Протокол таможенного союза косвенные налоги

Вводная информация

Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.

НДС при УСН

С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.

НДС при ОСНО

А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.

Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ

Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС

Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.

Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.

Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.

Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).

На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.

Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.

Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».

Как подтвердить нулевую ставку

Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?

Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).

Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.

1. Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, если иное не установлено настоящим Протоколом, осуществляется налоговым органом государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с учетом следующих особенностей.

Для целей настоящего Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

1.1. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства — члена таможенного союза и налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным или агентом.

1.2. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиками одного государства — члена таможенного союза и другого государства — члена таможенного союза и при этом товары импортируются с территории третьего государства — члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров.

1.3. Если товары реализуются налогоплательщиком одного государства — члена таможенного союза на основании договора (контракта) комиссии, поручения или агентского договора (контракта) налогоплательщику другого государства — члена таможенного союза и импортируются с территории третьего государства — члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом.

1.4. Если налогоплательщик одного государства — члена таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства — члена таможенного союза налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).

1.5. Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком государства — члена таможенного союза и налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза, и при этом товары импортируются с территории другого государства — члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).

2. Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимостью приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).

Стоимостью товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), является стоимость товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) — стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах — стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Налоговая база при ввозе на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

3. Налоговая база при ввозе товаров (предметов лизинга) на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется в размере части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной на дату ее оплаты договором (контрактом) лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу центрального (национального) банка государства — члена таможенного союза на дату, соответствующую моменту (дате) определения налоговой базы.

4. Налоговой базой для обложения акцизами является объем, количество (иные показатели) импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары).

5. Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

6. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства — члена таможенного союза, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.

7. Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

принятия на учет импортированных товаров;

срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства — члена таможенного союза.

8. Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

1) Заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства — члена таможенного союза, налоговый орган в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется. По договору (контракту) лизинга указанные в настоящем подпункте документы представляются при наступлении срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга;

3) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза;

4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза;

5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) — договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) — договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5 настоящей статьи), представленное налогоплательщику одного государства — члена таможенного союза налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства — члена таможенного союза, о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства — члена таможенного союза и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства — члена таможенного союза о приобретении импортированных товаров:

номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства — члена таможенного союза;

полное наименование налогоплательщика (организации/индивидуального предпринимателя) государства — члена таможенного союза;

место нахождения (жительства) налогоплательщика государства — члена таможенного союза;

номер и дата договора (контракта);

номер и дата спецификации.

В случае, если налогоплательщик государства — члена таможенного союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным, агентом), то сведения, указанные в абзацах 2 — 6 настоящего подпункта, представляются также в отношении собственника реализуемых товаров.

В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.

Информационное сообщение не представляется в случае, если сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, содержатся в договоре (контракте), указанном в подпункте 5) настоящего пункта;

7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения);

8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту) (в случаях, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 настоящей статьи, за исключением случаев, когда косвенные налоги уплачиваются комиссионером, поверенным или агентом).

Документы, указанные в подпунктах 2) — 8) настоящего пункта, могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства — члена таможенного союза.

По договору (контракту) лизинга при первой уплате НДС налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, предусмотренные подпунктами 1) — 8) настоящего пункта. В дальнейшем налогоплательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы (их копии), предусмотренные подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

9. В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным пунктом 7 настоящей статьи, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств — членов таможенного союза, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

В случае возврата по подтвержденной участниками договора (контракта) причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров, ввезенных в месяце принятия их на учет, отражение этих товаров в налоговой декларации не производится. При возврате таких ввезенных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляются соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

10. В случае использования товаров, импорт которых на таможенную территорию государства — члена таможенного союза в соответствии с его законодательством осуществлен без уплаты косвенных налогов, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение или иной порядок уплаты, импорт таких товаров подлежит обложению косвенными налогами в порядке, установленном настоящей статьей.

11. Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства — члена таможенного союза с территории другого государства — члена таможенного союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

12. Взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), осуществляется таможенными органами государства — члена таможенного союза, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза.

Понятие «товаров таможенного союза» и «иностранных товаров». Применение термина «страна происхождения товара». Понятие таможенной границы Таможенного союза.

В действующем ТК ТС содержится несколько десятков легальных дефиниций основных терминов, используемых в таможенном законодательстве Таможенного союза. Благодаря одинаковому пониманию одних и тех же категорий, благодаря унификации понятийного аппарата таможенного законодательства, удается в большинстве случаев избегать скрытых коллизий (столкновения) правовых норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Выстраивая внутреннюю архитектуру ТК ТС, законодатель использовал несколько необычную технику: наряду с общим терминологическим словарем, помещенным в ст. 4 ТК ТС, в текст данного документа были включены специализированные глоссарии, применяемые к отдельным институтам таможенного права. Например, такие глоссарии содержатся в гл. 18 «Система управления рисками» (ст. 127 ТК ТС), гл. 20 «Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля» (ст. 137 ТК ТС), гл. 49 «Особенности перемещения товаров для личного пользования» (ст. 351 ТК ТС).

Среди «терминологических новшеств», введенных ТК ТС, особое значение имеет категория «товары таможенного союза». Под товарами Таможенного союза в соответствии с подп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС следует понимать товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые были:

  • • полностью произведены на территориях государств – членов Таможенного союза;
  • • ввезены на таможенную территорию Таможенного союза и приобрели статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления);
  • • изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из товаров, полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза, либо из товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и приобретших статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, товар приобретает статус товара Таможенного союза в случае, если он изготовлен из товара, который ранее имел статус товара Таможенного союза);
  • • изготовлены на территориях государств – членов Таможенного союза из иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза (например, после завершения процедуры переработки иностранные товары выпускаются для внутреннего потребления).

К сущностным признакам товара следует отнести его: движимость и перемещаемость. Товарами Таможенного союза может быть как движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (например, водные и воздушные суда).

Другой важной характеристикой товара является «страна происхождения товара». В зависимости от нее все товары можно разделить на две группы: товары Таможенного союза и иностранные товары. Такое подразделение товаров позволяет в дальнейшем определить необходимость применения или неприменения к ним в рамках отдельных таможенных операций или таможенных процедур мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений на ввоз товаров из определенных стран.

Краткое определение термина «товары таможенного союза» можно сформулировать следующим образом: товары, которые в результате производства либо выпуска таможенным органом могут находиться на таможенной территории Таможенного союза без каких-либо ограничений прав собственности на пего со стороны таможенного законодательства Таможенного союза.

Не следует оставлять без комментариев далеко не безупречное утверждение законодателя о том, что под товаром Таможенного союза следует понимать только товар, находящийся на таможенной территории Таможенного союза. С ним можно согласиться лишь отчасти, поскольку в ряде случаев товары Таможенного союза, хотя и покидают таможенную территорию Таможенного союза, все же не утрачивают, вследствие этого обстоятельства, статуса товаров Таможенного союза (например, при осуществлении процедуры таможенного транзита товаров Таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС)).

Все остальные товары, находящиеся на территории Таможенного союза и не отвечающие вышеуказанным признакам товаров Таможенного союза считаются иностранными товарами. Легальное определение иностранных товаров дается в подп. 10 п. 1 ст. 4 ТК ТС: иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС.

Важно знать, что иностранные товары, в отличие от товаров Таможенного союза, на территории Таможенного союза всегда находятся иод таможенным контролем. Пользование и распоряжение иностранными товарами может осуществляться только в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС.

Обращает па себя внимание и то обстоятельство, что иностранные товары для целей таможенно-тарифного регулирования не представляются в виде однородной массы. Так, для применения ставок ввозных таможенных пошлин, обеспечения учета иностранных товаров в статистике внешней торговли применяется критерий «страны происхождения товара».

Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами этой страны. Под страной происхождения товара могут также пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара.

В целях таможенно-тарифного регулирования (применения ставок ввозных таможенных пошлин) принято выделять следующие категории товаров:

  • • происходящие из стран, пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (ЕС, США, Канада, Китай, Япония и др.);
  • • происходящие из стран, не пользующихся режимом наиболее благоприятствуемой нации (Алжир, ранее Литва);
  • • происходящие из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия и др.);
  • • происходящие из наименее развитых стран, пользующихся системой тарифных преференций Таможенного союза (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия и др.);
  • • происходящие из стран СНГ (участников соглашения о создании зоны свободной торговли);
  • • произведенные на территории свободной экономической зоны;
  • • имеющие статус товаров Таможенного союза на момент их вывоза за пределы таможенной территории.

В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 01.01.2010. Тарифные преференции дают импортерам право применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Создание единой системы преференций принципиально ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне КТС были утверждены:

  • • Перечень развивающихся стран (103 государства), в отношении которых предусмотрено снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
  • • Перечень наименее развитых стран (49 государств), в отношении которых установлена нулевая ставка ввозной пошлины;
  • • Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп), в отношении которых устанавливается обязанность представления при их таможенном оформлении сертификата происхождения по форме «А».

В рамках Таможенного союза применение понятия «товар Таможенного союза» предусмотрено наряду с понятием «товар государства – члена Таможенного союза». Отличие этих двух понятий заключается в форме сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой.

Единая таможенная территория Таможенного союза. Таможенная граница Таможенного союза. Преимущества и недостатки установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Использование в таможенном законодательстве терминов «единая таможенная территория Таможенного союза» и «таможенная граница Таможенного союза» взамен понятий «таможенная территория Российской Федерации» и «таможенная граница Российской Федерации» является новацией.

Таможенное право распространяет свое действие на единую таможенную территорию Таможенного союза, в которую согласно п. 1 ст. 2 ТК ТС входят территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Исключительная юрисдикция устанавливается в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

За пределами территориального моря РФ находится исключительная экономическая зона (далее – ИЭЗ). Она не входит в состав государственной территории РФ, но па нее распространяется исключительная юрисдикция РФ.

Рассмотрим пример. На практике иногда возникает вопрос о возможности взимания НДС с реализации товаров в исключительной экономической зоне. Рассуждая логически, можно прийти к ошибочному выводу о том, что взимание НДС с реализации товаров в ИЭЗ не допустимо, поскольку ИЭЗ нс входит в территорию РФ. Высказанное мнение отчасти подтверждалось и письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.1996 № B3-6-03/887, № 04-03-08 «О налоге на добавленную стоимость», (утратило силу): «… морская акватория, находящаяся за пределами территориальных вод Российской Федерации (за пределами 12-мильной зоны), является территорией мирового океана и к территории Российской Федерации не относится.

Исходя из вышеизложенного, продукция морского промысла, добытая в мировом океане и реализованная непосредственно из районов промысла без пересечения таможенной границы Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагается как продукция, добытая и реализованная за пределами территории Российской Федерации».

Правовой режим ИЭЗ во многом схож с правовым режимом территории Мирового океана, а реализация продукции на территории Мирового океана не создает объекта обложения НДС.

Однако в вышеуказанном письме Госналогслужба России и Минфин России выдвинули субсидиарное условие, а именно: «без пересечения таможенной границы Российской Федерации». В связи с этим правильный ответ на поставленный вопрос должен выглядеть следующим образом: ввоз товаров с таможенной территории Таможенного союза в ИЭЗ РФ не признается объектом обложения НДС, а вот ввоз товаров с территории иностранного государства в ИЭЗ РФ должен признаваться объектом обложения НДС.

Понятие «таможенной границы таможенного союза» содержится в подп. 2 п. 2 ТК ТС: пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Преимущества и недостатки от установления единой таможенной территории Таможенного союза.

Преимущества от установления единой таможенной территории Таможенного союза сводятся к следующему:

  • • благодаря образованию Единой таможенной территории Таможенного союза происходит становление общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех стран с огромной территорией и населением около 170 млн человек;
  • • объединение Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС позволяет устранить таможенные барьеры внутри него. Так, с середины 2010 г. таможенный контроль товаров был полностью перенесен на внешнюю границу Республики Беларусь, а с лета 2011 г. внешней границей Таможенного союза стала также внешняя граница Республики Казахстан.

Рассмотрим пример. Если раньше товар, направлявшийся из Республики Беларусь в Республику Казахстан, пересекал две таможенные границы (российскую и казахстанскую) и половина времени уходила на простои и оформление, а таможенные сборы достигали 15% себе стоимости товара, то в настоящее все изменилось: оформления экспортных деклараций не требуется; беспошлинно перемещаются как товары собственного производства, так и иностранные, выпущенные для внутреннего потребления одной из стран – участниц Таможенного союза; не применяются меры нетарифного регулирования (т.е. не нужно иметь лицензии, разрешения, соблюдать квоты). Кроме того, удалось сформировать единый подход к любому иностранному товару, откуда бы и в какую бы страну Таможенного союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую таможенную границу. Таким образом, снятие таможенных барьеров внутри Таможенного союза самым благоприятным образом сказалось на товарообороте всех участников, объем взаимной торговли, по мнению специалистов, вырос на 25–30%;

  • • отпала необходимость нести дополнительные расходы на услуги таможенных посредников;
  • • удалось сформировать на постсоветском пространстве наднациональный орган управления – КТС и т.д.

К недостаткам от установления единой таможенной территории Таможенного союза можно отнести следующие:

  • • обычный потребитель существенно «не выиграл» от появления Таможенного союза, поскольку цены на потребительские товары не снизились;
  • • произошло, в буквальном смысле, «наводнение» внутреннего рынка Российской Федерации и Республики Беларусь дешевыми китайскими товарами – китайские товары легкой промышленности через Республику Казахстан стали транзитом попадать в сопредельные государства – члены Таможенного союза;
  • • в рамках Таможенного союза не удалось перейти на электронное декларирование;
  • • не удалось добиться унификации в решении ряда вопросов в сфере валютного регулирования. Например, если российское юридическое лицо покупает национальную валюту Республики Казахстан для оплаты таможенных платежей в Республике Казахстан, то оно попадает под валютный контроль в России. По-прежнему является необходимым соблюдение требования об открытии паспорта сделки, если российская компания собирается осуществлять поставки российской продукции в Республику Казахстан и др.
  • См.: Халипов С. В. Таможенное право. С. 74.
  • См.: Соглашение от 12.12.2008 «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран». В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36 данный документ вступил в силу с 01.07.2010.
  • См.: Соглашение от 20.11.2009 «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».
  • Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.
  • Понятие «территория Российской Федерации» определено в Конституции РФ. Согласно ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
  • Статья 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону Российской Федерации как «морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права».
  • См.: Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»; «Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. Банком России 01.06.2004 № 258-П.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх