Психологические типы людей и их проявления

Классификация психотипов личности

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

  • А. Е. ЛИЧКО

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.
  • К. ЛЕОНГАРД

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

  • ГИППОКРАТ

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

  • Э. КРЕЧМЕР

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

  • «Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

  • «Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

  • «Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

  • «Я»

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4

Главный критерий отнесения отдельного индивида к группе «персонал» — его включенность как носителя рабочей силы в трудовые отношения в рамках конкретного предприятия

Персонал (от лат. personalis — личный) — это личный состав предприятия, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Основные признаки персонала:

(1) наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором;

(2) обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте;

(3) целевая направленность деятельности персонала, т.е. создание работнику условий для достижения целей предприятия.

Обеспечивая единое и комплексное воздействие на персонал предприятия в целом, управление персоналом:

(1) интегрируется в общую систему управления предприятием, увязывая его со стратегическими установками и корпоративной культурой, а также с планированием НИР, производства, сбыта, повышения качества и т.д.;

(2) включает развернутую систему постоянных и программных мероприятий по регулированию занятости, планированию рабочих мест, организации отбора, расстановки и подготовки кадров, прогнозированию содержания работ и др.;

(3) предполагает тщательный учет качеств и профессиональных характеристик работников, а также оценку их деятельности;

(4) централизует управление трудом в руках одного из руководителей предприятия, а также осуществляет меры по совершенствованию механизма кадровой работы.

Основные характеристики персонала предприятия — численность и структура.

1. Численность персонала предприятии зависит от характера, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом работников, которые официально работают на предприятии в данный момент.

2. Структура персонала предприятия — совокупность отдельных групп работников, объединенных по ряду признаков и категорий.

Доминирующий социально-психологиче¬ский тип личности культивирует следующие отношения:
1. К людям
Во взаимоотношениях с окружающими доминирую¬щий социально-педагогический тип ведет себя по-разно¬му. Со старшими, даже в дошкольном возрасте, общается на равных, держится уверенно и спокойно. Сверстников же стремится унизить, наделяя их обидными кличками, не считаясь с их интересами, либо даже притесняя их. Со взрослыми осторожен в словах и в действиях, однако может быстро сорваться, так как очень вспыльчив. Вспыль¬чивость чаще всего связана с самолюбием и не зависит от того, справедливо сделано замечание или нет. Что касает¬ся их личностного Я, дети этого типа готовы беспощадно расправиться с обидчиком. За это в школе их не любят ни учителя, ни сверстники, хотя в школе они могут учиться на отлично, постоянно демонстрируя свою эрудицию и способности. Достигая успеха в каком бы то ни было деле, они очень гордятся этим перед другими и даже могут хвас¬таться, при этом становясь чванливо самоуверенными.
Как правило, высокомерное отношение к окружающим людям очень часто связано с победами над другими. В то же время они всячески хотят понравиться людям, от которых зависит достижение их целей, амбиций и притязаний. Если не удается себя показать в каком-либо деле, они депрессируют и бросают заниматься чем бы то ни было.
2.К деятельности
С самого раннего детства занимаются самыми разно¬образными видами деятельности, особенно надолго оста¬навливаются на тех, которые у них получаются и за кото¬рые хвалят. Занимаясь деятельностью, они бегут к роди¬телям и демонстрируют свои достижения. Высокая ак¬тивность этих детей позволяет им рано достигать значи¬тельных успехов, особенно в условиях конкуренции. Же-лание быть первым, лучшим, подчас толкает их на без¬нравственные поступки по отношению к соперникам, но они считают, что в борьбе все средства хороши, если при¬носят успех. В любом виде деятельности прежде всего ви¬дят, какую славу им принесет их занятие, могут ли они в ней максимально раскрыть себя. В любой деятельности их прельщает не процесс и характер работы, от которой они могли бы получить удовольствие, а прежде всего ре¬зультат: будет ли он оценен другими, позволит ли им под¬няться еще на одну ступеньку, возвысить свой статус в обществе или нет.
3. К своим возможностям
Постоянное завышение своих возможностей, хвастов¬ство достигнутыми успехами, пренебрежительное отно¬шение к неудачникам приводят к тому, что дети домини¬рующего социально-педагогического типа очень часто попадают в конфликтные ситуации как со взрослыми, так и со сверстниками. Очень часто дети такого типа хва¬стают тем, что все могут, а если не получается, то обвиня¬ют других либо обстоятельства. Они берутся за любые
дела, готовы отвечать на любые вопросы лишь бы быть как-то замеченными, а главное, отмеченными другими. Отсутствие ожидаемой оценки за выполненную работу приводит их в состояние ярости, тогда они делаются аг¬рессивными и готовы уничтожить и собственную работу, и ту, чья лучше и заслуживает большего внимания.
4.К коллективу
В любом коллективе, детском или взрослом, люди этого типа стремятся быть его лидерами, в особенности официальными. Коллектив для этого типа людей не толь¬ко место, где он может выделиться, но и орудие, с помо¬щью которого, он может «подняться на Олимп», на новую ступеньку в социуме. Будучи рядовыми членами коллек¬тива, они всячески стремятся возвыситься над другими за счет демонстрации своих достижений. Встав во главе коллектива, без устали будут подстегивать его членов, чтобы ими руководимые группа, отряд, отдел, подразде¬ление и т. д. были лучшими среди других, так как этим са¬мым они еще раз подчеркнут перед вышестоящими свое превосходство как руководителя. Поэтому дети этого типа очень любят командовать и распоряжаться другими, а будучи взрослыми, наслаждаются и упиваются этим. Школьники доминирующего типа никогда не защищают своих товарищей и друзей.
5. К себе
Эгоцентризм у этого типа личности достигает своего апогея. Они не терпят возражений и готовы «раздавить» любого, кто пытается им противостоять. В спорах всегда ссылаются на авторитеты, а если это не помогает, готовы прибегнуть к силе. Как дети, так и взрослые этого типа требуют уважительного отношения к себе, хотя к другим, считают, можно относиться как угодно, смотря по обсто¬ятельствам, то есть, можно и нагрубить, и оскорбить. И, напротив, если кто-то пытается поступить точно так же по отношению к ним или их деятельности, то он полу¬чит отпор, скандал, конфликт и даже может нажить себе врага в их лице на многие годы. Но своих обидчиков не прощают и готовы им мстить до конца жизни.
6. К критике
Отрицательное отношение к критике этих детей и взрослых приводит к множеству конфликтов как в быто¬вых условиях, так и в школе или на производстве. Не тер¬пят критических замечаний в свой адрес, считают себя непогрешимыми. Если и допускают промахи, то предпочитают о них не говорить и запрещают это другим. Они тут же могут припомнить вам все ваши недостатки как личности, так как очень наблюдательны. Подмечают в людях их недостатки, чтобы при конфликтном случае можно было бы это вспомнить и заставить молчать с кри¬тикой в их адрес. Отрицательное отношение к критике не позволяет им в последующем заниматься самовоспитани¬ем, оставляя их самодовольными до конца жизни.
7. К волевым проявлениям
Это очень волевой тип личности, для которого во¬люнтаризм является главной чертой, проявляемой в дея¬тельности. Постоянно стремятся подчинить не только собственную волю для достижения поставленных ими це¬лей, но и сломить волю всех тех, кто оказывает им сопро¬тивление в намеченных планах.
С детства это могут быть очень организованные, но не всегда дисциплинированные дети, так как подчинение чужой воле — для них самая большая проблема, часто приводящая к конфликтам. Высокая инициативность в делах, граничащая часто с вероломством, позволяет им, действительно, в жизни достигать значительных вершин за счет других людей, о которых они быстро забывают, поднявшись на новую социальную ступень.
Таким образом, у учащихся «доминирующего» социа¬льно-психологического типа данное характерологическое свойство ярко проявляется в таких качествах, как само¬уверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличе¬ние своих возможностей, безразличие к интересам кол-лектива, а главное — сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении деятельной ак¬тивности.
Психологическая картина, полученная с помощью модифицированного опросника Р. Кеттела, свидетельст¬вует о том, что учащиеся доминирующего социаль¬но-психологического типа проявляют на высоком уровне следующие личностные качества: общительность, интел¬лект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, социальную смелость; средние зна¬чения имеют качества: добросовестность, чувствитель¬ность, самоконтроль, напряженность; низкое значение — тревожность.
Среди личностных качеств у учащихся с доминирую¬щим характерологическим свойством выделяется качест¬во доминирования, что, по-видимому, может объяснить столь сложное нравственное поведение этих учащихся. Все возникающие конфликтные ситуации связаны с окружающими, которые пытаются противодействовать их стремлениям подавить, подчинить. Отсюда ясно их стремление к лидерству, первенству, желание властвовать над другими и в случае неудачи — рост психологического напряжения, возникновение депрессивных состояний или патологического поведения, грубости, проявлений агрессивности, высокомерия, конфликтности и других качеств, составляющих доминирующий социально-педа¬гогический тип личности.

Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего
социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) учителю необходимо очень осторожно вступать в диалог с родителями детей доминирующего социаль¬но-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно пере¬ходить к обсуждению негативного в поведении ребенка. В противном случае учитель может натолкнуться на непони¬мание, амбициозность и конфликт. Родителям следует все-таки объяснять, что у их ребенка возникают проблемы в особенности в средних классах из-за постоянного стрем¬ления к превосходству над сверстниками, а подчас и из-за стремления унизить их. Необходимы двусторонние беседы отдельно с учеником и совместно с родителями;
б) можно создавать ситуации принудительного длите¬льного общения с разными людьми, которые не разделя¬ют интересов детей доминирующего типа. При этом учи¬телю следует регулировать условия возникающей конф¬ликтной ситуации, не доводя до физической расправы или оскорблений личного достоинства;
в) в отдельных случаях учителю целесообразно приме¬нять метод игнорирования, т. е. не замечать исключительности характера учащегося. Относиться к нему спокой¬но и ровно не зависимо от того, насколько учащийся же¬лает выделиться из числа сверстников ;
г) полезными могут быть ситуации, когда учитель ста¬вит доминирующий тип личности в условия жесткой кон¬куренции со стороны таких же сильных и энергичных уча¬щихся. Здесь важно, чтобы учитель дал понять учащемуся, что здоровое соперничество утраивает силы борющихся, и в случае поражения нельзя впадать в депрессию или в аг¬рессивное состояние по отношению к победителю.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) учитель должен помнить, что, если ученик домини¬рующего социально-психологического типа личности не получит возможности для проявления своей деятельной активности в школе, он может попытаться это сделать вне ее, в антисоциальных группах и компаниях, где роль лидера, принятая толпой отверженных сверстников, мо¬жет толкнуть на путь преступления. Поэтому необходимо таких учеников ставить все-таки в позицию официаль¬ных лидеров, но постоянно обращать внимание на нрав¬ственную сторону их деятельности;
б) значительный эффект можно достичь от постанов¬ки этих учащихся в ситуацию, когда ему приходится за¬ниматься «пустяком», общественно не значимой деятель¬ностью, рутинной работой или не интересующим его предметом, т. е. такой деятельностью, за которую он не получает ожидаемой оценки со стороны класса или груп¬пы и самого учителя или воспитателя;
в) немаловажную роль может сыграть в изменении от¬ношения этих учащихся к деятельности ситуации, кото¬рые заставляют их задуматься о каких-то бытовых мело¬чах, связанных с решением либо житейских проблем, либо школьных.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) так как учащиеся этого типа постоянно завышают свои возможности, то следует давать только те поруче¬ния, которые они реально могут выполнить. Ни в коем случае не следует заставлять делать то, чего они не могут, т. к. это вызовет не просто неудовлетворенность задани¬ем, но в последующем отказ выполнять какие-либо дела, даже если они полезны для всего коллектива. Для этих учащихся самое страшное — это публичное снижение статуса, что может привести к депрессивному состоянию ребенка;
б) несмотря на заносчивость учащихся этого типа, учителю тем не менее в ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчи¬вый социально-психологический контроль, доброжелате¬льное доверие. В то же время ему следует постоянно сове¬товать учащемуся, чтобы он видел в одноклассниках и окружающих людях не только массу, которую необходи¬мо использовать как средство достижения целей, а преж¬де всего индивидуумов, имеющих свои притязания на ре¬шение собственных проблем. Для этого целесообразно использовать рекомендуемые А. С. Прутченковым и А. А. Сияловым психотехнические упражнения «День без замечании», «Приятный разговор», «Я рад тебя видеть», «Добрая улыбка».
4. В сфере отношений в коллективе:
а) зная, что эти дети любят командовать и распоряжа¬ться другими людьми, что вызывает сопротивление по¬следних и массу конфликтных ситуаций, учитель может порекомендовать такому учащемуся психотехническое упражнение «Исполнитель желаний», что будет способст¬вовать коренному изменению взглядов учащихся на кол¬лектив;
б) учителю важно создавать ситуации, ограничиваю¬щие возможность для учащегося проявлять свой автори¬тет, свою власть над сверстниками, а также и над родите¬лями. Для этого, выдвигая таких учащихся на роль офи¬циального лидера, следует постоянно обращать внимание на этическую сторону взаимоотношений.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу или воспитателю необходимо научить своего подопечного относиться ко всему, что с ним про¬исходит, вдумчиво, с анализом, т. е. прежде, чем реагиро¬вать на слова и поступки близких, одноклассников, спро¬сить себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый че¬ловек?» Нужно научить принимать решения и действо¬вать лишь после нескольких минут такого спокойного со¬зерцательного размышления;
б) в отдельных случаях педагог может создавать ситуа¬ции, в которых так или иначе ущемляются права и инте¬ресы самого ребенка. Это, конечно, может вызвать бурю возмущения или породить конфликтные взаимоотноше¬ния, тем не менее при тактичном сознательном управле¬нии этим процессом, ученик может извлечь урок анализа собственных действий по отношению к другим.
6. В сфере отношения к критике:
а) следует также помнить, что учитель не должен вступать в конфликтные отношения с подобного типа учащимися, даже если они провоцируют столкновение, желая показать свое превосходство. Необходимо ограни¬чиваться замечаниями, переводя конфликт на юмори¬стическую основу, где не должно быть высмеивания или унижения ученика. В противном случае учитель может быть поставлен в унизительное положение, из которого ему будет трудно выйти, не привлекая родителей или ди-ректора;
б) учителю нельзя устраивать публичные расправы над учащимися доминирующего социально-педагогиче¬ского типа личности ни на педсовете, ни на собрании, ни просто в классе. В таких случаях эти ученики могут себя вести вызывающе, нагло, цинично, демонстрируя свою независимость, несгибаемость, вовлекая в конфликт все новых и новых людей (родителей, администрацию, своих товарищей). Результатом таких педагогических воздейст¬вий может быть злоба, обида и по возможности вымеще¬ние ее на виновных в сложившейся ситуации. Более эф¬фективное воздействие имеет беседа один на один или в присутствии родителей;
в) в отдельных случаях можно ставить этих учащихся в ситуацию, когда его дела будут подвергаться критике. При этом критика должна носить конструктивный харак¬тер, а самое главное, в мягкой форме, чтобы не ущемлять достоинства и самолюбия учащегося.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) учителю важно время от времени создавать ситуа¬ции, в которых доминирующий социально-психологиче¬ский тип вынужден был бы подчиняться воле других лю¬дей, особенно не являющихся авторитетными для него. В отдельных случаях это будет вызывать конфликтную ситуацию, поэтому от педагога требуется разумное управ¬ление действиями обоих учащихся;
б) достаточно эффективной мерой в упреждении во¬левых проявлений ученика может служить ситуация вынужденного одиночества, т. е. направленной изоляции его от свободного и разнообразного общения;
в) особенно полезно ставить этих учащихся в ситуацию, в которой им самим приходится отказываться от чего-то интересного, нового, престижного в пользу других людей.

Психосоциотип личности является врожденной психи­ческой структурой, определяющей конкретный вид информа­ционного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление и специфики предпочтений: экстравер­сии или интровереии. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная известным психо­логом Юнгом.

Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении лю­дей определяется разными предпочтениями, которые выяв­ляются очень рано, формируя основу нашей особой индиви­дуальности.

Существуют четыре основных предпочтения: • первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию — из внешнего мира (экстравертный) или внут­ри себя (интровертный);

• второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире — дословно и последовательно, опираясь на теку­щие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитив­ный);

• третье относится к тому, как вы принимаете решения, — объективно и беспристрастно, тщательно все продумы­вая, анализируя и планируя (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально-чувствующий);

• четвертое имеет отношение к нашему образу жизни — способны ли вы быть решительным и методичным (ре­шающий, рациональный тип) или уступчивым, гибким, непосредственным, несколько стихийным (воспринима­ющий, рациональный тип).

Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

Экстравертзаряжается энергией от людей и действий, по­этому направлен к внешнему миру, к общению. Интровертчер* пает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентри­рован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разго­вора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим со­бой и своими мыслями, как бы «перезарядиться»).

Для мыслительного типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни. Для эмоционального типа главное — выражение от­ношения к событию, оценка события, «принятие или непри­ятие события». Сенсорному (ощущаемому) типу присуще при­нятие событий как реальность, как факт, как чувственный опыт (ощущение, восприятие), присуще умение восприни­мать реальность. Интуитивному типу свойственна способ­ность прогнозировать будущее развитие событий, присуще воображение. Мыслительный, эмоциональный, интуитив­ный, ощущающий типы будут проявляться в своеобразных функциях в зависимости от зкстраверсии либо интроверсии человека (см. рис. 7).

Рис. 7. Влияние экстраверсии-интроверсии на функции психологических типов людей.

Для обеспечения пластичности и выживаемости в пси­хике каждого человека представлены все восемь разновид­ностей функций: эктравертивная и интровертивнаялогика, экстравертивная и интровертивная интуиция, экстравертивные и интровертивные эмоции и сенсорика,но в разной про­порции, в зависимости от их расположения и степени выра­женности.

В психике человека выделяют четыре основных канала свя­зи с миром: I канал — самый мощный, наиболее определяет тип человека: если человек — экстраверт, то канал занят «черной функцией», если интроверт — «белой». По этому каналу человек получает наиболее полную информацию о мире. II канал назы­вают «продуктивным», или «творческим» — это область актив­ного действия, направленная вовне. III канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, разме­щенная в нем, оказывается весьма уязвимой для «постороннего воздействия» — это «точка наименьшего сопротивления», «уяз­вимая больная мозоль человека». IV канал — суггестивный, по этому каналу человек наиболее внушаем. Психическая функция, действующая здесь, — самая слабая из четырех.

Основные правила расположения функций по каналам 1) если экстраверт в I (сознательном канале), то все осталь ные каналы — интровертивные и наоборот; 2) функция I канала должна быть на другом полюсе по признаку «рацио нальный — иррациональный» с функцией I канала, т. е. ест I канал занят рациональной функцией (логика, эмоции), то во II — обязательно будет иррациональная функция (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека); 3) функ­ция III канала является дополняющей функцией по отношению ко II каналу (если на II канале находится логика, то на III-ем канале — эмоции, если на II канале находится интуиция, то на III — сенсорика); 4) IV канал занят функцией, противополож­ной той функции, которая находится на I канале. Исходя из указанных правил расположения функций, можно выделить 16 психосоциотипов людей.

Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1300;

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх