указанные в статье 12 Закона № 436-ФЗ.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх