Профессии человек человек

Выбор профессии

Типы профессий

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

Итак, автор выделил шесть типов личности, которые ориентированы на определённые виды деятельности. Вот они:

  1. 1.Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2.Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3.Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4.Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5.Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6.Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь?

Какие бывают профессии

Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1.Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2.Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3.«Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.

Евгений Александрович Климов (11 июня 1930, село Вятские Поляны, Кировская область — 31 мая 2014, Москва) — советский и российский психолог, психофизиолог.

Доктор психологических наук (1969), профессор (1970), академик АПН СССР (1985; член-корреспондент с 1974); методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности.

Автор около 320 монографий и научных статей по психологии и психофизиологиии; более 30 учебных пособий и учебников по психолого-педагогическим вопросам; с 1987 по 2001 год — главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Ведущий методолог коренного обновления теории и практики профессиональной подготовки психологических кадров СССР и России.

Первый президент заново основанного в 1994 году Российского психологического общества (избирался дважды — в 1994 и в 1998 годах).

Заслуженный профессор МГУ (2011).

Климов Е.А. на видео

Книги (10)

Введение в психологию труда

Раздел: Общая психология

В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

Далее »

История психологии труда в России

Раздел: Практическая психология

Соавтор: Носкова О. Г.

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Далее »

Основы психологии

Раздел: Общая психология

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Далее »

Психолог.

Описания профессий

Введение в профессию

Раздел: Общая психология

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Далее »

Психологическая диагностика в управлении персоналом

Раздел: Психодиагностика

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Далее »

Психология как профессия

Раздел: Практическая психология

Соавтор: Носкова О.Г.

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Далее »

Психология профессионала

Раздел: Общая психология

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

Далее »

Психология профессионального самоопределения

Раздел: Практическая психология

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Далее »

Пути в профессионализм

Раздел: Практическая психология

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.

Далее »

Комментарии читателей

Добавить отзыв

Как прочитать столько книг? Узнайте из курса «Киночтение за 7 дней»

Список профессий

Классификация профессий по Е.А. Климову

Правильное составление и использование профессиограмм предполагает определенные знания пользователей в области классификации существующих профессий. Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым. Эта классификация включает в себя четыре яруса, в соответствии с четырьмя признаками трудовой деятельности.

Типы профессий(первый ярус их психологической классификации) выделяются на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда. Их пять.

1. «Человек – живая природа» (П). Сюда отнесены и профессии, предметные области которых связаны с растительными и животными организмами и условиями их существования, с техникой, основанной на биологических, сельскохозяйственных науках: агроном, растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог и т.п.

2. «Человек – техника и неживая природа» (Т). Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.д.

3. «Человек – человек и социальные системы» (Ч). Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель и т.д.

4. «Человек – знаковая система» (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – это предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед и пр.

5. «Человек – художественный образ» (X). Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого типа профессий. Сюда относятся профессии: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец и т.п.

Классы профессий(второй ярус их психологической классификации). В пределах каждого типа можно выделить классы по признаку целей труда, определяемых в ответ на вопрос «Что делать? » (операционально). В данном случае речь идет не просто о внешне заданных целях, а об образах желаемого будущего, принятых субъектами труда. Все разнообразие целей можно, стремясь к минимуму классов профессий, сгруппировать в три блока по признаку преобладания следующих целей: а) распознать, оценить нечто известное, б) преобразовать нечто в объекте труда, в) изыскать, придумать нечто неизвестное.

1. Гностические профессии (Г) (от греч. gnosis – знание, познание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая. В типе «Человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек – человек»: инспектор, дознаватель, следователь. В типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор. В типе «Человек – художественный образ» функции распознания, оценки выполняют многие работники (критики, искусствоведы и т.д.).

2. Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «Человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод. В типе «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, оператор прокатного стана. В типе «Человек – человек»: педагог-тренер, экскурсовод, руководитель организации. В типе «Человек – знаковая система»: оператор клавишного пульта управления, бухгалтер, чертежник-картограф, редактор издательства. В типе «Человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «Человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного или лесного хозяйства, биолог-исследователь. В типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал в швейном деле, инженер-конструктор. В типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства. В типе «Человек – знак»: программист, математик. В типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Отделы профессий(третий ярус их психологической классификации). В этом ярусе множество профессий подразделяется по признаку средств труда. В данном контексте средством труда считается любая целостность, которую человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности). Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (токарный станок, молоток, вычислительная машина), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи. Например, для актера на театральной сцене основным средством труда является его талант, способность вчувствоваться в мир переживаний его героя, передать с помощью мимики, движения, голоса то, что хотел сказать автор пьесы.

Что касается собственно внутренних, психологических средств деятельности, то они есть у представителя любой профессии и существенно определяют мастерство в деле. А в некоторых случаях они являются преобладающими, основными. Чем меньшим количеством внешних вещественных средств снабжен, окружен работник, тем более высокие требования могут предъявляться к функциональным, внутренним средствам его труда. Часто причина неуспеха в профессиональном образовании (включая и самообразование), в работе коренится как раз в недооценке именно этих средств деятельности.

Климов выделяет четыре отдела профессий, опираясь на разные типы средств труда, используемых в работе.

1. Профессии ручного труда (Р). В профессиях данного отдела, очевидно, используются сила и мастерство рук профессионала, инструменты и орудия, такие как малярная кисть, хирургический скальпель, отвертка, используются как продолжение руки. В классе гностических профессий это могут быть лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант и т.д. В классе преобразующих профессий примерами могут быть ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф. В классе изыскательских профессий ручные средства труда могут быть только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого отдела: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). К этому отделу также относятся преимущественно преобразовательские профессии: оператор инкубационных цехов, оператор станков с числовым программным управлением, оператор магнитной записи. Но с развитием науки и техники, становится автоматизированным и труд диспетчера различных систем, и врача диагноста, профессий, которые относят к разряду гностических.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Средства труда этого отдела профессий сложно назвать орудиями, скорее, это – определенные свойства и способности человека, необходимые для конкретного вида деятельности. Климов выделяет внешние и внутренние функциональные средства труда.

К внешним он относит: выразительные средства поведения, речи (применяются в профессиях типов Ч и X – в работе учителя, актера, диктора, руководителя); организм человека, его подсистемы, органы (в работе артистов балета, спортивных педагогов-тренеров, певцов, цирковых акробатов); организационные системы, специально подготовленные группы людей, подчиненные ответственному руководителю (хор, оркестр, экипаж, экспедиция, подразделение государственной службы и пр.).

Внутренними Климов считает средства, входящие в сознание, память исполнителя: закрепленные в речи (созданные в общественном и/или личном опыте) правила, стратегические и тактические планы поведения, действий, несловесные (невербальные) психические образования (мысленные образцы продуктов, процессов, условий работы, стереотипы успешного поведения, эмоционального реагирования, образцы мимики и т.п.).

Группы профессий(четвертый ярус психологической классификации). В данном ярусе представлены группы профессий по признакам условий труда. Представление об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно определить, как множество предметных физико- химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая тематика основательно разработана и представлена в публикациях, включая и подробнейшие справочники по вопросам гигиены, охраны труда.

Но, кроме того, есть и другие обстоятельства, факторы условий среды, пусть

«не бьющие в глаза», но не менее важные для обеспечения физического и душевного благополучия работающих людей. Речь идет об организационных культурах, организационных режимах, об информационных потоках, о распределении ответственностей, о стиле деловых взаимоотношений и подобном. Как отмечает Климов, соответствующая область вопросов пока еще недостаточно разработана, а имеющиеся научные результаты не всегда широко внедрены в практику и не всегда имеют правовую поддержку. Он предлагает выделить четыре группы профессий, видов труда.

1. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б). Это так называемые «комнатные» профессии: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ и пр.

2. Труд с длительным пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажности (О).

Справочник профессий

К данной группе профессий относятся: агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД и т.д.

3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н). Наиболее яркие представители этой группы профессий: антенщик-мачтовик, водолаз, космонавт, пожарный.

4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие материальные и духовные ценности (М). Например, воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Определение профессиональных склонностей

Главная страница / Соискателю / Полезные советы / Определение профессиональных склонностей

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира, можно разделить на пять основных типов – такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог академик Е.А.Климов.   

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира, можно разделить на пять основных типов – такой способ ориентации в мире профессий предложил известный психолог академик Е.А.Климов.

1. Профессии типа «Человек-природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе:

  • профессии, связанные с изучением Земли : геолог, геофизик, океанолог, метеоролог;
  • изучением растительного и животного мира :ботаник, биолог, зоолог, орнитолог, кинолог, генетик, эколог.
  • производством продукции животноводства  и растениеводства : садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар

2. Профессии типа «Человек-техника» не обходятся без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов:

Промышленные и строительные профессии: инженер, слесарь, токарь,  электрик, фрезеровщик, каменщик,  штукатур, швея.

Вождение и обслуживание транспортных средств – водитель, слесарь, автомеханик.

3. Профессии типа «Человек-знаковая система» характеризуются  разнообразными формами обработки информации:

  • работа с языковыми системами: библиограф, нотариус,  историк, филолог, литературовед
  • работа с абстрактно-математическими системами: кассир, бухгалтер, экономист
  • работа с графическими системами: чертежник, конструктор, картограф, штурман
  • работа с системами и средствами обработки знаков: программист, оператор ПК

4. Основное содержание профессий «Человек-художественный образ» — искусство, художественная культура:

  • изобразительное творчество:  архитектор, живописец, скульптор, дизайнер
  • художественная обработка материалов – гравер, модельер, ювелир
  • создание художественных зрелищ: композитор, музыкант, вокалист, дирижер, балетмейстер, актер, режиссер

5. Основным содержанием профессии «Человек-человек» является общение. Здесь необходимо устанавливать и поддерживать контакты с людьми:

  • педагогические профессии: учитель, воспитатель, тренер,
  • область юстиции: юрист, милиционер, следователь, адвокат, прокурор
  • культпросветработа: экскурсовод, библиотекарь, переводчик, корреспондент,
  • сфера обслуживания – продавец, официант, парикмахер,  стюардесса

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ

Заполните предлагаемую таблицу: поставьте знак «+» перед цифрой , если вы согласны с утверждением и  знак «-«,  если не согласны.

По каждой из граф посчитайте алгебраическую сумму. Наибольшие полученные суммы указывают на соответствующие вашим склонностям виды деятельности.

Типы профессий

Малые положительные и тем более отрицательные зна– на профессии, которые вашим склонностям не соответствуют.

При этом следует учитывать, что многие профессии сочетают в себе черты нескольких описанных видов. Например, медицинские профессии – медицинская сестра, врач относятся  к типу «Человек-человек», но могут частично попадать в сферу «человек-природа», «человек-техника»

Поэтому, полученный результат всего лишь компас, который указывает направление поиска. Обращайтесь к специалистам по профориентации, которые могут провести комплексное тестирование, оценить не только ваши склонности, но и способности, и в итоге уменьшить вероятность ошибки при выборе профессии.

Gallina Blanca

Stora Enso

Novo Nordisk

Брендинг проекта — «Pro.Name»
Веб-технологии — «Петроффс»

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» -знание)

 Примеры:
    в типе «человек — природа» — контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
    в типе «человек — техника» — пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
    в типе «человек — человек» — судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
    в типе «человек — знаковая система» — корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
    в типе «человек — художественный образ» — искусствовед, музыковед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П)

Примеры:
    в типе «человек — природа» — мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
    в типе «человек — техника» — слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
    в типе «человек — человек» — учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
    в типе «человек — знаковая система» — чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
    в типе «человек — художественный образ» — цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И)

Примеры:
    в типе «человек — природа» — летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
    в типе «человек — техника» — раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
    в типе «человек — человек» — воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
    в типе «человек — знаковая система» — программист, математик;
    в типе «человек — художественный образ» — художник по проектированию интерьера, композитор.

    Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременновыявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда Гностические (распознать, определить) Преобразующие (обработать, обслужить) Изыскательские (изобрести, придумать)
Человек — природа Ботаник Ветеринар Биоинженер
Человек — техника Наладчик станков с ЧПУ Водитель, слесарь Изобретатель, Инженер
Человек — знаковая система Графолог Архивариус, библиотекарь Программист
Человек — художественный образ Литературный критик Актёр Художник, дизайнер
Человек — человек Психолог Учитель, врач Режиссёр


По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р)

Примеры:
    в классе гностических профессий — лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
    в классе преобразующих профессий — ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец;
    в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М)

    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А)

    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)

    Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

1.

Профессии (специальности) для девушек

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

    Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх