Проверки по 44 ФЗ

Электронный журнал

Какие ошибки находит финконтроль во время проверок заказчиков

Валерия ВЕРХОРУБОВА
эксперт редакции

Проверки заказчиков, помимо ФАС и Федерального казначейства, проводят органы внутреннего финансового контроля. Мы собрали по открытым данным в ЕИС десятки актов проверок за конец 2018 — начало 2019 года и показали примеры самых частых нарушений заказчиков.

Органы финконтроля могут носить разные названия: департамент финансов городской администрации, финансовый отдел администрации городского округа, администрация сельского поселения. Финансовый контроль закупок по Закону № 44-ФЗ делится на внутренний и внешний, предварительный и последующий. Об этом сказано в статье 265 БК. Внутренний как раз и входит в обязанности органов государственного финконтроля в регионах. Объектами проверок являются распорядители и получатели средств из казны. Основная цель мероприятий — установить законность траты бюджетных средств и соответствие предусмотренным целям.

Нарушения в плане-графике и плане закупок

Нарушения в плане-графике и плане закупок — самые частые. Смотрите, где их чаще всего находят. Например, плановая камеральная проверка Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001) показала несоответствие дат утверждения изменений в план закупок датам размещения этих изменений в ЕИС.

Та же проверка показала, что заказчик по каким-то причинам не заполнил графы 5 и 7 в форме обоснования плана-графика. В них необходимо указать наименование мероприятия в рамках госпрограммы, для которой проводится закупка, а также реквизиты НПА с требованиями к объекту закупки.

Серьезными были последствия нарушения сроков для одного из заказчиков Расковского муниципального образования. Проверка показала, что контрактный управляющий не разместил вовремя документы по планированию закупок. В связи с этим орган финконтроля заключил, что все процедуры 2019 года можно заранее признать ничтожными, ведь все, что не предусмотрено планом-графиком, проводиться не может, а плана-графика как такового в ЕИС так и не появилось.

Администрация Вохомского района Костромской области проводила проверку (номер в ЕИС № 201834300636000003) и выявила несоответствия в форме обоснования плана и в самом плане (рисунок 1). В графе 3 плана в качестве цели осуществления закупки было указано «Муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на территории Вохомского сельского поселения на 2018–2022 годы»», однако следовало дать наименование мероприятия с учетом положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ. В графе 4 плана не был указан ожидаемый результат реализации мероприятия муниципальной программы.

← Рисунок 1

Нестыковки в форме обоснования плана и в самом плане

В графе 5 формы обоснования планов закупок по двум ИКЗ указали наименование муниципальной программы, хотя следовало отразить наименования мероприятия в рамках программы. А в графу 7 формы обоснования не вписали информацию о нормативных актах с требованиями к отдельным видам товаров, работ и услуг.

Нарушения в условиях контракта об уменьшении суммы на размер налога

Если в контракт не включено условие об уменьшении цены на размер налогов, это считается нарушением. Например, его обнаружили в рамках упомянутой выше проверки Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001). Что орган финконтроля написал в акте, видно на рисунке 2 справа. А вот как это условие должно выглядеть в контракте — его примерную формулировку посмотрите на рисунке 3.

← Рисунок 2

Пример акта проверки условий контракта

← Рисунок 3

Условия по налогам в контракте

Неприменение штрафных санкций к поставщику

За нарушение условий контракта поставщик отвечает деньгами. Закон предусматривает штрафы и неустойки. Если заказчик не применяет санкции, то отвечает штрафом, который может наложить финконтроль, если выявит нарушение. Так, Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в рамках проверки выяснил, что заказчик не применил меры ответственности к поставщику, который поставил товар с технической характеристикой хуже предусмотренной приложением к госконтракту. По контракту закупали компьютеры, и вместо предусмотренной частоты работы оперативной памяти 2133 МГц по факту был получен товар с частотой 1600 МГц).

Похожее нарушение выявила другая плановая проверка Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (номер в ЕИС № 201766220042000128). Поставщик нарушил сроки исполнения контракта на 18 дней. За это ему полагалась неустойка в размере 3331,11 руб., о чем заказчик сообщил письменно. Деньги выплатили в срок, однако позже заказчик произвел возврат оплаченной неустойки. Он сослался на какое-то постановление. Однако найти документ не удалось.

Оплата контракта позже срока

На оплату по контракту заказчикам дается 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если этот срок нарушить, скорее всего, факт обнаружит при проверке орган финконтроля, как это и случилось в нашем следующем примере. Проверка Контрольно-ревизионного управления администрации Саратовского района (номер в ЕИС № 201863392573000026) показала, что акт стороны подписали 05.02.2018 года, тогда как оплату перевели только 19.03.2018, то есть на 13 дней позднее установленного законодательством срока.

Несоответствие между датой на акте и сроком поступления оплаты

легко обнаружить по платежному поручению

Непредставление документов в казначейство

Правила ведения реестра контрактов говорят, что в течение 3 дней со дня изменения контракта, а также исполнения, расторжения, приемки поставленного товара, наступления гарантийного случая информацию и документы об этом нужно передать в казначейство. Как показала одна из проверок, процитированная выше, заказчик платежным поручением от 23.06.2017 № 989 оплатил автозапчасти на сумму 81 328,33 руб. На дату 28.06.2017 сформировали и направили информацию в Федеральное казначейство. Однако заказчик, как сам признался позже, просто забыл прикрепить к сведениям документы о приемке, тем самым допустил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.31 КоАП.

Использование коммерческих предложений взаимозависимых юрлиц

Будьте внимательны при использовании коммерческих предложений при расчете НМЦК методом анализа рынка. Упомянутая выше проверка Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (номер в ЕИС № 201766220042000128) показала, что при обосновании НМЦК шести закупок заказчик использовал коммерческие предложения взаимозависимых лиц, что указывает на наличие признаков аффилированности. Например, в одной из закупок НМЦК рассчитали исходя из трех коммерческих предложений, при этом у двух из них один и тот же учредитель.

Необоснованная закупка

В каждой сфере под обоснованностью закупки может пониматься что-то свое. Например, при закупке учебников важно следить, чтобы они входили в утвержденный перечень. Иначе процедура может быть признана необоснованной. Рассмотрим итоги проверки Департамента образования Смоленской области. Согласно ведомственному перечню заказчик обязан закупать учебники, которые содержатся в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию (утв. приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253). Однако финконтроль выяснил, что учреждение закупило 300 учебников на сумму 460 257 руб., которых не было в федеральном перечне. Пояснение, что учебная литература предназначалась для обновления и доукомплектования имеющейся библиотеки учебников, не помогли. Орган финконтроля заключил, что заказчик не имел права планировать закупку учебников не из перечня.

Нарушения при обосновании цены

При обосновании цены используйте в том числе региональные методические рекомендации. Например, в Смоленской области это «Положение об организации взаимодействия государственных заказчиков…», утвержденное постановлением администрации от 28.05.2014 № 399. В нем сказано, что при обосновании НМЦК на поставку продуктов питания заказчик применяет в качестве одного из источников информации цены из мониторинга местного Департамента экономического развития.

Если по объективным причинам использовать несколько источников информации невозможно, заказчик применяет мониторинг цен в качестве единственного источника. Заказчик, о проверке которого мы говорили выше, не смог представить такие доказательства, но при этом использовал только один источник данных. А в закупке продуктов он использовал тарифный метод расчета цены, хотя цены на продовольственные товары в России не подлежат государственному регулированию, за исключением, если на социально значимые продукты питания Правительство устанавливает предельные розничные цены.

В ходе плановой выездной проверки смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Никольский психоневрологический интернат» (номер в ЕИС № 201766220042000128) заказчик не смог предоставить проверяющим коммерческие предложения поставщиков, которые использовал при определении и обосновании НМЦК. По словам должностного лица, запросы проводились по телефону. Проверка показала, что заказчик определил и обосновал НМЦК с учетом коммерческого предложения не существовавшей на тот момент организации.

Заказчик обязан представлять любые документы по закупкам

по первому требованию проверяющих

Нарушения в закупках у едпоставщика

Заказчики могут не отчитываться о заключенных контрактах с едпоставщиком в некоторых случаях. Однако должны указывать основание проведения такой закупки. Как выяснил Комитет финансов администрации Одоевского района в рамках камеральной проверки (номер в ЕИС № 201970300277000002), заказчик не сослался на конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ ни в муниципальном контракте, ни в одном документе о выборе способа определения поставщика, например, в приказе или распоряжении руководителя. Подобное нарушение нашли по четырем контрактам из 41, заключенного с едпоставщиком.

Еще одно популярное нарушение — когда заказчики не могут представить по запросу проверяющих обоснование цены контракта с едпоставщиком. В части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ нет исключений для этого способа определения поставщика. А значит, нужно выполнять расчет цены, даже если обоснование не требуется включать в документы по закону. Такое обоснование как раз и могут запросить органы финконтроля.

Не забывайте включать в план-график закупки, которые планируются у единственного поставщика, при начальной цене контракта до 100 тыс. руб. Если план-график не содержит информации о процедуре, но по факту ее провели, контракт, если исполнение еще не завершено, могут признать недействительным. Если же он уже исполнен, заказчика накажут за административное правонарушение. К примеру, проверка Контрольно-ревизионного управления администрации Саратовского района (номер в ЕИС № 201863392573000026) показала, что заказчик провел на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ 41 закупку на общую сумму 1 155 529 руб. Но в документах планирования этих процедур не было. Поскольку заказчик проводил закупки, которые не предусмотрены планом-графиком, орган финконтроля сделал вывод о том, что план-график размещен в ЕИС с нарушением.

Отсутствие реестра закупок за наличный расчет

Заказчики обязаны вести реестры закупок, которые провели без заключения контрактов или договоров, например, закупок за наличный расчет (статья 73 БК). Если финконтроль запросит реестр и не получит его, это зафиксируют как нарушение. Так произошло во время плановой проверки Управления финансов администрации Кимрского района Тверской области (номер в ЕИС № 201828302478000001). Напомним, что проверяющие имеют право требовать все относящиеся к закупкам документы. Заказчик не смог представить реестр закупок без заключения контракта и получил предписание.

Нарушения по нормативным затратам

Если в ЕИС не разместить акты об утверждении нормативных затрат и о требовании к закупаемым товарам, работам и услугам, орган финконтроля назовет это нарушением. Подобный факт выявила проверка Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001). Заказчик не опубликовал два документа:
— об утверждении нормативных затрат;
— об утверждении требований к закупаемым ТРУ.

Во время проверки заказчик не смог представить эти документы сотрудникам органа финконтроля. Как может выглядеть документ об утверждении нормативных затрат, смотрите на примере приказа Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Черняховского муниципального района на рисунке 4.

← Рисунок 4

Фрагмент нормативных затрат

С нормативными затратами связаны еще два частых нарушения. Их нашло во время камеральной проверки Управление финансов Кимрского района Тверской области (номер в ЕИС № 201828302478000001). Заказчик определил нормативы не по всем видам затрат, кроме того, не соблюдал утвержденные нормативные затраты.

Нарушение требований к контрактной службе

Предупреждение

За отсутствие образования специалистов контрактной службы оштрафуют на сумму от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст.и 5.27 КоАП).

Плановая проверка администрации Вохомского муниципального района Костромской области (номер в ЕИС № 201834300636000003) выявила нарушения в работе контрактной службы заказчика. Во-первых, положение о контрактной службе, которое создали на предприятии, не соответствовало типовому положению (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631). В частности, в положении не прописали, кто является руководителем контрактной службы. Нашли и нарушения требований к образованию работников. Из трех членов контрактной службы обучение прошел только один.

Что включают итоги проверки

Внутренний финансовый контроль включает проверку:
— соблюдения требований к обоснованию закупок;
— соответствия нормированию;
— правильного определения метода и обоснования НМЦК;
— применения заказчиком мер ответственности при нарушениях со стороны поставщика;
— соответствия результата исполнения контракта его условиям;
— правильности учета результата исполнения контракта в документах;
— соответствия использования товара, работы или услуги заявленным целям.

План нужно опубликовать

в течение 3 дней после утверждения или изменения

По результатам финконтроля госзакупок проверяющие должностные лица составляют акт. Это объемный документ из нескольких частей. В первой указывают наименование контролирующего органа, предмет и основания для проверки, Ф. И. О. должностных лиц, тип мероприятия, даты проверки, сведения об объекте контроля, то есть заказчике, перечень документов, которые использовались при проверке.

Далее следует описательная часть. В ней подробно описывают все выявленные несоответствия и нарушения, даются ссылки на нормативно-правовые акты. В заключительной части акта проверяющие указывают свои рекомендации и ставят подписи. Подписать акт также должен представитель заказчика.

По итогам проверки орган финконтроля составляет предписание. Ниже представлен пример документа — предписание администрации Богородского городского округа Московской области (номер проверки в ЕИС № 201846300364000011). Нарушения заказчика были связаны с неоплатой исполненных обязательств по контракту. Как это выглядело в предписании, смотрите на рисунке 5.

← Рисунок 5

Как выглядит Предписание

В исключительных случаях руководитель органа государственного контроля (надзора) может установить более продолжительный срок проведения контрольного мероприятия, но не более двух месяцев.
На основании мотивированного предложения лица, осуществляющего контрольное мероприятие, руководителем органа государственного контроля (надзора) срок его проведения может быть продлен, но не более, чем на один месяц.
2. Решение о проведении контрольного мероприятия принимается руководителем органа государственного контроля (надзора).
В документе о принятом решении указывается:
номер и дата принятия решения;
наименование органа государственного контроля (надзора);
ссылка на правовые основания проведения контрольного мероприятия;
цели, предмет и объем проводимого контрольного мероприятия;
фамилия, имя, отчество лица (лиц), уполномоченного на проведение контрольного мероприятия;
наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя) и его государственный регистрационный номер;
дата начала и окончания контрольного мероприятия.
Документ о проведении контрольного мероприятия удостоверяется печатью органа государственного контроля (надзора). Подлинник документа либо его заверенная копия представляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю). К проведению контрольного мероприятия могут быть допущены только те лица, которые указаны в документе.
3. Орган государственного контроля (надзора) вправе требовать представления документов, относящихся к предмету контрольного мероприятия. Лицу, уполномоченному на проведение контрольного мероприятия, должна быть предоставлена возможность ознакомления с подлинниками указанных документов и при необходимости их копирования.
4. Порядок проведения отдельных контрольных мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации, если иной порядок не установлен федеральными законами.

Следующая статья «
К тексту закона «

Определение финансового контроля

Определение 1

Финансовый контроль – это мероприятия, предпринимаемые специальными надзорными органами или уполномоченными лицами, и направленные на отслеживание целесообразности и правомерности использования, распределения и накопления финансовых средств организациями, государством, частными лицами.

Контроль осуществляется преимущественно силами государственной власти, так как правомерность исполнения финансовых операций всеми участниками экономических отношений отражается на доходах бюджета. Исполнение финансового контроля позволяет решать следующие задачи:

  1. Исполнение обязательств экономическими агентами перед государством в части проведения налоговых и иных обязательных платежей.
  2. Соблюдение целесообразности, правомерности применения имеющихся финансов, находящихся в государственном, частном или личном управлении.
  3. Осуществление контроля над соблюдением правильности проведения финансовых операций, хранения финансов и денег, хозрасчетов.
  4. Правильность формирования и использования внутренних резервных фондов.
  5. Проведение мероприятий по предотвращению правовых и иных нарушений в финансовой сфере.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Порядок финансового контроля в сфере закупок 440 руб.
  • Реферат Порядок финансового контроля в сфере закупок 270 руб.
  • Контрольная работа Порядок финансового контроля в сфере закупок 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Контроль может осуществляться различными способами. В зависимости от определенных параметров он классифицируется по времени проведения или методике его осуществления. Как правило, он реализуется органами государственной власти. Однако, коммерческие, некоммерческие организации, а также субъекты хозяйствования могут организовывать собственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль позволяет нормализовать дисциплину, связанную с выполнением мероприятий по формированию доходов и расходов бюджета. С его помощью устанавливается правовой порядок, структурируются методы проведения финансовых взаиморасчетов. Финансовый контроль создает обоснование для принятия и реализации решений в хозяйственной деятельности экономических агентов и государства. Он оптимизирует экономические действия субъектов, обеспечивает их законность, правомерность политики в финансовой сфере.

Особенности закупок

Закупки являются частью производственного процесса. Они представляют собой совокупность методик и приемов, а также инструментов, которые применяются для получения работ, товаров и услуг в требуемом количестве к определенной дате по минимальной цене. Организация закупок является неотъемлемой частью функционирования практически любого субъекта хозяйствования. Закупочная деятельность должна отвечать принципам целостности и системности, чья основная цель сводится к получению желаемого блага при минимальных расходах.

Закупки регулируются законодательной властью для упорядочения этого вида деятельности, установления общих положений их проведения, формирования условий справедливой конкурентной борьбы за получение права установить договорные отношения с заказчиком.

Нормативно-правовыми документами, регламентирующие закупки в РФ являются:

  1. План закупки.
  2. Техническое задание.
  3. Документация.
  4. Проект.
  5. Гражданский кодекс РФ.
  6. Федеральные законы.
  7. Стандарт, регламентирующий корпоративные закупки.
  8. Документы, определяющие работу структурных подразделений.
  9. Протокол по завершении сделки.

Для разных организаций закупки осуществляются так же по-разному. Это зависит от степени риска закупок, проводимых разными заказчиками. Строгость соблюдения норм выполнения закупок связана с тем, что они призваны выполнять государственные и муниципальные услуги гражданам на высоком уровне. Кроме того, финансирование государственных закупок осуществляется из средств бюджета.

Замечание 1

Часть закупок осуществляется в электронной форме. Законодательством РФ установлен перечень продукции, которую можно закупать таким способом. К ним относят воду, лед, бумагу, продукцию полиграфии, канцелярские товары, оргтехнику, аппаратуру для фото- и видеосъемки, медицинскую аппаратуру, автомобили и их запчасти, транспортные средства, услуги по ТО автомобилей, услуги по уборке зданий и так далее.

Финансовый контроль в сфере закупок

Контролирующую функцию в закупках осуществляют государственные организации исполнительной власти, в том числе отвечающие за кассовое обслуживание бюджета, реализующие контроль внутри государственного финансового оборота.

Контролю подвергаются все задействованные в закупках субъекты. Среди них выделяют заказчиков, контрактные службы, органы, имеющие полномочия, учреждения специализированного характера, электронные площадки и так далее.

Правительством РФ устанавливаются принципы закупочной деятельности, критерии, по которым определяется степень возможного риска. Кроме того, определяются сроки выполнения обязательств всеми сторонами, конкретизируются действия органов контроля, границы их полномочий.

Финансовый контроль может быть плановым и внеплановым, обязательным и инициированным, осуществляться соответствующими органами федерального, регионального и местного значения. Основанием для проведения плановых проверок может стать жалоба на действия или бездействие заказчика, получение информации о нарушениях законодательства РФ при проведении торгов, заявление частных и юридических лиц о нарушении процедуру проведения закупок и так далее. После проведения проверки составляется протокол, в соответствии с которым определяются меры наказания. В ходе проверочных действий представители контролирующих органов имеют право требовать документы и необходимую для проверки информацию.

Перенос части торгов на электронные площадки потребовал организации контроля в отношении операторов, создающих виртуальное пространство взаимодействия заказчиков и исполнителей. Контроль в сфере закупок направлен на определение соответствия информации о финансовом обеспечении, о кодах закупок. Законодательство РФ регулирует полномочия контролирующих органов, последовательность процедур и принципов осуществления соответствующих действий.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх