Проверка основных средств

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В государственных (муниципальных) учреждениях перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация активов и обязательств. Результаты названного мероприятия являются подтверждением достоверности данных, отраженных в бухгалтерском учете и отчетности. В консультации рассмотрим основные правила проведения этого мероприятия в отношении объектов основных средств.

При проведении инвентаризации объектов основных средств проверяется их фактическое наличие, производится сопоставление с данными бухгалтерского учета, выявляются неучтенное имущество или недостачи, а также имущество, не соответствующее критериям признания его активом.

Кроме того, в рамках годовой инвентаризации определяются признаки возможного обесценения (снижения убытка от обесценения) активов (п. 6 ФСБУ «Обесценение активов»).

Порядок проведения инвентаризации (в том числе выявление признаков возможного обесценения активов) устанавливается непосредственно в учетной политике учреждения (п. 79 ФСБУ «Концептуальные основы», п. 9 ФСБУ «Учетная политика»).

Обратите внимание: учреждение вправе включить в документы учетной политики отдельные положения Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее – Методические указания), не противоречащие законодательству РФ (Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-10/58207).

Оформление документов по инвентаризации объектов ОС

Унифицированные формы документов по оформлению инвентаризации утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

В целях инвентаризации объектов основных средств применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись).

В инвентаризационной описи отражается следующая информация:

Графа

Информация, отражаемая в инвентаризационной описи по объектам основных средств

Порядковый номер

Наименование объекта

Для инвентарных объектов бухгалтерского учета – инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект (серия, партия, заводской номер или иная информация)

Единица измерения

Оценочная стоимость, которая определяется в отношении объекта:

– предназначенного для реализации;
– при выявлении признаков его возможного обесценения;
– не учтенного на счетах бухгалтерского учета

Фактическое наличие (состояние) количества объектов

Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6)

Информация о состоянии объекта на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»)*

Информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо – при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация»)

10*

Номер (код) счета бухгалтерского учета

11*

Количество объектов по данным бухгалтерского учета

12*

Балансовая стоимость объекта

Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

Количество объектов, превышающих данные бухгалтерского учета

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5)

Количество объектов, в отношении которых инвентаризационной комиссией установлено их несоответствие условиям признания их активами

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах (об объектах учета, в отношении которых выявлена недостача, о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации и др.)

* Учреждение при формировании учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду.

Перед началом инвентаризации на первой странице инвентаризационной описи материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.

Инвентаризационные описи составляются отдельно по каждому месту хранения ценностей и материально ответственным лицам не менее чем в двух экземплярах.

При оформлении описей не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах они прочеркиваются.

Инвентаризационные описи по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) составляются отдельно в отношении излишков, недостач и имущества, учтенного на забалансовых счетах 01 «Имущество, полученное в пользование», 02 «Материальные ценности на хранении», 21 «Основные средства в эксплуатации» и т. д.

Если были допущены ошибки при оформлении инвентаризационной описи, то они исправляются во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных. Эти исправления должны быть согласованы и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

После окончания инвентаризации материально ответственные лица должны дать расписку об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (на последней странице инвентаризационной описи). Оформленные описи должны быть подписаны председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии учреждения и материально ответственными лицами.

Обратите внимание: отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

Выявленные расхождения обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), и составляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Порядок проведения проверки объектов ОС

Порядок проведения инвентаризации объектов основных средств содержится в п. 3.1 – 3.7 Методических рекомендаций. Отметим основные правила проверки указанных объектов, которые учреждение может предусмотреть в учетной политике.

До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

  • наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При отсутствии документов нужно обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации зданий, сооружений необходимо проверить наличие документов о закреплении права оперативного управления этими объектами.

В ходе инвентаризации комиссия проводит осмотр объектов и вносит в инвентаризационные описи соответствующую информацию.

Данные об основных средствах вносятся в инвентаризационные описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то он отражается в описи под на­именованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Сведения о машинах, оборудовании и транспортных средствах вносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения и мощности.

Основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, отражаются в отдельной описи, в которой указываются даты ввода объектов в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (например, порча, полный износ). Согласно ФСБУ «Основные средства» такие объекты не отвечают критериям признания их активами.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют сведения или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

В отношении объектов, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), информация может быть отражена в инвентаризационной описи (ф. 0504087) или иных документах, предусмотренных учетной политикой учреждения.

Выявление признаков обесценения (снижения ранее признанного обесценения)

Признаки, указывающие на обесценение активов (снижение убытка от обесценения), могут быть внешними (п. 7, 19 ФСБУ «Обесценение активов»)ивнутренними (п. 8, 20 ФСБУ «Обесценение активов»).

В случае выявления признаков снижения стоимости актива инвентаризационной комиссией принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива с учетом существенности влияния на нее выявленных признаков обесценения.

Справедливая стоимость актива определяется комиссией, на которую возложены такие полномочия (при необходимости – с привлечением сторонних специалистов), с применением метода рыночных цен либо метода амортизированной стоимости замещения (п. 11 ФСБУ «Обесценение активов»). Порядок применения данных методов предусмотрен в п. 54 – 56 ФСБУ «Концептуальные основы». Учреждение использует тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива.

Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости комиссией оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования (п. 13 ФСБУ «Обесценение активов»).

Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива инвентаризационной комиссией принимается решение об учете актива на забалансовых счетах, в дальнейшем тест на обесценение такого актива (определение справедливой стоимости) не проводится (п. 14 ФСБУ «Обесценение активов»).

В бухгалтерском учете убыток от обесценения актива признается, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива.

Расчет убытка производится в следующем порядке: остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату уменьшается до его справедливой стоимости, определенной согласно решению инвентаризационной комиссии (комиссии по поступлению и выбытию активов), за вычетом затрат на выбытие такого актива, но не более остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату. При расчете учитываются особенности признания убытков, предусмотренные п. 16, 17 ФСБУ «Обесценение активов».

Обратите внимание! Решение о признании убытка от обесценения подлежит согласованию с собственником имущества (п. 15 ФСБУ «Обесценение активов»):

  • у казенных учреждений – в отношении всего имущества;

  • у бюджетных и автономных учреждений – в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного учреждением за счет средств учредителя.

В случае выявления признаков, указывающих на снижение убытка, признанного в предыдущих периодах, инвентаризационной комиссией принимается также решение об определении справедливой стоимости актива (порядок приведен выше) (п. 18 ФСБУ «Обесценение активов»).

Убыток от обесценения актива не подлежит восстановлению, если с момента последнего признания убытка метод определения справедливой стоимости в отношении данного актива не изменился. В этом случае комиссией принимается решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования актива (п. 23 ФСБУ «Обесценение активов»).

Восстановление убытка от обесценения актива, признанного в предыдущие периоды, производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 ФСБУ «Обесценение активов»).

Отражение результатов инвентаризации в учете

По завершении инвентаризации выявленные расхождения (излишки, недостача), факты несоответствия имущества критериям признания его активом, убытки от обесценения активов или их снижение должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете.

Основанием для отражения в учете записей по результатам инвентаризации являются инвентаризационные описи, ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие факты хозяйственной жизни.

Неучтенные объекты ОС принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости,установленной для целей бухучета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 31 Инструкции № 157н).

Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа (сумма денежных средств, необходимых для приобретения (продажи) указанных активов на дату принятия к учету) (п. 25 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском (бюджетном) учете выявленные при проведении инвентаризации неучтенные объекты ОС отражаются следующей записью:

Дебет

Кредит

Приняты к учету выявленные в ходе инвентаризации неучтенные объекты основных средств

0 101 хх 310

0 401 10 199

В налоговом учете в целях определения базы налогу на прибыль доходы в виде стоимости излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами (п. 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

При выявлении недостач объектов ОС размер ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости этих объектов на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов(п. 220 Инструкции № 157н).

При выявлении недостач имущества в учреждении проводятся мероприятия по установлению виновных лиц и возмещению ими ущерба. Если виновные лица не установлены либо сумма ущерба от хищения, порчи имущества не признана виновными лицами, оформленные в предусмотренном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.

В бухгалтерском (бюджетном) учете суммы недостач объектов ОС, выявленных по результатам инвентаризации, отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению в связи с недостачей объектов основных средств

0 209 71 56х

0 401 10 172

Списаны объекты основных средств по причине их утраты (хищения), выявленной в ходе инвентаризации

0 104 хх 411
0 114 хх 412*
0 401 10 172

0 101 хх 410

* В случае если ранее начислялся убыток от обесценения актива.

Возмещение ущерба виновными лицами отражается следующими записями:

Дебет

Кредит

У бюджетных и автономных учреждений

Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба

0 201 11 510
0 201 21 510
0 201 34 510

0 209 хх 66х

Возмещен ущерб виновными лицами в натуральной форме

0 401 10 172

0 209 хх 66х

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

0 304 03 837

0 209 хх 667

У казенных учреждений

Возмещен ущерб виновными лицами в денежной форме:

в кассу учреждения

1 201 34 510

1 209 хх 66х

на счет учреждения, открытый в кредитной организации

1 201 21 510

1 209 хх 66х

в доход бюджета (учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 210 02 ххх

1 209 хх 66х

в доход бюджета (учреждение является получателем бюджетных средств, за ним не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет)

1 303 05 831
1 304 04 ххх

1 209 хх 660
1 303 05 731

Возмещен ущерб виновными лицами в натуральной форме

1 401 10 172

1 209 хх 66х

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

1 304 03 837

1 209 хх 667

В налоговом учете бюджетных и автономных учреждений расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (Письмо Минфина РФ от 20.08.2019 № 03-03-06/1/63646).

Доходы в виде признанных виновным лицом или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, сумм возмещения ущерба признаются внереализационными доходами (п. 3 ст. 250 НК РФ). При этом в Письме Минфина РФ от 19.06.2018 № 03-03-07/41741 разъясняется, что в случае признания внереализационного дохода в виде сумм возмещения убытка налогоплательщик имеет право отразить в составе внереализационных расходов стоимость утраченных имущественных прав при соответствии указанных расходов условиям п. 1. ст. 252 НК РФ.

К объектам основных средств, не соответствующим критериям признания их активами, относятся объекты, которые не приносят учреждению экономических выгод, не имеют полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод (п. 8 ФСБУ «Основные средства»).

При выявлении таких объектов инвентаризационной комиссией принимается решение об их списании с балансового учета и отражении на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» до момента демонтажа (утилизации, уничтожения).

Учет объектов, не соответствующих критериям признания их активами, на забалансовом счете 02 осуществляется в условной оценке «один объект – один рубль»(п. 335 Инструкции № 157н).

Обратите внимание! Решение комиссии о списании имущества подлежит согласованию с собственником (п. 4 Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834):

  • у казенных учреждений – в отношении всего имущества;

  • у бюджетных и автономных учреждений – в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного учреждением за счет средств учредителя.

Начисление (восстановление) убытка от обесценения в бухгалтерском учете отражается обособленно от стоимости объекта основных средств, нематериальных или непроизведенных активовна соответствующих аналитических счетах счета 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов».

Убыток признается в составе расходов отчетного периода едино­временно. Сумма ранее начисленной амортизации по активу не корректируется.

При этом корректируются нормы амортизации, чтобы измененная остаточная стоимость актива списывалась равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования (с учетом решения комиссии, если срок полезного использования был пересмотрен).

Для отражения в бухгалтерском учете сумм накопленных убытков по объектам основных средств применяется следующая корреспонденция счетов:

Обязанность по проведению аудиторской проверки основных средств

Согласно п. 1 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ аудит должен осуществляться 1 раз в год организациями:

  1. Относящимися к акционерным обществам.
  2. Выпускающими ценные бумаги для их организованного обращения.
  3. Относящимися к кредитным, страховым, клиринговым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, внебюджетным фондам.
  4. Получившими за прошлый год выручку от основной деятельности свыше 400 000 000 руб. или обладавшими на конец прошлого года активами на сумму более 60 000 000 руб.
  5. Публикующими сводную бухгалтерскую отчетность.

Обязательный аудит осуществляется сторонними фирмами или квалифицированными аудиторами (п. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ).

В целях повышения уверенности в достоверности предоставляемой отчетности организация вправе проводить внутренний аудит штатными аудиторами (правило № 29 постановления Правительства РФ «О федеральных правилах аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696).

Узнайте, как составить программу аудита основных средств, с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

По ОС, учет которых связан с большим количеством особенностей и нюансов, аудит проводится в несколько этапов. Рассмотрим этапы аудиторской проверки более подробно.

Этап 1: проверка организации учета ОС

Проверяется учетная политика в части:

  1. Наличия стоимостного признака признания объектов в составе ОС. Имущество, соответствующее обязательным правилам признания ОС (п. 4 ПБУ 6/01) и стоимостью до 40 000 руб., разрешено либо списывать на МПЗ, либо признавать ОС (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).
  2. Метода амортизационных списаний по ОС. Выбирается из закрытого перечня, представленного в п. 18 ПБУ 6/01.
  3. Переоценки ОС. Все организации, за исключением некоммерческих, вправе в конце каждого года пересчитывать стоимость ОС в сторону увеличения или уменьшения (п. 15 ПБУ 6/01).
  4. Периодичности инвентаризаций ОС. Обязательная инвентаризация ОС проводится не менее 1 раза в 3 года (п. 27 Положения по ведению бухучета (отчетности) в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
  5. Разработанных организацией первичных и сводных документов по учету ОС. Должны соответствовать требованиям, представленным в ст. 9 и 10 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О том, как грамотно сформировать учетную политику, читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2020)?».

Проверяется наличие приказов по утверждению:

  • лиц, ответственных за сохранность ОС;
  • инвентаризационных проверок ОС;
  • самостоятельно разработанных бланков по учету ОС;
  • ремонтных (модернизирующих) работ, списания ОС.

Этап 2: проверка показателей бухгалтерской отчетности и регистров в части ОС

Проверяется корректность отражения информации в бухгалтерской отчетности в части операций с основными средствами на основании сводных регистров по учету ОС:

Бухгалтерская отчетность

Регистр учета ОС

Название отчетности

Сверяемые строки отчетности

Название регистра

Сверяемые показатели регистра

бухгалтерский баланс

основные средства

главная книга (далее — ГК), оборотно-сальдовая ведомость (далее — ОСВ)

сальдо по сч. 01 за минусом сальдо по сч. 02

добавочный капитал

ГК (ОСВ), анализ сч. 02

оборот по Дт 83 Кт 02

отчет о финансовых результатах

себестоимость продаж

ГК (ОСВ), анализ сч. 02

обороты по Кт 02 (за исключением оборотов по Дт 83 Кт 02)

прочие доходы

ГК (ОСВ), анализ по сч. 91

обороты по Дт 62 Кт 91 — в части продажи ОС

прочие расходы

ГК (ОСВ), анализ сч. 91, карточка сч. 01

обороты по Дт 91 Кт 01 — в части проданных (списанных) ОС

отчет о движении денежных средств

поступления от продажи внеоборотных активов

ГК (ОСВ), анализ сч. 50, 51, 52

обороты по Дт 50 (51,52) Кт 62 — в части продажи ОС

платежи в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией внеоборотных активов

ГК (ОСВ), анализ сч. 50, 51, 52

обороты по Дт 60 Кт 50 (51,52) — в части приобретения ОС, материалов (работ, услуг) для создания, восстановления, ремонта ОС.

пояснения

раздел «Основные средства»

аналитические регистры по сч. 01 и сч. 02

сальдо и обороты по сч. 01, сч. 02 в разрезе их аналитики

Этап 3: проверка первичных документов по ОС

Проверяется полнота и корректность отражения сведений об ОС в первичных документах.

С правилами их оформления ознакомьтесь в статье «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».

Типовые документы для фиксирования операций по ОС установлены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету ОС».

Правила отображения учетных данных по ОС раскрываются в статьях:

  • «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме–передаче ОС»;
  • «Унифицированная форма № ОС-1а — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-1б — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-2 — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-3 — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС»;
  • «Унифицированная форма № ОС-4а — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-4б — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-6 — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-6а — бланк и образец»;
  • «Унифицированная форма № ОС-6б — бланк и образец».

Этап 4: проверка отнесения активов к ОС

Проверяется соответствие ОС требованиям, зафиксированным в п. 4 ПБУ 6/01:

  1. Задействовано в коммерческой, управленческой или арендной деятельности.
  2. Срок полезного использования (далее — СПИ) превышает 1 год.
  3. Перепродажа не планируется.
  4. Способствует получению экономической выгоды.

При утверждении в учетной политике дополнительного признака включения объекта в состав ОС — стоимостного (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01) — анализируется первоначальная стоимость ОС на предмет соответствия обозначенному лимиту.

Этап 5: проверка первоначальной стоимости ОС

Анализируется состав затрат, включенных в первоначальную стоимость ОС при их создании, покупке, восстановлении:

  1. Услуги подрядчиков по созданию, доставке, монтажу ОС.
  2. Информационные (консультационные) услуги, использовавшиеся в ходе создания (приобретения) ОС.
  3. Таможенные платежи.
  4. Услуги посредников по приобретению ОС.
  5. Невозмещаемые платежи в бюджет (пошлины, налоги).

Общехозяйственные и аналогичные им затраты не засчитываются в формируемую стоимость ОС (кроме расходов, напрямую связанных с созданием (покупкой) ОС).

Предъявленная сумма НДС исключается из формируемой стоимости ОС (кроме НДС, не принимаемого к вычету в ситуациях, перечисленных в п. 2 ст. 170 НК РФ).

Этап 6: проверка начисляемой амортизации ОС

Проверяется корректность определения СПИ и расчета амортизации.

О правилах определения СПИ читайте в статье «Классификатор основных средств по амортизационным группам».

При небольшом количестве ОС проводится перерасчет амортизации сплошным методом. При большой номенклатуре ОС перерасчет амортизации осуществляется выборочным способом.

С правилами исчисления амортизации ознакомьтесь в статьях:

  • «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)»;
  • «Формула и пример уменьшаемого остатка начисления амортизации»;
  • «Как правильно применять кумулятивный метод амортизации?».

Этап 7: проверка переоценки ОС

При фиксировании в учетной политике обязанности по ежегодной переоценке ОС анализируется правильность ее проведения и отражения результатов в бухучете (отчетности).

С правилами переоценки ОС и отражения ее в бухучете ознакомьтесь в статье «Переоценка внеоборотных активов в балансе — это…».

Этап 8: проверка учета ремонтных (модернизирующих) работ по ОС

Анализируется корректность отнесения произведенных по ОС работ к категории ремонтных или модернизирующих (реконструирующих) и их отражение в бухучете организации.

Наименование работ

Характеристика работ

Отражение в бухучете

Обоснование

Ремонтные

не изменяют технических параметров ОС

в операционных расходах

п. 7 ПБУ 10/99

Модернизирующие (реконструирующие)

изменяют технические параметры ОС, продлевают СПИ

в первоначальной стоимости ОС

п. 14, п. 27 ПБУ 6/01

Подробнее о классификации и учете ремонтных (модернизирующих) работ читайте в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».

Этап 9: проверка по выбытию ОС

Проверяется корректность исчисления остаточной стоимости ОС, определения и отображения доходов, расходов от списания ОС в бухучете.

Операции

Отражение в учете

Обоснование

Доходы от реализации ОС

прочие доходы (без НДС)

пп. 30–31 ПБУ 6/01

Материалы, оставшиеся от выбывших ОС

прочие доходы (по рыночной оценке)

п. 9 ПБУ 9/99,

п. 9 ПБУ 5/01

Остаточная стоимость ОС

прочие расходы

п. 29, п. 31 ПБУ 6/01

Затраты, произведенные при списании ОС

прочие расходы

п. 11 ПБУ 10/99

Итоги

Обнаруженные при проведении обязательного или внутреннего аудита ОС ошибки в бухучете (отчетности) следует устранять в месяце их выявления (п. 5 ПБУ 22/2010). Ошибки, найденные в бухучете (отчетности) прошедшего года до подписания (утверждения) отчетности, корректируются декабрем прошедшего года (п. 6 ПБУ 22/2010).

Об устранении ошибок в бухучете читайте в статье «Способы исправления в бухгалтерском учете и отчетности».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Поступление объектов основных средств должно быть прове­рено с точки зрения законности, целесообразности и правиль­ности отражения в учете каждой операции.

Для этого в ходе проверки необходимо установить:

— целесообразность их строительства или приобретения и со­блюдение нормативных сроков ввода в эксплуатацию основных средств;

— создана ли в организации комиссия по приему основных средств;

— своевременность и правильность документального оформ­ления поступления (ввода в эксплуатацию) объектов основных средств;

— правильность постановки на учет драгоценных металлов в составе вновь поступивших основных средств;

— полноту и своевременность оприходования объектов ос­новных средств и реальность их оценки;

— правильность налогообложения операций, связанных с по­ступлением основных средств;

— достоверность отражения в учете операций, связанных с поступлением основных средств;

— учитываются ли на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» объекты основных средств, взятые в аренду.

В ходе проверки необходимо выяснить своевременность и правильность документального оформления поступивших основ­ных средств, наличие технической документации на передавае­мые объекты и основные виды оборудования этих объектов, ус­тановить факты несвоевременного документального оформления поступивших объектов, причины и виновных в этом должност­ных лиц.

Своевременность оприходования основных средств определяют путем сопоставления даты оприходования по счету 01 «Основные средства» с датами, указанными в первичных документах.

Далее проверяющий должен уделить внимание проверке пра­вильности оценки основных средств, что определяют на основа­нии первичных документов на поступление или строительство основных средств, при этом необходимо убедиться:

—правильно ли указана первоначальная стоимость в актах о приемке-передаче основных средств;

—включены ли в первоначальную стоимость объекта основ­ных средств расходы по его монтажу и доставке в организацию;

—правильно ли определена инвентарная стоимость введен­ных в эксплуатацию объектов строительства;

—правильно ли отражена дополнительная стоимость после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или уменьшение стоимости при их частичной ликвидации;

—в наличии актов экспертизы оценки имущества при внесе­нии основных средств в счет вклада в уставный фонд.

Проверяя операции, связанные с поступлением основных средств, ревизору необходимо обратить внимание на правиль­ность отражения в учете операций, связанных с поступлением основных средств, при этом помня, что все затраты, связанные со строительством, реконструкцией и приобретением готовых объектов основных средств, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до момента ввода объектов основных средств в эксплуатацию. Оприходование объектов основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборот­ные активы» в разрезе субсчетов.

Документальной проверке подлежат также операции по вы­бытию основных средств (продажа, безвозмездная передача; физический износ, частичная или полная ликвидация и др.).

В каждом отдельном случае необходимо проверить:

—обоснованность отчуждения государственной собственности;

—обоснованность и правильность оценки реализованного иму­щества;

—соблюдение установленного порядка списания пришедше­го в негодность государственного имущества;

—обоснованность ликвидации основных средств и правильность документального оформления;

—полноту оприходования материалов, полученных от ликвидации объекта, в том числе драгоценных материалов, правильность их оценки;

—правильность документального оформления и отражения в учете затрат по ликвидации основных средств;

—правильность оценки основных средств при передаче их в аренду (лизинг), правильность проведения при этом расчетов;

—обоснованность безвозмездной передачи государственного имущества в пользование организаций других ведомств и физи­ческих лиц;

—правильность определения налоговой базы для исчисления НДС по операциям, связанным с выбытием основных средств;

— правильностьотражениявучетеопераций, связанныхсреализациейипрочимвыбытиемосновныхсредств.

Что такое аудит закупок

Аудит в сфере закупок представляет собой экспертно-аналитическую и информационную деятельность, которая проводится путем проверки и оценки сведений по конкретной закупке.
Планируемые к заключению, заключенные и исполненные контракты подлежат анализу в части расходования денежных средств по следующим критериям:

  • законность;
  • целесообразность;
  • обоснованность;
  • своевременность;
  • эффективность;
  • результативность.

Проверка охватывает все этапы закупочной деятельности заказчика, а именно: этап планирования, осуществления закупок, заключения и исполнения договора.

Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Кто проводит аудит

Какими органами аудит в сфере закупок осуществляется, 44-ФЗ поясняет в ч. 1 ст. 98.

Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  1. Счетная палата (41-ФЗ от 05.04.2013).
  2. Контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований (6-ФЗ от 07.02.2011).
  3. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ.
  4. Представительные органы муниципальных образований.

Указанные органы выполняют следующие функции:

  • обобщают результаты осуществления закупочной деятельности;
  • устанавливают причины выявленных отклонений и недостатков;
  • подготавливают предложения, направленные на устранение нарушений и на совершенствование контрактной системы;
  • систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о результатах.

При проведении контрольного мероприятия соответствующим органом составляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых организаций и публикуется на сайте ЕИС. Информация о результатах экспертно-аналитической деятельности, содержит, в том числе следующие сведения:

  1. Количество контрольных мероприятий.
  2. Количество и сумма заказов, в том числе при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, сделан вывод о нерезультативном расходовании бюджетных средств (к примеру, в нарушение ст. 34 и 94 оплачены работы, которые фактически не выполнены, или в нарушение ст. 95 допущено изменение существенных условий договора, например, изменен размер авансирования, или в нарушение ст. 22 в состав расчета НМЦК включены расходы на временные здания и сооружения, которые проектом на проведение работ не предусмотрены и др.).
  3. Количество выданных предписаний, обращений направленных в правоохранительные и контрольные органы.

Также фиксируются нарушения в:

  • организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
  • планировании заказов;
  • документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам);
  • заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
  • процедурах закупок (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
  • исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).

Пример результатов аудита

Скачать

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх