Проверка соблюдения трудового законодательства

Приложение 2
к Положению
о ведомственном контроле за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права,
в муниципальных учреждениях, подведомственных
Отделу образования администрации
Палехского муниципального района

от «___»_______________ 20__ г. N _______

1. Провести (плановую/внеплановую, выездную/документарную) проверку в отношении

(полное наименование организации, место нахождения и место

фактического осуществления ею деятельности)

2. Назначить уполномоченными на проведение проверки:

(фамилия, имя, отчество, должность должностного лица)

(фамилия, имя, отчество, должность должностного лица)

3. Целями проведения проверки являются: __________________________________

5. Задачами проверки являются: ____________________________________________

6. Предметом проверки является: __________________________________________

6. Правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке:

7. Перечень документов, представление которых подведомственной организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки:

8. Сроки проведения проверки:

Дата начала проведения проверки :_____________________________________

Дата окончания проведения проверки: _________________________________

9. Проверяемый период: ____________________________________________

(должность, фамилия, инициалы руководителя, издавшего приказ о проведении проверки)

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2007, N 10

Проверка соблюдения трудового законодательства по оплате труда

Известно, что самые конфликтные трудовые проверки связаны с нарушениями по оплате труда. Они занимают лидирующую позицию в перечне проступков работодателей. И поскольку, по заверению проверяющих, нет такой организации, которая бы стопроцентно соблюдала трудовое законодательство и не допускала ошибок в ведении кадрового учета, двери любой компании открыты для инспекторов по труду. Кстати, не только они могут прийти к вам с проверкой. Кто еще может контролировать соблюдение трудового законодательства в организации? Каковы типичные нарушения в сфере оплаты труда? Какие виды ответственности предусмотрены для нарушителей? Об этом рассказала на семинаре Валентина Митрофанова, практикующий консультант по вопросам применения трудового законодательства.

Кто нас проверит

Итак, какие государственные проверяющие органы интересуются соблюдением трудового законодательства по оплате труда в вашей организации:

1. Федеральная инспекция труда (далее — ФИТ).

Практически у каждого кадрового работника со словом «проверка» в первую очередь ассоциируется трудовая инспекция. И все мы знаем, какими полномочиями она обладает.

Фрагмент документа. Статья 356 Трудового кодекса РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (…);

— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию (…).

По окончании проверки трудовой инспектор оформит акт, а в случае обнаружения нарушений — протокол и выдаст вам предписание. О том, какие типичные ошибки трудового законодательства по оплате труда выявляет ФИТ и какие виды ответственности за них предусмотрены, вы узнаете далее.

2. Федеральная налоговая инспекция.

Присутствие налоговиков в данном перечне не случайно. Дело в том, что трудовые инспекторы взаимодействуют с налоговыми инспекторами. И если при проведении проверки инспектором труда будут найдены нарушения по оплате труда, тогда вашу организацию может ждать налоговая проверка. Проверки по оплате труда налоговики проводят в основном «по наводке» трудовиков. Сейчас этот вопрос стоит на повестке дня, ведь налоговики вплотную занялись теневыми зарплатами.

Так, ФНС России выпустила Приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@. В этом документе налоговики изложили Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, начиная с 25 июня 2007 г. Среди критериев указан следующий: «5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации». Сведения о среднемесячной зарплате можно найти на интернет-сайтах Росстата или в статистических сборниках, которые готовят органы статистики. Получается, что одно нарушение по оплате труда может не только привести к различным видам ответственности (в зависимости от его кратности и степени тяжести), но и повлечь выездную налоговую проверку. А налоговики не упустят шанса проверить вас.

Кстати, учтите, что за налоговой проверкой может последовать трудовая. Так, еще Министерство РФ по налогам и сборам в своем Письме от 20 февраля 2004 г. N 02-5-10/6 указало: «…если налоговая инспекция полагает, что в результате действий работодателя нарушается трудовое законодательство, то она должна направить соответствующую информацию в органы, осуществляющие контроль по соблюдению трудового законодательства».

3. Фонд социального страхования РФ.

Инспекторы Фонда проверяют правильность расходования средств обязательного социального страхования, а также начисление, уплату и расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Особенно болезненной сейчас может оказаться проверка оформления больничных листов и правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности.

Дело в том, что с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, который поменял порядок назначения и выплаты «больничных». Естественно, чтобы грамотно проводить проверки, инспекторы Фонда должны были сначала пройти соответствующее обучение. Это отняло время от выполнения годового плана по проверкам. Период активных проверок начался фактически с марта. Значит, именно сейчас, к концу года, можно прогнозировать приход в гости инспектора из Фонда.

4. Прокуратура.

Оказывается, даже работники прокуратуры могут проверить вашу добросовестность по вопросам оплаты труда. Прокуратура, помимо прочего, должна следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Поводом для проведения трудовой проверки работниками прокуратуры может стать жалоба сотрудника вашей организации. Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 (далее — Закон N 2202-1) в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Когда прокурорский работник придет вас проверять, то в соответствии со ст. 6 Закона N 2202-1 вы обязаны будете безвозмездно представить ему статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении проверки. Не нужно пугаться названия проверяющего органа — просто трудовую проверку проведут прокурорские работники.

Фрагмент документа. Статья 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1

Типичные ошибки работодателей при оплате труда

По статистике ст. 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы» ТК РФ самая нарушаемая работодателями. Рейтинг ошибок при оплате труда по указанной статье таков:

1. Невыплата отпускных за 3 дня до начала отпуска.

2. Невыдача расчетных листков работникам (а также отсутствие типовой формы расчетного листка, несоблюдение письменной формы этого документа, выдача расчетного листка только один раз в месяц).

3. При выплате заработной платы через банк в трудовом договоре не оговорено, кто несет расходы за снятие денег в банкомате, а также не прописаны в трудовом соглашении даты выплаты зарплаты через банк.

4. Выплата аванса вместо зарплаты.

Дело в том, что в ст. 136 Трудового кодекса РФ вообще отсутствует слово «аванс». Есть лишь две части зарплаты, которые надо платить два раза в месяц. Следовательно, размер зарплаты должен соответствовать отработанному времени за вычетом НДФЛ, а не, например, 10 или 20 процентам от оклада, как некий руководитель решил установить в своей организации. Конечно, никто не мешает заплатить половину зарплаты за первые 2 недели, но тогда в случае увольнения сотрудника вы не сможете удержать у него ранее выплаченные деньги.

Кстати, ежемесячные премии, стимулирующие и компенсационные выплаты нужно также платить два раза в месяц! Неправильная формулировка в Положении о премировании и об оплате труда обяжет вас даже годовую премию разделить на 24 части и выплачивать ее работнику в течение года. Или вам, например, придется раскошелиться на выплату части ежемесячной премии работнику, который увольняется в середине месяца.

Как этого избежать? Необходимо ввести правильные формулировки в текст Положения о премировании или об оплате труда, а также в трудовые договоры. Например, «…ежемесячная премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного месяца», «…годовая премия, которая выплачивается по итогам прошедшего календарного года», «…ежемесячная премия выплачивается, если работник проработал целый месяц». К тому же из числа премируемых можно исключить работников, увольняющихся до конца года, если такое условие содержится в локальном нормативном акте. Возможная формулировка: «Годовая премия выплачивается работникам, полностью отработавшим в течение отчетного календарного года». С компенсационными выплатами можно поступить так: «Компенсационная выплата выплачивается, если работник представляет подтверждающие документы».

Кроме перечисленных ошибок, есть и другие:

1. Невыплата денежной компенсации за задержку заработной платы, отпускных (в размере 1/300 ставки рефинансирования для РФ <1> и в размере 1/200 ставки рефинансирования для г. Москвы <2>).

<1> Статья 236 Трудового кодекса РФ.

<2> Пункт 2.21 Московского трехстороннего соглашения на 2007 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей).

Вы знаете, что зарплата раз в месяц или опоздание с отпускными — это повод для выплаты работнику денежной компенсации? А представьте себе, что крупная организация уже несколько лет не платит работникам зарплату два раза в месяц. Это значит, что трудовой инспектор заставит ее выплатить компенсацию за все годы каждому работнику. На одни только расчеты уйдут месяцы! Ведь нужно будет учесть повышение зарплаты и постоянные изменения размера ставки рефинансирования. Кстати, не забывайте и про пеню.

2. Невыплата работникам «ни копейки» за выполнение дополнительной работы.

В этом случае есть несколько вариантов сценария. Они зависят от того, в каком порядке прописано выполнение дополнительной работы:

— срочный трудовой договор;

— доплата (исполнение обязанностей, совмещение, расширение зоны обслуживания);

— временный перевод.

Исполнение обязанностей и совмещение предусматривают 100 процентов доплаты, поскольку на работника возлагается весь объем трудовых обязанностей. В то же время расширение зоны обслуживания позволяет платить только за избранную часть трудовых функций. Только этот вариант подходит не для всех должностей.

Кстати, не надейтесь, что трудовой инспектор поверит вам, если вы ему скажете, что никто не выполняет работу главного бухгалтера, табельщика или, например, уборщицы. В последнем случае вы вообще рискуете «нарваться» и на проверку Ростехнадзора, ведь вы же сами сказали, что в офисе никто не убирает.

Виды ответственности

Приостановление деятельности

ФИТ может приостановить деятельность организации за нарушения трудового законодательства сроком до 90 суток (см. п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). Причем в ТК РФ не написано, за какие именно нарушения. На практике это делается за:

— нарушения по охране труда (здесь приостановление выступает как способ исправить нарушение. Например, работники трудятся за компьютерами, но персонал не проходил медосмотр);

— нарушения по оплате труда (приостановление здесь просто считается наиболее адекватным видом наказания).

Правда, есть деятельность, которую нельзя приостановить.

Фрагмент документа. Статья 142 Трудового кодекса РФ

…Не допускается приостановление работы:

— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

— государственными служащими;

— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Что такое приостановление деятельности для организации? Это оплата за вынужденный простой (2/3 от среднего заработка) <3> и, конечно, экономические убытки. Особенно убытки чувствительны для сезонных работ.

<3> Статья 157 Трудового кодекса РФ.

Дисквалификация

Более 50 процентов нарушений, по которым выносится этот вид наказания, — нарушения по оплате труда. Когда инспектор впервые находит у вас нарушение, то он определяет круг виновных лиц и выдает предписание. Если он найдет аналогичное нарушение во второй раз в течение одного года, то вам грозит дисквалификация. Обратите внимание: аналогичное нарушение — это близкое нарушение, а не то же самое.

Например, в первый раз ревизор обнаружил, что вы не выплачиваете работникам зарплату два раза в месяц. А во второе посещение выяснилось, что у вас нет типовой формы расчетного листка. Скажете, что нарушения разные? Нет, это та же ст. 136 ТК РФ. Дальше все просто: рассмотрение дела в суде занимает от силы полчаса. За это время инспектор разъяснит судье характер первого и второго нарушений, судья вынесет решение.

В судебном решении относительно генерального директора будет написано: «дисквалификация с позиции руководящего работника» (то есть нельзя занимать никаких руководящих позиций вообще), главного бухгалтера — «дисквалификация с позиции бухгалтерского работника» (значит, нельзя работать не только главным, но и простым бухгалтером), начальника отдела кадров — «дисквалифицирован с позиции кадрового работника».

Чем грозит для организации прием на работу дисквалифицированного специалиста на «запрещенную» должность? Все, что подписывал дисквалифицированный работник — главный бухгалтер, генеральный директор, начальник подразделения, — недействительно! Представляете, чего будут стоить все ваши документы? И если организация «поленится» проверить работника в Реестре дисквалифицированных лиц, который ведет МВД, то налоговая инспекция не сочтет за труд проверить ваших ответственных за подписание первичных документов работников.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность устанавливается за невыплату зарплаты свыше двух месяцев, если она совершена руководителем организации из корыстной или личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ). Такая ответственность грозит только генеральному директору. Он будет наказан штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если же задержка зарплаты вызвала тяжкие последствия, то руководителю организации придется выплатить штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет или сесть в тюрьму на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

* * *

Таким образом, несоблюдение требований трудового законодательства может не только повлечь ответственность в виде штрафов, дисквалификации и даже лишения свободы, но и череду проверок со стороны различных контролирующих органов. А ведь все это иногда можно легко предотвратить, не полагаясь на авось.

Е.М.Васильева

Эксперт журнала

Подписано в печать

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 353.1 ТК РФ

1. С 01.08.2011 в дополнение к государственному контролю в сфере труда введен ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

2. В соответствии со ст. 2 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей государственный контроль (надзор) определяется как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных этим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральный государственный контроль (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами;

Региональный государственный контроль (надзор) — деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом РФ или Правительством РФ, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ. Полномочия субъектов РФ по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ.

Муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

3. Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных федеральных органов исполнительной власти и их полномочий осуществляются Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ;

4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ;

5) осуществление других предусмотренных законодательством РФ полномочий.

4. Определение органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов РФ и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ и законом субъекта РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся:

1) реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства РФ в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта РФ;

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта РФ с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора);

3) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;

4) разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

5) организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ;

6) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий.

5. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

3) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ;

4) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ;

5) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий.

6. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:

1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства РФ в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля взаимодействуют с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в т.ч. в электронной форме, и его представление в Правительство РФ.

Доклады органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля представляются в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, в т.ч. посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством РФ.

Другой комментарий к статье 353.1 ТК РФ

Ведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении. Организация со стороны указанных органов контроля за соблюдением трудового законодательства является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда.

Структурные подразделения и лица, осуществляющие ведомственный государственный контроль, порядок организации контрольной деятельности определяются соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления. Порядок и условия осуществления ведомственного государственного контроля определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Цель аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства подтвердить то, что социально-трудовые отношения между работником и работодателем отрегулированы и не ухудшают по сравнению с законодательством положение работника.

К основным задачам по проверке соблюдения трудового законодательства относятся:

порядок приема и увольнения работников (ст. 189 ТК РФ);

основные права, обязанности и ответственность сотрудников и работодателя (ст. 189 ТК РФ);

исчисление средней заработной платы (ст. 139 ТК РФ);

отпуска (ст. ст. 114 — 119 ТК РФ);

дни выдачи заработной платы (не реже чем каждые полмесяца) (ст. 136 ТК РФ); проверка трудовой законодательство оплата

оплата свурхурочных (ст. 152 ТК РФ);

поощрения за труд, не предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (ст. 191 ТК РФ).

Главная задача данной курсовой работы является проверкой предоставления отпуска и учет отработанного времени и неотработанного времени.

В качестве источников информации используются нормативные и правовые акты, локальные документы организации по труду и его оплате, регистры синтетического и аналитического учета по счетам, бухгалтерская и налоговая отчетность, документы неучётного характера.

Информационная база для проверки отпуска и отработанного времени и неотработанного времени делится на следующие группы:

1) нормативно-правовые документы:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009);

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (ред. от 11.11.2009);

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1;

  • 2) локальные документы организации, регулирующие вопросы трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, оплаты труда и материального поощрения. К ним относятся коллективный договор, положение об оплате труда, штатное расписание;
  • 3) первичные учетные документы: по учету кадров: № Т-2 «Личная карточка работника»; № Т-3 «Штатное расписание»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; № Т-7 «График отпусков»; № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета рабочего времени»; № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику».
  • 3) регистры синтетического и аналитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости по заработной плате, журналы-ордера, обороты по счетам, 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резервы предстоящих расходов»;
  • 4) бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • 5) прочая документация: приказы, распоряжения руководителя, заявления работников, аудиторские заключения.

Проверка расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке.

Роскомнадзор проверяет соблюдение законов в области СМИ и информационных технологий. На основании ФЗ №293 проверка этим органом проводится раз в три года. Чаще осуществлять проверки без достаточных на то оснований запрещено. Эти временные промежутки позволят предпринимателю понять, когда примерно будет проводиться мониторинг. К проверке следует подготовиться.

Полномочия Роскомнадзора

У Роскомнадзора имеется целый ряд полномочий, установленных нормативными актами:

  1. Осуществление контроля за соблюдением законов в области СМИ и массовых коммуникаций.
  2. Надзор над предоставлением услуг в области связи.
  3. Аккредитация компаний, которые осуществляют экспертизу информационных продуктов.
  4. Ведение информационной системы, реестров операторов связи.
  5. Регистрация СМИ.
  6. Защита информации, являющейся государственной тайной.

Роскомнадзор осуществляет комплексную проверку всех направлений, связанных с информационными технологиями.

Разновидности проверок

Роскомнадзор осуществляет следующие формы проверок:

  • Плановая. О таких проверках руководитель предупреждается заблаговременно. За трое суток до проведения мероприятия компании отправляется уведомление, в котором указана дата проверки. Кроме того, план контрольных мероприятий расположен на сайте Роскомнадзора. На сайте руководитель может проверить, входит ли он в перечень ЮЛ, подлежащих проверке.
  • Внеплановая. Назначается в том случае, если в отношении компании поступили жалобы. Жалобы эти могут быть связаны, к примеру, с постоянными телефонными звонками. О внеплановом контрольном мероприятии фирма предупреждается за сутки.
  • Документарная. Роскомнадзор отправляет запрос в фирму с перечнем документов, которые нужно направить на проверку. Руководитель при получении такого запроса должен отправить в государственный орган копии бумаг.
  • Выездная. Проверка осуществляется на месте. То есть инспекторы сами приезжают в фирмы.

Даже в том случае, если проверка будет плановой, у руководителя остается очень мало времени на подготовку. По этой причине нужно готовится заблаговременно.

Что именно будут проверять

Государственный орган осуществляет надзор над операторами персональных данных. Также Роскомнадзору подконтрольны компании, которые выполняют сбор и обработку информации о лицах: посетителях, работниках, клиентах. Проще говоря, под надзор попадают все субъекты, в штате которых работают люди.

СПРАВКА! Персональные данные – это информация, нужная для исполнения служебных обязанностей. К примеру, это могут быть паспортные данные, сведения об образовании, семейном статусе.

Роскомнадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

  • Документы, в которых содержатся персональные данные. Также выполняется контроль над условиями их хранения.
  • Системы, осуществляющие обработку данных (ПК и программы).
  • Наличие локальных нормативных актов.
  • Исполнение положений этих актов.
  • Сайт организации.

Относительное нововведение – проверка сайтов. Нарушением, к примеру, будет являться сбор персональных данных без указания информации о том, как они будут использоваться.

Точного перечня бумаг, подлежащих надзору, не существует. Однако можно назвать примерный ряд бумаг:

  • Учредительная документация (ИНН, устав и прочее).
  • Уведомление о том, что фирма работает с ПД.
  • Перечень ПД, сбор которых осуществляется.
  • Перечень работников, у которых есть доступ к данным.
  • Приказ о допуске таких сотрудников к ПД.
  • Инструкции для специалистов, которые работают с данными.
  • Положение об ответственности сотрудников за разглашение ПД.
  • Документ об обработке ПД.
  • Бумаги, свидетельствующие о защите информации (план мероприятий и прочее).
  • Соглашение о неразглашении ПД.
  • Письменное согласие лиц на обработку.
  • Журналы инструктажей относительно мер безопасности.
  • Журналы учета носителей сведений.

Роскомнадзор также может затребовать и другие документы.

Продолжительность проверки

Мероприятие длится на протяжении 20 рабочих дней. При наличии сопутствующих обстоятельств этот срок может быть продлен еще на 20 дней. Однако продление актуально только для тех случаев, когда на это есть серьезные основания. Плановые выездные проверки не могут длиться более 50 часов в отношении компаний, в которых работает до 100 сотрудников. Продолжительность этих проверок для малых фирм со штатом до 15 сотрудников составляет 15 часов.

Особенности подготовки к проверке

Для успешного прохождения проверки рекомендуется нанять сотрудника, который будет отвечать за верность оформления всех документов, связанных с информационным направлением. Необходимость эта связана с тем, что для подготовки нужно проверять правильность огромного объема документации. Проще озаботиться этим вопросом заранее. Однако вариант с наймом сотрудника актуален только для больших предприятий.

Маленьким компаниям можно воспользоваться услугами стороннего эксперта. Рассмотрим план по подготовке к проверке:

  1. Установление наличия уведомления о работе с ПД, направленного в Роскомнадзор. Отправлять это уведомление нужно перед началом работы с данными.
  2. Проверка соответствия деятельности информации, прописанной в едином реестре.
  3. Назначение лица, ответственного за работу с ПД.
  4. Составление Политики фирмы в отношении обработки ПД.
  5. Подготовка сотрудников к контрольному мероприятию. В ходе нее работники знакомятся с бумагами, касающимися обработки данных, устанавливаются правила поведения.
  6. Проверка правильности хранения документов, ограниченности доступа к ним.
  7. Проверка системы безопасности: наличие замков и сейфов.

Для подготовки бумаг можно использовать специальные онлайн-сервисы.

Как осуществляется проверка

Сначала в компанию направляется уведомление о предстоящей проверке. В документе нужно указать сроки проведения, а также реквизиты приказа, на основании которого осуществляется мероприятие. Сначала инспекторы проверяют документы, связанные с информационным направлением. Затем в компанию направляется запрос. Ответить на него нужно на протяжении 10 дней. Руководитель должен направить в контролирующий орган копии документов. Их требуется заверить подписью.

Если в процессе проверки были обнаружены недочеты, назначается выездная проверка. В компанию приезжает минимум два инспектора. Они должны предъявить удостоверение, а также копию приказа, на основании которого проводится мероприятие.

Результаты проверки

В результате проверки оформляется акт. Если в ходе мероприятия были обнаружены ошибки, информация о них включается в документ. Ответственное лицо компании лично знакомят с актом. Альтернативный вариант – отправка документа заказным письмом. Об итогах проверки руководитель может узнать на сайте надзорного органа.

Можно ли обжаловать результаты проверки?

Результаты контрольного мероприятия можно обжаловать в течение 15 дней. Для этого в Управление отсылаются возражения. Руководителю для успешного исхода дела нужно подготовить обоснованные аргументы в защиту своей позиции. Он может сослаться на отсутствие уведомления в срок, привлечение к мероприятию специалистов без аккредитации, нарушение сроков проведения. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх