Простой учет

ИА ГАРАНТ

Организация издала приказ о простое по причинам, не зависящим от работника и работодателя. Относятся ли к заработной плате выплаты за время простоя? Начисляются ли на них северная процентная надбавка и районный коэффициент?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопрос о том, является ли оплата времени простоя заработной платой, в настоящее время является спорным.
Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок производится на фактический заработок работника; в этот заработок включается в том числе и оплата простоя.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ оплата труда работника (заработная плата) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части первой ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
В свою очередь, под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (часть третья ст. 72.2 ТК РФ).
Оплата простоя производится в порядке, установленном ст. 157 ТК РФ. В случае отсутствия вины работодателя и работника в простое время простоя оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки и в размере 2/3 среднего заработка в случае вины работодателя. Простой по вине работника вообще не оплачивается.
Во время простоя работник, хотя и находится на рабочем месте, свою трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 57 ТК РФ)) не выполняет. В некоторых случаях работник во время простоя может даже отсутствовать на рабочем месте.
Анализируя положения перечисленных норм, некоторые суды приходят к выводу, что оплата времени простоя не является ни элементом оплаты труда, ни заработной платой, поскольку она не является вознаграждением за труд (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2007 г. N А12-667/07-С60; решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19 июля 2013 г. по делу N 2-2394/2013).
Другие же такую позицию считают ошибочной, поскольку оплата работникам времени простоя является расходами работодателя на оплату труда, порядок и условия выплаты которых содержится в главе 21 ТК РФ «Заработная плата» и поставлены в зависимость в том числе от установленной у работодателя системы оплаты труда (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Камчатского краевого суда от 07 марта 2013 г. по делу N 33-224/2013).

Как видим, вопрос о том, является ли оплата времени простоя заработной платой, в настоящее время является спорным. На наш взгляд, формально положения ст. 129 ТК РФ не позволяют оплату времени простоя отнести к оплате труда (заработной плате).
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Порядок применения районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 316 и ст. 317 ТК РФ, устанавливается Правительством РФ. Однако на сегодняшний день соответствующие нормативные правовые акты не приняты.
Из положений ст. 315 ТК РФ и содержания нормативных актов, которыми устанавливаются указанные коэффициенты и процентные надбавки, следует, что они применяются к заработной плате.
Согласно п. 1 разъяснения, утвержденного постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49, районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на фактический заработок. В соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России в такой заработок включаются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда (письмо от 16.02.2009 N 169-13). Размер такого заработка не ограничен (распоряжение Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 199-р).
По нашему мнению, в целях применения ст.ст. 315-317 ТК РФ понятие «заработная плата» не должно ограничиваться определением, которое содержится в ст. 129 ТК РФ, его следует трактовать более широко: районный коэффициент и процентную надбавку следует начислять на любые выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и составляющие фактический заработок работника. В связи с чем полагаем, что районный коэффициент и процентная надбавка должны применяться и к оплате времени простоя, когда она производится исходя из тарифной ставки или оклада.
Судебная практика подтверждает этот вывод. Так, суды указывают, что начисление районных коэффициентов и процентных надбавок производится на фактический заработок работника, при этом в этот заработок включается в том числе и оплата простоя (апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 06 августа 2014 г. по делу N 33-7508/2014; решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 04 июня 2015 г. по делу N 2-370/2015; решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 02 февраля 2015 г. по делу N 2-95/2015; решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17 декабря 2014 г. по делу N 2-4599/2014; апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 29.08.2012 по делу N 33-5289/2012).
Аналогичной позиции придерживаются и представители Роструда (смотрите, например, ответы Роструда на Вопрос: В соответствии со ст. 157 ТК РФ «Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя». При данном начислении зарплаты будут ли учитываться северная надбавка и районный коэффициент?…(Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как начисляется районный коэффициент при простое не по вине работодателя и не по вине работника? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: … 24 сентября мне приходит уведомление о том, что с 15 сентября меня отправляют на время простоя с выплатой 2/3 зарплаты. При этом не учитывают ни северную надбавку, ни районный коэффициент…. Может ли в несуществующем филиале быть время простоя, почему к зарплате не начисляют надбавки за работу в районах Крайнего Севера, должно ли за это время быть увеличение зарплаты? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Штраф за простой автотранспорта — это сумма компенсации, исчисляемая за задержку транспортного средства вне допустимых нормативов. Разберемся, какие нормы установлены законодательством в 2020 году и как правильно оформить и рассчитать сумму компенсации.

Правовое регулирование вопроса

Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.

Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.

Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.

Понятие и нормы простоя

Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. Задержка транспорта может быть только в период загрузки или разгрузки товаров, продукции и иных категорий грузов. Ответственность определяется условиями договора между сторонами. На общих основаниях за погрузку отвечает грузоотправитель, а за разгрузку — грузополучатель. Но если за погрузку и разгрузку отвечает перевозчик, то претензии должны быть выставлены в его адрес.
  2. Простой транспорта по факту — это задержка, то есть неисполнение или просрочка исполнения исполнителем сроков поставки и иных договоренностей, закрепленных контрактом или соглашением. Следует понимать, что время необходимой стоянки, заправки, технического обслуживания не может быть включено в период задержки; нормативный простой транспортного средства под погрузкой также не учитывается.
  3. За фактическое время задержки предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа определяется договором и исчисляется за каждый час задержки. Если в договоре между сторонами отсутствуют условия об оплате простоя, то исчисление производится по нормативам, закрепленным в законе № 259-ФЗ.

Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.

Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.

Основания для взыскания штрафов

Прежде чем говорить о сумме штрафа, необходимо обозначить ответственных лиц. Это намного проще, если условия закреплены в договоре. Но не всегда стороны оговаривают нормативы ответственности за задержку транспортных средств.

Что с кого удерживать: кому, какие штрафы положены?

Основание

Сторона, ответственная за нарушение

Ссылка на НПА

Груз не предъявлен для перевозки

Ответственность налагается на грузоотправителя

П. 4, 5 ст. 10 и п. 1 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Отсутствие отметок, указаний и мер предосторожности к перевозке груза в транспортной накладной

Штрафные санкции предусмотрены для грузоотправителя

П. 3 ст. 35 закона № 259-ФЗ

Простой автомобиля под погрузкой, выгрузкой

За загрузку товаров, продукции, грузов отвечает грузоотправитель

П. 4 и 5 ст. 35 закона № 259-ФЗ

За разгрузку несет ответственность грузополучатель

Нельзя взыскать неустойку, если задержка спровоцирована из-за обстоятельств, не зависящих от сторон. Например, возникли обстоятельства непреодолимой силы: были введены ограничения или запрет движения транспортных средств.

Пример расчета штрафа

ООО «Перевозка» обязуется поставить товары из пункта А в пункт Б за 4 календарных дня в адрес ООО «Весна». Поставка отнесена к категории междугороднего сообщения. Стоимость доставки — 100 000 рублей. Задержка составила 60 часов.

Порядок, как рассчитывается неустойка за простой автотранспорта, можно сформулировать в виде трех шагов:

  1. Высчитываем сумму среднесуточной провозной платы. Для этого общую стоимость доставки делим на срок поставки: 100 000 руб. / 4 дня = 25 000 рублей в сутки.
  2. Исчисляем размер неустойки. Для этого сумму среднесуточной провозной стоимости умножаем на норму простоя и количество часов задержки. Норму простоя определяем в зависимости от категории транспортного сообщения (городской и пригородный — 5%, междугородний — 1%).

Неустойка за простой транспорта по вине заказчика: 25 000 × 1% × 60 часов = 15 000 рублей. ВАЖНО! Как быть с НДС? Начислите налог на добавленную стоимость на сумму неустойки. Представители Минфина однозначно заявили, что НДС должен быть начислен с суммы штрафов, так как эта оплата связана с предоставлением облагаемых услуг. Позиция чиновников закреплена в Письме Минфина России от 01.04.2014 № 03-08-05/14440.

Отметим, что суды занимают иную позицию и считают, что НДС с неустойки начислять не нужно (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2014 № Ф06-17838/2013, ФАС Московского округа от 25.04.2012 № А40-71490/11-107-305). Но ФНС не принимает доводы к учету, и придется оспаривать свою позицию через суд.

Итак, третьим пунктом алгоритма будет начисление НДС:

15 000 × 20% = 3000 рублей.

Вывод:

ООО «Весна» вправе истребовать неустойку в ООО «Перевозка» в сумме 18 000 рублей за 60 часов задержки.

Документальное оформление простоя

Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.

По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.

Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:

  1. Сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. А также обозначьте реквизиты иных участников сделки, в соответствии с условиями договора (при наличии).
  2. Ф.И.О. и должность лица, составившего акт.
  3. Реквизиты договора, на основании которого осуществлялась поставка.
  4. Пункт отправления и пункт назначения.
  5. Наименование товара, продукции, груза, отправленного по договору. Обозначьте объем, вес, иные характеристики.
  6. Стоимость услуг доставки для расчета суммы неустойки.
  7. Сведения о транспортном средстве, которое было подано для загрузки, выгрузки.
  8. Пункт, в котором произошла задержка транспортного средства.
  9. Причины простоя.
  10. Конкретное время задержки.

Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.

Образец акта

Как выставить счет

С основанием и расчетом неустойки разобрались. Теперь определим, как выставить счет за простой автотранспорта. Используйте унифицированные формы счета либо иные формуляры, утвержденные в учетной политике компании. Обязательно отразите в документе:

  1. Платежные реквизиты компании получателя. Проверьте, чтобы в документе не было ошибок. Иначе деньги не поступят на расчетный счет.
  2. Сведения о поставщике и покупателе. Распишите реквизиты сторон, в соответствии с договором поставки, доставки.
  3. Основание — пропишите реквизиты договора. Также укажите акт о простое.
  4. Наименование взимаемого платежа. Например, простой автомобиля по вине заказчика.
  5. Впишите сумму штрафа, в соответствии с расчетом. Выделите НДС.

Счет должен подписать руководитель и главбух. Подробная инструкция — в отдельной статье: «Как без ошибок составить счет на оплату».

Образец счета

Бухгалтерский учет

Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:

Операция

Дебет

Кредит

Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента

91-2 «Прочие расходы»

76-2 «Расчеты по претензиям»

Отражена оплата неустойки

50 — наличными деньгами

51 — безналичным перечислением

Скачать образец счета за простой транспортного средства

Скачать образец акта

ОАО «РЖД» сообщает о подвижном составе частных операторов, который простаивает на путях общего пользования, тем самым негативно влияет на пропускную способность железнодорожной инфраструктуры и является незадействованным погрузочным ресурсом.
По состоянию на 18:00 25 сентября 2011 года на железнодорожных путях общего пользования более 3-х суток простаивают 35374 выгруженных, но неотправленных вагона рабочего парка, из них 17769 полувагонов, 14787 цистерн, 2818 крытых.
Наибольшее количество порожних полувагонов простаивает на путях общего пользования Западно-Сибирской (2629 ед.), Свердловской (2606 ед.), Дальневосточной (2141 ед.) железных дорогах.
Так, на станции Татарская ЗСЖД более 10 суток простаивают 72 порожних полувагона, в том числе 42 — ОАО ХК «Новотранс», 10 — ООО ТК «Новотранс», 15 – ООО «ТТК»; 71 — на станции Ларичиха, в том числе 37 – ООО «СибУглеМетТранс», 14 – ООО «ЗапСибТрансСервис». На станции Жатва ЗСЖД более 5 суток простаивают 75 полувагонов, в том числе 31 – ООО «СибУглеМетТранс», 21 – ЗАО «НефтеТрансСервис», 10 – ООО «ЗапСибТрансСервис».
На станции Войновка СвЖД более 3 суток простаивают полувагоны ООО «НТК» (11 ед.), ЗАО «НефтеТрансСервис» (10 ед.), ООО «Транссибснабком» (4 ед.) и др. На станции Невьянск СвЖД более 5 суток простаивают 63 полувагона, в том числе по 13 – ОАО «Новая перевозочная компания» и ООО «Мечел-Транс», 7 – ООО «НТК».
На станции Кругликово ДВЖД более 10 суток простаивает 55 полувагонов, в том числе 39 – ОАО «СУЭК», 5 – ООО «ТТК» и др. На станции Бурлит-Волочаевский более 10 суток находятся 53 полувагона, в том числе 18 – ОАО «СУЭК», по 9 – ООО «ЕвроТранс» и ООО «Фирма Трансгарант».
Наибольшее количество порожних цистерн, простаивающих без оформления перевозочных документов более 3-х суток, сосредоточено на Московской (1293 ед.), Горьковской (1255 ед.), Свердловской (1734 ед.) железных дорогах.
Так, на станции Люберцы 1 МЖД более 10 суток простаивает 81 порожняя цистерна, в том числе 57 – ООО «Газпромтранс», 9 – ЗАО «Трансфат», 6 – ЗАО «СФАТ». На станции Лесок МЖД более 10 суток находятся 65 цистерн, в том числе 28 – ООО «БалтТрансСервис», 9 – ООО «Карготранс». На станции Стенькино МЖД более 10 суток простаивает 181 цистерна, из них 111 – ООО «БалтТрансСервис», 5 – ООО «Капиталтранс», 4 – ООО «Карготранс».
На станции Петряевка ГЖД более 10 суток находятся 65 порожних цистерн, из них 27 – ООО «Лукойл-Транс», 8 – ООО «ОЛК», 6 – ООО «ТЭК «Евротранс». На станции Зелецино ГЖД более 3-х суток простаивает 330 цистерн, из них 70 – ООО «ТЭК «Евротранс», 44 – ЗАО «СИБУР-Транс», 26 – ООО «Лукойл-Транс».
На станции Осенцы СвЖД более 3-х суток простаивают 154 цистерны, из них 37 – ООО «Лукойл-Транс», 14 – ЗАО «СИБУР-Транс», 9 – ООО «Транспортно-экспедиторская компания «Нижегородский экспресс» и еще 33-х собственников. На станции Ощепково более 10 суток находятся 77 порожних цистерн, в том числе 39 – ЗАО «СИБУР-Транс», 10 – ОАО «СГ-Транс».
ОАО «РЖД» отмечает, что с учетом имеющейся грузовой базы нехватки вагонов на сети железных дорог не наблюдается, однако существует дисбаланс в технологии работы приватного парка.
Промышленные предприятия используют собственный подвижной состав для обеспечения перевозок в основном своей грузовой базы и, как правило, в одном направлении. Для ускорения оборота вагона и выполнения контрактных обязательств по поставкам продукции эти предприятия осуществляют возврат вагонов в порожнем состоянии. В то же время компании-операторы заинтересованы в высокой доходной ставке на вагон, которая зачастую не соответствует ожиданиям грузоотправителей. В результате порожние вагоны простаивают на путях общего пользования ОАО «РЖД» в ожидании более доходного груза.
В случае скопления вагонов на подъездных путях грузоотправителя железная дорога обращается к собственнику с предложением направить вагоны на другие станции, где имеются заявки на перевозку. Если вопрос не решается, вагоны отставляются до тех пор, пока их не примет грузополучатель с оформлением соответствующих документов.
Отметим, что с начала текущего года парк грузовых вагонов российской принадлежности увеличился на 41 тыс. единиц или на 4% и достиг 1 млн 60 тыс. вагонов. Этот прирост эквивалентен 1 тыс. дополнительным поездам на инфраструктуре или 930 км станционных путей

Аналитическая Записка для Руководителя»РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Назначение аналитической записки – информировать о существующих и возникающих рисках законодательства, осложняющих его жизнь и работу

Для кого (для каких случаев): Сдали технику в аренду и забыли про оплату её простоя

Сила документа: Постановление Арбитражного Суда Округа РФ

Цена вопроса: Более 5 миллионов рублей

Схема ситуации: ООО заключило с Заказчиком договоры аренды спецтехники с экипажем. Арендную плату установили в рублях за машино-час. Сначала всё было неплохо. Техника с экипажем работала, путевые листы подписывались, ООО выставляло счета за отработанное время. Но потом возникли проблемы. Заказчик перестал использовать технику каждый день, а путевые листы подписывал только за то время, когда техника работала. Счета за аренду резко уменьшились, что очень сильно огорчило ООО. Технику на другой объект не перебросишь, а она стоит и денег не приносит.

Поэтому, немного подумав, ООО посчитало время простоя своей техники у Заказчика из расчёта 8 часов за каждый рабочий день, перемножило всё это на стоимость машино-часов и получилась весьма приличная сумма – 5 334 900 рублей. ООО выставило Заказчику счёт на эту сумму, Заказчик счёт не оплатил. ООО подало иск в суд – взыскать с Заказчика арендные платежи за время простоя. Как убытки.

Суды первых двух инстанций взыскали с Заказчика стоимость аренды за время простоя техники. Суды толковали условия договоров так: по пункту 4.3 договоров Заказчик может не оплачивать простой техники по причине ее поломки, с составлением соответствующего акта. Никаких актов о поломках Заказчик не представил суду. Значит – пусть оплачивает простой в полном объеме!

Но Кассационный суд взглянул на ситуацию по-другому и во взыскании оплаты арендных платежей за часы простоя отказал. Почему? Вот поэтому.

В договорах аренды спецтехники есть интересный пункт 4.6. В нём сказано, что «арендатор оставляет за собой право выбрать не полный объем требуемых услуг от арендодателя». То есть Заказчик не берёт на себя обязательств, что техника будет у него «пахать» все 8 часов и каждый рабочий день. Наоборот – Заказчик в договорах получает право использовать технику по мере необходимости. В договорах аренды нигде не сказано, что Заказчик должен платить за всё время, которое техника находится у него. Тем более, что в период действия договоров сумма аренды определялась строго по отработанным часам. Отработанные часы фиксировались в путевых листах. По этим часам ООО и выставляло счета Заказчику.

Договорами установлен максимальный предел использования техники – не более 10 часов в день, но не установлен такой минимальный порог, не определен именно 8-часовой рабочий день.

Кроме того, ООО, давно «съело собаку» на передаче в аренду спецтехники. Так чего же оно не озаботилось тем, что в договоре отсутствуют условия о порядке определения цены простоев (что для договоров данного вида является обычным и достаточно распространенным условием).

И вот теперь отсутствие платы за время простоя ООО заявляет, как причинённый убыток. А между тем не любые потери считаются убытками в юридическом аспекте. Убыток – это невыгодные потери, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного нарушения обязательства, либо причинения вреда его личности или имуществу и подлежащие возмещению. Но в настоящем деле оснований для взыскания с Заказчика убытков в связи с простоями техники не имеется. Ведь со стороны Заказчика отсутствует противоправное нарушение условий договоров: техника использовалась, арендная плата оплачивалась. В рамках тех договоренностей, которые имелись.

Поэтому суды решили, что ООО «лопухнулось»: заключило договора на невыгодных для себя условиях. То ли юристы «проспали», то ли мимо них кто-то договор заключил, но не внесли в текст чёткого толкования про оплату простоев техники. И вот теперь ООО пытается через нормы гражданского законодательства об убытках компенсировать свои финансовые и имущественные потери, которые свалились на него из-за ошибок при составлении договора. Именно поэтому суды и отказали ООО.

Выводы и возможные проблемы: Нельзя упускать в договоре такой момент как оплата простоя техники. Особенно если сдаёшь эту технику в аренду. Да и при взятии техники в аренду этот вопрос тоже упускать нельзя.

Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Плата за простой техники».

Где посмотреть документы: КонсультантПлюс, Судебная Практика: ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.04.2019 N Ф09-1044/19 ПО ДЕЛУ N А07-10438/2018

Информация предоставлена справочно-правовой системой КонсультантПлюс

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх