Проверка гит

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПРИКАЗ
№ 655 от 10 ноября 2017 года

(в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018)

Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 52, ст. 6441; 2011, № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 29, ст. 4372; 2016, № 27, ст. 4210), абзацами 2, 3, 4 пункта 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства от 1 сентября 2012 года № 875 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37, ст. 4995; 2015, № 30, ст. 4586; 2016, № 48 (часть III), ст. 6773; 2017, № 9, ст. 1361; Официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 12.09.2017, № 0001201709120014), и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 9, ст. 1359), приказываю:

1. Утвердить проверочные листы (списки контрольных вопросов), применяемые при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно приложению:

1.1. Приложение №1 «По проверке порядка оформления приема на работу»;

1.2. Приложение №2 «По проверке соблюдения требований по содержанию трудовых договоров»;

1.3. Приложение №3 «По проверке соблюдения порядка и условий изменения трудового договора»;

1.4. Приложение №4 «По проверке соблюдения порядка прекращения трудового договора»;

1.5. Приложение №5 «По проверке соблюдения общих требований по установлению режима работы и учету рабочего времени»;

1.6. Приложение №6 «По проверке соблюдения требований по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска»;

1.7. Приложение №7 «По проверке соблюдения общих требований по установлению и выплате заработной платы»;

1.8. Приложение №8 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда несовершеннолетних»;

1.9. Приложение №9 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда иностранных работников»;

1.10. Приложение №10 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда инвалидов»;

1.11. Приложение №11 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда женщин и лиц с семейными обязанностями»;

1.12. Приложение №12 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда лиц, работающих на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к нему»;

1.13. Приложение №13 «По проверке соблюдения требований по установлению продолжительности рабочего времени»;

1.14. Приложение №14 «По проверке соблюдения порядка и условий увольнения работника в связи с сокращением численности или штата работников»;

1.15. Приложение №15 «По проверке соблюдения требований по предоставлению ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска»;

1.16. Приложение №16 «По проверке соблюдения требований по предоставлению прочих видов времени отдыха (кроме ежегодных оплачиваемых отпусков)»;

1.17. Приложение №17 «По проверке правомерности и порядка удержаний из заработной платы»;

1.18. Приложение №18 «По проверке соблюдения требований по регулированию труда лиц, занятых на подземных работах и с вредными условиями труда»;

1.19. Приложение №19 «По проверке соблюдения порядка и условий привлечения к работе за пределами рабочего времени»;

1.20. Приложение №20 «По организации расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

1.21. Приложение №21 «По проведению специальной оценки условий труда (СОУТ)»;

1.22. Приложение №22 «По информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты»;

1.23. Приложение №23 «По проверке выполнения требований охраны труда при работе на высоте»;

1.24. Приложение №24 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по обслуживанию электроустановок»;

1.25. Приложение №25 «По проверке выполнения требований охраны труда при строительных работах»;

1.26. Приложение №26 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в сельском хозяйстве»;

1.27. Приложение №27 «По проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров»;

1.28. Приложение №28 «По организации обучения по охране труда»;

1.29. Приложение №29 «По проверке выполнения требований охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах»;

1.30. Приложение №30 «По приобретению, выдаче и применению прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты»;

1.31. Приложение №31 «По созданию и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ)»;

1.32. Приложение №32 «По обеспечению режима труда и отдыха работников в соответствии с нормами трудового права»;

1.33. Приложение №33″По обеспечению санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников (в том числе доставки работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи)»;

1.34. Приложение №34 «По разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников» Пункт утратил силу (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201);

1.35. Приложение №35 «По обеспечению наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации»;

1.36. Приложение №36 «По обеспечению соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте»;

1.37. Приложение №37 «По ознакомлению работников с требованиями охраны труда»;

1.38. Приложение №38 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в жилищно-коммунальном хозяйстве»;

1.39. Приложение №39 «По проверке выполнения требований охраны труда при электросварочных работах»;

1.40. Приложение №40 «По проверке выполнения требований охраны труда при газосварочных работах»;

1.41. Приложение №41 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации тепловых энергоустановок»;

1.42. Приложение №42 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации холодильных установок»;

1.43. Приложение №43 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в замкнутых объемах или ограниченных пространствах»;

1.44. Приложение №44 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с сосудами, работающими под давлением»;

1.45. Приложение №45 «По проверке выполнения требований охраны труда при газоопасных работах»;

1.46. Приложение №46 «По проверке выполнения требований охраны труда при огневых работах»;

1.47. Приложение №47 «По проверке выполнения требований охраны труда при окрасочных работах»;

1.48. Приложение №48 «По проверке выполнения требований охраны труда при подводных взрывных работах»;

1.49. Приложение №49 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту зданий и сооружений»;

1.50. Приложение №50 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации сетей водоснабжения и канализации»;

1.51. Приложение №51 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с ядохимикатами (пестицидами) и минеральными удобрениями»;

1.52. Приложение №52 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в химических лабораториях»;

1.53. Приложение №53 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования»;

1.54. Приложение №54 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин»;

1.55. Приложение №55 «По проверке выполнения требований охраны труда при малярных работах»;

1.56. Приложение №56 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации котельных»;

1.57. Приложение №57 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации газового хозяйства»;

1.58. Приложение №58 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации мазутного хозяйства»;

1.59. Приложение №59 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации складов твердого топлива»;

1.60. Приложение №60 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации технологического транспорта»;

1.61. Приложение №61 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с инструментом и приспособлениями»;

1.62. Приложение №62 «По проверке выполнения требований охраны труда при лесозаготовительных, лесохозяйственных работах и работах по деревообработке»;

1.63. Приложение №63 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в морских и речных портах»;

1.64. Приложение №64 «По проверке выполнения требований охраны труда при земляных работах»;

1.65. Приложение №65 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах с инструментом и приспособлениями»;

1.66. Приложение №66 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по зарядке и обслуживанию аккумуляторных батарей»;

1.67. Приложение №67 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по складированию»;

1.68. Приложение №68 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по сливу, наливу нефтепродуктов»;

1.69. Приложение №69 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств»;

1.70. Приложение №70 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по перевозке грузов и пассажиров с помощью автотранспортных средств»;

1.71. Приложение №71 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации грузовых автомобилей»;

1.72. Приложение №72 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации внутризаводского транспорта»;

1.73. Приложение №73 «По проверке выполнения требований охраны труда при монтажных работах»;

1.74. Приложение №74 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по изготовлению и сборке металлоконструкций»;

1.75. Приложение №75 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по холодной обработке металлов»;

1.76. Приложение №76 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации и обслуживанию производственного оборудования машиностроительного профиля»;

1.77. Приложение №77 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в литейном производстве»;

1.78. Приложение №78 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях машиностроения»;

1.79. Приложение №79 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту мостов и путепроводов»;

1.80. Приложение №80 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по тех. обслуживанию и ремонту внутрипортового транспорта»;

1.81. Приложение №81 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации машин и механизмов на территории порта»;

1.82. Приложение №82 «По проверке выполнения требований охраны труда при выполнении работ по эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов»;

1.83. Приложение №83 «По проверке выполнения требований охраны труда при проведении слесарно-сантехнических работ»;

1.84. Приложение №84 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по химической чистке, стирке»;

1.85. Приложение №85 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации бульдозера»;

1.86. Приложение №86 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации экскаватора»;

1.87. Приложение №87 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации трактора»;

1.88. Приложение №88 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту автомобильных дорог»;

1.89. Приложение №89 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации катка»;

1.90. Приложение №90 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по укладке асфальтобетона»;

1.91. Приложение №91 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по разметке автомобильных дорог»;

1.92. Приложение №92 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в полиграфических организациях»;

1.93. Приложение №93 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по пайке, лужению, наплавке»;

1.94. Приложение №94 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на металлообрабатывающих станках и оборудовании»;

1.95. Приложение №95 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации, перевозке и хранению баллонов с сжиженным газом и газовых баллонов»;

1.96. Приложение №96 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству цемента»;

1.97. Приложение №97 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по переработке молока»;

1.98. Приложение №98 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству хлебобулочных и макаронных изделий»;

1.99. Приложение №99 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству алкогольной и безалкогольной продукции»;

1.100. Приложение №100 «По проверке соблюдения требований по обеспечению принятия мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи»;

1.101. Приложение №101 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по газопламенной обработке металлов»;

1.102. Приложение №102 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по напылению и нанесению металлопокрытий»;

1.103. Приложение №103 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по термической обработке металлов»;

1.104. Приложение №104 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по ремонту и техническом обслуживании сельскохозяйственной техники»;

1.105. Приложение №105 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации торговых складов, баз и холодильников»;

1.106. Приложение №106 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на городском электрическом транспорте»;

1.107. Приложение №107 «По проверке соблюдения гарантий медицинских работников»;

1.108. Приложение №108 «По проверке соблюдения требований по порядку оформления материальной ответственности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.109. Приложение №109 «По проверке соблюдения гарантий работников, занятых у физических лиц – индивидуальных предпринимателей (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201) «;

1.110. Приложение №110 «По проверке соблюдения гарантий работников угольной промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.111. Приложение №111 «По проверке соблюдения гарантий творческих работников (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.112. Приложение №112 «По проверке соблюдения гарантий спортсменов и тренеров (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.113. Приложение №113 «По проверке соблюдения требований по организации профессионального образования и обучения, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации работников, заключения ученических договоров (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.114. Приложение №114 «По проверке соблюдения требований при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими специальную оценку условий труда (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.115. Приложение №115 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по добыче песчано-гравийных материалов на плавучих добывающих снарядах (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.116. Приложение №116 «По проверке выполнения требований охраны труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.117. Приложение №117 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по эксплуатации автозаправочных станций (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.118. Приложение №118 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.119. Приложение №119 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах на радиорелейных линиях связи (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.120. Приложение №120 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях общественного питания (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.121. Приложение №121 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях масложировой промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.122. Приложение №122 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях мясной промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.123. Приложение №123 «По проверке выполнения требований охраны труда при работе по производству сахара, патоки и кондитерских изделий (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.124. Приложение №124 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству плодово-овощной продукции (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»4

1.125. Приложение №125 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах по производству соков (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.126. Приложение №126 «По проверке выполнения требований охраны труда при переработке пластмасс (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.127. Приложение №127 «По проверке выполнения требований охраны труда при работах в организациях табачной промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.128. Приложение №128 «По проверке выполнения требований охраны труда при производстве асбеста и асбестосодержащих материалов и изделий (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.129. Приложение №129 «По проверке выполнения требований охраны труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.130. Приложение №130 «По проверке выполнения требований охраны труда при проведении работ в легкой промышленности (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.131. Приложение №131 «По проверке выполнения требований охраны труда при отделочных работах (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.132. Приложение №132 «По проверке выполнения требований охраны труда при кровельных работах (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)»;

1.133. Приложение №133 «По проверке выполнения требований охраны труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201)».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 года. Пункт утратил силу (в ред. Приказа Роструда от 11.04.2018 №201);

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловца.

Руководитель
В. Л. ВУКОЛОВ

Аида Ибрагимова — руководитель кадрового отдела КСК групп

Ведение кадрового учета является обязательным для любой компании и подразумевает разработку множества документов. Все кадровые документы должны быть в идеальном порядке, в этом случае компании не страшны риски, связанные с нарушением трудового законодательства, такие как государственные проверки, штрафы, приостановление деятельности, дисквалификация, трудовые споры с сотрудниками. Но не все работодатели уделяют должное внимание правильности ведения кадрового делопроизводства и качеству кадровых документов, вследствие чего в документах возникает беспорядок. Выявить ошибки в ведении кадрового учета и привести документы в порядок поможет проведение кадрового аудита.

Кадровый аудит – это процедура по оценке системы кадрового документооборота, сложившегося при ведении кадрового учета, включающая в себя проверку наличия всех обязательных кадровых документов и экспертизу кадровой документации на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации, в целях минимизации рисков штрафных санкций, связанных с проведением проверок соблюдения трудового законодательства, а также рисков трудовых споров и жалоб работников.

Кадровый аудит необходимо проводить в следующих случаях:

  • при предстоящей государственной проверке;
  • при смене специалиста по кадрам;
  • при угрозе проверки послеувольненияобиженного работника (невыплата вовремя заработной платы, премии,увольнениепо инициативе работодателя);
  • при смене руководства компании;
  • при изменении законодательства.

Кадровый аудит можно провести самостоятельно или доверить его проведение сторонней организации. Существуют специализированные компании, которые проводят кадровый аудит, они проведут проверку и напишут детализированный отчет, в котором будут указаны ошибки и нарушения, а также рекомендации по их устранению. Но их услуги стоят дорого, поэтому не все руководители соглашаются обратиться к таким компаниям.

В этом случае поможет проведение аудита кадровой документации своими силами. Для этого нужно издать приказ о проведении проверки, определить ее цели и сроки, а также прописать лиц, которые будут проводить кадровый аудит.

После издания приказа, необходимо определить этапы проведения кадрового аудита. Из определения кадрового аудита следует, что первым этапом является проверка наличия всех обязательных кадровых документов, а вторым экспертиза на предмет соответствия кадровой документации действующему законодательству. Рассмотрим подробнее каждый этап проведения кадрового аудита.

Проверка наличия обязательных кадровых документов

Работодатель несет ответственность за отсутствие обязательных кадровых документов, определенных трудовым законодательством Российской Федерации, поэтому при проведении кадрового аудита первым делом необходимо определить перечень таких документов и проверить их наличие в компании.

Обязательные кадровые документы можно подразделить на две группы:

  • документы, которые обязательны для всех компаний независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности;
  • документы, которые становятся обязательными при определенных условиях.

К первой группе относятся документы, обязательность которых прописана в трудовом законодательстве, например, локальные нормативные акты, которые разрабатываются каждым работодателем самостоятельно и которые отражают условия труда именно в данной организации. Перечень всех документов, которые относятся к данной группе, приведен в таблице 1.

Таблица 1 Кадровые документы, обязательные для всех работодателей

Документ

Ссылка на нормативный акт

Правила внутреннего трудового распорядка

ст. 189, 190 ТК РФ

Положение о защите персональных данных

п. 8 ст. 86 ТК РФ

Инструкция по охране труда

ст. 212 ТК РФ

Положение об оплате труда

ст. 135 ТК РФ

График отпусков

ст. 123 ТК РФ

Штатное расписание

ст. 57 ТК РФ

Табель учета рабочего времени

ст. 91, 99 ТК РФ

Приказы по основной деятельности

Инструкция по заполнению формы Т-3 Постановления Госкомстата от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», п. 45 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и т.д.

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»

Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них

п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»

Журнал учета прохождения инструктажа по охране труда

п. 2.1.3 Постановления Минтруда РФ и Минобрахования РФ от 12.02.2003 г. № 1 «Об утверждении Порядка обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Журнал учета мероприятий по контролю

ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ » О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Трудовой договор

ст. 56, 57, 67 ТК РФ

Трудовая книжка

ст. 65, 66 ТК РФ

Личная карточка

п. 12 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках»

Приказы по личному составу

ст. 62, 68, 84.1 и т.д.

Заявления работников

ст. 80, 127, 128, 255 ТК РФ и т.д.

Ко второй группе относятся документы, которые становятся обязательными при наличии определенных условий, которые могут быть обусловлены спецификой организации или если на данные документы делается ссылка в трудовом договоре, локальном нормативном акте или других документах. Перечень таких документов приведен в таблице 2.

Таблица 2 Документы, которые могут стать обязательными при наличии определенных условий

Документ

Условия, при которых документ становятся обязательным

Должностные инструкции

Если есть ссылка на должностную инструкцию в текстетрудового договора

Положение о премировании

Если не расписана система материального стимулирования в трудовом договоре, коллективном договоре, положении об оплате труда или правилах внутреннего трудового распорядка

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем

Если в организации есть такой режим работы

График сменности

Если в организации введена сменная работа

Положение о неразглашении коммерческой тайны

Если в трудовом договоре закреплено соблюдение работником коммерческой тайны

Коллективный договор

Если достигнута договоренность об этом между работниками и работодателем

Договор о коллективной материальной ответственности

Если в организации ведутся работы в соответствии с Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности

Если в организации работают сотрудники – материально ответственные лица

Также работодатели могут утверждать и другие локальные нормативные акты, обязательное наличие которых не закреплено в трудовом законодательстве, но они могут значительно помогать в работе, например, положения об отделах, о персонале, аттестации и т.д.

Завершающим действием первого этапа кадрового аудита является сверка документов – какие документы есть, а какие нужно разработать. Для удобства результаты сверки можно свести в таблицу (таблица 3)

Таблица 3 Сверка документов

Документ есть

Документ отсутствует

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о защите персональных данных

Положение о премировании

Если не расписана система материального стимулирования в трудовом договоре, коллективном договоре, положении об оплате труда или правилах внутреннего трудового распорядка

Положение об оплате труда

Положение о премировании

Штатное расписание

График отпусков

Экспертиза документов

После того, как мы определили список обязательных документов, проверили их наличие, необходимо проверить правильность их оформления, а также соответствие требованиям законодательства.

Таким образом, на данном этапе проверяется содержание кадровых документов. Проверяйте все документы, которые есть в компании.

Просматривая локальные нормативные акты, необходимо проверить, чтобы они не ухудшали положение работников по сравнению с трудовым законодательством и раскрывали условия труда компании. Все работники должны быть ознакомлены с локальными нормативными актами под роспись. При проверке локальных нормативных актов необходимо использовать соответствующие статьи Трудового кодекса Российской Федерации.

С каждым работником должно быть подписано согласие на обработку и передачу его персональных данных, если работнику, по его просьбе, оформляются справки, то на каждую справку работник должен написать письменное согласие на передачу его персональных данных третьей стороне.

В графике отпусков должны быть указаны не только плановые отпуска, но и должны делаться отметки о фактических отпусках, о переносах отпусков. Сотрудники должны быть письменно уведомлены о дате начала отпуска за две недели.

В организации должно быть актуальное штатное расписание, которое утверждается приказом, если в штатное расписание вносятся изменения, то должны быть изданы приказы о внесении изменений в штатное расписание.

Табели учета рабочего времени должны быть за каждый месяц, в табелях должны отображаться сведения обо всех сотрудниках (об отпусках, больничных, прогулах и т.д.).

Просматривая распорядительные документы, необходимо проверить, чтобы приказы по личному составу хранились отдельно от приказов по основной деятельности. Если компания не использует унифицированные формы документов, а разработала и использует свои формы, то данные формы документов должны быть утверждены приказом руководителя компании.

При аудите трудовых книжек, необходимо проверить наличие приказа по основной деятельности о назначении ответственного за ведение трудовых книжек. Все трудовые книжки должны быть зарегистрированы в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, все книжки должны быть в наличии и в них должны быть внесены все записи (приемы, переводы, награждения), вкладыши должны быть вшиты в трудовые книжки. Работодатель должен сам закупать бланки трудовых книжек и вкладышей и зафиксировать их в приходно-расходной книге по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них. Бланки трудовых книжек и вкладышей должны храниться в бухгалтерии, которая ведет приходно-расходную книгу, передача бланков в отдел кадров осуществляется на основании служебных записок или заявок ответственного за ведение трудовых книжек. Новые трудовые книжки и вкладыши оформляются работникам на основании их заявлений.

Трудовые договоры должны быть заключены с каждым работником, содержание трудового договора должно соответствовать статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в трудовом договоре, как минимум, должны быть указаны сведения и условия, предусмотренные данной статьей.

Обратите внимание на правильность заполнения личных карточек работников, в них должны быть указаны актуальные данные, карточки должны быть на каждого работника. В личной карточке должны быть указаны коды и со всеми сведениями о приеме и переводах работник должен быть ознакомлен под роспись.

Все кадровые журналы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью и подписью руководителя компании, а книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них и приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них опломбированы или скреплены сургучной печатью.

Оформление итогов кадрового аудита

По итогам кадрового аудита, лица, проводившие аудит, составляют отчет о результатах проверки. В отчете по кадровому аудиту отображаются выявленные ошибки и меры, необходимые для устранения данных ошибок, делаются выводы о состоянии кадрового учета и риски, которые возникают у компании.

Отчет можно разделить на два блока.

В первом блоке распишите итоги аудита обязательных кадровых документов по компании (локальных нормативных актов, приказов по основной деятельности, штатного расписания, графика отпусков и т.д.).

Во втором блоке распишите результаты проверки документов по делу каждого сотрудника (трудовой договор, личная карточка, ознакомление с локальными нормативными актами, трудовая книжка).

Пример из практики:

По итогам кадрового аудита, который мы проводили у клиента нашей компании, были выявлены отдельные нарушения кадрового учета и рисковые ситуации:

  • Нет обязательных локальных нормативных актов.
  • Нет документов по штатному расписанию.
  • Нет графика отпусков.
  • Отсутствуют табели учета рабочего времени.
  • Нет обязательных кадровых журналов.
  • Нет приказов по основной деятельности по кадровому учету.
  • Нет приказов по личному составу.
  • Нет личных карточек работников.
  • Отсутствуют документы об ознакомлении с локальными нормативными актами.
  • Отсутствуют согласия на обработку и передачу персональных данных.
  • Нет должным образом оформленных должностных инструкций на работников, хотя в трудовом договоре делается ссылка на должностную инструкцию.
  • Ответственные лица Общества не проверены на дисквалификацию.
  • В содержании трудовых договоров допущены ошибки, такие как: отсутствуют паспортные данные работника и ИНН работодателя, нет условия об обязательном страховании работников, не прописаны периодичность и даты выплаты заработной платы, не указана дата начала работы.
  • Некорректно ведутся трудовые книжки работников, а именно: во многие трудовые книжке не внесены записи о приеме, переводах, неправильно вносятся записи в книжки.

Для устранения данных нарушений, нами был написан подробный отчет о результатах кадрового аудита и к каждому нарушению даны инструкции по исправлению. В результате клиент быстро привел документы в порядок, следуя подробным рекомендациям.

Нет сомнений в том, что кадровый аудит— важнейший инструмент снижения рисков, связанных с нарушениями ведения кадрового учета. Многие руководители считают, что кадровый аудит никому ненужная и дорогостоящая процедура, но это ошибочное мнение, так как проведение кадрового аудита поможет определить реальное состояние дел, выявить нарушения и ошибки. Частные изменения трудового законодательства, сложность его правильного применения, участившиеся проверки работодателей со стороны трудовой инспекции и других контролирующих органов, ужесточение ответственности за нарушение трудовых прав работников указывают на необходимость проведения кадрового аудита. Кадровый аудит можно провести собственными силами и в данной статье был описан порядок его проведения.

11 февраля 2013_http://mpra.info/news/russia/1026-Gosinspekciia-truda-funkcii-polnomochiia-kak-obratitsia
Федеральная инспекция труда (ФИТ) – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Государственная инспекция труда – территориальный орган ФИТ, осуществляющий контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства в соответствующем субъекте РФ.
Обращаться в инспекцию по труду могут как граждане, так и профсоюзы. Важнейшая задача инспекции – защита трудовых прав граждан.
Если вы считаете, что ваши права нарушены, но с работодателем договориться не удалось, Вы можете обратиться в инспекцию. На основании письменного обращения работника инспекция проводит проверку соблюдения работодателем трудового законодательства РФ и принимает меры по восстановлению нарушенных трудовых прав.
Например, инспекция может выдать работодателю обязательное для исполнения предписание (распоряжение) об устранении нарушения, в том числе и о восстановлении незаконно уволенного работника на работе (об отмене незаконного приказа об увольнении). В отдельных случаях инспекция может приостановить работу организации или каких-то ее подразделений, привлечь виновных к ответственности (оштрафовать, отстранить от работы и т.д.).
Государственная инспекция труда создана при Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) при Министерстве труда и социальной защиты РФ.
Сайт http://git77.rostrud.ru/
У государственных инспекций труда в других регионах РФ также есть свои интернет-сайты. На основании ч. 3 ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» работник может направить обращение в государственную инспекцию труда в форме электронного документа. Для направления обращений в форме электронного документа следует использовать соответствующий раздел интернет-сайта инспекции, например, — http://git77.rostrud.ru/letter.shtml (обращение в инспекцию по г. Москве).
Функции ГИТ:
— контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства путем проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях,
— рассмотрение дел об административных правонарушениях – т.е. наложение на работодателей штрафов;
контроль за соблюдением работодателями установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав,
восстановление нарушенных прав граждан (на практике, как правило, инспекция дистанцируется от разрешения трудовых конфликтов и рекомендует гражданам обращаться в суд).

Как обратиться в инспекцию?
В инспекцию по труду может обратиться отдельный гражданин, группа людей, или профсоюз. Руководители и другие должностные лица в инспекции обязаны проводить личный прием граждан в специально установленное время, когда граждане могут прийти к инспектору, передать ему свое заявление, жалобу и, если нужно, дать какие-то пояснения.
Какого-то особого порядка и формы обращения в инспекцию по труду нет. Но если вы хотите, чтобы ваше обращение инспекция рассмотрела без заминок, соблюдайте следующие правила.
ЭТО ВАЖНО:
Во-первых, свое письменное заявление вы должны подписать лично, указав полностью фамилию, имя, отчество, а также информацию о месте жительства, работы или учебы. Иначе заявление будет признано анонимным, а анонимки инспекция не рассматривает. Все сведения, которые гражданин указал в заявлении, ни в коем случае не должны разглашаться. Инспекция обязана воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ст. 358 Трудового кодекса РФ).
Во-вторых, в заявлении вы должны изложить конкретные факты нарушения трудовых прав, либо сообщить о предполагаемых нарушениях. Не стоит подробно описывать свое возмущение по поводу действий работодателя, это может запутать инспектора, и он долго будет разбираться с вашим заявлением. Постарайтесь четко и по порядку перечислить факты нарушения ваших прав. Тем самым Вы поможете инспектору быстрее уяснить проблему и оперативно ее решить.
Сроки рассмотрения Вашего заявления
Обычно заявление (если оно не требует специальных проверок, документов и пр.) рассматривается безотлагательно, в крайнем случае не позднее 15 дней. В любом случае максимальный срок рассмотрения заявления или жалобы один месяц со дня поступления.
Следует иметь в виду, что в связи с возрастающей загруженностью государственных инспекторов труда и нехваткой кадров в этой службе обращения рассматриваются, как правило, дольше, особенно в крупных городах. Так, например, в г. Москве рассмотрение обращения в государственной инспекции труда может длиться более шести месяцев.
ЭТО ВАЖНО: Есть специальные сроки. Заявления и жалобы об увольнении инспекция рассматривает в течение 10 дней со дня их получения (ст.373 Трудового кодекса РФ).
Как найти инспекцию по труду?
Государственные инспекции труда образуются в субъектах Российской Федерации, т.е. действуют на уровне региона.
Это значит, что искать инспекцию в родном городе могут только жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также жители городов-столиц регионов.
Так, инспекции труда есть, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Перми, Кирове, Владивостоке. Ульяновске, Новосибирске, Хабаровске и т.д.
А, например, в г. Электроугли Московской области инспектора по труду найти не удастся – ближайший территориальный орган Рострудинспекции будет находиться в Москве. Из этого правила есть исключения. Например, у Государственной инспекции труда в Самарской области есть отделы – в городах Сызрани и Тольятти.
Однако если даже Вы живете далеко от регионального центра и до инспектора далеко – попробуйте сначала обратиться в профсоюз!
Дело в том, что профсоюзы и инспекции труда проводят совместные проверки предприятий.
Адрес практически любого государственного органа можно найти в Интернете. Обращаться в инспекцию по труду не обязательно лично – можно отправить Ваше обращение по почте. Если хотите быть уверенным, что Ваше обращение дошло адресату – отправляйте его заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае Вы будете точно знать, когда орган Ростудинспекции получил Ваше письмо, и сможете интересоваться результатами рассмотрения письменно либо по телефону.
На сайте Роструда в подразделе «Территориальные органы Роструда» размещена информация о территориальных органах инспекции – в субъектах РФ: http://www.rostrud.info/structure/territory_agencies/kontrol/
Для того чтобы успешно защищать свои права важно знать, каким образом государственный инспектор труда может Вам помочь!
Ознакомьтесь с этими полномочиями инспекторов до обращения в инспекцию труда.
Во-первых, Вы лучше поймете, каких действий имеет смысл просить в Вашем конкретном случае.
Во-вторых, Вы узнаете, каких полномочий у инспектора по труду нет (например, инспектор не возбуждает уголовных дел, не накладывает арест на имущество и т.д.).
Итак, государственный инспектор труда имеет право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, и другую информацию;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
ЭТО ВАЖНО:
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Что обязан сделать инспектор по труду (или другое должностное лицо), который принял у вас заявление?
Инспектор должен внимательно изучить ваше обращение, разобраться в допущенных нарушениях, принять решение и сообщить об этом вам в письменной или устной форме. Если ваше заявление будет отклонено (т.е. вы получите отказ), инспектор должен объяснить вам причины отказа.
ВНИМАНИЕ! Если причины отказа вас не убедят, вы имеете право обжаловать его, а инспектор обязан вам разъяснять порядок обжалования. (Правда, вы должны его попросить об этом). У вас есть право обжаловать решение инспектора, если вы с ним не согласны.
Решение государственного инспектора труда могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
В административном порядке жалоба подается в вышестоящую инстанцию — Федеральную службу по труду и занятости при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1
Телефон: (495) 698-87-37
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Решения главного государственного инспектора труда РФ также можно обжаловать в судебном порядке. В судебном порядке решение обжалуется в суд по месту нахождения инспектора или по месту жительства человека, обратившегося с жалобой.
Ответственность работодателя за невыполнение требований инспектора
За невыполнение требований государственных инспекторов по труду работодатель наказывается предупреждением или наложением административного штрафа на граждан в размере от пятисот до тысячи рублей; на должностных лиц — от двух до четырех тысяч рублей (ст.19.4 КоАП РФ).
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной до двух тысячи рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей (ст.19.5 КоАП РФ).
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей (ст.19.6 КоАП РФ).
Таким образом, в случае, если работодатель не выполняет требования государственного инспектора труда, содержащиеся в его предписании, Вам следует сообщить об этом инспектору по труду и предложить ему решить вопрос о привлечении работодателя или должностных лиц работодателя к административной ответственности!
Подробнее: http://mpra.info/news/russia/1026-Gosinspekciia-truda-funkcii-polnomochiia-kak-obratitsia

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

В нашей компании проверку организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов проводит отдел экологии на основании ежегодных планов-графиков. С 2005 г. проверки проводятся по специально разработанным документам — «Вопросы проверки и требования, предъявляемые к филиалам» (далее — Вопросы проверки) и «Критерии оценки организации природоохранной деятельности и санитарно-экологического состояния филиалов» (далее — Критерии оценки), утвержденным главным инженером, а впоследствии — техническим директором.

Реформирование системы государственного контроля (надзора) привело к введению риск-ориентированного подхода с возможностью применения проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Так, согласно ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.08.2018; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов) (ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

СПРАВКА

В состав нашей компании входит три тепловые станции, одна гидроэлектростанция, три теплосетевых предприятия, а также санаторий-профилакторий.
По степени негативного воздействия на окружающую среду филиалы компании отнесены к объектам I–III категорий. Четыре филиала используют поверхностные водные объекты, два — подземные. В филиалах эксплуатируются:
• 11 очистных сооружений;
• 15 установок очистки газа (далее — газоочистная установка, ГОУ);
• 5–120 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха,
а также образуется более 140 видов отходов производства и потребления.
Компания имеет лицензию на деятельность по утилизации отходов III класса опасности и транспортирование отходов I–IV классов опасности, а также три лицензии на право пользования недрами.
Все филиалы являются абонентами централизованной системы водоотведения.

В перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, входят в том числе:

• федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

• федеральный государственный экологический надзор в части:

– государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

– государственного земельного надзора;

– государственного надзора в области обращения с отходами;

– государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

– государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

– государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

• лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

• региональный государственный экологический надзор.

Проверочные листы открыты для ознакомления и дают возможность заранее подготовиться к проверкам. Однако анализ контрольных вопросов показал, что они сформулированы поверхностно и по большей части направлены только на проверку наличия/отсутствия того или иного документа. Вероятно, экологи предприятий скажут, что это и хорошо, т.к. есть возможность получить положительную оценку со стороны инспектора. На наш взгляд, для эффективного выполнения того или иного процесса не менее важно ответить на вопрос: как он организован?

В качестве примера рассмотрим вопрос о неблагоприятных метеорологических условиях (далее — НМУ). В проверочном листе, применяемом при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, он сформулирован так: «Проводятся ли при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора?»

Для положительного ответа на данный вопрос достаточно иметь согласованный план мероприятий в периоды НМУ и вести журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ.

При этом «за кадром» остаются следующие вопросы:

• все ли сообщения зарегистрированы в журнале?

• соответствуют ли мероприятия по снижению выбросов режиму НМУ?

• выполнялись ли мероприятия в структурных подразделениях, участвующих в проведении мероприятий в период НМУ?

• имеется ли документарное подтверждение выполнения мероприятий в структурных подразделениях и сообщения о полученных результатах их выполнения?

• выполнялись ли замеры до объявления НМУ, в период НМУ (при необходимости) и после окончания НМУ?

• организована ли документарная передача информации о НМУ между сменами?

• правильно ли определена эффективность мероприятий?

• все ли отчеты структурных подразделений, принимавших участие в проведении мероприятий, зарегистрированы в журнале?

В нашей компании уже много лет природоохранные проверки осуществляются таким образом, чтобы не просто констатировать факт выполнения или невыполнения обязательного требования, а проконтролировать организацию всей процедуры.

Например, вот как сформулирован вопрос об эксплуатации ГОУ в проверочных листах и в наших Критериях оценки:

Проверочные листы

Критерии оценки

Осуществляется ли эксплуатация ГОУ в соответствии с правилами эксплуатации ГОУ?

Назначены ли должностные лица, ответственные за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ?

Внесены ли ГОУ в реестр?

Утверждена ли программа проведения технического обслуживания?

Утверждена ли программа проведения планово-предупредительных ремонтов?

Определен ли порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектную очистку выбросов?

Технический осмотр ГОУ проводится не реже 2 раз в год комиссией, назначенной приказом?

Эффективность ГОУ определяется ежегодно?

Приложен ли к паспорту ГОУ протокол проверки эффективности?

Сведения о проведении технического осмотра, результатах проверки фактических показателей работы, результатах планово-предупредительных ремонтов, внеплановых ремонтах, результатах устранения обнаруженных неисправностей внесены в паспорт ГОУ не позднее 30 календарных дней со дня окончания работ?

Таким образом, Критерии оценки не только помогают проверяющим, но и служат большим подспорьем филиалам, показывая упущенные направления и стимулируя их на реализацию проблемных вопросов.

Критерии оценки состоят из следующих разделов:

1. Организация природоохранной деятельности.

2. Охрана атмосферного воздуха.

3. Охрана водного бассейна.

4. Обращение с отходами производства и потребления.

5. Выполнение программы производственного экологического контроля.

6. Поддержание в рабочем состоянии системы экологического менеджмента.

В Критерии оценки включены также вопросы, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к природоохранному законодательству (например, о соблюдении исполнительской дисциплины при представлении информации по охране окружающей среды, рационализаторской работе, открытости экологической информации или организации соревнования), однако мы считаем, что их выполнение повышает общую эффективность работы.

При оценке каждого критерия можно получить 0 или 2 балла. Наиболее значимые критерии оцениваются в 5 баллов, а за отдельные недостатки можно получить –5 или –10 баллов.

Филиал получает оценку по количеству набранных баллов:

• «отлично» (100 % от максимально возможного количества баллов);

• «хорошо» (76–99 %);

• «удовлетворительно» (50–75 %);

• «неудовлетворительно» (менее 50 %).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Неудовлетворительную оценку можно получить независимо от набранных баллов в случае, если не устранены замечания по результатам предыдущей проверки, а также если не выполнены лицензионные условия или предписания уполномоченных органов.

Проверка проводится в документарной и выездной форме в сроки, определенные планом-графиком. Общее время проведения проверки не должно превышать 5 рабочих дней.

Документарная проверка проводится без выезда в филиал на основании информации и документов, представленных филиалом за проверяемый период и находящихся в отделе экологии. Дополнительная информация (при необходимости) представляется инженерами-экологами филиалов по электронной почте сотруднику, проводящему проверку.

Выездная проверка начинается со встречи с руководством филиала, на которой сообщается порядок проверки, определяется время проведения проверок отдельных структурных подразделений филиала, назначается ответственное лицо со стороны филиала.

По окончании проверки проводится предварительный разбор результатов с руководством и начальниками структурных подразделений филиала, во время которого отмечаются выявленные положительные и отрицательные стороны организации и осуществления природоохранной деятельности филиала, даются рекомендации по устранению замечаний и при необходимости согласовываются сроки их устранения.

В течение 3 рабочих дней после окончания проверки сотрудник, проводивший проверку, уточняет Критерии оценки, систематизирует материалы проверки и оформляет акт. Акт проверки и Критерии оценки филиала направляются в филиал с сопроводительным письмом, в котором устанавливаются сроки устранения выявленных замечаний. Применение Критериев оценки позволяет сравнить результаты с прошлым годом, определить тенденции к изменению, при необходимости выработать корректирующие действия для улучшения работы.

В связи с особенностями производственной и хозяйственной деятельности и различным уровнем воздействия филиалов на окружающую среду общая оценка для каждого филиала определяется индивидуально. Отдельные направления работы филиала могут не оцениваться при отсутствии их в проверяемый период.

Приведем Вопросы проверки (приложение 1) и соответствующие им Критерии оценки (приложение 2) на примере раздела 2 «Охрана атмосферного воздуха».

НА ЗАМЕТКУ

Скачайте полный вариант Вопросов проверки и Критериев оценки (разделы 1–6), воспользовавшись услугой «Сервис форм» (код доступа — на с. 1).

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства» (в ред. от 12.10.2018).

См. приложение 4 к РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях».

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх