Продление выездной налоговой проверки

Порядок устанавливает случаи, когда выездная налоговая проверка может быть продлена. 26.02.2007

Основания и порядок

продления срока проведения выездной налоговой проверки

(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@)

1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

3. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

4. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации

Разместить:

Добавить в «Нужное»

Обновление: 7 апреля 2016 г.

В общем случае выездная налоговая проверка продолжается 2 месяца. Однако ФНС указывает на один исключительный случай для 6-ме­сячного продления проверки — у проверяемой организации имеется 10 и более обособленных подразделенийп. 2 приложения № 4 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Но это вовсе не означает, что в других ситуациях налоговики, если уж им очень захочется, не смогут продлить проверку до 6 месяцев.

Дело в том, что еще в 2010 г. Конституционный суд указал, что понятие «исключительный случай» является оценочным и наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практикеп. 2 мотивировочной части Определения КС от 09.11.2010 № 1434-О-О. А ВАС, в свою очередь, указал, что с учетом конкретных обстоятельств любое из вышеназванных оснований или их совокупность может стать причиной продления проверки до 6 месяцев. Кроме того, ВАС обратил внимание еще на такой момент. НК, предусматривая возможность продлить срок проверки, одновременно возлагает на инспекторов и обязанность обосновать причины продления. И если налогоплательщик с указанным в решении обоснованием не согласен, он может обжаловать это решение в судеРешение ВАС от 21.07.2010 № ВАС-7688/10.

Когда суды признают правомерным продление проверки до 6 месяцев

Признать недействительным решение о продлении проверки удается нечасто. А все потому, что:

  • во-первых, нет исчерпывающего перечня оснований для увеличения срока проверки;
  • во-вторых, те оценочные критерии, которые ФНС использует для определения оснований для продления проверки, слишком нечеткие (размытые). Вот как, скажите, понимать, при каком объеме проверяемых документов или количестве проверяемых налогов инспекция должна уложиться в стандартный 2-ме­сячный срок проверки, когда она может увеличить проверку на 2 месяца, а когда вообще на 4?

Это, в свою очередь, приводит к тому, что суды тоже по-разному оценивают, когда проверку можно продлить до 6 месяцев, а когда нет.

Так, один суд решил, что проверка была продлена до полугода правомерно, поскольку инспекторам пришлосьПостановление 3 ААС от 13.08.2013 № А33-5889/2013:

  • проверять большой объем документов из-за того, что у организации имелось 22 расчетных счета в банках, она являлась участником 16 организаций. Но при этом у нее был только один филиал;
  • проводить большое количество контрольных мероприятий — встречных проверок (было направлено 25 запросов контрагентам организации), экспертиз, допросов, запросов об оказании содействия в розыске физических лиц в полицию и пр.

По мнению суда, все это в совокупности требовало значительных временных затрат работников налогового органа и проверку компании меньше чем за 6 месяцев они провести просто не могли. К тому же организация не смогла объяснить, как ее права были нарушены из-за продления проверкиПостановление 3 ААС от 13.08.2013 № А33-5889/2013.

Другой суд тоже счел продление проверки до 6 месяцев правомерным, так как организация обладала статусом крупнейшего налогоплательщика, имела более 90 обособленных подразделений, к тому же еще не представила по требованию ИФНС документы для проверки и неоднократно просила инспекцию продлить срок их представленияПостановление ФАС ВСО от 01.03.2013 № А19-14975/2012.

А вот в одном из рассматриваемых судом делПостановление ФАС ВВО от 01.04.2013 № А43-17631/2012:

  • во время проверки инспекция направила более 1000 поручений об истребовании документов у контрагентов проверяемой организации и получила ответы от менее половины из них. А от остальных же контрагентов ответы так и не были получены;
  • инспекторы вызвали на допрос 132 работника организации, которые из-за приостановки деятельности компании или были уволены, или находились в административных отпусках. В связи с этим их допрос на рабочем месте был затруднен;
  • для консультирования по вопросам квалификации строительно-монтажных работ ИФНС была вынуждена привлечь специалиста, но он указал срок оказания услуг, который находился за пределами 2-ме­сячного срока продления проверки;
  • еще велись опросы должностных и материально-ответственных лиц покупателей организации.

Но суд признал неправомерным продление срока проверки до 6 месяцев, несмотря на все эти обстоятельства, посчитав, что они не являются исключительными. Ведь инспекция не смогла доказать невозможность проведения всех этих мероприятий ранее, с учетом того что проверка уже была продлена до 4 месяцевПостановление ФАС ВВО от 01.04.2013 № А43-17631/2012.

При самостоятельной проверке филиала или представительства фирмы продлить срок проверки налоговики не могутп. 7 ст. 89 НК РФ; Письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 1.5). А вот приостановить проверку — запросто.

Если ваша организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам и вы не прячетесь от налоговиков, то, скорее всего, проверку вашей организации продлевать не будут.

Но если проверку вам все-таки продлили, а вы считаете это незаконным, тогда вы можете попробовать оспорить или решение о продлении проверки, или уже итоговое решение по результатам проверки. Разумеется, на время оспаривания решения проверку вам не приостановят (она будет идти до ее окончания). Но если суд с вами согласится, то все доказательства, полученные налоговиками за пределами 2-ме­сячного срока проверки (в частности, проведенные допросы свидетелей), сочтет ненадлежащими и отменит основанные на них доначисления.

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Государственный таможенный комитет Российской Федерации
Северо-Западное таможенное управление Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ

ПРИКАЗ
от 28 июля 2000 года N 211
О продлении срока служебной проверки
и назначении комиссии для ее проведения

В соответствии с распоряжением начальника таможни 26.06.2000 была назначена служебная проверка в отношении нарушений, выявленных комиссией таможенного поста «Южный», по порядку учета, хранения и использования грузов на таможенном складе ОАО «Самсон» и контролю за таможенным оформлением и наличием грузов на складе сотрудниками поста.
В процессе проверки установлено, что для объективности выводов установления вины сотрудников таможенного поста «Южный» необходим учет результатов рассмотрения дела о НТП и материалов, собранных отделом дознания в ходе проведения процессуальных действий.
В соответствии с п.10 инструкции «О порядке организации и проведения служебной проверки»
приказываю:

1. Продлить срок проведения служебной проверки на один месяц.

2. Для проведения проверки назначить комиссию в составе:
— председатель Кузьмин В.В., первый заместитель начальника таможни, полковник таможенной службы;
члены комиссии:
— Харитонов Э.В., начальник инспекции по личному составу, подполковник таможенной службы;
— Чхотуа З.Г., начальник отдела контроля за таможенным оформлением, капитан таможенной службы;
— Андреева Е.В., главный инспектор юридического отдела, капитан таможенной службы.

3. Заключение по материалам служебной проверки представить до 25.08.2000.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник таможни
генерал-майор таможенной службы
В.Г.Еременко

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх