Проведение аудиторской проверки

Права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг, в основном определены ст. 14 «Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг» Закона об аудиторской деятельности.

Следует отметить, что положения этой статьи распространяются только на осуществление деятельности, связанной с аудиторскими проверками, но не распространяются на сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью. Согласно ст. 14 указанного Закона при проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе’.

  • 1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в СРОА;
  • 2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • 3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В договорах оказания аудиторских услуг могут быть оговорены, в том числе, следующие права аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:

  • • право получить письменную информацию (отчет) по результатам аудита;
  • • право получить аудиторское заключение в оговоренном количестве экземпляров;
  • • право в случае необходимости (например, в случае утраты части бухгалтерских документов вследствие чрезвычайных обстоятельств) обратиться к аудиторской организации для получения части рабочих документов или выдержек из них;
  • • право обратиться к аудиторской организации в последующие отчетные периоды за информацией и (или) разъяснениями по запросу новой аудиторской организации и т.д.

Кроме того, аудируемые лица имеют право обращаться в исполнительные органы СРОА с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) законодательных и других нормативных актов, федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также профессиональных этических принципов аудита.

При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

  • 1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
  • 2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, нс может являться основанием для отказа в их предоставлении.

Следует отметить, что ссылка на коммерческую тайну на практике достаточно часто (и неправомерно) используется аудируемыми лицами как основание для непредоставления аудиторам необходимой информации и документов. Поэтому при разработке нового Закона об аудиторской деятельности данному вопросу было уделено особое внимание. Однако, второе подобное неправомерное основание для отказа — ссылка аудируемого лица на необходимость защиты персональных данных — законодателем во внимание принята не была. Отметим, однако, что ссылка эта несостоятельна, поскольку (как и в предыдущем примере) противоречит и. 1 перечня обязанностей аудируемого лица (см. выше). С другой стороны, ст. 88 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) разрешает работодателю передавать персональные данные третьей стороне (в данном случае — аудиторской организации) без письменного согласия работников в случаях, предусмотренных федеральными законами (в данном случае это Закон об аудиторской деятельности);

  • 3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
  • 4) исполнять требования федеральных стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В договорах оказания аудиторских услуг могут быть оговорены, в том числе, следующие обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг:

  • • содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
  • • обеспечить присутствие сотрудников аудиторской организации при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица;
  • • привлечь к совместной работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников аудируемого лица;
  • • организовать взаимодействие с предшествующими аудиторами аудируемого лица (при их наличии);
  • • оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.д.

Исходя из положений федеральных стандартов аудита, аудируемые лица обязаны предоставить аудиторской организации (аудитору) не менее двух экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой выражается мнение, которая должна быть датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ относительно подготовки такой отчетности.

Вопросы юридической ответственности аудируемых лиц Законом об аудиторской деятельности не установлены. Согласно п. 10 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» руководство аудируемого лица несет ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Согласно положениям действующего законодательства аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность аудируемых лиц может быть разделена на ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита (или препятствование его проведению), ответственность по результатам проведения проверки и прочую ответственность (в настоящем учебнике не рассматривается).

Законодательство РФ предусматривает следующие меры ответственности применительно к первым двум перечисленным основаниям: административная ответственность, меры дисциплинарного воздействия, гражданско-правовая ответственность.

До 1 июля 2002 г. законодательством об аудиторской деятельности предусматривался административный штраф за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению в размере от 500 до 1000 МРОТ, установленного федеральным законом. Однако с 1 июля 2002 г., в связи с вступлением в силу нового КоАП, указанный штраф был отменен. На момент подготовки настоящего учебника к печати законодательство РФ не предусматривало специальных штрафов за уклонение организаций от проведения обязательного аудита.

Однако теоретически организации, уклоняющиеся от обязательного аудита, могут быть привлечены к ответственности (в основном, за непредставление аудиторского заключения различным пользователям) по следующим основаниям.

  • 1. Налоговыми органами:
    • • на основании ч. 1 ст. 126 НК РФ за непредоставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, — влечет взыскание штрафа с юридического лица в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
    • • на основании ст. 15.6 КоАП за непредоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
  • 2. Банком России:
    • • на основании ч. 1—2 ст. 15.19 КоАП непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков предоставления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно предоставление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.3, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; па юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

Нераскрытое или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, снедиализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 руб.;

  • • на основании ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.;
  • • на основании ст. 19.7.3 КоАП непредоставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, когда в соответствии со страховым законодательством Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от 500 000 до 700 000 руб.

В соответствии со ст. 192, 193 ТК РФ по результатам аудиторской проверки в течение двух лет после ее завершения к работникам аудируемых лиц работодателем могут быть применены меры дисциплинарного воздействия — дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также другие дисциплинарные взыскания. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Аналогичные нормы, применяемые к гражданским служащим, содержатся также в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 57) и в ряде законодательных актов субъектов РФ, например в Законе города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» (ст. 46).

Гражданско-правовая ответственность аудируемого лица возникает вследствие нарушения аудируемым лицом принятых на себя по договору об оказании аудиторских услуг обязательств (см. подробнее параграф 4.3).

Стоимость аудиторской проверки (стоимость аудита) зависит от вида проводимого аудита.

  • Стоимость обязательного аудита (с написанием отчета по результату проведенного аудита и выдачей аудиторского заключения) — от 50000 руб.
  • Цена инициативного аудита с написанием отчета по результату проведенной проверки (но без выдачи аудиторского заключения) — от 30000 руб.
  • Стоимость налогового аудита (с подробным письменным отчетом) — от 20000 руб.
  • Стоимость экспресс-аудита (обзорная проверка без написания подробного письменного отчета) — от 7000 руб.
  • Аудит по специальному заданию (например, проверка отдельных участков учета, либо иные аудиторские процедуры) — 7000 руб. за день работы аудитора.

Также стоимость аудита будет зависеть от следующих факторов:

  • Вида деятельности (и их количество) осуществляемые аудируемой организацией.
  • Наличия большого количества активов и обязательств аудируемой компании.
  • Наличия обособленных подразделений (как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс).
  • Способов начисления заработной платы.
  • Оценки системы внутреннего контроля организации.

Окончательную стоимость аудиторской проверки можно получить позвонив по телефону: 8 (921) 868-68-92

Бухгалтерское сопровождение аудита представляет собой сбор информации по финансовому и налоговому положению хозяйствующего субъекта, подлежащего аудиторской проверке предприятием аудиторских услуг. Различают внешний и внутренний аудит. Внутренний аудит бухгалтерии в Санкт-Петербурге позволяет определить эффективность деятельности предприятия или отдельных его звеньев.

Частная аудиторская бухгалтерская компания в Санкт-Петербурге Интеграл предлагает аудиторское бухгалтерское сопровождение для всех видов хозяйственных обществ. Независимые эксперты проведут аудит любой сложности:

  • Обязательный;
  • Инициативный;
  • Налоговый;
  • Экспресс-аудит.

Расчет стоимости аудита

Аудит бухгалтерского учета ООО в Санкт-Петербурге

Стоимость услуг аудита бухгалтерского учета представляет собой либо фиксированную цену за результат, либо повременную оплату работы аудитора.

К проводимым мероприятиям во время оказания бухгалтерских аудиторских услуг относятся:

  • Составление и оформление налоговых деклараций;
  • Корректировка отчетности;
  • Корректировка документооборота в лицензионных программах.

Стоимость оказания услуг аудита бухгалтерской отчетности предприятия рассчитывается индивидуально. Также на цену на аудиторские услуги в СПб влияет:

  • Количество сотрудников предприятия;
  • Форма собственности;
  • Форма налогообложения;
  • Количество финансовых операций, произведенных за отчетный период.

Услуги аудиторов бухгалтерской отчетности включают в себя также оптимизацию деятельности предприятия, что позволяет повысить его эффективность и привести документацию в соответствие с нормами налогового законодательства. Расчет стоимости бухгалтерского аудита ООО производится с учетом капитализации предприятия. Цены на услуги аудиторско-консалтинговой фирмы в Санкт-Петербурге – компании Интеграл одни из самых доступных по региону.

Сотрудничество с аудиторской компанией Интеграл

Заказать проведение аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности, а также провести финансовый бухгалтерский аудит внутреннего учета компании в Санкт-Петербурге вы можете в компании Интеграл, которая предоставляет своевременную и профессиональную помощь в оказании бухгалтерских услуг. Для ознакомления с ценами на бухгалтерский аудит в Санкт-Петербурге воспользуйтесь прайсом аудиторской экспертной компании на аудит бух отчетности, который размещен на нашем сайте.

Может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации? Есть ли срок давности по проведению аудита?

В Федеральном законе от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части прав и обязанностей участников договора на проведение аудита, используется общий термин — «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг».

Под аудируемым лицом понимается компания или индивидуальный предприниматель, чья бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному либо инициативному аудиту.

При оказании аудиторских услуг аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

  • требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
  • получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
  • осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.1 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Заключив договор Заказчик обязан:

  • содействовать в своевременном и полном проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для оказания аудиторских услуг сведения у третьих лиц;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • своевременно оплачивать услуги аудита;
  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг (п.2 ст.14 Закона №307-ФЗ).

Кроме того, аудиторское заключение (конечный результат проведенного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).

Важно!

Таким образом, в Законе № 307-ФЗ не содержится запрета заказать аудит любому собственнику компании, даже владеющему минимальной долей в уставном капитале ООО или 1 акцией АО.

Аудиторская проверка компании может быть проведена по требованию любого участника (акционера), выбранным им профессиональным аудитором.

Один в поле не воин?

По общему правилу в ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников. Такое решение принимается большинством голосов (пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Статья 48 Закона №14-ФЗ предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки, как по инициативе и за счет общества, так и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 48 Закона № 14-ФЗ, решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Важно!

Отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона №14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (Постановление ВАС РФ от 13.05.2008 г. №17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п.2 ст. 86 Закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Важно!

Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п.3 ст.85 Закона №208-ФЗ).

Аудитора не допускают к проведению аудита

Несмотря на решение высших судей, на практике некоторые участники сопротивляются в проведении аудита по инициативе одного из участников Общества. Суды отмечают, что если аудит проводится по требованию участника ООО, то решение общего собрания участников Общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется. Общее собрание в данном случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 27.02.2014 г. № А23-536/2013).

Кроме того, исходя из анализа положений Закона №14-ФЗ, Общество по требованию его участника обязано предоставить профессиональному аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией.

Если профессионального аудитора не допускают к проведению аудита, то участник Общества в целях защиты нарушенных гражданских прав вправе обратиться в суд (ст.11 и ст.12 ГК РФ) и представить доказательства безрезультатного обращения участника ООО к исполнительным органам общества с требованием предоставить необходимую информацию (Постановление ФАС Центрального округа от 02.07.2014 г. № А36-5813/2013).

Например, в одной из судебных баталий, участник Общества инициировал аудит, однако исполняющий обязанности директор Общества, не представил документы, необходимые для проведения аудиторской проверки.

Суд вынес решение в пользу участника, отметив, что поскольку документально подтверждены статус участника Общества, а неисполнение его требования о предоставлении запрошенных документов, входящих в перечень, определенный п.1 ст.50 Закона №14-ФЗ, нарушает его права как участника Общества.

Важно!

Таким образом, участник Общества вправе инициировать проведение аудита отчетности ООО профессиональным аудитором, а Общество обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.04.2018 г. № А32-28095/2017).

Проведение аудиторской проверки по инициативе и за счет участника общества является реализацией права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 г. № 17869/07).

Может ли учредитель (участник, акционер) заказать проверку за «старые» периоды?

А может ли один из учредителей ООО или акционеров АО требовать проведения аудиторской проверки предприятия в 2019 году, например, за 2015 год? Есть ли срок давности по проведению аудита?

Каких-либо сроков давности по проведению аудита ни Закон№14-ФЗ, ни Закон №208-ФЗ не устанавливают. Ограничение по срокам не содержат ни Закон №402-ФЗ, ни Закон №307-ФЗ.

Право требования имеющихся у Общества документов, связанных с его деятельностью, закреплено в п. 1 ст. 8Закона №14-ФЗ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144).

Как мы уже отмечали, Общество по требованию своего участника обязано предоставить аудитору, привлеченному таким участником, все необходимые для проверки документы. Но если срок хранения документов истек, то соответственно, Общество ничего не предоставит аудитору.

Напомним, что сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст.29 Закона №402-ФЗ: первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения типовых управленческих документов содержатся в Приказе Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

Важно!

Это означает, что учредитель может требовать проведения такой аудиторской проверки, а сроки давности ограничиваются сроками хранения бухгалтерских документов.

Согласно п. 5 ст. 103 Гражданского кодекса РФ порядок проведения аудиторских проверок деятельности акционерного общества определяется законом и уставом общества.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами РФ на основании заключаемого с ним договора (ст. 86 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами или изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Аудиторская проверка должна проводиться таким образом, чтобы результатом ее стало получение объективной и полной информации о деятельности общества.

Аудиторская организация (аудитор) при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества получает информацию, раскрытие которой может иметь для общества неблагоприятные последствия, сохранение полученной в результате проверки конфиденциальной информации является немаловажным этическим требованием к аудиторской организации (аудитору).

Общество должно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить утверждение общим собранием акционеров аудитора общества из числа аудиторских организаций (аудиторов), имеющих солидную репутацию и ведущих свою деятельность в соответствии с вышеуказанными принципами.

Аудиторская проверка годовых отчетов является одним из важнейших элементов финансового контроля. При анализе полученных аудиторских отчетов у акционеров могут возникнуть вопросы по содержанию аудиторского заключения и сделанным в нем выводам.

В связи с этим рекомендуется, чтобы аудиторские организации (аудиторы) принимали участие в общих собраниях акционеров и отвечали на любые вопросы акционеров относительно представленных аудиторских заключений.

Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений обществом требований законодательства и доводить информацию об этих нарушениях до совета директоров (через комитет по аудиту) в целях их устранения. Это повышает доверие акционеров к результатам аудита.

Обо всех нарушениях действующего законодательства и установленных в обществе правил, выявленных в ходе аудиторской проверки в деятельности исполнительных органов общества, в действиях его должностных лиц и работников, рекомендуется сообщать комитету по аудиту для принятия мер.

Аудиторские организации (аудиторы) могут выявить нарушения, но не могут их исправить. При выявлении тех или иных нарушений исполнительные органы обязаны принимать необходимые меры к устранению нарушений и минимизации их последствий.

Аудиторские организации при выявлении нарушений должны требовать исправления информации, включенной в регулярно раскрываемые отчеты о хозяйственной деятельности общества.

Аудиторские организации (аудиторы) проверяют соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает на себя обязательства следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам.

Совет директоров как орган общества, ответственный за подготовку вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, в том числе вопроса о выборе аудитора общества, в первую очередь заинтересован в выборе независимой аудиторской организации (аудитора), способной провести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

В связи с этим рекомендуется, чтобы комитет по аудиту оценивал кандидатов в аудиторские организации (аудиторы) общества и предоставлял оценку таких кандидатов совету директоров, а совет директоров обосновывал свои рекомендации в отношении выбора аудиторской организации на общем собрании акционеров общества.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх