Профессиональная подготовка

Добавлено в закладки: 0

Что такое подготовка профессиональная? Описание и определение понятия

Профессиональная подготовка – это процесс приобретения навыков, которые необходимы для осуществления определенных обязанностей связанных с работой или группой работ.

Общая характеристика

Необходимое условие достижения максимального успеха во всех отраслях отношений и удовлетворения потребностей человека – наличие качественно организованной системы образования в стране.

Переподготовкой работников называют процесс, во время которого они получают новые и дополнительные знания по основным или смежным профессиям, должностям или специальностям.

Повышением квалификации называют процесс, во время которого углубляются и расширяются уже полученные знания, умения и навыки. Успешное завершение этого процесса отобразиться на возможности выполнения более сложных работ в пределах выбранной профессии, должности или специальности.

Отношения, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников относятся к группе отношений, которые напрямую связаны с трудовыми отношениями.

Работодателю стоит быть заинтересованным в наборе квалифицированных кадров. Это согласуется с правом каждого работника на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации. Реализовать его можно независимо от желания работодателя. Чаще всего сотрудник выбирает форму, вид подготовки и учебное заведение, после чего сообщает работодателю. Тот, в свою очередь, обязан обеспечить условия для успешного совмещения сотрудником учебы и работы (гарантированный учебный отпуск, несколько свободных от работы дней и т.д.).

В 90-е годы прошлого века широкое распространение получил метод подготовки работников по учебному или ученическому договору. Организация проводит организованное обучение своих работников с учетом перспектив развития компании, разработками новых видов деятельности, намерением создать новые рабочие места и т.д. В таких случаях профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников проходят на условиях, указанных в коллективных договорах, локальных нормативных актах, индивидуальных трудовых договорах и ученических договорах.

Список специальностей и направлений, по которым работник может повысить свои знания, а также формы обучения и список образовательных центров определяются работодателем.

Профессиональная подготовка

Процесс профессиональной подготовки обычно осуществляется на основании составления ученического договора, как с отрывом, так и без отрыва от работы в специализированных подразделениях компании работодателей, в образовательных учреждениях профобразования или в индивидуальном темпе у рабочих или специалистов, которые уже приобрели необходимый уровень квалификации. Стоит отметить, что в таком случае не происходит повышения уровня образования того, кто обучается.

Начальное профессиональное образование ставит перед собой задачу подготовить квалифицированных рабочих по всем профессиям, беря за основу общее образование, и по некоторым профессиям – беря за основу среднее общее образование (полное).

Процесс обучения в образовательных учреждениях организован с учетом индивидуальных и возрастных особенностей тех, кто обучается. В течении профессиональной подготовки сотрудники проходят как теоретическое, так и производственное обучение, после чего их отправляют на производственную практику. Время учебной нагрузки строго регламентировано, и должно составлять не больше 36 часов в неделю, а время пребывания на практике – рамок рабочего времени, установленных трудовым законодательством для каждой конкретной профессии. Если срок обучения составляет больше года, срок каникул должен быть не меньше 10 недель.

Обучение производственным профессиям проходит в учебно-производственных лабораториях, полигонах или мастерских. Для этого набирают группы от 12 до 15 человек. Если дело касается профессии, которая связана с обслуживанием массивного оборудования или осуществлением опасных работ, группа составляют 8-10 человек.

По инициативе работодателя или организации, представляющей его, сотрудник может проходить подготовку в ускоренном темпе.

Профессиональные знания, умения и навыки рабочих на момент присвоения им любого уровня квалификации должны соответствовать списку требований, содержащемся в квалификационных справочниках. На их основании проводиться присвоение рабочим квалификационных разрядов, тарификация выполняемых ими работ, написание программ специальной подготовки для повышения уровня квалификации.

Средние специальные учебные заведения предоставляют возможность проходить профессиональную подготовку в разных формах, включая экстернат. Однако есть список специальностей и профессий, получение которых в заочной, вечерней и форме экстерната недопустимо. Это регламентируется законодательством. К подобным специальностям относятся, например, криминалистика, обслуживание атомных и ядерных энергетических установок, эксплуатация транспортных средств и летательных аппаратов и т.д.

Однако процесс обучения другим профессиям проходит в очной и очно-заочной (вечерней) форме, проводится для групп или в индивидуальном порядке, иметь в ходе изучения теоретическую часть, практику и стажировку. По окончании обучения работники проходят аттестацию, форму которой выбирают соответственно учебной программе.

Часто получение разрешения на выполнение определенных работ работодатель или организация вынуждена обязательно представлять документы, которые подтверждают наличие у работников необходимых навыков и уровня компетентности.

При желании сотрудник может получить высшее профессиональное образование без отрыва от работы согласно условиям ученического договора. При этом работник, обладающий начальным или средним профессиональным образованием, имеет право проходить обучение по сокращенной ускоренной программе.

Повышение квалификации

Прохождение сотрудниками профессиональной переподготовки, обучения дополнительным профессиям , а также повышения квалификации проходят по специально разработанным образовательным программам.

26 июня 1995 года правительство РФ приняло Постановление об образовательных учреждениях, где люди получают дополнительное профессиональное образование. Согласно этому документу, работник может получить дополнительное профессиональное образование в качестве повышения уже имеющейся квалификации, прохождения стажировки, профпереподготовки. Также в нем подробно описаны различные виды обучения специалистов и характеристики каждого из них. Например, процесс повышения квалификации включает в себя:

  • Прохождение краткосрочного (72 часа) тематического обучения особенностям конкретного процесса производства, которое проводят на месте основной работы. В конце работники обычно сдают экзамен, зачет или защищают реферат.

  • Прохождение тематических или проблемных семинаров (72-100 часов) по локальным специфическим проблемам разного рода.

  • Прохождение длительного (больше 100 часов) обучения сотрудников в спецучреждении, предоставляющем возможность повышения квалификации путем углубленного рассматривания и изучения актуальных проблем и их решения согласно профилю.

Процесс повышения квалификации сотрудника проходит с полным, частичным или без отрыва от работы, а также по индивидуальному графику. Форма прохождения и срок устанавливается договором, который заключают заказчик и учебное учреждение.

Специалисты могут проходить стажировку как в роли самостоятельного вида получения дополнительного образования, так и в роли одного из частей учебного плана. Цель стажировки состоит в изучении передового опыта и приобретении необходимых навыков, как профессиональных, так и организаторских, а также в практическом закреплении теоретических навыков.

Работник может проходить стажировку как на территории России, так и за границей. Длительность стажировки устанавливает работодатель.

Государственными, а также негосударственными (прошедшими аккредитацию) учебными учреждениями выдаются документы государственного образца при успешном окончании учебного курса слушателями:

  • Удостоверение про повышение квалификации (72-100 часов).

  • Свидетельство про повышение квалификации (больше 100 часов).

  • Диплом профессиональной переподготовки (больше 500 часов).

  • Диплом присвоения квалификации (больше 1000 часов).

В государственном заказе можно найти сведения о числе государственных служащих, которых направляют на обучение (отдельно по программе повышения квалификации и по переподготовке), о цене на обучение (по каждой программе), а также учтено финансирование обеспечение научных и учебных методистов и информационных аналитиков.

Государственный заказ размещают в учебных учреждениях (получивших специальную лицензию) на конкурсной основе во время формирования заявок. Как переподготовка, так и повышение квалификации государственных работников проводятся на основе договоров, которые были заключены между федеральными органами исполнительных властей и учебными учреждениями. Затраты согласно договора будут возмещены федеральным органам Минтрудом, что не должно превышать размер средств федерального бюджета.

Ученический договор

Изначально предусмотрено два вида ученических договоров:

1. Заключаемый с сотрудником на переобучение без отрыва его от работы. Этот вид договора дополняет трудовой и является регулируемым трудовым законодательством.

2. Заключаемый с лицом, находящимся в поисках рабочего места и проявляющим желание получить профессию в предложенной организации. Этот вид договора является гражданско-правовым, а потому регулируется нормами, принятыми в гражданском праве.

Однако данную трактовку часто называют слишком категоричной. Было бы более правильно назвать этот вид договора смешанным, поскольку он содержит условия, которые регулируются разными правовыми отраслями, как трудовым, так и гражданским.

Гражданско-правовой вид ученического договора заключается только с организацией, получившей специальное учебное подразделение, которое получило лицензию. Помимо этого, предметом договора может выступать только переподготовка, профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников, потому что профессиональную переподготовку специалистов могут осуществлять исключительно учреждения, получившие лицензию на проведение обучения по дополнительным учебным программам.

Ст. 198 ТК называет ученический договор дополнением кК трудовому договору. Литература высказывает точку зрения, что его нельзя называть самостоятельным видом договора. Эта мысль основана на том, что в общей теории права все дополнительные оговорки и условия считаются прямой частью основного договора. Делается вывод о том, что практически говорится об особой разновидности трудовых договоров, которые содержат обязательства по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации сотрудника. Исходя из этого ученический договор, заключенный с сотрудником данной организации, автоматически перестает быть действительным при прекращении действия трудового договора, исходя из тех же оснований. Но при прекращении действия ученического договора, трудовой продолжает быть действительным.

Ученический договор имеет несколько обязательных условий, при несоблюдении которых он прекращает быть действительным. В нем обязательно должны быть указаны:

  • Наименования сторон.

  • Степень и уровень образования, которые приобретаются учащимся.

  • Срок прохождения обучения.

  • Оплата в период обучения. Работникам данного предприятия также предстоит в обязательном порядке отработка у работодателя в период, указанный в договоре.

Также в ученический договор включаются дополнительные положения, но это должно происходить по согласию обеих сторон и не должно противоречить ТК и локальным актам.

Условия отработки после прохождения обучения содержатся в трудовом договоре (ТК, ст. 57) или в соглашении об обучении (ТК, ст. 249). Всё же наличие этого условия не означает заключения трудового договора в срочном порядке. Поэтому выражая согласие на наличие данного пункта, сотрудник или лицо, находящееся в поисках работы, только принимает на себя обязательство по возмещению расходов на обучение путем отрабатывания. Его срок должен находиться в пределах разумного, а точнее не нарушать принципов свободы труда. Обязательства отработки остаются действительными по прекращении срока обучения.

Продолжительность действия ученического договора должны быть достаточной для того, чтобы человек смог овладеть необходимой специальностью. С предписаниями и рекомендациями можно ознакомиться, заглянув в отраслевые нормативно-правовые акты.

Продолжительность действия договора может быть продлена, если учащийся не смог присутствовать на занятиях и выполнить учебный план согласно программе по уважительной причине (болезнь, привлечение к выполнению государственных и общественных обязательств и т.д.).

Обучение организовывается в разных формах обучения: индивидуальной, бригадной, курсовой и т.д. Выбор формы напрямую зависит от специальности профессии учащегося, требований учебного плана, способности учащегося и т.д.

Максимальное количество времени обучения не должно превышать норму рабочего времени в течении недели для сотрудников того же возраста и квалификации (согласно ТК, ст. 91, 92). Это право гарантируется всем учащимся независимо от выбранного вида ученического договора.

Учащиеся, по согласованию с работодателем, которые являются работниками данной организации, могут частично (режим неполного рабочего дня) или полностью освобождаться т рабочих заданий в связи с прохождением обучения. Также они имеют право учиться в свободное от работы время.

На протяжении обучения учащихся запрещено оставлять сверхурочно, отправлять в командировки по служебным назначениям, никак не связанным с прохождением обучения.

Оплата в вышеописанных случаях проводится двумя основными способами:

  1. Стипендия.

  2. Оплата за выполненную на протяжении обучения работу.

Так как работа обучающегося оплачивается по заранее установленным расценкам, в ученическом договоре может указываться только размер стипендии, минимальный размер которой указан в ст. 133 ТК.

На работников, проходящих обучение, полностью распространяется действие трудового законодательства, коллективного договора и локальных нормативных актов.

Работникам, которые успешно справились с итоговыми испытаниями (квалификационными экзаменами), при приеме на работу по окончании прохождения учебного материала не устанавливают испытательный срок.

В случае, если учащийся не выполнил своих обязательств, указанных в ученическом договоре (к примеру, вовремя не начал работать), он обязан вернуть работодателю выплаченную ему стипендию и возместить все остальные расходы на его обучение. Потенциально неполученные из-за невыполненной работы деньги не учитываются.

Ученический договор имеет гражданско-правовой характер, и потому к нему применимы нормы гражданского права. На время его действительности трудовые отношения являются таковыми исключительно на время прохождения производственного обучения. Однако обязанность пройти его истекает из обязанностей учащегося усвоить подготовленную программу.

Изменить или расторгнуть гражданско-правовой ученический договор можно по согласию сторон, в связи с решением суда, с отказом одной из сторон выполнять свои обязательства в полной или частичной мере, когда это прописано в законе или происходит по согласию сторон (ГК, ст. 450, 782). Помимо этого, договор может быть расторгнут вследствие прекращения обязательств по причине невозможности их выполнения как из-за чего-то, что не зависит ни от одной из сторон, так и по вине одной из них. В этом случае стоит обратиться к порядку расчетов в согласии со ст. 781 ГК.

Не стоит путать составленный ученический договор, имеющий гражданско-правовой характер, с гражданско-правовым контрактом, который заключается между студентами и работодателями с целью проведения подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Положение об этой подготовке было утверждено в Постановлении от 19 сентября 1995 года. Согласно этому документу, со студентами заключают контракт по очной форме за федеральные средства, причем сделать это необходимо минимум за 3 месяца до окончания учебы в специальных заведениях на срок до 3 лет. Должность, которую компания предлагает студенту согласно контракту, должна быть соответствующей его профилю и уровню образования.

Контракт определяет рамки обязательств сторон друг перед другом. Помимо прочего, студент, который не выполняет его условий, обязан возместить денежные затраты заведению и работодателю по выплате стипендии, льгот и пособий. Хотя есть некоторые категории студентов, которые автоматически освобождаются от подобного возмещения. Они перечислены в п. 6 и 7 вышеупомянутого Постановления:

  • Лица с медицинскими противопоказаниями.

  • Супруги военнослужащих и служащих федеральных служб, если работу предоставили не по месту проходимой службы.

  • Беременные и женщины с детьми в возрасте до 1.5 лет, если работа находится не по месту жительства ее или родных.

Также работодатель и учебное заведение составляют договор о частичном возмещении затрат на обучение учащегося и организации прохождения им производственной практики.

Мы коротко рассмотрели подготовку профессиональную: общая характеристика, профессиональная подготовка, повышение квалификации, ученический договор.

Современное производство характеризуется повышенными требованиями к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, однако и работодателю предоставлено право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников непосредственно работодателем имеет значение для обеих сторон: работодатель получает рабочую силу, подготовленную с учетом организации труда и производства в конкретной организации (сфере производства), а работник приобретает необходимые профессиональные навыки (совершенствует их) и повышает тем самым конкурентоспособность на рынке труда, расширяет возможности самореализации.

Необходимость обучения работников для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Он выбирает и виды обучения, к которым в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утв. Постановлением Госкомтруда СССР N 369, Гособразования СССР N 92-14-147 и ВЦСПС N 20/18-22 от 15.06.1988, относятся подготовка новых работников (профессиональная подготовка); переподготовка (переобучение) рабочих; обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации <*>.

<*> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. N 11. С. 4.

Профессиональная подготовка предполагает обучение поступающего на работу или работника профессии — получение им знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Переподготовка (переобучение) работников — получение новой специальности. Она организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации (п. 1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов) <*>.

<*> Утверждено Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 44.

Обучение работников вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой — с начальным либо более высоким уровнем квалификации.

Работники обучаются вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям <*>.

Повышение квалификации в широком понимании представляет собой процесс углубления профессиональных знаний, совершенствования деловых навыков и умений. В узком — практическом — смысле это вид дополнительного профессионального образования <*>.

<*> См.: Льготы для тех, кто учится и работает. Сборник нормативных актов с комментарием / Сост. О. В. Абрамова. М.: Логос, 2002. С. 24.

ТК РФ и Типовое положение от 15.06.1988 не упоминают о стажировке, хотя она широко используется на практике.

Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения профессиональных обязанностей (п. 11 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов).

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (в ред. от 31.03.2003)) <*>, по существу она представляет собой особую форму повышения квалификации.

<*> СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580.

По способу обучения можно выделить обучение, проходящее непосредственно в организации, и осуществляемое в соответствующих учебных заведениях.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также условия их организации и проведения устанавливаются коллективным договором, отраслевыми, региональными и иными соглашениями, локальными нормативными актами либо предусматриваются в трудовых договорах (ст. 196 ТК РФ) <*>.

<*> Статья 196 ТК РФ содержит противоречивое положение, согласно которому формы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а условия и порядок обучения устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Это противоречие может быть преодолено только путем признания права работодателя решать указанные вопросы как в коллективном договоре, так и в локальном нормативном акте.

Обучение работников проводится исходя из конкретных задач организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).

Профессиональное развитие — это приобретение сотрудниками новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые они используют или будут использовать в своей профессиональной деятельности. Помимо увеличения отдачи от деятельности сотрудников в виде повышения качества и роста производительности труда, развитие персонала даёт осознание каждым сотрудником своего вклада в достижение стратегических целей, создание благоприятного климата в организации, повышения мотивации сотрудников, их лояльности по отношению к компании, преемственность в управлении. Комплекс мер по развитию персонала включает в себя:

  • · диагностику персонала (выявление способностей);
  • · обучение персонала;
  • · ротацию персонала;
  • · подбор и расстановку кадров;
  • · оценку результативности труда.

Получение сотрудниками эффективных и действенных инструментов для осуществления преобразований и последующего процесса саморазвития способствует созданию саморазвивающейся организации. Организация систематического и планового обучения сотрудников создаёт условия:

  • · развития личной эффективности сотрудников, · повышения общей мотивации сотрудников посредством общего системного видения целей и будущего организации,
  • · формированию креативного мышления,
  • · выработки уникальных способов и нестандартных решений практических задач организации,
  • · отработки способов совместного взаимодействия сотрудников .

Обучение персонала затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, возможностях повышения в должности, расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации. Для каждой категории работников обучение играет свою роль, имеет определённую цель.

  • 1. Молодые специалисты с опытом работы до 1 года
  • · Теоретическая начальная подготовка в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте
  • 2. Специалисты с опытом работы
  • · Повышение квалификации для развития, углубления специальных знаний и навыков
  • 3. Руководители с опытом работы
  • · Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия управленческих решений, отработка знаний и навыков, необходимых для успешного администрирования и управления предприятием.

Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ, который обеспечивает соответствие квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Увеличение конкуренции во всех сферах бизнеса, использование новых современных технологий производства, продаж, межличностного взаимодействия и многие другие факторы требуют от компаний динамичного развития, как в технологическом плане, так и в плане координации, аккумулирования информации, получения новых теоретических и практических знаний и навыков, т.е. постоянного развития компетенции сотрудников. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет и теряют свою актуальность, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повысив свою квалификацию, обычный работник более или менее широко делится с коллегами приобретёнными знаниями и навыками. В итоге повышается средний уровень компетенции персонала.

Основная задача обучения персонала состоит в том, чтобы помочь организации достичь своих целей, увеличив стоимость ее ключевого ресурса работников, которых она нанимает. Современные организации рассматривают обучение как инвестирование в работников; оно дает возможность лучше выполнять работу и максимально использовать данные им от природы способности.

Существуют 3 области обучения:

В процессе отбора персонала производится наем наиболее подходящих работников. Однако независимо от квалификации трудно рассчитывать, что новичок сразу освоится со спецификой труда на предприятии. Да и работникам предприятия тоже необходимо обновлять свои знания, связанные с выполняемой работой. Из этого следует необходимость в профессиональной подготовке кадров. Такую подготовку проводят по двум направлениям: подготовка персонала в соответствии с существующим и будущим уровнем развития техники и технологии производства и повышение квалификации уже работающего персонала.

Цель первого направления — адаптировать работника к условиям данного производства и научить использовать предоставленные им средства производства.

Второе направление предполагает повышение профессиональных знаний и навыков в аспекте научно-технического прогресса с целью его введения в конкретное производство. Обучение проводится на рабочем месте. Для этого прикрепляется наставник, который помогает адаптироваться новому работнику или обучает его.

Для работников, имеющих низкую квалификацию или не определившихся со специальностью, возможно обучение на курсах. Такое обучение может проводиться и внутри предприятия, если там имеется соответствующее подразделение в системе управления персоналом. Обычно эта форма обучения сочетается с первой. Переподготовка и повышение квалификации персонала необходимо в трех основных случаях:

  • 1. Когда работника назначают на новую должность или поручают новую работу.
  • 2. Когда проверкой установлено, что человек неудовлетворительно выполняет порученную работу.
  • 3. Когда меняются цели и направления в работе.

Данное направление работы с персоналом реализуется на основе определенных программ обучения. Для этой цели могут использоваться различные формы обучения: подготовка на курсах в учебных заведениях, участие в специальных семинарах, стажировка на других предприятиях и т. п.

Следует отметить, что деятельность по подготовке персонала должна быть системной и непрерывной. Последнее обстоятельство требует обеспечения на предприятии различных ее форм, постоянного их обновления и совершенствования . Безусловно, индивидуализация обучения сулит компании получение определенных выгод. Однако все мы знаем, что любые выгоды сопровождаются рисками. Одним из самых очевидных рисков является неправильное сегментирование сотрудников. Стремясь упростить процесс сегментирования, HR-специалисты порой начинают опираться не на объективные данные, а на стереотипы и собственные предположения. Из-за этого работники могут быть объединены в более крупные группы. Это означает, что, несмотря на проделанную HR-менеджером работу, они все равно не получат тех знаний, которые им нужны. Вот только один из достаточно росхожих стереотипов: люди в возрасте не воспринимают обучение с применением новых технологий. На самом деле некоторые из них, напротив, с большим удовольствием учатся именно таким образом. Для того чтобы избежать ошибок, HR-специалисты должны опросить сотрудников компании и выяснить, к какому сегменту они себя причисляют, а также расширить количество критериев, помимо стиля обучения и профессии.

Еще одна проблема — не сделать выбор слишком большим. Есть риск, что сотрудники запутаются в обилии обучающих программ и не смогут определить, что им нужно в данный момент. Именно поэтому организация должна заботиться о том, чтобы предоставлять только те программы, которые совпадают с потребностями ее работников. К тому же достаточно сложно узнать, кто именно прошел тренинг через игру, внешние сайты и т. д. К счастью, многие компании уже нашли решение этой проблемы. Они начали использовать новые технологии, например, SAP. SAP — это комплексное программное обеспечение, которое учитывает привычные для сотрудников инструменты, например календарь Microsoft. С его помощью можно следить, выполняются ли предписания и планы, например, встречи с ментором и т.д. На основе собранных данных для руководства компании регулярно формируется подробный отчет. Все эти инструменты — фильтры, мониторинги и т. д. можно также использовать и для того, чтобы обеспечивать сотрудников той информацией, которую они запрашивают чаще всего . Среди комплекса мер по управлению персоналом огромное значение имеют тренинги для сотрудников. Тренинги повышают эффективность работы, знакомят с новыми подходами и развивают современные навыки, а также дают стимул к работе и способствуют развитию карьеры.

Гарантии и компенсации

Работникам, впервые получающим высшее образование и совмещающим обучение в вузе с работой, закон предоставляет ряд гарантий и льгот (ст. 173 ТК РФ и ст. 17 ФЗ № 125). Прежде всего, это дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии, продолжительностью от 40 до 50 календарных дней в год; оплата проезда к месту учебы и обратно для заочников один раз в год; сокращенная рабочая неделя в период подготовки диплома; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. Все эти льготы должны быть предоставлены работнику, если вуз, где он обучается, имеет государственную аккредитацию. В противном случае вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора или в соответствии с нормами коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта, если таковой имеется и регулирует данные правоотношения. Если нужных гарантий в этих документах нет или они сами отсутствуют, вопрос решается по усмотрению руководителя организации.

📌 Реклама

Поскольку закон связывает предоставление вышеперечисленных гарантий с получением высшего образования впервые, то на практике может возникнуть комичная и одновременно затруднительная ситуация: работник поступил в вуз, использовал оплаченный учебный отпуск, а затем, недоучившись, оставил учебу в этом вузе и поступил в другой. Обязан ли в таком случае работодатель предоставить работнику оплачиваемый отпуск еще раз? Ответ – да, потому что в первом вузе высшее образование работником получено не было, а значит, и во втором вузе он будет получать высшее образование впервые (ст. 77 ТК РФ).

Особенности налогообложения затрат на профессиональную подготовку

Все расходы организаций по предоставлению вышеперечисленных гарантий и компенсаций уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как они входят в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). При этом не забудьте при предоставлении дополнительного отпуска студенту получить у него справку-вызов и справку-подтверждение из вуза. Суммы, выплачиваемые в период учебных отпусков, и оплата проезда к месту учебы и обратно включаются в налоговую базу по ЕСН. Соответственно, организации придется начислять страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Налогообложение расходов на обучение будет разным, в зависимости от того, какой уровень – образовательный или профессиональный – повышается работником. Разобраться в этом поможет статья 21 Закона об образовании. Относительно НДФЛ можно сказать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ расходы на повышение профессионального уровня работников НДФЛ не облагаются. Напротив, оплата обучения, связанного с повышением образовательного уровня работника, включается в совокупный доход работника и НДФЛ облагается (Письмо МНС России от 24.04.2002 № 04-4-08/1-64-П758). Возмещение расходов на профессиональное обучение не облагается ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Расходы на получение высшего и среднего специального образования ЕСН также не облагаются, так как не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). Если на стоимость обучения не начисляется ЕСН, то страховые взносы в ПФР тоже не начисляются.

📌 Реклама

Для налога на прибыль тоже важна цель обучения. Оплата обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 254 НК РФ).

В расходы можно включить только профессиональную подготовку работников (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это можно при соблюдении следующих условий: обучение должно осуществляться в российском или иностранном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию или лицензию; профессиональная подготовка должна проводиться в интересах деятельности компании (например, нельзя направить бухгалтера на курсы парикмахеров). Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, нужно обратить внимание на следующее.

Закрытый перечень расходов, которые такая компания может принять к вычету по единому налогу, установлен в статье 346.16 НК РФ, и расходов в виде оплаты обучения сотрудников в ней не упоминается. Однако если оплата обучения предусмотрена трудовым или коллективным договором, компания вправе учесть указанные затраты в составе расходов на оплату труда, предусмотренную пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Состав оплаты труда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, определяет в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда открыт, и если оплата обучения предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, препятствий для ее признания в расходах нет.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх