Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Содержание

Общее предупреждение преступности несовершеннолетних осуществляется

1. К неблагоприятным тенденциям развития профессиональной преступности в России относят
++/ответ/++ использование некриминальных навыков и знаний в криминальных целях, негативные социальные
проявления
возрождение опасных криминальных профессий
появление такого негативного феномена, как преступный мир
снижение образования и интеллектуального уровня преступников-профессионалов

2. Криминогенные качества личности — это
такие качества, которые есть лишь у преступников, имеющих склонность к побегу из мест лишения свободы
++/ответ/++ такие свойства личности, которые повышают вероятность совершения человеком преступления
свойства личности, которые присущи только рецидивистам
такие качества, которые побуждают преступника давать ложные показания

3. Статистическая связь означает
распределение преступности на территории
++/ответ/++ изменение характера распределения одного фактора в зависимости от изменения другого
объективное соответствие, параллелизм в сосуществовании и изменчивости двух факторов
опосредование одного состояния другим

4. По количеству ранее совершенных преступлений различают рецидив
общий и пенитенциарный
++/ответ/++ однократный и многократный
общий и специальный
интенсивный и многократный

5.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Криминофамилистика — отрасль криминологии, изучающая
преступления учащихся в школе
уличную преступность
бытовую преступность
++/ответ/++ семейные проявления преступности, ее причины, условия, личность

6. Грабежи относятся к виду корыстной преступности
++/ответ/++ общеуголовной корыстной преступности
коррупционной преступности
налоговой преступности
экономической преступности

7. По мотивационным критериям выделяют ________ типы преступников
абсолютно опасные, особо опасные, опасные, представляющие незначительную опасность
корыстные, насильственные, корыстно-насильственные, «универсальные»
++/ответ/++ корыстные, «престижные», «игровые», защищающиеся
несовершеннолетние преступники, преступники — городские, сельские; мужчины, женщины

8. Из перечисленных признаков, характерными для организованной преступности являются
++/ответ/++ наличие объединений лиц для систематических занятий преступлениями
++/ответ/++ иерархическая система взаимодействия
наличие криминальной профессии
++/ответ/++ устойчивость
использование в совершении преступлений криминальной подготовки (специализации, квалификации)

9. К насильственной преступности относятся деяния
посягающие на объекты, связанные различной мотивацией — корыстной, корыстно-насильственной
совершаемые из корыстных побуждений
++/ответ/++ посягающие на объекты, связанные единой мотивацией — насильственной или агрессивно-насильственной
совершаемые из корыстно-насильственных побуждений и по неосторожности

10. Опасность неосторожных преступлений определяется
причинением морального вреда
++/ответ/++ их последствиями
нарушением правил безопасности
противоправными действиями преступника

11. По механизму действия негативные социальные процессы, детерминирующие преступность, подразделяются на
внутренние и внешние детерминанты
++/ответ/++ причины, условия, криминогенные факторы
общие, отдельные виды преступлений, их конкретные проявления
объективные, объективно-субъективные, субъективные

12. Виктимология исследует аспекты преступности, связанные
с возмещением материального ущерба от преступления
с лицом, совершившим преступление
с очевидцами преступления
++/ответ/++ с потерпевшим от преступления

13. Причинность — это
наличие необходимых условий
последовательность явлений
++/ответ/++ генетическая связь между явлениями
логическая связь событий

14. Долгосрочное прогнозирование включает период
от 1 до 5 лет
от 4 до 10 лет
++/ответ/++ свыше 10 лет
от 1 до 3 лет

15. Общее предупреждение преступности несовершеннолетних осуществляется
только в рамках молодежной политики на региональном уровне
++/ответ/++ в рамках государственной, семейной и молодежной политики и не ограничивается только этим
только в рамках семейной политики
осуществляется органами местного самоуправления

Предупреждение (профилактика) преступлений

Изучение криминологиейпреступности и ее причин, механизма преступного поведения, личности преступника и потерпевшего, зарубежных теорий и опыта борьбы с преступностью — все это является необходимой теоретической базой для разработки общей теории предупреждения преступлений. Мы употребляем термин «предупреждение преступлений», а не «предупреждение преступности» потому, что предупредить (предотвратить) можно только отдельное конкретное преступление. Преступность как объективное социальное явление можно не «предупредить», а контролировать, воздействовать на нее различными мерами или, как часто пишут, бороться с ней. И лучший способ борьбы — предупреждение преступлений.

Предупреждение преступлений

Предупреждение преступлений — особый вид социальной деятельности.

Она осуществляется путем нейтрализации или устранения криминогенных факторов, т.е. причин и условий совершения преступлений, или формирования (стимулирования) антикриминогенных факторов.

Чаще всего «предупреждение» и «профилактика» рассматриваются как синонимы, но некоторые авторы проводят различие между понятиями «предупреждение» и «профилактика» соответственно стадиям совершения преступления. С этой точки зрения предупреждение как более широкое понятие включает в себя профилактику (стадия формирования намерения), предотвращение (стадия приготовления), пресечение (стадия покушения).

Криминология разрабатывает общую теорию предупреждения преступлений, включающую в себя:

  • направления и уровни предупредительной деятельности;
  • социально-экономические и организационно-правовые основы ее осуществления;
  • систему субъектов предупреждения и механизм их функционирования;
  • планирование и организацию предупредительной деятельности;
  • формы и методы предупреждения.

Проблема предупреждения преступлений в соответствии со спецификой объекта криминологии также исследуется на трех уровнях:

  1. индивида — возможно предупреждение отдельных преступлений;
  2. социальной группы, или региона, или отрасли — возможно предупреждение целых групп преступлений и видов преступности;
  3. общества — возможно воздействие на преступность в целом.

Предупредительная деятельность на каждом уровне имеет свои особенности, различается характером и способами применяемых мер.

В деятельности по предупреждению преступлений выделяют две стороны — объект предупреждения, т.е. на что направлена эта деятельность, и субъект предупреждения, т.е. кто осуществляет эту деятельность.

Общим объектом предупреждения являются причины и условия для преступлений, т.е. криминогенные социальные явления, негативные процессы в микросреде и сама личность. Часто можно встретить утверждение о том, что объектом предупреждения является преступление. Но здесь смешиваются объект и цель предупредительной деятельности. Воздействовать на преступление нельзя — оно уже произошло. Воздействовать можно только на обстоятельства, предшествовавшие преступлению и обусловившие его, т.е. на причины и условия.

Субъектом предупреждения являются государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Граждане осуществляют эту деятельность как непосредственно (воспитание в семье), так и через участие в соответствующих организациях.

Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему. Входящие в нее субъекты можно различать по разным признакам.

По характеру функции различают субъекты специализированные, для которых функция предупреждения является основной или одной из основных (органы МВД России), и неспециализированные, для которых предупреждение является подчиненной, производной от главной функции (школа, семья). Можно выделить и частично специализированные субъекты (контрольно-ревизионные органы, нотариат), на которые функция предупреждения прямо не возлагается, но органично присуща их деятельности.

По масштабу (уровню) деятельности выделяют субъекты общегосударственные (совет министров), региональные и отраслевые (управление внутренних дел, орган финансового контроля), локальные (трудовой коллектив).

По сферам деятельности, или компетенции, различают субъекты правового регулирования и властного, государственно-правового управления:

  • органы государственной власти в центре и регионах;
  • субъекты планирования, управления и координации — министерства, службы, специализированные контролирующие органы;
  • субъекты непосредственного осуществления предупредительной деятельности — службы и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, члены общественных организаций, отдельные граждане.

Предупредительная деятельность является объектом правового регулирования, которое осуществляется по двум направлениям.

Первое состоит в воздействии с помощью правовых средств (частное определение суда) на криминогенные факторы с целью их устранения или нейтрализации. Второе — в закреплении прав и обязанностей субъектов предупредительной деятельности, установлении содержания и порядка осуществления профилактических мероприятий.

Все меры предупреждения по их содержанию разделяются на два основных вида: 1) общесоциальные; 2) специальные, т.е. общесоциальная профилактика и специальная (криминологическая) профилактика.

Общесоциальные меры направлены не только и даже не столько на предупреждение преступлений, сколько на достижение иных социально полезных результатов. Но их осуществление позитивно сказывается на состоянии преступности. Это могут быть меры и общегосударственного уровня (например, программа создания новых рабочих мест), и отраслевого (внедрение новых технологий), и индивидуального (улучшение воспитательной работы в коллективе).

Криминологическая профилактика (специальные меры) имеет главной целью предупредить преступления. Эти меры также осуществляются на разных уровнях, и в зависимости от этого различают общую профилактику (цель воздействия — преступность), групповую профилактику (вид преступности) и индивидуальную профилактику (отдельное преступление). К мерам общей профилактики можно отнести принятие уголовного закона, к мерам групповой — установку противоугонных систем (для предупреждения угонов автотранспорта), к индивидуальной профилактике — профилактическую беседу.

Чаще всего, когда говорят об индивидуальной профилактике, в качестве объекта воздействия рассматривают личность и ее микросреду.

Меры предупреждения могут быть обращены как к личности (беседа, постановка на профилактический учет), так и к ее социальному окружению (лишение родительских прав). В индивидуальной профилактике иногда выделяют две формы: непосредственную и раннюю профилактику. Первая проводится в отношении лица, которое уже совершило преступление или какие-либо серьезные проступки, вторая — в отношении лиц, чье поведение только приобретает отрицательные черты (подросток перестал посещать школу).

Особым видом является виктимологическая профилактика, обращенная к потенциальным жертвам преступлений. Она широко используется для предупреждения неосторожных преступлений, в которых потерпевшие нередко играют провоцирующую роль. Так, изучение правил дорожного движения в детских садах и школах — ранняя виктимологическая профилактика автотранспортных преступлений.

Деятельность по предупреждению преступлений включает в себя не только непосредственную работу по проведению профилактических мероприятий. Ее необходимыми компонентами являются планирование, определяющее конкретные цели и сроки различных мероприятий и обеспечение ресурсами; координация, объединяющая деятельность субъектов, не связанных управленческой подчиненностью, с целью не допустить дублирование в работе и распыление сил. К таким обеспечивающим компонентам можно отнести прогнозирование преступности.

Криминологическое прогнозирование

С философской точки зрения прогнозирование — это вид «опережающего отражения».

Предупреждение преступности несовершеннолетних

Прогнозирование можно рассматривать как разновидность предвидения или предсказания, которое может строиться как на научной, так и на псевдонаучной основе (астрология) и на простом угадывании. Научный прогноз есть научное предвидение, основывающееся на знании причинной связи прогнозируемого явления с другими явлениями, доступными наблюдению.

Криминологический прогноз — это вероятностное суждение (качественная или количественная оценка) о будущем состоянии преступности, изменении ее уровня, структуры, динамики. Объектом прогноза может быть преступность в целом, виды преступности и индивидуальное преступное поведение. Криминологический прогноз обеспечивает деятельность по предупреждению преступлений — в этом его практическое значение. Точный прогноз позволяет правильно планировать стратегию и тактику предупреждения преступлений, рационально использовать для этого имеющиеся силы и средства.

Криминологическое прогнозирование — это вид социального прогнозирования. Преступность обусловлена социальными процессами и вторична по отношению к ним. Криминологический прогноз также вторичен, он идет вслед за прогнозированием факторов, влияющих на преступность, как криминогенных, так и антикриминогенных.

Причем следует учитывать, что в силу инерционности социальных процессов соответствующие изменения в преступности могут запаздывать. Прогноз строится на учете не только внешних факторов, но и внутренних закономерностей функционирования преступности.

Достоверность прогноза зависит от качества и полноты исходной информации, правильного выбора учитываемых факторов (устойчивы они или изменчивы), глубины проникновения в сущность явлений. Прогноз всегда носит вероятностный характер. И это связано не столько с неполнотой наших знаний, несовершенством методик или недостоверностью статистического материала (что имеет место), а с тем, что сами социальные процессы имеют вероятностную (статистическую) природу.

Криминологическое прогнозирование не только допускает, но и предполагает наличие разных вариантов прогноза. Поскольку существует обратная информационная связь между прогнозом и конечными условиями прогнозируемого процесса, возможны самосбывающиеся и несбывающиеся прогнозы. Несбывшийся прогноз не всегда недостоверный. Именно на основании прогноза могли быть приняты определенные меры, чтобы прогнозируемое явление не наступило.

По срокам криминологические прогнозы классифицируют на краткосрочные (до года), среднесрочные (пять лет) и долгосрочные (10—20 лет). Долгосрочные прогнозы представляют для разработчиков наибольшую трудность, но они же наиболее важны в социальноэкономическом плане.

Особым видом криминологического прогнозирования является индивидуальное прогнозирование, т.е. прогноз будущего поведения человека в определенный промежуток времени. Индивидуальный прогноз также является вероятностным и основывается на учете двух основных факторов: особенностей личности и специфики ее микросреды. Индивидуальное прогнозирование широко используется на практике: следствием (избрание меры пресечения), судом (выбор меры наказания), органами исполнения наказания (условнодосрочное освобождение). Разработка надежных методов индивидуального прогнозирования имеет большое практическое значение.

Основными методами криминологического прогнозирования являются экстраполяция, экспертные оценки, моделирование и социально- правовой эксперимент.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних

Правовую  основу деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленных за образовательным учреждением, составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2003 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Стратегия Государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 года № 1760-р, Законы Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции», от 10.07.1992 г. № 32664 «Об образовании», Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положений о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», приказ МВД Российской Федерации от 26.05.2000г. № 569 «Об утверждении инструкций по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»; другие федеральные нормативные и правовые акты; нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, органов управления образованием и учреждений образования.

Основными задачами школьного инспектора, закрепленного  за образовательным учреждением, являются:

  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних — учащихся образовательных школ;
  • профилактика безнадзорности, правонарушений, преступлений и наркомании среди учащихся образовательного учреждения, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
  • проведение индивидуально-профилактической работы с учащимися и их родителями, состоящими на внутреннем учете образовательного учреждения, на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) и их родителями;
  • обеспечение охраны общественного порядка в местах массового скопления учащихся образовательных учреждений, а также при проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий с участием детей, учащихся в закрепленном образовательном учреждении.

Специфика деятельности школьного инспектора в образовательном учреждении заключается  в следующем:

— участвует  в мероприятиях по предупреждению  безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;

— проводит  индивидуально-профилактическую работу  с учащимися, состоящими на  учете в образовательном учреждении  либо в ПДН, комиссии по делам  несовершеннолетних и защите  их прав, и родителями или законными  представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;

— осуществляет  меры по предупреждению и пресечению  правонарушений и антиобщественных  действий, в том числе экстремисткой  направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них;

— участвует  в обеспечении общественного  порядка и общественной безопасности  в зоне обслуживания;

— проводит  правовую пропаганду среди учащихся  и их родителей или иных  законных представителей, работу  по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий;

— осуществляет  в соответствии с законодательством  Российской Федерации об административных  правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях;

— выявляет  причины и условия, способствующие  безнадзорности и беспризорности  несовершеннолетних, совершению учащимися  правонарушений и антиобщественных  действий;

— готовит  материалы, необходимые для рассмотрения судом вопроса о возможности помещения учащихся в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

— готовит  материалы о помещении учащихся  в центр временного содержания  для несовершеннолетних правонарушителей  органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ст.22 ФЗ РФ 120-99г.;

— взаимодействует  в пределах своей компетентности  с органами и учреждениями  системы профилактики по вопросам  индивидуальной профилактической  работы с несовершеннолетними  и их родителями или законными представителями.

Таким образом, эффективность системы  профилактики преступлений в значительной мере зависит от ее организации.

Формы  организации профилактики реализуются  главным образом на управляющем  уровне деятельности. Они выступают  в виде обезличенных категорий, подразумевающих разнообразные мероприятия по организации аналитической работы, создание системы сбора информации, рациональному использованию сил и средств в предупреждении преступности, расширению связи с общественностью. Формы осуществления профилактики предполагают исполняющий уровень деятельности. Они представляют собой конкретные категории, охватывающие различные соответствующие меры и мероприятия.

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, освещающие такую немаловажную проблему, как преступность среди подростков и методы ее профилактики в общеобразовательных учреждениях. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее.

Подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации. Один из наиболее распространенных видов девиаций – это преступность. Исключительное влияние на формирование преступного поведения среди подростков оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там.

Преступность  носит деструктивный для общества характер, поэтому профилактика преступности несовершеннолетних – неотъемлемый атрибут современного общества. В настоящее время функционирует целый комплекс организаций по борьбе с подростковой преступностью, среди которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости и др. Однако у них есть множество недостатков, которые не позволяют им работать эффективно. Это и недостаток бюджетных средств, и нехватка работников, специализирующихся именно на поднятой мною проблеме, это и зачастую проявление формализма в работе, отказ от индивидуального подхода и т.д.

В своей  работе я выделила также  этап профилактики преступности несовершеннолетних: ранняя профилактика. Существуют также непосредственная профилактика, профилактика предпреступного поведения и профилактика рецидива, все они имеют большое значение, но я бы хотела акцентировать внимание на ранней профилактики, как на наиболее важном этапе. Формирование отклонений происходит с детского возраста, поэтому решающее значение, на мой взгляд, играет то, насколько в более раннем периоде оно обнаружится. Еще в детском саду необходимо проводить диагностику девиаций, а так же воспитание в детях положительных нравственных качеств.

Следует отметить, что на сегодняшний день в России нет единой профилактической системы. В некоторых регионах проводится активная деятельность, в других регионах не реализуются даже обязательные программы. Поэтому в целом по России наблюдается низкая результативность профилактики преступности несовершеннолетних. Необходимо придать системе профилактики целостность, различные субъекты профилактики должны работать согласованно, а регионы должны обмениваться опытом, навыками и умениями, как между собой, так возможно и с другими странами. Для большей результативности необходимо привлекать к своей деятельности различные благотворительные организации и объединения. Необходимо помнить, что мы имеем дело с молодежью, оказавшейся в трудной ситуации, нельзя закрывать глаза на ее проблемы.

Библиография

  1.   Нормативно-правовые акты:

1. Конституция  РФ. 12 декабря 1993. СПС «Гарант».

2. Уголовный  кодекс Российской Федерации  // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Федеральный  закон от 13 января 1996 г. "Об образовании"  N 12-ФЗ.

     II. Учебная, научная и периодическая литература:

1. Воспитание  трудного ребека: Дети с девиантным  поведением: Учеб.-метод. пособие  / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

2. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной  работы — Ростов- на- Дону, 2002. 211с.

3. Гришаков Н.П. Детская преступность и борьба  с ней путем воспитания. М., 2001.

4. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений  несовершеннолетних: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2004.

5. Василькова  Ю.В. Социальная педагогика. –  М., 2002.

6. Волкова Е. Преступность молодежи // Вопросы  по борьбе с преступностью. – М.: Юрид. лит., 2004.

7. Иванцова А. Работа социального педагога  с детьми из неблагополучных семей // журнал «Воспитание школьника» — М., №7 за 2000 г.

8. Коренев П.И. Трудный подросток // журнал «Источник», июль – август за 2003.

9. Мухина В.С. Психология – М., 2000.

10. Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения  трудных подростков с коллективом класса как фактор воспитания – М., 2003.

11. Тарас А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений  несовершеннолетних – Минск, 2002.

12. Проблемы правового  образования в общеобразовательных  учреждениях. Материалы всероссийской  научно-практической конференции 12-13 апреля 2000 г. М., 2001.

13. Проблема предупреждений  правонарушений учащихся общеобразовательных  школ. М., 1990 / Под ред. Панкратова  В. М., 2000.

14. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология  ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2000.

Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодёжи

Предупреждение  групповой преступности несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Воробьева, В.А. Лелекова, С.Т. Гарилова. – Воронеж:  ВИ МВД России, 2001.

ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свою специфику, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения.

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста, свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц молодежной возрастной группы, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, следует задать вопрос: «Что же толкает подростка на совершение преступления?».

Подростки являются одной из наиболее незащищенных категорий нашего общества. Они сильнее испытывают состояние стресса и раздражения. Их мечты о легком и быстром обогащении ведут к различным проступкам и преступлениям.

Общее предупреждение преступности несовершеннолетних осуществляется

Также на преступность несовершеннолетних сказываются события, происходящие в различных субъектах страны. Часто несовершеннолетние участвуют в террористических актах, организациях массовых беспорядков, взрывов. Подростки легко вовлекаются в экстремистские группировки. Их желание утвердится, также нередко приводит в криминальную среду.

В структуре преступности несовершеннолетних преобладают тяжкие преступления (более половины), причем большую часть составляют грабежи, квартирные кражи и разбойные нападения. Растет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Высокий уровень преступности несовершеннолетних закономерно обуславливает интерес к личности подростка – нарушителя.

Духовная жизнь подростков деформируется вследствие проникновения в их среду стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентирами нашего общества через средства массовой информации, бытовые контакты. Культивируются сила, жестокость, наркотики как «нормы» жизни подрастающего поколения.

По мнению педагогов, телевидение является опасным для подростков. Существует связь насилия на экране с ростом преступлений среди несовершеннолетних: то, что он видит по телевизору, он стремиться воплотить в жизнь.

Родители стали меньше заниматься детьми, стремясь переложить свои воспитательные функции на школу, улицу, средства массовой информации. Замечено, что совместный семейный просмотр телевизора заменяет общение родителей с детьми.

Также способствуют углублению кризисного состояния подростковой среды политика, направленная на коммерческую выгоду. Стадионы превращаются в рынки, спортклубы и секции недоступны для многих детей. Из-за высоких цен подросткам недоступно большинство форм досуга.

Летом подрастающее поколение предоставлено само себе. Часть детских оздоровительных учреждений ликвидировано из-за нерентабельности и отсутствия денежных государственных дотаций. Поэтому не случайно любимым времяпровождением подростков стали чердаки, подвалы, где они ведут бесконтрольный образ жизни и свободны в выборе «развлечений».

Все сильнее из года в год растет число преступлений совершенных в группе. Существующее ныне множество неформальных молодежных групп подвергается постоянной критике, но при этом не предлагается никаких других вариантов. Подрастающие люди изначально социальны. Они стремятся к объединению. И каждый в группе чувствует свою силу. Он формируется как личность.

К сожалению, общество не смогло предложить молодежи новых ориентиров. Прежние и новые молодежные организации не сумели ни завоевать широкое признание молодежи, ни стали заметными помощниками общества в решении молодежных проблем и воспитании молодого поколения.

Одним из психологических факторов формирования преступного поведения является эмоциональная отчужденность подрастающего человека.

Нужно отметить, что важную роль в семейном воспитании играет вся обстановка семейной жизни, и в частности эмоциональный характер взаимоотношений между родителями и детьми. Взрослые для растущего человека являются неким «психологическим центром».

Известно, что в тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца иди другого заменяющего их лица не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства, неопределенности и своей незащищенности. Это формирует у него личную позицию неприятия окружающей среды, непонимание ее. Ребенок даже начинает ожидать угрозу от общества.

С другой стороны, возрастает негативное влияние со стороны сверстников на формирование правосознание подростка. Неформальные группы также способствуют распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде.

Таким образом, не следует забывать, что основы характера, жизненные установки, ценности изначально закладываются в семье. Именно в раннем возрасте, в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на работе, в общественных организациях и т. п.) уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

В результате влияния социально-экономических и политических факторов в последние годы в некоторых семьях сложилась криминогенная обстановка. Она привела к увеличению числа асоциальных семей различных типов.

В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получают пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.

Практика показала, что среди несовершеннолетних с девиантным и деликвентным поведением значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях. У многих воспитанников воспитательной колонии в семье существовали разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми, выливающиеся в открытые конфликты.

Многие подростки совершали преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.

На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:

а) вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятиями азартными играми;

б) отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, скандалы, ссоры, переходящие в драки;

в) воспитание детей бездельниками, эгоистами, тунеядцами;

г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к их интересам, грубость и деспотизм;

д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.

В таких семьях, как способ общения, утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – одновременно формируют аналогичные качества и отношения у самих подростков.

Таким образом, одним из негативных обстоятельств в девиантных семьях является неуважение по отношению друг к другу. В бытовом общении используются нецензурные слова, различные оскорбительные выражения, грубый тон и т. п.

Обстановка в деликвентных семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.

Можно выделить следующие виды деликвентных семей:

– семьи, в которых конфликтный характер взаимоотношений обусловлен психологической несовместимостью. В них присутствует интенсивная конфликтная атмосфера, которая обуславливает постоянную напряженность, озлобленность в отношениях, скандалы, драки, жестокое обращение;

– семьи, в которых в процессе конфликтов демонстрируется неуважение к нравственным, духовным ценностям, отсутствует доброта, солидарность, сострадание.

Треть подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где есть судимые. На формирование личности подростка в семье отрицательно влияет то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления. Около 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы. Последние нередко становились вовлекателями несовершеннолетних в преступную деятельность.

Семьи с преобладанием физического или психического насилия. Одной из побудительных причин совершения подростками правонарушений является несправедливое, грубое обращение с ними взрослых членов семьи.

Обычно агрессором в семье является мужчина, а его жертвами – те, кто слабее. Но если женщины, особенно бездетные, могут избавиться от обидчика путем развода, то у детей такой возможности нет. Они вынуждены терпеть побои и истязания в подавляющем большинстве случаев от собственных родителей.

Психическое состояние многих несовершеннолетних правонарушителей характеризуется постоянным желанием куда-либо уехать, переменить место жительства и учебы. В этом усматривается стремление выйти из трудной или конфликтной ситуации. По мере того, как подросток взрослеет и приобретает самостоятельность, он получает возможность уйти от подобных условий жизни, избежать упреков, безразличия, а также побоев и издевательств. Поэтому подросток стремиться к своим сверстникам, которые объединяются в неформальные группы, убегает из дома.

У подростков, которые постоянно подвергаются в семье такому обращению, складывается убеждение, что грубость – это норма отношений между людьми. Они легко впадают в состояние гнева, причем их гнев чаще всего изливается на более слабых: младших по возрасту, старых, больных людей, животных. Зачастую несправедливое отношение к подростку вызывает отчаянное желание любой ценой отомстить обидчику и ведет к совершению преступления.

Необходимо отметить, что в семьях, где насилие является излюбленным средством воздействия, у детей озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Подросток ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей – у него появляется ненависть к людям.

В нормальных социальных и психологических условиях подросток никогда не станет преступником. Нельзя забывать, что несовершеннолетние правонарушители – это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного примера стали правонарушителями.

Подводя итоги можно сказать следующее – несовершеннолетний преступник стал преступником, именно потому, что он в свое время не ощутил поддержку родителей, общества, государства. Именно, исходя из этого и должна строится профилактика отклоняющегося поведения подростков, которая могла бы ему помочь приспособиться к социальной среде.

Просмотров работы: 26027

Краснова М.В.1

1Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Общесоциальное предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Общесоциальные меры. К значимым для профилактики преступ­ности несовершеннолетних относятся такие экономические, полити­ческие, культурно-воспитательные меры, которые могли бы су­щественно улучшить условия жизни и воспитания детей и подрос­тков из неблагополучных (кризисных) и малообеспеченных семей. Требуются постоянные усилия государства и общества, направлен­ные на создание в стране принципиально нового положения, при ко­тором не должно быть заброшенных, запущенных детей ни в дет­ских домах, ни в школах-интернатах, ни в специальных школах, ни в учреждениях для детей-инвалидов, ни на улице, ив семье.

Социальное обслуживание семьи и детей выступает сегодня как составная часть принципиально нового и чрезвычайно важно­го для настоящего и будущего направления социальной политики.

Длярешения проблем устройства детей и подростков, лишив­шихся родительского попечения, развернута сеть семейных детских созданы социальные центры для оказания им необходимой помощи, законодательно определены возможности для помещения детей на определенный срок в приемные семьи.

Сеть специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для лиц, которые не сумели адаптироваться в школе, склонны к агрессии, бродяжничеству, не имеют постоянного контакта с родителями, чьи семьи принадлежат к щи- риска». Кроме того, открыты и специальные (коррекци- учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклоне­ния В развитии и совершивших правонарушение.

Содержание специально-криминологического предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику притуплений среди подростков.

53.Предупреждение преступлений несовершеннолетних.

Основной объем работы по про­филактике преступлений несовершеннолетних выполняют созданные в органах внутренних дел инспекции по делам несовершеннолет­них (ИДН). Эти подразделения выявляют подростков, от которых, СУДЯ по их противоправным и антиобщественным поступкам можно ожидать совершения преступлений, и ставят их на Профилактический учет, являющийся специфической формой социального контроля. Наряду с оказанием непосредственного воспительно-профилактического воздействия на таких подростков путем проведения с ними профилактических бесед, разъяснения смыслаи значения морально-правовых норм, педагогического пре­достережения и другими методами сотрудники ИДН проводят боль­шую работу по оздоровлению их социальной микросреды, устране­нию вредных влияний со стороны семьи, сверстников, вовлечению полезные занятия. Указанные подразделения работают в тесном взаимодействии со школой, органами общего и профессионaльного образования, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими субъектами криминологической профилактики. Их деятельность имеет сугубо профилактическую направленность. Совершение подростками, находящимися на учете.

К мерам ранней профилактики относятся меры, имеющие своим содержанием: а) предупреждение и устранение существенных наРушений нормальных условий жизни и воспитания несовершен­нолетне Путем надзора и контроля за соблюдением правовых H0Plvi, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи и paличных ee формах; б) целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормали­зация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкрет­ных подростков или их определенных групп (контингентов).

Задачи ранней профилактики в значительной степени решаются в процессе обычной деятельности органов, осуществляющих воспитание несовершеннолетних. К числу мер ранней профилактики относятся вовлечение родителей в педагогический процесс; правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родитель­ских обязанностей; направление родителей на лечение и т.д.

Другую группу образуют меры непосредственного предупреж­дения. Они необходимы, если на предыдущем этапе (ранней про­филактики) не было предотвращено формирование у подростка склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На дан­ной ступени также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление микросреды. Специализированная служба органов внутренних дел выясняет и устраняет обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние нарушают об­щественный порядок, совершают мелкие кражи, принимают учас­тие в выпивках, азартных играх и т.д., а равно ведут работу по исправлению самих этих лиц.

Привлекаются к ответственности (ад­министративной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих не­совершеннолетних вредное влияние.

Следующая группа мер направлена на профилактику рециди­ва. Их цель — перевоспитание, контроль и социальная помощь не­совершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализа­ция факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления: воспитательная деятель­ность исправительного учреждения, контроль и помощь в бытовом, трудовом устройстве отбывшим наказание несовершеннолетним, перевоспитание осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх