Проверка подотчетных лиц

Глава1.Ревизия подотчетных сумм и порядок ее проведения………………………………………………..………………………4

1.1 Цели и задачи проведения ревизии расчетов с подотчетными лицами……………………………………………………………………………..4

1.2 Планирование ревизии…………………………………………………4

1.3 Проведение ревизии……………………………………………………6

1.4 Обобщение результатов ревизии…………………………………….10

Глава2.Содержание и основные задачи ревизии………………………10

2.1 Содержание ревизии………………………………………………….11

2.2 Основные задачи ревизии…………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………….15

Введение

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Первым вопросом моей контрольной работы является непосредственно — ревизия подотчетных сумм. Основными задачами данного вида ревизии является определение законности, целесообразности и реальности их возникновения и осуществления, установление состояния соблюдения и путей дальнейшего укрепления расчетно-платежной дисциплины и повышения эффективности использования денежных средств.

Ревизия подотчетных сумм призвана не только вскрывать допущенные недостатки в их организации, но и предупреждать неправильное использование платежных средств и формирование незаконных и нецелесообразных расчетных взаимоотношений. В связи с этим за состоянием расчетно-платежной дисциплины в каждом предприятии должен быть установлен систематический контроль на всех стадиях формирования и осуществления расчетов с подотчетными лицами, начиная от их планирования и заканчивая погашением задолженности. Отсюда большая роль в организации контроля за расчетами с подотчетными лицами принадлежит прежде всего руководителям и управленческому персоналу организаций. Выявить общее состояние и определить пути улучшения организации расчетных взаимоотношений позволяет проведение документальных ревизий и проверок, повышению эффективности которых способствует правильное чередование контрольно-ревизионных работ и применение различных приемов и способов контроля в ходе их осуществления.

Немало важным фактором проведения ревизии является знание самой сути, содержания, а так же выявление основных задач ее проведения. Этот вопрос также предложен мне для рассмотрения в моей контрольной работе. На мой взгляд применение именно этих знаний помогают ревизору в осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций.

Глава 1. Ревизия подотчетных сумм и порядок ее проведения.

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам.

Основными нормативными актами, регулирующими расчеты с подотчетными лицами, являются статьи № 166-168 Трудового кодекса РФ, Порядок ведения кассовых операций, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40.

Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 «Касса». Аналитический учет по счету 71 ведут по каждой сумме, выданной под отчет.

1.1 Цели и задачи проведения ревизии расчетов с подотчетными лицами

Основными задачами контроля расчетов с подотчетными лицами является: установление правильного и целевого использования подотчетных сумм; выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов; соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.

Источниками проверки являются: приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

1.2 Планирование ревизии

Планирование ревизии осуществляется поэтапно. Два основных этапа – это разработка программы и плана ревизии.

Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказчиками могут быть: администрация организации; собственник организации; государственные органы.

Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы: цель ревизии; вопросы, подлежащие проверке; средства и условия, необходимые для проведения ревизии; сроки и место исполнения; состав участников ревизии; формы документального оформления ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик.

Полная правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т. е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, — при больших затратах времени ревизии может не дать должных результатов.

План ревизии. На основе программы составляется план ревизии, который привязан к специфике конкретной организации, структуре ее управления, географическому расположению имущества, графику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии. План ревизии должен обладать определенными характеристиками: действенность, конкретность, реальность, гибкость и мобильность.

Предварительная подготовка ревизии. Предварительная подготовка ревизии тоже проходит поэтапно. В процессе такой подготовки сначала решаются методические вопросы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии.

Методические вопросы. Необходимо внимательно просмотреть материалы предыдущих ревизий данной организации. Материалы ревизий должны хранится в проверяемой организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых недочетов и нарушений, что поможет ревизорам обнаружить аналогичные нарушения и недочеты при осуществлении данной ревизии.

Организационные вопросы. Составляется список необходимой оргтехники, печатей, штампов и др. Разрабатываются макеты объяснительных записок, заявлений, запросов и т. д. Подбираются участники ревизии. Состав участников ревизии оформляется приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии. В приказе содержится фраза об обязательном содействии всех работников организации проведению ревизии. Каждый ревизор должен иметь копию приказа. Приходя на место ревизии, он обязан предъявить копию приказа и по просьбе проверяемого – документы, удостоверяющие его личность.

Ознакомление с объектом ревизии. Следующие шаг в процессе организации ревизии – это непосредственное знакомство с объектом ревизии. Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомление со структурой управления организации, системой документооборота, технологией работы и т. п. Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, какие контролирующие службы у нее созданы.

Предварительный и текущий контроль за соблюдением действующего порядка выдачи и использования подотчетных сумм призван обеспечить прежде всего главный бухгалтер организации. Последующий контроль осуществляется преимущественно в форме документальных проверок и ревизий.

1.3 Проведение ревизии

Приступая к проверке подотчетных сумм, ревизор должен сначала проверить: кто ведет учет расчетов с подотчетными лицами (должность, образование, стаж работы по специальности, нет ли родственных связей с руководителем, кассиром организации); имеется ли в наличии нормативная база для работы бухгалтера; кому подотчетен данный бухгалтер и кто его проверяет по выполняемой работе; имеется ли утвержденный руководителем организации список (круг) подотчетных лиц (круг подотчетных лиц определяется в начале года и список по ним утверждается руководителем организации). Если в организации заранее не определяются конкретные должностные лица, которым могут выдаваться авансы денежных средств под отчет, то это рассматривается как нарушение действующего порядка и отмечается в общем акте ревизии или отчете о результатах проверки.

Расчеты с подотчетными лицами проверяют, как правило, сплошным способом.

Прежде всего, необходимо сверить остатки сумм по счету 71 » Расчеты с подотчетными лицами» с данными в журнале-ордере № 7, Главной книге и балансе организации на первое число последнего месяца перед датой проведения проверки. При наличии расхождений следует выявить их причины.

Проверяя записи по каждому лицевому счету в журнале-ордере №7, необходимо выявить:

— суммы выдаваемых под отчет авансов;

— имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;

— назначение и фактическое использование авансов;

— сроки представления авансовых отчетов;

— имеются ли командировочные удостоверения с отметками о местах пребывания согласно заданию;

— правильность и своевременность составления (представления) авансовых отчетов;

— правильность возмещения командировочных расходов и затрат на операционно-хозяйственные нужды;

— правильность составления корреспонденции счетов по операциям с подотчетными лицами;

— своевременность погашения задолженности по ранее выданным авансам;

— наличие оправдательных документов по всем операциям.

Необходимо также установить законность и целесообразность операционных и хозяйственных расходов через подотчетных лиц, возможность проведения этих расходов по безналичным расчетам.

Ревизия командировочных расходов. Ревизор проверяет правильность оформления и использования типовой формы командировочного удостоверения: наличие необходимых реквизитов, указание цели командировки, наличие отметок о прибытии и выбытии, заверенных печатью организации, в которую командирован работник. Ревизор проверяет правильность определения срока командировки и законность ее продления, правильность подсчета дней (полных суток) пребывания в командировке, правильность возмещения документально подтвержденных расходов по найму жилого помещения, проезду к месту командировки и выплаты суточных.

В организации контроля за целесообразным использованием средств на командировочные расходы определенное значение имеет ведение журнала регистрации командировок, в котором указываются место, срок и цель командировки, даты отъезда и приезда и отметки о выполнении служебного задания. В ходе ревизии или проверки следует установить, ведется ли такой журнал и в какой форме осуществляется в организации контроль за использованием средств на служебные командировки.

Соблюдение срока нахождения в командировке определяется путем сопоставления времени, указанного в приказе, со временем фактического пребывания, исчисленным по отметкам в командировочном удостоверении.

Особое внимание уделяется проверке представленных командированными лицами авансовых отчетов. Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок в командировочном удостоверении, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время пребывания в командировке определяют по отметке в командировочном удостоверении о выбытии и прибытии.

По суммам, выданным под отчет и фактически использованным на хозяйственные и командировочные расходы, в обязательном порядке следует проверять корреспонденцию счетов, обращая особое внимание на стонировочные и другие всякого рода исправительные записи, за которыми могут скрываться факты злоупотреблений. При необходимости проводится встречная проверка документов и записей по указанным операциям, опрос должностных лиц, запрос других организаций и т. д.

Ревизия хозяйственных расходов. Ревизия подотчетных сумм тесно связана с ревизией кассовых операций и проводится чаще всего одновременно. Ревизию расчетов с подотчетными лицами целесообразно начинать с установления остатков задолженности этих лиц на конец ревизуемого периода. Для этого проводят инвентаризацию подотчетных сумм.

Проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы организации, путем сличения данных журналов-ордеров № 1 и № 7 за каждый месяц, а также соответствие сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и данных Главной книги за каждый месяц. Сопоставляется месячный оборот по возврату подотчетных сумм в кассу в журнале-ордере № 7 с соответствующим итогом ведомости к журналу-ордеру № 1. Сопоставляются месячные обороты по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», отражающие расходы по дебету счетов 10, 26, 41 и т. п., с записями в Главной книге по дебету соответствующих счетов.

После того, как сотрудник предоставит в бухгалтерию авансовый отчет, его нужно проверить, заполнить отрывную часть и передать ее сотруднику. В статье рассмотрим как проверить авансовый отчет и как исправить ошибки, если они есть.

Как должен заполняться авансовый отчет

По истечении срока, на который сотруднику были выданы деньги, не позднее 3 рабочих дней он обязан предоставить авансовый отчет по истраченным средствам. Отчет предоставляется по унифицированной форме (АО-1), либо по самостоятельно разработанной форме. Если организация выбрала второй вариант, то следует в бланке предусмотреть все необходимые реквизиты. В любом случае форму АО, по которой сотрудники будут предоставлять отчет должен утвердить директор. Для этого он издает приказ к учетной политике. На лицевой стороне АО должны указываться ФИО сотрудника, его должность, а также назначение выданного ему аванса. На оборотной стороне отражаются расходы, которые были произведены сотрудником. Все оправдательные документы прикладываются к АО и нумеруются в том порядке, в каком они записаны в отчете (Читайте также статью ⇒ Ошибка в расходном кассовом ордере: как исправить?).

К АО должны быть приложены платежные документы, а также документы, которые могут подтвердить покупку.Например, товарный чек, накладная, акт выполненных работ и др. документы.

Важно! После проверки АО утверждает руководитель компании, либо уполномоченный на то сотрудник. Это нужно сделать в срок, установленный руководителем.

Промежуточный авансовый отчет

В определенных ситуациях требуется составление промежуточного АО. Заполнение промежуточных АО возможно, если это предусмотрено в локальных нормативных актах компании. К примеру, сотрудника направили в командировку на длительный срок – 6 и более месяцев. Для правильного формирования себестоимости, сотрудники могут предоставлять промежуточные АО за каждый месяц. Правило о промежуточных АО также необходимо прописать в положении о расчетах с подотчетными лицами и положении о командировках. Также следует указать способ, которым сотрудник будет передавать документы. Он это может делать лично, по почте, через курьера или сканы документов с досылкой оригиналов по почте. После того, как сотрудник вернется, с ним уже можно будет провести окончательный расчет (Читайте также статью ⇒ Форма КО-2. Расходный кассовый ордер).

Как проверить авансовый отчет

Для проверки авансового отчета в первую очередь стоит обратить внимание на наличие документов, подтверждающих расходы сотрудника. Если расчет производился наличными средствами, то в качестве подтверждения должны быть приложены кассовые чеки, квитанции к ПКО или БСО. Если при расчете сотрудник использовал банковскую карту, то должны быть оригиналы слипов, квитанции или банкомата или терминала.

После этого проверяется целевое использование средств. Для начала следует выяснить на какие цели сотруднику были выданы деньги. Эти данные будут указаны в документы, который является основанием для выдачи денег под отчет (к примеру, РКО, приказ или заявление). Далее цель выдачи сравнивается с документами, приложенными сотрудником к отчету. Если все совпадает, то это означает, что деньги сотрудником были использованы по целевому назначению.

После этого следует проверить правильность всех сумм. Денежные средства, которые потратил сотрудник по отчету должны соответствовать суммам, указанным в прилагаемых к отчету документах.

Ошибки в авансовом отчете

Рассмотрим, на что обратить внимание при проверке авансового отчета в первую очередь и к чему может привести допущенная ошибка:

  1. Дата отчета. Работник обязан предоставить авансовый отчет не позднее 3 рабочих дней с момента истечения срока, на который ему были выданы денежные средства. Если дата в АО не указана, то контролирующие органы просто не примут такой документ. Данный реквизит для первичных документов является обязательным. По дате утверждения документа будет определяться период затрат (например, для командировки). Однако, если отчет сотрудником предоставлен позже положенного срока, это не будет являться препятствием для признания затрат.
  2. Данные о подотчетном сотруднике. Организация может выдать деньги не только своему сотруднику, но и лицу, с котором был заключен гражданско-правовой договор. Если будут допущены ошибки в ФИО подотчетника, то расходы не будут приняты налоговыми органами, так как они не смогут идентифицировать это лицо.
  3. Суммы и реквизиты платежных документов. новый аванс сотруднику можно выдавать только после того, как он отчитается по предыдущему. При этом по каждой сумме в АО должен быть приложен подтверждающий документ. Если этих документов нет, то подотчетные суммы будут признаны доходом сотрудника и на него будет начислен НДФЛ.
  4. Подписи. Подписывает АО руководитель компании, либо имеющий соответствующую доверенность сотрудник. Помимо этого в АО должна быть подпись бухгалтера и подотчетного лица. Если всех подписей в отчете нет, то документ будет признан недействительным и принять в расходы указанные суммы компании не удастся.
  5. Бухгалтерская запись. Если будут нарушены правила ведения бухучета, то на бухгалтера директором может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Указанные ошибки в АО недопустимы, поэтому их исправить следует в первую очередь. Также желательно исправить и следующие ошибки:

  1. Номер АО. Нумерация АО ведется в хронологическом порядке, однако номер для первичных документов не является обязательным и никак не влияет на учет расходов.
  2. Наименование компании. В АО можно указать наименование полностью или кратко, это не имеет значения. Если в документе будет допущена подобная ошибка, то расходы все равно будут приняты, так как определить, что АО относится к данной компании можно и по иным реквизитам.
  3. Реквизиты РКО или ПКО. В АО должны быть указаны дата и номер РКО, по которому работнику вернули перерасход, либо дата и номер ПКО, если деньги вернул работник. Если в реквизитах будут допущены ошибки, то расходы будут приняты, но контролеры могут попросить дать пояснения, так как нет информация о том, все ли долги погашены.

Если к АО не приложен чек

Если работник приложил к АО квитанцию к ПКО, выданную контрагентом, то такой документ может быть принят. Таким документом также можно подтвердить расходы. Законодательно не установлено, что в качестве оправдательного документа к АО должен быть приложен кассовый чек.Кассовый ордер представляет собой первичную учетную документация, а значит и квитанция, оформленная к ордеру будет являться оправдательным документом, таким же как чек.

К АО приложен кассовый чек без товарного чека или накладной

Если к АО приложен только кассовый чек, то его можно принять. Однако, при этом следует оформить дополнительный документ, который будет подтверждать поступление ценностей. Например, если в фирму поступили материалы без документов, то составить следует акт приемки материалов. Это необходимо, так как кассовым чеком можно подтвердить только то, что сотрудник израсходовал определенную сумму.

Как исправить ошибку в авансовом отчете

Авансовый отчет подлежит проверке главным бухгалтером и в установленный срок утверждается руководителем. АО является первичным документом и все исправления в нем следует делать по правилам бухучета.

Важно! В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» исправления в первичных документах допускаются, если иное не предусмотренное иными нормативными актами.

При исправлении в первичном документе должна указываться дата, подписи лиц, составивших этот документ, а также указание их ФИО. Запрет на исправление установлен только на кассовые и банковские документы.

Порядок исправлений в первичных документах будет следующим:

  1. Неправильные данные (сумма или текст) зачеркивают, а над ними записываются верные данные (сумма или текст). Зачеркивать текс следует одной чертой, чтобы то, что перечеркнули можно было прочесть.
  2. Далее ставится надпись «Исправлено», которая подтверждается подписью лиц, подписывающих АО;
  3. Ставится дата исправления документа.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Нужно ли оформлять АО, если подотчетный сотрудник всю полученную сумму аванса вернул?

Ответ: Нет, не нужно. Наличные работнику выдаются под отчет из кассы по РКО. Работник, который получил наличные обязан выполнить поручение и отчитаться за потраченные деньги. С этой целью он предоставляет отчет. Если поручение работодателя он выполнить по каким-либо причинам не смог, то и отчет ему предоставлять не нужно. Он просто должен вернуть в кассу полученный аванс.

1. Кто осуществляет внешний контроль?

B) государственные финансовые органы;

2. С какой целью осуществляется внутренний контроль?

A) с целью обеспечения сохранности собственности предприятия;

3. Что такое ведомственный контроль?

C) контроль вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

4. К какому виду контроля относится аудит?

A) к независимому;

5. За чем осуществляет контроль Федеральная налоговая служба?

B) за начислением и уплатой налогов;

6. Контроль могут осуществлять:

D) все вышеперечисленные органы.

7. Независимый контроль в РФ организуется в соответствии:

C) с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

8. По способам осуществления различают следующие виды контроля:

A) следствие;

B) экспертная оценка;

C) экономический анализ. ( Все правильно)

9. Мобилизующая функция контроля заключается:

B) в привлечении предприятий к мобилизации всех имеющихся у них ресурсов для достижения поставленных целей и эффективного ведения производства;

10. Дедукция – это:

B) исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, то есть делается

Заключение от общего к частному.

11. По периодичности проведения контроля можно выделить:

A) систематический;

C) разовый.

12. Сколько стадий экономического воспроизводства принято выделять:

A) три;

13. К принципам экономического контроля относятся:

B) объективность;

14. Принцип объективности означает:

A) достоверность результатов контроля;

B) наличие специальной профессиональной подготовки.

15. Экономический контроль выполняет следующие функции:

E) правильны все варианты.

16. На стадии распределения предметом экономического контроля являются:

A) все моменты труда;

17. К приемам фактического контроля относятся:

A) очный опрос;

18. К приемам и способам документального контроля относятся:

C) счетная проверка.

19. Целью текущего контроля является:

C) оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

20. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяет:

C) руководитель предприятия.

21. Какое утверждение наиболее точно отражает различие между внешним и внутренним аудитором

A) внешний аудитор должен быть полностью независим от организации, в то время как внутренний аудитор работает в организации и составляет отчет для его руководителей;

22. Бюджет продаж является:

A) составной частью операционного бюджета;

23. Кассовая смета является:

B) составной частью финансового бюджета;

24. Внутрихозяйственный риск это:

B) вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций в целом отчетности;

25. Объектами внутрихозяйственного расчета являются:

A) циклы деятельности организации;

26. Субъекты внутреннего контроля четвертого уровня:

A) осуществляют контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности);

27. Под инвентаризацией имущества понимается способ:

C) документального подтверждения фактического наличия имущества с целью обеспечения достоверности данных учета.

28. Рабочим нормативным документом по проведению инвентаризации является:

A) Закон «О бухгалтерском учете»;

Или

B) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

29. Кем назначается состав инвентаризационной комиссии?

A) руководителем организации;

30. По степени охвата можно выделить следующие виды инвентаризаций:

A) полная;

C) частичная.

31. В инвентаризационных описях незаполненные строки:

A) прочеркиваются;

32. Записи фактических данных в ходе инвентаризации заносятся:

C) в инвентаризационную опись.

33. Как осуществляется контроль за исполнением приказов о проведении инвентаризации:

B) в организации ведется специальная книга контроля приказов на инвентаризацию;

34. При составлении сличительной ведомости бухгалтерские данные проставляются:

C) выводятся на дату инвентаризации.

35. В первичных инвентаризационных документах обязательно указывается:

A) дата распорядительного документа;

B) номер приказа об инвентаризации;

36. Сличительные ведомости составляют:

B) работники бухгалтерии организации;

37. В сличительных ведомостях стоимость излишков и недостач товарно-материальных ценностей дается:

A) в оценке, по которой они числятся в учетных регистрах;

38. Излишки подлежат:

B) оприходованию.

39. Недостачей __________имущества является:

A) фактическое наличие ценностей меньше, чем по данным учета;

40. Распоряжение о возмещении ущерба должно быть подписано не позднее:

B) одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба;

41. При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или порче ущерб определяется:

B) по рыночной цене, действующей в данной местности на день причинения ущерба;

42. При определении размера материального ущерба учитывается:

A) прямой ущерб;

43. При каждой выплате заработной платы размер удержаний не может превышать:

A) 20% заработной платы, причитающейся работнику;

44. Ущерб, не превышающий среднемесячный заработок работника, возмещается:

A) по приказу руководителя организации;

45. В случае обнаружения пересортицы материально-ответственные лица:

A) обязаны давать объяснительную записку;

46. В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица:

C) у товаров одного и того же наименования и равного количества.

47. Взаимный зачет излишков и недостач от пересортицы может быть допущен при наличии:

B) не менее двух из перечисленных условий;

48. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится:

B) на издержки производства;

49. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе заносится в акт инвентаризации по форме

A) № ИНВ-15;

50. Результаты инвентаризации основных средств организации заносится в инвентаризационную опись по форме:

B) № ИНВ-1;

51. В ходе инвентаризации основных средств отдельные описи составляются:

B) на арендованные основные средства;

52. На какие виды материалов ревизор обязан составлять отдельную инвентаризационную опись:

C) на материальные ценности в пути.

53. В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости по форме:

A) № ИНВ-22;

54. В организации может вестись:

!!!a) одна кассовая книга;

B) столько кассовых книг, сколько подразделений;

55. Исправления в кассовых ордерах:

C) не допускаются.

56. Остаток средств в кассе в ведомости к журналу-ордеру № 1 приводится:

B) на конец месяца.

57. Ревизия кассы должна проводиться:

A) при смене кассира;

C) ежемесячно.

58. В присутствии комиссии деньги и другие ценности подсчитывает:

C) ревизор после кассира.

59. Ревизор фиксирует в книге кассира-операциониста:

A) показания кассового аппарата;

60. Списать дебиторскую задолженность на убыток можно:

A) по результатам инвентаризации;

C) по приказу руководителя.

61. В состав расходов по служебным командировкам включаются затраты:

A) по найму жилого помещения;

B) на питание в гостиницах;

C) на проезд к месту командировки и обратно.( Все правильные)

62. К документам по оформлению представительских расходов относятся:

A) первичные учетные документы;

B) смета расходов;

C) приказ директора организации. ( все правильны)

63. Ревизия – это:

A) процессуальное действие, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении законности;

B) составная часть системы контроля, призванная устанавливать законность, достоверность и экономическую эффективность совершаемых хозяйственных операций;

64. Задачи ревизии:

A) выявление злоупотреблений;

B) разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

65. По глубине проведения принято выделять следующие виды ревизии:

B) локальная;

66. По объему вопросов и в зависимости от цели проведения можно выделить следующие виды ревизии:

A) сплошная;

C) комбинированная.

67. По охвату единичных объектов контроля можно выделить следующие виды ревизии:

A) сплошная;

C) комбинированная.

68. В зависимости от источника контрольных данных принято выделять следующие виды ревизии:

B) комбинированная;

69. Цель ревизии:

B) выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных (ликвидация последствий и профилактика);

70. Дайте определение: «плановые ревизии – …»

A) проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом и проводятся в силу возникшей необходимости;

71. Общая дисциплинарная ответственность ревизуемых лиц содержится:

А) в положении о персонале;

B) в уставе;

72. Законность решений должностных лиц проверяется на их соответствие:

A) организационным документам;

C) законодательству о предпринимательской деятельности.

73. К приемам проверки нескольких документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным операциям относятся:

A) встречная проверка;

74. Встречная проверка представляет собой сопоставление:

A) двух различных вариантов одного и того же документа, а также учетных регистров, которые находятся в двух различных организациях либо в двух различных подразделениях одного и того же предприятия;

75. К методам формально-правовой проверки документов можно отнести:

A) проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;

C) проверка арифметических расчетов.

76. К методам фактического контроля можно отнести:

A) инвентаризацию;

77. Дайте определение: «документ — это…»

B) элемент носителя информации, имеющий определенную смысловую нагрузку.

78. Экономическое значение документов заключается:

B) в том, что они играют важную роль в укреплении хозяйственного расчета в организации и в ее отдельных центрах ответственности, базирующегося на принципах самоконтроля, самоокупаемости и самофинансирования.

79.Документы, недоброкачественные по форме, отражают:

A) такую информацию, которая, в конечном счете, оказывает существенное воздействие на достоверность финансовых результатов;

B) реальные хозяйственные операции в неискаженном виде и объеме, но могут быть неправильно оформленными или недооформленными.( не знаю ответа)

80. Оплату услуг по результатам ревизии проводит:

B) клиент или по его согласию орган, нуждающийся в функции засвидетельствования;

81.Аудит – это:

A) метод последующего контроля, представляющий собой комплексную документальную проверку с целью выявления нарушений и злоупотреблений по обеспечению сохранности собственности;

82.Аудит отличается от ревизии:

B) по правовой стороне;

83.Деятельность контрольно-ревизионных органов регулируется:

C) уголовно-процессуальным правом экономического характера и гражданским правом на основе законодательства.

84.Каков обычно срок проведения ревизии?

A) не менее одного месяца;

B) не ограничен;

C) не более 45 дней;

85.С чего начинается проведение ревизии?

C) с проведения экспресс-анализа финансовой отчетности.

86.Перспективные планы составляются на:

A) один год;

87.Кем назначается состав ревизионной комиссии?

A) руководителем контрольно-ревизионного органа;

88.Вас назначили руководителем ревизии. Какие из перечисленных ниже организационных вопросов вы будете решать:

B) составите список участников ревизии;

89.Распоряжение руководителя ревизующей организации о назначении ревизии издается до начала ревизии за:

C) 7-10 дней.

90.В среднем на одного ревизора планируется около:

A) 4 ревизий;

91.Рабочую тетрадь ревизора ведет:

A) каждый член ревизионной комиссии;

92.В плане ревизии, в отличие от программы, есть:

A) сроки и исполнители;

93.Выберите правильное утверждение:

A) план корректируется до тех пор, пока по каждому факту не будут собраны обоснованные материалы;

94.Результаты ревизии оформляются документом, который называется:

A) акт;

95.Для чего служат акты ревизии?

A) они содержат вспомогательную информацию для руководителя и главного бухгалтера;

96. Итоговый документ по результатам ревизии содержит:

C) количество разделов по усмотрению ревизора.

97.Акт ревизии обычно составляется в:

C) трех экземплярах.

98.В итоговом документе по результатам ревизии ревизор:

A) может дать правовую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации;

B) может дать морально-этическую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации;

99.Итоговый документ ревизии должен иметь приложения, к которым относятся объяснения:

A) должностных лиц;

B) материально-ответственных лиц;

100.Выберите правильное утверждение:

B) ревизор проверяет устав, положения, инструкции, чтобы определить полномочия субъектов управления;

101.Подчисткой называют:

A) изъятия штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернила;

B) механическое изъятие штрихов текста путем вытирания или соскребания остры предметом.

102.Распоряжение составляется в случаях:

A) когда выявлены незначительные недостатки и нарушения в деятельности предприятия, не связанные с корыстными целями определенных работников и не являющиеся причиной материального ущерба;

B) когда выявлены серьезные нарушения и злоупотребления, требующие наложения на виновных дисциплинарных взысканий или привлечения их к ответственности.

103.Постановление содержит:

A) перечень основных недостатков в деятельности ревизуемого предприятия, вскрытых ревизией, и необходимые для их устранения меры, которые надлежит принять этому предприятию;

B) принципиальные направления дальнейшего улучшения постановки контрольно-ревизионной работы и сохранности ресурсов.

104.Полная материальная ответственность работника возникает:

A) если она возложена на работника законодательством;

B) если ущерб причинен недостачей или умышленной порчей;

105.Материальная ответственность работника ограничена размерами:

B) заработка работника;

106.Работник организации может добровольно возместить причиненный ущерб:

A) денежными средствами;

107.Изыскание с руководителей муниципальных унитарных предприятий материального ущерба в судебном порядке производится

A) по иску вышестоящего органа;

108.Периодичность проверок кредитных организаций устанавливается законодательством РФ и нормативными актами Банка России?

B) нет.

109.Акт, составленный по результатам проверки кредитной организации, состоит из:

B) вводной, аналитической и заключительной частей.

110.При выборочной проверке в органах социальной защиты населения правильности назначения или пересчета и выплаты пенсий проверяют:

B) не менее 10 % пенсионных дел;( в нете нашла этот вариант)

C) не менее 30 % пенсионных дел.( у нас в тесте этот)

111.Срок хранения материалов ревизий и проверок:

B) пять лет;

112.Государственным стандартом РФ предусмотрены следующие виды организаций общественного питания:

C) ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

113.В организациях общественного питания размер ущерба определяется:

A) по продажным ценам;

114.Продукты, поступившие в столовую, записывают под отчет:

A) заведующего столовой;

B) кладовщика;

115.Продукты, переданные на кухню для приготовления блюд, записывают под отчет:

C) повара.

116.Контрольная покупка проверяется:

A) после того, как она оплачена;

B) в присутствии заведующей магазином;

117.От чего зависят нормы естественной убыли в торговле?

A) от вида выбытия товаров — розницы;

B) от вида выбытия товаров — мелкого опта;

118.Ревизор проверяет правильность отпуска товаров с помощью:

A) контрольной покупки, сделанной самим ревизором;

119.В бухгалтерском учете к основным строительным материалам относятся:

A) запасные части, топливо, тара неинвентарная;

B) бетонные, железобетонные, металлические конструкции, трубы, рельсы;

C) кирпич, бетон, раствор, кровельные материалы, лакокрасочные материалы.

120.В строительном процессе выделяют:

B) три этапа;

121.Во время ревизии в строительной организации ревизор проверяет сметные расчеты:

B) выборочным методом;

122.Ревизор сверяет планы приобретения основных средств:

A) с планом капитальных вложений;

123.Фактическими затратами на приобретение основных средств признаются:

A) расходы на государственную регистрацию;

B) комиссионное вознаграждение посреднику;

C) расходы на консультационные услуги.

124.При ревизии командировочных расходов необходимо проверить:

A) приказы о направлении работников в командировку;

B) документы, подтверждающие произведенные расходы;

125.При проверке подотчетных сумм, выданных на хозяйственные нужды, ревизор обязан проверить соответствие сумм:

B) в первичных оправдательных документах и в авансовых отчетах.

126.Операции с нематериальными активами ревизор проверяет:

A) сплошным способом;

127.В бухгалтерском учете по нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются на срок (но не более срока деятельности организации):

B) 20 лет;

128.При отражении убытка от безвозмездной передачи нематериального актива какую бухгалтерскую проводку ревизор признает правильной?

C) Дебет 99 Кредит 91-1.

129.Ревизор обязан проверить случаи списания автотранспортных средств:

C) сплошным способом.

130.В организации в покупную стоимость автомобиля включена стоимость лицензии на автотранспортные перевозки. Признает ли ревизор это правильным?

A) да;

131.В случае установления факта хищения автомобиля в организации обязательно проводится:

A) внеплановая инвентаризация;

132.Проверка расхода материалов в ходе реконструкции основных средств проводится ревизором:

B) по приемо-сдаточным актам;

133.Записи в инвентарных карточках ревизор сверяет:

C) с материальными отчетами кладовщика.

134.Для отражения результатов ревизии фактического наличия денежных средств акт составляется:

C) в трех экземплярах.

135.При проверке журнала регистрации кассовых ордеров ревизор должен требовать отражения в нем:

C) сквозной хронологической нумерации ордеров.

136.Наличные деньги просчитываются:

A) полистно по купюрам;

137.Перечислены с расчетного счета отчисления в Пенсионный фонд РФ. Ревизор должен проверить корреспонденцию счетов?

B) Дебет сч. 69 Кредит сч. 51;

138.Расчеты наличными между юридическими лицами могут производится:

A) в размере 60 000 руб. по одной сделке:

139.При отражении в учете погашения процентов по просроченным кредитам банка ревизор признает правильной запись за счет:

B) резервного фонда;

140.Какие сроки инвентаризации расчетов с разными дебиторами и кредиторами следовало обеспечить организации?

B) согласно учетной политике;

141.При начислении пени и штрафных санкций в Пенсионный фонд ревизор признает правильной проводку:

C) Дебет 91 Кредит 69.

142.При проверке правильности оценки товарно-материальных ценностей, полученных организацией безвозмездно, оценку по какой стоимости ревизор признает правильной?

C) по рыночной стоимости на дату принятия на учет.

143.Какую проводку ревизор признает правильной при отражении поступления товара в качестве вклада в уставный капитал?

A) Дебет сч. 41 Кредит сч. 75;

144.В результате стихийного бедствия выявлены испорченные материалы. По мнению ревизора, на какой счет должны быть списаны потери?

B) Дебет сч. 91-2;

145.Ревизор признает правильной оценку финансовых вложений в бухгалтерском учете:

A) по рыночной стоимости;

B) в сумме фактических затрат.

146.Реквизитами облигации являются:

A) общая сумма выпуска;

C) порядок выплаты процентов.

147.Приобретение бездокументарной ценной бумаги оформляется:

A) актом приемки-передачи;

B) договором купли-продажи.

148.Какую бухгалтерскую проводку ревизор признает правильной при начислении дивидендов акционерам?

C) Дебет сч. 84 Кредит сч. 75-2.

149.Какую оценку вкладов в уставный капитал, отраженную в балансе, ревизор признает правильной?

A) на сумму оплаченной части акций;

B) по номинальной стоимости;

150.Организацией ежеквартально создается резерв по сомнительным долгам. Признает ли ревизор это правильным?

B) нет.

151.Данные статей баланса возможно проверить путем сверки с данными:

A) Главной книги;

B) Главной книги и регистров аналитического учета.

152.Финансовая отчетность – это:

C) бухгалтерская отчетность.

153.Бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

C) бухгалтерского баланса, формы № 2, формы № 3, формы № 4, формы № 5, пояснительной записки, аудиторского заключения.

154.Какая форма бухгалтерской отчетности показывает состояние активов на отчетную дату?

A) форма № 1;

155.Размер чистой прибыли отражается в;

C) форме № 3. №2? .

156. В состав актива баланса предприятия входят разделы:

B) «Запасы и затраты»;

157.В какой валюте оценивают имущество на территории России?

B) в рублях;

158.Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организация обязана?

A) проводить инвентаризацию имущества и обязательств;

159.Что понимается под бухгалтерской отчетностью?

B) это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации по результатам ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

160.Данные счетов расчетов в балансе должны быть отражены:

A) в развернутом виде;

161.Какая стоимость основных средств должна быть включена в валюту баланса?

B) остаточная;

162. Какая сумма прибыли должна быть включена в валюту баланса?

C) нераспределенная прибыль.

163.Может ли представляемая в течение года отчетность не содержать информации об учетной политике?

A) да;

164.Избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета в организации раскрываются в обязательном порядке:

C) в отчетности по итогам года.

165.Нематериальные активы в балансе должны быть отражены в оценке:

B) нетто.

166.В какой срок представляется годовая бухгалтерская отчетность?

A) до 1 апреля следующего за отчетным годом;

167.Предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям:

B) утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации по единой форме.

168.Отчетность используется:

A) внутренними пользователями;

B) внешними пользователями;

C) внутренними и внешними пользователями.

169.Бухгалтерский баланс состоит из:

A) трех разделов актива и трех разделов пассива;

А. Гусев

Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2017

Государственные (муниципальные) учреждения спорта самостоятельно организовывают и осуществляют внутренний контроль. При этом порядок его осуществления должен быть закреплен в учетной политике. Он должен затрагивать и вопросы проверки расчетов с подотчетными лицами. Об этом идет речь в статье.

Исходя из положений ст. 19 Закона о бухгалтерском учете и п. 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения спорта самостоятельно организовывают и осуществляют внутренний контроль совершаемых данными учреждениями фактов хозяйственной жизни. При этом порядок осуществления внутреннего контроля должен быть закреплен в учетной политике. Указанный контроль должен затрагивать в том числе вопросы проверки расчетов с подотчетными лицами.

Проверка законности совершаемых операций

Первое, на что следует обращать внимание – это законность и правомерность совершаемых операций, а также объективная возможность и целесообразность расходования денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями.

Отметим, что понятия «неправомерное расходование бюджетных средств», «незаконное использование» действующим законодательством не определены. Следовательно, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к категории неправомерного расходования бюджетных средств нужно исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), когда они противоречат требованиям правовых норм.

Согласно Постановлению Госдумы РФ от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

По мнению Минфина, высказанному в Письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, к неправомерному расходованию бюджетных средств нужно относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Применительно к расчетам с подотчетными лицами к незаконным или неправомерным операциям можно отнести:

  • использование бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами;

  • возмещение расходов, которые согласно законодательству возмещению не подлежат;

  • возмещение расходов, превысивших установленные размеры. Примером данного нарушения могут служить случаи оплаты работникам проезда железнодорожным транспортом в вагоне повышенной комфортности категории «СВ» при отсутствии разрешения руководителя учреждения;

  • несоблюдение норм при командировании работников за пределы территории РФ;

  • оплата командировочных расходов при командировке на один день и при возможности ежедневного возвращения из пункта командировки к месту жительства или работы;

  • неправильное определение дней, за которые работнику положена выплата суточных;

  • возмещение расходов на проживание при отсутствии подтверждающих документов за время вынужденной остановки работника в пути.

Также следует обратить внимание на наличие фактов выдачи авансов под отчет работникам в счет зарплаты и лицам, не работающим в учреждении.

Согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, производимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности должны производится учреждением в регистрах бухучета.

Нужно установить наличие ко всем авансовым отчетам документов, служащих основанием для произведенных расходов. К этим документам можно отнести кассовые, товарные чеки, проездные документы. Таким образом, в ходе проверки необходимо убедиться в наличии приложенных к авансовому отчету документов, подтверждающих произведенные расходы. Указанные документы должны быть пронумерованы подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

В соответствии с п. 12 Положения № 749 расходы на проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы возмещаются при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы. Аналогичный порядок предусмотрен для федеральных государственных гражданских служащих.

Документами, подтверждающими наем жилья работником во время служебной командировки, могут являться:

  • при проживании в гостинице – счет (иной документ), выданный гостиницей. Требовать представления письменного договора в данном случае не нужно;

  • когда работник учреждения самостоятельно арендует в месте командировки жилое помещение (квартиру) – договор найма жилого помещения, заключенный с собственником помещения, и расписка собственника в получении денежных средств за проживание.

В ходе проверки требуется проанализировать и хронологически сравнить пропорции и расхождения в бухгалтерских документах. Особое внимание следует обратить на целевое и эффективное использование средств. В ходе проверки нужно установить, по каким статьям и подстатьям ­КОСГУ произведены расходы подотчетного лица, и сравнить их с теми, по которым выдавались денежные средства под отчет. Кроме того, необходимо обратить внимание на правильность отражения расходов по видам. Отметим, что проверку целевого использования средств целесообразно увязывать с проверкой кассовых операций и операций по лицевом счету.

Проверка правильности оформления расчетов с подотчетными лицами.

Указанная проверка осуществляется с целью выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия несанкционированных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц, выявления соответствия документа действующей типовой форме и т. д. В ходе проверки устанавливается наличие некачественно составленной документации. В такой документации обнаруживаются фиктивные операции, документы.

Начинать проверку необходимо с изучения авансовых отчетов и приложенных к ним документов. Следует убедиться, что авансовый отчет составлен по действующей форме. Напомним, что в настоящее время авансовый отчет должен быть составлен по форме 0504505, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Также следует убедиться в заполнении всех строк авансового отчета и наличии на нем подписей подотчетного лица, работников бухгалтерии. Авансовый отчет в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем учреждения – нужно убедиться в наличии его подписи на лицевой стороне отчета.

Напомним, что подотчетное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне авансового отчета (ф. 0504505) и на оборотной стороне заполняет графы 1 – 6 о фактически израсходованных им суммах с указанием документов, подтверждающих произведенные расходы. На оборотной стороне авансового отчета (ф. 0504505) графы 7 – 10, содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухучету, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Суммы денежных средств, полученных подотчетным лицом авансом, приводятся с указанием даты получения и кодов соответствующих аналитических счетов бухучета.

Суммы, выплаченные в иностранной валюте, учитываются как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте. Авансы, полученные подотчетным лицом, отражаются с указанием даты их получения.

Нельзя оставлять без внимания и вопрос своевременности представления авансового отчета. Напомним, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (а при их отсутствии – руководителю учреждения) авансовый отчет с подтверждающими документами. Установление учреждением срока для представления авансового отчета, превышающего три рабочих дня со дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня возвращения работника из служебной командировки, неправомерно.

Следующее, на что нужно обратить внимание при проверке – это отсутствие у подотчетного лица задолженностей по ранее выданным авансам. Согласно п. 214 Инструкции № 157н выдача наличных денег под отчет должна производиться исключительно при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Отметим, что полный отчет подотчетного лица предполагает представление авансового отчета с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, а также возврат сумм неизрасходованного аванса в кассу учреждения.

К сведению:

Указанием ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У из Порядка ведения кассовых операций исключена норма, запрещающая выдачу подотчетному лицу наличных денег при непогашенной сумме предыдущего аванса (абз. 3 п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций). Вместе с тем, поскольку аналогичное положение Инструкции № 157н продолжает действовать (п. 214), учреждениям, по нашему мнению, целесообразно руководствоваться положениями данного пункта инструкции.

Также следует убедиться в наличии оснований для выдачи денежных сумм под отчет. Положениями п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций установлено, что выдача работнику под отчет наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна производиться на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно содержать запись о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются, подпись руководителя и дату. Аналогичные требования установлены п. 213 Инструкции № 157н, согласно которому денежные средства выдаются под отчет по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается.

Наличие заявления подотчетного лица на выдачу подотчетных сумм (в том числе на служебную командировку) не ставится законодательством в зависимость от каких-либо условий. Следовательно, деньги под отчет должны выдаваться исключительно на основании письменного заявления получателя.

Необходимо отметить, что в силу внесенных Указанием ЦБ РФ № 4416-У изменений начиная с 19.08.2017 основанием для выдачи денежных средств под отчет может служить не только заявление подотчетного лица, но и распорядительный документ учреждения (например, приказ). Однако, как и в случае с наличием задолженности, руководствоваться все-таки следует требованиями п. 213 Инструкции № 157н, и писать заявление необходимо.

Нельзя оставить без внимания и соблюдение порядка внесения исправлений в первичные документы. По общему правилу принятие к бухучету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухучету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, надписью «Исправленному верить» («Исправлено») и датой внесения исправлений.

Проверка правильности расходования средств на служебные командировки.

В ходе проверки следует обратить внимание как на соблюдение установленных норм возмещения командировочных расходов, так и на возмещение не предусмотренных законодательством расходов. Необходимо отметить, что в силу п. 3 Постановления № 729 расходы, превышающие размеры, установленные п. 1 данного документа, и иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, и средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Аналогичные нормы установлены для федеральных государственных служащих.

Примерами возмещения расходов, не предусмотренных нормативными документами, являются случаи оплаты питания госслужащих и работников учреждений во время служебной командировки. Однако и здесь могут быть исключения. Так, нередки случаи, когда по возвращении из служебной командировки работник представляет авансовый отчет и железнодорожные билеты, согласно которым он осуществлял проезд в вагоне повышенной комфортности, что подразумевает различные сервисные услуги, в том числе питание. В этой ситуации, если учесть, что стоимость сервисных услуг (питания) включена в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, правовых оснований для исключения их суммы из оплаты проезда не имеется (Письмо Минфина РФ от 08.10.2015 № 18-4/ООГ-1670). Таким же примером могут являться факты возмещения работникам полисов добровольного страхования.

Кроме того, следует помнить, что возмещение расходов, связанных с проездом работника различными видами общественного транспорта в месте командирования, не предусмотрено. Вместе с тем, по мнению Минтруда, высказанному в Письме от 11.03.2016 № 18-4/ООГ-396, расходы на проезд общественным транспортом, а также иные транспортные расходы, связанные со служебной командировкой, могут быть возмещены по решению руководителя учреждения.

При проверке правильности возмещения суточных следует убедиться в правильности определения дней, за которые работнику положена выплата суточных, а также в соблюдении установленных размеров.

В случае направления работников в служебную командировку за пределы Российской Федерации нужно помнить, что согласно п. 17 Положения № 749 за время нахождения в пути работника, направляемого в командировку за пределы территории РФ, суточные выплачиваются:

  • при проезде по территории РФ – федеральным государственным гражданским служащим расходы на служебные командировки возмещаются по нормам, приведенным в Указе № 813, а лицам, не являющимся федеральными государственными служащими, – в Постановлении № 729;

  • при проезде по территории иностранного государства учреждения, финансируемые за счет средств федерального бюджета, при выплате суточных обязаны руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», учреждения, финансируемые из бюджета субъекта или муниципального бюджета, – в порядке и размерах, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При оплате проезда следует руководствоваться Приказом Минфина РФ от 02.08.2004 № 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета». Отметим, что учреждения, финансируемые из бюджета субъекта или муниципального бюджета, – возмещают эти расходы в порядке и размерах, определенных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Указанные расходы возмещаются исключительно при наличии документов, их подтверждающих. Если проживание спортсменов и тренеров осуществляется за счет принимающей стороны, данные расходы учреждением спорта не производятся.

На что еще обратить внимание?

Помимо вышеперечисленного, при проверке расчетов с подотчетными лицами необходимо обратить внимание:

  • на соблюдение норм при компенсации за использование личного транспорта для служебных целей. Напомним, что размер возмещения расходов определяется составленным в письменной форме соглашением сторон трудового договора. Вместе с тем, если указанная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, ее размер ограничивается на законодательном уровне. Так, размеры и порядок выплаты компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и порядок возмещения расходов, связанных с использованием транспорта в служебных целях федеральными государственными гражданскими служащими, служебная деятельность которых связана с постоянными служебными поездками в соответствии с их должностными обязанностями, установлены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563;

  • на правильность отражения в бухгалтерской отчетности задолженности по расчетам с подотчетными лицами. Также в ходе проверки этого вопроса необходимо проанализировать причины образования дебиторской, кредиторской задолженностей по подотчетным суммам и меры, принятые для погашения задолженности;

  • на правильность ведения журнала операций расчетов с подотчетными лицами и других регистров аналитического учета;

  • на соблюдение порядка списания дебиторской задолженности по подотчетным суммам;

  • на проведение инвентаризации расчетов с подотчетными лицами;

  • на ведение аналитического учета в разрезе каждого подотчетного лица;

  • на правильность отражения операций с подотчетными лицами в бухучете и применения бюджетной классификации;

  • на соблюдение порядка удержания из зарплаты. Нередки случаи, когда работник, которому выдавались денежные средства под отчет, отказывается возвратить остаток выданного аванса в кассу учреждения либо сам просит удержать его из зарплаты. В случае принятия решения об удержании излишне выплаченных сумм из зарплаты работника учреждению следует руководствоваться ст. 137 ТК РФ, которой предусмотрены случаи удержания из зарплаты работника для погашения его задолженности работодателю;

  • на соблюдение предельного размера расчетов наличными деньгами;

  • на арифметическую проверку правильности подсчетов;

  • на проверку согласованности показателей, прямо влияющих на результат хозяйственных операций;

  • на сличение отдельных показателей первичных документов с записями в регистрах бухучета;

  • на проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;

  • на полноту оприходования материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет.

* * *

В заключение отметим, что указанный выше перечень вопросов не является закрытым и в зависимости от специфики учреждения может как дополняться, так и уменьшаться. Надеемся, что данная статья поможет учреждению избежать ошибок при совершении с расчетов с подотчетными лицами.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749.

Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх